Что изучает природу и общественную функцию литературы



Природа, функции и сущность художественной литературы

Типологическая характеристика литературно-художественных изданий определяется спецификой произведения литературы. В свою очередь, издание произведения художественной литературы относится к двум сферам человеческой деятельности: к художественному творчеству и к издательскому делу. Предмет, функции, характеристикичитателей опираются на основные характеристики названных сфер и определяются свойствами этих сфер.

Чтобы качественно, грамотно подготовить к изданию литературно-художественное произведение, редактору необходимо понять его свойства как произведения искусства, а также его специфику как литературного труда. Тогда редактор сможет эффективно обеспечить издательскую интерпретацию работы автора.

С искусством литературное произведение связывают предмет и функции, с издательским делом — читательский адрес и целевое назначение изданий.

Предмет искусства — внутренний мир человека, связи и отношения его с окружающей действительностью, оценка автором этой действительности. Произведения искусства выполняют многие задачи, часть которых, кстати, переплетается с функциями книги.

Можно говорить о целых функциональных комплексах, которые реализуются художественной литературой. Среди них наиболее существенны с точки зрения редакторского анализа:

  • эстетические;
  • этические;
  • коммуникативные (свойственные всем изданиям);
  • познавательные;
  • управляющие.

Остановимся на каждом функциональном комплексе.

Эстетические функции объединены понятием эстетического. В данном случае этим понятием охватывается не только понимание прекрасного, тут речь идет о формировании эстетического отношения личности к действительности. Эстетическое отношение к действительности предполагает способность к сопереживанию, стремление к гармонии, желание сохранить лучшее.

Эстетические функции направлены на то, чтобы развивать в человеке стремление к самосовершенствованию. Реализация эстетических функций способствует гуманизации общества, созданию общественного идеала, обозначению меры и качества поступков.

В процессе чтения художественной литературы активизируется эмоциональная сфера личности, формируется художественный вкус человека, растут его читательские способности.

Этические функции определяют ценностные ориентиры личности, связаны с требованиями морали, иерархии общественных и личных оценок качества жизни и поступков людей.

Главный критерий редакторской оценки этических начал содержания — соответствие системы оценок общественным нормам.

Коммуникативные функции проявляются прежде всего в том, что в процессе восприятия произведений осуществляется взаимодействие интерпретации окружающей действительности автором и читателем. Момент этот важен, поэтому учитывается самим писателем при поиске материала для выражения своего замысла, и редактором, анализирующим его труд.

Познавательные функции обеспечиваются схожестью содержания с реальной жизнью, позволяют читателю познать самого себя, окружающий мир. Кроме того, в процессе чтения читатель знакомится с явлением искусства, представленным в литературном произведении.

Наконец, читатель познает определенное место, время, знакомится с различными понятиями и явлениями, попавшими в поле зрения писателя, с духовной жизнью общества. Данные функции лежат в основе таких критериев редакторской оценки произведения, как жизненная достоверность, правдивость.

Управляющие функции связаны с влиянием искусства на человека, с формированием системы оценочных критериев. Произведение оказывает на читателя воспитательное воздействие.

Источник

Основные функции литературы.

Созданное автором художественное произведение в дальнейшем воспринимается читателями, то есть начинает жить своей относительно самостоятельной жизнью, выполняя при этом определенные функции. Рассмотрим важнейшие из них.

Служа, по выражению Н. Г. Чернышевского, «учебником жизни», так или иначе объясняя жизнь, литературное произведение выполняет познавательную функцию. Может возникнуть вопрос: зачем эта функция нужна литературе, искусству, если существует наука, прямая задача которой познавать окружающую действительность? Но дело в том, что искусство познает жизнь в особом ракурсе, только ему одному доступном и поэтому незаменимом никаким другим познанием. Если науки расчленяют мир, абстрагируют в нем отдельные его стороны и изучают каждая соответственно свой предмет, то искусство и литература познают мир в его целостности, нерасчлененности, синкретичности. Поэтому объект познания в литературе может отчасти совпадать с объектом тех или иных наук, особенно «человековедческих»: истории, философии, психологии и т. д., но никогда с ними не сливается. Специфическим для искусства и литературы остается рассмотрение всех аспектов человеческой жизни в нерасчлененном единстве, «сопряжении» (Л. Н. Толстой) самых разных жизненных явлений в единую картину мира. Литературе жизнь открывается в ее естественном течении; при этом литературу весьма интересует та конкретная повседневная жизнь, в которой перемешано большое и малое, закономерное и случайное, психологические переживания и мелочи быта. Наука же должна абстрагироваться от подробностей и индивидуально-случайных «мелочей», чтобы видеть общее.

