Часть природы от которой зависит человек

Часть природы от которой зависит человек

Тема I. Введение

Методы исследования природы. Лабораторное обору­дование. Измерения. Измерительные приборы. Простейшие измерения.

Тема II. Тела и вещества

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Характеристики тел и веществ. Состояние вещества.

Масса. Измерение массы. Температура.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Строение атома

Движение частиц. Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Химические элементы. Периодическая таблица Д. И. Менделеева.

Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода.

Растворы и взвеси. Плотность. Лабораторный опыт «Определение плотности вещества».

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

Тема III. Взаимодействие тел

К чему приводит действие одного тела на дру­гое? Силы. Действие рождает противодействие.

Деформация. Сила упругости.

Условие равновесия тел.

Измерение силы. Трение.

Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

Давление. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды

Задачи на вычисление давления. Давление на глубине.

Архимедова сила. Лабораторный опыт «От чего зависит выталки­вающая (архимедова) сила?»

Тема IV. Физические и химические явления

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Скорость движения

Относительность механического движения.

График равномерного движения.

Виды механического движения. Движение по окружности.

Звук. Скорость звука.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тепловое расширение. Учет и использование теплового расширения

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация..

Изучение процесса испарения жидкостей. Теплопередача.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электрический ток. Напряжение. Источники тока.

Последовательное и параллельное соединения. Действие тока

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Свет. Источники света. Свет и тень. Отражение света. Изображение в плоском зеркале.

Преломление света. Линзы. Наблюдение изображений в линзе.

Оптические приборы. Глаз и очки. Разложение белого света в спектр.

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Химические явления (реакции). Лабораторный опыт «Наблюдение физических и химических явлений».

Закон сохранения массы. Реакции соединения и разложения. Оксиды. Кислоты. Основания.

Соли. Лабораторный опыт «Действие кислот и основа­ний на индикаторы».

Белки, жиры и углеводы. Лабораторный опыт «Распознавание крахмала».

Тема V. Человек и природа

ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ

Простые механизмы. Лабораторный опыт «Знакомство с простыми механизмами»

Механическая работа. Решение задач на вычисление механической работы.

Энергия. Источники энергии. Закон сохранения энергии.

Фронтальный опрос «Механическая работа. Энергия».

Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. Электростанции.

Роль химии в создании искусственных материалов. Каучук и резина.

ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Древняя наука астрономия. В мире звезд. Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

Солнце. Солнечная система. Годичное и суточное движение Земли.

Луна — естественный спутник Земли. Космические исследования.

ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Строение земного шара.

Атмосфера. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влажность. Атмосферные явления.

Источник



Экология. Природа и человек

1.Природа. Что такое природа?
Природа — это окружающий нас мир.
Так мы привыкли говорить о природе. Но можно дать и более глубокое определение, которое даёт нам широкое представление о материальном мире:

Природа — это совокупность естественных и изменённых обществом природных тел и процессов, которые образуют единую систему, находящуюся в непрерывном развитии.

Компоненты природы, т.е. её составляющие:
элементы неживой природы (вода, воздух, свет,горные породы);
компоненты живой природы (растительный мир, животный мир, бактерии и грибы).
Растительный мир. К нему относятся все растения, начиная от огромных (до 100 м высотой, напр. эвкалипты) и кончая одноклеточными водорослями (например, хламидомонада, цианобактерия).
К животному миру относят всех зверей (крупных, средних, мелких), а также всех птиц, рыб, насекомых, пауков и т.д.
Компоненты природы все связаны между собой.
В мире господствует закон единства — всё в мире взаимосвязано и всё взаимодействует.
Это первый экологический закон.
Вся ли природа одинакова? Какая она бывает?
Здесь мы можем говорить о разнообразии природы вообще. Однако можно выделить следующие разновидности:
собственно-природная среда («дикая природа»);
квазиприродная — окультуренная среда («вторая природа»);
артеприродная — искусственная среда («третья природа»).
Дикая природа — это царства растительного и животного миров, царства микробов и грибов. Все они существуют сами по себе, т.е. без вмешательства и помощи человека. Это все природные зоны, все леса, луга, болота, степи, саванны, пустыни и т. д. Они представляют собой биогеоценозы, то есть сообщества живых организмов и их среды обитания, находящиеся в тесной взаимосвязи.
Культурные природные ландшафты, т.е. это дикая природа, преобразованная человеком. К ним относятся сады, поля, огороды, парки, зоопарки и т.д. Они могут существовать только благодаря заботе о них человека.
Искусственная природа населённых пунктов. Это все технические сооружения: здания, дороги, столбы, изгороди, машины всякие и т.д.

