Часть растений оставьте природе

Часть растений оставьте природе

Posted in Биология Tags: Ботаника

Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле

Растительный мир является неотъемлемой составной часть природы. Он насчитывает около 500 000 видов всевозможных растений, которые имеют различное строение и отличаются условиями произрастания. Животный мир и растения совместно формируют природную среду, которая необходима для жизнедеятельности человека. Растения — это основные продуценты органического вещества на Земле и первое звено в цепи питания. Различные растения можно встретить во всех природно-климатических зонах нашей планеты. В пустынях, составляющих почти треть суши Земли, где практически нет высших растений, в изобилии встречаются водоросли, лишайники, бактерии. Шестая часть суши покрыта лесами. Есть также возделанные земли, где растут культурные растения. Растительность встречается и на больших глубинах в морях, океанах или пресноводных водоемах. Даже в Арктике и Антарктика или на высоких снежных горных вершинах тоже встречаются растения.

Природно-климатические условия На Земле могут сильно отличаться. В зависимости от этого сформировались различные типы растительного покрова, которые характеризуются определенными фитоценозами.

Все существующие живые организмы подвергаются воздействию различных факторов: абиотических, биотических и антропогенно-техногенных. Экологическим фактором называется любое условие окружающей среды, которое оказывает прямое влияние на живые организмы во времени и в пространстве. Следовательно, существование и развитие любых организмов зависит от целого комплекса экологических факторов.

Хотя в природе экологические факторы действуют на организмы комплексно, нельзя исключать специфики отдельных факторов. Хорошим доказательством этого являются экотипы растений, выделенные по различным экологическим факторам: свету, температуре, степени увлажнения среды и т.п.

Роль воды в жизни растений

Из большого количества различных частных условий жизни рассмотрим воду. Хотя влажность по своему значению уступает температуре, ее вполне можно отнести к основным экологическим факторам. Влажностью называют количество водяного пара в воздухе. Вода и влажность — основа жизни. Все организмы на Земле сначала были водными, затем, хотя они и завоевали сушу, но свою зависимость от воды не утратили. Вода является составной частью всех живых организмов на нашей планете.

Основную массу воды растения получают из почвы. Практически полностью (97-99%) эта вода испаряется через листья. Такое испарение охлаждает листья, а сам процесс испарения называется транспирацией. Благодаря такому испарению происходит транспорт ионов: сперва через почву к корням растений, затем транспорт ионов между клетками растений и т.д. Вода является необходимой частью живого вещества, и потеря воды в в известных количествах приводит к неизбежной гибели.

Т.к. вода жизненно необходима для живых организмов, их местообитания зависит от их потребностей. Например, постоянно живут в воде водные организмы. Гидрофиты могут проживать лишь в очень влажных средах. Для мезофитов характерна умеренная потребность в воде либо в воздухе средней влажности. Такие организмы встречаются, как правило, в умеренном поясе. Ксерофиты в отличии от них проживают в сухих местах обитания. Главным образом, это пустынные регионы. Ксерофиты часто приспосабливаются при помощи морфологических изменений, например, редукцией вегетативных органов, в первую очередь листьев.

Влажность оказывает большое влияние и на жизненные функции организмов. К примеру, половое воспроизведение споровых растений возможно только при наличии капельно-жидкой среды (туман, дождь) в этот период жизни.

Вода относится и к экологическим лимитирующим факторам. А количество осадков, влажность, сухость воздуха и прочие категории являются основными экологическими факторами.

Таким образом, основой формирования любых свойств или признаков организмов всегда существовал или существует какой-то один либо несколько ведущих факторов, которые действуют через многосложный комплекс жизненных условий.

Источник



Из каких основных частей состоят растения? Названия, описание, свойства и значение

Из этой статьи вы узнаете о том, какие бывают части растений и какую роль они играют в жизни как самих растений, так и животных или человека.

Растения — это живые организмы, которые очень важны для жизни на Земле. Они служат пищей для людей и других животных, а также позволяют нам дышать, превращая выдыхаемый нами углекислый газ в кислород. Сколько растений вы едите в пищу? Вы можете быть удивлены, но на Земле более 80 000 видов съедобных растений! Они состоят из множества различных частей, и каждая часть играет жизненно важную роль для растения. Давайте рассмотрим каждую из этих частей более подробно.

Корни

Корни являются нижней частью растения и обычно находятся в почве. Они удерживают растение в земле и служат опорой для надземных частей. Они также всасывают воду и питательные вещества из почвы, необходимые для роста и сохранения здоровья растений.

Есть два вида корней: стержневой корень, который является основным корнем, поглощающим воду и питательные вещества, и боковые и придаточные корни, закрепляющие растения в земле. Корневая система с выраженным главным корнем называется стержневой. Если боковые корни более выражены, чем основной, то такая корневая система называется мочковатой. В корнях также хранятся питательные элементы, которые растение может использовать в будущем. Такие пищевые продукты как, например, морковь, редис, свекла и др., на самом деле являются корнеплодами?

Стебель

Стебель — основная надземная часть растения. Он поддерживает листья, а также цветы или плоды, если они есть у растения. Стебель переносит воду и питательные вещества от корней к остальным частям. Стебли могут быть гибкими и нежными, как у травянистых растений, или твердыми и одеревеневшим, как ствол дерева. Основной стебель растения может иметь более мелкие стебли или ветви, которые растут из него. Люди также едят некоторые виды стеблей растений, например, спаржу.

Листья

Лист — очень важная часть растения, участвующая в таких процессах, как фотосинтез, газообмен и транспирация. В результате фотосинтеза солнечный свет преобразовывается в питательные вещества, обеспечивающие растения энергией для жизни. Также поглощается углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат люди и животные. Листья не только дают нам кислород, но и могут служить нам пищей. Наверняка вы ели листья салата, базилик, петрушку, руколу или шпинат.