Познавательная (применительно к детской литературе ее называют еще образовательной) функция педагогами, руководителями детского чтения ставится на первое место потому, что она является основой всякого обучения.

Вторая важнейшая функция художественного произведения оценочная или аксиологическая. Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает, в произведении складывается целая система художественных утверждений и отрицаний. Но дело не только в прямом «приговоре» явлениям жизни, отраженным в произведении. Суть в том, что каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в сознании воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оценочной функцией обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.

На основе познавательной и оценочной функций произведение оказывается способно выполнять третью важнейшую функцию – воспитательную. Воспитывающее значение произведений искусства и литературы было осознано еще в античности, и оно, действительно, очень велико. А. Эйнштейн полагал: «Недостаточно научить человека специальности. Таким путем он превратится в особого рода полезную машину, но не станет полноценной личностью. … Он должен получить представление о том, что является хорошим и моральным. Иначе со своими специализированными знаниями он будет скорее напоминать хорошо обученную собаку, чем гармонически развитую личность». Особенно значимо воспитывающее значение художественного произведения для читателя-ребенка.

Читайте также:  Чем питается степная гадюка в природе

Благодаря литературе ребёнок, входящий в жизнь и формирующийся человек, обретает возможность познавать себя, развивать индивидуальные способности с помощью своевременного освоения и присвоения накопленного до него и для него в книгах человечеством опыта.

В детской литературе нравственное воздействие на читателя является существенным компонентом творческого процесса. Важно лишь понимать его не упрощенно, как выполнение какой-то конкретной дидактической задачи. Чаще всего в воспитательной функции искусства акцент делается на том, что оно учит подражать положительным героям, помогает понять, «делать жизнь с кого» (В. Маяковский) или побуждает человека к тем или иным конкретным действиям. Все это так, но воспитывающее значение литературы к этому отнюдь не сводится. Эту функцию литература и искусство осуществляют, прежде всего, тем, что формируют личность человека, влияя на его систему ценностей, исподволь учат его мыслить и чувствовать, пробуждают в нем «чувства добрые». Однако примитивное использование литературного произведения в роли назидания, подмена поисков смысла примитивной моралью всегда отрицались настоящими детскими авторами, как, например, сделал это В. Берестов в стихотворении «Сверхближний прицел»:

Литература опытною нянею

Использовалась в целях назидания:

Жил-был на свете Петя-петушок.

Он вовремя просился на горшок.

Иван-царевич спать ложился рано.

Бери пример с царевича Ивана.

Вот на картинке дядя Геркулес.

Он в сахарницу пальцами не лез.

Когда подрос питомец этой няни,

Он сочинил немало всякой дряни.

Особое место в системе функций произведения принадлежит функции эстетической, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда чувственное наслаждение. Особая роль этой функции определяется тем, что без нее невозможно осуществление всех других функций – познавательной, оценочной, воспитательной. В самом деле, если произведение не тронуло душу человека, не вызвало заинтересованной эмоциональной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь труд пропал даром. Если еще возможно холодно и равнодушно воспринимать содержание научной истины или даже моральной доктрины, то содержание художественного произведения необходимо пережить, чтобы понять. А это становится возможным, прежде всего, благодаря эстетическому воздействию на читателя, зрителя, слушателя.

Еще одна функция литературного произведения – функция самовыражения. Эту функцию обыкновенно не относят к важнейшим, поскольку предполагается, что она существует только для автора. Но на самом деле функция самовыражения оказывается шире. Дело в том, что в произведении может находить выражение не только личность автора, но и личность читателя. Воспринимая особенно понравившееся, особенно созвучное нашему внутреннему миру произведение, мы отчасти отождествляем себя с автором, и, цитируя, говорим уже от своего лица. Общеизвестное явление, когда человек выражает свое психологическое состояние или жизненную позицию теми или иными словами произведения. История литературы знает немало примеров, когда детские впечатления от чтения пробуждали дар сочинительства. Не случайно великие педагоги находили взаимную зависимость между процессом обучения грамоте и детским сочинительством. Вспомним признания Сережи Багрова, автобиографического героя С. Т. Аксакова, прочитавшего арабские сказки:

«Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлечением и с восторгом, — я потом рассказывал сестрице и матушке читанное мною с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел».

