Беседа птицы вокруг нас



Классный час «Птицы — наши друзья»

Асонова, Н. В. Классный час «Птицы — наши друзья» / Н. В. Асонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75024/ (дата обращения: 12.06.2021).

Цель: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Форма проведения занятия: беседа-обсуждение;познавательные игры.

Ход занятия:

I . Организационный момент .

Педагог: Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, итак, за работу.

II . Вводная часть.

Педагог: Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня? (Звучит запись голосов птиц)

Беседа «Поговорим о пернатых друзьях» .

Педагог: Уже почти, как месяц мы простились с зимой, которая побаловала нас в этом году снегом, морозами, зимними праздниками, забавами. Наступила весна. Чего вы ждёте от весны? (ответы)

Каждое живое существо с нетерпением ждёт весны, тепла, света. Весна — время пробуждения, перемен. Но особенно долгожданное это время года для кого? Вы узнаете отгадав загадку. Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы: одним словом это -……(птицы). Как выдумаете почему? (ответы)

Действительно, для птиц весна — это время возвращения на Родину. Неслучайно в дни возвращения птиц из тёплых стран отмечается День птиц.

Всемирный день птиц начали отмечать с 1 апреля 1906 года, когда была подписана Международная конвенция (договор) об охране пернатых. Но и без принятия конвенции в России считалось преступлением разорить гнездо или убить птицу.

В России всегда с любовью относились к птицам, считая их живыми символами свободы, красоты, счастья.

III. Основная часть.

Педагог: Предлагаю вам увлекательное путешествие в мир птиц.Посмотрите, сколько птиц вокруг. Мы знаем, что птиц на земле очень много. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать. Одни живут в лесу, другие — только в степи, третьи и там, и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.

Ученик :

Бывают птицы разные

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму,

На добрый, теплый юг.

Другие-те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

— На какие группы делятся птицы (перелетные, зимующие (оседлые, кочующие))

«Птицы — защитники от насекомых». (Продолжение беседы)

Педагог: Птицы — верные помощники, защитники наших лесов, полей, огородов от вредных насекомых и грызунов.

По-разному вредят эти насекомые. Одни грызут листву деревьев, другие подгрызают их корни; третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, другие ползают. Но птицы находят их везде.

Огромное количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы, обитающие в нашей стране.

Практическая часть.

Звучат голоса птиц. Показ слайдов.

Педагог: Ивзрослые, и дети все любятзагадки. Загадки — это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. Сегодня загадки будут о птицах. Птицы — гонцы весны.

— О какой группе птиц пойдет речь?(о перелетных)

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли на нос не садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (грач)

Он выступает перед нами

Как молодой весны гонец.

Он рад увидеться с друзьями.

А зовут его…(скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины. (ласточка)

Это птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет.

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Прилетел к нам наконец

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (соловей)

Сообщения детей о птицах.

Грач (пение птицы)

Весной грач прилетает рано, еще лежит снег на полях. Грачи всеядны, питаются червями и личинками насекомых которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Гнездятся на деревьях большими колониями. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существуют очень долго даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка из 3–7 яиц. Птенцы появляются через 16–20 дней. Вылет грачат из гнезда происходит через 30 дней.

Ласточка (пение птицы)

Ласточки прилетают около середины мая и приступают к постройкам гнезда и откладыванию яиц. Насиживание продолжается 12–13 суток, выкармливание птенцов — около 20 дней. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Ведут общественный образ жизни, собираясь в большие группы и вместе усаживаясь на провода и другие возвышения. Они гнездятся большими колониями. Питаются ласточки насекомыми: мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие летающие насекомые. Большинство жертв они ловят в полёте, и на лету способны кормить своих питомцев.