Цветы и плоды

Большинство (но не все) растений цветут. Цветы растут на концах стеблей. Их красота и аромат часто привлекают насекомых или животных. Цветок может дать им нектар, а они в свою очередь помогают растению, опыляя его, чтобы оно сформировало плоды и семена.

У некоторых видов растений есть цветы, из которых образуются съедобные плоды, например яблоки, груши, огурцы, помидоры, баклажаны, перец, клубника, смородина и др. Это очень важно, так как люди и многие животные используют плоды растений в пищу. Цветы и плоды позволяют растениям создавать новые растения с помощью семян, которые в них формируются. Семена могут упасть рядом с растением или разнестись ветром, водой и животными.

Подведение итогов

Растения необходимы для жизни на Земле. Каждая часть растения выполняет важную роль: от корней, которые поглощают воду и питательные вещества, до листьев, которые производят пищу с помощью фотосинтеза, цветов и плодов, которые распространяют семена растений. Людям нужны растения, чтобы снабжать нас кислородом, пищей и лекарствами!

Читайте также:  Загадки про комнатные растения для дошкольников

Источник

Урок-проект "Растения – часть живой природы". 1-й класс

– Послушайте загадки и догадайтесь, о чём на уроке будем говорить.

Загадки рассказывают заранее подготовленные дети.

Стоят в лугах сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик)

На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

Весной цвету, Летом плод приношу,
Осенью увядаю, зимой не умираю.
Похожа на ёлку, но длинней иголки. (Сосна)

К каждой отгадке показать слайд

– Как назвать одним словом: ромашка, одуванчик, земляника, ель, сосна? (растения)

Тема урока: Сегодня мы говорим о растениях, докажем, что растения – часть живой природы. Рассмотрим, что общего есть у всех растений.

II. Растения – часть живой природы.

– А что растёт у нас в горшках на подоконнике, на шкафах? (комнатные растения)

– Как вы думаете, не мал ли горшок для этого цветка? (мал)

– А может быть, если его побольше поливать, то и не надо менять горшок, пусть живёт в маленьком? (нет)

– А может быть, поставить его на тумбочку в тёмный угол? (нет)

1) Работа с учебником. Стр 18-19

– Дети, найдите рисунок вертолёта и представьте, что мы на его борту, с высоты разглядываем сад семьи Ивановых: какие растения вы видите с вертолёта? (рябина, берёза, яблоня, груша).

– А как можно назвать одним словом эти растения? (деревья)

– Деревья имеют один одревесневший стебель– ствол. Ветки дерева начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону – верхнюю часть дерева.

– Деревья высокие, поэтому их видно с вертолёта, а чтобы увидеть растения, которые ростом ниже, придётся спуститься на землю. Что тогда мы увидим ещё в саду? (малина, смородина, а также одуванчик, подорожник, земляника)

– Смородина, малина – как назвать одним словом? (кустарники)

– Кустарники ниже деревьев. У них нет общего стебля, зато есть несколько одревесневших стеблей с ветвями, которые начинаются сразу от земли.

– А как назвать: одуванчик, подорожник, землянику? (травянистые растения).

-У них один или несколько травянистых стеблей.

2) Закрепление. Работа в тетради задание №13.

– Обозначь с помощью условных знаков рисунки растений. Дерево – , кустарник – , травянистые растения – /.

– Поменяйтесь тетрадками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

3) Признаки живой природы

– Какое растение рассматривает Маша? (землянику)

– А что делает Маша? (рыхлит землю) Зачем? (чтобы растение дышало, росло)

– Маша рыхлит растение, чтобы в земле было побольше воздуха, который нужен для дыхания корней растений. Ребята, вы не раз видели в жизни: стоит протоптать новую дорожку на зелёной лужайке, и весной на ней не взойдут семена трав – дышать будет нечем, земля утрамбована.

Вывод: Растения, как и животные, относятся к живой природе, т.е. для них характерны такие признаки живой природы как дыхание, питание, рост, потомство, увядание (гибель).

4) Практическая работа.

– Сейчас мы посадим в баночки горох и в течении длительного времени будем наблюдать за тем, что растения – часть живой природы. Увидим, как он взойдёт, будет расти, развиваться, дышать, питаться.

Дети в группах посадят семена гороха в баночки.

– Что нужно делать, чтобы горошинки ожили? Поливать, чтобы горох питался. Поставить поближе к свету, чтобы получал солнечный свет. Рыхлить землю, чтобы дышал.

-А как он оставит своё потомство? (горох зацветёт, на месте цветков вырастут новые горошины, которые после созревания можно тоже посадить в землю). Созревший горох называется плодами. Плоды появляются на том месте, где ещё недавно красовались цветки. Внутри плодов семена. Плоды дают все растения.

5) Работа с текстом в хрестоматии стр 10.

– Дети, которые умеют читать, прочитают о том, как деревья дружат с ветром.

III. Общие части растений – органы растений.

1) – Что общего у трав, деревьев, кустарников?

– У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды.

2) У вас на партах есть конверты, в них находятся органы растений. Соберите из них самостоятельно растение.

3) Игра “Да – нет” (закрепление знаний о том, что из семян вырастают новые такие же растения).

Учитель задаёт вопросы, а ученики при ответе “да” поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе “нет” разводят руки ладошками вверх, как бы говоря: “А вот и нет!”.

Источник

Правила поведения в природе
классный час на тему

Живова Татьяна Ивановна

Цель: рассказать детям о правилах поведения в природе.

