Человек и природа в царь рыбе герои астафьева



Взаимоотношения человека и природы в повести Астафьева «Царь-рыба»

Проблемы экологии всегда находили отражение в произведениях русской литературы, наиболее остро они были затронуты во второй половине 20 века. В это же время и появился сборник рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба». Основная тема, поднятая в произведении, — взаимодействие человека и природы. Если же обозначить ее более конкретно, то сборник показывает, как человек, теснейшим образом связанный с природой, губит ее и чуть не погибает сам.

Остановимся подробно именно на той части, которая носит символичное название «Царь-рыба». Царственной рыбой в повести становится огромный осетр, с которым однажды во время очередной ловли повстречался главный герой Игнатьич. Он начинает борьбу с этой рыбиной. И мы понимаем, что такой момент обрисован автором не случайно, он передает взаимоотношение человека и природы, извечное желание людей укротить и приручить, сделать подвластным все окружающее богатство себе и своим желаниям. Каким же образом завершается это сражение? Рыба тяжело ранена, но не сдается во власть человека. Она скрывается в речной глубине, унося крючки в своем теле. Но хотя победа и одержана, рыба уходит, чтобы умереть. Она не дает себя укротить, но ранена настолько тяжело, что все равно в итоге ее ждет погибель. Таков печальный исход противоборства удачливого рыбака и волшебного осетра.

Посмотрим же на содержание рассказа более пристальным взглядом. Игнатьич – главный герой. Полное его имя – Зиновий Утробин. Он пользуется уважением среди жителей села. Все дело в том, что Игнатьич всегда готов прийти на помощь тому, кто нуждается. Ну а самым главным критерием его такой популярности среди односельчан стала сноровка и сметливость в рыбной ловле. Зиновий – рыбак с особенным чутьем. Да вот только водится за ним серьезный грешок: помышляет браконьерством.

Встреча с царь-рыбой – проверка Игнатьича на прочность. Ради наживы он готов на все. Рыбак понимает, что ему не совладать с таким огромным осетром, но все же не хочет никого звать на помощь. Ведь тогда придется делиться не только рыбой, но и икрой, а в осетре ее, наверное, ведра два или того больше.

Себя Игнатьич считал особенным, вот и подтверждение этому – такая рыба не всякому придет. Верх взяла и жадность. Зиновий решился один на один совладать с чудовищем и замахнулся топором. При возникновении этого орудия в голове сразу всплывает образ Родиона Раскольникова. Только молодой человек поднимает топор на старушку, а Игнатьич – на саму матушку-природу.

Утробин уверен, что ему все позволено. Но не тут-то было. Такое мнение ошибочно. И наказание последовало сразу же. Игнатьич оказался в воде, он не может справиться с огромной рыбиной. Их обоих, и человека, и животное ждет смерть.

Именно в этот момент герой понимает, насколько непозволительным было его поведение и раскаивается во всем содеянном ранее. Именно такое нравственное очищение и спасает Игнатьича.

Астафьев своей повестью дает понять нашу человеческую силу ответственности за все, что совершается в мире.

Источник

Человека и природа в рассказе Царь-рыба Астафьева сочинение

Рассказ «Царь – рыба» — один из рассказов одноименного сборника новелл писателя В. Астафьева.

В рассказе автор поднимает две главных проблемы – отношения человека с обществом и отношения человека с природой.

Главный герой – зажиточный деревенский житель Зиновий Игнатьевич Утробин. Он испокон веку живет в этой глухой сибирской деревне, знает ее окрестности, реку и лес. Игнатьич хороший промысловый рыбак и охотник. С односельчанами у него ровные бытовые отношения – он всегда приходит на помощь, словом и делом. Но все, что Игнатьич не делает – делает без искренности в сердце, без души. Поэтому душевных отношений с окружающими людьми у него не возникает, даже с родным братом, на которого Игнатьич смотрит с высока, пренебрежительно.

Всю жизнь главный герой наживает богатство, основной источник которого – богатая природа края. В погоне за добычей не обходится и без нарушения закона – браконьерства. Но для Игнатьича это не проблема, он считает, что лес богат, всего и на всех хватит.

Вместе с ос своим потребительским отношением к природе, Игнатьич искренне восхищается ее красотой, мощью, но считает, что человек стоит над природой.

Кульминационным моментом рассказа становится рыбалка главного героя, когда ему попадается огромных, сказочных размеров осетр – Царь – Рыба. Утробин считает себя чуть ли не избранным, что ему попал такой улов.

