Динамика системы природа человека

Динамика системы природа человека

Человечество, являясь биологическим видом, в то же время представляет собой сложную социально-политико-эко­номическую систему, которая называется цивилизацией, или человеческим обществом. Человек как организм живет и раз­вивается благодаря непрерывному обмену веществами, энер­гией, информацией со средой своего обитания. Для построе­ния своего тела и осуществления многообразных жизненных функций человек нуждается в непрерывном притоке различ­ных веществ и энергии путем питания и дыхания, в поддер­жании определенных температурных условий.

Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает от других животных и синте­зирующих органическое вещество за счет энергии Солнца растительных организмов. Потребляя вещества и энергию из природной среды, человек одновременно выделяет в нее другие вещества и преобразованную в его теле энергию. Не­прерывный процесс обмена между человеком и природой при­водит к изменению и развитию как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как био­логический вид, а как общество.

На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергией имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ (воды, воздуха, растительной и животной пищи). В процессе разви­тия между ним и остальной природой возник новый компо­нент — инструмент, или орудие добывания пищи и одежды. Дальнейшее историческое развитие человека привело к по­явлению еще одного компонента в качестве промежуточного звена между ним и остальной природой — производства, сна­чала производства пищи, а затем и производства других пред­метов, необходимых для все более усложняющейся жизни человека. Производство же привело к общественной органи­зации существования человека, к появлению человеческого общества.

Таким образом, в современной системе «человек — окру­жающая среда» существует созданная длительным истори­ческим развитием подсистема «человеческое общество — производство — природа». Актуальность изучения проблемы «человек — среда» связана с тем, что на современной стадии развития человечество переживает эпоху бурного демогра­фического роста, научно-технического и социально-эконо­мического развития. Человек стал мощным, социально орга­низованным фактором природы, эффективность воздействия которого на окружающую среду и на самого человека растет в геометрической прогрессии по мере социально-экономичес­кого развития. Из этого следует вывод, что связь между со­циально-экономическим развитием и нарушением окружаю­щей среды не прямая, а опосредованная влиянием социальных факторов.

Следует разграничивать два понятия: окружающая при­родная среда и окружающая среда. Природная среда — это лишь часть окружающей человека среды его обитания. Сис­тема «человек — окружающая среда» показана на рис. 8.

Источник



Система «природа человек»

Для понимания глобальных экологических проблем важна модель взаимодействий между человеческим обществом и окру­жающей живой природой, между биосферой и созданной человеком техносферой. Сначала возьмем «простой» контур взаимодействий «природа – человек»:

П Ч

Данная система, по существу, не отличается от пары «ресурс ­ — эксплуататор» или «хищник — жертва» Будучи системой с отрицательной обратной связью, она может функциони­ровать, как самоподдерживающаяся, авторегуляторная система. Но на самом деле в настоящее время эта система неравновесна и неустойчи­ва: сильная отрицательная обратная связь «П — !Ч» не уравновешива­ется слабой положительной прямой связью «П» + Ч». Человек (экс­плуататор) ведет себя так, как будто почти не испытывает ограничений и сопротивления со стороны природы (жертвы, ресурса). В основном потому, условно говоря, что объем, масса П (природы) намного боль­ше, а активность, сопротивление меньше, и убежать некуда

Необходимо стабильное сосуществование человека с природой, хотя в принципе не исключен и другой исход, так как в настоящее время имеет место лишь начальная фаза кризиса. Недаром часто говорят о сопряженном угне­тении и гибели природы и цивилизации.

Система «чэбс»

Все классы систем материаль­ного мира Земли замкнуты в одну динамическую суперсистему: «чело­век — экономика — биота — среда» — ЧЭБС. Это глобальная эколого-экономическая система, главный объект макроэкологии.

Двусторонняя связь «человек — экономика», как уже отмечено, обладает признаками контура с положительной обратной связью. В связях между экономикой и биотой биосферы сильно превалирует отрицательное воздействие «экономика» — биота», поскольку экономика выступает в этой свя­зи исключительно как потребитель и нарушитель, а биота как ресурс обладает конечным, хотя и большим объемом и до некоторых пределов пассивна по отношению к экономике. Осуществляемые человеком восстановительные усилия и возврат веществ, которые могут быть использованы в природном круговороте, ничтожны по сравнению с объемами изъятия и порчи природных ресурсов.

Такой же характер имеет и связь «экономика» — среда». Отличие заключается в ином соотношении объемов «порчи» и «изъятия». Способность живой природы формировать и регулировать среду отражена в модели положительной связью «биота » + среда», а лимитирующее действие среды — связью «среда» — биота». Поскольку благополучие человека существенно зависит от состояния среды, связь «среда»+человек» прак­тически односторонняя и положительная, но пока еще не так замет­но, как в природе, лимитируется ресурсами и факторами среды.

В целом система ЧЭБС обладает свойствами контура с отрицательной обратной связью и должна быть способна к авторегуляции.

Видимое благополучие человечества обусловлено двумя положи­тельными связями: Э» + Ч и Ч + !С, причем сами люди отдают явное предпочтение первой из них — получению произведенных цен­ностей. Поскольку число людей Ч и их потребности растут, то уве­личивается и продукция экономики Э. Это увеличение до сих пор происходит намного быстрее, чем растет коэффициент полезного действия экономики, т.е. отношение количества произведен­

ной пользы (ценностей) к количеству использованных для этого веществ и энергии. Следовательно, рост экономики сопровождается увеличением его вредного действия — негативным техногенным дав­лением на природу и окружающую среду, а через них и на челове­ка. Поэтому благополучие людей, обусловленное развитием эконо­мики, это в определенной степени кажущееся благополучие. Оно в действительности намного меньше, чем мы привыкли себе пред­ставлять.

Способность системы ЧЭБС к авторегуляции и стабилизации осно­вана на объективных законах природы Она отвечает свойствам природ­ных систем, обеспечивает их устойчивость. Но эта способность не уст­раивает человека, так как он не любит ограничивать себя. Он обрел не­бывалую для живых существ потребительскую мощь и привык «поко­рять» природу, брать от нее все больше, не считаясь с ее сопротивлени­ем и ответными ударами. Поэтому сейчас система пребывает в неустойчивом состоянии. Но это временное явление. Система не может нахо­диться в подобном состоянии сколь угодно долго. И совсем не потому, что люди пытаются реализовать идею «устойчивого развития».

