Деревья и растения древний рим



История растений: цветы в Древнем Риме

Цветы в Древнем Риме

государство Сан-Марино

В Древнем Риме почитание растений было связано с богиней весны, цветов и полевых плодов — Флорой. В ее честь ежегодно устраивали празднества, которые назывались флоралиями. Люди облачались в цветастые наряды, веселились и танцевали, а все вокруг буквально утопало в живых цветах.

Римляне стремились окружать себя живыми цветами и растениями не только в праздники. В период расцвета величайшей цивилизации повсеместное распространение получило садовое искусство. По сохранившимся письмам писателя и философа Плиния Старшего можно восстановить внешний облик сада на его собственной вилле: «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен».

Такой вот плющелистный ноябрь

Такой вот плющелистный ноябрь

«Деревья переселились в город», — так говорил о садах Древнего Рима поэт Марциан. Сады располагались даже на крышах домов, где имелись вазы для цветов, изящные статуи и небольшие водоемы. Кстати, в Древнем Риме появилась мода на зимние сады. Известно, что действовал особый закон, который запрещал возводить жилые постройки так, если бы они закрывали солнечный свет, что падал в окна соседних домов. В жилых комнатах устанавливались широкие подоконники для того, чтобы можно было иметь небольшой собственный садик. В богатых же домах была возможность обзавестись садом с колоннадой во дворе. Там выращивали фиалки, лилии, розы. Цветы, как правило, ввозились из Египта, Греции и Карфагена. Стены домов украшали различными фресками.

город Неми

город Неми

Кроме декоративных садов выращивались плодовые деревья и виноградники. Садовники были настоящими мастерами своего дела, прививая культуры. Знаменитого древнеримского поэта Вергилия это вдохновило на создание целой поэмы. Приведу четверостишье:

Плод ореха привить к земляничному дереву можно,
Бесплодный платан здоровую яблоню носит,
Бук — каштана плоды; на ясене диком белеет
Грушевый цвет; и свинья под вязами жёлуди давит.

Но все же декоративные сады преобладали, и поэт «золотого века» древнеримской литературы Гораций возмущался, что бесполезные розы вытеснили по-настоящему полезные и необходимые оливки и виноград. Но розы имели гораздо большее значение, чем просто украшение. Роза являлась символом богини любви и красоты — Венеры. Сказать, что в Риме существовал культ этого цветка — не сказать ничего. Влюбленные юноши одаривали цветами девушек, которые, в свою очередь, принимали ванны с розовой водой, сохраняя таким образом молодость кожи. А если в доме над столом висит розовая веточка — это знак того, что все сказанное здесь сохранится в тайне. Поэтому в обиход вошло выражение Sub rosa dictum — с латинского «сказано под розой», а значит, должно остаться в секрете. Даже суровые гладиаторские бои не обходились без роз: в честь победителя устраивали «звездопад» из лепестков. Римские воины наделяли хрупкий цветок огромной силой и мужеством, поэтому их щиты украшали изображения роз, а вместо шлемов на головах появлялись венки.

С прекрасными цветами связана и трагичная история. Юный римский император Марк Аврелий Антонин Гелиогабал из династии Северов во время пира приказал осыпать веселящихся людей лепестками роз. Но их оказалось так много, что пирующие просто задохнулись под благоухающими цветами. Эта история легла в основу сюжета для картин «Розы Гелиогабала» Лоуренса Альма-Тадемы и «Погребение в цветах» П.А. Сведомского. По другой легенде, жестокий правитель собрал своих врагов в зале и засыпал их лепестками цветка Венеры до смерти.

Еще одно примечательное растение с символическим значением — фиалка. Жители Древнего Рима считали фиалку целебным цветком, поэтому она была важным компонентом в составе вина. Основные религиозные праздники сопровождались букетами фиалок, а их выращиванием и культивированием занимались специальные люди.

