Доказательства того что человек царь природы
Рекорд нашего класса в беге на 30 метров принадлежит Андрюшину Никите– 4,9с, т.е.– 21,6 км/ч, что почти в 6 раз меньше скорости гепарда.
1 метр в секунду = 3,6 километр в час
30м:4,9с = 6 м/с = 21,6 км/ч
Среднюю скорость движения нельзя рассчитывать, как среднее арифметическое. Для расчёта средней скорости используется формула: v=(s1+s2+. +sn)/(t1+t2+. +tn), где 1. 2 . n — участки пути.
Средняя скорость нашего класса – 6,2м/с = 22,3 км/ч
Некоторые представители животного мира обладают молниеносной скоростью. Самое быстрое наземное животное – гепард, его скорость достигает 128 км/час. Второе место в скорости среди наземных животных принадлежит вилорогой антилопе, обитающей в Северной Америке. Её скорость — 98 км/ч. Многие животные хорошие пловцы. Самая быстрая рыба-парусник может развивать скорость до 109 км/ч. Самое быстрое морское млекопитающее – касатка. Она может плыть со скоростью 55,5 км/ч.
Олимпийский рекорд: Кто самый быстрый человек в мире? В легкой атлетике официально фиксируются рекорды в беге, начиная от 100 метров. Однако в футболе фиксируются рекорды и на коротких дистанциях, в том числе и 30 метрах. В настоящий момент абсолютным рекордсменом в беге на 30 метров является игрок дортмундской футбольной команды «Боруссии» Пьер-Эмерик Обамеянг. Он, мягко говоря, поразил общественность своей скоростью, пробежав 30 метров за 3,7 секунды. Пробежать стометровку за 9,58 секунды на скорости 36 км/час может единственный спринтер в мире – Усэйн Болт. Но стоит отметить, что Усейну Болту принадлежит много других рекордов на разные дистанции, недаром он имеет прозвище «молния».
Вывод: Человек обладает скоростью, но недостаточно большой.
1.2. Исследование № 2: прыжки в высоту
Далеко позади мы оказались и в прыжках. Лучшие прыгуны среди наземных млекопитающих — представители семейства кошачьих. Тот же гепард может прыгнуть на высоту 4,5 метра, а пума — на 4 метра. Третье место в высоте прыжка среди наземных млекопитающих принадлежит кенгуру, которые могут прыгнуть на 3 метра. Рекорд по прыжкам в высоту среди млекопитающих принадлежит дельфину-афалине, который прыгает на 6 метров вверх. Из рыб выше всех прыгает кета, может перепрыгивать препятствия высотой 3,65 метра. Однако лучшим прыгуном является блоха. Она может прыгнуть на высоту, превышающую её размеры в 150 раз.
Рекорд нашего класса по прыжкам в высоту принадлежит Бесчастному Ивану -1,25 м, что в 4,8 раза меньше прыжка дельфина.
Прыжок в высоту – один из наиболее популярных и доступных видов легкой атлетики. Являясь самостоятельным видом спорта, прыжки в высоту входят в программу всех соревнований по легкой атлетике. По данному виду легкой атлетики регистрируются мировые рекорды на протяжении уже 100 лет. Также прыжки в высоту занимают значительное место в системе физического воспитания широких слоев населения. Этот вид спорта входит в учебную программу.
Одним из главных критериев усвоения данной деятельности является прыжок на максимальный результат, исходя из нормативов учебной программы в 6 классе:
мальчики 115 110 90 см
девочки 110 100 85 см
В испытании на прыжки в высоту приняли участие 9 человек.
