Человек природа и родина в поэзии н рубцова

Человек природа и родина в поэзии н рубцова

Николай Рубцов был одним из самых значительных или даже самым значительным лирическим поэтом своего времени. В его стихах нет и тона искусственности, фальши, надуманности. Лирике Николая Рубцова присуща единственная в своем роде подлинность и проникновенность Вместе с тем его поэзия по-своему очень сложна и богата смыслом, исполнена живой жизни. В ней каждый, по мере своих потребностей и способностей, может найти ответы на непростые вопросы, почерпнуть что-то важное и ценное.

Любовь к поэту Рубцову определена и предоп­ределена глубокой человечностью его творчества. Человек, народ и его история, картины русской природы в поэзии Рубцова не являются только внешней темой. Рубцов не просто говорит нечто «о народе», в его поэзии звучат живые голоса жи­вых людей. Поэт не умиляется со стороны другим человеком, наслаждаясь этим своим умилением, но дает ему войти в стихи с его собственной прав­дой.

Например, в стихотворении «Русский огонек» перед нами предстает образ одинокой пожилой женщины. Лирический герой, оказавшись в оди­ночестве в «бескрайнем мертвом поле», заметил мелькающий в снежной пустыне огонек. Не до­жидаясь приглашения, он вошел в уютную избу. Хозяйка встретила его приветливо, предложила теплую одежду, еду. Однако героя тревожит ее пе­чальный, какой-то безжизненный взгляд. Тайну этого взгляда открывают семейные фотографии, висящие на стене:

Огнем, враждой Земля полным-полна, —

И близких всех душа не позабудет!

Мы не знаем, какой была судьба этой простой русской женщины. Но вопрос, с которым она об­ратилась к своему гостю, позволяет нам предпо­ложить, что свою семью хозяйка потеряла на вой­не. Может быть, именно в память о рано ушедшем из жизни сыне или горячо любимом муже она с такой добротой отнеслась к случайному путнику, непрошеному гостю, не взяв с него денег за ноч­лег. Она пережила горькую боль утраты самых близких, родных людей, но не утратила способно­сти к сочувствию, сопереживанию чужой беды.

Разве не высокий гуманизм, доброта и друже­любие помогли нашему народу выстоять в борь­бе против жестоких захватчиков, одержать вели­чайшую в истории победу? Как само собой разу­меющееся, проявляет заботу женщина о совер­шенно чужом человеке, вызвав в нем ответные добрые чувства:

Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Русский человек в поэзии Рубцова естествен в проявлении своих душевных качеств и в этом, пожалуй, созвучен с природой, вскормившей его.

Один из героев Рубцова, добрый Филя, живет в полной гармонии с окружающим миром: его дом — деревянная изба, счастливо задремавшая меж звериных дорог. Филя любит скотину, любую еду, ходит в долину и дует в дуду. Он не претен­дует на блага цивилизации, живет себе спокойно без газа и без ванны. Филя не задается лишними вопросами, не разговаривает много и много не рассуждает о смысле своего существования, ибо для него этот мир «такой справедливый, даже нечего крыть…».

Одухотворена ли природа в лирике Рубцова? В полной мере. Но поэт не любуется ее красотой бессмысленно и отвлеченно. Далек он и от пости­жения непостижимых тайн: «Скажите, знаете ли вы о вьюгах что-нибудь такое: кто может их за­ставить выть? Кто может их остановить, когда за­хочется покоя?»

Слушая вой вьюги, наслаждаясь тишиной осе­ни, принимая полным сердцем земную святость, поэт словно подключается к первоистокам вол­шебной музыки мироздания. Он умеет слышать ту звучащую стихию, которая несоизмеримо больше и его, и любого из нас, — стихию при­роды.

Поэт тесно связан своим даром с природой, словно дитя пуповиной с матерью. И природа от­зывается в его душе чувствами мирными, иногда тревожными, вплоть до трагических предчув­ствий:

По лесам зароптали березы,

Словно сквозь дрему Расслышали чьи-то угрозы,

Словно почуяли Гибель живые созданья.

В одном из последних стихотворений поэт предсказал даже точное время своей смерти: «Я умру в крещенские морозы…»

Трудные жизненные обстоятельства жизни, внутренние противоречия, владевшие его душой, привели Рубцова к трагической развязке. Он был далеко не простым человеком. В нем уживались самые, казалось бы, несовместимые черты — кро­тость, доброта и острая тревога, угрюмость, под­час даже злой гнев. Но все это было проститель­ным «грехом» поэта — в его стихах звучала лю­бовь к миру, человеку, родине. А любовь есть главная добродетель, выше всякой исправной жизни и многотрудных дел. Без любви тщетны все великие дарования.