Поначалу Зиновий, как промысловый рыбак, прикидывает, сколько много икры в рыбе, и сколько с этого можно поиметь. Когда же понимает, что в одиночку с уловом не справится, его жадность и упертость не позволяет позвать на помощь. Он все еще надеется взять верх над мощью природы в лице огромной умной рыбины.

Когда силы рыбака в битве иссякли, он оказывается в воде, наравне с рыбиной. Вся жизнь проплывает у него перед глазами. В минуты беспомощности и зависимости от Царь – Рыбы Зиновий Игнатьевич переосмысливает всю свою жизнь – насколько он был неправ по отношению к людям, к природе. Осознает мощь и величие окружающего мира, окружающей природы, зависимость человека от нее.

Зависимость от природы помогает преодолеть гордыню Зиновию Игнатьевичу – он не только зовет на помощь людей, но и просит Бога помочь ему, отцепить рыбину. Разговаривает с самой рыбиной уже не как с источником дохода, а как с частью могущественной природы, от которой зависит жизнь человека.

Борьба человека с природой в облике Царь – Рыбы олицетворяет противоборство губительного использования человеком природы и самой Матушки – природы.

Читайте также:  Особенности природы норвегии таблица

Сочинение Проблема взаимоотношений человека и природы в рассказе Царь-рыба

Темы природы постоянно присутствует в рассказах русского писателя Виктора Астафьева. Но особо выделяется из них «Царь-рыба». Главный герой предстает перед нами человеком удачливым, хорошим производственником. Дом его лучший в деревне, и вежлив он со всеми. Деревенские зовут его заискивающе Игнатьичем. Денег за помощь не берет ни с кого, и никому в помощи не отказывает. Есть за что уважать человека.

И сам о себе Зиновий Игнатьевич очень высокого мнения, не зря ведь он так снисходителен к другим, так любит поучать.

Да вот так ли он хорош на самом деле, как о нем думают другие и сам?!

Хороший работник, а, не оговаривая причин, в депутаты не выбрали. Ведь он браконьер, и все это знают. Общественная жизнь не для Игнатьича, он заботится только о наживе. И кажется ему, будто он всесилен и так будет всегда. Зиновий Игнатьевич не верит в Бога, но суеверен, — помнит все дедушкины поверья, приметы, — и придерживается их. В общем, Астафьев без прикрас изобразил глупого и жадного человека, а ведь это самый культурный человек в деревне. Кажется мне, что эти качества присущи, в общем, всему человечеству. Нам кажется, будто природа для нас создана, и надругаемся над ней безжалостно. Ведь совсем немного нужно человеку для жизни, а людям все мало.

В случае с Зиновием Игнатьевичем природа показала, кто действительно силен. Зацепив огромную рыбу, не смог с ней справится. Не зря дедушка говорил, что нельзя человеку с нечистой совестью ловить Царь-рыбу. Если бы Игнатьич не покаялся в своем грехе, он бы погиб. Причиной возможной гибели была жадность: рыбак не хотел делиться ни с кем.

Писатель говорит нам всем, что природа сильнее людей, и неуважение к ней может погубить все человечество. Равнодушие людей к проблемам экологии и защиты окружающей среды происходят от сердечного ожесточения. Потребительское отношение к окружающему миру свидетельствует о бесконечном эгоизме насельников планеты. Какое мы все имеем право так бездумно израсходовать природные ресурсы? Ведь это бесчестно по отношению ко всему живому и будущим поколениям людей. Мы ответственны за состояние природы, но это вовсе не значит, будто бы природа перед нами в долгу.

Проблема и взаимоотношения человека и природы

Также читают:

Картинка к сочинению Человека и природа в рассказе Царь-рыба Астафьева

Популярные сегодня темы

На картине озорной мальчуган сидит перед портретом старого и уважаемого мужчины в котелке. Рядом с мальчуганом уселся не менее озорной рыжий кот, хитро поглядывающий на хозяина.

Фонвизин Денис Иванович жил и творил во времена эпохи Просвещения. В своих произведениях он показывал жизнь такой, какая она есть. Так, в комедии «Недоросль», написанной в 1782 году писатель затронул ряд социальных проблем

Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

Как и все художники того времени, Серов любил путешествовать и любил любоваться красотами родного края. У художника необычайно выходило изображать портреты людей.

Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

Источник

Сочинение Человека и природа в рассказе Царь-рыба Астафьева

В 70-е — 80-тые годы 20 века в советской литературе появилось новое имя — Виктор Петрович Астафьев. Писатель-фронтовик поднимает важнейшие нравственные вопросы на военной тематике, пишет о жизни русской деревни, хорошо известной ему, так как он родом из сибирской глубинки. Экологическая проблематика становится одной из главных в его творчестве.

Свою книгу «Царь-рыба» В.П.Астафьев назвал повествованием в рассказах, объединены новеллы героями и общей проблематикой. Центральное место занимает глава-притча «Царь-рыба» — именно в ней выражена авторская мысль.

Главный герой — Зиновий Игнатьевич Утробин, по- простому -Игнатьич. Его уважают односельчане, дом Игнатьича -полная чаша, самый лучший в деревне, у него вообще все самое лучшее. Кормит Игнатьевича, как ,впрочем ,и других сельчан, река. Но Игнатьич был более удачлив , жаден и обладал какой-то особенной чуйкой. Он не мог остановиться, ему не надо было столько рыбы, однако ему все мало.

Однажды в сети Игнатьича попался огромный осетр. Он вспомнил рассказы деда про царь-рыбу: ее нужно обязательно отпустить, она как мать всего живого на реке. Осетр был столь огромен, судя по округлившемуся брюшку, — с икрой. Древний, как сама мать -природа. Он походил на чудовище. Герой сам не понял, как поскользнулся и упал в воду. Вместе с рыбиной он запутался в своих же сетях, крючки больно впивались в тело. Рыба жалась к нему, он чувствовал холод ее тушки, чувствовал, как она постепенно уходит на дно, потому что сил сопротивляться уже не осталось. И браконьер , и осетр вместе утонут. Вся жизнь прошла перед глазами Игнатьича: он вспомнил девушку, которую много лет назад обидел, вспомнил, что от реки всегда хотел получить больше, чем ему надо было для жизни. Жадность одолела — Утробин -утроба ненасытная. Он не хочет позвать на помощь, так как ему придется делится уловом, а это в его планы не входит.

Человек безответственно относится к природе. Игнатьич прекрасно понимает, что , ставя сети в нерест , он обезрыбливает реку. Рыбохрану он не очень боится: его судно мощнее и он всегда может скрыться.Потребительское отношение к окружающему миру погубит человечество. Человек — часть природы, которая дает ему все: пищу, одежду, работу. Не надо жадничать, не надо разрушать то, что тебе дано. И только когда Игнатьич понял свои ошибки, когда покаялся, рыба каким-то чудом освободилась от крючков и , на прощание вильнув хвостом, уплыла вглубь .И Игнатьич впервые в жизни благословил ее: «Плыви, милая».Утробин спасся : человек, губя природу ,погибнет вместе с ней и в то же время , защищая природу, бережно относясь к природным ресурсам, человечество выживет. Человек не царь природы, а только часть ее.

Читайте также:  Короткие рассказы про природу егэ

Человека и природа в рассказе Царь-рыба

Популярные сочинения

Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» возможно единственный персонаж, находивший в Печорине что-то положительное. Штабс-капитан по натуре человек простой, далекий от тонкостей светской жизни.

Война. Какие ассоциации с этим словом сразу всплывают в нашей голове? Страх, боль, ужас, смерть – это только малая часть синонимов, которые приходят на ум. Война – это непоправимая трагедия

Владимир Егорович Маковский слыл в русской культуре художником откровенно талантливым. Необычайная изысканность, утончённость и острое внимание к деталям привело его творчество

Источник

Взаимоотношения человека и природы в рассказе “Царь-рыба”

В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе.

Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели.

В рассказах Виктора Петровича Астафьева

В нем жизнь самой обыкновенной сибирской деревни описана достоверно и абсолютно честно. Зиновий Игнатьич – главный герой рассказа, предстает перед нами в образе хорошего и честного

Царь-Рыба стала для героя посланницей судьбы, она напомнила о важности справедливой и честной жизни, о необходимости ответа за свои не очень хорошие поступки. Борьба Игнатьича и огромной, сильной Рыбы – олицетворение противоборства природы и человека, ее защиты от пагубного отношения людей к ее богатствам, от их слепой жадности. Зиновий Игнатьич в итоге борьбы с Рыбой понимает, что нет ничего сильнее природы, ничто не может сломить ее превосходства, красоты и мощи.

