Детям о природе ульяновской области



Познавательно-игровая программа «Семь чудес Ульяновской области» для детей старшего дошкольного возраста с презентацией

Подготовил: заместитель заведующего Маныгина Т. А.

Цель: формировать представления воспитанников о достопримечательностях родного края, закрепить знания о природе Ульяновской области, воспитывать любовь к родному краю и чувство духовного патриотизма, развивать познавательные интересы, активизировать речь.

1 – чудо — Скрипинские Кучуры, Теренгульский район

Этот памятник природы входит в состав лесного фонда Елшанского лесничества Тереньгульского лесхоза. Как памятник природы он образован 16 июня 1987 г. Научная ценность Скрипкинских Кучур уникальна, и заключается она в том, что это довольно хорошо сохранившийся участок древней (палеогеновой) поверхности Приволжской возвышенности с характерным растительным покровом. В Скрипинских Кучурах выходят на поверхность монолитные глыбы песчаника отложений палеогена, относящиеся к сызранскому ярусу. И, глядя на них, легко можно представить, как раньше, в незапамятные времена, выглядела эта местность.

Скрипкинские Кучуры! Многие, кто там бывал, видят в огромных каменистых глыбах не просто уникальные природные экспонаты, а, прежде всего, фигуры животных, которые, по древнему преданию, если их правильно попросить, могут даровать исцеление недужным и счастье несчастным.

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

2чудо-Николина гора, Сурский район

Возвышается она неподалёку от р. п. Сурское, на берегу реки Суры. Именно здесь ежегодно в майские дни проходят празднования в честь Святителя Николая Угодника. И это неспроста — с горой связана одна из красивейших легенд.

В былые времена Сурское было селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась тогда Белой. Промзино было сторожевым пунктом, и задачей его жителей было — защищать на данной пограничной линии свои земли от кочевников, кубанских татар. И именно тогда, в незапамятные времена, его жителям явилась икона Святого Николая Чудотворца, защитившего промзинцев от нападения. Те же самые кубанские татары, когда их потом спросили, почему они стоят у гарнизона, но не нападают, ответили, что «вокруг них царит непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии, стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой». «Верно, за вашу землю вступился сам Бог ваш, и грозит своим мечом», — сказали татары и ушли. После этого промзинцы с благоговением подняли найденную икону и в её честь возвели на горе часовню. А саму гору из Белой переименовали в Николину. Кстати, под той горой бьёт Никольский источник, известный своей удивительной целебной водой.

Игровое упражнение «Ручейки и озера»

Цель: развитие внимания, памяти. Сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.

(Дети стоят в кругу) .

По сигналу «Ручейки», дети встают друг за другом в колонну по одному (руки кладут на пояс впередистоящему) .

По сигналу «Озеро», дети, взявшись за руки, образуют круг – озеро.

По сигналу «Гора», образуют один большой круг, а затем медленно сходятся в центре.

По сигналу «Песчинки» — разбегаются по кабинету и кружатся.

По сигналу «Кочки» — приседают, наклоняя голову к коленям.

3 чудо — Дикий пион.

На территории Радищевского района произрастает удивительно красивое растение, занесенное в Красную книгу – пион тонколистный. Это одно из очень немногих мест, где сохранились дикорастущие поля пиона. Период цветения этого цветка обычно проходит в конце мая, но длится, к сожалению, недолго – одну-две недели. Когда распускается этот цветок, то холмы и балки покрываются удивительно алым цветом. В народе этот цвет называют лазорькой или «лазорев цвет», поэтому и холмы, покрытые цветущими пионами, называют «Лазоревы холмы».

Если учесть, что наш знаменитый писатель-земляк С. Т. Аксаков вполне мог видеть цветение этого дикого пиона, существует версия, что в своей сказке «Аленький цветочек» он описывал именно этот цветок.