Источник

Глава 7. Система «человек — общество – природа»

Общество — это обособившаяся от природы часть мира. В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам, в то время как человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само слово «культура» в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

Сегодня очень важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя темпы эволюции стран и народов, влияя на общественное разделение труда. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека.

История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее последствиях. В облике общества отражается положение в нем человека. Так, первобытное общество характеризовалось равенством людей. Для последующих обществ характерно неравное положение людей: одни подвергаются эксплуатации, другие присваивают большую часть продукта, созданного чужим трудом. Тем, кто эксплуатирует других людей, принадлежит собственность на землю, крупные сельские хозяйства, промышленные предприятия, а на ранних этапах и на самого работника. Им, как правило, принадлежит и власть. Эксплуатируемые всегда мечтали о таком обществе, в котором не было бы неравенства, эксплуатации, где все люди были бы свободными. Появилась мысль создать справедливое общество с помощью силы. Поборники социалистической идеи должны захватить власть и заставить идти к новой жизни тех, кто не желает. Обретенная в результате первых перемен свобода все более ограничивалась, у людей стало ослабевать желание хорошо трудиться, хозяйство велось все хуже. Экономика вступила в полосу кризиса, что привело к снижению уровня жизни населения, поэтому люди поддержали глубокие преобразования во всех сферах жизни общества. Нужно было создать демократическое общество свободных людей, заинтересованных в том, чтобы полнее использовать свои способности к труду, к организаторской или предпринимательской деятельности. Такое общество должно каждому дать широкую возможность проявить свою активность в экономике, политической жизни, духовной сфере. Чем активнее человек, чем выше его квалификация и его умения, тем полезнее его деятельность для общества, тем лучшие условия жизни он создаст для себя; не государство должно раздавать разнообразные блага, а сами они должны их создавать. Только тот может рассчитывать на получение от общества материальных и духовных благ, кто отдает ему свои силы, свои знания, свое мастерство.

Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства. О том, как легко нарушить связи, существующие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести, всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский ученый В. И. Вернадский считал, что неизбежно придет то время, когда дальнейшая эволюция планеты, а, следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом, биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был предложен специальный термин — ноосфера (в переводе с греческого «nous»— разум и «sphaira» — шар), т.е. под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью.

Люди сами определили свое место: человек — царь природы, ее венец, И долгое время ничто не могло поколебать эти представления. Человек наделен разумом, это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. Умение накапливать информацию о конкретных явлениях, обобщать ее открыло человеку возможность создавать нечто, не существующее в природе. Это созданная знаниями и трудом людей «вторая природа». Возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Нормы морали стали регулировать отношения людей. Человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей. Таким образом, могущество человеческого разума, избавление от законов эволюции живой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живет по собственным законам, а природа — это источник ресурсов для жизнедеятельности человека.

Существование системы «человек — общество — природа» подчиняется ряду законов. Ход исторических связей между природой и человеком по Н.Ф. Реймерсу (1994) приводит к одновременным переменам в при­роде и в формах хозяйства. Формы хозяйства, меняясь вследствие затруднений, происходящих от перемен в природе, в свою очередь вызывают цепные реакции в природе. Постоянная обратная связь получила название закона обратной связи взаимодействия чело­век—биосфера П. Дансеро (1957) или закона бумеранга,(это четвертый закон Б. Коммонера (1974) «ничто не дается даром»). Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено.

Это подчеркивается и законом неза­менимости биосферы. Его формулировали многие исследователи, такие, как В.И. Вернадский, Д.П. Марше, Э. Реклю и др. Биосфера представляет собой единственную систему, обеспечивающую устойчивость сре­ды обитания при любых возникающих возмущениях.

Незаменимая биосфера до определенного времени работа­ла в рамках принципа Ле Шателье-Брауна, что сформулировано в виде закона обратимости био­сферы П. Дансеро (1957): биосфера стремится к восстановле­нию экологического равновесия тем сильнее, чем больше дав­ление на нее. В то же время П. Дансеро (1957) сформулировал и закон необратимости взаимодействия человек—биосфера: возобновимые природные ресурсы дела­ются невозобновимыми в случае глубокого изменения среды, значительной переэксплуатации, доходящей до поголовного уничтожения и крайнего истощения, т.е. превышения возможностей их восстановления. Такова, например, фаза раз­вития системы взаимоотношений человек—природа в наши дни. Современная цивилизация и культура не обеспечивают стабиль­ных условий существования на Земле ни жизни, ни человека как ее части. Это заключение находит отражение в правиле меры преобразования природных систем: в ходе эксплуатации при­родных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволя­ющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции). Так как свойство и саморе­гуляция природных систем поддерживается двумя механизма­ми — соотношением экологических компонентов внутри систе­мы и взаимодействием пространственно выраженных подсис­тем, систем того же уровня, то данное правило справедливо для обоих этих механизмов.

Читайте также:  Мастер класс по рисованию природы гуашью легкие

Обратные связи, которые были изложены выше в законе бу­меранга и правиле меры преобразования природных систем, составляют основу закона или правила демографического насыщения: в глобальной или регионально изолированной совокупности ко­личество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Вместе с тем че­ловечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. С другой стороны, фактически в конце XX столетия наблюдается не демографическое насыщение, а с уче­том всех потребностей человека, чрезвычайное перенасыщение. Несоблюдение правила демографического насыщения создает рез­кий дисбаланс в системе взаимоотношений человек—природа. К этому сдвигу равновесия может добавиться и воздействие груп­пы биоэкологических факторов, которые зависят от плотности видового населения. Не исключается ситуация, когда оба огра­ничивающих механизма реализуются одновременно, и произой­дет демографическая катастрофа.