Олимпийский рекорд: Прыжки в высоту – удивительный вид спорта. Его еще называют жемчужиной королевы спорта – легкой атлетики. Именно прыжки в высоту отвечают призыву основателя олимпийского движения Пьера де Кубертена: «Быстрее, выше, сильнее». Мировой рекорд установила россиянка Елена Исинбаева 13 июля 2003 года. Она прыгнула на высоту 4,82 м. Ее еще называют Бубка в юбке. Красивая и обаятельная спортсменка быстро завоевала сердца поклонников легкой атлетики. Ее результаты феноменальны. Она первая в мире в 2005 году на Лондонской арене преодолела высоту 5,0 м, а в 2009 году в Цюрихе 5,06 м. Побить ее рекорд не удалось никому из женщин по сей день. Рекордсмен-шестовик Сергей Бубка. Он ворвался в мир спорта 1984 году и сразу же побил рекорд Тьерри Виньерона, прыгнув на высоту 5,85 м. Спустя 10 лет украинский спортсмен поднял мировой рекорд по прыжкам с шестом до отметки 6,14 м, а в закрытых помещениях 6,15 м. Всего же за карьеру Бубка побил 35 мировых рекордов. Только спустя 21 год в 2014 году француз Рено Лавиллени взял планку в 6,16 м и побил рекорд Бубки в закрытых помещениях.
Вывод: Человек может прыгнуть достаточно высоко, но только с шестом.
1.3. Исследование № 3: прыжки в длину.
Дальше всех из наземных млекопитающих прыгает кенгуру. Самый длинный зарегистрированный прыжок кенгуру составил 13 метров 64 сантиметра. На втором месте по прыжкам в длину африканская чернопятая антилопа импала. Она способна прыгнуть на 12 метров в длину.
Рекорд нашего класса по прыжкам в длину принадлежит Андрюшину Никите – 200см и Курлаповой Валерии – тоже 200см. Это в 7,8 раз меньше прыжка кенгуру.
В испытании на прыжки в длину приняли участие 26 человек.
Нормативы 6 класс. Прыжки в длину с места, см
Олимпийский рекорд: 347 см — именно столько составляет олимпийский рекорд прыжков в длину с места, который принадлежит американскому спортсмену Рею Юри. Ему удалось прыгнуть на 347 см в длину и на 1,65 метров в высоту. Конечно очень сложно представить, что такое прыгнуть на три с половиной метра. Для сдачи ГТО необходимо прыгнуть всего 230 см для юноши 17 лет. Поэтому чтобы научится прыгать далеко надо сдавать ГТО, заниматься спортом, развиваться и ставить собственные рекорды.
Вывод: Человек не соперник даже антилопе.
1.4. Исследование № 4: сила.
Сила с древних времен почиталась среди мужчин. Сильные люди вели за собой армии и целые народы. Современные силачи также популярны. Они ставят рекорды и записывают свои имена в историю. Сейчас самым сильным человеком планеты считается британский спортсмен Эдди Холл. Рекорды Эдди Холла:
Приседания со штангой на плечах — 405 кг
Жим штанги от груди — 300 кг
Жим ногами — 1 т на 10 повторений
В Книге рекордов Гиннесса записан как самый сильный мальчик. Еще в дошкольном возрасте Брюс протянул «Волгу», а в восемь лет поднял 8-килограммовую гирю 300 раз. В юности силы рук хватало, чтобы разорвать книгу, в которой 700 страниц.
Любой человек может развить силовые показатели. Это вопрос времени и тренировок. Однако те, кто ставит рекорды, — это уникумы, которых одарила природа. Но даже с природным талантом, чтобы стать самым сильным человеком в истории, нужна воля и железный характер.
В нашем классе по результатам армреслинга, самым сильным стал Андрюшин Никита.
А вот насекомые по сравнению с нами обладают фантастической силой. Сильнее всех жук-носорог, который способен носить вес, в 850 раз превышающий массу его тела. На втором месте по силе – муравей, который способен носить на себе вес, в 50 раз превышающий массу его тела.
Вывод: Если бы человек был таким сильным, то в одиночку двигал бы целый состав, состоящий из 11 вагонов и локомотива.
1.5. Исследование № 5: масса тела.
По данным статистики, масса всех людей на планете суммарно составляет около 125-ти млн. тонн.