Подвижная игра «Собери цветок» (2 команды – кто быстрее, у каждого полепестку)

4 чудо — Белое озеро, Николаевский район

Николаевское Белое озеро является уникальным памятником ледникового периода, и возраст этого чуда

— не менее 250 тысяч лет. Водоём славится своей кристально-чистой водой, целебным сосновым воздухом и уникальными, красивейшими пейзажами. Озеро и его окрестности по праву считаются одним из самых живописных уголков Ульяновской области. Кстати, своё название озеро получило не за чистую воду, а за то, что его дно, как это ни странно, покрывает чистейший белый песок.

Это основные, так сказать, общепризнанные чудеса нашего родного края. Но мы уверены, что любой из вас легко найдет ещё не одно чудо в том месте, где живёт. Ведь недаром говорят, что родина — на то и родина, что здесь нашему сердцу всё удивительно и мило.

В воду глядятся,

В век не сойдутся. (Берега)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. (Река)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды —

В нём всё отражается.

Как это зеркало называется? (Пруд, озеро)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

5 чудо — Музей-заповедник «Родина В. И. Ленина», Ульяновск

Этот объект имеет грандиозную историко-культурную ценность. Аналогов ему нет не только в Ульяновске, но и во всей России. Государственный историко-мемориальный Музей-заповедник, созданный в 1984 г., является градостроительно-ландшафтным комплексом, объединяющим в своих границах исторические, архитектурные и мемориальные памятники города, памятные места, связанные с видными историческими деятелями края. То есть, если говорить упрощённо, это не просто здание или пара дворов, это целая улица, которая сохранила в себе дух того времени. Ведь основная задача заповедника — воссоздать исторический облик российского провинциального города второй половины XIX — начала XX в.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по три иллюстрации с изображениями различных достопримечательностей города Новоульяновск и задаёт вопросы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.

В данной игре важно не то, кто быстрее это сделает, а то, чтобы дети не ошибались.

6 чудо — Чудо-кони, Кузоватовский район

В Ульяновске есть немалое поголовье лошадей-першеронов. Основа данной породы была заложена ещё в эпоху крестовых походов, когда буцефалы-силачи могли на огромные расстояния перевозить на своих спинах рыцарей, облачённых в железные латы. В Россию першероны были завезены в 19 веке, а в нашем краю они оказались во время Великой Отечественной войны, когда в 1942 году их эвакуировали к нам из Воронежа. В настоящее время Октябрьский конный завод, где разводят эту уникальную породу лошадей — единственный в России.

Читайте также:  Голая на природе ласкает

Подвижная игра «Лошадки и кучер» (русская народная игра)

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д.

На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» — кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке.На слова: «Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

1. Лошадки должны точно выполнять все команды.

2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Указания к проведению

Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе,можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

7 чудо — Храм Дмитрия Солунского, Базарный Сызган

Эта церковь расположена на возвышении в центральной части посёлка Базарный Сызган. Снаружи и изнутри она оштукатурена, интерьер декорирован профилированными карнизами, росписью на стенах. Основные габариты храма 3720 м.

Особенности планирования, конструктивные нюансы, а также специфика декоративного убранства храма, выполненного в русско-византийском стиле, позволяют отнести его сооружение к концу XIX — началу XX века. Церковь и по сей день используется по своему прямому назначению, и более того

— она включена в список выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ульяновской области.

Источник

НОД «Мой край Ульяновский» в подготовительной к школе группе .
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гинина Венера Мидихатовна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Мой край Ульяновский».

Задачи: Обобщить и расширить представления детей о местоположении, природе, выдающихся людях, достопримечательностях родного Ульяновского края.

Развивать связную речь, интерес к фольклору разных народов Поволжья.

Пробудить эмоциональный интерес к объектам родной природы, к выдающимся людям. Вызвать чувство гордости за свою малую Родину.

Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи, красоты родного края.

Развивать физические качества: ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений.

  1. Рассматривание коллекции открыток об Ульяновске.
  2. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о родной земле, о Родине.
  3. Разучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».
  4. Д/и «Что лишнее», «Собери картинку».
  5. Р/и «Хорошо-плохо» (благополучие города).
  6. Сюжетно-дидактическая игра «По улицам родного города».