Источник



Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА

Николай Рубцов был одним из самых значительных или даже самым значительным лирическим поэтом своего времени. В его стихах нет и тона искусственности, фальши, надуманности. Лирике Николая Рубцова присуща единственная в своем роде подлинность и проникновенность Вместе с тем его поэзия по-своему очень сложна и богата смыслом, исполнена живой жизни. В ней каждый, по мере своих потребностей и способностей, может найти ответы на непростые вопросы, почерпнуть что-то важное и ценное.

Любовь к поэту Рубцову определена и предоп­ределена глубокой

человечностью его творчества. Человек, народ и его история, картины русской природы в поэзии Рубцова не являются только внешней темой. Рубцов не просто говорит нечто «о народе», в его поэзии звучат живые голоса жи­вых людей. Поэт не умиляется со стороны другим человеком, наслаждаясь этим своим умилением, но дает ему войти в стихи с его собственной прав­дой.

Например, в стихотворении «Русский огонек» перед нами предстает образ одинокой пожилой женщины. Лирический герой, оказавшись в оди­ночестве в «бескрайнем мертвом поле», заметил мелькающий в снежной пустыне огонек. Не до­жидаясь приглашения, он

вошел в уютную избу. Хозяйка встретила его приветливо, предложила теплую одежду, еду. Однако героя тревожит ее пе­чальный, какой-то безжизненный взгляд. Тайну этого взгляда открывают семейные фотографии, висящие на стене:

Огнем, враждой Земля полным-полна, —

И близких всех душа не позабудет!

Мы не знаем, какой была судьба этой простой русской женщины. Но вопрос, с которым она об­ратилась к своему гостю, позволяет нам предпо­ложить, что свою семью хозяйка потеряла на вой­не. Может быть, именно в память о рано ушедшем из жизни сыне или горячо любимом муже она с такой добротой отнеслась к случайному путнику, непрошеному гостю, не взяв с него денег за ноч­лег. Она пережила горькую боль утраты самых близких, родных людей, но не утратила способно­сти к сочувствию, сопереживанию чужой беды.

Разве не высокий гуманизм, доброта и друже­любие помогли нашему народу выстоять в борь­бе против жестоких захватчиков, одержать вели­чайшую в истории победу? Как само собой разу­меющееся, проявляет заботу женщина о совер­шенно чужом человеке, вызвав в нем ответные добрые чувства:

Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Русский человек в поэзии Рубцова естествен в проявлении своих душевных качеств и в этом, пожалуй, созвучен с природой, вскормившей его.

Один из героев Рубцова, добрый Филя, живет в полной гармонии с окружающим миром: его дом — деревянная изба, счастливо задремавшая меж звериных дорог. Филя любит скотину, любую еду, ходит в долину и дует в дуду. Он не претен­дует на блага цивилизации, живет себе спокойно без газа и без ванны. Филя не задается лишними вопросами, не разговаривает много и много не рассуждает о смысле своего существования, ибо для него этот мир «такой справедливый, даже нечего крыть…».

Читайте также:  Курица в казане на природе

Одухотворена ли природа в лирике Рубцова? В полной мере. Но поэт не любуется ее красотой бессмысленно и отвлеченно. Далек он и от пости­жения непостижимых тайн: «Скажите, знаете ли вы о вьюгах что-нибудь такое: кто может их за­ставить выть? Кто может их остановить, когда за­хочется покоя?»

Слушая вой вьюги, наслаждаясь тишиной осе­ни, принимая полным сердцем земную святость, поэт словно подключается к первоистокам вол­шебной музыки мироздания. Он умеет слышать ту звучащую стихию, которая несоизмеримо больше и его, и любого из нас, — стихию при­роды.

Поэт тесно связан своим даром с природой, словно дитя пуповиной с матерью. И природа от­зывается в его душе чувствами мирными, иногда тревожными, вплоть до трагических предчув­ствий:

По лесам зароптали березы,

Словно сквозь дрему Расслышали чьи-то угрозы,

Словно почуяли Гибель живые созданья.