Скачать:

Вложение Размер
pravila_povedeniya_v_prirode.docx 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом-школа»

Правила поведения в природе

Провела: Живова Т.И.

Цель: рассказать детям о правилах поведения в природе.

Ребята, в природе все взаимосвязано между собой.

И каждый, по-своему, чем-то хорош,

Поганка и рыжик, лягушка и еж!

Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,

Где бы не встретилась нам красота!

Но в последнее время эта красота очень быстро исчезает. Детский писатель Виталий Бианки сказал: «Присмотритесь, удивитесь и станьте другом этой красоты!»

Отдыхая на природе, человек не всегда задумывается, что он находится в гостях у природы. А в гостях, как известно, не принято вести себя плохо и невоспитанно. Поэтому послушайте правила поведения в природе и постарайтесь их соблюдать.

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Одна береза, поврежденная топором, может потерять за сезон 200 литров сока! В раны деревьев попадают болезнетворные организмы. Дуб, например, подвержен более 300 видов болезней!

2. Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

3. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Сбор дикорастущих растений на букеты — очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. К цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения. Имеем ли мы право срывать цветок для того только, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Лекарственные растения — ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторыхиз них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.).

5. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

6. Не сбивай грибов, даже ядовитых. Помни, что грибы очень нужны в природе. Грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью — грибницей они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

7. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Пауки -традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

8. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

9. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели — насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.

10. Не разоряй муравейники. Ведь муравьи – санитары леса. За один день они уничтожают 70 -100 тысяч вредителей леса.

11. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

12. Не убивай змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

13. Не лови диких животных и не уноси их домой. Помните, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

14. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.

15. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

16. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

17. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

18. Не жги весной траву на лугу. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

19. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы. Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Помните, что оставленная бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – более 1000 лет! Заберите все это с собой или закопайте в землю.

20. Берегите родники, колодцы и водоемы! Ведь один литр бензина в состоянии испортить 10 тысяч литров питьевой воды!

21. Оставляйте места вашего отдыха такими, чтобы вам снова захотелось побывать в них!

Источник

Приспособление растений к среде обитания — классификация и способы адаптации

Различные представители растительного мира распространены практически по всей территории планеты Земля, за исключение Антарктиды, островов в Северном Ледовитом океане, Гренландии и высокогорных массивов. Не все виды произрастают в благоприятных условиях, некоторым приходится выживать при низких температурах, нехватке света и влаги, даже под водой, поэтому они выработали различные варианты адаптации, помогающие им существовать в невероятных условиях окружающей среды. И даже размножаться в ней.

Например, растительность пустыни приспособлена к высокой температуре и недостатку влаги. Кактусы — основные представители этой среды обитания — имеют особенные листья — колючки, которые препятствуют испарения жидкости.

Таким образом, приспособляемость является совокупностью способов, благодаря которым то или иное растение получает возможность обитать в конкретных неблагоприятных условиях природы. Чем более тяжелыми являются условия, тем более хитроумными и нестандартными становятся эти приспособления. Нередко представители различных видов, произрастающие в определенной местности, внешне похожи друг на друга.

Различные варианты

Отдельным видам живых растений приходится расти в тех регионах, где постоянно очень низкие температуры, короткое лето, поэтому период вегетации непродолжителен. Однако сама природа наделила их особенностями, которые помогают справляться с этими факторами. Некоторые растения относятся к морозоустойчивым — способным переносить температурный режим ниже 0 °C. Основные способы:

  • При низких температурах развитие прекращается или замедляется, растения таким образом начинают экономить тепло.
  • Сбрасывают листья.
  • У хвойных видов происходит засмоление почек.
  • Образуется защитный слой — кутикула.

Нередко в регионах с суровыми зимами растительность представлена карликовыми видами (березы, ивы). Высота деревьев совпадает с размерами снежного покрова, который и образует защиту от морозов. Аналогичным способом пережить холода пользуются и стелющиеся виды.

Различные формы приобретает приспособленность растений к среде обитания. Представители флоры, произрастающие в тундре, выработали собственные механизмы адаптации. Прежде всего, условия среды обусловили видовую специфику: в тундре преобладают мхи и лишайники, деревьев нет, а цветковые растения представлены травами, кустарниками и кустарничками.

Последние отличаются карликовостью. Например, в тундре произрастают карликовые ива и береза, морошка, голубика, черника, водяника, кассандра. Формы могут быть как листопадные, так и хвойные. Особенность растений этой среды — крупные цветки яркого окраса. Поскольку лето очень короткое, время цветения совпадает, поэтому в теплый период тундра становится очень живописной и разноцветной. Основные способы выживания:

  • Способность замерзать с плодами или цветками.
  • Живорождение: появление луковичек либо клубеньков вместо цветков.
  • Мелкие листья помогают замедлить испарение влаги.
  • Густое опушение стеблей выполняет эту же функцию.

Морозоустойчивость растений сформировалась в результате онтогенеза, жизненный цикл их находится в непосредственной связи с сезонными ритмами, температурным и световым режимами.

Устойчивость к жаре

При повышенных температурах воздуха избыточное тепло действует на организмы растительного мира аналогично, как перегрев тела человека: появляется обезвоживание, солнечные ожоги, иссушение, что приводит к разрушению белка клеток и последующей гибели. Однако благодаря механизмам адаптации растения научились выживать даже в засушливом пустынном и полупустынном климатах. Особенности таковы:

  • Активное испарение влаги, помогающее ускорить ее циркуляцию от корней к листьям.
  • Накопление в цитоплазме органических кислот и иных защитных веществ.
  • Смещение периода вегетации (активной жизнедеятельности) на более благоприятное время. Например, растения степей и пустынь начинают рост весной, до наступления летнего зноя он завершается.