Для первобытных людей территория Земли была неисчерпае­мым ресурсом. Однако сегодня, когда продолжается рост населе­ния, а планета имеет ограниченные размеры, становится очевид­ным, что на ограниченном целом Земли не может быть ничего бес­конечного, т.к. часть не может быть больше целого, а отсюда, для человека нет неисчерпаемых природных ресурсов. Растущая часть — человечество с все возрастающими потребностями — может лег­ко исчерпать ресурсы любой емкости. Территория планеты для современного человечества становится слишком малой при всей ее огромной величине. Ресурсы, которые считались неисчерпае­мыми, оказываются резко ограниченными из-за лимитов востребования. Прихо­дится признать справедливым закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов: все природные ресурсы и естественные условия Земли конечны. Ограниченность природных ресурсов оказывает воздействие на производительные силы общества, а через них на социальные отношения. Наблюдается соответствие между разви­тием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом общественного прогресса.

Существует и действует правило интегрального ресурса: конкурирующие в сфере использования конкретных природных тел отрасли хозяйства неминуемо наносят ущерб друг другу тем сильнее, чем значительнее они изменяют совместно эксплуати­руемый экологический компонент или всю экологическую сис­тему в целом.

Конкурентное использование ресурсов затрагивает как отдель­ные компоненты, так и все стороны природных систем. В основном эта конкуренция носит натуральный и локально-экономический ха­рактер.

Не соблюдая закон оптимально­сти и вытекающее из него правило меры преобразования при­родных систем, люди вызывают к жизни правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управления природой. «Жесткое», большей частью, техническое управление природными процессами влечет цепные природные реакции, значительная часть кото­рых оказывается экологически, социально и экономически неприемлемой в длительном интервале времени. Техногенные измене­ния вызывают действие закона внутреннего динамического равновесияи увеличения энергетических затрат. Экономические цели, к которым стремятся люди, нередко оказываются в тени мощ­ных цепных реакций. Так, если бы была осуществлена переброска части стока северных рек Сибири в Среднюю Азию, то закон внутреннего динамического равновесия и другие законы были бы на­рушены настолько глубоко, что могла бы произойти чрезвычайная ситуация федерального характера.

По мере ускорения темпов технического прогресса воз­действие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. В настоящее время оно уже соизмеримо с действием природных факторов, что приводит к качественному изменению соотношения сил меж­ду обществом и природой. Человечество поставлено перед фактом возникновения в природе необратимых процессов, новых путей перемещения и превращения энергии и веще­ства. В природу попадает все больше и больше чуждых ей веществ, порой высокотоксичных для живых организмов. Часть из них не включается в естественный круговорот и накапли­вается в биосфере, вызывая опасность для всего живого, на­селяющего планету Земля.

Таким образом, нарушая законы природы, человек ухуд­шает обеспечение своей жизнедеятельности, несмотря ни на какие общественные и технические усовершенствования.

Какие же формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития? Принято выделять две:

· экономическая форма — потребление ресурсов приро­ды, т. е. использование ее для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей;

· экологическая форма — охрана окружающей природ­ной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.

Человек, потребляя ресурсы среды обитания для реше­ния хозяйственных задач, еще и изменяет природную среду, которая начинает воздействовать негативно на самого чело­века. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 ле­сов, уничтожено более 200 видов животных и растений, за­пасы кислорода в атмосфере снизились на 10 млрд. т, в ре­зультате неправильного ведения сельского хозяйства дегра­дировало около 200 млн га сельхозугодий.

Негативная деятельность человека по отношению к при­родной среде проявляется в следующих направлениях:

· загрязнение окружающей природной среды;

· истощение природных ресурсов;

· разрушение природной среды.

Под загрязнением среды обитания понимают физико-хи­мические изменения состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которые угрожают состоянию здоровья и жиз­ни человека, а также окружающей его естественной среды обитания.

Загрязнение окружающей природной среды бывает кос­мическое — естественное, которое Земля получает из космо­са или из-за извержения вулканов, и антропогенное, совер­шаемое в результате хозяйственной деятельности человека.

Антропогенное загрязнение окружающей среды подраз­деляют на пылевое, газовое, химическое (в том числе заг­рязнение почвы химикатами), ароматическое, тепловое (из­менение температуры воды, воздуха, почвы). Источником загрязнения является хозяйственная деятельность человека: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Доля того или иного источника загрязнения может значительно коле­баться в зависимости от региона.

Например, в городах 70-80% загрязнения приходится на транспорт. Среди промышленных предприятий наиболее "гряз­ными" считаются металлургические, которые на 34% заг­рязняют окружающую среду. За ними следуют предприятия энергетики, прежде всего тепловые электростанции (27%). Остальная часть приходится на предприятия химической (9%), нефтяной (12%) и газовой промышленности (7%).

В последние годы на первое место по загрязнению выд­винулось сельское хозяйство. Это связано с двумя обстоя­тельствами. Первое — резкое увеличение числа крупных животноводческих комплексов при отсутствии эффективной технологии очистки и утилизации фекальных отходов. Вто­рое — резкое увеличение применения минеральных удобре­ний, пестицидов, гербицидов и ядохимикатов в растениевод­стве.

Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т отходов. Основными объектами загрязнения являются воз­дух, водоемы (включая Мировой океан), почвы. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн угарного газа, окис­лов азота, серы, солей тяжелых металлов и других веществ. И только 10% этих загрязнителей поглощают растения.

Одна из острых современных проблем — нехватка чис­той пресной воды. В развивающихся странах от загрязнений воды ежегодно умирает до 9 млн. человек. По подсчетам уче­ных, уже в 2000 г. более 1 млрд. человек испытывали недо­статок в питьевой воде.

Применение все более совершенных и мощных средств борьбы с болезнетворными микроорганизмами приводит к выработке у них резистентности (устойчивости) к соответствующим препаратам, в результате чего они оказываются способными вызывать тяжелейшие расстройства здоровья человека. Эффект «привыкания» микроорганизмов к воздействию фармацевтических препаратов может приводить к вспышкам численности возбудителей тех или иных заболеваний, росту их патогенности и, следовательно, к развитию эпидемий.

Истощение и загрязнение природной среды ведут к раз­рушению экологических связей, образованию районов и ре­гионов с полностью или частично деградированной природ­ной средой, не способной осуществлять обмен веществ и энер­гии. Ярким примером такой деградации является Арал, кото­рый медленно умирает из-за отсутствия необходимого стока вод от двух мощных среднеазиатских рек. Деградированы степи Калмыкии в результате нерационального использования зем­ли, перевыпаса скота, что полностью лишило почвы расти­тельности, удерживавшей почвенный покров.

