Что есть природа права в философии



ФИЛОСО́ФИЯ ПРА́ВА

ФИЛОСО́ФИЯ ПРА́ВА, раз­дел фи­ло­со­фии и юрис­пру­ден­ции, ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся ис­сле­до­ва­ни­ем смыс­ла пра­ва, его по­ня­тия и на­зна­че­ния в жиз­ни че­ло­ве­ка, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, в судь­бах на­ро­дов и че­ло­ве­че­ст­ва. В са­мом крат­ком ви­де Ф. п. мо­жет быть ис­тол­ко­ва­на как уче­ние о при­ро­де и на­зна­че­нии пра­ва в его разл. фор­мах, об­ще­по­лез­ных свой­ст­вах, воз­мож­но­стях и про­яв­ле­ни­ях и од­но­вре­мен­но как мно­го­мер­ное ме­ри­ло его все­воз­мож­ных не­со­вер­шенств с по­зи­ции тре­бо­ва­ний за­кон­но­сти и спра­вед­ли­во­сти. Центр. ра­кур­сом фи­лос. рас­смот­ре­ния пра­ва все­гда бы­ло и ос­та­ёт­ся об­щее по­ни­ма­ние пра­ва, ко­то­рое тра­ди­ци­он­но пред­став­ля­ет­ся и не­ред­ко со­су­ще­ст­ву­ет в двух ва­ри­ан­тах. Са­мый рас­про­стра­нён­ный – ва­ри­ант, сво­дя­щий по­ни­ма­ние пра­ва к при­ка­зу – уза­ко­не­нию вер­хов­ной вла­сти (вла­сти в ли­це мо­нар­ха, пар­ла­мен­та, во­об­ще го­су­дар­ст­ва). Это вос­при­ятие име­ну­ют для крат­ко­сти ле­ги­ст­ским (от лат. lex – за­кон) ли­бо уз­ко­по­зи­ти­ви­ст­ским (для та­ко­го ис­тол­ко­ва­ния на­ли­че­ст­вую­щий дей­ст­вую­щий за­кон и пра­во во­об­ще – это од­но и то же). По­зи­ти­визм на­це­ли­ва­ет на ло­гич. и лин­гвис­тич. об­ра­бот­ку пра­ва, ко­то­рое да­но в на­шем эм­пи­рич. опы­те и по­сти­га­ет­ся рас­суд­ком без вся­ких ме­та­фи­зич. до­мы­слов и фан­та­зий и без учё­та со­ци­аль­ных ус­ло­вий или пре­об­ла­даю­щих мо­раль­ных пред­став­ле­ний. Нор­ма­тив­ная, обя­зы­ваю­щая си­ла пра­ва за­клю­че­на в при­ну­ж­де­нии. Выс­шей цен­но­стью и выс­шей це­лью в этой тра­ди­ции счи­та­ет­ся из­бав­ле­ние от хао­са и про­из­во­ла, осу­ще­ст­в­ляе­мое ра­ди ус­та­нов­ле­ния ми­ра, по­ряд­ка и безо­пас­но­сти. Че­ло­век всту­па­ет в пра­во­вое об­ще­ние и со­зда­ёт пра­во­по­ря­док в со­от­вет­ст­вии со сво­им пра­во­соз­на­ни­ем, т. е. с учё­том сво­их пред­став­ле­ний о спра­вед­ли­вом и не­спра­вед­ли­вом в пра­во­вой сфе­ре. От­сю­да сле­ду­ет, что важ­ный ис­точ­ник пра­во­вых тре­бо­ва­ний и пра­вил, по­ми­мо все­го про­че­го, ко­ре­нит­ся так­же в хо­ро­шо про­яс­нён­ном пра­во­соз­на­нии уча­ст­ни­ков пра­во­во­го об­ще­ния, а не толь­ко в во­ле су­ве­ре­на.

Источник

Природа и сущность права в концепциях его происхождения.

· 1. Естественно-правовая концепция – (Г. Гроций). Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права.

· 2. Теологическая – Ф.Аквинский, А.Аврелий, Илларион. Согласно этой К. право как и Г явл. Проявление божественной воли, божественного провидинья, поэтому каждый член об-ва должен соблюдать законы, в своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом.

