Былина о защите природы



Былинный образ русской земли

Былинный образ русской земли

Рассматривая былинные образы русской земли в фольклоре восточных славян, необходимо обратить внимание на тот факт, что само понятие «былины» несет в себе не только стихотворно- поэтическую направленность, но и представляет собой изложение древних исторических событий, происходивших на русской земле. Образ земли в былинах, включает в себя не только патетическое воспевание Земли – матушки, но и представляется многочисленными образами богатырей — защитников земли, одухотворенностью рек и озер, и прославлением победы над врагами русской земли.
Примечательно, что исходя из смысловой нагрузки текста русских былин, можно познакомиться не только с документально подтвержденными событиями, но и узнать об отношении человека к земле, его обрядовости и социально-значимых для человека событий.

Основными героями образа земли в русских былинах, являются богатыри, к которым проявлялось особое почтение, ввиду действий по защите родной земли и отражению нападения врагов. Наиболее ранними упоминаниями о богатырях являются былины о Дунае, Волхве Всеславьевиче и конечно мифологическом богатыре Святогоре.
Позднее, были созданы былины с подвигами, известных по сей день богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. На сегодняшний момент, былины имеют несколько циклов. Наиболее известные своими событиями в былинах являются Киевский и Новгородский циклы. В киевском цикле былин, богатыри идут на службу князю Владимиру, а в новгородском цикле, богатырями и защитниками представляются князья, крестьяне и купцы – Микула, Вольга, Садко. Все героические образы богатырей циклов былин, как никогда подчеркивают общий образ русской земли.

Образ земли русской, также представлен в былинах и городами, наиболее известными защитой от нападения вражеских войск. Наиболее часто упоминаемы – Киев, Галич, Муром, Новгород.
Интересен факт создания собирательного образа Князя Владимира в былинах, часто упоминаемого как Владимир «Красно Солнышко». Этот образ является совокупностью черт образа князя Владимира Святославовича и образа князя Владимира Всеволодовича Мономаха, являющимися правителями земли Новгородской.

Отличительной особенностью русской былины от других древних поэтических произведений, является форма изложения с характерными ударениями и наличием запевов, предшествующих началу происходящих в былинах событий. Обязательным, является и описание социально-бытовых проявлений в исторических условиях.
Образ русской земли в былинах также представлен в упоминании Могучего Днепра, Волги – матушки, Ильмень – озера и Белого моря, которые являются одними из важнейших исторических мест, в коих разворачиваются все события.

Также, стоит обратить внимание на представление образа земли и ее отождествление с крестьянским пахарем и земледельцем. Так, например, былинные богатыри Илья Муромец и Микула Сельянинович, описываются как пахари, занимающиеся «крестьянской работушкой».

Исследуя образ русской земли в былинах, читатели сталкиваются не только с образами «славных богатырей русских», но и с духовностью окружающего мира, с описаниями, указывающими на отношение восточных славян ко всему происходящему вокруг них. Образ земли в былинах и сказаниях, представлен также и описаниями окружающей русской природы. Довольно часто встречаются такие словоформы, как: «трава – мурава», «мать сыра земля», « ветер – владыка», свидетельствующие об особом почитании славянами природных явлений.
Образ земли русской, также представлен в былинах отношением славян к земле, как к «матушке», помогающей справляться со всеми бедами и напастями. В подтверждение этих слов, говорят неоднократные обращения богатырей и защитников к русской земле о помощи и, своего рода благословения на защиту от «врага — супостата».

Былинный образ земли многообразен, но основным качеством смысла любой русской былины является высокая патриотичность и общее Единение славянского народа против ненавистного врага. Былины являются основой русского фольклора, благодаря им, произошло последующее развитие сказаний, эпосов и русских исторических баллад.

Источник

Экологические сказки для формирования у детей любви к природе

Зайчик и Медвежонок. Экологическая сказка.

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко.

Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования.Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

Экологическая сказка

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно,три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Нет места мусору

Экологическая сказка

Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем,что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: «Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор.Работа у них кипела: «Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу.Увидела его она и говорит: «Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»

Мусор был в ужасе.Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор,приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».

А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор, сложенный в мешки. Чистота сказала: «Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

А Порядок продолжает: «И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.

Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

Сказка про хламище-окаянище

Экологическая сказка

В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.

И были у них два помощника,два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы,выжидают: что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок-лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели –и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Старичок-лесовичок затряс бородою:

— Да что же это делается такое! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий,неопрятный и ужасно противный притом: Хламище-Окаянище. Костями грохочет,на весь лес хохочет:

Вдоль дороги по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

По нехоженым местам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – великий, многоликий,

Я – бумажный, я – железный,

Я – проклятый, окаянный!

Поселюсь в твоем лесу —

Много горя принесу!

Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу-Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом,и снова стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Что делать? Как до Хламища-Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться? Приуныли старички-лесовички, притихли медведи.Только слышат: кто-то поет и по лесу едет.Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет –удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?

