Что наблюдается в живой природе осенью 3 класс

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: — Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

Жёлтой краской кто-то

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.

— Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

— В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. (СЛАЙД 7)

— О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

Какой день был самым теплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. — Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

— Почему у хвойных деревьев нет листопада?

— Что происходит осенью с травянистыми растениями?

— Почему начинается листопад?

— Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. –Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

Что изменяется в жизни растений осенью?

У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

Какого цвета листва сирени осенью?

У какого дерева листва желтеет первой?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. –Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. –. Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО с.13 задание №31. СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. СЛАЙД 17 (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб).

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. –Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад. (И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

У. –Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. –Какой вопрос подготовила Катя?

Катя — Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

У. –Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. –Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. –Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. –Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20 .

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. –Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

У. –. Какие растения ещё цветут осенью?

У. –.Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. –. Завершите работу с маршрутными листами.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21 — 49 (презентация «Осенние превращения»)

9. Итог урока. Рефлексия.

У. –Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными. СЛАЙД 50

— Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

— Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10.Домашнее задание. СЛАЙД 53

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа. Вопросы:

Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?

У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?

Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы. Вопросы:

4 группа. Вопросы:

Составить кроссворд «Осенняя клумба»

На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».

Говоря об общей структуре урока, поясню, что данный урок является вторым по теме «Осенние изменения в природе и в жизни человека». Это урок ознакомления с новым материалом. На позапрошлом уроке была экскурсия в парк, на прошлом уроке ученики знакомились с изменениями в неживой природе, а на последующем будет идти речь о подготовке к зимовке разных групп животных.

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

В уроке я выделила следующие этапы: оргмомент, актуализация темы урока, минутка календаря, планирование работы на уроке, изучение нового материала, которое перемежалось с двумя физминутками, закрепление, рефлексия, разбор домашнего задания. Старалась не затягивать этапы урока, отведя большее количество времени на изучение нового материала.

Читайте также:  Природа в городе чаплыгине

Реализуя цели урока, стремилась к выполнению требований программы. В систему заданий в учебнике и рабочих тетрадях этого года обучения включены систематические фенологические наблюдения. Ведётся дневник этих наблюдений в рабочей тетради. Ученики заранее предупреждены о предстоящем в конце четверти анализе результатов наблюдений: установление закономерностей в изменениях погоды (понижение температуры, появление инея на почве, заморозки, частота осадков и их качественное изменение). В конце учебного года будут обобщаться наблюдения за весь год.

На уроке использовала задания проблемного характера: вопросы, имеющие несколько вариантов ответов (Что удивило вас в природе за неделю? Почему у хвойных деревьев нет листопада? Порядок расположения вопросов при исследовании)

При работе с народными приметами развивала умение выявлять закономерности и взаимосвязи в живой и неживой природе.

При ответе на вопрос «Почему изменяется окраска листьев осенью?» была создана проблемная ситуация. Разрешая её, ученики осознали, что им необходимы новые знания (или новые способы действия). Три вопроса урока являлись для учащихся проблемными. Поэтому выводы по наблюдениям, после обсуждения в классе фиксировались на доске. Таким образом, соблюдались основные принципы дидактики: принципы наглядности, сознательности и активности в работе учащихся

Способствуя развитию эмпирического и теоретического мышления и учитывая разные типы восприятия, использовала на уроке различные источники знаний: наблюдения, материал учебника, сообщения детей, слайды, фильм. Для поддержания внимания учащихся при опросе старалась давать слово ученикам из разных команд. С целью формирования познавательного интереса была организована работа в группах на уроке и было дано дифференцированное д/з. Для организации первичного закрепления материала использовала составление опорных схем и алгоритма.

Смена видов деятельности благотворно сказывается на поддержании и развитии познавательного интереса учащихся и способствует уменьшению их утомляемости. Поэтому дважды на уроке я провожу физминутки.