Цветение мака римляне связывали с хорошим урожаем. Богиня плодородия Церера во время путешествий по свету не могла найти себе покоя и отдыха. Боги вырастили для Цереры маки, она увидела их, набрала себе букет и уснула. Проснувшись, богиня обнаружила целую поляну красных цветов.

Загадочная вербена служила оберегом для счастливого брака, а священнослужители вербеновыми веточками очищали алтари храмов бога Юпитера.

Источник

Сады Древнего Рима

Глава «Сады Древнего Рима». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, «Gardens Through the Ages», Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Италия, бывшая когда-то центром Римской империи,— одна из самых красивых стран мира. Это — земля виноградников, маслиновых рощ, вилл и садов. Климат страны — мягкий, зимой — дожди, весной и летом — обилие солнечного света.

Мужчины здесь разговорчивы и шумны, но отнюдь не глупы. Итальянки с темными волосами и лицами цвета слоновой кости снискали славу красивейших женщин мира. Именно с них писали своих мадонн великие художники эпохи Ренессанса.

С 800 по 600 г. до н. э. население Италии делилось на три этнические группы. На севере, между Тибром и По, жили этруски, народ азиатского происхождения, который покорил арийские племена Северной Италии. Этруски были большими мастерами фресковой живописи, гончарного дела, искусно выполняли работы по металлу.

К югу от Тибра и По находились поселения греков.

На промежуточных территориях жили различные романские народности, которые занимались сельским хозяйством. Они поклонялись Юпитеру и в его честь построили храм на горе Албан.

Романские народности и этруски занимались торговлей на Тибре, где в 753 г. до н. э. был основан Рим.

Этруски претерпели два бедствия, которые значительно ослабили их: уничтожение флота греками в битве при Сиракузах в 474 г. до н. э. и набег галлов на север. Галлы разграбили и Рим в 390 т. до н. э. К концу III в. до н. э. римляне завоевали этрусков и греков и завладели всей Италией.

Соперником Рима был Карфаген, город, основанный финикийскими купцами на северном побережье Африки. Обладая сильным флотом, Карфаген контролировал всю торговлю в Средиземном море. Рим и Карфаген трижды воевали между собой, в результате чего Карфаген был полностью разрушен, господство над Средиземноморьем перешло к Риму.

Историю Римской империи можно разделить на четыре периода. Первый — с 201 по 133 г. до н. э.— это рождение Рима, век экспансии. Затем был век Республики, который длился со 133 но 31 г. до н. э. Третий период — век Империи, он продолжался с 31 г. до н. э. по 211 г. н. э. А затем наступил период упадка и полного распада империи.

Римская республика по социальным признакам напоминала аристократическую республику Греции. Общество, как и там, делилось на плебеев (рабы, чернорабочие, ремесленники) и патрициев (богатые землевладельцы, купцы, священники и крупные чиновники). В руках последних находилась политическая власть.

В сельской местности независимые фермеры владели небольшими хозяйствами, каждое из которых можно было скорее назвать садом, чем фермой. Величина земельного надела составляла в среднем от одного до четырех акров. Фермеры выращивали пшеницу, полбу и ячмень на своей земле и пасли скот на общественном выгоне. Главными продуктами скотоводства были молоко и сыр. Очень любили здесь мясо кроликов, домашней птицы. Быки использовались для пахоты, а ослы — для перевозки тяжестей. Из овощей выращивались бобы, салат, чеснок и капуста. Из фруктов широко возделывались инжир, яблоки и груши. Некоторые фермеры выращивали в небольшом количестве виноград и маслины. Приезжая в Рим, фермеры посещали храмы своих богов, а затем меняли зерно, масло или вино на соль, хозяйственные инструменты и другие изделия из железа.

Растущей империи нужна была большая оккупационная армия. Рекруты для римских легионов в основном набирались из числа мелких фермеров. Их хозяйства приходили в упадок и поглощались крупными землевладениями, в которых попользовался труд рабов. Мелкие фермы уцелели только в горных районах

С возникновением сословия крупных землевладельцев появились и богатые виллы с парками и бассейнами.