На загрязнение природной среды и истощение природ­ных ресурсов существенно влияет увеличение населения Зем­ли.

Анализ причин загрязнения, истощения и разрушения при­родной среды, исходящих от хозяйственной деятельности чело­века, показывает, что они могут быть как объективными, так и субъективными. К объективным можно отнести следующие:

· предельную способностьземной природы к самоочище­нию и саморегуляции. До определенного предела земная при­рода перерабатывает, очищает отходы производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия. Но возможности природы ограничены. Емкость природной среды уже не по­зволяет перерабатывать всевозрастающие масштабы отходов, и их накопление создает угрозу глобального загрязнения ок­ружающей среды;

· физическую ограниченностьземельной территории рам­ками одной планеты. Запасы полезных ископаемых вследствие этого постепенно расходуются человеком и перестают суще­ствовать;

· отходностъ человеческогопроизводства. В природе производство осуществляется по замкнутому циклу. Конеч­ный продукт в одном цикле становится исходным для нового производственного цикла. Производство же, в котором уча­ствует человек, в своей массе и своей основе является от­ходным. Подсчитано, что для обеспечения жизнедеятельнос­ти человека в год расходуется не менее 20 т природных ре­сурсов, из них лишь 5

10% идут на продукцию, a 90

95% поступают в отходы, зачастую в виде несвойственных при­роде веществ. Это ведет не только к преждевременному ис­тощению природной среды, но и к разрушению экологичес­ких систем;

· необходимость познания и использование человеком законов развития природы.Особенность этой причины зак­лючается в том, что законы развития природы, определяю­щие последствия человеческой деятельности, человек вынуж­ден познавать не умозрительно или в лаборатории, а в про­цессе использования природы, путем накопления опыта ве­дения хозяйства.

Вторую группу составляют субъективные причины. Глав­ные из них:

· недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды;

· дефекты экологического воспитания и образования на­селения страны.

До настоящего времени в России законы и постановле­ния правительства носят декларативный характер, механизм их исполнения не отработан.

Таким образом, в настоящее время экологическое положение на нашей планете весьма зыбкое, и многие ученые полагают, что человечество, если оно хочет сохранить цивилиза­цию, должно решить экологические проблемы в ближайшее время.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте взаимодействие в системе «человек – общество – природа».

2. Перечислите законы, регулирующие существование системы «человек – общество – природа».

Источник

Технология управления устойчивым развитием в системе «природа — общество — человек»

#Научно-образовательная и просветительская газета "Природа-Общество-Человек: ноосферное устойчивое ра

Работа подготовлена с использованием учебных и научных разработок Международной Научной школы устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова (авторы Б.Е.Большаков, О.Л.Кузнецов), с использованием электронной библиотеки кафедры устойчивого инновационного развития Государственного университета «Дубна».

В основу методологии проектного управления устойчивым развитием положен естественнонаучный подход, основанный на том, что социально-экономическая и экологическая наука представляет собой неотъемлемую часть наук о Жизни как Космопланетарного процесса и имеет дело с производством, обменом и потреблением в системе «природа – общество – человек». Система «природа-общество-человек» — это взаимодействие естественных (Природа), социальных (Общество) и духовных (Человек) процессов в пространстве и времени. В ней природные, исторические и духовные процессы связаны между собой, взаимодействуют и закономерно развиваются (рис. 1).

Рисунок 1. Система «природа – общество – человек

Вся история Человечества – это сохранение развития творче­ских задатков человеческого рода. Нет ни одного вида целесообразной человеческой деятельности, которая не является творчеством.

Творчеством является любой процесс поиска и реализации решений сложных, запутанных проблем. Процесс поиска, принятия и реализации решений разнообразных экологических, экономических, финансовых, социальных, правовых, политических и других проблем – есть творческий процесс. Этот процесс имеет свою внутреннюю логику, которая и обеспечивает переход из невозможного в возможное.

Когда решается проблема, то создается система согласно трем типам логик:

1) логика исследования;

2) логика конструирования;

3) логика организации.

При создании различных систем человек выступает в трех лицах: в качестве «Исследователя», «Конструктора», «Организатора». Как «Исследователи» он начинает работу с объекта реального мира, а заканчивает работу идеей, которая принимала вид правила устойчивого движения исследуемого объекта.

Как «Конструкторы» — начинает работу с идей, а заканчивает работу – материальным воплощением идей в конструкции «машины», которая работает по определенным правилам (законам).

Как «Организаторы» — начинает работу с «испытания» на практике действующей конструкции, а заканчивает работу «планом дальнейшего развития».

На этом заканчивался лишь один цикл решения проблемы. На следующем витке вновь используется логика исследования, конструирования и организации (рис. 2).

Читайте также:  Понятие природы в философии картины мира

Этим видам логики соответствуют две философии: от Природы к Идее и, наоборот, от Идеи к Природе.

Процесс «исследования» и процесс «конструирования» есть лишь разные названия единого, целостного процесса – процесса проектирования или организации будущего мира.

Рисунок 2. Логика создания системы

В проектном управлении выделяются четыре пары вопросов, которые «прошивают» весь процесс: от замысла до завершения проекта:

  • Зачем? – Почему? (Цель – Причина);
  • Кто? – Что? (Субъект – Объект);
  • Где? – Когда? (Место – Время);
  • Как? – Сколько? (Инструменты – Ресурсы).

Эти вопросы раскрывают логику проблемной ситуации, которую нужно разрешить в процессе управления проектом для того, чтобы перейти из того, «что есть», в то, что «нужно иметь» (рис. 3.):

Рисунок 3. Логика решения проблемной ситуации

Причина проектирования – это проблемная ситуация (негативное изменение) или неудовлетворенная потребность, порождающие идею (замысел), дающую возможность снять неудовлетворенность, разрешить проблемную ситуацию, устранить или уменьшить негативное изменение в системе «человек–общество–природа».

Цель проектирования – внести определенные изменения в окружающий нас мир. Процесс поиска и претворения в жизнь необходимых изменений есть творческий процесс.

