Человек всего лишь тростник слабейшее из творений природы автор

Человек всего лишь тростник слабейшее из творений природы автор

Sergey Atanov запись закреплена
Читатели & Зрители творческого портала VIKENT.RU

📌Паскаль Блез
—————————————
Ссылка на портале: https://vikent.ru/author/338/
Годы жизни: 1623 год — 1662 год
Страна: #Франция@readvikent
Профессия: #Математик@readvikent, #Физик@readvikent

Французский мыслитель, математик, физик и мистик.

«Парадокс Паскаля-философа состоит в том, что он был «философом вне философии», заявив, что «философия не стоит и часа труда». Ещё более шокирует непосвященных его знаменитый афоризм: «Смеяться над философией — значит истинно философствовать». В дореволюционных переводах придаётся совсем иной оттенок этой мысли Паскаля: «Пренебрегать философией — значит истинно философствовать». Но я думаю, именно первый смысл, более ёмкий и содержательный, лучше всего соответствует ироническому складу ума французского философа и отражает его отнюдь не пренебрежительное, а критическое отношение к традиционной европейской философии. Он сам считал себя учёным и не претендовал на роль философа. Но мало найдётся учёных, которые бы столь много сделали для философии».

«Французский философ Блез Паскаль в своих «Мыслях» выразил новое, смятенное, трагическое самоощущение человека между двумя безднами — бездной бесконечности и бездной небытия. Человек – это «среднее между всем и ничем», «мыслящий тростник», тем не менее, не отказавшийся окончательно от представлений о своём величии и своей силе: «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы. »

Источник



Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник (Блез Паскаль)

В данном утверждении Паскаль говорит о том, какое место во Вселенной занимает человек. Автор обращает наше внимание на то, что человек, на фоне могущественных сил природы, является всего лишь слабой и ничтожной тростинкой. Однако он имеет огромное преимущество – осознанное мышление.

Хочу согласиться с изречением великого французского философа. Я уверен в том, что само существование человека целиком и полностью зависит от природы, а жизнь человеческая очень хрупка. Однако люди обладают способностью мыслить, изобретать новое и улучшать существующее. В этом их уникальность и сила.

Блез Паскаль

Обратимся к теоретическому смыслу изречения Паскаля. Человек сам является неотъемлемой частью природы; он принадлежит к высшим млекопитающим и является высшей ступенью развития живых организмов на Земле. Однако, в отличие от животных, он обладает связной речью и осознанным мышлением: может размышлять о прошлом, строить планы на будущее, преобразовывать настоящее. Только человек обладает самосознанием – способностью определять свое место в мире и в обществе, анализировать свои действия и поведение. Эти способности и делают людей самыми развитыми существами на Земле, дают преимущество в выживании и развитии своего биологического вида. Понятие «природа» в широком смысле охватывает всю Вселенную. А в узком смысле – это окружающая среда, в которой мы все живём, биосфера.

В мировой истории есть немало случаев невероятно разрушительных по своей силе природных катаклизмов, которые продемонстрировали уязвимость человека и хрупкость его жизни. Один из них – Таншанское землетрясение 1976 года в Китае. В его эпицентре оказался город Таншань, в провинции Хебей. От этого развитого промышленного города за 10 секунд землетрясения практически ничего не осталось. Число жертв – около 220 тысяч человек.

Масутацу Ояма

В качестве примера из литературы, хочется упомянуть о философии великого мастера восточных боевых искусств и педагога Масутацо Оямы. Ояма писал, что человек изначально очень слаб, похож на чистый лист. Поэтому ему жизненно необходимо развивать тело и дух. В процессе тренировок – как физических, так и умственных; в процессе познания, мышления, упорного саморазвития человек может стать сравнимым с могучими явлениями природы.

В заключении хотелось бы отметить: человек действительно слаб перед природой, и жизнь его очень хрупка, однако у него есть одно неоспоримое преимущество – сознательное мышление. Миссия людей состоит в том, чтобы менять мир к лучшему при помощи приобретаемых знаний и умений. Именно в наших руках находится будущее планеты.

Читайте также:  Как люди относятся к природе леонов

Источник

Мыслящий тростник

Алексей Никитин 2 «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – но тростник мыслящий…».

Автором этого изречения является известный французский ученый и философ Блез Паскаль (1623-1662).

Данное суждение Паскаля содержится в его знаменитом труде «Мысли», появившемся на свет достаточно случайно, когда ученый записывал свои соображения по самым разным вопросам – математическим, историческим, политическим, философским и многим другим. В данной «мысли» Паскаль объясняет, почему именно образ тростника выбран им в качестве символа человека. Он пишет о хрупкости человека, о том, что для того, чтобы его уничтожить, достаточно всего лишь дуновения ветра или капли воды. Однако, несмотря на это, человек даже в свой последний момент не перестает мыслить и этим отличается от всего остального во Вселенной.