Скворец (пение птицы)

Весной первыми прилетают самцы, которые тут же начинают искать себе место для будущего гнезда — дупло, отверстие в стене дома или скворечник. Самки прибывают спустя несколько дней, и пары приступают к обустройству гнезда. Строят гнездо оба родителя, в качестве подстилки используются сухие веточки деревьев, корешки, стебли, листья, шерсть и перья других птиц. Обычно кладка состоит из 4–6 светло-голубых яиц без крапинок. Птенцы появляются через 11–13 дней. Добычей корма для птенцов занимаются как самец, так и самка, причём на его поиски они улетают одновременно, оставляя птенцов в гнезде одних. В первое время родители кормят птенцов мягкой пищей, но по мере роста приносят им и более жёстких насекомых: кузнечиков, жуков, крупных гусениц и улиток. Птенцы покидают гнездо через 21–23.

Соловей (пение птицы)

Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4–6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.

Кукушка (пение птицы)

Кукушки ведут одиночный образ жизни, гнёзд не строят, яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Хозяева обнаруживают подмену в очень редких случаях. Птенцы появляются на 12–13 день. Птенец кукушки выбрасывает из гнезда яйца или новорожденных птенцов птицы-хозяина. Широко открывая свой ярко окрашенный оранжевый рот, птенец постоянно требует еды, поэтому родители просто игнорируют упавших птенцов. Птенец кукушки быстро растёт. На 20–22 сутки он покидает гнездо, в два-три раза превосходя своих родителей по размеру. Родители докармливают птенца ещё 2–3 недели. Кукушка питается крупными мохнатыми гусеницами дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы.

Полевой жаворонок (пение птицы)

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь, довольно широкая для изящной птички, имеет коричневые пёстрые перья. Голова полевого жаворонка, аккуратная и более утончённая, чем голова воробья, украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья. Над тёмными глазами-светлая бровь. Окраска полевого жаворонка покровительственная, она помогает ему маскироваться в траве и на земле. Самца можно отличить от самки по более крупным размерам и по песне, которая отсутствует у самки.

IV . Физкультминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Викторина «Птичьи секреты».

Какую птицу считают «лесным доктором»? (Слайд — дятел)

Какая птица любит воровать блестящие вещи? (Слайд — сорока)

Какую птицу называют лесной кошкой? (Слайд — сова)

Игра «Поэты».

Я буду называть слово, а вы подбирать к нему рифму, которая должна обозначать название птиц.

Игра «Прилетели птицы…»

Педагог: Ясейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут, же даёте сигнал — хлопок, называя мою ошибку.

Прилетели птицы: Голуби, куницы

Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.

Педагог: Также существует очень много пословиц о птицах, вспомним их.

  1. Слово не… Вылетит — не поймаешь. (Воробей)
  2. Всяк … свое болото хвалит. (Кулик)
  3. Лучше… в руке, чем … в небе. (Синица, Журавль)

Педагог: Про птиц написано много рассказов, стихов, сказок.

Читайте также:  Во сне наслаждаться пением птицы

Игра «Угадай сказку».

1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки.

Какие ещё сказки или рассказы, где героями произведения является птица, вы знаете? («Курочка Ряба», «Кот, дрозд и петух», «Лисичка со скалочкой»)

Педагог : Ребята, представьте, что вы увидели маленького птенца, который едва прыгает по земле… Надо ли спасать птенцов? ( Не надо, птенец не пропадет, если вы её не поймаете и не унесете из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, покидают свои гнезда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют хорошо прятаться от хищников. А родители находят их и кормят.)

V. Итог занятия.

Педагог : Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением С. Степановой «Не пугайте резвых птичек!»

Ученик:

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работе очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!

Педагог : С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней.

Источник

Беседа с элементами викторины: "День птиц"

Цель: формирование понимания важности заботы о природе и охране природы как охраны родины.

Задача: повторить и обобщить знания детей о птицах;

Оборудование: плакат “ Охранять природу – значит охранять Родину”; фонограммы пения птиц; иллюстрации с изображением птиц; название беседы и схемы “А что вы знаете о птицах?”.

Предварительная подготовка: дети учат стихи о птицах, о природе.