Источником процесса проектирования являются идеи, а целью – материальное воплощение идеи в работающую конструкцию, которая и дает обществу новые возможности удовлетворять свои потребности, как текущие, так и будущие.

Переход к устойчивому инновационному развитию есть жизнеутверждающий творческий процесс проектирования и реализации проектов и его следует рассматривать как проектное управление, целью которого являются такие изменения в сознании Человека и окружающей его духовной, социальной и природной среде – организациях, регионах, стране и мире, которые удовлетворяют общему принципу устойчивого развития – ответственности перед современным и будущими поколениями за сохранение и развитие Жизни на Земле.

Устойчивое инновационное развитие необходимо проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед обществом, но и создать систему, обеспечивающую переход в это состояние, разработать механизм управления устойчивым инновационным развитием.

Цель исторического развития общества – его устойчивое развитие как хроноцелостный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. Однако не каждая страна обеспечивает целостность сохранения развития – формирование идей, имеющих своим результатом неубывающий темп роста полезной мощности. В таком обществе, таких странах и регионах имеет место нарушение связей между прошлым, настоящим и будущим. В силу этого разрушается историческая хроноцелостность. Возникает ситуация, когда в течение одного периода развитие сохраняется, а в течение другого – не сохраняется.

Развитие является неустойчивым, если оно не является исторически хроноцелостным. Здесь имеет место выполнение условий развития в текущее время, но не выполняются условия сохранения неубывающих темпов роста эффективности в будущем.

Исторический анализ показывает, что следствием неустойчивого развития являются стагнация социальной системы с последующей ее деградацией и гибелью. Невыполнение условия сохранения развития порождает ситуацию прекращения роста и развития, что приводит к стагнации. Дальнейшее уменьшение эффективности использования полной мощности приводит к деградации, а это в свою очередь порождает ситуацию неспособности за определенное время производить полезную внешнюю работу, что означает гибель социально-экономического организма.

Цель – это осознанный образ будущих результатов деятельности. Цель конкретизирована лишь тогда, когда перечислены все необходимые и достаточные условия, которые обеспечивают проектирования «будущей системы» (рис. 4).

Рисунок 4. Образ цели

Необходимое условие – цель как средство (например, построить дом).

Целью проектного управления устойчивым инновационным развитием объекта является воплощение идей, продукт которых каждым человеком востребован, доступен и никто в мире не производит или производит с большими затратами, в товар и продвижение этого товара на рынке.

Достаточное условие – цель как удовлетворенная потребность (например, защита от вредных воздействий).

Цель проектного управления устойчивым инновационным развитием – внести определённые изменения в составные части окружающего нас мира так, чтобы мир в целом сохранялся (т.е. был устойчив), открытие новых возможностей удовлетворять потребности как текущие, так и будущие.

Результатом проектного управления инновационным развитием общества является воплощение идеи в «работающую конструкцию», которая дает обществу новые возможности удовлетворять потребности как текущие, так и будущие.

Цель проектного управления – внести определённые изменения в составные части окружающего нас мира так, чтобы обеспечить максимальный темп роста качества жизни.

Математический анализ показывает, что максимальный темп роста качества жизни позволит сохранить неубывающий темп роста полезной мощности, то есть устойчивое развитие.

Таким образом, цель проектного управления инновационным развитием общества – внести изменения в основные сферы жизнедеятельности общества (экология, экономика, технологии и другие), которые обеспечивают максимальный темп роста качества жизни, за счет повышения эффективности использования ресурсов (рис. 5.).

Рисунок 5. Цель проектного управления устойчивым инновационным развитием

Управление устойчивым инновационным развитием невозможно без ответа на вопросы: что делать и как это сделать? Как обеспечить устойчивое инновационное развитие? Как заметил Р.Бартини, «чтобы ответить на вопрос: как это сделать – нужна технология». Технология проектного управления устойчивым инновационным развитием общества есть то, что отвечает на эти вопросы.

Технология проектного управления устойчивым инновационным развитием общества включает в себя 2 (два) блока (рис. 6):

Блок 1 — пассивный: «Технологии максимального использования идей» включает в себя:

  • Мониторинг новых идей;
  • Оценка идеи;
  • Капитализация идеи;
  • Коммерциализация идей.
  • Мониторинг новых идей;
  • Оценка идеи;
  • Капитализация идеи;
  • Коммерциализация идей;

Блок 2 – активный: «Технологии формирования человека, способного генерировать и реализовать новые идеи» включает в себя программы, методы и технологии воспитания и образования человека.

Рисунок 6. Общая схема технологии проектного управления устойчивым инновационным развитием

Что необходимо учитывать, составляя описание идей?

Во-первых, научные идеи, которые обеспечивают рост возможностей объекта, можно определить следующим образом:

1. Первый класс – это идеи о новых носителях мощности более эффективных, чем старые.

2. Второй класс – это идеи новых машин, механизмов и технологических процессов с более высоким коэффициентом полезного действия.

3. Третий класс – это идеи о повышении качества управления о более точном соответствии выполняемых работ общественным потребностям, о более совершенном механизме общественного устройства.

Во-вторых, необходимо учитывать объект приложения результатов идеи, т.е. сферу жизнеобеспечения объекта.

Система жизнеобеспечения объекта – это система механизмов (сфер), без которых ни один объект не может существовать, т.е. не может сохраняться и развиваться на данной территории в данное время.

Инфраструктурными элементами системы жизнеобеспечения являются образование и воспитание, управление, финансы, здоровье, питание, жильё, транспорт, вода, воздух, потоки энергии, металлы, материалы (табл. 1).

Элементы Меры
Образование и воспитание Навыки, знания и нравственность
Управление Динамика качества жизни
Финансы Деньги
Здоровье Продолжительность активной жизни
Питание Килокалории
Жильё Квадратные метры
Транспорт Скорость доставки
Вода Литры
Воздух Литры
Потоки энергии Ватты
Металлы Свойства (прочность и т.д.)
Материалы Свойства (прочность и т.д.)

Таблица 1. Инфраструктурные элементы системы жизнеобеспеченияНа основе перечисленных факторов составляется классификатор идей (табл. 2).

