Что может петь в неживой природе

Что может петь в неживой природе

Человеку свойственно все непонятное интерпретировать на свой лад. В большинстве случаев это приводится к единственному знаменателю – к собственной персоне. В любые времена люди с интересом изучали самих себя, стремясь найти причины своих страхов и поступков. Наделение неодушевленных предметов человеческими качествами – один из способов обуздать непонятное, усмирить тревогу.


Антропоморфизм зародился в XVIII веке в связи с излишним «очеловечиванием» христианского Бога. Это явление в философии и психологии означает приписывание предметам и нечеловеческим существам характеров, эмоций, намерений и других свойств. Часто подобные суждения относятся к животным, роботам и машинам, внешне схожим с людьми.

Причины антропоморфизма

Если рассматривать понятие антропоморфизма в психологии, стоит начать с особенностей головного мозга. Устройство мозга предполагает определенные ограничения. Так получается, что информация о живых существах и неодушевленных предметах обрабатывается одной зоной мозга. Эти когнитивные процессы осуществляются благодаря системе зеркальных нейронов. Пример: в наблюдении за людьми, поднимающими руку, и за экскаватором с работающим ковшом активизируются одни и те же клетки. Это ведет к восприятию неодушевленных предметов как живых.

Замечено, что у группы людей с проблемами аутистического спектра способность к одушевлению развита намного хуже, несмотря на такие же зеркальные нейроны. Но не только нервная система несет ответственность за оживление предметов. Непосредственное участие принимают также гормоны. В первую очередь это окситоцин – гормон радости, выделяющийся при прикосновениях к людям. В ходе одного из экспериментов испытуемым была введена дополнительная доза окситоцина и показаны изображения дотрагивающихся друг до друга людей и соприкасающихся предметов. Затем их просили выбрать снимки, где происходит общение. В результате большинство из них выбрали картинки с неодушевленными предметами.

Дополнительные источники склонностей к антропоморфизму

Помимо биологических причин на развитие принципа антропоморфизма влияют психологические и социальные факторы. Толкает на это зависимость от общения, желание создавать и укреплять связи. Если рядом в определенный момент не оказывается других людей, подсознание может заставить нас разговаривать с телевизором, будильником, отражением в зеркале. Не последнее значение в склонностях к антропоморфному мировосприятию имеют первичные знания. Здесь все просто, ведь человек знает себя как нельзя лучше, а при открытии нового необходимо опираться на уже приобретенный опыт.

Почему люди приписывают эмоции другим живым существам?

Антропоморфизм позволяет наделять характеристиками не только предметы, но и других живых существ. Допустим, владельцы домашних животных уверены, что их питомец обладает богатым внутренним миром и уникальным характером. К сожалению, это не соответствует действительности. Животные испытывают лишь несколько основных чувств: страх, злость, ненависть, счастье, удивление и грусть.

Люди нуждаются в частичном антропоморфизме, но это не означает, что мы не готовы к рациональной оценке реальности или не соответствуем миру, в котором живем. Возможно стоить относиться к нему, как к способу экономии ресурсов для эффективного расхода на решение важных задач. Естественно, мы можем контролировать процесс и говорить о предметах с использованием подходящей лексики. Но это не главное. Важно помнить, что даже если рассуждать о предмете как о разумном существе, необходимо помнить о его истинном происхождении и предназначении. В любом случае, мир будет жить по своим законам, несмотря ни на что.

Антропоморфизм частично говорит о способности человека создавать ассоциации. А это, в свою очередь, является хорошим приемом в развитии способности запоминания информации. Но научиться создавать ассоциации можно и без наделения человеческими качествами неживых предметов. Например, такой навык поможет разить курс Викиум «Мнемотехники».

Источник



Конспект занятия по развитию речи «Голоса природы»

развитие логического мышления, воображения, памяти.

— воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, аудио диски с голосами живой и неживой природы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Встаньте прямо, красиво. Все посмотрите на меня, садитесь. Подготавливайтесь к занятию.

2. Основная часть.

Давайте поиграем! «Кто это?».

По звукам, которые чаще всего встречаются в стихотворении, догадайся, кто их произносит. Объясни свой ответ.

Чьи там крики у пруда:

— Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква квасу, просто-кваши,

Надоела нам вода! (Лягушка) И. Токмакова

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

И красивую коробку! (Ворона) В. Орлов

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу!

Над ромашками кружу!