В одном из последних стихотворений поэт предсказал даже точное время своей смерти: «Я умру в крещенские морозы…»

Трудные жизненные обстоятельства жизни, внутренние противоречия, владевшие его душой, привели Рубцова к трагической развязке. Он был далеко не простым человеком. В нем уживались самые, казалось бы, несовместимые черты — кро­тость, доброта и острая тревога, угрюмость, под­час даже злой гнев. Но все это было проститель­ным «грехом» поэта — в его стихах звучала лю­бовь к миру, человеку, родине. А любовь есть главная добродетель, выше всякой исправной жизни и многотрудных дел. Без любви тщетны все великие дарования.

Источник

Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА

Николай Рубцов был одним из самых значительных или даже самым значительным лирическим поэтом своего времени. В его стихах нет и тона искусственности, фальши, надуманности. Лирике Николая Рубцова присуща единственная в своем роде подлинность и проникновенность Вместе с тем его поэзия по-своему очень сложна и богата смыслом, исполнена живой жизни.

В ней каждый, по мере своих потребностей и способностей, может найти ответы на непростые вопросы, почерпнуть что-то важное и ценное.

Любовь к поэту Рубцову определена и предоп­ределена глубокой

Поэт не умиляется со стороны другим человеком, наслаждаясь этим своим умилением, но дает ему войти в стихи с его собственной прав­дой.

Например, в стихотворении “Русский огонек” перед нами предстает образ одинокой пожилой женщины. Лирический герой, оказавшись в оди­ночестве в “бескрайнем мертвом поле”, заметил мелькающий в снежной пустыне огонек. Не до­жидаясь

Хозяйка встретила его приветливо, предложила теплую одежду, еду. Однако героя тревожит ее пе­чальный, какой-то безжизненный взгляд. Тайну этого взгляда открывают семейные фотографии, висящие на стене:

Огнем, враждой Земля полным-полна, –

И близких всех душа не позабудет!

Мы не знаем, какой была судьба этой простой русской женщины. Но вопрос, с которым она об­ратилась к своему гостю, позволяет нам предпо­ложить, что свою семью хозяйка потеряла на вой­не. Может быть, именно в память о рано ушедшем из жизни сыне или горячо любимом муже она с такой добротой отнеслась к случайному путнику, непрошеному гостю, не взяв с него денег за ноч­лег.

Она пережила горькую боль утраты самых близких, родных людей, но не утратила способно­сти к сочувствию, сопереживанию чужой беды.

Разве не высокий гуманизм, доброта и друже­любие помогли нашему народу выстоять в борь­бе против жестоких захватчиков, одержать вели­чайшую в истории победу? Как само собой разу­меющееся, проявляет заботу женщина о совер­шенно чужом человеке, вызвав в нем ответные добрые чувства:

Что ж, – говорю, – желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Русский человек в поэзии Рубцова естествен в проявлении своих душевных качеств и в этом, пожалуй, созвучен с природой, вскормившей его.

Один из героев Рубцова, добрый Филя, живет в полной гармонии с окружающим миром: его дом – деревянная изба, счастливо задремавшая меж звериных дорог. Филя любит скотину, любую еду, ходит в долину и дует в дуду. Он не претен­дует на блага цивилизации, живет себе спокойно без газа и без ванны.

Филя не задается лишними вопросами, не разговаривает много и много не рассуждает о смысле своего существования, ибо для него этот мир “такой справедливый, даже нечего крыть…”.

Одухотворена ли природа в лирике Рубцова? В полной мере. Но поэт не любуется ее красотой бессмысленно и отвлеченно.

Далек он и от пости­жения непостижимых тайн: “Скажите, знаете ли вы о вьюгах что-нибудь такое: кто может их за­ставить выть? Кто может их остановить, когда за­хочется покоя?”

Слушая вой вьюги, наслаждаясь тишиной осе­ни, принимая полным сердцем земную святость, поэт словно подключается к первоистокам вол­шебной музыки мироздания. Он умеет слышать ту звучащую стихию, которая несоизмеримо больше и его, и любого из нас, – стихию при­роды.

Поэт тесно связан своим даром с природой, словно дитя пуповиной с матерью. И природа от­зывается в его душе чувствами мирными, иногда тревожными, вплоть до трагических предчув­ствий:

По лесам зароптали березы,

Словно сквозь дрему Расслышали чьи-то угрозы,

Словно почуяли Гибель живые созданья.

В одном из последних стихотворений поэт предсказал даже точное время своей смерти: “Я умру в крещенские морозы…”

Трудные жизненные обстоятельства жизни, внутренние противоречия, владевшие его душой, привели Рубцова к трагической развязке. Он был далеко не простым человеком. В нем уживались самые, казалось бы, несовместимые черты – кро­тость, доброта и острая тревога, угрюмость, под­час даже злой гнев. Но все это было проститель­ным “грехом” поэта – в его стихах звучала лю­бовь к миру, человеку, родине.