Готовясь к уроку, учитывала уровень подготовки как слабых, так и сильных учеников, старалась увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Ответы на простые вопросы спрашивала у слабых учащихся, чтобы они чувствовали себя активными участниками учебного процесса. Сильным предоставила возможность подтянуться «на цыпочках» к следующему уровню развития, создавая проблемные ситуации на пути освоения нового знания, в ходе подготовки сообщений к уроку. Ребята пробовали себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела; строгого судьи. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей: от деятельности пассивной – к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.

При работе в группах учащиеся учились взаимопониманию, взаимовыручке, уважительному отношению друг к другу, толерантности.

Продолжая развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер детей, обращала внимание на красоту осенней природы, на причины и следствия происходящих природных явлений.

Говоря о работе учащихся на уроке, отмечу, что дети с удовольствием готовят дополнительный материал к урокам и не только по моей просьбе. Возвращаясь из поездок и путешествий, приносят фотографии, сувениры. На разных этапах урока дети были активны. В ходе работы старалась обращать внимание на культуру речи учащихся.

По гигиеническим условиям урока отмечу необходимость жалюзи, экрана для презентаций, а не небольшой доски.

Источник



Окружающий мир 3 класс Тема: «Обобщение. Осенние изменения в природе и жизни человека»

— воспитывать желание контролировать усвоение знаний.

Оборудование: жетоны для викторины, презентация.

Тип урока: обобщение

I. Организация на урок.

2. Проверка раб. места.

3. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке мы подведем итоги. Обобщим наши знания о времени года – осень.

1. учебник вопросы стр. 58

— Скажите, ребята, что было задано на дом?

Работа с учебником на стр.58 вопросы:

— Почему уборку урожая называли страдой? (это были тяжелые летние и осенние работы) и т. д.

2. Рабочая тетрадь стр. 21

III. Актуализация знаний «Мозговой шторм»

— Делю детей на 3 ряда. Задаю последовательно вопросы каждому ряду. За каждый правильный ответ ряд получает жетон цвета команды (желтый, зеленый, красный). Если ряд затрудняется при ответе на вопрос, другой ряд может ответить и заработать жетон соперников. Кол-во набранных жетонов – показатель уровня знаний.

— Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением осени? (температура воздуха понижается, день короче дня, заморозки, дождь)

— Как изменилась температура? (понизилась)

— На что повлияло похолодание? (на растения)

— Как изменились растения?

— Какие признаки осени вы наблюдаете в природе?

— Как изменилась окраска листьев?

— Расскажите как происходит листопад? с. 46

— Как влияют изменения осенние на птиц? (они улетают в теплые края)

— Что птицам страшнее холод или голод? (голод)

— Как летят птицы в теплые края? (косяком, цепочкой, стаей)

— Как изменилось поведение насекомых с приходом осени?

— Что происходит с водоемами?

Каждый ряд посчитайте, сколько жетонов вам удалось собрать?

Какие же вы все молодцы, ребята?

— Давайте разгадаем кроссворд:

1. Ее узнать поможет нам термометр. (температура)

2. Снег, дождь, град – это … (осадки)

3. Второй месяц осени… (октябрь)

4. Неизвестно где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дождь

Озорник – а не уймешь. (ветер)

5. Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Осенью всех удивляет

Цвет шубки своей меняет. (заяц)

6. Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (листопад)

7. Птиц, улетающих в теплые края осенью и возвращающихся весной, называют … (перелетные)

8. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. (туман)

9. С приходом осени кол-во корма для птиц уменьшается или совсем исчезает, это значит, что птиц ждет… (голод)

10. Ночи темнее, дни холоднее

Как это время народ называет? (осень)

11. Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Хожу я в шапке красной,

Морозов не боюсь:

В лесу я остаюсь. (дятел)

12. Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник;

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты,

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород. (дождь)

1. Приметы осени.

На экране дети читают:

— Зацвела липа –это важный сигнал: началась самая жаркая пора в году.

— Через 10 дней после зацветания липы – снимают урожай вишни.