Система жизнеобеспечения

Таблица 2. Классификатор идей

Настоящая действительность требует новых идей, вынуждает выдвигать «безумные идеи», делать открытия, предлагать научные теории, из которых строится новая научная картина мира, раскрывающая новые возможности.

Механизм проектного управления устойчивым инновационным развитием состоит из двух блоков: Пассивного и Активного.

Блок 1 — пассивный: «Технологии максимального использования идей» включает в себя:

Блок 2 – активный: «Технологии формирования человека, способного генерировать и реализовать новые идеи» включает в себя программы, методы и технологии воспитания и образования человека, направленные на формирование индивидуума, способного генерировать и реализовывать новые идеи и технологии.

Необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи. Творчество и есть процесс, который сопровождает Развитие, ибо каждое открытие новой возможности, не бывшей известной до этого акта отдельной Личности, – и есть тот механизм, который принято называть развитием (рис. 7).

Поскольку подобные акты творчества принадлежат лишь отдельным Личностям, то забота живущих поколений о поколениях будущих и состоит в образовании людей, способных и реализующих свою способность к творчеству во имя сохранения и развития Жизни.

Рисунок 7. Взаимообмен между обществом и человеком

Формирование индивидуума, способного генерировать и реализовывать новые идеи и технологии осуществляется посредством общественного воспитания и образования.

Под общественным воспитанием подразумевается формирование в обществе ценностей и идеалов для развития жизни. Общественное воспитание направлено на формирование чувства ответственности перед обществом и будущим поколением. Объектом воспитания является общество, представителями которого являются люди различного рода занятий и возрастов.

Инструментом общественного воспитания являются программы воспитания, вобравшие в себя основные принципы развития жизни и устойчивого инновационного развития.

Главная цель образования обеспечить преемственность знаний и развитие научной базы знаний. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.

Сфера образования должна стать базой для устойчивого инновационного развития. Именно наука обладает значительным потенциалом в этой области. Необходимо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.

Образование должно стать ключевым фактором, способствующим устойчивому развитию общества, росту качества жизни и возможностей. Но для этого надо формировать людей-личности, способных и реализующих свои способности к творчеству.

Инструментом образования могут стать учебные программы трех ступеней:

  • Начальная: Закон Природы.
  • Специальная: LT-система.
  • Высшая: Проектное управление устойчивым развитием.

Реализацию воспитательных и образовательных программ целесообразно осуществлять через СМИ:

  • Радио, телевидение – репортажи, проведение специализированных программ для широкого круга слушателей;
  • Печатные и электронные издания – научные публикации, издание специализированных журналов.

Предметом предлагаемых программ является логический процесс управления проектированием изменений в системе «природа–общество–человек», согласованный с законами исторического развития Человечества.

Логика проектного управления изменениями в системе «природа–общество–человек», согласованная с естественными законами развития, имеет имя проектология устойчивого инновационного развития.

Основными задачами проектологии являются:

  • подготовка специалистов по специальному научному обеспечению управления устойчивым инновационным развитием;
  • создание специального научного обеспечения управления устойчивым инновационным развитием;
  • теоретическое и методологическое обоснование, разработка, реализация и экспертиза проектов устойчивого инновационного развития.

Процесс создания специального научного обеспечения устойчивого инновационного развития и процесс подготовки специалистов, способных творчески решать проблемы, есть не два разных процесса, а две стороны единого логического процесса проектного управления устойчивым инновационным развитием.

Проектология устойчивого развития является исключительно творческим процессом, полный цикл которого предполагает объединение в одном лице трех «проекций»:

  • исследователя;
  • конструктора;
  • организатора.
  • cформулировать и обосновать идеи;
  • провести экспериментальную проверку;
  • оценить ожидаемый эффект реализации идей на практике;
  • оценить ближайшие и отдаленные последствия реализации идей.
  • создание организационного плана изменений в системе «природа–общество–человек»;
  • организацию реализации этого плана, включая контроль хода выполнения работ.

В рамках первой «проекции» – проектологи-исследователи имеют на «входе» материальные системы и исследуют закономерности взаимодействия и развития этих систем. Проектолог-исследователь, владея теорией и методологией проектирования, на выходе должен:

В рамках второй «проекции» – проектолог-конструктор имеет на входе проектные идеи, обеспечивающие повышение КПД систем.

Проектолог-конструктор, владея теорией и технологией проектирования, на выходе осуществляет разработку инновационной технологии проектирования и управления устойчивым инновационным развитием.

Нетрудно видеть, что проектолог-исследователь и проектолог-конструктор обеспечивают полный технологический цикл проектирования изменений в системе «природа–общество–человек», ориентированных на ее устойчивое инновационное развитие. Но технологический цикл еще не есть полный цикл.

В рамках третьей «проекции» – проектологи-организаторы имеют на входе инновационную технологию проектирования и управления устойчивым инновационным развитием.

Организационный план – это сеть действий по достижению целей устойчивого инновационного развития.

Правила формирования программы действий и контроль ее исполнения остаются неизменными. Изменяется содержание процесса взаимодействий и динамика системы «природа–общество–человек». Но эти изменения отслеживает проектолог-исследователь, а коррективы в технологию проектирования вносит проектолог-конструктор. С учетом этих изменений проектолог-организатор формирует проект устойчивого инновационного развития в той или иной предметной области.

Источник

Система «Природа – Общество – Человек» – наш общий дом

Со времени одобрения принципа и концепции устойчивого развития прошло 28 лет. Опубликовано множество работ, посвященных проблеме устойчивого развития. Как правило, в этих работах рассматриваются различные аспекты устойчивого развития – политические, экологические, технологические, энергетические, экономические. Но нетрудно заметить главный недостаток большинства подобных публикаций: отсутствие измеряемой взаимосвязи этих аспектов и, как следствие, невозможность увидеть целостную картину, а также (как второе следствие) невозможность надежно проектировать и управлять устойчивым развитием.

Читайте также:  Ситуации что случилось с человеком в природе

Очень часто обсуждение ведется на уровне бытового понижения проблемы, не затрагивая его глубинной научной сути. Крайне мало работ, в которых проблема обсуждается на законной основе, то есть на основе общих законов Природы в терминах универсальных системных мер, дающих возможность инженерного решения проблемы.