Ход мероприятия

1. Вводное слово воспитателя:

2. Воспитатель: Определить тему нашей беседы вы сможете, если отгадаете загадки:

А) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).

Б) крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник).

В) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

Г) Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела. (Птица).

Воспитатель: Так о ком же мы будем говорить? (На доске появляется название беседы” День птиц”). Почему наша беседа посвящена пернатым друзьям? (Ответы и предложения детей).

(Чтение стихов детьми).

Есть просто храм.
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу завёт.
Выхожу из дому я –
Здравствуй Родина моя!

На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют.
И Землю свято берегут.
Скажите дети,
Можно жить без птиц на свете?

(Выслушиваются ответы и предложения детей).

Букашки, жучки, червячки
На деревьях нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут на земле.

3. Викторина “А что вы знаете о птицах?”

Воспитатель: Итак, птицы охраняют растения от насекомых, которые уничтожают зелень. А какую роль в жизни природы имеют растительность и деревья? (вырабатывают кислород).

А чего лишиться Земля, если пропадут все птицы? (Чтение стихов. )

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик – чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.

(Включается фонограмма записи пения птиц в утреннем лесу).

Воспитатель: А что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания? (После ответов детей на доске появляется схема “ А что вы знаете о птицах?”).

– Птицы – единственные животные с перьями.

– Большинство птиц умеют летать.

– Птицы бывают перелётными и зимующими.

– Птицы бывают домашними и дикими.

– Птицы теплокровные животные.

– Птицы питаются насекомыми, семенами растений, мышами, червями. Зерновыми. Рыбой.

– Птицы бывают хищными и нехищными.

– Птицы селятся в лесах, парках, садах.

– Птицы вьют гнёзда на траве, кустарниках, деревьях, в норках береговых откосов.

Б) Об орнитологии:

Воспитатель: есть целая наука, изучающая жизнь и повадки птиц – орнитология. А учёных называют орнитологами. До сих пор учёных интересует много до конца нераскрытых тайн уникального поведения птиц. Но на один интересный вопрос найден ответ: “ Зачем птицы поют?”. Поют лишь самцы. Весной возвращается домой маленький певун и во весь голос заявляет: “ Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду питаться, и растить птенцов”. Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и другое значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов.

(Слушанье фонограмм пения птиц).

Воспитатель: О какой птице сейчас пойдёт речь?

1) Днём спит, ночью летает и людей пугает. (Сова).

Воспитанник: самая большая – филин. Размах крыльев может достигать до двух метров.

Самая маленькая – североамериканский эльфовый сычик. Сова – птица очень скрытная. Встречи с ней даже у орнитологов крайне редки.

2) Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а лечит. (Дятел).

– Послушайте, как стучит дятел в лесу. Работу, какого инструмента напоминает этот стук?

3) Отгадайте загадки про других птиц.

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).

Длинноногий, длинношейный,
Длинноклювый. Телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

Подводятся итоги викторины:

4 .Подведение итогов:

Воспитатель: Сейчас люди всего мира поняла, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся работа по охране природы. Наша страна очень серьёзно относится к проблемам охраны птиц. На месте вырубленных и сожженных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. Давайте же стараться жить так, что бы Земля вокруг нас осталась щедрой и прекрасной.

– А какую помощь птицам можете оказать вы? (Ответы детей).

– Вспомните слова М.М. Пришвина: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. (звучит фонограмма пения птиц).

Источник

Беседа о птицах для школьников 4-5 класса

А то, что агрессия в основном протекает в виде песенных дуэлей, так очень хорошо: и по территории рассредоточились, и тяжких повреждений друг другу не нанесли.
Возможно, именно потому, что рябинники нередко селятся колониями, они и поют плохо и неохотно. Ведь чтобы поселиться всем вместе, нужно подавить агрессивность: не прогонять соседа, а терпеть его присутствие. Вот и приходится «наступать на горло собственной песне».
Но чиж — тот самый чижик-пыжик, которому установлен памятник в Санкт-Петербурге на Фонтанке,

Памятник «Чижику-пыжику» в Санкт-Петербурге на Фонтанке

— умудрился стать полноценным исключением из этого правила. Чижи не только зимой держатся большими — из десятков и сотен особей — стаями, они и летом часто селятся по соседству и даже устраивают совместные таковые полёты, наматывая круги над деревьями. А порой самцы, кормящие выводки, вместе вылетают за кормом. И при этом активно поют.