1 . ИОС «Пришла СМС от команды из Африки».

— Ребята, а какое спортивное соревнование проходит в нашем городе?

К нам на телефон пришла СМС от сомалийской команды по хоккею с мячом из жаркой Африки. Сейчас мы с вами ее зачитаем.

«Здравствуйте, дорогие ульяновцы!

Наша команда принимает участие в чемпионате мира по хоккею с мячом. Из средств массовой информации мы узнали, какой удивительный край Ульяновский. Нам очень хотелось бы познакомиться с Вашим краем и детским садом.

С уважением капитан сомалийской команды Дик Абдулле Ахмед. »

Давайте попробуем выяснить и написать нашим будущим друзьям точный адрес нашего детского сада.

2.Работа с глобусом .

А для этого что нам понадобится?

  1. Сначала найдем Африку, ведь гости отправятся в путешествие с этого материка.
  2. Найдем материк, на котором находится наша страна?
  3. Как он называется?
  4. Если мы живем в Европе, то как нас можно назвать?

5. Как она называется наша страна?

6. Найдите Россию на карте.

3. Работа с географической картой РФ и картой Ульяновской области.

  1. А в нашей стране где находится наш город? Как мы с вами будем ориентироваться на карте?
  2. Если мы живем на берегу Волги, то как нас можно назвать?
  3. А как называются города, деревни, села, расположенные на берегу Волги?
  4. Найдите на карте наш город. Как называется наш город?
  5. А кто знает, как раньше назывался наш город? Кто его основал? (слайд 02)
  6. А в каком районе города мы живем?
  7. Почему он так называется? (Мы живем на берегу реки Свияги)

4. Р/у «Пишем ответ-по какому адресу находится наша родина».

Теперь мы с вами все выяснили, какой адрес нашей родины напишем?

Пишем адрес на листе бумаге, а потом его отправим по эл.почте.

— На какой реке находится наш край?

— Как называется наш город?

-В каком районе мы живем?

«Евразия, Россия, Поволжье, город Ульяновск, Засвияжье, детский сад «Жемчужинка»».

5. Беседа «Что такое Родина?»

1. А что называют Родиной?

2. Послушайте русскую пословицу: «Нет в мире краше родины нашей»

3.А кто еще знает пословицы о Родине?

«Чужбину хвали, а живи на Родине» — татарская пословица.

«В родную сторонушку и дорога широка» — мордовская пословица.

«На родной стороне и камушек знаком» — чувашская пословица.

4. Как понимаете пословицы?

Это пословицы людей разных национальностей, но Родина у всех одна – Россия, а малая Родина-Поволжский край (в нашем крае живут и русские, и чуваши, татары и мордва и люди других национальностей).

6. Игра- воображение «Куда поведем гостей, о чем расскажем и что покажем им?»

6.1 — Ребята, куда мы поведем гостей, о чем расскажем и что покажем им?

— А может быть нам самим погулять по этим местам нашего города?

— Куда же мы с вами отправимся, какое красивое место нашего города выберем?

— Одно из красивейших мест – это Венец (слайд 03)

— На набережной реки Волги находится Ленинский Мемориал.

— В честь кого было построено это здание?

— Пройдем дальше по Венцу (слайд 04)

— А представьте, что мы с вами находимся вместе с этими людьми на этой площади

— Что мы видим? (Волга)

«По Волге широкой в рассвете багряном

Идут теплоходы и спорят с волной.

С высокого берега смотрит Ульяновск

Приветливый, близкий, родной.»

— А теперь закройте глаза, что вы ощущаете (ветер)

Ветер дует со всех сторон и раньше называли наш город, городом семи ветров.

— Приведем сюда гостей?

6.2 Мы знаем, что в Африке красивая природа и у нас есть удивительные, заповедные места.

— А что это за места?