2. Человек и его место в природе

Человек и природа неразрывны. Он является частью природы и зависит от неё. Без природы невозможно существование человека, и определённые взаимоотношения между ними накладывают свой отпечаток на окружающую среду. Происходит изменение природы. Эти изменения не должны иметь отрицательный характер, хотя это, зачастую, и происходит. Об этом нужно помнить всем нам — используя природные богатства, человек обязан всемерно беречь природу.
Сходство человека с животными организмами и отличия их.
По своей природе человек относится к животному миру. Есть много сходств человека и животных. Особенно это касается животных класса млекопитающих, к которому и принадлежит человек. Сходство с животными проявляется как в строении тела (туловище, голова, конечности), так и в физиологических процессах (пищеварение, кровоснабжение, размножение и т.д.).
Однако человек и животные отличаются. Человек — существо разумное — Homo sapiens. Он имеет разум, т.е. человек может абстрактно мыслить, соображать, думать. Человек обладает членораздельной речью. Он может разговаривать и думать словами.
Человек — существо ещё и общественное. А общество — это уже серьёзно. Оно нуждается в окружающем его мире — природе, без которой человек жить не в состоянии.
Отсюда возникают две взаимозависимые проблемы:
1) использование природы — её ресурсов;
2) охрана окружающей среды — природы от загрязнения.
Поэтому, по всей видимости и по разумению Божиему, человек получил способность мыслить — соображать, причём мыслить не только «напрямую», но и абстрактно, т.е. не только над предметом, но и о нём (без наличия этого предмета).
Таким образом, свойство человека абстрактно мыслить является главным отличием от животных.
Но, имея разум, человек призван заботиться не только о себе, но и о своих меньших братьях, какими являются растительный и животный миры. Ведь в мире всё взаимосвязано. Это непреложный закон природы, к которой относится и человек. Он-то в первую очередь и может погибнуть, так как жизнь человека, его здоровье, целиком зависит от окружающей его среды.
. Нужна человеку пища,
Нужны человеку воздух, вода,
Нужны человеку одежда, жилище,
Природы вокруг чистота.

Читайте также:  Игры для детей и родителей на природе летом

Что такое здоровье человека? Понятие о нём.
Необходимо понимать и помнить, что человек — это открытая саморазвивающаяся биологическая система.
Здоровой она может считаться тогда, когда все физиологические процессы происходят без сбоев, когда все органы как внешние, так и внутренние, находятся в норме, и когда человек может не только трудиться, но и в состоянии продолжить свой род, т.е. может иметь детей.

3.Влияние человека на окружающую среду. Человек — разрушитель и человек — созидатель природы.
Мы уже знаем, что существуют определённые взаимоотношения человека и природы. Причём они очень сложные. Человек берёт у природы всё, что необходимо для поддержания его жизни. Зачастую это приводит к изменению компонентов окружающей среды — изменяются физические и химические свойства их. Такое воздействие человека (антропогенное) на дикую природу, носит отрицательный характер. Это приводит к возникновению экологических проблем, которые проявляются в противоречии между приспособленностью человека к определённым свойствам и показателям среды и всё ускоряющимся изменением этих свойств и показателей.
Положительное антропогенное воздействие на природу.
Человек не только разрушитель природы. Он также её созидатель. История природоохранного движения в России и в мире, вообще, уходит своими истоками в давние времена. Так ещё в 1122 году до н.э. в Китае был принят декрет о сохранении леса, в Индии в 240 г. до н.э. были объявлены священными носороги, попугаи, гуси, некоторые рыбы, в Монголии в XIV веке запрещали всякую охоту в период размножения животных, в Цюрихе в 1535 году принят закон об охране певчих птиц и т.д. Охотники, настоящие, старались издавна брать — убивать такое количество животных, которое необходимо для поддержания жизни людей и только при соблюдении сроков охоты и рыбной ловли. При этом не убивали детёнышей и самок животных.
Существовало ТАБУ на собирательство, до определённого срока, грибов, ягод, орехов, плодов, хлебных злаков. У многих народов такие ограничения существовали до недавнего времени. Так в русской до-
революционной деревне начало потребления свежего мёда было приурочено к 1 августа (медовый спас). Существовал также яблочный спас (с 6 августа), хлебный спас (с 16 августа).
При рыбной ловле аборигены также по сей день стараются оставлять молодь для дальнейшего расплода. Так, аборигены Западной Сибири (селькупы) считали, что человек и рирода находятся в тесном единстве — «поведение человека определяется душой по велению духов природы». К примеру, лесной дух «отпускает» ресурсы для сбора ягод и другой добычи. Селькупы строго соблюдали правила охоты. У них существовали даже ритуалы, знаменовавшие «рождение жизни» в весенний период и «усыпание земли » при наступлении зимы.