· 3. Историческая школа права – Савиньи и Кухта. Представители говорили, что у каждого народа существует свое собственное право, обусловленное истор.традициями, обычаями, менталитетом и право возникает и развивается подобно языку., задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство.Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух».

· 4. Психологическая – Петражицкий. Само право переносится в сферу сознания чел. и рассматривается как сов-ть переживаний правомочий на ч-л и переживания обязанности совершить к-л действие императивно-атрибутивных эмоций.

· 5. Нормативистская (абстрактно-нормативная) – Эльзан «Чистая теория права». Право-это своеобразная сис-ма пирамиды, в основании кот. Находятся решения судебных и администр.органов, а на вершине абстрактная норма или норма абстрактного долженствования, т.к. опирается на мысли И.Канта и его категорический императив. Существование идеальной нормы, каждая нижестоящая юр.норма черпает свою юр.силу из вышестоящей.

· 6. Патриархальная – Аристотель. Здесь право отождествлялось с др. семьей, с др.соц.нормами, существование самих прав.норм было обусловлено необъодимостью обеспечения власти главы Г.

· 7. Социологическая –Дьюи Эрме Пауль. Разделялось категории права и закона. Во многих случаях представители этой К. отождествляли право с прав.отношениями, собственно правом называются только те бр.нормы, кот. Реализуются на практике. Право, прав.нормы, кот. Не испол. В действительности правом как таковым называться не могут.

· 8. Марксистская (экономическая) – Маркс, Энгельс, Ленин. Право явл. Возведенным в закон воля экономически и полит. господствующего класса.

Источники права: понятие, виды, роль в различных правовых системах.

Формы (источники) права– этоспособы выражения и закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основные формы права:

Нормативно-правовой акт – это юр. акт, принятый компетентными субъектами правотворчества.

Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества.

Правовой прецедент судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

Правовой обычай – санкционированное гос-ом исторически сложившееся правило поведения.

Следует отметить, что в юридической науке называются и другие формы права:

— доктрина или юридическая наука – различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;

— правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;

— правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

Основные виды источников права в различных правовых системах

романо-германская правовая семья — основной источник права представляет собой единую иерархически построенную систему источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

— англосаксонская правовая семья — основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

— семья религиозного права — основным источником права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

— в семье традиционного права доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

Источник

Философия права

Филосо́фия пра́ва ( или правова́я филосо́фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Содержание

Разделы философии права

Правовая онтология

Правовая онтология — учение о праве.

Правовая гносеология

В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания. Здесь складываются основания методологии современной юриспруденции, формируются подходы, методы, концепции, определяющие направления исследования правовой реальности.

Правовая аксиология

Правовая аксиология — это учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).

Читайте также:  Как клубника растет в природе

Правовая антропология

Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности.

Правовая логика

Учение о системе правовых понятий и правовом мышлении. При этом правовое мышление выступает как специфическая интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач, связанных с использованием правовых средств и правовых аргументов. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии.

Правовая герменевтика

Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности [1] .

См. также

Примечания

  1. Оборотов Ю. Н. — Теория государства и права. Прагматический курс. — Одесса: Юридическая литература, 2006. — 164 с.

