Человек это какое тело природы

Человек это какое тело природы

Тема I. Введение

Методы исследования природы. Лабораторное обору­дование. Измерения. Измерительные приборы. Простейшие измерения.

Тема II. Тела и вещества

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Характеристики тел и веществ. Состояние вещества.

Масса. Измерение массы. Температура.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Строение атома

Движение частиц. Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Химические элементы. Периодическая таблица Д. И. Менделеева.

Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода.

Растворы и взвеси. Плотность. Лабораторный опыт «Определение плотности вещества».

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

Тема III. Взаимодействие тел

К чему приводит действие одного тела на дру­гое? Силы. Действие рождает противодействие.

Деформация. Сила упругости.

Условие равновесия тел.

Измерение силы. Трение.

Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

Давление. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды

Задачи на вычисление давления. Давление на глубине.

Архимедова сила. Лабораторный опыт «От чего зависит выталки­вающая (архимедова) сила?»

Тема IV. Физические и химические явления

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Скорость движения

Относительность механического движения.

График равномерного движения.

Виды механического движения. Движение по окружности.

Звук. Скорость звука.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тепловое расширение. Учет и использование теплового расширения

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация..

Изучение процесса испарения жидкостей. Теплопередача.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электрический ток. Напряжение. Источники тока.

Последовательное и параллельное соединения. Действие тока

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Свет. Источники света. Свет и тень. Отражение света. Изображение в плоском зеркале.

Преломление света. Линзы. Наблюдение изображений в линзе.

Оптические приборы. Глаз и очки. Разложение белого света в спектр.

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Химические явления (реакции). Лабораторный опыт «Наблюдение физических и химических явлений».

Закон сохранения массы. Реакции соединения и разложения. Оксиды. Кислоты. Основания.

Соли. Лабораторный опыт «Действие кислот и основа­ний на индикаторы».

Белки, жиры и углеводы. Лабораторный опыт «Распознавание крахмала».

Тема V. Человек и природа

ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ

Простые механизмы. Лабораторный опыт «Знакомство с простыми механизмами»

Механическая работа. Решение задач на вычисление механической работы.

Энергия. Источники энергии. Закон сохранения энергии.

Фронтальный опрос «Механическая работа. Энергия».

Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. Электростанции.

Роль химии в создании искусственных материалов. Каучук и резина.

ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Древняя наука астрономия. В мире звезд. Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

Солнце. Солнечная система. Годичное и суточное движение Земли.

Луна — естественный спутник Земли. Космические исследования.

ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Строение земного шара.

Атмосфера. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влажность. Атмосферные явления.

Источник



Тела и вещества (Тела природы и изделии. Вещества природные и искусственные. 3 состояния вещества)

Тела природы – звезды, камни, звери, птицы. Их создала сама природа. Бывают живые (растения, животные, люди) и неживые (луна, звезды, камни).

Изделия – тела, созданные руками человека (дома, посуды, машины, мебель).

Вещества – это то, из чего состоят все тела. Бывают природные (вода, камни) и искусственные, созданные руками человека(пластмасса, резина, железо). Из вещества человек делает изделия (например – стакан из стекла или из пластмассы).

Вещества могут быть в трех состояниях:

— твердое (камень, стекло)

— жидкое (вода, молоко)

Времена года. Зима. Неживая природа зимой. Растения зимой. (Когда начинается зима. День зимнего солнцестояния. Погода зимой. Оттепели. Правила безопасного поведения зимой – переход дороги, тормозной путь автомобиля, сосульки. Как зимуют растения. Почему растения не боятся холода. Хвойные растения.)

Зима начинается, когда надолго ляжет снег.

День зимнего солнцестояния – 22 декабря, самый короткий день в году.

Погода зимой холодная, температура может отпускаться до -30 градусов.

Оттепель – когда температура поднимается до 0 градусов и все начинает таять.

Растения на зимовку сбрасывают листья. Они не боятся холода, потому что покрыты плотной корой, а почки защищены толстыми чешуйками.

Хвойные деревья сбрасывают хвоинки постепенно, поэтому всю зиму они зеленые. Хвоинки покрыты плотной кожицей, не замерзают.