Языкотворческая функция литературы проявляется в том, что писатели обогащают лексику национального языка. Так, слово «промышленность», впервые употребленное М. Поповым, подкрепленное мощным авторитетом М. Карамзина, стало общеупотребительным сначала в образованных кругах русского общества, а затем и повсеместно.

Литература полифункциональна. Так, один из любимых детьми жанров, народная сказка, обладает эстетической, познавательной, воспитательной функциями при доминирующей роли эстетической. В литературной сказке, в зависимости от потребностей времени, индивидуальных творческих целей автора та или иная функция становится доминирующей.

Итак, художественное мышление отличается высокой творческой активностью. Его основа – творческий акт, в результате которого возникает художественный образ. Решающую роль в его создании играет вымысел. Без работы воображения невозможна деятельность художника.

Но без участия фантазии, без работы воображения также невозможен контакт читателя, зрителя, слушателя с произведением искусства. Этот контакт есть, в сущности, процесс сотворчества. Под воздействием образа, созданного художником, в воображении зрителя или читателя складывается свой – из материала личных наблюдений и раздумий. Этот перевоссозданный образ никогда не совпадает – и не может целиком совпасть – с созданием автора. Ведь зритель, читатель строит его в меру своего разумения жизни и на основе собственных представлений о прекрасном и должном. Этот образ впитывает в себя краски, звуки, интонации, соображения, доступные читателю, а непережитое им и оставшееся ему недоступным не входит в образ.

Итак, в процесс чтения происходит общение автора текста и его читателя с целью передачи, с одной стороны, и присвоения – с другой, накопленного человечеством и непременно лично значимого для читателя опыта.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Проверьте, усвоены ли вами теоретические понятия, использованные в данной главе. Вставьте пропущенные термины в приведенные ниже высказывания:

«… это часть реальности, воссозданная в произведении при помощи авторского воображения»;

«… определённое эмоционально-мыслительное содержание, выраженное в художественной форме»;

«Наука о проявлении прекрасного в жизни и в искусстве называется …».

2. Искусство по свое природе:

— сочетает в себе рациональное и эмоциональное начала.

3. Какое место среди других видов искусства занимает литература?

4. В чем заключается отличие художественного отражения действительности от научного?

Читайте также:  Эйс вентура зов природы трейлер

5. Сравните различные определения образа, в справочной и учебной литературе. Какие из этих определений акцентируют в составе образа: внешнюю предметность, или внутреннее субъективное начало, или их равноправие:

а) Образ – физическое представление человека, животного или объекта, который изображен на картине, в скульптуре, на фотографии или каким-либо иным визуальным способом (Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw. New York).

б) Образ не есть предмет. Более того, задача поэзии – как раз в том, чтобы развеществить предмет: это и есть превращение его в образ. Образ переводит изображаемый им предмет или событие из внешнего мира во внутренний, дает нашей внутренней жизни излиться в предмет, охватить и пережить его изнутри, как часть нашей собственной души. В образе мы переживаем изображаемое (Столяров М. Образ (в поэзии) // Словарь литературных терминов: В 2 т. – Т. 1. М., Л., 1925. Стлб. 517 – 520).

в) Художественный образ – форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображенная в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии… Его основные функции – познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная (Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С. 241).

6. Приведите два запомнившихся вам образа и проанализируйте их, опираясь на то или иное определение.

7. Как вы определите специфику словесного образа?

8. Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Дома». Почему, с вашей точки зрения, рассказанная Евгением Петровичем сказка так подействовала на Сережу? Какие особенности детской психологии, детского восприятия искусства определили это воздействие?