— Убрать немедленно весь этот хлам!

А лесовички в ответ:

— Да не справиться нам! Это не просто хлам, это –Хламище-Окаянище: зверь непонятный, тощий, неопрятный.

Читайте также:  Социальная стратификация и дифференциация природа социального неравенства

— Не вижу никакого зверя и вам не верю!

Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом,стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Не испугалась Царица Лесная:

— Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!

Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище-Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.

Засмеялась Лесная Царица:

— Вот так — годится!

Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.

— А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?

— Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!

Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!

Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на подмогу соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы. Испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору.

Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище-Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.

Да только на этом не кончились беды старушки-лесовушки и лесовичка-деда. Нагрянули в лес браконьеры-негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!

Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.

— Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!

Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.

Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.

«Воспитание у детей интереса и любви к природе». Консультация для родителей КОНСУЛЬТА ЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Воспитание у детей интереса и любви к природе». ЦЕЛЬ: Формирование экологического сознания у родителей,.

Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе» «Воспитание у детей любви к родной природе». Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из.

«Воспитание любви к природе». Консультация для родителей В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства.

Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса:.

Консультация для родителей на тему «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Экологические сказки для детей дошкольного возраста Зайчик и Медвежонок Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок.

Экологические сказки для дошкольников Приключение Сыроежки в грибном царстве Эта необычная история произошла в обычном лесу. Ранней осенью на лесной поляне вырастает настоящее.

Презентация «Экологические сказки для дошкольников» «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!» Предыстория В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной.

Экологические сказки для дошкольников «ПОЧЕМУ ИДЕТ ДОЖДЬ?» Жила-была маленькая капелька в одном огромном-преогромном озере. Вокруг плавали такие же маленькие капельки. Им было.

Источник

Былины: о героическом русском эпосе и детском чтении

Художник: Владимир Перцов Художник: Владимир Перцов – А что вы сейчас с вашим мальчиком читаете? – спрашивают меня.

Мои знакомые – интеллигентные, думающие, внимательные родители. Спрашивают с неподдельным интересом, им важно. У них тоже пятилетний мальчик. Думают, что-то необычное, современное, остроумное я им сейчас порекомендую.

– Ну, мы про космос книгу читаем. И былины.

Несколько секунд недоумённого молчания.

– И ему интересно?

– Ну… да. Сам просит. Третий раз уже читаем.

– Но там ведь ничего не понятно! И язык такой древний. Правда, слушает?

Художник: Владимир Перцов Художник: Владимир Перцов Понимаю, что на этот раз мои рекомендации – мимо. Иду за сыном в садик не то чтобы расстроенная, но в странных чувствах. Может, и правда, что-то странное и сложное навязываю? Может, ему не это совсем надо?

По дороге домой сын щебечет не переставая. Даня принёс нового робота, а с Никитой они играли в машинки, а на прогулке его хвалили за поведение. Небольшая пауза, я быстро вклиниваюсь.

– Скажи, сынок, тебе нравятся былины?

Смотрит на меня недоумённо, дескать, что за странные вопросы.

– Да, очень нравятся.

– А что тебе там больше всего нравится?

Рассказывает долго, увлечённо. Про Илью Муромца и Соловья-разбойника, про Добрыню Никитича и змея, про Вольгу, про Микулу-Селяниновича. Про Святогора-богатыря – с особенной какой-то интонацией: осторожно, что ли.

Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные

И тут я вспоминаю себя в детстве. Я очень любила былины. Любила Киев с его золотыми маковками, и речку Смородину (такое название красивое, а от него жутью веет), и шатры белополотняные в чистом поле, и неспешный слог, и бесконечные повторения – из текста в текст. Особенно любила Василису Микуличну. А Святогор вызывал смешанные чувства – страха и восхищения. Осмыслить саму фразу о том, что «не носит его мать-сыра земля», было сложно, но и притягивала она чем-то.

Былины – особая штука. Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные. Об этом свидетельствует, прежде всего, неиссякающий детский интерес: и герои, и сюжеты – цельные, увлекательные. Главное, чтобы родителям хватило внутренней смелости и свободы открыть их для ребёнка. И для себя тоже.

Былинные герои – зачем и откуда?

Конашков Федор Андреевич Конашков Федор Андреевич Если говорить о научной классификации, то былины относятся к героическому эпосу. И это важный момент: изначально у них была иная задача, чем, например, у сказок. Былины (или «старины», так говорили сказители) воспринимались как «дела давно минувших дней», но дела вполне реальные.

Моя книга былин, адаптированная для детей, создана выдающимся фольклористом Александром Нечаевым. Он был настоящим энтузиастом своего дела, много ездил по северным деревням, кропотливо собирал материал. В одной из таких экспедиций, в олонецкой деревне, он встретил сказителя Фёдора Конашкова. Слушая его исполнение, Нечаев отметил важную деталь: «Подлинное искусство не терпит фальши, лжи, а Фёдор Конашков убеждённо верил в то, о чём пел, и потому пение его так заразительно действовало на слушателей».