— С листьев ивы обильно капает влага – к ненастной, дождливой погоде.

— Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме.

— Появилась сырость на листьях тополя – к ненастной дождливой погоде. (и другие)

2. Осенние месяцы.

Давайте определим какой месяц относится к разным этапам:

«Ранняя осень» — сентябрь

«Золотая осень» — октябрь

«Глубокая осень» — ноябрь

«Предзимье» — ноябрь

В народном календаре:

Октябрь – ревун, листопадник, грязник, позимник

Ноябрь – листогной, полузимник

VI. Закрепление. Элемент кубановедения «Осень на Кубани»

1. Показ презентации

2. Краткий рассказ

Осень на Кубани – красивейшая пора. Давайте с вами посмотрим.

— Обратите внимание какая величественная природа в нашем крае. Это и красивый, весь в золоте лес, и ясное лазурное небо, и бездонная морская глубина и тишина парков и садов.

Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои стихи. Давайте послушаем стихотворение нашего кубанского поэта Виталия Бакалдина «Золотая осень»

В город осень забрела

Золотая осень.

Лист опавший от угла

Старый дворник носит.

Соберет и подождет,

Отойдет от дыма…

А по улицам народ

VII. Подведение итога

1. Признаки осени

— Давайте вспомним признаки осени:

1) в неживой природе:

— день короче ночи

2) изменения у живой природы:

— перелетные птицы улетают в теплые края

3) осенние изменения в растениях:6

— замедляется движение соков

4) изменения в жизни людей:

У них появляются новые заботы и много работы

Есть в нашем календаре особые дни:

22 июня – день летнего солнцестояния

23 сентября – день осеннего равноденствия

В раб. тетради с. 20 вопросы 19, 20.

IX. Организация на перемену.

Прикреплённые файлы:

Проект «Вода в природе и в жизни человека» Тип проекта: информационно-познавательный. Продолжительность: ноябрь – март. Участники: дети 4-7 лет. Цель: дать детям знание о круговороте.

Игры по словообразованию. Тема «Весна. Изменения в природе весной» Изменения весной в природе, жизни людей, животных. Первоцветы. 1. «Назови слова-родственники». Земля – земелька, землица, земледелие, земледелец,.

Интегрированное занятие по развитию речи в младшей группе с использованием фольклора «Весенние изменения в природе» Программное содержание. Активизировать и обогащать словарь детей по теме: «Весенние изменения в природе», упражнять в использовании существительных.

Конспект прогулки с группой 4 класса «Сезонные изменения в природе» Конспект прогулки с воспитательной группой 4 «Б» класса. Тема: «Сезонные изменения в природе». План: 1. Организационный момент 2. Наблюдение.

Контрольно-учетное занятие по развитию речи в старшей группе «Весна. Изменения в природе» Цель: продолжать развивать речь детей и обогащать словарный запас, являющийся важным условием успешности ребенка в интеллектуальном и социальном.

Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей. ОБЖ «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Г. Гейне Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное.

Перспективное планирование ребенок и окружающий мир: природное окружение, явления общественной жизни Месяц Тема, цели занятия 1 -й недели Тема, цели занятия 2-й недели Тема, цели занятия 3-й недели Тема, цели занятия 4-й недели 1 2 3 4 5.

Правила дорожного движения — важная тема на протяжении всей жизни человека!Правила дорожного движения — важная тема на протяжении всей жизни человека! Правила дорожного движения -неотъемлемая часть нашей жизни. До прихода детей в детский сад,родители показывают малышам светофоры на перекрёстках.

Сказка «Глупый мишка» по теме «Осенние изменения в природе» Глупый мишка В некотором царстве, в некотором государстве жил-был в одном лесу медвежонок со своими родителями. Все лето медвежонок играл.

Творческий проект «Сезонные изменения в природе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 муниципального образования Усть – Лабинский район Творческий.