Наблюдаются и изменения в строении: листья таких растений обладают блеском, более светлые, что помогает отражать солнечные лучи, нередко расположены вертикально или свернуты в трубку, благодаря чему теряют меньше жидкости.

Основные способы, помогающие растениям выжить в условиях пустыни:

Особенность Краткая характеристика
Корневая система Является глубокой, благодаря длинному корню растения способны получать влагу из глубинных слоев почвы, где проходят грунтовые воды. Такие растения носят название фреатофитов. Пример — мескитовое дерево, корни которого имеют длину более 20 метров. Второй вариант — очень короткие, но раскидистые корни (у кактусов), позволяющие в сезон дождей впитывать максимальное количество влаги.
Стебель Способны хранить влагу в любой части, в том числе в стеблях. К примеру, кактус запасает ее в своих сочных филлокладиях — стеблях. Восковое покрытие препятствует испарению.
Листья Небольшие по размеру. Покрыты восковым налетом. Многие виды трансформировали листья в колючки или шипы.

Большое количество многолетников пустынь и полупустынь способно оставаться неактивными в самые знойные засушливые месяцы, а активную жизнедеятельность начинают в период дождей. Именно поэтому жизненный цикл у них проходит очень быстро.

Луг и степь

То, как растения луга приспособлены к условиям жизни, изучено исследователями достаточно глубоко. Эти виды способны функционировать в условиях солнечной радиации. Вот почему среди них много симбионтов и полупаразитов, предпочитающих совместный образ жизни с «донорами». Основным способом размножения являются семена. Многолетники и двулетние растения образуют прикорневую листовую розетку в первый год жизни, генеральные же побеги у них формируются на второй год, после зимовки.

Другие особенности:

  • Подземные побеги видоизменены в корневища.
  • Корневая система разнообразна, может быть стержневой, луковичной, мочковатой. Как правило, корни различных видов располагаются на разных ярусах, чтобы не создавать конкуренции друг другу.
  • Наличие особых органов размножения: ползучих побегов, корневых отпрысков, столонов.

При увеличении влажности луговое сообщество становится болотным. При снижении же — степным.

Черты приспособленности к среде обитания растений степи также многообразны. Они имеют мощную корневую систему — длинный корень помогает добывать глубинные воды. Кроме того, сильно испаряют влагу, что является защитой от перегревания. Листья некоторых узкие, другие же (например, полынь или степная астра) имеют густое опушение или восковой налет.

Водные условия

Приспособления растений к водной среде обитания разнообразны. Например, группа гидетофитов полностью погружена в жидкость, поэтому получает только часть солнечных лучей. Именно поэтому такие растения являются теневыносливыми, а поверхность их органов увеличена.

По берегам водоемов растут гидрофиты, их корни и корневища, а также часть стебля погружена в воду. Они выживают благодаря тому, что наделены межклеточными промежутками, осуществляющими доставку кислорода к тем органам, которые погружены под воду.

Следующая группа растений — гигрофиты, они приспособлены к нормальному функционированию в условиях избыточной влажности. Их листья покрывает тонкий слой кутикулы, а за счет широких межклетников обеспечивается достаточная поверхность испарения.

Другие интересные признаки:

  • Часто отсутствуют сосудистые пучки или они недоразвиты.
  • Преобладание вегетативного размножения.
  • Листья перистые, тонкие.
  • Стебель часто узкий, но очень длинный.

Основная часть высших водных растений является многолетниками, при зимовке опускается на дно своего места обитания, переживает холода в виде клубней, корневищ и зимующих почек.

Другие механизмы

Биологическая классификация растений по отношению к свету предполагает выделение трех групп: гелиофиты, сциофиты и теневыносливые. Первые, также называемые светолюбивыми, предпочитают произрастать в лугах и степях, равнинах и иных условиях открытого грунта, что обеспечивает им изобилие света. В противном случае их развитие угнетается. Однако они имеют способность видоизменяться в неблагоприятных условиях: становятся высокими, изгибаются по направлению к источнику света. Деревья нередко естественным образом приобретают однобокую крону.

Вторая группа растений — тенелюбивые. Они встречаются в пещерах, верхних почвенных слоях, расщелинах скал. Окраска листьев — темная из-за повышенного содержания хлорофилла, опущения нет, кутикула выражена слабо.

К теневыносливым относится большая часть деревьев, обладающих густой кроной, а также травы лесов. Их внешние особенности таковы: крона густая, нижние ветви не отмирают, листовая мозаика выражена.

Важное значение в жизни растений имеет опыление, которое чаще всего производится насекомыми. Без этого процесса живые организмы не смогут размножаться. Вот почему те виды, для опыления которых нужны пчелы, отличаются яркими крупными цветками, нектаром и приятным запахом. А те, которые опыляются при помощи ветра, таких «украшений» не имеют, их цветки мелкие, невзрачные, лишены запаха.

Представители флоры способны добывать себе «пищу» различными путями, например, за счет развитых корневых волосков они поглощают воду и минеральные вещества даже из самой бедной почвы. А болотные виды могут захватить и переварить насекомое или даже мелкое животное.

Для защиты от поедания птицами и животными растения окрашены в предостерегающую окраску, содержат ядовитые вещества или колючки.

Механизмы адаптации отличаются многообразием, но в своей совокупности они помогают растениям преодолевать негативное воздействие неблагоприятных факторов, выживать и размножаться. Разные способы сопротивления факторам среды очень важны, ведь представителям флоры нередко приходится прикладывать определенные усилия к тому, чтобы не погибнуть от нехватки влаги, света или тепла.