— парк «Винновская роща»

Давайте отправимся в Винновскую рощу (слайд 05)

Вот эта тропинка, которая ведет по роще, вот и гора (слайд 06)

с нее можно полюбоваться красотой родной природы, можно и поиграть.

Давайте поиграем в русскую народную игру (народов Поволжья) «Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут, в противоположную сторону.

Читайте также:  Природа родного края моя страница

-А чем замечательна и знаменита наша Винновская роща?

(Вековые дубы, растения Красной книги — первоцвет весенний (ключики-баранчики), горицвет весенний, хохлатка плотная, фиалка голубая)

-Отберите из картинок растения, растущие в роще.

-Какой памятник есть в Винновской роще? (Беседка Гончарова. Писатель И.А. Гончаров наш земляк) (слайд 07)

-В какое время года пришлось гулять нам по парку? (весна, весенние первоцветы)

— (Слайд 08) Узнали это заповедное место? Что это? Нет? Я вам скажу.

Это экологический парк «Черное озеро». А где оно находится?

А кто знает, какие редкие, исчезающие животные обитают там? (Серый журавль, скопа, выхухоль, утка кряква). Они тоже занесены в Красную книгу.

-Отобрать из картинок животных, живущих на Черном озере.

6.3 Наш край знаменит не только природой, но чем еще мы можем гордиться?

— А про какими знаменитыми предприятиями нашего города мы гордимся:

-Узнайте и отберите из моделей наши автомобили.

— Авиастар- самолеты Руслан (слайд 43, 44, 45)

6.4 Как бы мы не хвастались красивой природой, умными и сильными машинами, но главной ценностью остаются люди- наши знаменитые земляки.

— Каких знаменитых земляков вы знаете, и расскажите о них новым друзьям?

В.И Ленин –основатель Советского Союза.

И.А. Гончаров – знаменитый писатель.

А.А. Пластов – русский художник.

Н.М. Карамзин — первый русский историк.

Н.Н. Корункова- первая женщина сотрудница Симбирского уголовного розыска.

Имена наших знаменитых земляков увековечены в памятниках, названиях улиц.

7. Рассматривание репродукции картины Б. Склярука «Вечерняя улица Гончарова». (слайд 46)

— Посмотрите внимательно, какой город изобразил художник?

— Как вы это узнали?

— На картине какое время суток?

— Что можно сказать о погоде на картине? Откуда видно, что идет дождь?

— Кто из вас ходил по улице Гончарова?

— Кто был в кукольном театре? Найдите его на картине?

— Покажите, в какой стороне находится Волга?

— Как вам кажется, художник любит свой город? Почему, так думаете?

8. Коллективная работа «Бульвар Пластова».

Город на Волге тебя я люблю,

Здесь я родился и здесь я живу.

Славится город широкой рекой,

Винновской рощей, Свиягой родной,

И вездеходами, и самолетами.

Очень гордимся мы город тобой!

  1. Изготовление книжек- самоделок: «Улицы нашего города», «Памятные места Ульяновска».
  2. Оборудование периодических выставок репродукций картин художников Ульяновского края (А.А. Пластова, Д.И. Архангельского, Н.С. Сафронова).
  3. Взаимодействие с семьей: путешествие по городу «По маршруту выходного дня».

Оборудование (материалы и пособия):

  1. Глобус.
  2. Карта Российской Федерации.
  3. Слайды (Команда Сомали, Богдан Хитрово, Ленинский Мемориал, Венец, Винновская роща, Гончаровская беседка).
  4. Картинки растений (фиалка голубая, ландыш майский, горицвет весенний, хохлатка плотная, пион).
  5. Картинки животных (серый журавль, скопа, выхухоль, утка кряква, кенгуру, попугай-ара).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя».

Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.

Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня — это образов.

Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.

Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня — это образов.

Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным .

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства.

Конспект НОД «Маленькие экологи родного края» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Моя Родина».

Расширение представления о родном городе и влиянии природных факторов на здоровье людей.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «По страницам Красной книги Красноярского края» для детей подготовительной к школе группы.

