Бывалого человека неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы

Бывалого человека неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Меня бывалого охотника и сейчас радос..но волнуют и пр..тягивают обширные просторы ру(с/сс)кой природы.

Люди не порыва..щие связь с природой не чу..ствуют себя одинокими. Идут годы но (по)прежнему раскрыт перед ними пр.ображё(н/нн)ый, прекрасный мир. (По)прежнему над головою усталого путника прилёгшего отдохнуть колыш..тся белые и золотые цветы а высоко в небе кружит высматр..вая добычу ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве мягкой и нежной полюбовавшись (3) золотыми облаками застывш..ми в синем небесном океане с новыми силами подн..маюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой (на)встречу новым трудовым дням бодрым и обновлё(н/нн)ым (4) . От реки ещё (не)согретой солнцем подн..мается тума(н/нн)ая (2) завеса но впереди ожидание чего(то) светлого чистого прекрасного.

Ни(с)кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле ступая босыми ногами по росе и чу..ствуя её тепло и свежесть.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

Морфологический разбор слова

Полюбовавшись (3) — деепричастие; (как?) полюбовавшись.

1. От глагола «полюбоваться».

2. Неизменяемое; совершенного вида.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

глаг. Возвращаюсь нар. домой предл. навстречу прил. новым прил. трудовым сущ. дням прил. бодрым и прил. обновлённым . (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное определённо-личное, полное, распространённое, не осложнено.

Грамматическая основа: возвращаюсь бодрым, обновлённым (составное именное сказуемое, выражено сочетанием глагола и прилагательных).

(навстречу) дням — обстоятельство, выраженное существительным с предлогом;

домой — обстоятельство, выражено наречием;

новым трудовым — определения, выражены прилагательными.

Приведём верное написание.

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись(3) золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым(4). От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная(2) завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.

Источник



«Контрольный диктант с дополнительными заданиями»

Цель урока : Проверка знаний учащихся.

Ход урока

Диктант

Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.

Читайте также:  Дидактические игры по природе в старшей группе своими руками

Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой Земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира. (136 слов)

(И. Соколов-Микитов. «На теплой земле»)

Дополнительные задания

1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений): поэтический, ослепительный, обширный, родимый.

2. Составьте синонимический ряд со словами скитание, дорога , путник, поход.

Источник

Повторение и систематизация изученного в 5 — 9 классах
Лексикология (лексика) и фразеология

Однажды майским вечером, когда конь и всадник возвращались Калиновым лугом, им встретился рабочий табун. Солнце быстро садилось, над росными травами курился туман, и кони катились лавиной, вытягивая шеи, и ржали громко и призывно, как могут ржать только рассёдланные кони. Мальчишки-табунщики кричали изо всех сил и свистели, хлопали ременными кнутами, и весь этот красно-рыжий, белый, пегий, вороной поток мчался неизвестно куда, и земля волновалась и дрожала, словно под её тёмной кожей перекатывались и играли тугие мускулы.

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Определите виды придаточных. Напишите, чем осложнена каждая часть последнего предложения. Отметьте в последней части последнего предложения слова в переносном значении.

2. Подберите синонимы к словам катились, тугие, быстро (первый вариант); антонимы к словам громко, рассёдланные, неизвестно (второй вариант).

3. Найдите в последнем предложении фразеологизм, объясните его значение, заменив одним словом. Определите его синтаксическую функцию.

4. Выпишите из текста местоимения.

5. Весь этот. поток мчался. Напишите, как называется это выразительное средство.

В мифе об Орфее рассказывается, что певец нежно любил нимфу Эвридику, и, когда та умерла, ужаленная змеёй, он отправился за ней в Аид — царство теней. Его песни растрогали повелительницу этого царства Персефону, и она позволила Эвридике следовать за мужем, но с условием, что Орфей не увидит её до того, как они достигнут земли. У врат Аида Орфей не устоял перед соблазном оглянуться, и Эвридика исчезла для него навсегда.

