Чистота природы зависит только от нас



Чистота природы зависит только от нас

Свидетельство СМИ: ЭЛ №ФС 77-65747 от 20.05.2016

"Чистота природы зависит от нас!"

Вложение Размер
"Чистота природы зависит от нас!" 14.48 КБ

Поделись с друзьями:

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65747

Нас выбирают педагоги и родители!
На сайте опубликовано 142875 работ.

© Образовательный портал «НИКА», 2016-2021 07.06.2021

Учредитель — ИП Исупов А.В. (ИНН 434562712162 , ОГРН 316435000061224 )

Свидетельство СМИ: ЭЛ №ФС 77-65747 выдано Роскомнадзор 20.05.2016, главный редактор — Исупов А.В.

Информация не имеет возрастных ограничений 0+

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Адрес редакции: электронная почта технической службыТелефон редакции: +7 (919) 520-43-97

Источник

Земля – наш дом. Кто отвечает за чистоту на планете?

Приятно, когда всюду чистота и порядок. Хорошо, когда на улице нет мусора – это заслуга дворников. Дома мы убираемся сами. А кто же отвечает за чистоту на нашей планете? Давайте с вами посмотрим, где нужно соблюдать чистоту и беречь природные богатства на нашей любимой планете Земля.

Настоящая драгоценность

Представь, что всю воду на Земле налили в пятилитровую бутылку. Только одна чайная ложка этой воды будет пресной, то есть пригодной для питья. 72% поверхности нашей планеты покрыто водой, но это вода океанов и морей. Нужно помнить, что для одних питьевая вода – обычное дело, а для других – большая редкость. Например, африканским детям приходится несколько часов идти до колодца. Если оставить кран открытым просто так, то за три минуты из него вытечет восемнадцать литров воды. Человеку на приготовление еды нужно в день всего три литра.

Запомни. Не лей зря воду! Например, выключай воду, пока чистишь зубы.

Дар природы

Нам нужно много энергии, чтобы жить. Человек строит на реках огромные плотины, чтобы энергию падающей воды превращать в электричество. Он научился добывать из земли нефть, уголь и газ. Сегодня по миру бегает около 800 миллионов машин. Но есть опасность, что уже через сорок лет нефть закончится, значит, не будет и бензина. Сто лампочек, не выключенных вовремя, за час «съедают» несколько килограммов угля или нефти.

Запомни. Вышел из комнаты – выключи свет!

Больше отходов – хуже природе! Соблюдай чистоту по мере своих сил!

Знаешь, что остается на берегу моря после шторма? Куски полиэтиленовых пакетов, битое стекло, бутылки из-под газировки. Например, в Краснодарском крае вдоль морского побережья плавает плотный слой такого мусора. За год один житель нашей планеты выбрасывает столько мусора, что если аккуратно сложить его, то получится гора высотой с Монблан (гора во Франции, высота – 4807 м). Из 670 переработанных консервных банок можно сделать велосипед. А из 19000 – автомобиль!

Запомни. Выбрасывай мусор только в специальные контейнеры. Старайся использовать полиэтиленовые пакеты несколько раз.

Спасем лес!

Если отправиться в лес на прогулку, то можно увидеть, как кто-то бросает на землю банки и бутылки, а кто-то оставляет тлеющий костер и спокойно отправляется дальше. Но достаточно легкого ветерка, чтобы костер разгорелся снова – и вот уже полыхает лесной пожар! Из-за одного непогашенного костра может сгореть целый лес.

Запомни. Никогда в лесу не играй с огнем!

Поможем природе навести чистоту

Мы все должны беречь природу и помогать экологам в борьбе за чистоту. Экологи – это врачи нашей планеты. Они рассказывают всем о том, что нужно экономить ресурсы, бороться с вырубкой лесов, очищать воду рек и морей от мусора, чтобы природных богатства хватило на всех жителей нашей планеты.

Источник

Проект «Чистота планеты Земля начинается с нас»

Участники: дети младшей-средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность: Средней продолжительности (15 мая-19 июня)

Образовательные области 1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие;

4. Художественное- эстетическое развитие

5. Физическое развитие

проблема Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе, для этого очень важно сопровождать знакомство с окружающим миром эмоциональной беседой.

Формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

задачи -Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

-Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

-Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

-Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

-Формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка.

— Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

-Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

1. Социально-коммуникативное развитие-

Рассказ воспитателя «Чистота наших улиц», «Посмотри во круг себя, много мусора у нас.»