Литература

  • Синха С. П. (Surya Prakash Sinha)Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / Пер.с англ.— М.: Издательский центр «Академия», 1996.— 304 с.
  • Четвернин В. А.Либертарно-юридическая концепция права
  • Нерсесянц В. С.Философия права
  • Нерсесянц В. С.Философия права: либертарно-юридическая концепция
  • Мамут Л. С.Социальное государство с точки зрения права
  • Jarkko TonttiRight and Prejudice — Prolegomena to a Hermeneutical Philosophy of Law. Ashgate 2004.
  • Кузнецов В. Г.Философия и учение о праве (недоступная ссылка)
  • Оборотов Ю. Н. Теория государства и права. Прагматический курс. — Одесса: Юридическая литература, 2006. — 164 с. / Московско-Петербургский философский клуб. – М.: Летний сад, 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
  • Бруно Л. Свобода и закон. – М.: ИРИСЭН, 2008. ISBN 5-91066-014-8 : Сб. статей/ Инcтитут философии РАН, Московско-Петербургский философский клуб; Отв. ред. А. А. Гусейнов. – М.: Летний сад, 2011. – 288 с. (PDF-версия)
  • Баренбойм П. Д.Библейское начало философии права (HTML-версия статьи в журнале “Законодательство и экономика”, № 2, 2012). (сб. статей под ред. А.А. Гусейнова и Е.Б. Рашковского, сост. П.Д. Баренбойм). – М., Лум, 2012.
  • Гегель Г.В.Ф.Философия права 1820.
Науки Космология  • Праксиология  • Ориентализм  • Психоанализ  • Математическая логика  • История философии
Учения, теории, понятия Акциденция  • Апейрон  • Диалектика  • Имманентность  • Космос  • Хаос  • Телеология  • Анархизм
    Право
Доктрина права Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права Eo-scale2.png
Основные отрасли права Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право
Комплексные отрасли права Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право
Подотрасли и институты права Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право
Юридические дисциплины Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право
Юриспруденция Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы
Категория · Портал · Проект

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Философия права» в других словарях:

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — наука о наиболее общих теоретико мировоззренч. проблемах правоведения и государ ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне. Ф. п.… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — ’ФИЛОСОФИЯ ПРАВА’ работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права,… … История Философии: Энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — наука о наиболее общих теоретико мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как… … Юридическая энциклопедия

Философия права — (англ. philosophy of law) часть философии, которая занимается объяснением смысла, закономерностей, сущности права. Различные концепции Ф.п. образуют главное содержание типов правопознания. Прямо или опосредованно эти философские концепции… … Энциклопедия права

Философия права — 1) Рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… … Русская Философия. Энциклопедия

Философия права — общетеоретическое учение о праве; научная и учебная дисциплина. Является, как и энциклопедия права, предтечей современной науки и учебной дисциплины теория государства и права . Первыми авторами, которые ввели термин философия права в научный… … Теория государства и права в схемах и определениях

Философия права — наука о наиболее общих теоретико мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие… … Большая советская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — наука о наиболее общих теоретико мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как… … Энциклопедический словарь экономики и права

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права, предназначенного для… … История Философии: Энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… … Русская философия: словарь

Источник

Философия права

Одной из основных задач философии права является поиск ответа на вопросы: каким образом универсальные законы бытия связаны с законами общества, в том числе с правовыми законами; посредством чего они оказывают регулятивное воздействие на социальное бытие людей.

Эти философско-правовые проблемы валены потому, что право не является специфической сферой социального бытия, отделенной от иных общественных сфер. Оно охватывает все пространство цивилизованного существования людей, которое становится пространством правовой реальности. Поэтому без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом.

Человеку постоянно приходилось и приходится наблюдать разнообразные факты возникновения и гибели природных и социальных форм, появление каких-либо явлений из небытия или их уход в небытие. Эти факты всегда волновали людей и рождали вопросы: что значит быть или не быть; что есть бытие или небытие; в чем их отличие друг от друга; что существует и что может существовать; какова сущность вещей и каковы условия их существования?

Читайте также:  Связи между живой и неживой природой 2 класс окружающий мир

В поисках ответа на эти и многие другие вопросы сложилось особое направление философских размышлений о бытии в целом — онтология (от греч. ontos — сущее, бытие и logos — учение) — учение о сущем. Ее главными понятиями являются кате- гории бытия и небытия, охватывающие космос, природу, социум, человека, культуру.

Что же представляет собой бытие с позиции онтологии?

Бытие представляет собой всеобщее свойство всех вещей, а понятие бытия фиксирует это их свойство как первичный, фундаментальный признак, не касаясь других частных, особенных качеств. Быть или пребывать в бытии означает для вещи, организма, субъекта, любой реалии: во-первых, просто существовать, пребывать отдельно от всего иного; во-вторых, существовать наряду со всеми иными; в-третьих, существовать во взаимодействии с иными реалиями; в-четвертых, существовать в единстве с универсумом, мировым целым. Стало быть, под бытием в широком смысле этого слова понимается предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все, что есть.