Зимой необходимо соблюдать правила безопасного перехода дороги. Так как на дорогах гололед – машины часто не могут остановиться сразу, а едут дальше. Нужно соблюдать осторожность.

Также нельзя ходить под крышами домов на которых висят сосульки – они могут упать и нанести травму.

Билет № 9

Что такое энергия. Топливо и его виды. Техника безопасности при использовании газа. Правила пользования электроприборами. (Что такое энергия. Виды топлива. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Техника безопасности при пользовании газом и электроприборами)

Энергия – это способность совершать работу: поднимать, лететь, везти, резать, падать. Чем больше энергии, тем большую работу можно совершить. Все тела обладают энергией.

Существует различные источники энергии: энергия ветра, энергия падающей воды, энергия Солнца, энергия пищи, энергия топлива. Энергия выделяется при сгорании топлива.

Есть различные виды топлива: дрова, уголь, нефть, бензин, керосин, газ. Топливо легко загорается. Поэтому около него опасно зажигать спички, зажигалки, свечи, подносить раскаленные предметы. Опасно оставлять открытыми краны от горелок газовых плит. Это может привести к взрыву из-за утечки газа. При появлении запаха газа необходимо звонить по телефону 04.

Все живое на Земле существует благодаря энергии Солнца. Благодаря Солнцу растут растения, которые выделяют кислород и служат пищей травоядным животным. Травоядные являются пищей для хищников. Человек употребляет в пищу и растения и мясо животных.

Человек научился получать электроэнергию, благодаря которой работают электроприборы ( телевизор, пылесос, дрель, утюг, люстры и т.д.)

Опасно включать в одну розетку много электроприборов. Это может привести к пожару. Опасно самим разбирать электроприборы.

Пользуясь электроприборами, следи, чтобы на него не попадала вода – иначе можно получить удар током.

Времена года. Зима. Животные зимой (Насекомые зимой. Как зимуют рыбы. Птицы зимой. Как помочь птицам. Животные зимой: мыши, лоси, лисы, волки. Чем спячка отличается от зимнего сна. Почему птицы не впадают в спячку).

Одним из времён года является зима. Насекомые проводят зиму в разных укрытиях: под опавшей листвой, в трещинах коры, в земле. От сильных морозов их защищает снежный покров. А вот пчелы не впадают в оцепенение. Они собираются в комок и греют друг друга, а едят запас мёда.

Сазан, судак, лещ проводят зиму в ямах на дне водоёмов в спячке. В это время их тело покрыто толстым слоем слизи, которая защищает их от низких температур. Другие рыбы, как караси, закапываются в ил. Окунь и щука не впадают в спячку.

Птицы в светлое время суток заняты поиском пищи – плодов и семян растений, насекомых. Птицам нужно помогать – развесить кормушки и пополнять их зерном, хлебом и семенами.

Мыши во время зимовки питаются запасами из подземных кладовок. Белки тоже запасают корм на зиму. Лисы охотятся на мышей и зайцев, волки на лосей и кабанов. Звери объединяются в стаи и табуны – так проще охотиться и защищаться от врагов.

Некоторые звери ( ежи, суслики, хомяки) проводят зиму в глубокой спячке в норах. Замедляется дыхание, резко падает температура тела. В спячке они расходуют запасы жира.

Бурые медведи, еноты проводят зиму в состоянии сна. Температура их тела снижается незначительно. Медведи спят в берлогах, а барчуки в норах. Во время оттепелей они просыпаются.

Птицы не впадают в спячку, потому что у них нет запасов жира и надежного укрытия от морозов.

Билет № 12

Человек в обществе. Первобытное общество. Труд в жизни человека. (Человек – часть общества. Дети, воспитанные животными. В первобытной пещере. Древнее оружие. Охота и рыбная ловля, собирательство. Роль огня. Главная обязанность каждого – труд на общее благо).

Общество – люди, окружающие нас. У людей в одном городе и стране общие законы, обычаи, правила поведения. Каждый человек – часть общества.

В обществе все люди рождаются свободными и равными. Равными не значит одинаковыми. Это значит, что каждый человек имеет право на образование, лечение, защиту, труд, и отдых. Кроме этого люди имеют обязанности перед обществом.