Источник

Часть растений оставьте природе

Часть растений оставьте природе

Posted in Биология Tags: Ботаника

Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле

Растительный мир является неотъемлемой составной часть природы. Он насчитывает около 500 000 видов всевозможных растений, которые имеют различное строение и отличаются условиями произрастания. Животный мир и растения совместно формируют природную среду, которая необходима для жизнедеятельности человека. Растения — это основные продуценты органического вещества на Земле и первое звено в цепи питания. Различные растения можно встретить во всех природно-климатических зонах нашей планеты. В пустынях, составляющих почти треть суши Земли, где практически нет высших растений, в изобилии встречаются водоросли, лишайники, бактерии. Шестая часть суши покрыта лесами. Есть также возделанные земли, где растут культурные растения. Растительность встречается и на больших глубинах в морях, океанах или пресноводных водоемах. Даже в Арктике и Антарктика или на высоких снежных горных вершинах тоже встречаются растения.

Природно-климатические условия На Земле могут сильно отличаться. В зависимости от этого сформировались различные типы растительного покрова, которые характеризуются определенными фитоценозами.

Все существующие живые организмы подвергаются воздействию различных факторов: абиотических, биотических и антропогенно-техногенных. Экологическим фактором называется любое условие окружающей среды, которое оказывает прямое влияние на живые организмы во времени и в пространстве. Следовательно, существование и развитие любых организмов зависит от целого комплекса экологических факторов.

Хотя в природе экологические факторы действуют на организмы комплексно, нельзя исключать специфики отдельных факторов. Хорошим доказательством этого являются экотипы растений, выделенные по различным экологическим факторам: свету, температуре, степени увлажнения среды и т.п.

Роль воды в жизни растений

Из большого количества различных частных условий жизни рассмотрим воду. Хотя влажность по своему значению уступает температуре, ее вполне можно отнести к основным экологическим факторам. Влажностью называют количество водяного пара в воздухе. Вода и влажность — основа жизни. Все организмы на Земле сначала были водными, затем, хотя они и завоевали сушу, но свою зависимость от воды не утратили. Вода является составной частью всех живых организмов на нашей планете.

Основную массу воды растения получают из почвы. Практически полностью (97-99%) эта вода испаряется через листья. Такое испарение охлаждает листья, а сам процесс испарения называется транспирацией. Благодаря такому испарению происходит транспорт ионов: сперва через почву к корням растений, затем транспорт ионов между клетками растений и т.д. Вода является необходимой частью живого вещества, и потеря воды в в известных количествах приводит к неизбежной гибели.

Т.к. вода жизненно необходима для живых организмов, их местообитания зависит от их потребностей. Например, постоянно живут в воде водные организмы. Гидрофиты могут проживать лишь в очень влажных средах. Для мезофитов характерна умеренная потребность в воде либо в воздухе средней влажности. Такие организмы встречаются, как правило, в умеренном поясе. Ксерофиты в отличии от них проживают в сухих местах обитания. Главным образом, это пустынные регионы. Ксерофиты часто приспосабливаются при помощи морфологических изменений, например, редукцией вегетативных органов, в первую очередь листьев.

Влажность оказывает большое влияние и на жизненные функции организмов. К примеру, половое воспроизведение споровых растений возможно только при наличии капельно-жидкой среды (туман, дождь) в этот период жизни.

Вода относится и к экологическим лимитирующим факторам. А количество осадков, влажность, сухость воздуха и прочие категории являются основными экологическими факторами.

Таким образом, основой формирования любых свойств или признаков организмов всегда существовал или существует какой-то один либо несколько ведущих факторов, которые действуют через многосложный комплекс жизненных условий.

Источник



Правила поведения в природе
классный час на тему

Живова Татьяна Ивановна

Цель: рассказать детям о правилах поведения в природе.

Скачать:

Вложение Размер
pravila_povedeniya_v_prirode.docx 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом-школа»

Правила поведения в природе

Провела: Живова Т.И.

Цель: рассказать детям о правилах поведения в природе.

Ребята, в природе все взаимосвязано между собой.

И каждый, по-своему, чем-то хорош,

Поганка и рыжик, лягушка и еж!

Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,

Где бы не встретилась нам красота!

Но в последнее время эта красота очень быстро исчезает. Детский писатель Виталий Бианки сказал: «Присмотритесь, удивитесь и станьте другом этой красоты!»

Отдыхая на природе, человек не всегда задумывается, что он находится в гостях у природы. А в гостях, как известно, не принято вести себя плохо и невоспитанно. Поэтому послушайте правила поведения в природе и постарайтесь их соблюдать.

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Одна береза, поврежденная топором, может потерять за сезон 200 литров сока! В раны деревьев попадают болезнетворные организмы. Дуб, например, подвержен более 300 видов болезней!

2. Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

3. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Сбор дикорастущих растений на букеты — очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. К цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения. Имеем ли мы право срывать цветок для того только, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Лекарственные растения — ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторыхиз них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.).

5. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

6. Не сбивай грибов, даже ядовитых. Помни, что грибы очень нужны в природе. Грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью — грибницей они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

7. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Пауки -традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

8. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

9. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели — насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.

10. Не разоряй муравейники. Ведь муравьи – санитары леса. За один день они уничтожают 70 -100 тысяч вредителей леса.

11. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

12. Не убивай змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

13. Не лови диких животных и не уноси их домой. Помните, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

14. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.

15. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

16. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

17. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

18. Не жги весной траву на лугу. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

19. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы. Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Помните, что оставленная бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – более 1000 лет! Заберите все это с собой или закопайте в землю.