Но уже с наступлением феодализма повсеместно была разрушена гармония во взаимоотношениях человека и природы.
Современное движение «зелёных», созданные ими сети особо охраняемых территорий — доказательства тому, что люди озабочены положением дел в животном и растительном мирах. К особо охраняемым территориям относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады, которые помогают сохранить редкие и исчезающие виды как животных, так и растений.
Итак, положительное воздействие человека на окружающую среду проявляется следующим образом: создание Красных книг, заповед-ников, заказников, биосферных заповедников, зоопарков, ботанических садов,а также проведение лесонасаждений.
Таким образом, главным девизом современного человека по отношению к природе должен быть закон, который гласит: «не навреди, помоги, защити».

Исследовательская работа (домашнее задание).
1. Обследование своего дома.
Выяснить следующее: из какого материала построен дом, как обработаны стены, из чего сделан и чем покрыт пол, какой санузел (наличие канализации, сливной ямы и т.д.)?
2. Обследование своего двора. Чем занята площадь двора? Имеются ли деревья? Сколько их и какие? Есть ли во дворе туалет? Куда выбрасываются отходы домашнего хозяйства?

Источник

Что такое «биосфера» и как человек зависит от природы?

Американский социобиолог Эдвард Уилсон рассказывает в своей книге «Будущее Земли: Наша планета в борьбе за жизнь», насколько важно поддерживать баланс в природе, как будет выглядеть биокатастрофа на Земле и чем так опасны огненные муравьи. Настало время развеять иллюзию о том, что человек — хозяин этого мира.

Биосфера — совокупность всех организмов на планете в определенный момент времени. Это все растения, животные, водоросли (как низшие растения), грибы и микроорганизмы, которые существуют сейчас, когда вы читаете это предложение. Верхнюю границу биосферы образуют бактерии, унесенные ураганами на высоту 10 км и, возможно, даже выше. Считается, что, составляя 20% микроскопических частиц на этой высоте (остальные 80% приходятся на частицы инертной пыли), разные виды бактерий получают энергию путем фотосинтеза или занимаются переработкой мертвой органической материи. Можно ли этот высотный пласт назвать экосистемой? Вопрос до сих пор остается предметом дискуссий.

Нижняя граница жизни совпадает с нижним краем того, что ученые называют «глубинной биосферой». Там, в литосфере, на глубине более 3 км, в условиях высоких температур, поддерживаемых энергией магмы, борются за выживание бактерии и нематоды (круглые черви). Те немногочисленные виды, которые, как известно ученым, пребывают в этих жутких условиях, живут за счет энергии и веществ, получаемых из окружающих горных пород.

В сравнении с громадной глыбой планеты биосфера представляет собой едва заметный слой, который почти ничего не весит. Охватывая поверхность Земли подобно тонкой пленке, она неразличима за пределами атмосферы: чтобы увидеть биосферу со стороны (например, с борта находящегося на орбите космического корабля), придется воспользоваться специальными средствами. Возомнив себя хозяевами биосферы и ее величайшим достижением, мы думаем, что у нас есть право поступать со всеми остальными живыми существами так, как мы этого захотим. Здесь, на Земле, мы властвуем безраздельно. Нас больше не пугают испытания, посланные богом Иову ради забавы. «Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света и где место тьмы? …Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии. »*