Итак, рассказ “Царь-Рыба”, отмеченный многими критиками как невероятно талантливо написанное произведение, – это история о том, что бывает, когда забываешь об уважении к жизни животных и растений вокруг. Она несет в себе глубочайший смысл, рассказывает о необходимости жизни в единении с природой, в гармонии и с ней, и с ее обитателями. Каждый должен понять, какую важную роль она играет в их жизни, ведь без богатств и ресурсов, которые она нам дает, человек будет несчастен и беден.

Редкие животные, самые разные виды птиц, каждая травинка в лесу, – все это нуждается в нашем внимании, защите и чутком наблюдении. Именно этим важным ценностям нас учит произведение Астафьева “Царь-Рыба”.

Источник

"Царь-рыба", Астафьев: главные герои и содержание

Эта статья рассматривает одну из ключевых новелл цикла «Царь-рыба». Астафьев, большая часть произведений которого посвящена военной тематике, здесь выступает в несвойственном ему амплуа писателя-деревенщика. Несмотря на это, автор показал себя настоящим знатоком сельской действительности, человеческих душ и сложности взаимоотношений.

О книге

Сборник новелл «Царь-рыба» Астафьева был опубликован в 1976 году. Главной темой всех рассказов, включенных в него, стало описание связей человека и природы в нравственно-философском аспекте. То есть отношение героев к природе выступает средством выявления личностных пороков и достоинств человека.

В сборник входит двенадцать рассказов, один из которых имеет то же название, что и весь цикл, — «Царь-рыба». Именно это произведение является ключевым для понимания авторского замысла. В нем же сосредоточены все темы и мотивы, встречающиеся в других новеллах сборника.

Краткое содержание: Астафьев, «Царь-рыба»

Содержание начинается с описания главного героя – Игнатьича. Он слывет среди односельчан как бескорыстный человек, никогда не отказывающий в помощи, умный и находчивый, а также как непревзойденный мастер рыбной ловли. Игнатьич — самый зажиточный деревенский житель, в его хозяйстве все разумно и налажено. Он готов прийти на помощь к любому и не просит за это ничего, но нет в его поступках искренности. Вот и с родным братом отношения у главного героя совершенно не ладятся.

Лучший рыбак

Игнатьич – лучший рыбак в деревне, нет ему равных в этом ремесле. Он обладает небывалым рыбацким чутьем, опытом, который передался ему от предков, и знаниями, полученными за долгие годы практики.

Виктор Астафьев («Царь-рыба» поднимает сложный вопрос взаимоотношений индивидуума с природой и обществом) совершенно не пытается идеализировать своего героя. Автор открыто говорит о том, что свои навыки и опыт Игнатьич часто использовал во вред односельчанам и природе, потому что промышлял браконьерством. Он прекрасно осознает, какое зло причиняет природе, уничтожая рыбу в неограниченных количествах. Герой знает о каре, которая может его постичь, если он будет пойман рыбнадзором. Толкают его на такое опасное преступление непомерная жадность и жажда наживы. Все то немалое добро, что уже имеет Игнатьич, кажется ему недостаточным.

Царь-рыба

Рассказ Астафьева «Царь-рыба» имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность, поэтому роковая встреча с природой, воплощенной в царь-рыбе, была для Игнатьича неизбежной.

Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам. Удивительно, что такая огромная рыбина смогла вырасти, питаясь «вьюнцами» и «козявками». Однако не только эти чувства посетили Игнатьича, что-то зловещее почудилось ему в облике царь-рыбы. Не сможет он в одиночку одолеть такое чудовище.

Но мысли о том, чтобы позвать брата и механика на подмогу, немедленно вытеснила жадность: придется же делить осетра с помощниками. В этот момент герою даже стало стыдно перед самим собой за собственные чувства. Но недолго длился стыд. Игнатьич решил принять его за азарт, заглушая голос разума. К тому же в нем проснулась рыбацкая гордость: такая рыба попадается только раз в жизни, и то не всякому, нельзя упустить шанс показать свою удаль.

Читайте также:  Сочинение на тему мое детство на природе

Борьба

Игнатьич решает, что сегодня его добычей станет царь-рыба. Астафьев начинает описание суровой борьбы человека с природой. Его герой отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело.

И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь – смерть. Пытаясь спастись, герой безуспешно стремится вырваться из пут, молит рыбу отпустить его. Венцом отчаяния становится преодоление собственной гордыни – Игнатьич зовет брата на помощь. Но в ответ слышится лишь эхо.