-тема беседы «Мой дом-моя планета»

-Ситуативный разговор «Для чего нужно беречь планету»

-Беседа «Мусор нам не нужен»

-Индивид. беседы «Чистота наших улиц»

-Ситуативный разговор «Почему нельзя мусорить и к чему это приведёт»

-Беседа «Как сохранить нашу Землю в чистоте и порядке, и что мы для этого делаем».

-Рассказ воспитателя «Ох. уж эти батарейки.», «Опасные свалки»

-Рассказ воспитателя «Вторая жизнь мусора»

-ситуативный разговор «Мы защитники природы»

2. Познавательное развитие

-Расширение представлений детей о мусоре, о вреде мусора на улицах и чем это грозит нашей земле, о правильности сортировки мусора.

-Что было бы, если из леса исчезли…

-расширить знания о «второй «жизни мусора (переработка)

-Расширить знания детей о правилах поведения на природе

-Рассматривание иллюстраций с различными видами мусора.

-Картинки-иллюстрации с загрязненной Землей, природой, реками, воздухом, водой….

-Рассматривание иллюстраций на тему «Природа в опасности»

-организация дидактических игр по закреплению знаний

Настольная игра «Найди 5 отличий» .

Карточки «Сложи картинку и назови что получилось».

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

3. Речевое развитие

-составление описательных рассказов по «мнимо» таблиц о природе, чистоте и загрязнении улиц, Земли. О правильности поведения людей во время отдыха на природе…

-чтение и заучивание стихов о природе, о воздухе, о воде, о животных, о чистоте и порядке на Земле.

— В. Берестов «Дерево, трава, цветок и птица. Не всегда умеют защититься.»

-Стихи на тему «Береги природу»

— О. Бундур «Сломанное дерево»

-С. Михалков «Прогулка»

4. Художественно-эстетическое развитие

-рисование «Мусорная фантазия»

-рисование «Береги природу»

-дидактическая игра «Рассортируй мусор по коробкам»

-дидактическая игра «Что из чего сделано?»

-дидактическая игра «Береги природу»

5. Физическое развитие

Подвижная игра «Собери фантики в корзинку»

«Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве)

Интеграция физической культуры и экологического образования на основе сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

-бодрящая гимнастика по коррегирующим дорожкам здоровья сделанных из бросового материала

Выполнение проекта

-Рассказ воспитателя «Чистота наших улиц», «Посмотри во круг себя, много мусора у нас.»

-тема беседы «Мой дом-моя планета»

-Ситуативный разговор «Для чего нужно беречь планету»

-Беседа «Мусор нам не нужен»

-Индивид. беседы «Чистота наших улиц»

-Ситуативный разговор «Почему нельзя мусорить и к чему это приведёт»

-Беседа «Как сохранить нашу Землю в чистоте и порядке, и что мы для этого делаем».

-Рассказ воспитателя «Ох. уж эти батарейки.», «Опасные свалки»

-Рассказ воспитателя «Вторая жизнь мусора»

-ситуативный разговор «Мы защитники природы»

-Расширение представлений детей о мусоре, о вреде мусора на улицах и чем это грозит нашей земле, о правильности сортировки мусора.

-Что было бы, если из леса исчезли…

-расширить знания о «второй «жизни мусора (переработка)

-Расширить знания детей о правилах поведения на природе

-Рассматривание иллюстраций с различными видами мусора.

-Картинки-иллюстрации с загрязненной Землей, природой, реками, воздухом, водой….

-Рассматривание иллюстраций на тему «Природа в опасности»

-организация дидактических игр по закреплению знаний

Настольная игра «Найди 5 отличий» .

Карточки «Сложи картинку и назови что получилось».

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

-опыт и экспериментирование ««Как разлагается мусор».

-составление описательных рассказов по «мнимо» таблиц о природе, чистоте и загрязнении улиц, Земли. О правильности поведения людей во время отдыха на природе…

-чтение и заучивание стихов о природе, о воздухе, о воде, о животных, о чистоте и порядке на Земле.

— В. Берестов «Дерево, трава, цветок и птица. Не всегда умеют защититься.»

-Стихи на тему «Береги природу»

— О. Бундур «Сломанное дерево»

-С. Михалков «Прогулка»

-А. Усачёв «Мусорная фантазия»

-рисование «Мусорная фантазия»

-рисование «Береги природу»

-дидактическая игра «Рассортируй мусор по коробкам»

-дидактическая игра «Что из чего сделано?»