К сожалению, у нас нет возможности послушать старых сказителей, но и то, что осталось, – огромное богатство. Богатыри, словно бы вырастающие из страниц детской книги, – не просто сказочные герои. Каким бы ни был далёким от нас источник этих произведений – он лежит не в фантазии, а в реальности. То есть, конечно, чудеса, удивительные метаморфозы, происходящие с героями, злодеи, наделённые необыкновенными способностями, битвы, которые разворачиваются перед нами, – причудливый, веками наслаивавшийся вымысел. Но сами образы богатырей, рождённые в древности, в основе своей имеют образы реальных людей, искусных воинов, защитников родной земли.

Богатыри – не просто сказочные герои

И мой пятилетний сын это чувствует: не только восхищается силой Ильи Муромца, удалью Алёшки, возможностью Вольги превращаться в животных, птиц и рыб. Ему нравится сама идея богатырской заставы, его восхищает то, как вовремя появляются они на поле брани, вновь и вновь спасают стольный Киев-град от разорения.

Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный; героический; православный

А больше всего его поразило то, что Илья Муромец, оказывается, – святой. Он долго и внимательно соотносил иконописный образ и иллюстрацию в книге, расспрашивал, рассуждал и думал. Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный, литературно-художественный; былинный, героический; православный – тот, что он видит, чувствует и впитывает, приходя в храм, становясь на молитву дома.

И само слово «герой» вдруг вспыхивает новой гранью. И мы долго говорим о том, что настоящий герой – это не только тот, чья рука разит без промаха, но и тот, например, кто может забыть обиду на князя ради благополучия родной земли.

Былинный слог

Ритмическая организация у былин особая. Это тонический стих с особым соотношением ударений, что и придаёт напевность, плавность, неспешный ритм повествованию. Причём интересный момент: рифмы в былинах нет, но ритм занимает место ничуть не меньшее, чем в привычных нам силлабо-тонических стихотворениях. Проще говоря, сказители выстраивали информацию, подчиняя её ритму.

В детском пересказе былин, хотя он и прозаический, тонический ритм отчасти сохраняется. Это невероятно важно: не просто рассказать о богатырях, а почувствовать обволакивающее действие мелодии текста. Многих родителей пугает этот момент: вроде как, где мы с нашими гаджетами, мемами, мультсериалами, а где былины. Не стоит бояться: просто начните читать ребёнку вслух былинный текст. Главное – никуда не спешить, а он сам подхватит, как речной поток, понесёт дальше – в свою глубину.

Особенности структуры

Мне кажется, ребёнку полезно и важно видеть и пробовать новое. Былинный слог, да и само сюжетное строение, неторопливое повествование отличается от современных способов подачи информации. Хорошая книжка для нас – та, в которой нас лихо заносит на сюжетных поворотах, неожиданно переворачивает с ног на голову, не даёт замедлиться, задуматься – не дай Бог, заскучает читатель. Это не плохо и не хорошо – это данность.

А вот былины построены совсем не так. В них – обстоятельные зачины, подробное описание сборов богатыря, его доспеха, конской упряжи:

«И стал коня засёдлывать. Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское недержанное. Подтягивал двенадцать подпругов шелковых со шпенёчками булатными, с пряжками красна золота, не для красы, для угожества, ради крепости богатырской: шелковые подпруги тянутся, не рвутся, булат гнётся, не ломается, а пряжки красного золота не ржавеют».

Многие сюжетные ходы повторяются из текста в текст, вновь и вновь. В каждом или почти в каждом богатырь седлает коня и надевает доспех, крестится и кланяется на все стороны, заходя в горницу, в его речи постоянно встречаются одни и те же формулировки. Практически в каждой былине встречаются троекратные повторения действий. Но при этом абсолютно нет впечатления скуки, того, что «я это всё уже знаю». Вспоминая себя в детстве и глядя на своих детей, я с уверенностью могу сказать, что такое возвращение к известному, повторение доставляет удовольствие и не надоедает.

В чём же секрет? Мне кажется – в утверждении незыблемости, верности действий и поступков, самой жизни. Богатырь знает, как поступить и что сказать, да и весь былинный мир – яркий, красочный, опасный порой – живёт по своим незыблемым законам. Читатель – маленький или большой, неважно – быстро воспринимает и усваивает их и внутренне радуется узнаванию этих деталей в процессе чтения.

Иллюстрации

Владимир Перцов Владимир Перцов Самые любимые – Владимира Перцова. В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь. Он прекрасный стилизатор, в его иллюстрациях есть и бытовые подробности, и динамика, движение – словно бы везде бушует порывистый ветер, развевающий одежды, гривы коней, волосы, выбивающиеся из-под шлемов.

Его чудесная находка – фронтисписы с полноразмерными образами персонажей, которые предваряют титул. Дети очень любят рассматривать богатырей – мельчайшие подробности: плетение кольчуг, мечи и кинжалы, щиты и колчаны, притороченные к сёдлам. Обсуждают, почему богатыри вооружены по-разному, чем сражаются.