Источник

Проект «Наш край Ульяновский» для детей подготовительной к школе группы

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель: обобщить и расширить представления о природе, выдающихся людях, о достопримечательностях родного Ульяновского края.

  • создать условия для погружения детей в отдельные фрагменты жизни города;
  • формировать представления детей об исторической, культурной и повседневной жизни города;
  • пополнять знания детей об исторических памятниках, учреждениях культуры, промышленных предприятий;
  • пополнить словарный запас детей;
  • развивать интерес к родному городу;
  • развивать мышление, память, монологически-связную речь, творческое воображение
  • воспитывать патриотическое отношение к своему городу и к своей стране в целом.

Методы и приемы:

  • экскурсия;
  • беседа;
  • демонстрация презентаций;
  • проблемная ситуация;
  • наглядные методы;
  • использование литературного слова;
  • использование разных видов игр.
  • групповая;
  • подгрупповая.
  • подготовительный: составление презентаций, настольно-печатных игр, составление плана экскурсий;
  • основной: экскурсии, непосредственная образовательная деятельность, игры, драматизация;
  • заключительный: обобщение полученных представлений в составлении детьми рассказов-презентаций о своем городе.
  • Ульяновск — культурная столица Поволжья. Цель: формирование представлений детей о культурной жизни города, учреждениях культуры, театрах, их жанровых направлениях.
  • Достопримечательности Ульяновска. Цель: формирование представлений детей о скульптурных и архитектурных достопримечательностях города.
  • Ульяновское производство. Цель: формирование представлений детей о промышленности города.
  • Заповедные места нашей области.
  • Изготовление игры-лото «Я знаю Ульяновск». Цель: активизация, уточнение представлений детей об объектах культуры, достопримечательностях, знаменитых людях, промышленности.
  • Дидактические игры: «Что лишнее», «Собери картинку», «По улицам нашего города»
  • Ульяновский театр кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтевой (просмотр спектакля).
  • Дом культуры Железнодорожников.
  • Городская библиотека №5.
  • Музей Симбирская чувашская школа.
  • Музей гражданской авиации.
  • Аллея славы Железнодорожного района.
  • Мини-музей Великой Отечественной войны в школе №31.
  • Ленинский мемориал.
  • Железнодорожное РОВД.
  • Парк «Винновская роща.

4. Разучивание стихотворений, загадок, поговорок, пословиц о родной земле, Родине.

5. Составление кроссворда «Что мы знаем о родном городе».

Культурная столица Поволжья

посредством выбора ребенком объекта творческой деятельности и средств изображения для создания выразительного образа. Рассказать детям, что прообраз цветка пион тонколистный растет в Радищевском районе области.

Знаменитые предприятия нашего города

Безопасный город Экскурсия в Железнодорожный отдел РОВД.

1. Изготовление книжек самоделок «Улицы нашего города», «Памятные места Ульяновска»

2. Вечер развлечений совместно с родителями викторина «Мой край Ульяновский».

Источник

Ульяновская область: заповедники, особо охраняемые природные территории

В Приволжском федеральном округе находится Ульяновская область. Заповедники, заказники и особо охраняемые территории – не редкость здесь. Ведь зеленое достояние этого края весьма велико. А все благодаря Волге, которая, разделив территорию области, подарила ей два различных по природным условиям района. Именно поэтому здесь способно сосуществовать большое количество растений и животных. Особо охраняемые природные территории в Ульяновской области находятся под контролем властей. И это неудивительно, ведь задача человечества — сохранить и преумножить природные богатства.

Ульяновская область: расположение, климат

Для начала рассмотрим более подробно, почему стало возможным такое разнообразие зеленых насаждений, чем обусловлено их бурное произрастание. Для этого необходимо пару слов сказать о географическом положении региона и его климате.

Читайте также:  Какие правила поведения на природе нужно соблюдать

Ульяновская область невелика по площади (37 с небольшим тысяч километров), она уступает всем регионам Поволжья (их всего восемь).