20. Берегите родники, колодцы и водоемы! Ведь один литр бензина в состоянии испортить 10 тысяч литров питьевой воды!

21. Оставляйте места вашего отдыха такими, чтобы вам снова захотелось побывать в них!

Источник

Из каких основных частей состоят растения? Названия, описание, свойства и значение

Из этой статьи вы узнаете о том, какие бывают части растений и какую роль они играют в жизни как самих растений, так и животных или человека.

Растения — это живые организмы, которые очень важны для жизни на Земле. Они служат пищей для людей и других животных, а также позволяют нам дышать, превращая выдыхаемый нами углекислый газ в кислород. Сколько растений вы едите в пищу? Вы можете быть удивлены, но на Земле более 80 000 видов съедобных растений! Они состоят из множества различных частей, и каждая часть играет жизненно важную роль для растения. Давайте рассмотрим каждую из этих частей более подробно.

Корни

Корни являются нижней частью растения и обычно находятся в почве. Они удерживают растение в земле и служат опорой для надземных частей. Они также всасывают воду и питательные вещества из почвы, необходимые для роста и сохранения здоровья растений.

Есть два вида корней: стержневой корень, который является основным корнем, поглощающим воду и питательные вещества, и боковые и придаточные корни, закрепляющие растения в земле. Корневая система с выраженным главным корнем называется стержневой. Если боковые корни более выражены, чем основной, то такая корневая система называется мочковатой. В корнях также хранятся питательные элементы, которые растение может использовать в будущем. Такие пищевые продукты как, например, морковь, редис, свекла и др., на самом деле являются корнеплодами?

Стебель

Стебель — основная надземная часть растения. Он поддерживает листья, а также цветы или плоды, если они есть у растения. Стебель переносит воду и питательные вещества от корней к остальным частям. Стебли могут быть гибкими и нежными, как у травянистых растений, или твердыми и одеревеневшим, как ствол дерева. Основной стебель растения может иметь более мелкие стебли или ветви, которые растут из него. Люди также едят некоторые виды стеблей растений, например, спаржу.

Листья

Лист — очень важная часть растения, участвующая в таких процессах, как фотосинтез, газообмен и транспирация. В результате фотосинтеза солнечный свет преобразовывается в питательные вещества, обеспечивающие растения энергией для жизни. Также поглощается углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат люди и животные. Листья не только дают нам кислород, но и могут служить нам пищей. Наверняка вы ели листья салата, базилик, петрушку, руколу или шпинат.

Цветы и плоды

Большинство (но не все) растений цветут. Цветы растут на концах стеблей. Их красота и аромат часто привлекают насекомых или животных. Цветок может дать им нектар, а они в свою очередь помогают растению, опыляя его, чтобы оно сформировало плоды и семена.

У некоторых видов растений есть цветы, из которых образуются съедобные плоды, например яблоки, груши, огурцы, помидоры, баклажаны, перец, клубника, смородина и др. Это очень важно, так как люди и многие животные используют плоды растений в пищу. Цветы и плоды позволяют растениям создавать новые растения с помощью семян, которые в них формируются. Семена могут упасть рядом с растением или разнестись ветром, водой и животными.

Подведение итогов

Растения необходимы для жизни на Земле. Каждая часть растения выполняет важную роль: от корней, которые поглощают воду и питательные вещества, до листьев, которые производят пищу с помощью фотосинтеза, цветов и плодов, которые распространяют семена растений. Людям нужны растения, чтобы снабжать нас кислородом, пищей и лекарствами!

Источник

Приспособление растений к среде обитания — классификация и способы адаптации

Различные представители растительного мира распространены практически по всей территории планеты Земля, за исключение Антарктиды, островов в Северном Ледовитом океане, Гренландии и высокогорных массивов. Не все виды произрастают в благоприятных условиях, некоторым приходится выживать при низких температурах, нехватке света и влаги, даже под водой, поэтому они выработали различные варианты адаптации, помогающие им существовать в невероятных условиях окружающей среды. И даже размножаться в ней.

Например, растительность пустыни приспособлена к высокой температуре и недостатку влаги. Кактусы — основные представители этой среды обитания — имеют особенные листья — колючки, которые препятствуют испарения жидкости.

Таким образом, приспособляемость является совокупностью способов, благодаря которым то или иное растение получает возможность обитать в конкретных неблагоприятных условиях природы. Чем более тяжелыми являются условия, тем более хитроумными и нестандартными становятся эти приспособления. Нередко представители различных видов, произрастающие в определенной местности, внешне похожи друг на друга.

Различные варианты

Отдельным видам живых растений приходится расти в тех регионах, где постоянно очень низкие температуры, короткое лето, поэтому период вегетации непродолжителен. Однако сама природа наделила их особенностями, которые помогают справляться с этими факторами. Некоторые растения относятся к морозоустойчивым — способным переносить температурный режим ниже 0 °C. Основные способы:

  • При низких температурах развитие прекращается или замедляется, растения таким образом начинают экономить тепло.
  • Сбрасывают листья.
  • У хвойных видов происходит засмоление почек.
  • Образуется защитный слой — кутикула.

Нередко в регионах с суровыми зимами растительность представлена карликовыми видами (березы, ивы). Высота деревьев совпадает с размерами снежного покрова, который и образует защиту от морозов. Аналогичным способом пережить холода пользуются и стелющиеся виды.

Различные формы приобретает приспособленность растений к среде обитания. Представители флоры, произрастающие в тундре, выработали собственные механизмы адаптации. Прежде всего, условия среды обусловили видовую специфику: в тундре преобладают мхи и лишайники, деревьев нет, а цветковые растения представлены травами, кустарниками и кустарничками.