Жизнь самого Паскаля как ничто иное доказывает справедливость данных его рассуждений. Названный ученый никогда не отличался крепким здоровьем, и в уже достаточно молодом возрасте страдал от комплекса самых серьезных заболеваний. Несмотря на это, он активно проводил научные исследования, и результаты его деятельности не могут не впечатлять. Так, Паскаль стал одним из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии; открыл основной закон гидростатики; создал первые в истории счетные машины (прообраз будущих арифмометров); был автором идеи перевозки людей в общественных экипажах (позднее названных омнибусами). Помимо этого, Паскаль создал блестящие литературные произведения, в том числе «Мысли», получившиеся, как будто бы вопреки своей скучной тематике, полнокровными и увлекательными.

Думая о Паскале, продолжавшем работать, невзирая на все свои недуги, я вспомнил другой фрагмент из его упомянутого труда. В нем автор говорит о том, что человек не знает, к чему сопричислить себя в этом мире и без устали ищет свое место в непроницаемом мраке. Поэтому Паскаль часто пишет о разуме, как о средстве, позволяющем с ходом времени рассеивать тьму невежества и улучшать жизнь людей.

В тоже время, Паскаль отнюдь не идеализировал разум, указывая на его слабость и ограниченность. Однако тем самым великий французский ученый вовсе не предлагал людям отказаться от познавательной деятельности; совсем наоборот, он призывал людей никогда не переставать мыслить. В ином случае человек перестанет быть «мыслящим тростником» и превратится в «камень или … животное». При этом важно, чтобы мышление отвечало определенному критерию, о котором лучше всего скажут слова самого Паскаля, которыми мне и хочется завершить настоящий очерк:

«Итак, все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом – основа нравственности».

Источник

Блез Паскаль. Цитаты

Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, — человек всё равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознаёт. Итак, всё наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом — основа нравственности.

Наше достоинство — не в овладении пространством, а в умении здраво мыслить. Я ничего не приобретаю, сколько бы ни приобретал земель: с помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня как некую точку; с помощью мысли я охватываю всю Вселенную.

Читайте также:  Он жил и дышал родной природой

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по повседневной жизни.

Любознательность тоже тщеславие. Чаще всего мы хотим знать только для того, чтобы сообщить об узнанном. Не стали бы разъезжать по морям ради одного удовольствия видеть море без надежды когда-нибудь рассказать виденное.

Тщеславие так укоренилось в сердце человека, что похвалиться не прочь и солдат, и денщик, и повар, и носильщик; всякому любо иметь своих поклонников; да и философы не чужды этому чувству. Сами пишущие против славы хотят иметь славу хороших писателей, а читатели их похвалиться, что прочли их; да и сам я, пишущий это, имею, может быть, то же желание, а равно и читатель.

Пусть человек отдастся созерцанию природы во всем ее высоком и неохватном величии, пусть отвратит взоры от ничтожных предметов, его окружающих. Пусть взглянет на ослепительный светоч, как неугасимый факел, озаряющий Вселенную; пусть уразумеет, что Земля — всего лишь точка в сравнении с огромной орбитой, которую описывает это светило; пусть потрясется мыслью, что и сама эта огромная орбита — не более чем еле приметная черточка по отношению к орбитам других светил, текущих по небесному своду. Но так как кругозор наш этим и ограничен, пусть воображение летит за рубежи видимого; оно утомится, далеко не исчерпав природу.

Познаем самих себя: пусть при этом мы не обретем истину, зато хотя бы наведем порядок в соб­ственной жизни, а для нас это дело насущное.

Мы нисколько не дорожим нашим настоящим. Только и делаем, что предвкушаем будущие и торопим его словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно слишком рано ушло: исполненные неблагоразумия, блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано, исполненные тщеты, целиком погружаемся в исчезнувшее, бездумно ускользая от того единственного, которое при нас. А дело в том, что настоящее почти всегда причиняет нам боль. Когда оно горестно, мы стараемся его не видеть, а когда отрадно — горюем, видя, как быстро оно ускользает. Мы пытаемся продлить его, переправляя в будущее, тщимся распоряжаться тем, что не в нашей власти, мечтаем о времени, до которого, быть может, не дотянем. Покопайтесь в своих мыслях, и вы найдете в них или прошлое, или будущее. О настоящем мы почти не думаем, а если и думаем, то лишь в надежде, что оно подскажет нам, как лучше устроить будущее. Настоящее никогда не бывает нашей целью, оно вместе с про­шлым — средства, единственная цель — будущее. Вот и получается, что мы никогда не живем, только располагаем жить и, уповая на счастье, так никогда его и не обретаем.