Большим достижением римского сельского хозяйства нужно считать разведение бобовых, которое пришло на смену расточительной системе вспашки под пар. Фасоль, горох, вика, люпин и люцерна чередовались с небобовыми культурами — пшеницей, рожью, ячменем и овсом, что позволяло поддерживать плодородие почвы на определенном уровне. Римляне хорошо понимали и значение удобрений разного типа. Крупные фермы, которые римские колонисты создавали в завоеванных провинциях, служили образцом для варваров.

Э. Хаймс указывает, что настоящее искусство создания садов в Италии родилось с появлением парков при гимназиях, которые были созданы Цицероном, современником Юлия Цезаря. Такие парки были довольно большими, с бордюрами из травы, с галереями и статуями, с рощами платанов и кипарисов. Платан был привезен из Малой Азии и служил римлянам для защиты от солнца.

В 27 г. до н. э. полководец Октавиан принял имя Августа Цезаря. Время правления Августа называют золотым веком Рима. В эти годы жили и творили великие римские писатели Вергилий, Овидий и Гораций. Вдохновленный любовью к деревенской жизни и к природе, Вергилий создал «Георгики» — монографию, состоящую из четырех книг (37— 30 гг. до н. э.) и посвященную проблемам сельского хозяйства, лесоводства, пчеловодства, разведения животных. Вергилий считал, что физический труд необходим человеку, что этот труд привел человека на путь целомудрия.

В период правления Августа большое развитие получила торговля между Индией и Римом. Торговля шла и морским, и сухопутным путями. Индия экспортировала в Рим драгоценные камни, духи, парчу, а также перец, корицу и другие пряности. Применение ароматных приправ стимулировало развитие кулинарного искусства.

Читайте также:  Растения 450 млн лет назад

Шли годы, сменяли один другого римские императоры. Но ни один из них не проявил интереса к садоводству.

Некоторое представление о садах, существовавших в I в., мы можем получить из работ Плиния и Колумеллы. Плиний (23—79 гг.) был натуралистом и служил при императоре Веспасиане. Некоторое время он был правителем Испании. Энергичный и талантливый человек, он жил интенсивной духовной жизнью. Когда он ел, слуга читал ему. Куда бы он ни пошел, его сопровождал писец. Даже одеваясь после ванны, он диктовал что-либо для записи.

Результатом его жизни была «История естествознания» в 37 томах. Она обобщает наблюдения автора над природой, содержит данные о происхождении и использовании растений и животных, привлекает богатейшие материалы 146 римских и 327 греческих авторов. Книга также касается проблем географии, математики, физики и антропологии. Работоспособности Плиния очень благоприятствовала спокойная обстановка. Его вилла находилась в великолепном просторном саду. Плиний любил гулять босиком под перголами из винограда, в рощах, где росли инжир и шелковица.

На его ферме выращивались зерновые растения, виноград, были ульи и цветы, выпас для окота.

Люций-Юний-Модерат Колумелла (I в. до н. э.) — воин и писатель, владел огромными землями. Его монография «Дела деревенские» посвящена организации и техническим приемам ведения сельского хозяйства и состоит из 12 томов; 10-й том посвящен проблемам садоводства. Книга эта написана в стихах она как бы продолжает «Георгики» Вергилия. Огромную важность Колумелла придавал выращиванию винограда и маслин.

Мартиалис (III в.) написал книгу по сельскому хозяйству и уделил особое внимание разведению деревьев. Палладий Рутилиус Таурус (IV в.) написал 14 книг, из них одна — стихотворное пособие по прививке растений.

Римляне живо интересовались сельским хозяйством и садоводством, что нашло широкое отражение в их легендах.

Церера была богиней сельского хозяйства. Ее дочь Прозерпина — увенчанной цветами богиней растительности. Многие храмы в Италии были построены в честь Цереры и Прозерпины.