На первый взгляд может показаться, что онтологические вопросы права весьма далеки от тех, которые обычно решают юристы-практики и юристы-теоретики. Тем не менее, они содержат онтологический момент. За любым вопросом о том, что является правом в каждом конкретном случае, стоит фундаментальный вопрос: «Что есть право как таковое?» Данный вопрос имеет философский характер, о чем свидетельствует его «вечность» и «неразрешимость».

В этой связи вспомним хотя бы известные слова Иммануила Канта: «Юристы до сих пор ищут свое понятие права», или менее известные слова Гюстава Флобера из его «Лексикона прописных истин»: «Право. Неизвестно, что это такое». Право, таким образом, предстает перед нами как своеобразный неопознанный объект.

Сложнейший вопрос о природе права трансформируется в вопрос о том, что значит «быть» для права вообще, то есть где обитает право: во внешнем мире или исключительно в человеческом опыте? Другими словами: к какому типу реальности оно принадлежит? «Вопрос. правовой онтологии, — пишет немецкий философ права А. Кауфман, — должен гласить: каким способом право причастно к бытию. короче: что есть право в своей онтологической структуре, его сущности».

Вопрос о том, к какому типу реальности относится право, лишь на первый взгляд не содержит никакой проблемы, а ответ на него не представляет никакого труда, поскольку право за две с половиной тысячи лет своего существования должно быть досконально изучено. Однако известный философ и юрист Евгений Спекторский (1875-1951) подчеркивал: «Юристам кажется, что они знают, с какой реальностью они имеют дело, только до тех пор, пока их об этом не спросят. Если же их спросят, то им уже приходится или самим спрашивать и недоумевать, или же по необходимости решать один из труднейших вопросов теории познания».

Для того чтобы человеку ориентироваться в той или иной сфере, он должен исходить из ощущения реальности этой сферы. Это ощущение приходит как через теоретическое описание данной сферы, так и через практический опыт, оно помогает осмыслить, понять, что происходит с данным объектом и что надо делать.

Проблема установления типа реальности права наибольшую актуальность получила в философии права, в том числе и отечественной, начала XX века. Она была тесно связана с основным вопросом методологии науки того времени: что такое реальность вообще и как относится реальность, которая признается или создается наукой, к той реальности, которая называется эмпирической действительностью. Остроту этой проблеме придавало многообразие методологических подходов в философии права.

Например, видный российский юрист начала XX века, основатель психологической школы права Лев Петражицкий (1867-1931) считал, что право исходит от индивида, оно рождается в глубинах человеческой психики как интуитивное право, которое в отличие от позитивного не зависит от массы внешних факторов и определяется его внутренними убеждениями, индивидуальным восприятием человека своего положения. «Мы под правом, — писал Петражицкий, — в смысле особого класса реальных феноменов, будем разуметь те этические переживания, эмоции, которые имеют императивно-атрибутный характер».

По Петражицкому, первичный психологический пласт правовых явлений представлен интуитивным правом; ко второму, социологическому, относится позитивное право. Обе формы бытия права принадлежат к эмпирическому уровню, сводимы к опыту, постигаемому психологическими или социологическими средствами. Таким образом, Петражицкий исходил из существования двух типов реальности: физической реальности, то есть чувственно воспринимаемых предметов, и психической реальности, то есть внутренних переживаний, право у него сводилось к субъективным переживаниям прав и обязанностей отдельных людей.

Конечно, Л. Петражицкий верно заметил несводимость бытия права к чувственному бытию и производность его предметного бытия от иного типа реальности. Но с тем, что в качестве такой реальности рассматривается психологическая реальность, то есть один из видов эмпирической реальности, согласиться трудно.

Другой взгляд на природу права имел известный украинский правовед и социальный философ Богдан Кистяковский (1868-1920), который критиковал Л. Петражицкого за недооценку институционального бытия права.