В июне 2012 года на международной конференции «РИО+20» было вновь подтверждено, что фундаментальный принцип и концепция устойчивого развития остаются общепризнанными. Однако для их практического применения требуется реализация глобальных научных инициатив, преобразующих общепризнанный принцип в общеобязательный, дающий возможность эффективно осуществить переход к устойчивому развитию на практике (из выступления г-жи Т. Халонен, руководителя группы Верхнего уровня при Генеральном секретаре ООН).

По меткому выражению академика В.И.Вернадского, общеобязательным, в первую очередь, является не то, что нуждается в признании, а то, что нуждается в понимании. Например, общие законы Природы, экспериментально проверенные историческим временем, «нуждаются не столько в общественном признании, а сколько в ясном понимании их правильного практического применения» посредством создания технологий, адекватных как общим законам Природы, так и принципу устойчивого развития.

Сложность решения этой проблемы состоит в ее многогранности и несоразмерности большого количества разнопредметных знаний (естественнонаучных, технологических, социальных, гуманитарных), приводящей к димензиальным (пространственно-временным) разрывам, которые, в свою очередь, являются причиной многочисленных рисков, неопределенностей, кризисов, конфликтов, негативно влияя на устойчивость развития человека и общества в окружающей его мировой среде.

Исследования, проведенные нами, показали, что причиной разрывов является «вавилонская башня» профессиональных языков, которые разрывают на куски единую систему Природы (включая человека и общество). Базовые понятия и законы различных предметных областей несоразмерны. В силу этого они не связаны (или неопределенно связаны) между собой, что и порождает в сознании непонимание действительных связей реального мира, димензиальные разрывы, создает иллюзию независимости, фантомный мир ложных ценностей, усиливает «профессиональное непонимание» действительных проблем, вынуждает допускать просчеты и грубые ошибки, что и привело в итоге к глобальному кризису.

Другими словами, причиной разного рода критических и конфликтных ситуаций является несогласованность принимаемых решений, программ и законопроектов с общими законами Природы.

В силу этого рассматривать устойчивое развитие общества в отрыве от общих законов Природы принципиально недопустимо, так как лишает саму идею законных оснований.

Естественно, что при такой постановке проблемы нужно иметь ясное понимание: что такое общие законы в системе «Природа – Общество – Человек», как они связаны, и как их правильно применить в целях устойчивого развития?

Здесь следует обратить внимание, что существует принципиально важный «агент», оказывающий существенное влияние на развитие цивилизаций, стран и Человечества в целом. Этим «агентом» является философская и научная мысль космопланетарного масштаба, лежащая в основе той или иной стратегии и политики.

Выразителем таких мыслей являются мировые школы, дающие ответ на два фундаментальных вопроса, затрагивающие жизненно важные интересы каждого Человека. Какие это вопросы?

1.Как школа представляет себе будущее Человека и Человечества в целом?

2.Какое Дело школа предлагает в качестве Общего Дела Человечества?

Эти вопросы служат основанием для выделения мировых школ. Среди них, прежде всего, выделяются три:

Западная научная школа (И.Ньютон, Р.Клаузиус, А.Эйнштейн и многие другие);

Восточная философская школа (Конфуций, Аль-Фараби, Лао-цзы и многие другие);

Русская философско-научная школа (К.Э.Циолковский, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский, П.Г.Кузнецов и многие другие).

Рассмотрим, как каждая из них отвечает на фундаментальные вопросы.

Западная научная школа дает свой ответ, опираясь на открытые физикой за последние 300 лет законы сохранения (массы, импульса, энергии и др.), справедливые для замкнутых (по потокам энергии) систем, к которым, как известно, живые системы не относятся. Опираясь на эти законы, Западная научная школа видит будущее Человечества в ограничении пределов роста народонаселения. В качестве Общего Дела Человечества предлагается контроль динамики роста народонаселения в целях защиты окружающей среды от чрезмерной антропогенной нагрузки. Этот контроль реализуется стратегией «нулевого роста», порождающей глобальный димензиальный разрыв между элементами мировой системы, а значит, и глобальный кризис.

Восточная философская школа не накладывает ограничений на пределы роста. Она основана на вере: уверенности в том, что будущее – в Вечной Жизни на Земле и в Космосе. При этом в качестве Общего Дела она видит всеобщее соблюдение догматов и конкретных «практик», способствующих, по мнению ее представителей, Вечной жизни на Земле и в Космосе.

Русская философско-научная школа (иначе называемая Русским Космизмом) соединяет в себе лучшие черты Западной и Восточной мировых школ. Она дает свой ответ, соединяя Веру, Знание, Понимание и Умение делать, опираясь на общие законы открытых систем, выделяя среди них циклические законы развития Жизни как космопланетарного явления.

Русская научная школа видит будущее Человека и Человечества в переходе к мировой ноосферной цивилизации, а Общее Дело Человечества – в борьбе со всеми формами возрастания энтропии посредством формирования Человека, способного и реализующего свою способность к Творчеству во имя Развития Жизни во всех формах ее проявления на Земле и в Космосе.

Концепция устойчивого развития, остающаяся общепринятой с 1987 года, создана исключительно на основе представлений Западной научной школы, без учета ключевых идей и результатов других мировых школ, без учета беспрецедентного мирового кризиса, его космопланетарного масштаба, необходимости выработки стратегии преодоления Великого Перелома, о котором говорили Русские Космисты, с целью перехода Человечества в новое качество – ноосферную цивилизацию устойчивого развития.

Без учета фундаментальных результатов Русской Научной школы понятие «устойчивое развитие» превращается в вопрос: это миф или реальность?

Система «Природа – Общество – Человек»

Современный реальный мир представляет собой систему вложенных циклов, сопровождающихся кризисами и конфликтами различного масштаба, раздирающими хроноцелостный процесс развития на отдельные «куски» подъема и спада, которые трудно увязать с устойчивым развитием. Более того, в наших многочисленных работах показано, что нельзя привести примера устойчивого развития какого-либо живого объекта (в том числе – государства, цивилизации) на протяжении всего времени его Жизни. Не бросается в глаза какой-либо физический закон, известный западной науке, на котором можно было бы построить науку устойчивого развития.