Источник

В гости к осени

Урок 6: В гости к осени

slide11

Перейти

slide15

Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com

slmob1

Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам

slmob2

Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com

План урока:

В гости к осени

Каждое время года по-своему красиво и уникально:

  • Зима радует человека снежным покровом, атмосферой новогодних праздников и катанием на санках;
  • Весна – пением птиц, комфортной температурой и цветением деревьев;
  • Лето – ягодами, фруктами и тёплым морем.

1uihjk
Разнообразие времен года источник

Однако одним из самых необычных периодов является осень – одно из четырёх времён года, а также переходный сезон между летом и зимой. В это время:

  • Опадают разноцветные листья;
  • Птицы летят на юг;
  • Животные готовятся к спячке;
  • Температура воздуха постепенно понижается.

2jghj
Картина «времена года – осень» Джузеппе Арчимбольдо источник

Время года осень

Осень – красивое время года, особенность которого заключается в ярких красках окружающего мира. Осенью мир живой и неживой природы преображается.

Так, например, один раз в год люди наблюдают удивительное явление – листопад. Листья теряют зелёный цвет, приобретая различные яркие оттенки. Этот процесс происходит из-за того, что питательные вещества исчерпываются и образуются пигменты желтого, красного и оранжевого цветов.

Читайте также:  Вечные темы природы и любви

3jhjk
источник

Какие есть осенние месяцы

Осень складывается из трёх «этапов», каждый из которых имеет свои отличительные особенности:

  • Сентябрь;
  • Октябрь;
  • Ноябрь.

4mjhk
источник

Месяц сентябрь

5mgjk
источник

Сентябрь – первый осенний месяц. В это время:

  • Проливаются первые дожди;
  • Небо все чаще бывает пасмурным;
  • Трава и листья на деревьях меняют свой цвет с привычного ярко-зелёного на золотистый;
  • Поспевают ягоды (ежевика, брусника), а также яблоки.

Однако холода, характерные для поздней осени, ещё не наступают. Земля сохраняет летнее тепло и сухость, по-прежнему светит солнце и летают птицы.

Также для сентября характерно «бабье лето». Это – период, когда летние жара и сухость затягиваются. Средняя продолжительность «бабьего лета» – две недели. Иногда этот срок составляет тридцать дней, а порой – полтора месяца, в зависимости от местоположения территории.

6nhjf
источник

Месяц октябрь

Это – самый яркий осенний месяц. Именно в октябре:

  • Желтеют и опадают листья;
  • Животные и люди готовят запасы к зиме;
  • Небо становится ярко-голубого цвета;
  • Птицы поднимаются в стаи и летят на юг;
  • Лягушки копают норки в земле.

Для октября в средней полосе России характерно такое явление как «Золотая осень». В эту пору природа пестрит яркими красками: листья на деревьях и земле становятся позолоченными, контрастируя с ярко-голубым небом.

7hhjg
Пейзаж И. Левитана «Золотая осень» источник

Месяц ноябрь

Погода поздней осенью не отличается яркостью. В этом месяце Земля идёт на «покой»:

  • Опавшие листья становятся темно-коричневого цвета;
  • Все чаще идут дожди и грады;
  • Появляются туманы, которые иногда остаются до вечера;
  • Животные меняют летнюю шубку на зимнюю;
  • Лужи покрывает тонкий слой льда;

В некоторых регионах в конце ноября выпадает снег. Вся живая и неживая природа готовится к наступающей холодной зиме.

8khjui
источник

Названия осенних месяцев происходят от латинских слов:

  • Название «сентябрь» пошло от латинского слова «septembe», что означает «седьмой месяц в году»;
  • Октябрь – от «octo» (восьмой месяц в году);
  • Ноябрь – «november» (девятый месяц в году).