Безобидно я жужжал,

Что ж ты, Женя, убежал? (Шмель) Ю. Кааотов

И – съем! (Волк) Б. Заходер

Мы живем в мире звуков. Прислушайтесь внимательно, и вы услышите, как вокруг нас о чем-то поют, говорят, шепчут, вздыхают, живые и неживые предметы.

— Как тикают часы?

— Как звенит капель?

— Как бьёт колокол?

— Как звенит звонок?

В своих рассказах, сказках, стихах писатели и поэты нередко передают звуки природы. Вот что услышал во дворе писатель Геннадий Цыферов.

Что у нас во дворе? Дерево. Зовут его тополь.

Если ветер, тополь смеётся:

Если дождь- плачет:

А вот какие странные звуки напугали Шуру и Петю – героев рассказа Евгения Ивановича Чарушина «Страшный рассказ».

Мальчики оказались поздно вечером одни на даче.Они легли в постель и вдруг услышали странные звуки:

«… топ…топ…шлёп….шлёп…топ….топ»

Как вы думаете, что бы это могло быть? (Это ходил ёжик)

Дети закрывают глаза, прислушиваются к звукам, учитель включает магнитофон, поют птицы, стрекочет кузнечик, кукует кукушка и издаются другие голоса в природе. Дети пытаются определить голоса птиц, насекомых.

Читайте также:  Какие опасности угрожают природе нашего края

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто как говорит?»

Мяукает (кошка, мычит (корова, блеет (овца, кукует (кукушка, трещит (сорока, шипит (змея, стрекочет (кузнечик, воет (волк, пищит (мышь, заливается (соловей, звенит (комар, жужжит (муха, жук).

Я вам сейчас расскажу очень интересную историю, а вы внимательно меня послушайте.

Вы все хорошо знаете, что петух поёт «ку-ка-ре-ку».Но в Германии считают, что петух кричит «Ки-ке-ре-ки»., в Турции – «ко-ко-ри-ко», В Голландии «ку-ке-лу-ку», а в Англии- «ко-кей-дудл-ду».

По-разному в разных странах слышат хрюканье свиньи: нам оно кажется «хрю-хрю», немцам «и-ик», итальянцам – «фрон-фрон», а финнам – «сперф-сперф».Даже овцы, казалось бы,по-разному блеют: у нас «бе-е», в Германии- «ме-е», в Турции- «ми-ми», в Англии- «ба-а».

Такая разноголосица возникла потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки животных к произношению и звукам своего родного языка.

«Голоса природы». Знаете ли вы голоса неживой природы?

Вставьте пропущенные слова по образцу: листья шуршат, ручеёк журчит.

Море—, гром—, старая дверь—, вьюга—, гудок—, ветер— .

Найдите и прочитайте дома сказку-несказку В. Бианке «Кто чем поет».

3. Итог занятия.

Ребята о чём мы сегодня говорили на занятие?

голосах живой и неживой природы)

Сегодня на занятие все работали хорошо, активно. Все получают оценки. Молодцы!

Дидактическая игра «Островок радости».Дидактическая игра «Островок радости». Островок радости — дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное.

«Зима. Зимние забавы». Презентация-пособие для развития речи и воспитания познавательного интереса Обобщение и, следовательно, систематизирование знаний детей о зиме, уточнение признаков зимы, составление рассказа по сюжетной картине,.

Источник

Явления природы

Урок 4: Явления природы

slide11

Перейти

slide15

Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com

slmob1

Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам

slmob2

Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com

План урока:

Явления природы

В современном мире явления природы играют важную роль в быту и сельском хозяйстве. Так, дожди помогают семенам прорастать, а засуха, напротив, препятствует появлению плодородного урожая.

Какие явления природы существуют в мире

Существует множество примеров явлений природы. Среди них – привычные нам снегопад, дождь, ветер, радуга и град. Также к явлениям природы относят феномены – редко встречающиеся и порой таинственные перемены в природе (полное затмение, мираж, огненный и водяной смерчи, круглая радуга и другие).

1fghfgh
Феномены в природе источник

Явления природы группируются по происхождению (явления живой и неживой природы) и местоположению (например, северное сияние есть лишь в Финляндии, Норвегии, Швеции, Канаде, Аляске и остальных серверных странах, а глобально высокие температуры – лишь в странах, находящихся в центральной части Земли).

2dfg
Северное сияние источник

Живая природа

Живая природа – это все, что не создано человеком, но может питаться, расти и дышать. Мир живой природы многообразен: к нему относятся растения, птицы, животные, грибы, рыбы, бактерии и другие существа.

3fghfgh
источник

Классификация живой природы

Разделяется живая природа на царства: бактерии (самые распространённые существа, которые первыми появились на Земле), растения, грибы и животные.