И, тем не менее, Жизнь как космопланетарный процесс на протяжении 4-х миллиардов лет демонстрирует удивительную способность сохранять развитие, несмотря на огромное множество факторов негативного (а иногда катастрофического) внешнего и внутреннего воздействия. Эта способность Живого разрешать противоречие между индивидуальной смертностью и космопланетарной вечностью Жизни явилась основой выдающегося открытия Русской Научной школы – фундаментального закона циклического сохранения развития Жизни как космопланетарного явления (Н.А.Умов, Д.И.Менделеев, С.А.Подолинский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Э.С.Бауэр, П.Г.Кузнецов). В дальнейшем в работах Международной Научной школой устойчивого развития было показано, что следствиями этого закона, его проекциями являются множество других законов, справедливых в тех или иных частных системах координат. Среди них: закон циклической смены биологических видов, закон циклической смены поколений, закон циклической смены технологий, закон циклического экономического развития и другие. Все они дают возможность управлять процессом перехода из одного качества в другое, процессом выхода из кризиса с целью сохранения дальнейшего развития глобальной системы в долгосрочной перспективе.

В чем содержательный смысл закона сохранения циклического развития? Прежде всего, в том, что он прошел проверку космогеологическим и историческим временем и выражает сущность именно развития Жизни, а не ее деградации.

В условиях негативных воздействий развитие Жизни сохраняется на каждом цикле ее существования, если имеет место интегральный неубывающий рост эффективности использования потребляемой мощности (ресурсов).

Развитие является устойчивым на определенном цикле существования Живой системы, если в течение этого периода имеет место неубывающий рост эффективности использования потребляемой мощности.

В переходах между циклами разрушается хроноцелостность развития, возникают димензиальные (пространственно-временные) разрывы – кризисы, требующие прорывных технологий управления, где устойчивое развитие становится стратегической целью управления выходом из кризиса.

Без управления и вне управления принципиально невозможно перейти в новое качество и обеспечить устойчивое развитие в длительной перспективе, охватывающей систему циклов – кризисов современной мировой цивилизации. В то же время, управление может быть объективным и субъективным. Известно, что управление объективно в том и только в том случае, если оно опирается на закон развития управляемого объекта. Если закон отсутствует, то управление субъективно. Оно осознанно или неосознанно ведет к нарушению фундаментального закона, порождает кризисы, конфликты, заводит управляемый объект в тупик. Именно этот эффект субъективного или «ручного» управления наблюдается в мире и особенно в странах с развитыми хрематическим[1] сознанием.

Для обеспечения устойчивого развития необходимо решения в различных предметных областях согласовывать с общими законами в системе «Природа – Общество – Человек».

Но что представляет собой эта система законов?

Представители разных профессий отличаются собственным, свойственным только им мировоззрением , и поэтому отвечают на этот вопрос по-своему.

Философ, математик, физик, химик, биолог, эколог, экономист, инженер, социолог, юрист, политик – представители разных предметных областей имеют свое мировоззрение, свои теории и методы.

Все это преподается студентам. Они получают сумму знаний по отдельным дисциплинам. Слагаемые этой суммы столь разнородны, что зачастую не поддаются сложению. У студента складывается «кусочное» представление о мире, и не складывается целостная работающая конструкция.

С другой стороны, сегодняшние многочисленные и крайне сложные экологические, экономические, социальные, правовые и другие проблемы требуют ясного понимания того общего, что сближает и объединяет разные предметные области, сохраняясь в каждой дисциплине, независимо от ее названия.

Один чудак может задать столько вопросов, что и тысяча мудрецов на них не ответят. Однако, как заметил философ, ответ на вопросы, которые остаются без ответа, заключается в том, что эти вопросы должны быть иначе поставлены.

Поэтому вопрос о том, что и как нужно делать, чтобы устойчиво развиваться, нами ставится иначе; а именно: что и как нужно измерять в системе «Природа – Общество – Человек», чтобы сохранить развитие системы в целом?

Это главный вопрос. Почему этот вопрос мы считаем главным?

Нам кажется, что очень хорошо выразил мысль Н.Кузанский еще в XV веке: «Ум – это измерение». Может быть, отчасти и по этой причине Всемирный Совет «Предприниматели за устойчивое развитие» принял такой девиз: «Все, что измеримо – достижимо. И все, что достижимо – измеримо». К этому трудно что-нибудь добавить.

Пройдя обучение, студент приобретет систему базовых научных знаний о законах в системе «Природа – Общество – Человек». Здесь в явном виде присутствует три типа связей:

Первый и третий тип связей является предметом изучения экологии. Второй тип является предметом изучения гуманитарных наук (не только экономики). Но тогда возникает другой вопрос: предметом какой науки является изучение взаимных связей и взаимодействий в системе «Природа – Общество – Человек»?

Так возникает проблема синтеза естественных, социальных и гуманитарных наук. Суть этой проблемы – в соизмерении связей между естественными и социальными (в том числе и духовными) процессами.

Эта проблема вызывает повышенный интерес у студентов. Задается множество вопросов, на которые студенты не могут найти ответы не только в учебниках по экологии.

Я хочу обратить внимание на то, что каждая наука, так же как и любая научная теория, имеет определенные границы. Эти границы определяются языком и базовыми принципами данной науки. Проблема заключается в том, что «море» разных профессиональных языков крайне затрудняют восприятие и понимание единства системы в целом, что естественно крайне негативно отражается, прежде всего, на знаниях студентов.

Мы стремились показать, что междисциплинарный языковый барьер преодолевается на пути установления связей между базовыми принципами и понятиями естественных, социальных и гуманитарных наук.

Вне измерения связей естественных и социальных процессов невозможно обосновать ни один крупномасштабный проект, потому что нет таких проектов, которые бы находились вне этих связей.

Как соединить разные, порой противоположные, точки зрения на один и тот же мир, в котором мы живем? Необходим метод . Не просто набор политических, экономических или военных средств и различных приемов, а проверенный на практике научный метод.

Метод должен предоставить правила согласования частных систем координат (или частных точек зрения) с системой фундаментальных законов, подтверждаемых практикой и не зависящих от частных точек зрения. Это особенно важно в сложных условиях современного мира.

Источник