А все дикие позвоночные в мире и все домашние животные (включая милых квартирных питомцев, лошадей, крупный рогатый скот и вообще всех позвоночных животных, которые живут рядом с человеком) в сумме дают колоссальные 425 млн тонн веса.
Самое большое животное синий кит. Его масса — до 190 тонн. Самое крупное наземное млекопитающее — африканский слон, масса которого может доходить до 7 тонн.
Средняя масса учеников нашего класса – всего 49,7кг. В испытании приняли участие 18 шестиклассников.
Вывод: Человек как песчинка в море и на земле. Общая масса и домашних диких животных на планете значительно превышает массу людей.
1.6. Исследование № 6: рост.
Самым высоким наземным животным является жираф. Он может вырастать до 6 метров в высоту, что примерно приравнивается к двухэтажному зданию.
2. Африканский слон, до 4 м
3. Азиатский слон, до 3,5 м
4. Бурый медведь, 3,4 м
5. Верблюд, до 2,8 м
6. Красный кенгуру, до 2,7 м
7. Африканский страус, 2,5 м
8. Белый носорог, до 2 м
9. Восточная горилла, до 1,85 м
10. Африканский буйвол, до 1,8 м
Наш бытовой мир создан вокруг средних высот. Рост женщины в среднем 1,6 метра, в то время как мужчины имеют рост около 1,8 метра.
Средний рост ученика нашего класса – 1м 56 см.
В испытании приняли участие 18 шестиклассников.
Самые высокие люди по сей день не перестают удивлять по истине огромным ростом. К сожалению такой высокий рост негативно сказывался на здоровье таких людей, у них страдал позвоночник и сердечно-сосудистая система. Все люди, чей рост превышает 2,40 метров были занесены в книгу рекордов Гиннесса. Самым высоким человеком в мире признан Роберт Уодлоу, родом из Америки. Он достиг роста 2,72 метра.
Российский политик и бывший профессиональный боксёр, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Этот российский боксер, конечно, не является самым высоким человеком в мире, но неоспоримо является одним из гигантов России. Николай Валуев, рост составляет 2 метра 13 сантиметров.
Вывод: Даже самый высокий человек ниже жирафа.
1.7. Исследование № 7: продолжительность жизни
По продолжительности жизни мы также отстаём.
На протяжении столетий человек слагал легенды и мифы о бессмертии и существах, которые не могут умереть. Конечно, в большинстве своем это выдумки, однако на Земле все же есть вид животных, которые теоретически могут жить вечно. Имя им – бессмертные медузы. Дело в том, что они обладают уникальной способностью останавливать свой жизненный цикл и обращать его вспять. Это означает, что взрослая особь может вернуться к стадии полипа и пройти все этапы заново. Суть заключается в том, что клетка может превращаться в другой тип клетки, благодаря чему достигается биологическое бессмертие, конечно, если её никто не съест.
Самый долгоживущий представитель животного мира – морская губка, которая живет до двух тысяч лет. Самое долгоживущее наземное животное – черепаха. Индийская гигантская черепаха Адвайта прожила 255 лет.
Долгожитель — человек, отличающийся долголетием. Долгожителями считаются люди в возрасте 90 лет и старше. Жанна Луиза Кальман родилась во Франции и установила мировой рекорд как долгожитель. Согласно официальным данным женщина родилась в 1875 году и умерла в 1997-ом, не дожив до начала следующего тысячелетия лишь 3 года. Всего ее продолжительность жизни составила 122 года и чуть более 160 дней.
Возраст человека не превосходит 150 лет (по неофициальным данным).
2. Пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа.
В данном случае в нашем классе рекордсменов нет.
В большей степени у братьев наших меньших развиты слух, зрение, обоняние, осязание. Самые зоркие глаза в мире у сокола-сапсана. Он способен заметить дичь с высоты до 8 км. Глаза лошади расположены так, что её обзор составляет 350 градусов (у человека 180 градусов.) Белые медведи в брачный период могут учуять своих партнеров за 80-100 км. И ни вода, ни 50-см лед им не помеха. Уникальным слухом обладают кошки.
