Диктант каждый любит природу по своему



Контрольный диктант 8 класс

Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона — всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов — всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке — всё это удар по запасам природных богатств, которые — увы! — не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево — это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

Грамматическое задание

1.Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника — все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

Источник

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звезды — это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. (156 слов.)

(По М. Гумилевской.)

Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством радости.

За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.

Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. «Время его,— подумал я,— навсегда проходит. В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей». (141 слово.)

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом — хорошие и меткие местные слова, в третьем — слова людей разных профессий, а четвертом — мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (139 слов.)

(По К. Паустовскому.)

По наблюдениям любителей природы, приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

Самая простая примета — дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

Читайте также:  Что наносит вред природе картинки для дошкольников

Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день. (133 слова.)

(По К. Паустовскому.)

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли ее матерью-землею.

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки — все это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушенные шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро! Еще до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошел мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (138 слов.)

ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАНА

К зрелости мысли Левитана все чаще останавливались на осени. Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень.

Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Она снимала со всей природы: с лесов, с лугов, с полей — густые цвета, смывая дождями зелень. Темные краски сменялись робким золотом, пурпуром. Изменялся и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали становились глубже.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почерневшие от сырости, маленькие речонки, кружащие в медленных водоворотах опавшую листву, одинокие золотые березы, еще не обитые ветром. Но во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. (139 слов.)

(По К. Паустовскому.)

В то утро впервые в жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в постели, подрагивая от холодка зари.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу и, перекрестившись, приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, подбираясь понемногу ближе. А пастух все играл, казалось, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл как бы в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса: «Вот это мастер! И откуда в нем столько духу!» (140 слов.)

1 Тексты итоговых контрольных диктантов учитель может взять из книг: Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка.— М., 1996; Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5—9 классы.— М., 2001.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник

Диктант каждый любит природу по своему

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за год (итоговые контрольные диктанты за 8 класс).

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ


«Грибной пик», кажется, достиг своего апогея. Тысячи любителей охоты едут в леса с лукошками, прочесывают не только близкие от железной дороги или шоссе рощи, но и забираются в самую глухомань, где в прошлые годы, бывало, никого не встретишь. Ведь сейчас, по утверждению шутников, число грибников на один гриб невиданно возросло, так что на удачу можно рассчитывать, лишь отшагав добрый десяток километров.

Читайте также:  Рассказать детям про явления природы

У каждого грибника, наверное, есть свои «тайные» участки леса. И как бывает иной раз досадно, когда доберется он до них и не узнает знакомого пейзажа. Не то обидно, что кто-то опередил (лес щедрый, всех урожаем одарит), а оставил после себя осколки бутылки, целлофановые пакеты, обломанные деревья, кострища.

Каждому, наверное, известно, сколько делается в нашей стране для охраны природы. Строятся сложнейшие и, кстати, дорогие очистные сооружения, высаживаются молодые леса на больших площадях, расселяются звери, в реки выпускаются миллионы мальков. Но все эти добрые дела не достигнут максимального эффекта, если каждый не осознает, что и он — хранитель лесов, рек, полей.

Задания к тексту:

1) Обведите вводные слова и конструкции.

2) Составьте на основе текста словарный диктант на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».

Русский язык / 8 класс / Итоговые контрольные диктанты

Преподавателю : Данный контрольный диктант проводится с учащимися 8 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися курса русского языка 8 класса.

Источник

диктанты по руссскому языку 8 класс

8 класс. 1 четверть.
Рябина.
Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина? В самых задушевных песнях воспета она.
В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляются они и как лекарственное средство.
Дополнительные задания.
Разберите слова по составу: гроздьями, навевает, удивительная.
Произведите синтаксический разбор предложения: «Созревая в октябре…».

8 класс. 2 четверть.
Берёза.
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщевая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых…
Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
( По Н.Жукову).
Дополнительные задания.
Сделайте фонетический разбор слова: дерево.
Выделите грамматические основы в предложениях всего текста.

8 класс. 3 четверть.
Верный друг.
Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один — для неё, другой — для Руслана.
Дополнительные задания.
Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.
Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»

8 класс. 4 четверть.
Иван Фёдоров – гордость мировой культуры.
Нет, недаром памятник этот стоит в Москве на одном из центральных проспектов. Памятник человеку, создавшему великое чудо – первую русскую печатную книгу. Мы чтим его подвижнический труд.
Книгопечатание – особо значимый рубеж в истории мировой культуры. Просвещение, наука, сокровища мысли с этим обретали особую силу, выходили на тот простор, который был немыслим, пока книга оставалась рукописной. Великие были заслуги тружеников — рукописцев, высочайшие образцы искусства книги оставили они нам в наследство.
Книгопечатание открыло иные горизонты, иные возможности, иные перспективы.
Уже четыре столетия назад имя Ивана Фёдорова было по праву прославлено как имя русского первопечатника. Целью своей жизни он считал « сеять семена духовные». Эти семена дали прекрасные всходы. Их плоды пожинаем и мы, благодарно помнящие зачинателя великого дела.
Дополнительные задания.
Произведите синтаксический разбор предложения « Их плоды…».
Разберите по составу слова: первопечатник, прекрасные, книгопечатание.