Как отмечалось ранее, сам он выделял четыре основных подхода к праву, которые отвечали четырем основным концепциям права и по-разному трактовали реальность права:

  1. аналитический подход, характерный для догматической юриспруденции и соответствующей позитивистской концепции права как государственно-повелительного явления;
  2. социологический подход, соответствующий понятию права как форме социальных отношений;
  3. психологический подход, который отвечает психологическому понятию права;
  4. нормативный подход, который отвечает аксиологическому понятию права.

Впоследствии Кистяковский сделал акцент на социокультурной реальности права как бытия идей, представлений, ценностей, укорененных в культуре народа.

Современная философия права также неоднозначно решает проблему природы права. Причем важно отметить, что все существующие подходы к праву выступают лишь как моменты истины, поскольку распространяют на всю реальность лишь частные компоненты логической модели становления права.

Для того чтобы выйти из бесконечного многообразия определений природы права и одновременно не потерять присущего праву богатства своих проявлений, следует обратиться к категории правовой реальности как методологическому средству, адекватному поставленной задаче.

Вопрос о специфике правовой реальности и онтологической структуре права является основным вопросом правовой онтологии, поскольку является модификацией основного вопроса философии. По отношению к праву — это вопрос о том, почему существует право как некое бытие, отличное от других, и как оно возможно?

Концепция правовой реальности («картина мира права») должна задаваться образом права, представленным в существующем правосознании.

Она складывается из взаимодействия следующих моментов:

  • теорий различного уровня, в том числе и философского, а также правовой идеологии, включая ее воплощение в действующей конституции;
  • нормативных документов, принадлежащих к различным уровням правового регулирования;
  • обыденного опыта, имеющего дело с проявлениями право- вой жизни — правонарушениями, практикой соблюдения прав человека и соглашений и т. д., и позволяющего строить гипотезы, версии и ощущать, что представленное в них произошло и происходит на самом деле.

Что же следует понимать под правовой реальностью? Различают «широкий» и «узкий» смыслы этого понятия.

Читайте также:  Что является явлением природы листопад

В первом случае под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, наличных правоотношений, правовых концепций, явлений правового менталитета и т. п. Во втором случае (то есть в узком смысле) имеются в виду только базовые правовые реалии, по отношению к которым все остальные правовые феномены оказываются производными, и тогда под правовой реальностью в различных направлениях и научных школах принято понимать или правовые нормы (нормативизм), или правоотношения (социологическое направление), или правовые «эмоции» (психологическое направление).

Также к базисным феноменам относятся установленные государственной властью нормы права (позитивизм), объективные общественные отношения (объективизм), идея, или смысл права (субъективизм), идеальное взаимодействие субъектов, объективируемое в языке (интерсубъективность).

Хотя «широкий» и «узкий» смыслы понятия «правовая реальность» и различаются, их все же не следует абсолютно противопоставлять, поскольку общая картина правовой реальности будет зависеть от того, что принять в качестве базисного феномена.

Поэтому более перспективной, очевидно, является интегральная концепция правовой реальности, под которой понимается мир права, который конструируется из правовых феноменов, упорядоченных в зависимости от отношения к базисному феномену, или «первореальности» права.

Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир. Поэтому мы представляем его как реально существующий. Уже в этом обнаруживается отличие бытия права от бытия собственно социальных объектов.

Ибо мир права — это мир долженствования, а не существования. Таким образом, введение в контекст методологических и мировоззренческих проблем правоведения категории «правовая реальность» позволяет рассматривать право не просто в качестве надстроенного явления (общественного отношения, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться. Таким образом, смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении вопроса о бытии права, то есть его укорененности в человеческом существовании.

В то же время следует учитывать специфичность онтологии права, поскольку бытие права — это «бытие-долженствование».

Право — это сфера должного, то есть того, чего в привычном смысле нет, но реальность которого, тем не менее, значима для человека.

Что же выступает онтологическим основанием, права, или чему обязано право своим происхождением? Совершенно очевидно, что фундаментом права не может выступать природа и ее законы или космос в целом, хотя и сейчас встречаются попытки возродить характерные для античности представления о космических основаниях права.

Право — внеприродное явление, и никаких оснований права в природе обнаружить невозможно. Природа — это царство объектов, а право — это сфера субъекта. Можно ли считать в таком случае субстанциональной основой права общество? Хотя право и возникает только в обществе, связано с ним и даже обладает социальной сущностью, но сущность эта уже не собственно права, а его проявлений. Поэтому говорить о какой-либо субстанциональной основе права не имеет смысла.