-дидактическая игра «Береги природу»

Подвижная игра «Собери фантики в корзинку»

«Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве)

Интеграция физической культуры и экологического образования на основе сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

-бодрящая гимнастика по коррегирующим дорожкам здоровья сделанных из бросового материала

совместной деятельности с родителями -совместная работа с родителями

-фото коллаж на тему «Я, за чистый город

— Анкетирование родителей на тему

«Что Вы знаете о мусоре?»,

«Сортируете ли Вы мусор дома»,

«Рассказываете ли Вы ребенку о том,как надо сохранить планету в чистоте».

-проведение субботника –«Трудовой десант»Очистим территорию сада от мусора

Создание конечного продукта по проекту Конкурс «Мусорная фантазия»

Благотворительный проект «Собери крышечки»

Формы итогового мероприятия Итоговый проект ««Чистота планеты земли начинается с нас»

Создание развивающей среды -Организация уголка поделками и работами детей «Мусорная фантазия» в группе.

-Атрибуты, инвентарь, для проведения спортивных и дидактических игр.

-Книги о природе, о мусоре, Земле, животном мире…

-Развивающие игры, фотографии, видео, музыка.

— Дети получат знания о том как надо беречь и охранять природу.

-Узнают о том, чем грозит Земле засоренность и не бережное отношение к ней.

— Научаться использовать в совместной деятельности полученные навыки и знания.

— Узнают о второй жизни мусора, и как в жизни можно это применить.

— Сформируется тесное взаимодействие всех участников проекта, развитие и укрепление навыков работы в команде.

-дети проявят интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;

-научатся правилам поведения в природе, во время прогулок;

— научатся проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых, станут бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. И ко всему окружающему среде в частности.

1. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»— М., «Просвещение», 1984.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» — М., ВАКО, 2005.

4. «Как знакомить дошкольников с природой»: Пособие для воспитателей дет сада /Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. — М., «Просвещение», 1983

5. «Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию»/ Под ред. Дпн. Профессора Т. М. Носовой.— Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.

6. Мазурина А. Ф. «Наблюдения и труд в природе» — М., «Просвещение», 1976.

7. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве» — М. : Новая школа, 1995.

8. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» — М., «Просвещение», 1976.

9. Шишкина В. А. «Прогулки в природу» — М., «Просвещение», 2003.

«Богатство нашей планеты Земля». Конспект ОД по экспериментированию с воздухом Задачи: «Познавательно – развивающие» — способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления.

Экологический праздник, посвящённый Дню защиты детей «Волшебный кристалл планеты Земля» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Кораблик» Истринского муниципального района.

Интерактивное дидактическое пособие. Лэпбук «Животный мир планеты Земля»Интерактивное дидактическое пособие. Лэпбук «Животный мир планеты Земля» Заинтересовать современных детей достаточно сложно. Разнообразие игрушек, гаджетов, поток информации. Все это помогает детскому развитию.

Конспект НОД в старшей группе «Мы — жители планеты Земля» Задачи: Речевое развитие: 1. Развитие связной речи: составление описательных рассказов, работа со схемой; 2. Развитие выразительной речи.

Конспект НОД во второй младшей группе «Берегите жителей планеты Земля!» Конспект НОД во 2-ой младшей группе. «Берегите жителей планеты Земля!» Цель: воспитание бережного отношения к природе. Задачи: Образовательные:.

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя и детей «Игры жителей планеты Земля». Цель: Повышение уровня физической и двигательной подготовленности у детей. Программное содержание: • Продолжать формирование становление.

Сценарий развлечения «День рождения планеты Земля»Сценарий развлечения «День рождения планеты Земля» 1. Вед: Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Мы рады снова видеть Вас у себя в гостях, особенно в такой праздничный день, как сегодня.

Стенгазета «Чистота планеты — в наших ладошках» (ранний возраст)Стенгазета «Чистота планеты — в наших ладошках» (ранний возраст) Стенгазета «Чистота планеты в наших ладошках». В группе раннего возраста проходит экологическая акция «Чистота планеты в наших ладошках»,.

Экологический плаката: «Чистота Жуковского района начинается с Тебя!»Экологический плаката: «Чистота Жуковского района начинается с Тебя!» Брянская область город Жуковка, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Название плаката:.

Экологический проект «Чистота природы начинается с нас»Экологический проект «Чистота природы начинается с нас» Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет МБДОУ НГО «Детский сад №2 «Ласточка». Руководитель проекта: Ильина Наталья Анатольевна.