Последние отличаются карликовостью. Например, в тундре произрастают карликовые ива и береза, морошка, голубика, черника, водяника, кассандра. Формы могут быть как листопадные, так и хвойные. Особенность растений этой среды — крупные цветки яркого окраса. Поскольку лето очень короткое, время цветения совпадает, поэтому в теплый период тундра становится очень живописной и разноцветной. Основные способы выживания:

  • Способность замерзать с плодами или цветками.
  • Живорождение: появление луковичек либо клубеньков вместо цветков.
  • Мелкие листья помогают замедлить испарение влаги.
  • Густое опушение стеблей выполняет эту же функцию.

Морозоустойчивость растений сформировалась в результате онтогенеза, жизненный цикл их находится в непосредственной связи с сезонными ритмами, температурным и световым режимами.

Устойчивость к жаре

При повышенных температурах воздуха избыточное тепло действует на организмы растительного мира аналогично, как перегрев тела человека: появляется обезвоживание, солнечные ожоги, иссушение, что приводит к разрушению белка клеток и последующей гибели. Однако благодаря механизмам адаптации растения научились выживать даже в засушливом пустынном и полупустынном климатах. Особенности таковы:

  • Активное испарение влаги, помогающее ускорить ее циркуляцию от корней к листьям.
  • Накопление в цитоплазме органических кислот и иных защитных веществ.
  • Смещение периода вегетации (активной жизнедеятельности) на более благоприятное время. Например, растения степей и пустынь начинают рост весной, до наступления летнего зноя он завершается.

Наблюдаются и изменения в строении: листья таких растений обладают блеском, более светлые, что помогает отражать солнечные лучи, нередко расположены вертикально или свернуты в трубку, благодаря чему теряют меньше жидкости.

Основные способы, помогающие растениям выжить в условиях пустыни:

Особенность Краткая характеристика
Корневая система Является глубокой, благодаря длинному корню растения способны получать влагу из глубинных слоев почвы, где проходят грунтовые воды. Такие растения носят название фреатофитов. Пример — мескитовое дерево, корни которого имеют длину более 20 метров. Второй вариант — очень короткие, но раскидистые корни (у кактусов), позволяющие в сезон дождей впитывать максимальное количество влаги.
Стебель Способны хранить влагу в любой части, в том числе в стеблях. К примеру, кактус запасает ее в своих сочных филлокладиях — стеблях. Восковое покрытие препятствует испарению.
Листья Небольшие по размеру. Покрыты восковым налетом. Многие виды трансформировали листья в колючки или шипы.

Большое количество многолетников пустынь и полупустынь способно оставаться неактивными в самые знойные засушливые месяцы, а активную жизнедеятельность начинают в период дождей. Именно поэтому жизненный цикл у них проходит очень быстро.

Луг и степь

То, как растения луга приспособлены к условиям жизни, изучено исследователями достаточно глубоко. Эти виды способны функционировать в условиях солнечной радиации. Вот почему среди них много симбионтов и полупаразитов, предпочитающих совместный образ жизни с «донорами». Основным способом размножения являются семена. Многолетники и двулетние растения образуют прикорневую листовую розетку в первый год жизни, генеральные же побеги у них формируются на второй год, после зимовки.

Другие особенности:

  • Подземные побеги видоизменены в корневища.
  • Корневая система разнообразна, может быть стержневой, луковичной, мочковатой. Как правило, корни различных видов располагаются на разных ярусах, чтобы не создавать конкуренции друг другу.
  • Наличие особых органов размножения: ползучих побегов, корневых отпрысков, столонов.

При увеличении влажности луговое сообщество становится болотным. При снижении же — степным.

Черты приспособленности к среде обитания растений степи также многообразны. Они имеют мощную корневую систему — длинный корень помогает добывать глубинные воды. Кроме того, сильно испаряют влагу, что является защитой от перегревания. Листья некоторых узкие, другие же (например, полынь или степная астра) имеют густое опушение или восковой налет.

Водные условия

Приспособления растений к водной среде обитания разнообразны. Например, группа гидетофитов полностью погружена в жидкость, поэтому получает только часть солнечных лучей. Именно поэтому такие растения являются теневыносливыми, а поверхность их органов увеличена.

По берегам водоемов растут гидрофиты, их корни и корневища, а также часть стебля погружена в воду. Они выживают благодаря тому, что наделены межклеточными промежутками, осуществляющими доставку кислорода к тем органам, которые погружены под воду.

Следующая группа растений — гигрофиты, они приспособлены к нормальному функционированию в условиях избыточной влажности. Их листья покрывает тонкий слой кутикулы, а за счет широких межклетников обеспечивается достаточная поверхность испарения.

Другие интересные признаки:

  • Часто отсутствуют сосудистые пучки или они недоразвиты.
  • Преобладание вегетативного размножения.
  • Листья перистые, тонкие.
  • Стебель часто узкий, но очень длинный.

Основная часть высших водных растений является многолетниками, при зимовке опускается на дно своего места обитания, переживает холода в виде клубней, корневищ и зимующих почек.

Другие механизмы

Биологическая классификация растений по отношению к свету предполагает выделение трех групп: гелиофиты, сциофиты и теневыносливые. Первые, также называемые светолюбивыми, предпочитают произрастать в лугах и степях, равнинах и иных условиях открытого грунта, что обеспечивает им изобилие света. В противном случае их развитие угнетается. Однако они имеют способность видоизменяться в неблагоприятных условиях: становятся высокими, изгибаются по направлению к источнику света. Деревья нередко естественным образом приобретают однобокую крону.

Вторая группа растений — тенелюбивые. Они встречаются в пещерах, верхних почвенных слоях, расщелинах скал. Окраска листьев — темная из-за повышенного содержания хлорофилла, опущения нет, кутикула выражена слабо.