Положим, в той или иной форме мы справились со всеми этими заданиями и ответили на все вопросы. Наши исследователи спустились в Марианскую впадину и там, в самой глубокой части океана, провели наблюдения и взяли пробы микроорганизмов. Человеку даже удалось покинуть пределы планеты. Правда, это не сделало его ближе к безмолвному Богу. Наши ученые и инженеры придумали транспортные средства и роботов, которые позволяют в деталях изучать другие планеты Солнечной системы и пролетающие астероиды. Скоро мы сможем добраться до других звездных систем и планет, вращающихся вокруг далеких звезд. Однако сами мы, наши физические тела, остались такими же уязвимыми, что и миллионы лет назад, когда они только еще формировались. Мы остаемся организмами, которые во всем зависят от других организмов. Если отнять у нас современную технику, мы окажемся заперты в небольшой части биосферы, и даже в ней наши возможности будут очень сильно ограничены. Наша хрупкая оболочка из плоти весьма уязвима. Для нас нет исключений из «правила трех», с которым отлично знакомы военные и ученики школ выживания: без воздуха можно продержаться три минуты, без убежища или теплой одеж- ды на морозе — три часа, без воды — три дня, а без пищи — три недели.
Почему люди столь слабы и зависимы от среды? По той же причине, по которой сравнительно слабы и зависимы от среды все остальные виды организмов в биосфере. Даже тигры и киты нуждаются в защите в рамках определенной экосистемы . Каждый уязвим по-своему, каждый скован своей версией «правила трех». Поясню на примере: если повысить кислотность воды в озере, исчезнут некоторые виды, но не все. При этом среди выживших могут найтись такие, которые, находясь в зависимости от только что вымерших — главным образом как источника пищи или защитника от хищников, — со временем также исчезнут.

Читайте также:  Где в природе встречается природная кислота

Влияние такого рода взаимодействий на популяцию — называемое учеными «зависимой от плотности регуляцией численности популяции» — является универсальным правилом для всего живого. Классический пример зависимой от плотности регуляции — роль волков в стимулировании роста деревьев. В Йеллоустонском национальном парке присутствие даже небольшой стаи волков ведет к значительному сокращению числа лосей на прилежащих территориях. Один волк способен в одиночку съесть почти всю тушу лося за неделю (на переваривание обильной трапезы у него уходит несколько часов), тогда как за то же самое время один лось способен буквально выкосить несметное количество сеянцев осины. Даже простого присутствия самого опасного хищника из семейства псовых достаточно, чтобы распугать всех лосей в округе. Там, где есть волки, осиновые побеги в меньшей степени страдают от обгладывающих их лосей, а значит, осиновые рощи в этой местности гуще. Как только волки исчезают, лоси возвращаются, и процесс возобновления осиновых лесов резко замедляется. В мангровом лесу национального парка «Сундарбан» в Индии и заповедном лесу «Сундарбан» в Бангладеш тигры выполняют ту же функцию, охотясь на пятнистых оленей, кабанов, макак (и, к сожалению, людей), удерживая численность популяций этих видов животных на одном уровне и тем самым способствуя формированию более богатой, более биологически разнообразной фауны и флоры.
Биоразнообразие само по себе представляет собой своего рода щит для каждого из образующих его видов, включая нас самих. Что произойдет, если помимо тех видов, которые уже стали жертвой человеческой деятельности, исчезнет, скажем, еще 10%? Или 50%? Или 90%? По мере того как все больше и больше видов исчезает или балансирует на грани вымирания, скорость исчезновения выживших также нарастает. Бывает, что эта закономерность дает о себе знать мгновенно. Когда столетие назад американский каштан, который в прошлом доминировал на большей части восточных районов Северной Америки, оказался на грани исчезновения в результате эпидемии завезенной из Азии грибной инфекции, это привело к вымиранию семи видов ночных бабочек, гусеницы которых питались листьями этого дерева. За ними последовали странствующие голуби. По мере нарастания масштабов вымирания в процессе сокращения биоразнообразия наступает переломный момент, когда вся экосистема рушится. Ученые еще только приступают к изучению условий, которые могут спровоцировать такую катастрофу, а также временные рамки сопровождающих ее процессов.
Беспощадные захватчики
Согласно одному из реалистичных сценариев катастрофического развития событий, среда обитания может оказаться целиком захвачена чужеродными видами. И это не сценарий для голливудского фильма. В каждой стране, где ведется учет биоразнообразия, отмечается экспоненциальный рост числа видов-колонистов. Среди них есть такие, которые способны причинить определенный вред человеку, окружающей природной среде или им обоим. В США с целью прояснения государственной политики в этой области специальным указом президента виды-колонисты были объявлены «инвазивными видами». Даже незначительная доля инвазивных видов способна причинить существенный ущерб, который может обернуться настоящей катастрофой. К числу таких видов относятся те, чьи деструктивные наклонности уже принесли им дурную славу. Этот стремительно растущий перечень включает огненных муравьев, азиатских термитов (тех самых, которые «съели» Новый Орлеан), непарных шелкопрядов, ильмовых листоедов, речных дрейссен, азиатских карпов, змееголовов, два вида питонов и вирус Западного Нила.