Источник

Старший по планете: как человек взял на себя ответственность за природу

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача», — цитата из трудов селекционера Ивана Мичурина хоть и приводилась автором лишь в узком смысле развития плодоводства, стала популярной в советском государстве в широком смысле. Но она сгодилась бы и на роль мирового кредо на завершающем этапе колониальной эпохи. Мичуринская формулировка — своего рода вершина процесса самовольного воцарения человека в мире, девиз «царя природы».

Уверенный пользователь

«Воцарялся» человек долго и трудно. Первой эмоцией, которую наши далекие предки испытывали по отношению к природным силам, был, по всей видимости, благоговейный ужас: природа могла нанести ущерб в любой момент. Пожары, наводнения, дикие звери — все это заставляло человека страдать, испытывая страх и беспомощность.

В самой глубокой древности человек обожествлял непосредственно злаки, дававшие ему пропитание; однако впоследствии понадобилось объяснение тому, что людям приходится, по сути, «убивать» и съедать божество. Земледельческие культы эволюционировали, отделив «духа растения» от его «тела»; так стихийная сущность природы начала отделяться от материальной.

Страх перед стихией сохраняется в каком-то смысле до сих пор: даже современные писатели в жанре фэнтези, выдумывая свои пантеоны, непременно включают в них природную силу, будь то энты у Толкина, древовидцы у Мартина или Грут во вселенной Marvel.

В материальном же смысле природа стала пониматься как неодушевленная часть сотворенного мира, одушевленной частью которого был человек. Когда люди с развитием ремесел и земледелия убедились, что окружающий мир, оказывается, вполне поддается переделке, самым простым объяснением стала идея предназначенности природы в дар человеку, каковым даром человек волен распоряжаться: «Растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое ради людей», — бесхитростно заключает Аристотель.

Более конкретно эта мысль разъяснена у Платона в «Тимее»: сотворенный человек неизбежно должен был погибнуть от огня и воздуха, поэтому в помощь ему боги создали растения — «породы растительного царства произрастили они, мощные, нам, менее сильным, для пропитания».

Хищническая вырубка лесов и опустошение полей и выпасов — не изобретение новейшего времени. Оказавшись в пустынях современной Сирии или Ирака, трудно поверить в то, что некогда эти земли были так называемым плодородным полумесяцем, мировой колыбелью земледелия и скотоводства. Леса и поля, составлявшие богатства Шумера и Вавилона, были попросту сведены на нет за долгие столетия руками людей. Наиболее распространенное объяснение гибели цивилизации майя тоже сводится к вырубке индейцами джунглей и, как следствие, разрушению экосистемы. При взгляде на скалы Греции сложно представить их покрытыми строевым лесом, исчезавшим уже на глазах современников: «Среди наших гор есть такие, которые ныне взращивают разве только пчел, а ведь целы еще крыши из кровельных деревьев, срубленных в этих горах для самых больших строений», — сокрушался Платон.

Кстати, уже в античную эпоху люди задумывались о последствиях вторжения в природу. В «Анналах» Тацита сохранился рассказ о том, как в римском сенате слушался проект отвода от Тибра питающих его рек и озер для уменьшения его разливов. Представители муниципиев и колоний — флорентийцы, риетинцы и жители Интерамны — воспротивились, утверждая, что тогда вода из этих водоемов заболотит «плодороднейшие земли Италии», и вообще, «природа, определившая рекам их устья и течение, истоки и разливы, достаточно позаботилась о делах человеческих». Сенат решил оставить все как есть.

Леса тем не менее продолжали вырубаться быстрыми темпами; довольно скоро древесину для римских построек пришлось возить из дальних провинций. Граждане если и беспокоились, то не об абстрактной экологии, а о собственных нуждах. Не стоит забывать, что, разрушая, человек одновременно и создавал — прокладывал системы ирригации, облагораживал культурные растения, выводил новые породы скота, высаживал сады, поля и виноградники.

Некоторые современные исследователи высказывают сомнения в степени антропогенного воздействия человека античной эпохи на природу. Но так или иначе, «царем природы» человек еще не стал — скорее, «уверенным пользователем». В центре мироздания все-таки находились боги, человек как бы пользовался их дарами as is, в том естественном виде, в каком они были предоставлены, и не отвечая за последствия.