В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь

Я читала отзывы об этих иллюстрациях, в которых есть опасения родителей: им кажется, что слишком уж грубые, условные это фигуры, не имеющие отношения к детству, жёсткие. Для меня в таких случаях всегда ценность иллюстрации определяет реакция маленьких читателей. Те, что создал Перцов, дети любят. Им вовсе не страшно. Их восхищают богатыри.

Архаизмы и что с ними делать

Главный страх для большинства современных родителей – это то, что чадо не поймёт. Кажется, что объяснять ему – скучно, долго и сложно. Кажется, что это должны делать учителя. Да и вообще, зачем нам все эти устаревшие слова, столетия назад вышедшие из употребления понятия? На собеседовании в престижную компанию их не спросят, денег от их знаний не прибавится.

Читайте также:  Объект труда живая природа

Всё так, да не так. Во-первых, не так уж и сложно объяснить архаизм ребёнку: чаще всего это понятие как раз из практической сферы, и обозначает оно очень даже реальную вещь/явление. Во-вторых, учителя не должны. Ну, мы же не требуем от учителя физкультуры, чтобы он нам воспитал спортсмена-разрядника. Есть дела школьные, а есть домашнее чтение, и поясняться оно должно дома. Ну, а в-третьих – все историзмы и архаизмы, встречающиеся в пересказанных для детей былинах, можно растолковать, пользуясь словариком в конце книжки и Интернетом.

Знание природы человеческой, полученное на художественных примерах, останется неизменным

А зачем это нам? Что мы получим в итоге? А мы получим кругозор, опосредованное знание о мире, которое поможет и людей понимать, и события, их причины и следствия. Понимать поступки, их внутренние мотивы, эмоции, почву, откуда вырос, например, подвиг – или предательство. Это очень важное знание. Новым информационным технологиям, работе с соцсетями, маркетингу придётся учиться вновь и вновь, ведь они постоянно меняются. А знание природы человеческой, полученное на художественных примерах – живых, глубоких, мудрых, – останется неизменным.

А ещё, работая со словариком или отыскивая нужное понятие в сети, мы даём ребёнку невероятно важный навык – работы с информацией. Не просто захлопнуть книжку, увидев там «тавлеи», «булаву», «шалыгу» или «поляницу», а заинтересоваться, докопаться до сути, найти ответ, пример, применение. Любознательность тоже тренируется – как мышца. И, как натренированная мышца, оказывается полезной.

Былинные образы

Художник: Владимир Перцов Художник: Владимир Перцов Меня всегда восхищало, что богатыри – очень разные. У каждого не только свой характер, но и особая цель, миссия, если можно так сказать. При всей подчинённости былинных образов канонам жанра, они словно бы ломают шаблон и предстают перед нами живыми, неидеальными, а от этого более близкими. Они не просто скачут на богатырских конях, рубят врагов и пируют в княжеской горнице – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят. Каждый – индивидуальность.

Илья Муромец – крестьянский сын. Его не очень-то жалуют в Киеве, в палатах княжеских. Илья неудобен, но без него не выдержать набегов Дикого Поля: сколько силы несметной он побивает, например, под Черниговом. Но главное – он стоит за правду. Ценность для Ильи – не золото и не почести (хотя, уважения он к себе требует). Богатырь не раз подчёркивает свою независимость от князя и бояр, но за землю Русскую стоит крепко: здесь для него всё определённо.

Они не просто рубят врагов – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят

Достоверно неизвестно, насколько совпадает былинный образ Ильи Муромца и его житие, но святость богатыря кажется логичным завершением его воинского пути.

Добрыня Никитич – совсем другой. Не такой сильный, но образованный, мудрый, дипломатичный – он не раз выручает князя, выполняя сложные поручения за пределами Киева. Добрыня мастер вести речи с ханом Бахтияром, играть в тавлеи золочёные. А цель всё та же, что и у Ильи, – мир на русской земле.

Алёша, поповский сын, опять ломает стереотипы. Дерзкий, смешливый, остроумный, весельчак и балагур, он воспитывается отцом-священником вовсе не в строгости. «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся», – говорит ростовский протопоп. А через несколько лет благословляет сына защищать родную землю: «На доброе дело прими наше благословение родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

А вот ещё один образ – Вольга Всеславьевич, богатырь с таинственной историей рождения, умеющий оборачиваться и туром, и орлом. Хитрость и мудрость помогают ему в борьбе с вражескими силами, но и мечом, и копьём умеет бить и разить и он, и его «дружинушка хоробрая».