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официальноделовой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, определите количество простых предложений в составе сложных; определите виды сложных предложений. Определите виды придаточных. Сделайте схему первого предложения.

3. Отметьте в тексте обособленное приложение. Определите способ связи слов в этом словосочетании. В каком из слов все согласные звуки твёрдые?

4. Подберите синонимы к словам рассказывается, отправился, растрогали, позволили (первый вариант), следовать, достигнут, исчезла, навсегда (второй вариант).

5. Не устоял перед соблазном. Как называется это выразительное средство?

Откуда-то с визгом и лаем

к нам бросился в ноги щенок,

он ждёт, что его приласкаем,

и радостно вьётся у ног.

1. Подчеркните грамматические основы предложения, определите количество простых предложений в составе сложного; определите вид сложного предложения.

Читайте также:  Цветы создания природы они самое лучшее созданное ею

2. Найдите односоставное предложение, определите его вид. Определите вид сказуемого в нём, укажите способ образования этого слова. Объясните все орфограммы в сказуемом.

3. Отметьте в предложении однородные обстоятельства. Охарактеризуйте звуки в этих словах по глухости-звонкости.

4. Подберите синонимы к словам бросился, ждёт, радостно. Сделайте морфемный анализ этих слов.

5. Выпишите из предложения многозначное слово. Укажите количество букв и звуков в нём.

1) У Джурки морда узкая, хвост большой, пушистый, и сама она вся рыжая, огнистая. (К. Макаров.) 2) Ночь тёмная, ни зги не видно, только молния вдруг обливает нестерпимым блеском весь залив и горы. (И. Гончаров.) 3) Если читатель прочтёт научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана, значит, она написана хорошо. (Д. Лихачёв.) 4) Не случайно друг А. С. Пушкина поэт П.А. Вяземский в период становления русского литературного языка нового времени обращал свой взгляд к русским летописям как источнику книжных богатств, бесценным кладовым нашей речи. (Л. Скворцов.) 5) Отсутствие ясно осознанной цели — вот ахиллесова пята всех администраторов. (М. Салтыков-Щедрин.) 6) Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. (Пословица.) 7) Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные, необозримые просторы родной русской природы. (И. Соколов-Микитов.) 8) В июле мы вставали по утрам ни свет ни заря и уходили в лес за ягодами. (Ю. Зенкевич.)

    Объясните постановку знаков препинания. Найдите в предложениях синонимы, антонимы, фразеологизмы. Отметьте их.

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник

Входной контроль.

Что значило для народной жизни слово вообще? Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, как течение речной воды. Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время?

Умение образно и тактично говорить было мерой для социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти. Слово – сказанное ли, спетое, а то и вообще лишь чувствуемое — всегда стремилось к своему образному совершенству.

Красивая речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить вовсе не равносильно умению говорить много, но и дремучие молчуны были отнюдь не в чести, над ними тоже подсмеивались. Намеренное молчание считалось признаком хитрости и недоброжелательности, со всеми из этого вытекающими последствиями.

Читайте также:  День здоровья по станциям на природе

1. Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце.

2. Из текста выпишите примеры слитного или раздельного написания НЕ со словами. Объясните свой выбор.

3. Выпишите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир! И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.

Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира…

(И. Соколов-Микитов. «На тёплой земле»)

Дополнительные задания

1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений): поэтический, ослепительный, обширный, родимый.

2. Составьте синонимический ряд со словами скитание, дорога, путник, поход.

Источник

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы.

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.
ПОМОГИТЕ С РУССКИМ. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 3-4 абзацы

[Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли (опред. личное)]. [Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым (оред. личное)]. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, [но впереди ожидание чего-то светлого , чистого, прекрасного (назывное)].

[Ни с кем не хочется говорить (безлич.)], [так и шёл бы по родной земле (безлич), ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть].
[] — выделены односост. предложения

Источник