Названия осенних месяцев в языках народов

В старину и по сей день название каждого месяца имеет своё особенное значение:

  • Так, например, в Белоруссии сентябрь называется Верасень, так как в этом месяце цветёт вереск – вечнозеленый кустарник;
  • Октябрь – Кастрычник. Название этого месяца произошло от наименования лугового растения – кострицы. Из высушенных его корней раньше делали пряжу и вязали тёплую одежду;
  • Ноябрь – Листапад, так как в этом месяце заканчивается опадание листьев.

Погода осенью

Осень – самое яркое и прекрасное время года. В этот период температура воздуха меняется, вследствие чего происходят перемены в погоде в целом.

Поздней осенью природа меняется в неблагоприятную сторону. В заключительном этапе сезона на реках образуются льдины, которые движутся по течению. Это явление также бывает весной и называется ледоходом.

9njkg
источник

  • Меняется направление ветра;

Движущиеся потоки воздуха становятся сильнее и порывистее. Северо-западный ветер приносит осадки и холода, характерные для осени.

Осенью ненастья в погоде учащаются. Холодный порывистый ветер приносит неблагоприятные явления: усиливаются дожди, появляется иней (застывшая роса), выпадает снег.

10jhkjk
источник

Гололедом называется слой льда, который образуется на деревьях, земле, зданиях и проводах во время заморозок и после дождя.

11njhkhj
источник

Осенние изменения в живой и неживой природе

Осень – переходный период между жарким летом и холодной зимой. Именно в это время года все объекты живой и неживой природы готовятся к затяжным заморозкам.

Основные явления неживой природы осенью

Из-за отдаления земли от солнца температура воздуха осенью понижается. Небесное светило находится не высоко над горизонтом, а дни становятся заметно короче, чем летом. Ясных дней почти нет, облачно и пасмурно.

12yiklисточник

13kjlhjисточник

Несмотря на то, что снег ещё не выпадал, на земле, траве и крышах домов образуется небольшой ледяной покров, который называется инеем.

Также осенью выпадает дождь и снег, на землю спускается туман, оставляя после себя влагу – росу.

14nhghj
источник

Наблюдения за неживой природой осенью показывают, что изменения окружающей среды происходят не случайно: она словно создаёт благоприятные условия для живых организмов.

Так, осенние холода приходят на Землю постепенно, что помогает животным и растениям приспособиться к текущим условиям и подготовиться к будущим холодам.

Явления живой природы в осеннюю пору

Осенью мир живой природы преображается. Человек наблюдает чудесную картину: деревья и земля словно покрыты золотом, в небе кружат стаи перелетных птиц, а некоторые культуры дают свои плоды.

15mjhk
источник

Несмотря на то, что в ноябре наступает «затишье» (листья полностью опадают, учащаются дожди и туманы, а птицы улетают на юг), природа в этом месяце по-своему красива и уникальна.

  • Сезонная спячка животных

Животные и растения чувствуют наступление осенних холодов и заранее начинают готовиться к приближающейся зиме. Для этого медведи, ежи, барсуки, летучие мыши, белки, еноты и другие лесные жители впадают в спячку.

Осенью у этих животных замедляется обмен веществ, они усиленно питаются, тем самым откладывают «запасы» в виде жира. Этот процесс помогает им выжить зимой, так как на протяжении трёх месяцев в организм животных не поступают питательные вещества.

Также перед сезонной спячкой животные находят подходящее место с необходимыми для выживания условиями (комфортная температура, отсутствие света и безопасное местоположение). Обычно ими являются дупла, берлоги и норы.

16bhgj
источник

  • Изменение окраски шубки животных

Некоторые царства и классы живой природы (такие, как млекопитающие, деревья, кустарники) имеют свойство менять свой цвет в переходный сезон (осенью и весной). Так, например, окрас шубки зайца, песца и ласки меняется с серого на белый, а белки – с рыжего на серо-коричневый.

17bfgh
источник

  • Созревание ягод, овощей, зелени и фруктов

Помимо красочного пейзажа, природа радует человека и сезонными продуктами.