А ещё есть путешественник Соловей Будимирович и великий певец Садко, каждый из них – со своими талантами. Есть Микула Селянинович – весёлый крестьянин, легко поднимающий суму перемётную, в которой вся тяга земная: это не под силу славным воинам. И, конечно, особенно выделяется Святогор-богатырь – фигура загадочная, один из самых архаичных образов. Как говорят исследователи, это персонаж пограничный между миром живых и миром мёртвых. Однако в переложениях для детей Александра Нечаева нет сложных и спорных моментов из оригинальных былин – а вот величие образа Святогора видно в полной мере.

Былины и девочки

Я всегда любила былины. С удовольствием читала их сама. Это были захватывающие истории – а хорошо закрученный динамичный сюжет одинаково интересен и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому, мне кажется, не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков».

Не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков»

А если вы всё же боитесь, что девочке всё это далеко и неинтересно, стоит начать с былины о Василисе Микуличне. Этот удивительный образ вообще заслуживает полнометражного фильма (есть советский мультфильм, очень хороший, снял его в 1975-м году режиссёр Роман Давыдов).

Василиса Микулична – верная жена СтавраГодиновича. Она ждёт его в тереме, но когда мужа постигает несчастье, делает всё возможное, да и невозможное тоже, чтобы выручить любимого из беды. Отрезает волосы, одевается в мужское платье, мчится в Киев, обманывает князя, состязается в скачках, игре в шахматы, стрельбе и борьбе, пирует, интригует – и вызволяет Ставра из темницы.

Эта былина всегда говорила мне о двух важных вещах. Первое – огромное уважение к женщине, восхищение её талантами, смелостью, предприимчивостью, мудростью – вовсе не только красотой. Вторая – женщина в русском эпосе (впрочем, не только в русском) – вовсе не безответное молчаливое создание. Это личность. И сказители бережно, как драгоценность, несут перед слушателями рассказ о ней, показывают, каким огнём могут вспыхивать её грани.

«Как и теперь, вспоминается мне восьмидесятилетний крепкий старик с седой бородой. В большой олонецкой избе вязал он рыболовную сеть. Проворно орудуя нехитрым приспособлением, он проворно метал ячеи и глуховатым голосом пел речитативом о прославленном богатыре Илье Муромце».

Так описывал свою встречу со сказителем Фёдором Конашковым Александр Нечаев. Ему удалась трудная, тонкая задача: пересказать это сокровище детям понятно и интересно, сохранив его суть, смысл, глубину и образность. А нам остаётся только усесться поудобнее с ребёнком и начать неторопливо:

«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове, у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Евфросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…».

Источник

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, песня).

В былинах воплощаются думы и чувства русского народа. Былины удовлетворяли не только естественное влечение ко всему красочному, необычному, незаурядному, в них по-своему выразилось общественное создание целой исторической эпохи.

Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Судя по былине, Русь открыта для вражеских набегов: под Черниговом стоит чужая «силушка». Илья разбил врагов, освободил город от осады. Благодарные черниговцы позвали Илью к себе воеводой, но он отказался. Его дело — служить всей Руси, а не одному какому-либо городу: для этого Илья едет к великому стольному киевскому князю. В былине утверждается мысль о необходимости единого сильного государства, способного отразить нашествия врагов.

Исторические песни, как и былины, посвящены народным героям, выражают патриотические и освободительные стремления народа («Думы Степана Разина», «Ты звезда ли, моя звездочка. »). В отличие от былин они имеют меньший объем, больше связаны с действительностью. Они посвящены историческим событиям и историческим деятелям определенного времени. А роднит исторические песни с былинами отсутствие рифмы, речитативный стих (песни и былины исполнялись речитативом).

Народные сказки делали людей стойкими, позволяли им справляться с бедами: повествование о Никите Кожемяке, победившем Змея, история Ивана — купеческого сына, которого едва не погубила слабость и спасла верность друзей: орла, сокола и воробья; судьба мальчика, понимавшего птичий язык и не употребившего свои знания во

зло другим. Догадываясь, что сила сказки в особой связи вымысла с правдой, народные сказочники делали все зависящее от них, чтобы выдумка соединялась с правдоподобием. Достоверность подробностей влияла на впечатление от целого.

5. Гуманистический смысл трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» (победа истинной любви над предрассудками и враждой).

Быт, нравы, обстоятельства, изображенные в его пьесах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому великому искусству. Шекспир расширяет наш духовный горизонт. Мы познаем жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за рамки своего мирка и попадаем в большой мир.

В трагедиях Шекспира всегда сильны социальные мотивы: общественная несправедливость, неравенство сословий. Вместе с другими гуманистами он видел в человеке «венец природы», богоподобное существо. Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось для него, что человек далек от совершенства. Откуда берется зло в человеке, как проникает оно в души людей?

Ромео и Джульетта — герои, ставшие символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капулетти (Джульетта). Этот сюжет неоднократно встречался в итальянской литературе и использовался для проповеди покорности и смирения перед враждебными обстоятельствами;

смерть героев изображалась как заслуженная кара за заблуждение. Шекспир подошел к этой истории иначе. Его ренессансный идеал — великая любовь, оказывающаяся выше семейных предрассудков и вековой ненависти.