Читайте также:  Особенности природы вологодской области

Диктанты 8 класс:
Вариант 1.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет». Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке. Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов.) (По В. Пескову).

Вариант 2.
В. Суриков — автор известной картины «Переход Суворова через Альпы», рассказывающей о подвиге русских солдат.
. В течение двух лет работает художник, и многое уже сделано. Главное — обдумано расположение фигур на огромном холсте. Слева — Суворов. Он осадил коня прямо на краю пропасти. В центре — русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч. Но страстное желание правды, стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп. По узкой тропке пробираются художник и проводник-швейцарец. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе. Это спасает его, потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. Проводник мечется над обрывом, что-то крича, но Суриков уже приподнимается и, хватаясь за камни, добирается до площадки. Невольно художнику приходит мысль, что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова. (145 слов). (По О. Туберовской).

Вариант 3.
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками. Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе. Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд. Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова).

Словарные диктанты:
Вариант 1.
Бок о бок, лабиринт, агитировать, квитанция, перила, ралли, реферат, селекционер, чемпион, сияет, юбилей, ярмарка, спартакиада, алеет, дистанция, километр, трамплин, прототип, патриотизм, силуэт.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, обозначьте главные слова, подчеркните глагольные словосочетания;
подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на спортивную тему.

Вариант 2.
Коммуникативный, резюме, пиджак, флегматик, современник, литературовед, композитор, олимпиада, кутюрье, дебаты, керосин, корректор, подлинный, поколение, прообраз, территория, эпиграмма, эскадрилья, юннат, компаньон.
Задание:
определите лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними словосочетания или предложения;
выпишите слова, которые указывают на профессию.

Вариант 3.
Стеллаж, рекомендация, вельвет, пьедестал, деликатный, преследовать, коридор, импровизировать, галерея, орнамент, преданность, декорация, как будто, интерьер, композиция, салфетка, колорит, подлинный, калории, регулировать, плафон.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, определите вид подчинительной связи (согласование, примыкание, управление);
подчеркните слова, которые можно использовать в текстах для описания помещения.

Вариант 4.
Эксперимент, впечатление, беллетристика, эффективность, прототип, интеллект, эпилог, будущее, воплотить, симфония, консерватория, олицетворять, декларация, зодчество, библиография, достопримечательность, композиция, ремарки, реставрировать, аудитория, честолюбие, комфорт.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, отметьте главное слово, подчеркните глагольные словосочетания;
подчеркните слова, которые можно использовать на уроке литературы при анализе произведений.

Вариант 3.
Резервуар, миграция, реликвия, цивилизация, подражать, плакат, фильмотека, эквивалент, экспозиция, карантин, пессимист, пропагандист, периферия, транспарант, трибуна, шеренга, приоритет, программа, постамент, президиум.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, определите способ подчинительной связи;
подчеркните 5 — 6 слов, характерных для публицистического стиля.

Диктант 8 класс:
За стеклянной дверью с белыми кружевными занавесками виднелась комната консьержки и она сама, сидевшая в старом кресле лицом к двери. Она потянула за шнурок, задвижка щелкнула, дверь приоткрылась. «Мадам, месье?» – каркнула она, как ученая птица, и вопросительно посмотрела на нас. Я стал объяснять ей цель нашего визита, но она, не дослушав, кивнула головой и указала рукой на лестницу: «Второй этаж, налево. Но, кажется, профессора нет дома, он с утра ушел в библиотеку. Впрочем, поднимитесь. Я думаю, мадемуазель дома. По-моему, она еще никуда не выходила».… Проводив нас глазами до самой лестницы, эта почтенная дама закрыла дверь и затем неторопливо взялась за фаянсовый кофейник, чтобы подлить в толстую, объемистую чашку горячего кофе. Было заметно, что она чувствует себя опорой порядка и власти и живет в полное свое удовольствие.
(126 слов). (По В.Катаеву).
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста сказуемое: составное глагольное, составное именное.
2. Обозначьте в тексте: вводное слово, обособленное обстоятельство, сказуемое в безличном предложении, прямое дополнение, обособленное определение, сказуемое в определенно-личном предложении

Источник