Источник

Тростниковая поэма

Вячеслав Карижинский
«Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений
природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его
уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно
дуновения ветра, капли воды».
Блез Паскаль

Любимец ли народов и царей,
отшельник ли, носящий власяницу,
твоя душа прибудет в эмпирей
на птичьей погребальной колеснице,
и, подарив дыхание цветам,
не сможет ни о чём поведать нам…
Лишь запоёт по осени тростник
о том, как стал мой брат последней спицей,
симфонией давно забытых книг,
и дном Земли, и облаком для птицы.

Пока живёшь, мой мыслящий цветок,
прислушайся:
далёкий предок-Бог,
что был людьми и временем убит,
с тобою непрестанно говорит
не словом, что бессильно перед тленьем,
но ритмом твоего сердцебиенья.

Читайте также:  Основной закон природы формулировка

«И кто же Он? Который из богов?
Не лучник ли небес сладкоголосый?»,
ты спросишь,
но, увы,
у взрослых слов
ответов нет на детские вопросы —
есть «альфа», что всегда равна «омеге»,

но, формулы забыв и образа,
однажды я глядел Ему в глаза —

они принадлежали человеку…

А Бог смотрел немой, застывший фильм,
не находя решающего кадра,
и, покидая ветхий эпистиль,
врастал в живую тень кинотеатра,
который есть у каждой из дорог
(какую ты ни выбери окрестность),
найдёшь его, как нас находит рок,
узнаешь по афише «Бесконечность».

Повязанный зеркальной киносетью,
упрятан зов далёких звёздных волн
в темнице высотой с могильный холм
и шириною в три тысячелетья.

Ах, не беда, что взять не можем в толк
мы замыслы чужие и прозренья.
В потоке снов найди своё теченье,
не бойся грёз, недремлющий цветок!

«Но кто тогда сжигает города
и поит злаки серными дождями?
Его не полюблю я никогда –
и мало будет сечь его бичами
за камнепады, голод, саранчу,
детей Нисана у подножья рая!»

Мой друг,
о нём я ничего не знаю
и знать, скажу по правде, не хочу.

В грядущем — воскрешение химер
и дым в пустой святыне постиженья,
где нежный шелест тростниковых эр
жрецами будет предан всесожженью.

Подступят слёзы — плачь!
И пусть поют
в тебе валы космических цунами
о нас, дрожащих чёрными телами,
когда несчастья в двери громко бьют.

Иди туда, где ложь,
где вражий меч
разит всечасно женщин и младенцев.
Ты — эхо титанического сердца,
Ты — состраданья косвенная речь.

Прямою речью быть нам не дано
В чужом и незаконченном кино.

Как ночь тиха…
Таит усталый мир
шептанья лун, беседы древних лир,
межзвёздных ветров томные валторны.
Израненным небесным светом полны
рассыпанные Веспера стада —
я их не позабуду никогда.

Прислушайся:
травою шелестя
по полю бродят их большие тени
и утреннего ждут богоявленья,
как маму ждёт бессонное дитя;
и голосом Медведицы Большой,
взошедшей над остывшим медвежонком,
о тростнике, безвременно сожжённом,
вздыхая тяжело, поёт прибой.

Не узнаю глаза твои, мой друг,
в них поселились первородный дух
и отрешённость юного пророка,

а я прочёл последний кадр Бога.

Любимцем ли народов и царей,
отшельником ли в серой власянице
ты станешь —
береги души криницы,
ступая в море блага и скорбей.
А заповедей всех одна важней:
неравнодушным быть
и, сизарей
в незримую впрягая колесницу,
стать тростником, последней ломкой спицей,
входящею в мистерию любви.

Живи и мысли! Чувствуй и живи!

© Copyright: Вячеслав Карижинский, 2017
Свидетельство о публикации №117052901209 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Вячеслав Карижинский Дивная, метафорически мощная поэма.
Мысли заложенные в ней
необыкновенно насыщенны, глубоки.
Мне тем более по сердцу это произведение,
что, пытаясь улучшить свой последний экспромт
на твой стих, я тоже вспомнил и того же Паскаля,
и того же Тютчева и обыграл, как мог,
этот поразительный образ «мыслящего тростника».
Ещё не раз вернусь к этой замечательной
поэме.

С уважением,
Яков

Яков Рабинер 15.06.2019 00:57 Заявить о нарушении В своё время писалась эта поэма под большим вдохновением (от фильмов и книг, в частности «Бесконечности» Марлена Хуциева, стихов А. Тарковского) и была потом одной из редких написанных мной вещей, которые я «жаловал», считая удавшимися.
Куда-то всё ушло.

Большое спасибо за отклик, Яков! Очень рад, что эта вешка творчества Вм понравилась!
С уважением,
Слава

Источник