9. Прочитав сказку-малютку Г. Циферова «Черепаха», подумайте, какие ассоциации вызывает черепаха у вас:

«Встретила одна черепаха другую и говорит:

— А теперь я знаю, откуда появились черепахи. Однажды кто-то уронил глобус – и вот глобус раскололся на две половинки».

10. Какие функции художественной литературы представляются вам определяющими для детской литературы? Почему?

Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1976.

Гачев Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.

Грехнев В. А. Словесный образ и литературное произведение: Кн. для учителя. Нижний Новгород, 1997.

Маймин Е. Искусство мыслить образами. М., 1976.

Николаенко В. Как слово становится художественным образом? // Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики Х1Х века. М., 2001.

Роднянская И. Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Слово и образ. Сб. статей. М., 1964.

Смелкова З. С. Литература как вид искусства. Книга для учителя, учащихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М., 1998.

Шапошникова О. В. Условность художественная // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 2571; Нарушение авторского права страницы

Источник

Теория литературы

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое «Теория литературы» в других словарях:

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу и общественную функцию литературного творчества и определяющий методологию и методику его анализа. Вопросы, изучаемые Т. л., составляют в основном три цикла:… … Литературный энциклопедический словарь

теория литературы — наука, изучающая: 1) своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности; 2) структуру художественного текста; 3) факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода. Рубрика: Литература и наука Целое:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

теория литературы — Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

теория литературы — Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Теория романа — Теория романа  разнородные литературоведческие учения, объясняющие жанровую природу и историю романа. Классическая литературная теория, от эпохи эллинизма (начало нашей эры) до позднего классицизма (XVIII век), игнорирует существование… … Википедия

Теория заимствования — (миграционная теория, индианизм, теория бродячих сюжетов, нем. Indische Theorie, англ. Indianist theory, theory of migration, theory of borrowing) теория в фольклористике и литературоведении, объясняющая сходство фольклорных сюжетов… … Википедия

Теория струн — Теория суперструн Теория … Википедия

Теория изогнутой химической связи — предложена Лайнусом Полингом на симпозиуме по теоретической органической химии, посвящённом памяти А.Кекуле (симпозиум состоялся в Лондоне в сентябре 1958 г.). В докладе Полинга дана теория двойной связи как комбинации двух одинаковых изогнутых… … Википедия

Теория квантовых струн — Взаимодействие в микромире: диаграмма Фейнмана в стандартной модели и её аналог в теории струн Теория квантовых струн направление теоретической и математической физики, изучающее динамику не точечных частиц, как большинство разделов физики, а… … Википедия

Теория стакана воды — Теория стакана воды  взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы Советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной… … Википедия

Источник

Функции художественной литературы

Под термином «художественная литература» принято понимать вид искусства, материалом которого выступает человечески язык и речь, произведением этого вида искусства является литературное произведение.

Читайте также:  Зимний вечер тема родины и природы

Литература с помощью языка выражает сознание и взгляды общества. Основными признаками художественной литературы являются:

  • описание
  • действие
  • наличие главного героя

Основные функции

По мнению некоторых литературоведов, язык художественной литературы представляет собой высшую форму развития языка народа. Литература имеет огромное количество функций, ниже приведены основные.

С позиции писателя можно выделить следующие функции художественной литературы:

  • самовыражение
  • самоутверждение
  • поэтическая
  • рефлексирующая
  • информационная
  • воспитательная
  • воздействующая

Готовые работы на аналогичную тему

С позиции читателя выделяют следующие функции:

  • эстетическая
  • познавательная
  • рефлексирующая
  • развлекательная

Но в зависимости от произведения функции художественной литературы могут так же больше тяготеть к функциям других стилей, например, научной литературы, публицистической литературы и так далее.

Эстетическая функция

Эстетическая функция является достаточно специфической. Под эстетикой понимают умение воспринимать красоту, чувство прекрасного. Эта функция помогает читателя воспринимать гармонию и красоту. Но это может произойти лишь в ом случае если автор произведения сам умеет воспринимать красоту. Однако красота для каждого человека это понятие индивидуальное, именно поэтому в каждом произведении нас ждет индивидуальное представление о красоте конкретного автора.

Достаточно просто возбудить в читателе чувство прекрасного, для этого необходимо воспевать живописно и творчески красоту. Но чем больше о красоте и прекрасном думает человек, тем более притязательным становятся его вкусы, он уже ищет не только поверхностную красоту, его начинает интересовать красота внутренняя, глубинная.