В часы досуга, повествует миф, Прозерпина посещала остров Сицилию, собирала цветы на зеленых склонах горы Этна и танцевала с нимфами на полях Эникса. Однажды на нее обратил внимание Плутон, бог подземного царства, который проезжал мимо в колеснице. Очарованный красотой Прозерпины, Плутон похитил ее и увез к себе.

Церера, узнав об исчезновении дочери, очень страдала. Она забросила свои дела и удалилась в темную пещеру. Страну охватил голод. Люди обратились к Юпитеру с мольбой о возвращении Прозерпины. Юпитер разрешил Прозерпине вернуться, но при одном условии: она не должна прикасаться к пище, пока находится в подземном царстве. Однажды узнав, что Прозерпина съела несколько зерен граната, Юпитер приказал за каждое съеденное зерно держать Прозерпину месяц в темном царстве Плутона. Таким образом, Прозерпина была приговорена проводить половину года в подземелье, а другую половину — на земле. Как только она появлялась, небеса озарялись солнцем, начинала расти трава и зацветали сады. И каждые полгода ее уход с земли служил сигналом к началу осени и следующей за ней зимы, когда растительность замирает и переходит в состояние покоя.

Согласно другой легенде Флора, которая вышла замуж за Зефира — бога южного ветра, была богиней цветов. Флоре поклонялись молодые девушки; они приносили фрукты и гирлянды цветов к ее алтарю. Празднества богини отмечались в мае, и молодые девушки украшали алтари Флоры колосьями, розами, гвоздиками и фиалками.

Вертум и Помона были покровителями декоративных и фруктовых садов. Вертум всегда изображался с ножами для обрезки, ножницами и другими садовыми инструментами, а Помона — с фруктами и цветами. Вертум женился на Помоне, и она разрешила ему помогать ей в выращивании фруктов. Изображения Вертума свидетельствуют о том, что римляне придавали большое значение использованию инструментов в садоводстве.

Сохранившиеся произведения живописи дают представление о вкусах и обычаях людей того времени. Римляне любили красивых женщин и сады, и это нашло отражение в картинах и рисунках. Фрески II в. до н. э., обнаруженные на стенах домов и дворцов в Риме, Геркулануме и Помпее, говорят о том, что художники уже тогда имели представление о перспективе.

Это подтверждают и более поздние произведения. Одно из них—великолепная картина «Женитьба Альдобрандини» (сейчас находится в музее Ватикана в Риме). Она изображает пышнотелую полунагую молодую женщину с чувственным ртом и недвусмысленным выражением лица, облокотившуюся о колонну. Это — невеста в момент приготовления к свадебной церемонии. Картина показывает, что идеал женщины у римлян отличался от греческого.

Некоторое представление о римских садах дает фресковая живопись периода I в до н. э. — 50 г. н. э., образцы которой сохранились в Помпее, погребенной под лавой Везувия в 79 г. н. э.

В этом городе существовали сады двух видов: первые создавались при внутренних двориках, где растения высаживались в горшки, вазы или на небольшие участки, расположенные вокруг бассейна; другой тип сада предполагал посадку растений в галереях, выходящих из дома в сад. В этом случае строение и сад как бы продолжали друг друга.
Следует отметить осевую планировку такого сада. Позднее этот способ был использован при создании садов в Италии и Франции.

В садах Помпеи итальянцы выращивали миндаль, персики, груши, яблоки, гранаты, айву и вишни. Здесь также росли кипарисы. Широко культивировались розы, лилии, фиалки, а также обычные полевые цветущие растения, которые встречались в ранних греческих садах. Выращивались розовато-лиловый флорентийский ирис, густо-пурпурная германика, желтый водяной ирис, нарциссы, крокусы, желтый нивяник, аконит, анемоны, ноготки, амарант, васильки, цикламены, гвоздика, наперстнянка, гладиолусы, жасмин, лаванда и донник. Аканит, барвинок и адиантум хорошо сочетались с карликовым платаном и кипарисом, при создании миниатюрных ландшафтов типа topia (сад с подстриженными деревьями).

