Что общего между законами природы и законами общества

Природа и общество

Под природой мы понимаем весь естественный мир в бесконечном многообразии его свойств и качеств. Есть более узкое понятие – геогарфическая среда. Это та часть природы, которая составляет среду непосредственного обитания и деятельности человека. Границы этой среды имеют тенденции к расширению и обретения большей свободы человека. Между природой и обществом существует единство и взаимосвязь. Единство выражается в

1) Том что общество есть продукт развития природы. Эдакое генетическое единство.

2) Что в природе и обществе действуют единые законы. Прежде всего законы диалектики

3) Единство природы и общества выражается в производственной трудовой деятельности человека. Поэтому Маркс неслучайно характеризовал труд как процесс взаимодействия и обмена веществ между человеком и природой.

законы общества имеют качественное различие с законами природы. Законы природы действуют стихийно. Законы общества реализуются посредством сознательной деятельности людей. Поэтому здесь важный методологический принцип. Законы функционирования общества не следует сводить к законам функционирования природы. Например такое направление как социал- дарвинизм стремится распространить дарвиновские законы на обществе. Например закон борьбы за существование. Всякие классовые войны есть ни что иной как продолжение закона борьбы за существование.

Между обществом и природой существует не только единство и но и противоречие. Это противоречие исторически выступает в нескольких стадиях. На первом этапе человек полностью зависим от природы. Отсюда в его поведении присутствуют две тенденции:

1) Жить в гармонии с природой, поскольку это обеспечивает существование.

2) Как можно быстрее освободиться от тотальной зависимости от природы. Получить большую свободы. Отсюда недаром обожествление природы. Такие формы как анимизм. Племя тигра.

Второй этап это длительный этап подчинения природы человеком. Принцип поведения человека очень хорошо выразил Мичурин – селекционер. Нельзя ждать милостей от природы. Взять её – вот наша задача. Отсюда на этом этапе доминирует преобразовательная деятельность. Заставить природу служить, покорять природу. Обращать в спять реки.

Третий этап. Человек начал убеждаться, что в своём стремлении покорять природу, освобождаться от природы он зашёл слишком далеко и в результате этого возникли проблемы получившие название экологических проблем – в основе лежит нанесение ран природе. Поставлено на карту существование живого.

Потребительское отношение к природе исторически тоже распадается на два этапа. На два этапа господствует присвоение. На первом этапе собирательством занимается. Бананы собирает, рыбу ловит. А вот на втором этапе главным становится не присвоение готовых продуктов, а присвоение таких продуктов, которые нуждаются в переработке. В первую очередь это относится к невозобновимым ресурсам. Нефть, Газ – невозобновимые ресурсы. Главным для человека стала переработка.

Влияние природы на общество

Природные условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для определённых видов человеческой деятельности. Это определяет характер трудовой деятельности. Природные условия определяют цикл человеческой жизнедеятельности. Смена времени года, смена времени суток влияют на характер человеческой жизнедеятельности. Установлено. Что если дневное 100%, то вечерняя смена – 70%. 30% — ночью. Природные условия могут существенно влиять на плоды человеческой деятельности. Землетрясения, наводнения, засухи и другие природные катаклизмы. Ну и наконец природные генетические факторы во многом влияют не только на жизнь отдельного человека, его геном, его благоприятную или неблагоприятную наследственность. На жизнь целых регионов. С другой стороны в настоящих условиях человек всё более распространяет силу своего влияния на природу. Это выражается в

1) Изучении природы.

2) Познание природных процессов происходит на всё большей глубине. Идёт познание сущности природных процессов

3) Растёт интенсификация природных ресурсов. Не только в смысле увеличения, использования, вовлечения в производство. Но и более глубокий уровень качественной переработки ресурсов.

4) Интенсивность предполагает переход производства к всё более безотходному производству. Грязь – это исходный продукт, лежащий в неподобающем месте.

5) Человек научился внедряться в природные процессы. Создавать новые сорта растений, выводить новые породы животных. И особых успехов достигла генная инженерия. Мы научились лечить генетические заболевания. В последнее время обострившееся противоречие между обществом и природой привело к тому что возникли экологические проблемы. Важнейшие из них 2:

1) Угроза исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты земля.

2) Загрязнение биосферы которое создало опасность возникновения экологической катастрофы.

В чём тут суть ситуации. Природа способна самоочищаться и самовосстанавливаться до некоторого порога.