4fgdfg
источник

Также подразделяются классы живой природы. Четыре главных царства организмов делятся ещё на «ветви». Например, самые распространённые классы:

  • животных – птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся млекопитающие и насекомые;
  • бактерий – почвенные и болезнетворные;
  • растений – однодольные (кукуруза, рис, тюльпан) и двудольные (фасоль, яблоня, горох).

Существует ещё множество подобных видов, которые и по сей день не изучены до конца или же вовсе не открыты.

Уровни живой природы – это иерархия жизни на Земле, разделение организмов на главные (включающие все природные явления) и второстепенные (связанные только с одним организмом). Существуют шесть уровней:

  • экосистемный (все организмы и явления жизни на Земле, а также среда их обитания);
  • биогеоценотический (совокупность разных видов и царств организмов);
  • популяционно-видовой (совокупность организмов одних и тех же видов и популяций);
  • организменный (отдельный живой организм, его функции и роль в мире природы);
  • клеточный (клетка, её структура и среда обитания), молекулярный (молекулы различных веществ, которые являются составляющими клеток и организмов).

5gdfg
Уровни организации живой природы источник

Живые существа

Ежегодно в природе происходит множество явлений, которые связаны с живыми существами (с растениями, в том числе):

  • птицы летят на юг,
  • животные кормят потомство,
  • осенью деревья сбрасывают листву,
  • некоторые виды зверей впадают в спячку.

Появление живых существ на свет и прорастания семян будущих растений – также явления природы.

6bgfh
источник

Человек – живое существо, ему также свойственны явления, происходящие в мире природы:

  • выпадение волос, ресниц и рост новых,
  • сужение кровеносных сосудов зимой и их расширение летом.

Появление человека – явление природы, как и цветение деревьев, появление на свет живых существ, выпадение осадков и образование засухи.

7fgdfg
Человек – часть природы источник

Наиболее распространённые явления живой природы

Явления живой природы всюду окружают человека: утром распускаются цветы, поют птицы, просыпаются люди и животные, а вечером выползают сверчки, а на охоту выходят ночные животные (такие, как совы и летучие мыши).

8fggh
Явления живой природы источник

Заметна связь между живой природой и человеком: организм людей приспосабливается к условиям, которые меняются вокруг них. Так, летом, когда воздух нагревается, в качестве защитной реакции кожа выделяет пот, который охлаждает её. Когда же температура понижается – щитовидная железа, один из жизненно важных органов человека, выделяет гормоны (тиреоидные), которые поддерживают нормальную температуру тела.

Читайте также:  Применение производной в природе

Неживая природа

Все живые существа обитают в мире неживой природы. Это – объекты, которые не развиваются, не растут, не видоизменяются, не движутся и не размножаются. Без них жизнь на Земле невозможна: именно благодаря неживой природе живые существа дышат, взаимодействуют между собой и питаются.

9hgfgh
Живые организмы и объекты неживой природы источник

Распространенные явления неживой природы

Явлениями, связанными с неживыми объектами природы, являются смена погоды (ясный день сменяется на дождливый) и времён года (осень сменяется на зиму). Также к ним относятся проливные дожди, снегопады и град. Некоторые страны имеют уникальные природные явления. Так, тропические дожди характерны лишь для экваториального пояса, а северное сияние – для стран северного и южного. В различное время суток мы также наблюдаем явления неживой природы, а именно – небесных тел: закат, рассвет, появление Луны.

10bghj
Объекты неживой природы (примеры) источник

Объектами неживой природы называются предметы, не сделанные руками человека, при этом не являющиеся живыми. Самые распространённые примеры – горы, воздух, солнце, вода, камни и почва. Несмотря на то, что объекты неживой природы не растут и не способны двигаться, с течением времени они могут изменяться в объеме. Например, на протяжении тысячелетий горы «растут», так как увеличиваются размеры кристаллов соли, водоемы замерзают из-за изменения температуры, а камни «крошатся» и образуют пыль из-за воздействия посторонних тел. Также осенью неживой природой являются опавшие листья, так как они больше не являются частью деревьев.

11sdf
Объекты неживой природы источник

Живая и неживая природа связаны между собой. Так, особое влияние на человека, животных, бактерии, грибы и растения оказывают вода, кислород, температура, давление, свет, питательные вещества, микроорганизмы и почва.

12jkl
источник

Но какая неживая природа есть, например, в пустыне? Несмотря на пустошь, небольшое количество живых существ и прочих признаков жизни, в ней находится множество горных пород (песчаник, кварц, кремний) и булыжников.