Царь по доверенности

С укоренением христианства оформилось понимание природы как вспомогательного ресурса для человека: сотворив человека, Бог, согласно Писанию, поручил ему «наполнять землю и обладать ею» и владычествовать над рыбами, птицами, над скотом и вообще «над всею землею». Это было уже похоже на «царство», но все же по доверенности. Но перед тем как чем-то владеть, это что-то нужно сначала завоевать. А затем выяснить, кто конкретно чем владеет.

Для средневекового крестьянина лес был скорее враждебной средой. Дремучие заросли Центральной и Западной Европы являлись своего рода «антимиром» для упорядоченной жизни в освоенном пространстве. Признаки такого отношения можно повсеместно встретить опять же в фольклоре — лес всегда является обиталищем чудовищ, колдунов и великанов, несущих смертельную угрозу. Сложно почувствовать себя «царем» в такой обстановке.

Леса в процессе колонизации пространства безжалостно сводились и корчевались. Северянам, кроме стройматериала, лес был очень нужен и на дрова. Но стали появляться и первые признаки целенаправленной охраны окружающей среды. Уже в конце VII века Карл Великий в «Капитулярии о поместьях» указывает, «чтобы леса и заповедные чащи наши хорошо охранялись; и если где окажется удобное место для расчистки, расчищали бы, не давая полям зарастать лесом; а где должны быть леса, никак не допускать вырубать и губить их; зверей же в заповедных чащах наших тщательно блюсти».

С развитием горнорудного дела о лесах приходилось заботиться все сильнее — горнякам требовалось больше леса. Огромное количество ресурсов требовалось растущим городам. В европейских государствах стали появляться многочисленные уложения, регулирующие пользование лесами, и правила лесовосстановления. Эти уложения помимо прочего служили и делу обоснования феодальной власти — и уже тогда популярной стала аргументация о грядущем дефиците дерева (конечно, находились те, кто в него не верил).

Экология влияла на политику с древних времен, подчас неявным образом. Даже то, что в Европе общество исторически тяготело к демократическим, республиканским формам правления, а в Азии — к деспотическим, а не наоборот, по одной из версий объясняется тем, что европейский крестьянин располагал естественным орошением полей и, следовательно, не так зависел от властей в обеспечении пропитанием; в засушливых же местностях Востока урожай обеспечивали ирригационные системы, а их обустройство требовало участия центральной власти. Безусловно, это не единственный фактор, но тем не менее.

Не стали исключением и Средние века. Постоянные споры за пользование природными ресурсами приводили к конфликтам. Крестьяне поднимали восстания, требуя передачи в общинное пользование лесов, пашен и права на охоту и рыбную ловлю. Монархи запрещали вырубку леса, так как он был необходим для постройки флотов. Города, в свою очередь, спорили с феодалами, заставляя монархов вводить запреты на сведение лесов в своих окрестностях. Противоречащие взгляды на использование ресурсов имели гильдии. Все эти общественно-политические склоки не только выковывали социальные связи, но и невольно способствовали сохранению определенного баланса отношений человека и природы. И в то же время неумолимо подводили к мысли об ограниченности ресурсов.

Романтичный завоеватель

«Новое время» принесло бурную индустриализацию. «Век дерева» сменился «веком угля» — в первое время в добыче каменного угля видели выход из экологического кризиса, залог спасения лесов, предсказания о дефиците которых уже вызывали панику. Далеко не сразу удалось понять, что уголь в отличие от древесины — ресурс невозобновляемый.

В этот момент и стало оформляться «царское» отношение к природе.

Картезианская философия обосновала уникальность человека и его неравнозначность природе — с точки зрения рационалиста той эпохи природа была чем-то вроде механизма, который можно разбирать, не мучаясь этическими вопросами, и даже нужно, поскольку миссия человека состоит в облагораживании и упорядочении мира.

Парадоксально, но в данном случае наука помогла обосновать религиозный тезис.

Для защиты от наводнений горожане принялись, в частности, строить дамбы и изменять русла рек. Крупнейшим проектом стало исправление русла Рейна в Германии в XIX веке — реку фактически превратили в канал ради увеличения пахотных земель и улучшения судоходства (лишь потом оказалось, что это вызвало новые проблемы). Инженеры-гидротехники занимались спрямлением Дуная, причинявшего немало бед жителям Вены во время наводнений. «Кто слышал скрежет землечерпалок, кто пережил волнения ночных защитительных работ на плотинах и моменты триумфа при успехе дела. тот сделается на всю жизнь горячим защитником подобных предприятий, обуздывающих грозные силы природы на благо человека», — патетически восклицал геолог Эдуард Зюсс, защищая идею в венском парламенте, и эта цитата хорошо отражает восхищение прогрессоров собственными возможностями.