Волга разделила регион на две части: Правобережную и Левобережную. На первой преобладает возвышенность, называемая Приволжской, на второй же господствует равнина.

Что касается климата, то здесь он умеренно континентальный, с достаточно морозными зимами и жарким, часто засушливым летом.

Почвы Ульяновской области очень богатые, черноземные. Особенно это характерно для левого берега Волги. Здесь самая плодородная земля. Встречаются также и серые лесные почвы. Это объясняет то, что из 1700 видов представителей флоры 400 адвентивные, то есть привнесенные из других регионов. Растениям очень комфортно на этой земле. Достаточно разнообразный мир флоры имеет Ульяновская область. Заповедники здешних мест – это разнообразие представителей как трубчатых растений, так и деревьев.

Богат регион и полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, развиты стекольное, цементное, кремниевое производства.

Заказник «Сенгилеевские горы»

Разберем особо охраняемые природные территории Ульяновской области. «Сенгилеевские горы» – одна из таких. Она имеет статус национального парка. Часто это место на правом берегу Волги называют местной Швейцарией. Заказник, имеющий площадь 5 тысяч гектаров, очень красив. Здесь встречаются разнообразные ландшафты и геологические объекты: меловые шапки гор, склоны, покрытые яркой растительностью, живописные луга, окруженные кольцом гор, балки и, конечно, извилистые горные речки с чистейшей водой, петляющие в ущельях.

Самые распространенные деревья на территории – лиственные, преобладают береза и дуб, представители хвойных немногочисленны, чаще всего встречается сосна. Относятся леса к I группе охраны.

Сердце национального парка – большой водораздел, обеспечивающий район чистой питьевой водой, ведь здесь сосредоточено большое количество подземных вод.

Заказник "Шиловская лесостепь"

Территория Сенгилеевских гор содержит несколько заказников: охотничий, палеонтологический и «Шиловскую лесостепь». О последнем ландшафтном и поговорим.

Мы уже говорили о том, какой сложный рельеф имеет Ульяновская область. Заповедники также не похожи один на другой. «Шиловская лесостепь» — это сочетание возвышенностей и оврагов. На площади 2 с лишним гектара можно встретить и леса, и степи. Первых на территории больше.

Уникально это место еще и растениями, произрастающими здесь. 79 из общего количества – редкие, из них восемь занесены в Красную книгу. Два особо исключительные, эндемики (то есть растут только на этой территории).

В Шиловской лесостепи живут особо охраняемые насекомые (степная дыбка и армянский шмель) и птицы (орел-белохвост, могильник, беркут).

Заповедник "Приволжская лесостепь"

Совершенно другой заповедник «Приволжская лесостепь». Большая часть его находится в Пензенской области. Ульяновская область, заповедники которой — предмет нашей статьи, содержит лишь малую его часть.

Здесь уже нет оврагов и холмов, только широкие степи, раскинувшиеся на 8,3 гектара. Часть Ульяновской области – это охранная зона данного объекта, где ограничено землепользование.

Ундоровский минеральный источник

Почти в 50 километрах от Ульяновска находится уникальное место, где сосредоточены целебные источники – село Ундоры. Еще тюркские народы, давшие название территории, заметили чудодейственную силу здешних минеральных вод. Неспроста так назвали они поселение. «Десять лекарств» — вот перевод слова «ундоры» с тюркского.

Территория 7,5 гектара в 1997 году признана курортной зоной со всеми вытекающими отсюда охранными мероприятиями. На данный момент здесь функционирует 20 источников, являющихся месторождением лечебно-столовой воды. Относятся они к слабоминерализованным.

Ундоровские воды помогают при урологических и гинекологических заболеваниях, облегчают состояния при болезнях мочевыделительной системы, также способны уменьшить язву. Именно поэтому местные жители называют курорт вторыми Карловыми Варами.