13kui
источник

Группировка объектов неживой природы по консистенции

Твёрдое агрегатное состояние

К этой группе относят горные породы, камни, лёд, планеты и их спутники, почву и снег. Также к группе твёрдых объектов неживой природы относится песок, так как он состоит из множества крупинок, по составу не отличающихся от камня.

14loijhk
источник

Жидкое агрегатное состояние

Вода, дождь, и все, что не имеет формы и растекается, находится в жидком агрегатном состоянии.Такие вещества не имеют объема и формы, но их можно придать, поставив емкость с жидким объектом неживой природы в морозильник.

15nhjk
источник

Газообразное агрегатное состояние

Вещества, состоящие из газов (В том числе и атмосфера Земли, туманы, холодные и тёплые потоки воздуха). У них, как и у объектов с жидким агрегатным состоянием, нет формы, они не материальны и не обтекаемые.

16kjl
источник

Интересный факт: от некоторых явлений неживой природы образовались наименования древнеславянских месяцев. Так, например, «Студень» (декабрь) получил название от такого явления как стужа, которое характерно для зимы.

Сезонные явления в природе

Сезонные явления в жизни живых организмов изучает фенология – наука о периодически повторяющихся феноменах окружающего мира в зависимости от климата. Специалисты в этой сфере изучают сезонные изменения в природе:

  • осенними явлениями природы являются заморозки, похолодания, иней, гроза, дожди и туман;
  • весенними – таяние снега, цветение деревьев, ледоход и прилёт птиц с юг;
  • летними – гроза и потепление;

зимние природные явления – вьюга, снег, замерзание водоемов и северное сияние.

17nghj
источник

Какие бывают времена года

В мире природы существует четыре времени года: лето, весна, осень и зима. Каждое из них делится на три месяца, а они, в свою очередь, на тридцать дней.

18iuyui
Таблица месяцев источник

Интересный факт: некоторые современные названия месяцев связаны с природными явлениями. Так, например, «июнь» произошёл от древнеславянского слова «изок», которое означало появление кузнечиков в тёплое время года, а февраль – от латинского церковного праздника «хевраль», который отмечался зимой.

Сезонные изменения в живой природе: примеры и наблюдения

В различные времена года природа по-разному воздействует на жизнь человека и другие живые организмы:

  • Осенью птицы улетают на юг, некоторые виды животных впадают в спячку, деревья сбрасывают листву, человек собирает урожай, который вырос за лето.
  • Зимой выпадает снег, животные меняют окраску, а человек подбирает тёплую одежду, чтобы согреться.
  • Весной прилетают перелетные птицы, на деревьях распускаются почки, цветут растения, а животные выходят из спячки.
  • Летом появляются на свет детёныши зверей и животных, вырастают культуры (такие, как помидоры, арбузы, дыни, клубника и другие), а домашний скот даёт больше молока.

19ghj
Природа в различные времена года источник

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в живой природе, напрямую зависят от неживой. Например, зимой, когда выпадает снег и понижается температура воздуха, медведи впадают в спячку и прячутся в берлогах.

Каждый природный объект видоизменяется в зависимости от сезона. Как изменяются в разные времена года, например, водные объекты? Осенью температура воды постепенно понижается и её поверхность покрывается коркой льда, зимой она твердеет и полностью превращается в лёд. Весной начинается оттепель и вода постепенно возвращается в прежнее агрегатное состояние.

В течение лета и осени температура воды уменьшается приблизительно на 9 градусов. Например, воды Чёрного моря летом имеют комфортную для человека температуру (около 24-х градусов по Цельсию), а в конце осени она составляет 15 градусов.

Читайте также:  Случаи когда люди выживали в природе

20ghfgh
Море в различные времена года источник

Сезонные явления в растительном мире

Наблюдения за сезонными изменениями зимой и летом показали, что в холодные времена года многие виды растений погибают от заморозок, а ближе к лету распускаются и дают плоды. К ним можно отнести пшеницу, горох, кукурузу, рис и другие культуры. Но существуют и многолетние растения, которые существуют на протяжении многих лет. К ним относят землянику, шалфей, томат и деревья.

Заметнее всего проявляются именно сезонные изменения, происходящие с деревьями. Зимой мы наблюдаем чёрные голые деревья, покрытые инеем и снегом, весной – распускающиеся почки и розовые цветы на них, летом – плоды, а осенью – разноцветную листву.