Римская цивилизация была в зените славы с 27 г. до н. э. по 180 г. и. э. Это время можно назвать веком архитектуры. Именно римляне впервые попользовали в строительстве цемент и построили арки. По всей Италии выросли красивые города, снабженные водопроводом и дорогами. В городах создавались храмы, амфитеатры, колоннады и рынки. Дома знати роскошно украшались. Ковры для них привозились из Вавилона. Некоторые дома аристократов были оформлены великолепной фресковой живописью. Так, вилла императрицы Ливии в Прима Порта хранит настенную роспись, которая создает иллюзию прерывания в саду. Некоторые картины того времени носят эротический характер и свидетельствуют о том, что поиски чувственных развлечений были одним из основных занятий правящего класса.

Шелк, привозимый из Кития, аристократы использовали для своей одежды. Пряности, доставляемые из Индии, способствовали развитию кулинарного искусства римлян, известных гурманов. Это был век роскоши, чувственных наслаждений и. прекрасных садов, с прогулочными дорожками, огражденными искусно подстриженными живыми изгородями, с карликовыми деревьями и мраморными скульптурами.

Широкое развитие получила здесь бюстовая скульптура, которая пользовалась успехом у знати.

Бюстовая скульптура, осевое расположение растений, искусство фигурной стрижки садовых деревьев — таков основной вклад римлян в садоводство. Эти достижения широко использовались позднее при создании садов во Франции и Британской империи.

Источник

ЦВЕТЫ И КАМНИ ДРЕВНЕГО РИМА. ВЕСТАЛКИ

В нескольких шагах от руин храма Божественного Юлия высятся красивые остатки двух более древних и весьма важных храмов — храма Кастора и Поллукса (Диоскуров), возведенный в 5 веке до н.э. — от него уцелели три коринфских колонны, и круглого храма Весты (он на фото ближе).

В храме Весты хранились святыни Республики (а затем и Империи), в том числе архаическое изображение Афины Паллады, якобы вывезенное Энеем из погибшей Трои. Про то, что тут горел негасимый огонь, символизировавший благополучие государства и каждого в нём очага, напоминать не надо (до сих пор мы пользуемся словом «вестибюль» — оно от латинского vestibulum, то есть вход в дом, посвященный покровительству Весты).

Х рам Весты много раз горел и разрушался, его упорно восстанавливали и обновляли, пока император христианнейший Феодосий в конце 4 века нашей эры не приказал его закрыть.
То, что видят туристы сейчас — это результат частичной реконструкции.

В древности это могло выглядеть примерно так: (фото из сети ).

Форма толоса, наверное, могла восходить к исконно италийским постройкам типа хижин с отверстием для дыма в кровле. Их макеты представлены в Палатинском музее. Хотя, конечно, коринфские колонны — это шик, заимствованный у соседей-греков.

Священный огонь в храме Весты был как бы общим очагом всех граждан и вообще всех обитателей Республики и Империи. Раз в год он обновлялся, символизируя вечное возрождение богини. А так должен был гореть не переставая день и ночь.
За этим должны были следить весталки — шесть девственных жриц, выбиравшихся из дочерей знатных семейств (выбиравшихся по желанию, — так сказать, на конкурсной основе, а не приказным порядком сверху). Младшим избранницам могло быть от шести до десяти лет. Старщим, соответственно, примерно от 36 до 40. Служба имела свой срок: тридцать лет. После этого весталки были свободны распоряжаться собой и даже могли выйти замуж, если было желание (чаще всего не было, и вообще мужчины их побаивались).
У весталок были разнообразные культовые обязанности, из которых главная — поддерживать священный огонь в храме.

Внеурочное угасание огня считалось очень дурным знаком. Римляне были страшно суеверны и придавали огромное значение всяким знамениям. Весталку, виновную в небрежности, сек розгами верховный понтифик. Не насмерть, конечно. И даже не зверски. Так, отечески, для острастки.