А любовь есть главная добродетель, выше всякой исправной жизни и многотрудных дел. Без любви тщетны все великие дарования.

Источник

Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов"

Цели:
Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;
Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века

Ход урока

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов

I. Объявление темы, цели урока
Новый материал

1 слайд

1) Слово учителя
Мы возвращаемся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта Николая Рубцова.

2 слайд

3 слайд

Поэт, о котором пойдет речь, родился не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: » Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…»

Читайте также:  Природа луганщины растительный и животный мир

Николай Рубцов — поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.

О чём пишутся его стихи? Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью.

Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

4 слайд

II. Чтение и анализ стихотворений.
«Звезда полей»

5 слайд

Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека:

Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:

Звезда – вся Земля, всё человечество:

Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её движению.
Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?

В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

  • Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе?

6 слайд

1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осен­него золота, неугасимый свет звезды.
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает сти­хотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветли­вым».
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осен­ним», «горит над зимним серебром».
5. Олицетворения: «звезда. остано­вившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие ин­тонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

  • Какое значение имеет название стихотворения?

Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старает­ся идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звез­ды — и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон роди­ны. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихо­творение положено на музыку и стало песней.

Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно вырази­тельно прочитать это стихотворение.

7 слайд

Стихотворение «Тихая моя Родина»

  • Какие образы природы создаёт поэт?
    Река, ива, соловьи
  • Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»?
  • Какие чувства выражает лирический герой?
    Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами
  • Какова интонация стихотворения?
    Торжественная, величественная.
  • Какие приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?
    Эпитеты, метафоры, олицетворения…

8 слайд

III. Особенности поэзии Н.Рубцова
1. Звуковые образы
В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря — «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».

9 слайд

2. Формы наделения природы человеческими способностями
Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит. Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.

10 слайд

3. Символические образы
Несут значения печали, горя, тоски

11 слайд

4. Формы наделения природы человеческими способностями
Дерево у него – человек, а листья – платье, опадание – разлука. С пониманием этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…

Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.

Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.

12 слайд

5.Сравнительная характеристика образов в творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова
Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза — старая матушка Русь.

13 слайд

6. Цветовая палитра
Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.

14 слайд

7. Символы стихий
В лирике Н. Рубцова мы отмечаем символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит:

15 слайд

8. Сравнение стихии ветра в творчестве Александра Блока и Николая Рубцова
В стихотворениях поэтов ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою.

16 слайд

9. Символы пространств
Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба, и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что

Читайте также:  Нива что это в природе

17 слайд

10. Природа, Вселенная, небесные святила…
Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:

Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть:

Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем:

Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями.

IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова
«В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио «Меридиан».
«Букет» в исполнении А.Барыкина.
«Звезда полей» в исполнении А.Градского.

Итог урока
Вывод: мы, современные люди, не интересуемся природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:

Источник

Тема русской природы в лирике Н. Рубцова

Тематика лирических произведений Николая Рубцова широка. Он размышляет над философскими проблемами, пишет о дружбе, о ремесле поэта, о родной природе.

Чувство родины – главное для Николая Рубцова. Оно определило и особенности его восприятия природы. Пейзажи в его стихотворениях – прекрасные, звучащие картины, в которых заложена высокая нравственность. Например, в стихотворении «Ночь на родине» картины природы подвижны, динамизм в них усиливается отчётливо слышимой мелодией. Здесь звучит тема неразрывного единства поэта с родиной: «Высокий дуб, глубокая вода. Спокойная кругом ложится тень».

Сначала мы видим общий набросок картины, а затем рождается тихая, задумчивая мелодия. «И тихо так…» — поэт развивает мотив тишины, но тишина эта радостная, светлая. Пейзаж постепенно наполняется деталями. В лёгком тумане прорисовались крыши деревенских изб, которые «не слыхивали грома», глубокое ночное небо раздвинулось, и увеличилось поле зрения: «Не встрепенётся ветер у пруда, И на дворе не зашуршит солома…»

Картина наполняется жизнью, когда поэт вводит последний штрих – звуковой: «И редок сонный коростеля крик…». На этом фоне определённее ощущается душевное состояние лирического героя, он прощается с пережитым: «Вернулся я, былое не вернётся!» Как ни грустно, но это естественно, и всё-таки трудно примириться поэту с необратимостью времени. Врачующе действует тот миг, «когда души не трогает беда… и тихо так, как будто никогда уже не будет в жизни потрясений». В этот миг поэт остро ощущает себя частью мира. А дальше идёт их полное слияние. Автор сводит воедино картины природы, мелодию и душевные переживания:

И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром…

Любовь поэта к родине никогда не декларируется. Просто с помощью этих привычных картин Рубцов выражает себя. Любимые края дороги ему и осенью, которая ближе всего его душе, и весной, когда «высоко над зыбким половодьем без остановки мчатся журавли», и в долгую зиму, когда «снег лежит по всей России, словно радостная весть», и в летний день, когда «зной звенит во все свои звонки».

Рубцов с любовью рисует бескрайние леса, болота и поля. Образ российских просторов полон романтической таинственности. Поэт обычно идёт от немногих примет пейзажа, как, например, в стихотворении «Ночь на перевозе». Ветер, замерзающая вода, пустой сенной сарай под ёлкой на высоком берегу – так передаётся ширь и глубина картины, открывается простор для воображения:

От безлюдья и мрака хвойных
Побережий, полей, болот
Мне мерещится в тёмных волнах
Затонувший какой-то флот.
И один во всём околотке
Выйдет бакенщик-великан
И во мгле промелькнёт на лодке,
Как последний из могикан…

Излюбленные образы Рубцова зыбки, хрупки. В его творчестве сложился «образ прекрасного мира», истоки которого он находит в природе. Но природа сегодня теряет былую силу перед человеком, оснащённым мощной техникой. Потому во многие стихи Рубцова проникает интонация тревоги.

Природа рождает поэзию. Вот почему судьба природы, по Рубцову, это и судьба поэтического слова. Не случайно в его стихотворении «Поэзия» в первой же строфе возникает образ «покорной судьбе» природы:

Теперь она, как в дымке, островами,
Глядит на нас, покорная судьбе, —
Мелькнёт порой лугами, ветряками –
И вновь зарыта дымными веками…
И тем сильней влечёт она к себе!

Поэт тревожится, «чтоб этот вид безвестный хотя б вокзальный дым не заволок!» Ведь так можно и потерять черты прекрасного, открытого в поэтическом мире ещё Пушкиным, Кольцовым.

В своём творчестве Н. Рубцов, как и другие поэты и писатели, попытался осмыслить злободневную проблему современности – проблему отношения человека с природой. Он понимает, что человек живёт в движущемся мире, нередко осложняющем жизнь. Эта тема поднимается в стихотворении «Поезд». Легко почувствовать, что поезд, который мчится «с грохотом и воем», «с лязганьем и свистом», неприятен поэту. Скорее он вызывает недоверие. А ведь несётся поезд «с полным напряженьем мощных сил, уму непостижимых». Мгла, жёлтый рой огней, грохот поезда «в дебрях мирозданья», скорость, которая не даёт разглядеть явления.

Картина складывается впечатляющая. Движение подхватывает всё, вот уже и поэт вовлечён в общий поток. Человек находится в плену у времени, которое втягивает его на свои пути, не спрашивая у него желания. Грохот и лязг не утихли, и не исчезло беспокойство, связанное с возможностью крушения. Но человек – не один в этом движении, и поэт обрывает свои сомнения:

Но довольно! Быстрое движенье
Всё смелее в мире год от году,
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?

Так завершается это ёмкое, многозначное стихотворение.

В самой малости можно порой увидеть то, что щедро дарит человеку родина. И как важно не пройти мимо этого. Поэтому поэт обращается к тем, кто не видит красоты вокруг себя: «Куда же вы? Куда вы? Взгляните ж вы, какие здесь купавы!» («Купавы»). А вот находит он уголок, где царят покой и тишина («В старом парке»). Но нет умиротворения – есть тревожная картина запустения. Не барина – владельца парка, доживающего свой век на чужбине в тоске по родине, — пожалел поэт. Грустно, что «ничей приход не оживит картины», что никому не нужна эта красота.

В стихотворении Николая Рубцова «Подорожники» появляется пеший человек на лесной дороге. Он открывает бесконечность родного мира:

…от кустика до кустика
По следам давно усопших душ
Я пойду, чтоб думами до Устюга
Погружаться в сказочную глушь.

Единство с природой для Рубцова – исходное условие бытия. Оттого и погружается он думами в «сказочную глушь» леса. И шагает он, обретая вновь утраченные было ценности, которые совсем рядом.

Источник