Животные способны воспринимать такие явления, которые для человека непостижимы. Речь идет о совершенно реальных вещах, абсолютно естественных, а не сверхъестественных. Одни животные могут слышать изображения и видеть тепловое излучение, другие наделены способностью чуять запахи на расстоянии километров, ощущать магнитное поле Земли или предчувствовать надвигающееся землетрясение. Сокол мог бы читать газету (если б умел читать) с расстояния 30 м. Лягушка видит пейзаж не таким, как мы, а пчелы в свою очередь воспринимают совершенно другую картину окружающего мира. Ночные бабочки видят совсем иные созвездия, чем мы. Летучие мыши ориентируются с помощью недоступного нашему слуху высокого звука. А глухарь поет неслышимым для нас глубоким басом. Многим видам животных грозит вымирание. Для их спасения надо детально рассмотреть условия их жизни, поведение и те органы чувств, с помощью которых они ориентируются в мире. Изучая удивительные способности животных, мы учимся намного лучше понимать и свои собственные чувства. Все, что казалось нам раньше совершенно обыденным, возвышается теперь до великого чуда природы.
Вывод: Здесь человек далёк от сравнения.
3. Математические склонности животных.
На медведя наука долго не обращала внимания – ведь эти животные-одиночки являются обладателями вторым по величине мозгом после обезьян. Американские медведи барибалы способны не только различать большие и меньшие количества, но и точное количество предметов.
Исследователи Колумбийского университета пришли к выводу в том, что шимпанзе умеют считать до пяти. Так, например, обученный счету шимпанзе вынимает из коробки и даёт экспериментатору столько палочек, сколько тот просит. В коробке осталось четыре палочки. Экспериментатор попросил пять. Подумав некоторое время, обезьянка ломает одну палочку пополам и протягивает человеку пять палочек.
К списку животных, имеющих природные математические способности, добавились и саламандры. Они активизируются, когда им предоставляют выбор между трубками, в одной из которых находится две фруктовых мушки, а в другой три, заползают туда, где их три.
А это уже не эксперимент — реальный случай из жизни. Случился он Тернополе. Жил-был дед и была него лошадь по имени Лада. Ежедневно запрягал дед Ладу в телегу и развозил на ней населению мешки с углем. Подъедет дед к загрузочной станции и ждет, пока ему восемь мешков угля не загрузят, а сам и не смотрит на грузчиков. Решили они его проучить, не доложили мешок. «Трогай» — сказали они ему, а дед им: «Вы еще не весь уголь погрузили». Удивились грузчики: «А откуда ты знаешь, ты ведь не считал?». «А за меня моя лошадушка считает», — ответил дед. И правда — лошадь каждый брошенный ей за спину в телегу мешок провожала взглядом. После восьмого мешка заржала и ударила копытом. И так повторялось каждый день.
В результате проведения множества экспериментов ученые пришли к выводу, что умеют считать не только обезьяны, но и собаки. Этот факт путем научного эксперимента доказали бразильские ученые. Оказалось, что собаки способны определять количество предметов одной цепочки, где по порядковому номеру последнего объекта можно судить об общем количестве предметов.
Исследователь Реми Шовен описывал эксперименты с сойками, которых научили считать. Эти птицы успешно справлялись с таким, например, сложным заданием. В ряд стояли коробочки с черными, белыми и зелеными крышками. Нужно было снять крышку и из черной коробочки съесть два зерна, из зеленой три, из белой четыре. Сойка шла, сдвигала крышечки, считала и ела.
В одном из экспериментов голубю предлагали еду по одному зернышку. Причем всякий раз после шести хороших зерен, ему предлагали седьмое, не пригодное в пищу. Через некоторое время голубь научился считать до шести, и когда ему клали седьмое зернышко, он даже отказывался пробовать его!