На территорию храма и дома весталок был запрещен вход всем мужчинам, кроме великого понтифика. Он там бывал, разумеется, по служебным делам. Весталке, уличенной в связи с мужчиной, угрожала ужасная участь быть погребенной заживо. Казнить весталку было нельзя — она неприкосновенна, так что грешницу сажали в плотно закрытые носилки, оттаскивали за город и замуровывали в подземелье, оставляя ей кусок хлеба, кувшин воды и светильник. Живи, сколько сможешь.

Читайте также:  Как усваивается аммоний растениями

На эти темы существует немало трогательных опер. Чаще всего весталку от медленной смерти спасает воля богов («Весталка» Спонтини). В «Луции Сулле» юного Моцарта сюжет складывается совершенно неправдоподобным образом: спасаясь от домогательств диктатора, героиня, Юния, сама подаётся в весталки, хотя имеет любимого жениха. А в конце, когда диктатор понимает, что зашел слишком далеко, богиня освобождает девушку от вынужденного обета. Древние римляне сильно бы над этим посмеялись, но миланцам в 1772 году было в самый раз. Кстати, оперу «Огонь Весты» взялся было писать молодой Бетховен на либретто Эмануэля Шиканедера, и написал первую сцену (хорошая получилась музыка!), но потом с Шиканедером не поладил, упрекая того в вульгарности языка — дескать, герои римляне ,а разговаривают как венские торговки яблоками.

Я-то в весталочьи дела вникала не только по оперным надобностям, а еще и по другим — скажем, беллетристическим.

Источник

Сады древнего мира. Древний Рим

Природные условия сходны с греческими. Климат тоже средиземноморский. Рельеф горис­тый, весьма характерный для Апеннинского по­луострова. Там большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, хол­мы, равнины чередуются между собой. Леса пре­имущественно лиственные. Благоприятные по­чвенные и климатические условия с обилием воды способствовали развитию садоводства, в ча­стности выращиванию винограда, маслин и раз­ных плодовых деревьев.

Растительность весьма разнообразна и представлена следующими видами древесных пород. Здесь произрастают различные виды со­сен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, кашта­ны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, под­дающиеся фигурной стрижке, — самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах рос­ли цветы, соответствующие временам года. Садов­ники культивировали лилии, левкой, анемоны, ас­тры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздику, ирисы, туберозу, тюльпаны и другие.

Любимыми цветами римлян были фиалка и роза. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин. Роза использовалась в кулинарии, лечении и т. п. Разводили обширные сады из роз даже в ущерб хлебным полям.

Очень ценился плющ.

В Древнем Риме во II—I вв. до н. э. начали при­менять новый способ посадки деревьев пятерка­ми (римский квинкус), т. е. сдвинутыми рядами с подстриженными в один объем кронами дере­вьев и открытыми стволами. Данный прием обес­печивал видимость по диагонали между ствола­ми, создавая над ними полог из крон насаждений.

Для античного Рима характерен синтез ис­кусств, т. е. гармоничное сочетание архитекту­ры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.

Самым плодотворным периодом стал рубеж исков с I в. до н. э. по I в. н. э. — это время наивысшего расцвета градостроительства и садово-паркового искусства. Именно в этот период сфор­мировались следующие типы садов:

1. Священные рощи — сады, связанные с ре­лигиозным культом.

2. Городские общественные сады при теат­рах — площади типа прогулочной аллеи органи­зовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, укра­шались скульптурой. Аллеи или сады с источни­ками или бассейнами.

3.Сады при дворцах и виллах, назначение ко­торых было от хозяйственных до увеселитель­ных.

4.Частновладельческие городские сады — эти сады были незначительными и подчинялись планировочной структуре дома.

Много интересных сведений дают садово-пар­ковому искусству жилые дома. Планы их развивались на основе греческих жилых постро­ек эпох классической и эллинизма. По климатическим условиям наружные стены редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировыва­лись вокруг открытого дворика. У входа распо­лагался атриум, что-то вроде вестибюля с бас­сейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колон­надами. Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они на­поминали настоящие садики. Эти дворики получили названия перистили. Дома же такого типа стали называться в архитектурной науке атриумно-перистильными.