Все события трагедии укладываются в пять дней, начиная от встречи на балу в доме Капулет-ти. Шекспировские герои очень юны, однако глубина поразившего их чувства делает их не по годам взрослыми. Ромео в начале пьесы наивен, он влюблен в некую Розалинду. Все свое время он проводит праздно шатаясь, томно вздыхая и ничего не делая. Джульетта же с самого начала поражает не только чистотой и очарованием расцветающей юности, но и недетской глубиной, трагическим ощущением бытия. Она взрослее Ромео. Он же, полюбив Джульетту, постепенно осознает, сколь все происходящее между ними серьезно и непросто и сколько препятствий на их пути, и как бы дорастает до нее.

Любовь Ромео и Джульетты — не просто нарушение семейных запретов. Это открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти, с которой на протяжении многих поколений рождались и умирали многочисленные Монтекки и Капулетти, на которой чуть ли не зиждились государственные устои Вероны. Поэтому так страшит всех безоглядность и глубина охватившего Ромео и Джульетту чувства, потому так стараются из разлучить. Ибо их любовь, их союз подрывает основы, нарушает то, чего нарушать нельзя. Ромео и Джульетта с самого начала знают, что их ждет. «Душа моя полна предчувствий мрачных!» — говорит Джульетта. Мощь и беспредельность их страсти, окончательность принятого ими решения и безоглядная решимость на все, в том числе и на смерть, потрясает даже того, кто. казалось бы, их понимает и им сочувствует, — отца Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен./И смерть их ждет в разгаре торжества».

XIV—XVI века — эпоха Возрождения. Это расцвет антифеодальной в своей основе культуры: ее светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. Ее отличают вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия. Характерной является фигура Лоренцо, которому духовный сан не мешает быть естествоиспытателем, мыслителем-гуманистом, считающим, что люди должны подчиняться влечению сердца, а не расчету.

В трагедии затронуты такие существенные проблемы Возрождения, как свобода личности и свобода чувств, право выбора, которое приходится завоевывать в жестокой борьбе против косных взглядов феодального общества. Завершается трагедия смертью влюбленных. Герои гибнут, ибо мир произвола, предрассудков и расчета враждебен подлинному чувству.

Оптимистическое звучание пьесе придают прославление в ней силы и красоты земной любви, вера в будущее.

6. Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».

В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу. Он не жалеет денег на то, чтобы научиться музицировать и танцевать, одеваться подобно светским людям и наряжать своих слуг в ливреи.

Сорок с лишним лет Журден жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой». Этот мир был гармоничен, потому что в нем все было на своих местах. Журден был достаточно умен, по-буржуазному сметлив. Стремление попасть в мир дворян разрушает гармоничный семейный порядок. Журден становится самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Лю-силь только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на желании во что бы то ни стало выглядеть дворянином (учитель музыки говорит, что Журден ничего не смыслит в искусстве, а его эстетический вкус «находится в его кошельке»). Учителя льстят Журдену почем зря, лишь бы приохотить «ученика» к своим урокам.

В уста Клеонта автор вкладывает основную идею пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянские звания, — подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо сулило родиться на свет, блистать в обществе с вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости ».

Читайте также:  Природа человеческого сознания я образ

Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим. Журдену не терпится вжиться в роль завзятого придворного, а окружающие подыгрывают герою, преследуя свои меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся дорогостоящим безумствам мужа госпожа Журден и ее служанка в конце концов понимают, что «игру» Журдена достаточно направить в нужное русло, чтобы от нее никто не пострадал. Так, в конце пьесы с помощью ряженых домочадцев выходит за любимого дочь Журдена, которую непреклонный папаша прочил исключительно за дворянина. А сам Журден становится «мамамуши» и «приближенным турецкого султана». Этот хитрый план придуман озорными и предприимчивыми молодцами, Клеонтом и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало получить в жены дочь и служанку спятившего буржуа.

Журден, заставляя своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.

Неуклюжий буржуа Журден, примеряющий на себе этикетные стандарты дворянства, оказывается в пьесе своеобразным зеркалом, отражающими безыдеальный, лишенный творческого духа образ жизни буржуазии, и жеманный стиль аристократического поведения.

Но темой безосновательных социальных претензий содержание пьесы не исчерпывается. Наряду с ней звучит тема трогательной и вызывающей сочувствие тяги к миру иных ценностей.

Творя для себя иллюзорный мир «высокого вкуса» и изящества, господин Журден упоен не только новым «из индийской ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками головками вверх». Ключевая фраза героя звучит так: «. я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой». Открытие, сделанное Журденом, изобличает, конечно, его безграмотность. Но необразованный, нелепый, невоспитанный торговец, в отличие от своего окружения, оказывается способен увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, погрязшей в грубых материальных интересах.

Это пьеса об иллюзиях, об иллюзорности и относительности многих человеческих установлений, таких, например, как кастовые правила хорошего тона и принятые формы жизни общества; В этих условиях игра — это последний, а может быть, и единственный способ придать человеку творческую энергию, заставить воспарить в волшебных пространствах мечты.