В тех частях мира, откуда инвазивные виды приходят, они живут уже многие тысячи лет в качестве аборигенных. Поскольку на родине они естественным образом взаимодействуют с другими аборигенными видами в роли хищников, жертв или соперников, их популяции в целом остаются под контролем. На родине, как оказывается, они в большинстве случаев населяют луга, берега рек и другие местообитания, пользующиеся популярностью и у людей. Будучи завезенными в другую местность, например, красные огненные муравьи — гроза Южной Америки с острым ядовитым жалом — лучше всего себя чувствуют на пастбищах, во дворах жилых построек и на обочинах дорог. В своей естественной среде обитания в Южной Америке в большинстве случаев это благонравный узкоареальный обитатель лугов и пойм. (Позволю себе обратиться к читателю с предостережением относительно этого вида. Завезенные огненные муравьи являются моим излюбленным объектом изучения в полевых и лабораторных условиях. Однажды я в демонстрационных целях на короткое время опустил руку в муравейник перед объективом камеры. Нескольких секунд было достаточно, чтобы разъяренные муравьи-рабочие ужалили меня 54 раза. В течение следующих суток каждый укус превратился в зудящий гнойничок. Мой совет: ни в коем случае не пытайтесь дотронуться до жилища огненных муравьев и уж тем более не садитесь на него.)

Источник

Часть природы от которой зависит человек

Тема I. Введение

Методы исследования природы. Лабораторное обору­дование. Измерения. Измерительные приборы. Простейшие измерения.

Тема II. Тела и вещества

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Характеристики тел и веществ. Состояние вещества.

Масса. Измерение массы. Температура.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Строение атома

Движение частиц. Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Химические элементы. Периодическая таблица Д. И. Менделеева.

Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода.

Растворы и взвеси. Плотность. Лабораторный опыт «Определение плотности вещества».

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

Тема III. Взаимодействие тел

Читайте также:  Силуэты лиц в природе

К чему приводит действие одного тела на дру­гое? Силы. Действие рождает противодействие.

Деформация. Сила упругости.

Условие равновесия тел.

Измерение силы. Трение.

Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

Давление. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды

Задачи на вычисление давления. Давление на глубине.

Архимедова сила. Лабораторный опыт «От чего зависит выталки­вающая (архимедова) сила?»

Тема IV. Физические и химические явления

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Скорость движения

Относительность механического движения.

График равномерного движения.

Виды механического движения. Движение по окружности.

Звук. Скорость звука.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тепловое расширение. Учет и использование теплового расширения

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация..

Изучение процесса испарения жидкостей. Теплопередача.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электрический ток. Напряжение. Источники тока.

Последовательное и параллельное соединения. Действие тока

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Свет. Источники света. Свет и тень. Отражение света. Изображение в плоском зеркале.

Преломление света. Линзы. Наблюдение изображений в линзе.

Оптические приборы. Глаз и очки. Разложение белого света в спектр.

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Химические явления (реакции). Лабораторный опыт «Наблюдение физических и химических явлений».

Закон сохранения массы. Реакции соединения и разложения. Оксиды. Кислоты. Основания.

Соли. Лабораторный опыт «Действие кислот и основа­ний на индикаторы».

Белки, жиры и углеводы. Лабораторный опыт «Распознавание крахмала».

Тема V. Человек и природа

ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ

Простые механизмы. Лабораторный опыт «Знакомство с простыми механизмами»

Механическая работа. Решение задач на вычисление механической работы.

Энергия. Источники энергии. Закон сохранения энергии.

Фронтальный опрос «Механическая работа. Энергия».

Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. Электростанции.

Роль химии в создании искусственных материалов. Каучук и резина.

ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Древняя наука астрономия. В мире звезд. Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

Солнце. Солнечная система. Годичное и суточное движение Земли.

Луна — естественный спутник Земли. Космические исследования.

ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Строение земного шара.

Атмосфера. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влажность. Атмосферные явления.

Источник

Связь человека с природой

Связь человека с природой

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы – всего лишь крошечная частица в мире.

Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

Человек – неотъемлемая часть мира

В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

Как человечество влияет на Землю

С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

Советы по сбережению природы

Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:

  • для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
  • использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
  • необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.

Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации, где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.

Источник