В некоторых домах назначение сада было ути­литарным. Он предназначался для выращивания овощных культур, но в этом случае все равно для цветов отводилась одна его часть. Каждый дом имел свой облик. Примечательно, что стены перистиля, окружающие сад, «расписывались, как садовые пейзажи». Благодаря такому приему со­здавалась иллюзия, что сад больше по размерам, чем на самом деле, к тому же стенная живопись являлась ценным материалом для ознакомления с античным садово-парковым искусством.

Очень часто в римских домах встречаются стенные фонтанчики, украшенные мозаикой. Та­кие сооружения напоминали ниши с мозаичным декором и архитектурным обрамлением. Офор­млялся небольшой скульптурой бассейн, куда из ниши вытекала вода.

В отличие от садов при жилых домах, при вил­лах они располагались не внутри дома, а на смеж­ной территории. Отличались императорской триумфальностью и роскошью.

Композиция римских объектов ландшафтного искусства была замкнутой. Однако существуют примеры раскры­тия вилл на море, которые строились на морском берегу по террасному принципу. Здание распо­лагалось фасадом к морю. Перед главным соору­жением устраивался цветочный партер с пласти­ческим декором.

Следует отметить, что было три типа вилл:

1) «рустика» — сельскохозяйственная вилла;

2) «урбана» — дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развле­чений;

3) «фруктуария» — вилла, где основой являл­ся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.

Виллы типа «урбана» располагались либо на берегу, либо в окрестностях Рима. Как и во всех виллах данного типа, они состоят из входного портика в небольшой дворик с фонтаном, глав­ного здания с плоским садом (ксистом), превра­щенным римлянами в декоративный партер с фон­танами, и садом-ипподромом.

В розарии виллы находились мраморные беседки, увитые вьющимися розами. «Из водных устройств были водоем, в котором плавали во вре­мя празднеств «корабли» — блюда с изысканны­ми угощениями». «За беседкой располагался па­вильон отдыха. Ипподром окружался сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад». Главным украше­нием были деревья, стриженные в виде жи­вотных. Дорожка являлась продольной компози­ционной осью сада. По сторонам ее находились полосы газона с отдельно растущими низкорос­лыми деревьями. Весной газон превращался в сплошное «фиалковое поле». Вдоль дорожки располагались полукруглые мраморные скамейки. Сад-ипподром имел размеры 170 х 70 м, был вытянут в плане, конфигурация его прямоуголь­ная с одним закругленным концом.

Например Вилла Лаурентина представляет собой вид приморской виллы, совмещая типы «урбана» и «рустики». Она состоит из трех дворцов, огра­ниченных зданиями: атриума, перистиля и сада-ипподрома, выдвинутого к берегу моря. Цветоч­ный партер — ксист — состоял из фиалок. Заканчивался сад-ипподром традиционным пар­ковым павильоном.

Характерная черта таких садов — замкнутость перспективы, т. е. отдыхая или гуляя в саду, по­сетитель мог любоваться пейзажами лишь не­большой территории, был огражден от дальних видов.

В композициях вилл римляне использовали греческие названия и формы, утратившие свое первоначальное значение.

Обобщая вышесказанное, можно выделить ос­новные характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима.

1. Появились новые планировочные элемен­ты, такие, как ксист и ипподром, где ксист — плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий четкое осевое построение. Он располагался перед зданием вил­лы и целиком подчинялся планировке и архитек­туре здания. Примечательно, что со зданием он составлял единое целое.

Ипподром, в отличие от ксиста, занимал боль­шую территорию (60 х 160 м; 70 х 200 м). Рель­еф, где он находился, — ровный. Представлял со­бой ипподром эллипс, один округлый конец которого срезан. Это важнейший элемент «боль­шого парка». Планировка его регулярная с чет­кой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, газона, цветов, скульпту­ры, с фонтаном, беседкой, т. е. всей палитрой ланд­шафтного искусства.