В результате взаимодействия человека с природой создаётся ноосфера. Ноос – разум. Составные элементы её –

1) часть географической среды

3) создаваемые людьми производственные коммунальные общества.

Пока ноосфера в пределах Земли. Но уже есть тенденции к выходу в космос.

Планы семинаров по диалектике в книжечке.

Зураб Валерьевич Макатов.

Политическая жизнь общества.

Причинно-следственные связи. Отношение политики и власти. Одна из задач философии – разграничивать сложные термины и рассмотреть их взаимообусловленность. Имеет отношение к фундаментальным качествам. Аристотель – один из мастодонтов политической мысли. Неоднозначное мнение было об идеальности того строя. В средние или более поздние века – Локк, Гоббс, Мор. Естественно Монтескье. Продолжал теорию общественного договора.

Три ветви власти должны быть взаимообусловленными, но не взаимозависимыми. Никак не обошлось без классической немецкой философии. Кант, Гегель. Можем представить масштаб любых социальных классов. Кто-то стремится к богатству, наживе. Всю историю человечества было классовая дифференциация. Но как соблюдать баланс, как структурировать? Всегда это волновало человечество. Но если мы затронем непосредственно проблематику. Одна из главнейших проблем политики – проблема власти, проблема политиков. В первую очередь – соотношение таких явлений как власти и политика носит диалектический характер. С одной стороны власть выступает как средство осуществления политики, а с другой стороны является её первоосновой. Это противоречивое диалектическое равновесие является важной проблематикой. Установление отношений господства и подчинений. Как его соблюдать? При всём учёте индивидуальных стремлений, эгоистических целей. Главный вопрос – соотношения людей и власти.

1) Наличие субъекта и объекта власти.

2) Власть обладает всеобщностью. В том смысле, что присутствует во всех видах деятельности.

3) Где источник власти. Можно считать, что источником власти можно считать групповые, сословные и классовые различия между людьми.

4) Любая власть возможна только в случае добровольной готовности к повиновению.

Политика – это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинений, реализуемых при помощи государства. Сущность политики составляет политическая власть.

Социальная легитимность возможна только при следующих факторах:

1) Когда власть основана на традициях.

2) Является рационально правовой (установлена легально).

3) Носит харизматический характер. То есть харизматический лидер. Стоит заметить, что она не зависит ни от чина, ни от сословия, ни от социального статуса.

Качественные особенности политики.

2) Всеохватывающий характер

3) Способность воздействовать на любые стороны жизни общества.

Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию.

Соотношение политики и экономики. Достаточно полно этот вопрос освещён в трудах Маркса и Ленина. В свою очередь господствующая политическая экономика может стать предпосылкой новой политической реальностью. Но не стоит переоценивать роль экономики в политических отношениях. Как у Марксистов. Что государство – есть надстройка над экономическим фундаментом. Ведь политика иногда развивается другим путём, нежели экономика. К тому же много факторов. Экология, религия, духовная жизнь. Не всегда всё можно объяснить только с точки зрения экономики.

Духовная культура имеет самое большое влияние на политическую жизнь. Выделим пути воздействия духовной культуры на политическую жизнь

1) Социализация и формирование отдельных индивидов.

2) Создание и введение систем ценностей

3) Эталоны действий, поведений и поступков

4) Создание моделей, институтов и социальных систем

В рамках этой парадигмы вместе с этим нам важен аспект моральности. На протяжении всей истории человечества понятие морали всегда волновало как она воздействует на полит жизнь.

Первый вопрос – о роли насилия в истории. Оправдание нравственных границы где мы можем оправдать его. При изменении исторической парадигмы изменялось и понятие границ. Оправдание насилия всегда носило динамический характер. Такой вопрос Веббера и Эрика Фрома интересовал. Веббер противопоставлял этике убеждения этике ответственности.

Что такое этика убеждения? Политик, проповедывающий её не всегда разборчив в средствах реализации её в жизнь. Главная задача – убедить в своей правоте. Веббер противопоставлял этике убеждения этику ответственности. В первую очередь он задумывается о выборе инструментов для реализации.

У нас ни о какой этики ответственности и речи не может быть.

Государство в идеальной ситуации не должно существовать вообще.

Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из осознания его пользы и желания жить счастливо. Гоббс видел в государстве лицо страха. Гегель видел начало государство в насилии. Это говорит о том, что существует некий классовый подход в виде государства. В рамках современного подхода к проблеме – государство это основной институт политической системы общества, организующий, подавляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Читайте также:  Как рожать детей на природе

Государство отличается обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице политических партий, групп, движений, наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами, монополией на внешнеэкономическое принуждение, наличием территорией, суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведение внутренней и внешней политики, исключительным правом собрать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику

Какие функции выполняет государство

1) Защита существующего государственного строя

2) Поддержание в обществе стабильности и порядка

3) Предотвращение и устранение социально опасных конфликтов

4) Регулирование экономики

5) Проведение внутренней политики во всех её аспектах

6) Защита интересов государства на международной арене

7) Оборона страны

Совокупность средств методов осуществления государственной власти.

Для нас тоталитаризм и демократия особый интерес представляют.

Тоталитаризм – государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества.

Написали курсовые работы. И эти семинарские занятия посвятим защите курсовых работ. Будут если не по 10, то хотя бы по 5 минут защиты рефератов.

Источник



ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа

P

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Сначала дадим определение, что такое «природа»

Определение понятия «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Сходства и различия природы и общества

  • являются системами
  • являются динамическими системами

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

  1. ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
  2. ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
  3. Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис». Неправительственная организация.

Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

Источник

Единство и различие законов природы и общества

Общество и природа — единое целое, но это единство проти­воречивое. Как заметил В. Гёте, природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Чтобы существовать и развиваться, общество должно с начала возникнуть, природа же существует вечно. Поэтому перед учены­ми всегда стояла проблема возникновения именно человеческого общества, а не природы и общества. Эта проблема впервые была поставлена на научную основу во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию че­ловека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган (американский этнограф и историк) исследовал процесс станов­ления человеческого общества и человека как социального су­щества. И, наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная дея­тельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того вре­мени можно встретить две крайние точки зрения о соотноше­нии природы и общества: натуралистическую и идеалистичес­кую.

Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора В процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противополож­ность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.

Проблема получила свое научное разрешение только с пози­ций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специ­фическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человечес­кого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географичес­кой и геологической средой.

В связи с вышеизложенным можно так определить природу я общество: природа — это материя, не осознающая своего бы­тия; общество — это материальное образование, развивающее­ся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.

• Неразрывная и естественная связь общества и природы Обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключает­ся в следующем:

: они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может от­менить ни законы развития общества, ни законы природы;

изменение материальных условий влияет на проявление и Действие как общественных, так и природных законов. ‘ Существует и известное различие между законами обществa и законами природы. Так, природа бесконечна в простран­стве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (нап­ример, закон всемирного тяготения), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного об­щественного образования, формации. ‘ Законы природы проявляются в действии стихийных бес­сознательных сил: природа «не знает», что она творит. Истори­ческие же законы осуществляются через сознательную дея­тельность масс людей. Они не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.

Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения мате­рии. Законы низших форм движения материи хотя и могут ока­зывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов.

Человек в своем развитии подчиняется и законам механи­ки, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущ­ность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом.

Рассмотренная научная гипотеза соотношения природы и общества, их единства не единственная, она лишь более обосно­ванная. Есть и другие подходы: космическое расселение разу­ма — существование множества миров, подобных и не похожих на наш; многообразие форм живой материи, каким-то образом «распределившихся» в бесконечном космосе, и т.д. Все это ги­потезы и предположения, которые со временем могут стать объ­ектом пристального внимания новых научных направлений, школ, а затем превратиться в доказанные теории, более точно и объемно объясняющие окружающий нас мир и нас самих.

Принцип целостности человечества, его возможного посте­пенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаи­мосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо реко­мендации о сохранении глобальной стабильности лишены вся­кого смысла. Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным, термин «коэволюция» требует пояснений.

Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факто­ров, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних усло­вий существования человека вследствие антропогенных воз­действий также должно носить адаптационный характер целе­направленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее квазистатическое равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состоя­ние, где места человеку уже нет.

Читайте также:  Свет квантовая природа света двойственная природа света

Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной сис­темой, состояние равновесия которой зависит от многих пара­метров. И каждый из этих параметров может допускать крити­ческие, бифуркационные значения, переход через которые бу­дет означать начало необратимого процесса перестройки биос­феры. А это приведет к совершенно новому ее состоянию квази­равновесия, которое сегодня не известно, равно как и возмож­ность существования рода человеческого в условиях, ему соот­ветствующих.

Биосфера Земли, вероятно, не раз проходила через подоб­ные критические состояния. Подтверждение тому — катастро­фические смены флоры и фауны. И очень важно понять, что ка­тастрофические «перестройки» биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба, а незначительного изменения того или иного параметра биосфе­ры (температуры на 2-3 °С!). Все это и породило проблему коэво­люции природы и общества.