Песню чижа — торопливый поток трелей и щебета словами не передашь, но есть в ней один элемент, который позволяет довольно легко его узнать. Чиж время от времени кричит «Чи-иж» тоненьким голоском. Словно сам удивляется: он ли это. Этот элемент не только включается в песню, но и служит позывкой.
Как и зяблик со щеглом, чиж относится к семейству вьюрковых и, как все вьюрковые, питается семенами, только птенцов кормит насекомыми.

Такие разные мухоловки

Лишь скрипит, а не поет,
В полудуплах гнезда вьет,
Все движенья очень ловки
Скромной серой мухоловки.

Малая мухоловка

Мы уже познакомились с серой мухоловкой — певцом, прямо скажем, неважным. Но другие виды мухоловок поют замечательно. Песню самой обычной мухоловки, которая встречается даже в зелёных кварталах городов, мухоловки-пеструшки можно передать словами Ци-ци-три, крути-верти или Печи, печи в печи куличи.

Мухоловка-белошейка

Малая мухоловка начинает, похоже на эту же песню, но затем многократно повторяет один слог, постепенно затихая, Крути. Крути. Крути-ти-ти-ти-ти-ти. Любопытно, что при сходной песне внешне малая мухоловка совсем не похожа на пеструшку. А вот мухоловка-белошейка, наоборот, очень похожа окраской: только внимательный наблюдатель может заметить, что белый ошейник смыкается сзади, — а вот песня её совсем иная, немного грустные свисты и цвирканья.
Малая мухоловка живёт в лесах, в городах встречается разве что в больших лесопарках. Зато распространена от Западной Европы до Дальнего Востока и от тундры до лесостепи.
Белошейка — жительница Южной Европы, по югу средней полосы проходит северная граница её распространения.
Обычно мухоловки живут в дуплах, искусственных гнездовьях (дуплянках), в различных трещинах — в общем, в укрытиях. Лишь изредка они могут построить, гнездо открыто в развилке ветвей или на месте старого дроздиного гнезда. Так что привлечь в сад мухоловку легко — нужно просто повесить дуплянку с узким (2-2,5 см) летком. Если уж не мухоловка, то синица точно поселится.

Читайте также:  Птицы мои птицы полный минус

Флейта – кошка

В траве – вечерняя роса,
Устали косаря.
Заброшен серп на небеса,
Где отцвела заря.
И он сверкает среди звезд
Во всю величину.
Но нарушает черный дрозд
Земную тишину.
Во мраке различим едва,
То плачет, то поет,
И внемлют травы и листва
Чередованью нот…

Уже поздней весной, когда деревья полностью оденутся в летний наряд, проходя по лесу, можно услышать с вершины дерева красивые и мелодичные флейтовые высвисты, немного напоминающие грустную песню чёрного дрозда. Неопытный любитель птиц даже может на несколько мгновений обмануться. Как вдруг лес оглашается душераздирающим воплем кошки, которой наступили на хвост.
Так вот кто это: не дрозд, а иволга! Относится она к семейству иволговых, которое в средней России представлено всего одним видом (есть ещё один на Дальнем Востоке), — все остальные члены семейства живут в тропиках.