21hfgh
источник

Сезонные явления в животном мире

Осень – это подготовка животных к похолоданиям. Подобно человеку, который запасает урожай, собранный летом, для зимы, многие лесные жители роют норы, несут в них ягоды, орехи, шишки и зерна. Такими животными являются белки, кроты, мыши, крысы и другие грызуны.

22gfgh
источник

Зимой животные прячутся под слоем опавших листьев или толстой коркой снега и засыпают до весны. Те, кто не способен на спячку (например, птицы), летят в тёплые края или остаются на родных землях, собираясь в стаи и кормятся осенними запасами.

23bgfh
источник

Весна и лето – самый активный период для зверей и животных. В это время они дают потомство, питаются свежими фруктами, ягодами и листьями, зайцы меняют шубу с серой или белой на бурую, а белки – на рыжую. У многих из животных начинается линька, они «сбрасывают» старую шерсть, вместо которой вырастает новая.

24gfdfg
источник

Источник

Антропоморфизм: оживляя неживое

Человеку свойственно все непонятное интерпретировать на свой лад. В большинстве случаев это приводится к единственному знаменателю – к собственной персоне. В любые времена люди с интересом изучали самих себя, стремясь найти причины своих страхов и поступков. Наделение неодушевленных предметов человеческими качествами – один из способов обуздать непонятное, усмирить тревогу.


Антропоморфизм зародился в XVIII веке в связи с излишним «очеловечиванием» христианского Бога. Это явление в философии и психологии означает приписывание предметам и нечеловеческим существам характеров, эмоций, намерений и других свойств. Часто подобные суждения относятся к животным, роботам и машинам, внешне схожим с людьми.

Причины антропоморфизма

Если рассматривать понятие антропоморфизма в психологии, стоит начать с особенностей головного мозга. Устройство мозга предполагает определенные ограничения. Так получается, что информация о живых существах и неодушевленных предметах обрабатывается одной зоной мозга. Эти когнитивные процессы осуществляются благодаря системе зеркальных нейронов. Пример: в наблюдении за людьми, поднимающими руку, и за экскаватором с работающим ковшом активизируются одни и те же клетки. Это ведет к восприятию неодушевленных предметов как живых.

Замечено, что у группы людей с проблемами аутистического спектра способность к одушевлению развита намного хуже, несмотря на такие же зеркальные нейроны. Но не только нервная система несет ответственность за оживление предметов. Непосредственное участие принимают также гормоны. В первую очередь это окситоцин – гормон радости, выделяющийся при прикосновениях к людям. В ходе одного из экспериментов испытуемым была введена дополнительная доза окситоцина и показаны изображения дотрагивающихся друг до друга людей и соприкасающихся предметов. Затем их просили выбрать снимки, где происходит общение. В результате большинство из них выбрали картинки с неодушевленными предметами.

Дополнительные источники склонностей к антропоморфизму

Помимо биологических причин на развитие принципа антропоморфизма влияют психологические и социальные факторы. Толкает на это зависимость от общения, желание создавать и укреплять связи. Если рядом в определенный момент не оказывается других людей, подсознание может заставить нас разговаривать с телевизором, будильником, отражением в зеркале. Не последнее значение в склонностях к антропоморфному мировосприятию имеют первичные знания. Здесь все просто, ведь человек знает себя как нельзя лучше, а при открытии нового необходимо опираться на уже приобретенный опыт.

Почему люди приписывают эмоции другим живым существам?

Антропоморфизм позволяет наделять характеристиками не только предметы, но и других живых существ. Допустим, владельцы домашних животных уверены, что их питомец обладает богатым внутренним миром и уникальным характером. К сожалению, это не соответствует действительности. Животные испытывают лишь несколько основных чувств: страх, злость, ненависть, счастье, удивление и грусть.

Люди нуждаются в частичном антропоморфизме, но это не означает, что мы не готовы к рациональной оценке реальности или не соответствуем миру, в котором живем. Возможно стоить относиться к нему, как к способу экономии ресурсов для эффективного расхода на решение важных задач. Естественно, мы можем контролировать процесс и говорить о предметах с использованием подходящей лексики. Но это не главное. Важно помнить, что даже если рассуждать о предмете как о разумном существе, необходимо помнить о его истинном происхождении и предназначении. В любом случае, мир будет жить по своим законам, несмотря ни на что.

Антропоморфизм частично говорит о способности человека создавать ассоциации. А это, в свою очередь, является хорошим приемом в развитии способности запоминания информации. Но научиться создавать ассоциации можно и без наделения человеческими качествами неживых предметов. Например, такой навык поможет разить курс Викиум «Мнемотехники».

Источник