Содержание понятия «коэволюция» связано с теорией ноосферы, изучающей условия, при которых изменение характерис­тик биосферы происходит в направлении, содействующем упро­чению, расширению области гомеостазиса вида homo sapiens. По­добная интерпретация термина «коэволюция» может стать от­правной точкой в изучении проблемы целей общественной жиз­недеятельности, поскольку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.

Перечень и характер целей должны основываться на знании критических параметров биосферы, неучет которых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать, например, допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере. В результате выбросов углекислоты в атмосферу (вследствие прежде всего сжигания углеводородного топлива) увеличивается средняя температура (тепличный эффект), изменяется характер циркуляции атмосферы, и в частности зональный перенос влаги, Начинается таяние ледников и т.д. Связь этих явлений с их первопричиной — добычей и сжиганием углеродистого топлива — .достаточно опосредована. Кроме того, на энергетику биосферы, ее температурные показатели, влагообмен оказывают влияние ^процессы биотической природы, происходящие как на суше, так и в океане. Поэтому оценить допустимые границы развития

углеводородной энергетики можно лишь в результате комплексного Системного исследования динамики биосферы.

В качестве альтернативы развитию углевородородной энерге­тики обычно рассматривают ядерную энергетику, с успехами ко­торой связывают определенные надежды. К оценке воздействия ; ‘последней на окружающую среду надо также подходить с глобальных позиций, хотя при сегодняшних масштабах развития ядерной энергетики наибольший интерес представляют локальные рассмотрения (например, влияние выбросов теплой воды на Изменение экологических условий прилегающих водоемов). Нельзя также забывать и о том, что ядерная энергетика способна Оказывать непосредственное влияние и на человека. Увеличение • Производства радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.

Важно оценить вообще допустимые пределы производства ; Человеком энергии, которое не может быть бесконечно большим, ибо вся энергия, согласно второму закону термодинамики, в конечном счете рассеивается, в частности, идет на

Сегодня производство энергии относительно невелико — оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии, которая поступает на Землю. Однако же количество искусствен­но производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет. Если удастся использовать (а это удастся !) энергию термоядерного синтеза, то этот процесс пойдет значительно быстрее. Через нес­колько десятков лет он может привести к тому, что объем антропогенной энергии достигнет процента (или нескольких процен­тов) энергии солнечной радиации. А это будет означать повыше­ние средней температуры атмосферы (к середине следующего столетия на 2°—2,5° С), что может стать началом глубочайшей перестройки всей гидродинамики атмосферы, причем в направ­лении, которое пока трудно себе представить. Могут быть и дру­гие сценарии развития человечества, которые не ориентируются на безудержный рост потребительства и растранжирование того скромного потенциала, которым обладает Земля.

Человек еще долго будет расходовать земные ресурсы и перес­траивать биосферу. Но вся эта деятельность не должна нарушать условий коэволюции, не должна выводить биосферу на тот ре­жим необратимой эволюции, который может грозить человеку исчезновением его как вида. Думается, современное общество способно воспринять идеи сосуществования человека и биосферы и, как необходимое условие, — мирное сосуществование людей.

Современный период истории человечества и планеты в це­лом — это переход к тому новому состоянию биосферы, который В. И. Вернадский назвал ноосферой. Для него характерно резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение тех-носферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропоген-ных нагрузок не меняют методологических принципов, которые лежат в основе любой эволюционной теории. Поэтому по-пре­жнему должны вырабатываться определенные принципы отбора, с помощью которых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций. Но теперь речь идет об отборе вариантов разви­тия человечества, которые определяются действиями людей. Все рассмотренные вопросы требуют объединения усилий специалис­тов различного профиля, глубокого научного синтеза естествен­ных, технических и общественных наук.

Источник

Понятие закона. Законы природы, общества и познания. Соотношение понятий «закон» и «право».

Закон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями. Из определения закона как существенного отношения следует вывод о том, что все основные атрибуты сущности распрост­раняются и на закон. Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей. Связь, являющаяся законом, присуща не отдельным предметам, а всем пред­метам и явлениям определенного рода. Закономерное отношение вы­ступает как отношение определенного целого, которое характеризует его как всеобщее. Характерный признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно боль­шому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении. На­пример, закономерное отношение, которое существует между такими объективными свойствами газа, как давление, объем и температура, и которое в приближенной форме выражается в виде функциональной зависимости Бойля — Мариотта, будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственного положе­ния или времени. Характерным признаком закона, вытекающим из его определения как существенной связи, является и его необходимость.