2. Впервые появляется «топиарное искусство».

3. Была разработана композиция, подчерки­вающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов.

4. Совершенствование древнегреческих при­емов и создание новых (использование скульп­туры, пергол в убранстве сада, аллей для пеше­ходов и для экипажей или прогулок на носилках).

5. Отсутствие композиционного единства в са­дах и парках.

Итальянские сады эпохи возрождения, роль климата, рельефа, воды и растительности в архитектурно-планировочном решении садов.

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение — это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение-это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно, прежде всего, планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф.Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Читайте также:  Биоинсектициды для растений что это

Вода.Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность.В аллеях росли ширококронные деревья-платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки — лавр, мирт, самшит, позже -сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах. Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные — сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся — виноград, розы, плющи использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием — боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью.

Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка.Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают "лесные" участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

-на террасированном склоне, в его различных частях — на вершине, в средней части или у подножия размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

-сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы — дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

-основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

-партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

-плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;

-типичный элемент так называемый "секретный сад" — изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

-каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Итальянские сады эпохи возрождения. Сад виллы Капрарола. Сад виллы д , Эстэ

Вилла Капрарола.

В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример "секретного сада"). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню-площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее на третий уровень — открытое пространство перед домом Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла д’Эсте.

Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д’Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада это две поперечные оси. Верхняя — Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой площадкой Торжествующий Рим.

Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

-сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные "лесными дорогами";

-имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм — скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

-композиционная целостность сада это одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой — развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

-преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

-богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

-учет цвета и световых эффектов;

-продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т.д.

Источник

Уникальные сосны Рима.

В Риме к достопримечательностям можно отнести не только уникальные шедевры архитектуры и искусства, древние и не очень строения, но и великолепные сосны, этакие огромные бонсаи, размещенные по всему Риму.

Между тем это не обычные сосны, к которым мы привыкли, это уникальное Средиземноморское растение, имеющее тысячелетнюю историю культивирования. Именно культивирования, так как первые записи о искусственном выращиванием этой сосны встречаются в записях, возраст которых более 2000 лет.

С древних времен сосны Пиния, именно так они называются, выращивали, ради древесины, смолы, масла и уникального ореха, ценность которого в наши дни выше кедрового. Среди римских легионеров орехи Пинии, а точнее семена, были лакомством, которое брали с собой в походы. В наши дни эти орехи используются в дорогих блюдах французской и итальянской кухни, в кондитерских изделиях и в уникальных мясных деликатесах. Сами растения нередко используются в наши дни для выращивания бонсай.

Местом происхождения Пинии считается Испания и Португалия, но благодаря своим уникальным качествам она быстро распространилась по всему Средиземноморью. Эти сосны могут вырастать высотой до 30 метров, а обычная их высота 20-25 метров. Вечнозеленая Пиния, в отличии от множества других видов сосен, имеет узнаваемую форму.

Высокий ствол с очень широкой кроной на вершине создают неповторимый вид, который очень удачно вписывается в уникальную архитектуру Рима. Хвоя Пинии длиной до 18 см., темно-зеленая. Семена Пинии созревают 3 года.

Если вы окажетесь в Риме, обратите внимание на уникальные реликтовые сосны, с характерными кронами, похожими на зонтик, распространенные почти по всему Риму, возраст некоторых из них до 500 лет. А еще в Риме есть административный район Пинья, который получил своё название от этого великолепного дерева.

Все достопримечательности Рима и Ватикана на одном сайте. Гостиницы в Риме удобно выбирать и бронировать тут. Авиабилеты в Рим или еще куда нибудь я ищу и покупаю тут. Платный, но очень подробный Видеогид по Риму. Если эта статья вам помогла или вдохновила, лайкайте, а еще лучше, подписывайтесь на канал, всем успехов.

Источник