Главный герой понимает, что гибнет. То, что рыба все плотнее, как женщина, прижимается к нему, приводит Игнатьича в ужас. Одновременно с этим герой начинает вспоминать свое прошлое. Но мало светлых мыслей приходит ему на ум. Он думает о том, сколько бед принес своим браконьерством. Игнатьич вспоминает незаслуженно обиженную девушку, которую когда-то любил и хотел на ней жениться. Он осознает, насколько дурно прожил свою жизнь и сколько ошибок совершил.

Герой понимает, что встреча с царь-рыбой стала для него расплатой за совершенные грехи и злодеяния. Особенно тяготит его то, как он поступил со своей невестой Глашей, безосновательно приревновав ее. И ничего из совершенного Игнатьичем не имеет оправдания.

Развязка

Продолжает описывать раскаяние Игнатьича Астафьев. Царь-рыба, герои из числа деревенских жителей и брат становятся здесь причинами для осознания главным героем своих дурных поступков.

В миг отчаяния Игнатьич взывает к Богу и умоляет отпустить «эту тварь» на свободу, признавая, что «не по руке» ему поймать царь-рыбу. Просит прощения у Глаши, каясь в том, что когда-то ее обидел. После этих слов рыба освобождается от пут и уплывает.

Игнатьич ощущает легкость: телесную – оттого, что избавился от рыбы, тянувшей его на дно, душевную – оттого, что прощены его грехи. Теперь у героя появился шанс начать жизнь заново, не совершая прошлых ошибок и не беря греха на душу.

Таков путь духовного перерождения человека, каким решил показать его Астафьев.

«Царь рыба»: анализ

Основная тема рассказа, как отмечалось выше, – взаимоотношение человека с природой. Но этим писатель не ограничивается, одновременно он поднимает и другую проблему – отношения человека с обществом.

Отношение Игнатьича к своим односельчанам и близким людям сходно с отношением героя к природе. Высокомерие, пренебрежение, снисхождение и осознание собственного могущества – вот те чувства, которые главный герой испытывает при контакте с окружающим миром.

По замыслу Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой, быть ее частью, иначе борьба со стихией приведет его к смерти. Именно эта мысль стала сюжетообразующей в произведении.

Писатель до мельчайших подробностей прописывает символический образ Игнатьича, воплощающий того самого царя природы, который привык считать себя властителем мира. И чтобы показать всю иллюзорность власти этого псевдовластителя, Астафьев изображает его встречу с царь-рыбой. Однако примечательно то, что от этого столкновения должен погибнуть не только сам герой, но и его соперница. Судьбы Игнатьича и царь-рыбы оказываются тесно сплетены. И единственным способом выжить для обоих становится освобождение главного героя от того груза ошибок и грехов, что лежит на его душе. Именно те нравственные низости, что совершил за свою жизнь Игнатьич, становятся причиной возможной смерти его самого и царь-рыбы.

Этим рассказом Астафьев наглядно иллюстрирует идею о том, что природа – священный храм, в котором человек не хозяин, а смотритель и помощник. Только в этом случае у человека есть возможность существовать в гармонии с собой, социумом и окружающим миром в целом. В противном случае все его поступки приведут к гибели.

Образ Игнатьича

Наибольшее внимание в произведении уделил именно образу Игнатьича Астафьев («Царь-рыба»). Главные герои рассказа группируются вокруг центрального персонажа, помогая раскрыть черты его характера. Так, из взаимоотношений с односельчанами и братом мы узнаем о тщеславии Игнатьича. А когда автор рассказывает о мотивах, побуждающих героя самому бороться с царь-рыбой, открывается еще одна нелицеприятная черта его характера – жадность.

Как говорилось выше, образ Игнатьича олицетворяет царя природы, привыкшего чувствовать себя хозяином мира. Однако нельзя рассматривать этого персонажа только как отрицательного. У героя и есть и положительные черты. Он хороший хозяин, способный с умом распорядиться своим достатком. К тому же Игнатьич всегда придет на помощь нуждающемуся, какие бы мотивы его к этому ни подвигали. Ну и, наконец, чтобы стать отличным рыбаком, необходимо приложить много усилий, не лениться и стремиться к своей цели.

Таким образом, Игнатьич выступает как очень неоднозначный персонаж, наделенный как положительными, так и отрицательными чертами. И главная ошибка этого человека в том, что он не привык считаться с окружающими и ценить их. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.

Другие персонажи

Остальные образы в рассказе «Царь-рыба» Астафьева предназначены лишь для того, чтобы оттенить образ главного героя. Примечательной можно назвать только саму царь-рыбу, выступившую в роли первородной силы. Не зря автор сравнивает ее с «доисторическим ящером».

Источник