— Так, из овощей осенью созревают баклажан, кабачок, капуста, перец и морковь;

— Из фруктов – арбуз, виноград, груши, персики и яблоки;

— Из ягод – рябина, клюква, голубчика, брусника, боярышник и калина;

— Из зелени – шпинат, шалфей и другие.

18njgjk
источник

  • Изменение цвета листьев и их опадение

В сентябре деревья покрыты легкой позолотой, в октябре (в период «золотой осени») они принимают яркие оттенки. В ноябре же человек наблюдает слой темно-коричневых листьев на земле. Верхушки деревьев «оголяются», полностью избавляясь от летней «одежды».

19bjghj
источник

Связь между неживой и живой природой осенью заметна: температура и изменение климата «предупреждают» животных и растения о скором наступлении похолоданий. Они, в свою очередь, используют ресурсы неживой природы в качестве места для ночевки (берлоги, опавшие листья и норы).

20nhjk
источник

Перелетные птицы

21bghjg
источник

Особой приметой в неживой природе осенью является перемещение птиц из северных краев в южные. Некоторые из них приспособлены к выживанию в холодной среде:

  • Снегирь;
  • Синица;
  • Поползень;
  • Чиж;
  • Щегол.

Зимуют также распространённые в России виды птиц:

  • Голуби;
  • Воробьи;
  • Вороны;
  • Грачи;
  • Дятлы.

22hhj
источник

Каждую осень группы перелетных птиц собираются в стаи и летят на юг. Дело в том, что многие виды пернатых покрываются пухом, который защищает их от заморозок. Однако некоторые виды птиц не имеют этого покрова, поэтому не приспосабливаются к холодам. Такими видами птиц являются:

  • Зяблики;
  • Трясогузки;
  • Дрозды;
  • Пеночки;
  • Ласточки;
  • Чибисы;
  • Лесные коньки;
  • Жаворонки;
  • Славки черноголовые.

23nhg
источник

Фото перелетных птиц, летящих на юг

Иногда большие стаи зимующих перелетных птиц «рисуют» в небе различные фигуры. Такое явление называется мурмурацией.

24nghj
источник

Наблюдения за изменениями в живой природе и погоды осенью всегда интересны и полезны для вдохновения и познания окружающего мира. Пейзажи, характерные для этого сезона не оставляли равнодушными многих известных поэтов и писателей.

  • Так, Александр Сергеевич Пушкин, известный российский поэт, считал, что осень – лучшее время года. Он посвятил ей множество стихотворений (например, «Осень», «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора, очей очарованье. » и другие);
  • Описывая такое время года как осень, Иван Тургенев отмечал, что она похожа на «прочитанную. книгу». По мнению писателя, в ней таится грусть, воспоминания об ушедших временах и добрая тоска;
  • Иван Бунин также считал осень удивительным временем года. Этому сезону посвящены стихотворения «Осень», «Октябрьский рассвет», «Листопад» и другие.

25vhfg
Александр Сергеевич Пушкин в осеннем парке источник

Источник

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: — Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

Жёлтой краской кто-то

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.

— Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

— В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. (СЛАЙД 7)

— О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

Какой день был самым теплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. — Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

— Почему у хвойных деревьев нет листопада?

— Что происходит осенью с травянистыми растениями?

Читайте также:  Толстые тетради с природой

— Почему начинается листопад?

— Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. –Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

Что изменяется в жизни растений осенью?

У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

Какого цвета листва сирени осенью?

У какого дерева листва желтеет первой?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. –Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. –. Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО с.13 задание №31. СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. СЛАЙД 17 (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб).

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. –Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад. (И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

У. –Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. –Какой вопрос подготовила Катя?

Катя — Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

У. –Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. –Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. –Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. –Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20 .

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. –Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

У. –. Какие растения ещё цветут осенью?

У. –.Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. –. Завершите работу с маршрутными листами.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21 — 49 (презентация «Осенние превращения»)

9. Итог урока. Рефлексия.

У. –Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными. СЛАЙД 50

— Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

— Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10.Домашнее задание. СЛАЙД 53

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа. Вопросы:

Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?