Вывод: Эти удивительные способности животных заставили нас ещё раз задуматься над тем, как мало мы о них знаем. Удивителен и разнообразен животный мир. Каждый любознательный человек может открыть в нём для себя что – то новое и неизведанное.
По результатам исследовательских работ делаем следующий вывод: человек слабее и уязвимее многих животных.
Главная отличительная особенность человека – мощный интеллект. Благодаря этому мы можем решать многие вопросы в покорении природы. Но, задача человека не только покорять, но и беречь и защищать природу, помогать всем живым существам. Человек станет истинным царём природы, если научится использовать весь свой потенциал в созидательных целях. Ведь природа и человек – звенья одной цепи.
При работе над проектом нам пришлось столкнуться с различного вида спортивными испытаниями и математическими заданиями. Это вычисление среднего арифметического. Это применение математических формул. Это нахождение скорости. Без решения всех этих задач невозможно произвести расчеты, а значит, и получить нужные результаты, которые позволят ответить на поставленный вопрос.
Также мы выяснили, что для учеников 6 класса важно всестороннее, последовательное развитие организма, который обязательно должен вырасти крепким, выносливым, сильным и ловким, а главное еще и здоровым и закаленным. От регулярных занятий спортом повышается активность, на высоком уровне поддерживаются механизмы, отвечающие за обмен веществ и обеспечение запаса энергии. Физические нагрузки повышают: выносливость; силу мышц; гибкость; координацию движений; совершенствуют работы дыхательной и прочих систем организма; улучшают обмен веществ.
Результат работы по проекту — выпуск стенгазеты. Это интересная творческая работа, которая не по силам одному человеку. Нужны знания в нескольких областях. И поэтом мы, объединяя свои познания, умения решили попробовать выпустить тематическую информационную стенгазету с познавательной информацией «Человек- царь или часть природы?». Эта идея, как способ распространения и передачи информации по теме проекта для родителей, учителей, учеников и гостей школы. Газета получилась яркая, интересная. И состоит из результатов наших исследований.
Проект помог охватить большой круг учебных тем, предоставил возможность применить знания в новых ситуациях. В простой и интересной форме показал, что какую бы идею, носящую практическую направленность, мы ни пытались воплотить в жизнь, без точных знаний не обойтись.
Список литературы
Аксенова М. Большая детская энциклопедия. Математика. Том 11.М: Аванта +, 2011.-624с.
Г.П. Богданов, Г.Б. Мейксон «Оценка техники движений на уроках физической культуры», М., «Просвещение», 1973 год.
Газина, О. М. Экологическая азбука для детей: жизнь морей и океанов. – Москва, 2000.
Моррис Р. Тайны живой природы.- М.: Росмэн, 2004
Паркер С., Астон К. Природа вокруг нас. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга, 2008. — 64 c.
Источник
Человек — царь природы
Наверное, с того самого момента, когда человек осознал свою разумность, были начаты поиски таких же или близких по интеллекту живых существ на нашей планете. Шло время, развивались биология и физиология, были исследованы практически все уголки Земли, на основании чего создана целая система, в которой перечислялись живые организмы по мере усложнения организации, и, конечно, «венцом» творения природы ставился человек. В настоящем разделе мы попытаемся опровергнуть это весьма распространенное заблуждение.
Появление эволюционной теории развития всего живого показало глубокую взаимосвязь всех организмов, населяющих Землю. От молекулы ДНК, впервые возникшей когда-то, до появления сложных, способных к абстрактному мышлению существ прошли миллиарды лет. Действительно, живая материя постепенно принимала все более и более сложные формы, подробное изучение животного и растительного мира показало, что наиболее сложно организованные существа в ходе своего развития проходят этапы, соответствующие более примитивным по строению живым организмам. Так, например, любое млекопитающее, будучи эмбрионом, в начале внутриутробной жизни имеет жаберные дуги и плавники, т. е. очень сильно напоминает эмбрион рыбы. Казалось бы, что связывает слонов и форелей? Оказывается, и те и другие — «братья», имеющие общего, хоть и очень дальнего предка.