Однако дым от фабричных труб тревожил людей, стали заметно ухудшаться условия их жизни. Уже в XVII веке над Лондоном висел знаменитый смог — визитная карточка города на протяжении столетий. Современники отмечали рост заболеваний от ядовитых свинцовых и серных паров, а также химических сбросов в водоемы. Все это не могло не вызвать реакции — в XVII–XVIII веках стали появлялись авторы, такие как Джон Ивлин, резко обличавшие индустриализацию и требовавшие возврата к консервативным технологиям. Томас Мальтус сочиняет теорию убывающей плодородности и грозит человечеству вымиранием от нехватки пищи, а Иоганн Гёте следует романтическому культу природы. «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти», — рассуждает поэт.

«Лесной романтизм» стал, надо сказать, одним из истоков немецкого национализма — впрочем, и в других странах, формировавших национальную идентичность, фактор родной природы играл значительную роль, что также способствовало ее охране. Стоит заметить, что именно в нацистской Германии было принято мощное законодательство о защите окружающей среды — а по другую сторону океана, в США, скудная по сравнению со Старым Светом история заставляла американцев поднимать на щит природу. Американские экологические движения появились раньше и были шире, нежели европейские, именно там была написана «Молчаливая весна» Рэйчел Карсон — книга, которая стала для экоцентристов второй половины XX века чем-то вроде «Коммунистического манифеста» Маркса.

Бесконечно игнорировать предостережения скептиков было нельзя, в XIX веке терпеть многие вещи становилось просто невозможно — жизнь в чаду перенаселенных городов напоминала ад. Пожалуй, можно сказать, что именно стремление к чистоте и гигиене легло в основу готовности человека пойти на уступки природе — власти начали ограничивать выбросы и строить очистные сооружения. Но хотя «царь природы» постепенно, как и в политике, переходил к своего рода «конституционной монархии», добровольно соглашался на ограничения власти, все же развитие требовало жертв, а наука объясняла еще далеко не все причинно-следственные связи — к примеру, до начала XX века считалось, что высокая труба завода экологически безвредна, так как дым развеивается где-то высоко в воздухе.

Тиран на час

Какое-то время экологические кризисы удавалось разрешать, создавать иллюзию разрешения или вовсе игнорировать. Продолжающийся бурный рост науки и промышленности приводил к частой смене эпох — на смену углю приходил бум гидроэнергетики, затем электричество, нефть, атом. Каждый раз казалось, что новая технология закроет старые экологические проблемы. На практике же это приводило к интенсификации производства — чем проще человеку доставалась энергия, тем активнее он ее добывал и тратил.

Экспоненциальный рост добычи и потребления невозобновляемых ресурсов продолжался всю первую половину XX века, эпоху самой нещадной переэксплуатации природы. В СССР, где исчезли вообще все факторы сдерживания, коммунисты и вовсе не стеснялись в методах — «мичуринский» подход вкупе с желанием наверстать отставание от Запада вдохновлял их на аграрные мегапроекты, уничтожившие Аральское море, масштабную индустриализацию без оглядки на экологию и еще в 1970-х строить планы поворота сибирских рек в Среднюю Азию.

Так продолжалось до середины столетия, когда эпоха дешевой нефти привела к производству огромного количества товаров и, как следствие, такого же количества отходов. Это следует признать одним из важных факторов появления экологического сознания, но не менее важными стали еще две причины: появление ядерного оружия, заставившее мир испытывать недоверие к атомной энергетике и бояться радиоактивных осадков, а также распространение рака — когда выяснилось, что многие канцерогены содержатся именно в химических выбросах. Соединившись, эти фобии привели просто к массовому психозу и одновременно росту популярности экологических теорий, которые вскоре оформились в целое научное направление.

В 1972 году ООН проводит конференцию по защите окружающей среды, с которой можно отсчитывать современную мировую политику в этом направлении.

Тысячу лет готовившись провозгласить себя «царем природы», человек буквально за пару столетий понял, что тиранический стиль правления ни к чему хорошему не приводит, и поспешил сдать назад. Тем не менее этот путь, очевидно, должен был быть пройден именно в такой последовательности — это касается и тех регионов мира, которые пока отстают от передовых образцов.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Источник

Читайте также:  Где живут соболи в дикой природе