У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?

Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы. Вопросы:

4 группа. Вопросы:

Составить кроссворд «Осенняя клумба»

На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».

Говоря об общей структуре урока, поясню, что данный урок является вторым по теме «Осенние изменения в природе и в жизни человека». Это урок ознакомления с новым материалом. На позапрошлом уроке была экскурсия в парк, на прошлом уроке ученики знакомились с изменениями в неживой природе, а на последующем будет идти речь о подготовке к зимовке разных групп животных.

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

В уроке я выделила следующие этапы: оргмомент, актуализация темы урока, минутка календаря, планирование работы на уроке, изучение нового материала, которое перемежалось с двумя физминутками, закрепление, рефлексия, разбор домашнего задания. Старалась не затягивать этапы урока, отведя большее количество времени на изучение нового материала.

Реализуя цели урока, стремилась к выполнению требований программы. В систему заданий в учебнике и рабочих тетрадях этого года обучения включены систематические фенологические наблюдения. Ведётся дневник этих наблюдений в рабочей тетради. Ученики заранее предупреждены о предстоящем в конце четверти анализе результатов наблюдений: установление закономерностей в изменениях погоды (понижение температуры, появление инея на почве, заморозки, частота осадков и их качественное изменение). В конце учебного года будут обобщаться наблюдения за весь год.

На уроке использовала задания проблемного характера: вопросы, имеющие несколько вариантов ответов (Что удивило вас в природе за неделю? Почему у хвойных деревьев нет листопада? Порядок расположения вопросов при исследовании)

При работе с народными приметами развивала умение выявлять закономерности и взаимосвязи в живой и неживой природе.

При ответе на вопрос «Почему изменяется окраска листьев осенью?» была создана проблемная ситуация. Разрешая её, ученики осознали, что им необходимы новые знания (или новые способы действия). Три вопроса урока являлись для учащихся проблемными. Поэтому выводы по наблюдениям, после обсуждения в классе фиксировались на доске. Таким образом, соблюдались основные принципы дидактики: принципы наглядности, сознательности и активности в работе учащихся

Способствуя развитию эмпирического и теоретического мышления и учитывая разные типы восприятия, использовала на уроке различные источники знаний: наблюдения, материал учебника, сообщения детей, слайды, фильм. Для поддержания внимания учащихся при опросе старалась давать слово ученикам из разных команд. С целью формирования познавательного интереса была организована работа в группах на уроке и было дано дифференцированное д/з. Для организации первичного закрепления материала использовала составление опорных схем и алгоритма.

Смена видов деятельности благотворно сказывается на поддержании и развитии познавательного интереса учащихся и способствует уменьшению их утомляемости. Поэтому дважды на уроке я провожу физминутки.

Готовясь к уроку, учитывала уровень подготовки как слабых, так и сильных учеников, старалась увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Ответы на простые вопросы спрашивала у слабых учащихся, чтобы они чувствовали себя активными участниками учебного процесса. Сильным предоставила возможность подтянуться «на цыпочках» к следующему уровню развития, создавая проблемные ситуации на пути освоения нового знания, в ходе подготовки сообщений к уроку. Ребята пробовали себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела; строгого судьи. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей: от деятельности пассивной – к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.

При работе в группах учащиеся учились взаимопониманию, взаимовыручке, уважительному отношению друг к другу, толерантности.

Продолжая развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер детей, обращала внимание на красоту осенней природы, на причины и следствия происходящих природных явлений.

Говоря о работе учащихся на уроке, отмечу, что дети с удовольствием готовят дополнительный материал к урокам и не только по моей просьбе. Возвращаясь из поездок и путешествий, приносят фотографии, сувениры. На разных этапах урока дети были активны. В ходе работы старалась обращать внимание на культуру речи учащихся.

По гигиеническим условиям урока отмечу необходимость жалюзи, экрана для презентаций, а не небольшой доски.

Источник