Поскольку непосредственным исследователем живой природы был сам человек, то критерием развитости того или иного существа был разум или любая «осмысленная» деятельность. Человек, по-видимому, стал первым живым организмом, обратившим взгляд на самого себя. Он подробнейшим образом исследовал строение своих внутренних органов, в т. ч. и центральной нервной системы, сравнивая ее с мозгом других животных. Кора головного мозга, предопределившая появление разумной жизни на нашей планете, с точки зрения биологии ХХ-го столетия достигла своего апогея именно у представителей рода Homo sapiens — человека разумного. Именно у людей, согласно данным того времени, максимальное количество извилин в коре головного мозга. Это позволяет сделать вывод, что человек — самое умное и совершенное существо на Земле.
Если до XX в. наука была далека от атеизма и мысль о собственной неповторимости и величии была достойной костра инквизиции, то с развенчанием режима самодержавия и религиозных устоев общества был отодвинут на задний план символ самого совершенного начала — божественного. Именно в это время и появился самый нелепый лозунг за всю историю существования человечества — «Человек — царь природы».
Наверное, не было лучшего оправдания бесчинствам человека по отношению к другим живым обитателям планеты. Создавалась видимость того, что все вокруг существует лишь для того, чтобы удовлетворять потребности человека. Даже опасность экологических катастроф оценивалась с позиции того, что последующим поколениям землян может не хватить природных ресурсов, все же многообразие живого всегда было вторичным.
Видимо, только последние десятилетия заставили человека задуматься над тем, что, видимо, не так уж всемогущ «самый умный обитатель Земли». Казалось бы, как нелепо то, что не видимый глазом микроб, у которого есть лишь единственная нуклеиновая кислота в белковой оболочке, угрожает всему 6-миллиардному населению земного шара вымиранием и перед ним бессильны многочисленные научные институты, в которых суммировался весь интеллектуальный потенциал человечества.
Конечно, проблема СПИДа в XX в. не стала чем-то неведомым для людей. Эпидемии чумы, холеры, тифа и даже гриппа в свое время уносили миллионы жизней, однако в то время все бедствия были «карой небесной», теперь же человеку было просто непозволительно не искать разумного выхода из данной ситуации.
Да, человек со всей своей многоуровневой корой и «пониманием» процессов, происходящих вокруг, очень часто оказывается просто щепкой в руках сил природы. Извержения вулканов, ураганы, цунами в считанные минуты уничтожают сооружения, создаваемые десятками тысяч профессионалов, опровергая тем самым суждения о том, что природа находится в подчинении у человека.
Конечно, можно возразить — одно дело силы неживой природы, совсем другое — живые существа, уж здесь-то человеку нет равных. Однако можно привести сотни доводов, опровергающих подобное мнение. В природе обитают многочисленные живые организмы, обладающие способностями, не свойственными представителям рода человеческого.
Во-первых, одноклеточные обитатели соленых водоемов способны не только реагировать на минимальные изменения содержания солей, но и определять единичные молекулы других веществ в кубометрах воды. А что способен почувствовать кожей или осязательными луковицами языка человек?
Да, конечно, у рыб трехкамерное сердце, а мозг состоит только из мозговых пузырей, однако целые стаи лосося способны не сбиваться с пути протяженностью в тысячи километров, находя дорогу к местам нереста. А способен ли человек не заблудиться хотя бы на участке, в сотню раз меньшем?
Человек в своем интеллектуальном поиске так отдалился от живой природы, что утратил способность самостоятельно помочь себе в условиях невозможности вызвать «скорую помощь». Так, ящерица, которой оторвало конечность, способна полностью восстановить ее в кратчайшие сроки; думается, что человек в аналогичной ситуации в лучшем случае наложит повязку для остановки кровотечения.