В то время, когда художественная литература лишь начинала свое восхождение, писатели воспевали красоту внешнюю и идеальную, позднее во время реализма писатели стремились найти прекрасное в красоте настоящей, реальной, а также воспевали красоту души.

По мнению литераторов, эстетическая функция может показать себя только в определенном обществе. Современному человеку достаточно сложно понять о какой красоте идет речь классических произведениях античности. Именно поэтому сегодня весьма актуальны сюжеты классических произведений в театре и кино.

Функция самовыражения и самоутверждения

Литература выполняет функцию самовыражения и самоутверждения для питателя. Видимо некоторые люди испытывают настолько сильную тягу к самовыражению и творчеству, что выбирают писательство как профессию жизни.

Так или иначе эта функция косвенно касается и читателя. Писатель в своем произведении высказывает свое мнение относительно ситуаций, героев, их поведения.Соглашение или не соглашение читателя с авторским мнением определяет, будет ли читатель продолжать чтение книги.

Поэтическая функция

Благодаря поэтической функции в литературе появился словесный образ. В художественной речи особое внимание отводится словам, как способу выражения мысли. Очень важно, что в художественно литературу понятия красота слова и смысл не возможны друг без друга. И наоборот в тех случаях, когда речь в литературе штампована, это говорит о скудных творческих способностях и отсутствии свежей мысли, которую писатель страстно желает передать своему читателю.

Для писателя сложным остается вопрос поиска средств оживления своей речи. Писатели прибегают к различным средствам выразительности, например, к различным тропам, синтаксическим приемам, фонетическим средствам.

Следует отметить что поэтическая функция присуща и другим жанрам, например, публицистическому, научно-познавательному, разговорной речи.

Но особенностью поэтической функции именно в художественной литературе является то, что в этом жанре поэтическая функция пронизывает все произведение, а не лишь какие-то отдельные его элементы. Каждый автор имеет свои собственные излюбленные приемы, например, когда мы говорим о творчестве Гоголя, сразу приходят на ум его страсть к гиперболе и гротеску.

Для того что бы понять игру слов писателя, от читателя требуется особый склад ума. Способность воспринимать игру слов является врожденной, но у разных людей она развита в разной степени.

Следует подчеркнуть, что поэтическая функция прямым образом связана с функцией эстетической. Иными словами, выразительная речь художественного произведения вызывает у читающего эстетическое наслаждение.

Развлекательная функция

Развлекательная функция прямым образом связана с эстетической функцией. Эстетическое наслаждение это и есть развлечение для человека с особым тонким складом характера и восприятия.

Читая, человек может позволить себе окунуться в мир грез, увидеть мир чужими глазами, оказаться совершенно в другом месте и прожить вместе с героем произведения совершенно иную жизнь. Читая книгу, мы забывает о трудностях реальной жизни, стрессах. Если человек иногда оказывается в этом мире грез, то это положительным образом сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Следует сказать, что желательно в качестве релаксационной терапии читать произведения с правильными моральными устоями, то есть те где добро всегда торжествует, правда побеждает ложь. Можно сказать, что чтение правильной художественной литературы — это сеанс у психотерапевта. Читающий видит в герое, произведения который ему симпатичен самого себя.

Следует отметить что, все произведения грубо можно разделить на две категории: мужской и женский взгляд. Но опытного читателя обычно эти различия не сильно волнуют, в детском и юношеском возрасте действительно мальчики предпочитают литературу о путешествиях и подвигах, девочкам же нравятся истории о Спящей красавице и Золушке, которые выходят замуж за принцев, но чем опытнее становится читатель, тем меньше внимания он обрыщет на гендерные предрассудки.

Из всего вышесказанного следует вывод, что несмотря на то что художественная литература несет в себе множество различных функций, каждый ищет в ней именно то чего ему не хватает. Для кого-то важным является эстетика, для кого-то релаксация и развлечения. К счастью на сегодняшний день в классической художественной литературе насчитывается такое огромное количество разнообразных всесторонне направленных произведений что они в состоянии удовлетворить потребности любого притязательного читателя.

Источник