Да и наша иволга сохраняет много тропических особенностей. Во-первых, необычайно яркую окраску: самец лимонно-жёлтый с контрастно-чёрными крыльями и хвостом, самка окрашена поскромнее, она зеленоватая с пестринками. Во-вторых, иволга живёт высоко в кронах, как многие птицы тропических лесов. И не любит хвойные породы: поселяется только в лиственных лесах, в крайнем случае, в смешанных.
Особенно любопытно гнездо иволги: сплетённое из травинок и лыка, оно подвешивается между двумя веточками в кроне дерева, как гамак.
Питаются иволги насекомыми, в частности гусеницами, регулируя их численность, не давая чрезмерно размножаться. Кстати, местами иволги поселяются в садах, также защищая их от вредителей.

Будущие горожане
Раз уж мы договорились рассказывать обо всех поющих птицах, даже не относящихся формально к певчим, то скажем пару слов о диких голубях (отряд голубеобразные, семейство голубиные) — некоторые из них довольно неплохо поют. Да-да, в наших краях водится много видов диких голубей, только в основном они избегают городов и больших посёлков, где обычен сизый голубь.

Сизый голубь

Самая богатая песня у самого крупного голубя — вяхиря. Он гнездится в лесу, но за семенами, бывает, вылетает кормиться на поля. Песню вяхиря можно очень похоже, передать английской фразой: What do-оо уоu d-оо? Whаt dо-оо уоu dо-оо in woods?, если произносить её с утробным урчанием.

Голубь — вяхирь

Песню уже другого представителя голубей — кольчатой горлицы принято передавать словом: Чекушку. Чекушку. Эта красивая розоватая птица с чёрным полукольцом на шее селится в основном в деревнях или рядом с ними. Дело в том, что до начала ХХ века она жила в Средиземноморье. А потом вдруг стала расселяться всё дальше и дальше на север и северо-восток, заселив всю Европу. К концу ХХ столетия кольчатая горлица дошла до Санкт-Петербурга, Москвы, Урала. Но здесь в дикой природе ей жить всё-таки трудновато: она к таким условиям не приспособлена. А вот посёлки и окраины городов, видимо, напоминают ей родные средиземноморские скалы.
Кстати, вяхирь в Западной Европе давно перестал бояться людей и в больших количествах встречается в городах, в том числе и крупных: его очень много в Париже. Да и чёрный дрозд, у нас встречающийся пока лишь в лесах и крупных парках, в Европе приспособился жить и в городских дворах. Орнитологи предполагают, что мода жить в городах дойдёт и до нас.

Черный дрозд

Вяхири, например, уже не боятся гнездиться в дачных посёлках и на окраинах городов. Чёрных дроздов всё больше в парках. Хочется надеяться, что скоро они выплеснутся и в жилые кварталы. Но для этого, конечно, мы сами не должны их пугать и беспокоить, нам нужно показать птицам, что люди — не опасные. И тогда наши дворы обогатятся новыми певцами.

Громкие и тихие
Среди лесных певцов есть как очень громкие, которых слышно буквально за километр, так и очень тихие птицы, которых можно пропустить, проходя совсем рядом, — просто не расслышать на фоне хора других птиц. (Орнитологи порой, вернувшись с маршрутных учётов птиц, жалуются даже на соловьёв — дескать, так громко поют, что не дают услышать другие виды.)
Самая громкая птица наших лесов — обыкновенная кукушка, наиболее известный вид в семействе кукушковых отряда кукушкообразных. Её знаменитое «ку-ку» разносится порой на два километра. Почему так громко? Да потому что самцу кукушки нужно застолбить большой участок. А как ещё это сделать, если не голосом?