7. Прославление Родины, просвещения в одах М.В.Ломоносова (на примере одной из них).

Вариант 1

Тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве М. В. Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Наиболее ярко просветительские идеалы поэта отразились в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»:

1. Необъятность Родины:

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою.

2. Процветание Родины невозможно без мира (понимаемого очень широко — «возлюбленная тишина»):

Когда на трон она вступила, Войне поставила конец.

3. Одна из основных заслуг Елисаветы — развитие отечественной науки:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!

Наука не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.

Ода завершается гимном науке, призывом к молодому поколению дерзать во славу Российской земли.

Источник

Детские авторы, которые писали о природе. Как привить ребёнку бережное отношение к природе: 15 художественных книг о природе.

Любые идеи лучше прививаются не «в лоб», а между делом: в повседневном общении, через пример родителей и, конечно, во время чтения книг. Особенно художественных.

Предлагаю вашему вниманию 15 книг, которые ненавязчиво учат заботе о природе и уважению ко всему живому. Расположены книги по возрастам.

Бренда З. Гиберсон «Жизнь в тайге»

Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зелёного покрова нашей планеты, в нём живут тысячи видов животных и птиц. Сегодня, когда такая уникальная экосистема находится под угрозой, обязательно стоит читать эту книгу.
Авторский текст довольно простой – коротенькие рассказики-зарисовки о жизни зверей в тайге. Но, конечно, самое главное достоинство книги – это великолепные иллюстрации Геннадия Спирина. Все детали прорисованы очень тщательно – шерсть животных, цветочки, травинки, комарики.
Рекомендуемый возраст: от 3 лет

Николай Сладков. Рассказы и сказки о природе.

Писатель нашего детства, Николай Сладков, написал более 60 книг о природе. «Лесные тайнички», «Бюро лесных услуг», «Лесной каледнарь» и многие другие книги этого автора рассказывают интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц.

Чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо много узнать о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Михаил Пришвин. Рассказы и сказки о природе.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям. Его рассказы, даже самые небольшие, просты и доступны. Мастерство автора, его манера передать непревзойдённость окружающей природы действительно восхищают. Он описывает шум ветра, запахи леса, повадки животных и их поведение, шелест листьев с такой точностью и достоверностью, что читатель при прочтении невольно попадает в эту среду, переживая всё вместе с писателем.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Агостино Траини «Жизнь и приключения синьора Вишни»

Книга рассказывает о долгой и увлекательной жизни вишнёвого дерева – как оно выросло из вишнёвой косточки, как пережило свою первую зиму, как превратилось в большое красивое дерево, на котором появились вишни и как потом, когда дерево стало уже старым, его спилили и сделали из него кровать.

В конце книги приведены интересные опыты для детей и их родителей.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Дженни Десмонд «Синий кит»

Книга посвящена самому большому животному нашей планеты – синему киту. Написанная правдиво и в то же время увлекательно, эта книга создана для тех, кто не любит энциклопедии с сухим набором цифр и фактов. Она наполнена научными знаниями, которые поданы в виде увлекательной сказки на ночь. Атмосферные иллюстрации погружают ребенка в мир морских гигантов, а детали-подсказки позволяют ему сделать массу интересных открытий.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет

Тамара Михеева «Шумсы — хранители деревьев»

Шумсы – загадочные существа, со своим наивным, трогательным взглядом на жизнь и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их.

Сказка наполнена запахом леса и шуршанием листьев. Здесь нет каких-то невероятных приключений, зато много внутреннего спокойствия. Шумсы учат юных читателей доброте, сочувствию и бережному отношению ко всему живому.

Внимание! Первая книга про шумсов заканчивается на грустной ноте, это стоит учитывать, читая чувствительным детям.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Это рассказ-притча, рассказ-аллегория. В нём повествуется о пастухе, неустанно и кропотливо превращающем долину в Альпах из скалистой, холодной и неуютной местности в приветливый сад. В произведении есть ответ на вопрос: что может сделать один человек против всего мира?

«Я стремился пробудить в людях любовь к деревьям, а точнее, любовь к посадке деревьев», — говорит автор. И это сработало: хотя сам персонаж книги вымышлен, множество реальных людей последовали литературному примеру. Например, Джадав Пайенг в одиночку посадил лес площадью в 5 квадратных километров в Индии, а вдохновлённый книгой активист Бхошеб Торат посеял 45 млн семян.

По рассказу также снят прекрасный анимационные фильм.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Кир Булычёв «Речной доктор»

Давным-давно люди селились у целебного родника и поклонялись богу воды. Прошло время, бога забыли, а родник завалили мусором.