К теневыносливым относится большая часть деревьев, обладающих густой кроной, а также травы лесов. Их внешние особенности таковы: крона густая, нижние ветви не отмирают, листовая мозаика выражена.

Важное значение в жизни растений имеет опыление, которое чаще всего производится насекомыми. Без этого процесса живые организмы не смогут размножаться. Вот почему те виды, для опыления которых нужны пчелы, отличаются яркими крупными цветками, нектаром и приятным запахом. А те, которые опыляются при помощи ветра, таких «украшений» не имеют, их цветки мелкие, невзрачные, лишены запаха.

Представители флоры способны добывать себе «пищу» различными путями, например, за счет развитых корневых волосков они поглощают воду и минеральные вещества даже из самой бедной почвы. А болотные виды могут захватить и переварить насекомое или даже мелкое животное.

Для защиты от поедания птицами и животными растения окрашены в предостерегающую окраску, содержат ядовитые вещества или колючки.

Механизмы адаптации отличаются многообразием, но в своей совокупности они помогают растениям преодолевать негативное воздействие неблагоприятных факторов, выживать и размножаться. Разные способы сопротивления факторам среды очень важны, ведь представителям флоры нередко приходится прикладывать определенные усилия к тому, чтобы не погибнуть от нехватки влаги, света или тепла.

Источник

Урок-проект "Растения – часть живой природы". 1-й класс

– Послушайте загадки и догадайтесь, о чём на уроке будем говорить.

Загадки рассказывают заранее подготовленные дети.

Стоят в лугах сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик)

На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

Весной цвету, Летом плод приношу,
Осенью увядаю, зимой не умираю.
Похожа на ёлку, но длинней иголки. (Сосна)

К каждой отгадке показать слайд

– Как назвать одним словом: ромашка, одуванчик, земляника, ель, сосна? (растения)

Тема урока: Сегодня мы говорим о растениях, докажем, что растения – часть живой природы. Рассмотрим, что общего есть у всех растений.

II. Растения – часть живой природы.

– А что растёт у нас в горшках на подоконнике, на шкафах? (комнатные растения)

– Как вы думаете, не мал ли горшок для этого цветка? (мал)

– А может быть, если его побольше поливать, то и не надо менять горшок, пусть живёт в маленьком? (нет)

– А может быть, поставить его на тумбочку в тёмный угол? (нет)

1) Работа с учебником. Стр 18-19

– Дети, найдите рисунок вертолёта и представьте, что мы на его борту, с высоты разглядываем сад семьи Ивановых: какие растения вы видите с вертолёта? (рябина, берёза, яблоня, груша).

– А как можно назвать одним словом эти растения? (деревья)

– Деревья имеют один одревесневший стебель– ствол. Ветки дерева начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону – верхнюю часть дерева.

– Деревья высокие, поэтому их видно с вертолёта, а чтобы увидеть растения, которые ростом ниже, придётся спуститься на землю. Что тогда мы увидим ещё в саду? (малина, смородина, а также одуванчик, подорожник, земляника)

– Смородина, малина – как назвать одним словом? (кустарники)

– Кустарники ниже деревьев. У них нет общего стебля, зато есть несколько одревесневших стеблей с ветвями, которые начинаются сразу от земли.

– А как назвать: одуванчик, подорожник, землянику? (травянистые растения).

-У них один или несколько травянистых стеблей.

2) Закрепление. Работа в тетради задание №13.

– Обозначь с помощью условных знаков рисунки растений. Дерево – , кустарник – , травянистые растения – /.

– Поменяйтесь тетрадками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

3) Признаки живой природы

– Какое растение рассматривает Маша? (землянику)

– А что делает Маша? (рыхлит землю) Зачем? (чтобы растение дышало, росло)

– Маша рыхлит растение, чтобы в земле было побольше воздуха, который нужен для дыхания корней растений. Ребята, вы не раз видели в жизни: стоит протоптать новую дорожку на зелёной лужайке, и весной на ней не взойдут семена трав – дышать будет нечем, земля утрамбована.

Вывод: Растения, как и животные, относятся к живой природе, т.е. для них характерны такие признаки живой природы как дыхание, питание, рост, потомство, увядание (гибель).

4) Практическая работа.

– Сейчас мы посадим в баночки горох и в течении длительного времени будем наблюдать за тем, что растения – часть живой природы. Увидим, как он взойдёт, будет расти, развиваться, дышать, питаться.

Дети в группах посадят семена гороха в баночки.

– Что нужно делать, чтобы горошинки ожили? Поливать, чтобы горох питался. Поставить поближе к свету, чтобы получал солнечный свет. Рыхлить землю, чтобы дышал.

-А как он оставит своё потомство? (горох зацветёт, на месте цветков вырастут новые горошины, которые после созревания можно тоже посадить в землю). Созревший горох называется плодами. Плоды появляются на том месте, где ещё недавно красовались цветки. Внутри плодов семена. Плоды дают все растения.

5) Работа с текстом в хрестоматии стр 10.

– Дети, которые умеют читать, прочитают о том, как деревья дружат с ветром.

III. Общие части растений – органы растений.

1) – Что общего у трав, деревьев, кустарников?

– У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды.

2) У вас на партах есть конверты, в них находятся органы растений. Соберите из них самостоятельно растение.

3) Игра “Да – нет” (закрепление знаний о том, что из семян вырастают новые такие же растения).

Учитель задаёт вопросы, а ученики при ответе “да” поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе “нет” разводят руки ладошками вверх, как бы говоря: “А вот и нет!”.

Источник

Читайте также:  Основные типы бактериозов растений