Понятие "закон природы" тесно связано с понятием "условие". Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Так, для того чтобы с необходи­мостью реализовалась зависимость между напряжением, сопротивле­нием и силой тока в проводнике, выражаемая в законе Ома, требуется, во-первых, наличие проводника с текущим по нему током (что само по себе тривиально), во-вторых, наличие определенной физической обстановки, в которой этот проводник находится, в частности, наличие определенных давления и температуры. При t, близкой к абсолютному нулю, и при сверхвысоких давлениях эта зависимость реализовываться не будет. Это вовсе не значит, что закон Ома имеет необязательный, не необходимый характер. Пример показывает, что действие с необходи­мостью любого закона природы всегда зависит от условий его реализа­ции. Изменение соответствующих условий приводит или к смене законов, или к изменению формы их действия.

Знание закона может выступать основой целенаправленной прак­тической деятельности людей. Именно во взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений.

Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один ряд с признаками необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. Соот­носить понятия "необходимость", "всеобщность", "повторяемость" с понятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.

Но характеристика закона только через выявление его отношения к категории сущности недостаточна. Важным является вопрос о соот­ношении закона и явления. Как и сущность, закон нельзя мыслить как нечто существующее наряду с явлениями и независимо от них. Сами законы не имеют по отношению к явлениям никакой производитель­ной силы. Они не существуют наряду с явлениями и не возвышаются над явлениями в виде мистической или физической силы. Субстанци­ональную основу своего действия законы имеют в отношениях объек­тивной детерминации, существующей между явлениями. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами. Закономерный по­рядок обусловливания внутренне присущ объективному миру, материи.

Признание многообразия видов объективного обусловливания, ви­дов детерминации позволяет говорить и о многообразии видов законо­мерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемых наукой.

Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи. На первый взгляд такое подразделение законов может пока­заться достаточно тривиальным, но это не совсем так, ибо конкретная характеристика закономерностей, специфичных для той или иной.

Читайте также:  Могут ли оказывать вредное воздействие на организм волны другой природы

Чтобы существовать и развиваться, человек и общество должны сначала возникнуть, природа же существует вечно. Про­блема возникновения человеческого общества впервые научно была решена во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Мор­ган исследовал процесс становления человеческого обще­ства и человека как социального существа. И наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того периода можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Диалектико-материалистическая философия в принципе отвергает как натуралистичес­кие концепции, основанные на преувеличении роли ес­тественного отбора в происхождении человека, так и идеалистические, абсолютизирующие противополож­ность природы и общества. С ее позиций общество хотя и является специфическим материальным образовани­ем, однако представляет собой часть природы, которая со­ставляет необходимое условие жизни людей. История человеческого общества — это продолжение развития природы.

Природу и общество можно определить следующим об­разом: природа — это материя, не осознающая своего бы­тия; общество — это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть мате­риального мира есть результат взаимодействия людей. Не­разрывная, естественная связь общества с природой обус­ловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заклю­чается в том, что они действуют объективно и при нали­чии соответствующих условий проявляются с необходи­мостью; изменение условий изменяет действие как при­родных, так и общественных законов. Законы и природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов разви­тия общества.

Существует и известное различие между законами об­щественного развития и законами природы. Природа бес­конечна в пространстве и во времени. Среди законов при­роды есть и вечные (например, закон тяготения), и долго­временные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с об­разованием общества и прекратят свое действие с его ис­чезновением.

Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил: природа не знает, что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознатель­ную деятельность людей. Законы истории не могут функ­ционировать «сами по себе», без участия людей.

Законы развития общества отличаются от законов при­роды и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы об­щества, но не они определяют сущность общественных яв­лений: человек подчиняется и законам механики, и зако­нам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и человеческое природное существо. Сущность его развития — изменение не биологического вида, а его общественной природы, ко­торое может отставать, а может опережать ход истории.

Источник

Вопрос 32 : Специфика социального познания. Законы природы и законы общества

Общество– выделенное из природы системное образование, представляющее собой исторически меняющиеся формы жизнедеятельности людей, проявляющейся в развитии социальных институтов, общностей и индивидов.

Специфика социального познания:

1. объектом познания выступает сам человек (или люди).

2. объект социального познания полиструктурен.