Черная кукушка

Для чего самцу кукушки большой участок, вы, наверное, уже догадались. Ведь, как известно, кукушка — гнездовой паразит, она сама не строит гнёзда, а подкладывает яйца по одному в гнёзда птиц других видов. При этом вылупившийся кукушонок выбрасывает из гнезда яйца или уже вылупившихся птенцов своих приёмных родителей, то есть лишает их собственного потомства. Значит, если кукушек на одной территории будет слишком много, численность птиц-хозяев (назовем так птиц, на которых паразитирует кукушка) сократится. Вот чтобы этого не случилось, кукушки и занимают большие участки, на которых живёт множество птиц-хозяев и где ущерб от их паразитизма будет мизерным.
А вот одна из распространённых жертв кукушек — зарянка из семейства мухоловковых или, как говорили в старину, малиновка, напротив, поёт негромко. На фоне зябликов её можно и не заметить. Лучше всего слушать зарянок в вечерних сумерках, когда многие другие птицы стихают. Песенка её очень приятная, живая, журчащая как ручеёк. Она состоит из самых разных звуков, но есть в ней один характерный элемент, позволяющий сразу узнать певца: это звук, похожий на свист пенопласта, которым водят по стеклу.

Поёт-звенит зарянка,
И будит сонный луг,
Вытягивает ноты,
Приветствует подруг.
Лишь солнца луч проснется,
Зарянка — вместе с ним…

Возможно, зарянку так назвали потому, что лучше всего её слышно на заре (хотя вообще она может петь и днём, и ночью). А может быть, потому что грудь и горло у неё оранжевые, как небо на заре.
Но, пожалуй, чемпион по незаметности — лесная завирушка. Случайно увидев её, несведущие люди порой принимают завирушку за воробья: она окрашена довольно похоже, только шея и горло асфальтово-серые. Но посмотрите на её клюв, тонкий и длинный. Сразу видно, что это насекомоядная птица, а не зерноядная, как воробей. У зерноядных клювы широкие и толстые.

Лесная завирушка

Песня лесной завирушки — свистовые трели, довольно мелодичные, но не очень громкие, они слышны только вблизи. Да и сама птичка очень скрытная, она всё время прячется в густых кронах елей или в зарослях лесных кустарников.

… Песня пленит и пьянит, и ласкает,
Душа в поднебесье, сорвавшись, летает,
Слеза навернулась. Ах, что это я
Смутилась от счастья под песнь соловья.
О чём поют птицы, предтечи рассвета? –
Возможно о солнце, дарующем лето,
Поднявшем над далью рассвета лучи,
Пронзившие небо из бездны ночи.
И вот после тьмы, голубой небосвод
Встречает ликующий птичий народ;
…И солнце взошло, озарив небеса,
Заслышав пернатых певцов голоса.

***
Птицы – часть природы, без которых ее красота была бы неполной!
Птицы преображают природу своими яркими красками, звучной песней.

Источник

Беседа с детьми на тему «Птицы — наши друзья»
консультация (старшая группа)

Альканова Ольга Ивановна

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Скачать:

Вложение Размер
ptitsy_-_nashi_druzya.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Беседа с детьми

«Птицы — наши друзья»

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

А сейчас проведем игру «Птичьи разговоры». Соедините стрелками название птицы и звуки, которые она издает.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

  • Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.

Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст . Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы — в декабре месяце.

  • Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.

Одной из перелетных птиц является кукушка . Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

— Птицы бывают домашними и дикими.

— Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

— Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек .)

– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)

– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)

– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)

– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)

– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

– Какая птица выше всех летает? (Орел.)

– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

–Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)

А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Воспитатель. Что неправильно, почему?

Дети. Мухи – это насекомые.

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Воспитатель Начинаем снова.

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Воспитатель Прилетели птицы:

Правила обращения с птицами.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 миллиардов, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-схема непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по обучению татарскому языку русскоязычных детей на тему «Птицы — наши друзья». В соответствии с ФГТ.

Открытое досуговое мероприятие по теме: «Птицы — наши друзья»

Занятие посвящено перелётным птицам (нескольким видам). За пример взята живая птитца, как сюрприз.

Музыкально-литературное развлечение на экологическую тему «Птицы — наши друзья» для детей средней группы

Музыкально- литературное развлечение на экологическую тему для средней группы ДОУ. Доступный адаптированный материал.

Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»

1. Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1 Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта.

педагогический проект по теме: » Птицы — наши друзья, нам без птиц никак нельзя!»
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: «Птицы — наши друзья»

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: «Перелётные птицы» Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава.

Источник