Однако это не значит, что право не укоренено в бытии человека. Правовая реальность обнаруживается в таком аспекте бытия человека, которое содержит моменты долженствования, когда он соприкасается с бытием другого человека и это совместное существование грозит обернуться произволом. Поэтому не любое человеческое взаимодействие выступает основой права, а лишь то, которое содержит моменты долженствования, ограничивающего этот произвол.

Взаимодействие субъектов выступает основанием права не в субстанциональном, а в социально-идеальном, деонтологическом смысле. Деонтологический мир, то есть мир права и нравственности, возможен лишь в том случае, если соблюдаются, как минимум, следующие два условия: во-первых, признание свободы воли, то есть полной возможности каждого лица поступать так или иначе и в соответствии с этим исполнять или не исполнять свою нравственную или юридическую обязанность; причем для права это требование оказывается особо значимым; во-вторых, признание принципиальной возможности нормы должного, то есть критерия добра и зла, справедливости и несправедливости, предписывающего поступать так, а не иначе и в соответствии с этим оценивающего человеческие поступки как добрые или злые, справедливые или несправедливые.

Предпосылки человеческой свободы и нормы должного составляют логический минимум деонтологической реальности.

Связь между ними такова: если человек не свободен, то он не отвечает за свои поступки, а если он не отвечает за свои поступки, то ни о каких деонтологических нормах и речи быть не может. Человек как существо разумное и свободное — в то же время существо подзаконное. Но он подчиняется законам деонтологического, этического плана и эмпирически-онтологического, причинного плана. Это две реальности, в которых живет человек и с позиций которых рассматриваются его действия.

В рамках деонтологической реальности преступление — это нарушение свободной волей нормы должного, предписывающей людям воздерживаться от известных деяний, то есть на самого преступника надевается маска нравственной личности, обладающей свободой воли и связанной деонтологической нормой; под этой маской все и каждый поднимаются на одинаковую высоту — они признаются равно свободными. В этом особое величие права.

С позиций же онтологически эмпирической реальности, где все подчинено причинному детерминизму, преступник — раб биологической природы и обстоятельств, а потому здесь нет места для свободной воли. Способность видеть мир не только с позиций причин и следствий, потребностей и интересов, но и с позиций значимости феноменов этого мира для человека развивается философией права, тесно связанной с нравственной философией. При этом право имеет онтологическую природу, близкую природе моральной реальности. То общее, что присуще и праву, и морали, есть долженствование.

Главное в реальности права в целом и каждого из правовых феноменов заключается в особом способе проявления — в том, что оно действует на человека. Это особый вид действия, то есть действия не по внешней причине, а по внутреннему побуждению. Оно относится к сфере значимости, отличающейся от сферы эмпирически-социальных проявлений.

Здесь мы имеем дело с особой логикой — деонтологической, и, в соответствии с этим, и познавательные средства должны быть особые, отличающиеся от тех, которые применяются при познании эмпирического мира, поскольку сочетают в себе познавательные и оценочные моменты. В связи с этим судья должен решать дело, прежде всего, в категориях деонтологии — свободной воли, вменения, ответственности и т. д., а затем уже в категориях эмпирической онтологии — наследственности, социальной среды и т. п., не подменяя первого вторым.

Таким образом, на уровне сущности право есть идеальная реальность отношений между людьми. Она представляет особый род бытия — род идеального бытия, суть которого — долженствование (и эта сфера долженствования конституирует человека как человека). Смыслы права также находят выражение в ментальных установках, идеях и теориях, в знаково-символической форме норм и институтов, в человеческих действиях и отношениях, то есть в различных проявлениях правовой реальности.

Рассмотрение права в онтологическом аспекте предполагает анализ его структуры или, другими словами, ответ на вопрос: как устроен мир права, из каких конструкций он возведен, а точнее, как он должен быть устроен, чтобы соответствовать своему назначению — защите и охране человека. Этот вопрос и является предметом нашего дальнейшего анализа.

Источник