И вот однажды пришёл странный молодой человек, чтобы спасти родник. Речной доктор. Бороться с экологической катастрофой ему помогали дети Гарик и Ксюша.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Николай Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Классика, которая, увы, многим набила оскомину. Но попробуйте прочесть это стихотворение не когда задали в школе, а просто так. Прочесть вслух ребёнку, разбирая непонятные слова по ходу чтения. И вы увидите, сколько доброты и нежной заботы к братьям нашим меньшим там заключается.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Тамара Михеева «Дети дельфинов»

Мальчик Серёжа живёт на острове в научном центре по изучению океана и его обитателей (в первую очередь, дельфинов). Однажды он с двумя друзьями стал исследовать окрестности и обнаружил, что остров гораздо многолюднее, чем он думал.

В этой повести – как и бывает в сознании ребёнка – переплетаются выдумка и реальность. Кажется, что это лишь приключенческая книга, но она гораздо глубже.

Это книга о взрослении, о том, что в жизни наступает момент, когда нам приходится взять на себя ответственность за то, что происходит в его мире. Просто, чтобы не дать этому миру исчезнуть навсегда.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Леена Крун «В одежде человека»

Искренняя и трогательная повесть о пеликане, который мечтал стать человеком. Мальчик Эмиль открывает ему мир людей большого города. И вот пеликан раздобыл человеческую одежду и отправляется в город, где никто даже не обратил внимания на то, что это птица, а не человек.

Пеликана привлекало в людях умение работать, создавать музыку и прочие шедевры. Но оказалось, что за этими преимуществами человека перед птицей таится боль, жестокость и печаль. Пеликан узнаёт, что «без дома ты бродяга, без образования ты не можешь работать, без денег не можешь попросту жить». Это тяжело понять птице, которая вольна жить, как ей вздумается.

Дочитав повесть до конца, мы получаем урок любви и доброты, сопричастности всему живому на земле.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Игорь Шпиленок «Мои камчатские соседи. 370 дней в Кроноцком заповеднике. Фотокнига»

Автор книги, фотограф-натуралист, основатель заповедника "Брянский лес", рассказывает о том, как он прожил чуть более года в удалённом от цивилизации Кроноцком заповеднике.

Эта книга полна прекрасных профессиональных фотографий, интересных историй и познавательных фактов. Почему, например, нельзя оставлять кашу на туристической стоянке? Чем это может быть опасно для медведей?

Книга написано живо, с юмором и, главное, это не вымысел, а заметки натуралиста. Читая, невозможно не полюбить соседей автора – лис Злодей Злодеича и Алису, медведей Робинзона и Суземку – и, конечно, прекрасную первозданную природу.

Книга призвана привлечь внимание широкой общественности к проблемам охраны природы нашей планеты.
Рекомендуемый возраст: от 8 лет

Джеральд Даррелл «Под пологом пьяного леса»

В такой экологической подборке просто не обойтись без книг Джеральда Даррела, великолепного писателя-натуралиста, знаменитого путешественника.

«Под пологом пьяного леса» – живой, захватывающий рассказ о том, как автор с женой в течение полугода путешествовали по Южной Америке в поисках новых экземпляров для уникальной зооколлекции. Всё свое время молодые супруги посвящали заботе об экзотических питомцах: броненосцах, опоссумах и редких видах птиц. Но в грандиозные планы Дарреллов вмешались неожиданные политические обстоятельства – вывоз уникальной коллекции оказался под вопросом.
Даррел пишет легко и с юмором. Его книги помогают по-новому взглянуть на мир живой природы и ощутить себя неотъемлемой его частью.
Рекомендуемый возраст: от 10 лет

Джой Адамсон «Рождённая свободной»

Удивительная история о том, как природа становится для кого-то делом всей жизни. Джой Адамсон, художница, писательница и натуралистка, исследует дикую природу в Африке и жизнь львицы Эльзы. Вместе со своим мужем Джой воспитывает львицу, так как после трагического случая маленькие львята, включая Эльзу, остались без матери.

Эльза стала первым львом, который был успешно возвращён в дикую природу, и Адамсон описала этот опыт в книге. Книга читается на одном дыхании, а от мысли, что всё это происходило на самом деле, просто дух захватывает.

Произведение долго держалось в списке бестселлеров. Вырученные деньги писательница потратила на привлечение внимания к проблемам дикой природы и браконьерства в Африке.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет

Габова Е. «Плыли облака»

В Сибири и на севере нашей страны сохранилось бескрайнее море лесов, где, к сожалению, нередко теряются люди. Идут за грибами, на прогулку – и пропадают, заблудившись. Их ищут сотни добровольцев, но, увы, порой безрезультатно.

Вот и подростки Яна с Володей, отправившись на прогулку, поняли, что заблудились. С этого момента развиваются две сюжетные линии. Первая – как выжить в тайге совершенно городским жителям. Ребятам приходится вспоминать все, что они знали и читали о жизни на природе, до чего-то – доходить своим умом. Вторая сюжетная линия – отношения ребят. Они начинают иначе ценить друг друга, зарождается первая любовь, причём в таких экстремальных условиях.

Источник