3. объект социального познания мобилен (подвижен).

4. социальное познание зависит от системы ценностей.

5. предмет познания небезразличен объекту.

6. проблема закона (закон – это устойчивые необходимые повторяющиеся связи между явлениями); в социальной философии сложилось две точки зрения на законы социального развития:

1) в социальном познании нет повторения, нет законов, каждое событие уникальное; школа неокантианцев: Риккерт, Виндельбанд.

2) в истории действуют законы, но они имеют свою специфику; эти законы действуют как законы тенденции; марксистское направление.

Единство социальных законов с законами природы проявляется в следующем:

1. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития природы, ни законы развития общества.

2. изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов.

3. эти законы познаваемы.

4. законы природы и законы общества можно использовать.

Отличия социальных законов и законов природы:

1. среди законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения) и очень долговременные. Законы же общества не вечны; они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации.

2. законы природы действуют стихийно, а социальные законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей.

3. законы развития общества и законы природы различаются по своей сложности; социальные законы имеют более сложный характер, чем законы природы.

Подходы классификации социальных законов:

1. по времени длительности:

· всеобщие (охватывают все основные сферы жизни общества и функционирующие на протяжении всей истории – напр., закон соотношения общественного бытия и общественного сознания)

· специфические (присущи отдельным сферам социума в рамках определенной ступени его развития – напр., закон прибавочной стоимости).

2. по функции, которые они выполняют: законы структуры, функционирования, развития.

Программа – совокупность наиболее общих принципов познания.

В обществознании выделяют следующие:

1. натуралистическая(редукционистская). Общество рассматривается как особая сфера природной реальности, описывается лишь как живая популяция. В познании общества используются методы естественных наук. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (социобиологическая концепция; Уилсон, Докинс), спецификой географической и природно-климатической среды (географический детерминизм; Мечников, Монтескье), ритмами солнечной активности и космических излучений (биологическая школа; Гумилев, Чижевский) и т.д. В данной программе человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов.

2. идеократическая («идео» — идея, «кратос» — власть) – отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Данная программа не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм). Т.о. главный исторический фактор – субъективный; каждый исторический фактор или событие уникально, а главный метод познания – индивидуализирующий. Виндельбанд и т.д.

3. психологическая. Главный фактор общественного развития – психологический. В субъекте надо выделять как бессознательные, так и сознательные механизмы поведения, и поэтому понять историю можно, только поняв психологию. Фрейд, Адлер.

4. социологическая. В обществе выделяется субъект и действия субъекта; ставится вопрос о факторах, источнике и движущих силах социального развития. Так, в философии марксизма основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной. Действующими причинами общественного развития выступают «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Представители: Маркс, Вебер, Парсонс.

Подходы к трактовке общества:

1. общество как объективная реальность: общество существует вне и независимо от сознания людей, в обществе действуют объективные законы; эти законные определяют деятельность людей; в обществе присутствует и субъективный фактор, но он вторичен. Такой подход проявляется, например, в экономическом детерминизме, или экономократизме (Лафарг, Меринг, Шулятиков, Джонс): экономический фактор рассматривается как определяющий, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности.

2. общество как духовная реальность: сущность общества в духовных феноменах. Общественная жизнь, по существу своему, духовна, а не материальна. Такой подход выражен в идеократизме. Представители: Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер,

3. общество как объективно-субъективная реальность: признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы. В мире существуют обладающие сознанием, волей и интересами люди, которые, вступая в отношения и взаимодействия друг с другом, стремятся реализовать эти интересы. В процессе коллективного сосуществования не все зависит от желаний и действий человека – многое определяется независимыми от него необходимыми и устойчивыми нормами отношений между людьми. В этих нормах (правилах) зафиксированы не зависящие от желания и воли конкретного человека объективные закономерности, свойственные именно связям, взаимодействиям и отношениям между людьми.

Методы изучения общества:

1. индивидуализирующий: предмет познания – один человек; общества как такового нет, есть только отдельные люди; все в обществе зависит от сознания человека. Цель познания: раскрыть смысл, лежащий в деятельности отдельного человека.

2. универсалистский (генерирующий): общество не сводимо к отдельным людям, общество – нечто целое; главный вопрос – что предопределяет деятельность людей; человек рассматривается как отдельный элемент общества; основа развития общества – интерес общества, а не интерес отдельного человека.

3. корпоративный: выделяется не отдельный человек и не общество, а класс, т.е. подсистема.

Источник