"Реликтовые леса"

Есть в Ульяновской области и реликтовые чащи – такие, которые не были тронуты деятельностью человека. Находятся они вблизи села Мулловка Мелекесского района.

Памятник природы так и называется — «Реликтовые леса». Он входит в реестр особо охраняемых территорий. Возраст произрастающих тут деревьев достигает ста лет.

Территория поделена на два участка различной ярусности. На первом растут деревья максимальной высоты 22 метра, на втором – 23-метровые. Преимущественно это липы – их 90%, остальные 10% — береза, также можно встретить лещину и клены.

В охранных целях в лесах запрещены рубка, строительство и сельскохозяйственные работы.

Останец "Гранное ухо"

Величественно возвышается на правом берегу Волги останец «Гранное ухо». Эта изолированная возвышенность высотой более трехсот метров – особо охраняемый памятник природы. Видно его даже из областного центра Ульяновска. По преданию, на останце находилась смотровая площадка Степана Разина, ведь с него прекрасно проглядывается вся равнина.

«Ухо» на местном диалекте – выступ горы, а «грань» — межа, граница, отсюда и название. Останец имеет круглую форму, склоны его покрывает растительность, а на вершине совершенно пустая плоская площадка. Когда-то, 30 миллионов лет назад, здесь проходил водораздел, но он разрушился, оставив только одиночную возвышенность.

Останец – это кладезь диатомита – материала, из которого изготавливается цемент, поэтому в 60-70 годы прошлого столетия активно территория использовалась местным цементным заводом. Но в 1989 году место было признано памятником культуры, соответственно, любые работы на нем прекратились.

Заказник "Старокулаткинский"

Старокулаткинский заказник имеет федеральное значение. Эта территория в 20,2 тысячи гектаров нуждается в особой охране. Почвы здесь достаточно скудные, преобладают меловые породы. Ландшафт холмистый.

В свое время под пашни вырубались дубовые рощи, поэтому лесов здесь практически не осталось – только молодая поросль. Та растительность, которой посчастливилось выжить, вытоптана скотом.

Самая высокая точка – гора Золотая 340 метров высотой. Склоны ее бедны, потому что преобладают мел и гравий, которые не подразумевают богатой растительности.

С водоснабжением заказника также часто возникают проблемы: реки, протекающие здесь, слишком мелководны и пересыхают в зной. Более крупных водных объектов на территории нет.

Мир животных и птиц весьма беден. С одной стороны, это объясняется антропогенными факторами (заказник используется для ведения сельского хозяйства), с другой – отсутствие мест для гнездования (это в первую очередь касается птиц).

В последнее время национальные парки Ульяновской области взяты под особый контроль. В том числе в Старокулаткинском заказнике ведется масштабная работа по сохранению природного наследия.

Заказник "Сурский"

Еще один особо охраняемый природный объект – Сурский заказник. Эта внушительная территория в 22 гектара была отделена с целью сохранения особо редких видов животных. Год возникновения – 1982.

Расположен заказник на территории между реками Сура и Барыш. Практически вся территория его покрыта лесами, причем, что не особо характерно для Ульяновской области, хвойными. Чаще всего встречается сосна, реже – ель. Остальные земли принадлежат совхозам, садовым товариществам и др.

Здесь обитает большое количество животных и птиц, среди них немало особо охраняемых. Так, здесь замечены орел-могильник, большой подорлик, беркут, встречается и краснокнижная выхухоль. Захаживают в заказник и нехарактерные для Ульяновской области животные, например рукокрылые, выдра или серая цапля.

Заповедник "Орланов берег"

Для того чтобы сохранить исчезающие виды птиц, в том числе и орланов-белохвостов, активистами был открыт заповедник «Берег орланов».

Здесь на площади 84 гектара раскинулась холмистая местность, на которой ведется контроль численности редких птиц, животных и растений. Леса здесь преимущественно хвойные, сосновые или широколиственные.

Запреты самые строжайшие: нельзя рубить деревья, устраивать туристические лагеря, запрещено любое строительство и даже сбор цветов.

Источник