Главная обязанность человека – труд на общее благо.

В первобытном обществе люди жили в пещерах. Обрывки звериных шкур стелили как постель. Посреди пещеры был костер. Дежурный должен постоянно подбрасывать хворост, чтоб поддерживать огонь. Все жители пещеры заняты работой. Женщины шили костяными иглами одежду из шкур. Дети собирали шишки и хворост для костра. Подростки и мужчины охотились, добывали еду. Женщины и дети собирали ягоды.

Читайте также:  Звуки природы для айфон

В пещере хранился большой запас оружия: копья, стрелы, палки с насаженными на них клыками животных, каменные топоры.

Человек – часть природы. Как все живые существа нуждается в пище, воздухе, воде, тепле. В отличие от других живых существ, человек обладает разумом. Человек создал науку и технику, произведения искусства, построил города и фабрики.

Рожденный ребенок может вырасти человеком, если растет среди людей. Ребенок общается и перенимает опыт старших. Ребенок среди животных примет только повадки животных, развиваться он не будет. (например Маугли).

Все, чем мы пользуемся в повседневной жизни создано трудом многих людей.

Люди освоили много профессий. Одни выращивают фрукты и овощи. Другие изготовили на фабриках посуду. Третьи проводят в дом свет и газ и воду. Четвертые строят дома.

Источник

Человеческая природа: почему нам приходится искать смысл жизни и стараться ее улучшить

Человек это природа. Что такое природа человека. Природа Человека

– одна из важнейших категорий социальной философии, отправная точка подавляющего большинства исследований социальных проблем. В древневосточной мудрости человек выступал как предельно малая частица социально-космического целого, не имеющая самодостаточной личной ценности; в античном мире он представлялся каплей, в которой, тем не менее, это социально-космическое целое в концентрированной форме повторяется и с ним вполне соизмеримо, хотя человек уже виделся как существо самодеятельное. В средние века сущность человека усматривали в той частице божественного, духовного огня, которая трепещет в его утробе, преодолевая рамки внешней телесной ограниченности. В новое время, с одной стороны, человек предстает как существо духовное, способное рационально мыслить, а с другой стороны, в нем выделяются личные, самодеятельные качества, которые определяются через его внешние социальные характеристики. Тем самым природа человека выглядит чем-то совершенно лишенным всякой определенности. Продолжая традиции западноевропейской философии 19 в., представлявшей человека в его двойственности (телесная природа и духовная сущность), современная социальная философия рассматривает его с двух сторон – с точки зрения его биологической природы и социальной сущности. Евразийская философия выдвигает концепцию тройственности, наличия трех модусов в единой человеческой природе: духа, души и тела (телесности, социальности и духовности), полагая, что сущность человека проявляется в его духовности. Это позволяет более точно формулировать и решать проблемы духовного возрождения человека и избавления его от пороков, проблемы, связанные с формированием человека как личности, как полноправного и свободного члена общества, активного субъекта всех общественных отношений, творца цивилизации мудрости.

Человек как биосоциальное существо

Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида. В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами. Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.

Основные задачи культуры:

  • формирование автономии человека, его отдаление от природных случайностей;
  • увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • предоставление возможности минимизировать физический труд;
  • появление и усовершенствование научных открытий.

Становление человека, как разумного, произошло благодаря:

  • наличию разума и сознания;
  • появлению членораздельной речи;
  • способности совершать свободный выбор;
  • развитию орудий труда;
  • способности к нравственности, управлению своими влечениями.

Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:

  • производственные;
  • межобщинные;
  • брачно-семейные;
  • межличностные.

Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.

Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.

Человек это природа или нет. Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Давайте попробуем вместе.

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают). Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море. Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях). Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.

Человек это природа. Что такое природа человека. Природа Человека

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни. б) луна, воздух, луноход, звёзды. в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Понятие человека в культуре

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен. Человек — вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Максим Горький — «На дне»
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики.
Стругацкие — «Малыш»

Человек это природа доказательство. Связь человека с природой

Человек это природа. Что такое природа человека. Природа Человека 01

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы – всего лишь крошечная частица в мире.

Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

Человек – неотъемлемая часть мира

В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

Читайте также:  Человек перестал замечать красоту природы

Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

Как человечество влияет на Землю

С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

Советы по сбережению природы

Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:

  • для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
  • использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
  • необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.

Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации , где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.

Человек это природа да или нет. Зависит ли природа от человека?

Вам известно, что в природе всё взаимосвязанно, начиная от твёрдого камня и кончая ветвящимся деревом. Всё в этой природе говорит о том, что все подчиняются ей, даже человек. Человек является частью и сущностью природой. Он с древних времён занимался собирательством, охотился на дичь, распахивал и засеивал поля, вырубал большие участки лесов. К сожалению его деятельность дошла до такого развития, что наступила угроза всему живому на Земле. Например, загрязнение, отравление воздуха и воды. Люди понимают, что это может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому они организовали специальные заповедники, где находятся вымирающие виды некоторых животных и растений, запретили охотиться на определённых участках земли и вырубать леса. Многие травы сейчас по угрозой и занесены в Красную книгу. Известно, что Правительство уже давно берется с браконьерами, но результаты всё равно неутешительные. Видя огромное количество вырубки лесов, люди стали садить различные саженцы, что хоть как-то восполнить потерю леса и зелени. Но остаётся главный вопрос: зависит ли природа от человека? Мне кажется, если бы человек не вмешивался в порядок природы, то она сейчас не была бы под угрозой. Человек занимает особую ступень в этом мире и не должен нарушать спокойствие природы. Но, к сожалению, прошлое невозможно вернуть. Что такое природа? Природа обладает неизменными качествами. Человек идёт по улице и замечает только то, что сегодня отличный день, т.е. безоблачная погода и яркое солнце. Но он не замечает самого главного, что отличная погода состоит из дополняющих факторов: свежий воздух, чистота окружающей среды. Поэтому стоит задуматься над тем, а стоит ли карёжить природу? Ведь она не долговечна, и когда-нибудь наступит такой миг, когда уже нечего будет добывать, вырубать, с Земли исчезнет всё её многочисленное богатство. Жаль, что люди зачастую даже не задумываются об этом. НЕ выкидывай бумажку, пойди и сожги её — это уже будет помощь природе. Нужно стремиться к её совершенству и беречь то, чьей частью мы также являемся. Любое живое существо обычно вносит лепту в естественный процесс кругооборота, а человек всё губит, топчет и вырывает. Как можно этого не понимать, что мы убиваем не только природу, находящуюся вокруг нас, но и ту, которая царит у нас внутри.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.

фото 749

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Источник

Природа и сущность человека

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия [1] , или его естественные свойства [2] , в той или иной мере присущие всем людям [3] . Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. [4] Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей [5] , разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации [6] и труду [7] .

    , исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам». [8]
  • Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [9] ) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы. [10]
Читайте также:  Авакьян конституция россии природа эволюция современность 1997

Душа и тело

В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. [11]

В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа [12] , эфирное тело [13] , монада [14] , аура, тело).

В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Религиозные традиции считают, человек есть божественное творение. Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека. Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру» [15]

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи [16] и социализации [17] .

Самоценность и уникальность человека

Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.

Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.

Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма [18] . В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога [19] .

В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат.  Cogito Ergo Sum ). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.

Происхождение человека

Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще.

Мораль и гуманизм

Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.

Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.

Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.

По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных [20] и религиозных норм.

Судьба и характер человека

В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством. [21] В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.

По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.

Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.

Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».

Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра [22] .

Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека

В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как: [23]

      модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).
    • Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).
    • Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).
      рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).

    Сравнение природы человека и животных

    С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, [24] несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

      , к самосовершенствованию, [25]
    • духовность, [26]
    • высокий уровень абстракции, [27] , чувства, (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)

    Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми [28] , а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

    В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости [29] , красоты [30] , и даже аналог суеверий [31] .

    Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице. [32]

    С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму [33] , инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

    То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов. [34] Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками. [35]

    Понятие человека в культуре

    После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону. [36]

    Источник