Саламандра, подобно ящерице, способна полностью восстановить утраченную конечность
Человек способен почувствовать нагретость или охлажденность того или иного предмета, порог же температурного разрешения для него, можно сказать, просто огромный. Так, змеи, например, способны почувствовать изменение температуры среды в тысячную долю градуса, как раз то нагревание среды, которое создается мелкими теплокровными грызунами или птенцами. По сравнению с подобной терморецепцией люди невероятно толстокожи.
А что же зрение? Человек способен воспринимать определенный цветовой спектр, а ведь существуют и совершенно иные видения этого мира. Те же пчелы способны видеть цвета со сверхкороткой длиной волны, поэтому даже однородное голубое небо в ясный солнечный день для них имеет множество участков, окрашенных в различные оттенки, а белые цветки для них отличаются друг от друга, причем весьма существенно.
Что касается зоркости, то в этом отношении человек далек от многих живых существ. Любая хищная птица, например ястреб или сокол, способна разглядеть полевку с высоты нескольких десятков метров; альбатрос и чайка видят рыбу в темных морских водах…
Мир запахов открыт нам, как выясняется, едва-едва. Мы почти не различаем «ароматов», чего не скажешь о собаках, способных найти что-то по «пахучим» следам, оставленным человеком на тротуарах, земляных тропинках и т. д. Есть и еще один яркий пример — киты, способные почувствовать присутствие сородичей где-то рядом по «водным следам», т. к. растворенные в огромных толщах неспокойной воды выделения в микроскопических количествах все-таки достигают органа обоняния морских гигантов.
Летучие мыши способны в кромешной тьме обнаружить и отловить даже самое мелкое насекомое
Координация движения даже тренированного летчика или акробата не может быть сравнима с птичьей. Разве можно себе представить, чтобы человек смог контролировать ситуацию после всех многочисленных пируэтов и «мертвых петель», которые совершаются стрижами или ласточками при ловле стрекоз и комаров.
Такое человеческое чувство, как интуиция, т. е. способность предвосхитить каким-то невероятным образом грядущее событие, свойственна лишь особо чувствительным натурам, а ведь задолго до кораблекрушения крысы покидают обреченный корабль, а домашние животные уходят из дома перед землетрясением. А способны ли люди предвидеть любую опасность?
Что касается переживания всякого рода экстремальных ситуаций, то в этом смысле человек вообще ни к чему не приспособлен. Вот австралийский неоцератод (т. н. двоякодышащая рыба) может пережидать периоды пересыхания водоема, дыша атмосферным кислородом на протяжении долгих месяцев. А способен ли человек продержаться в воде даже с запасом воздуха в баллонах, скажем, неделю?
Аналогичная ситуация с перепадами давления. Микроорганизмы, обнаруженные на дне Кольской скважины, без всяких «проблем для здоровья» выносят давления в сотни атмосфер. Придонные морские животные подвергаются воздействию столбов плотной соленой воды высотой в несколько километров, что также создает гигантские перегрузки, в условиях которых легкие аквалангиста просто разорвало бы, однако и скаты, и дельфины, и киты совершенно безболезненно переносят нахождение на этих глубинах.
Наверное, рекордсменами по выживаемости являются вирусы и бактерии, они-то вообще способны в случае необходимости изменять весь генетический аппарат, подстраивать геном своего «хозяина» под собственные нужды, заставляя синтезировать необходимые им белки. Человек по сравнению с ними просто нечто закостеневшее, ведь даже самые современные достижения генной инженерии даже не спасают от наследственных болезней.
Человек ориентируется в окружающей среде главным образом с помощью зрения, о качестве которого уже говорилось. В природе же существует и другой способ получения информации — эхолокация. Летучие мыши и дельфины способны с помощью особого аппарата, расположенного в полостях мозга, в кромешной тьме распознать любой объект; испущенный эхосигнал достигает препятствия, отражается от него и в измененном виде возвращается к своему источнику, снабжая животное всей необходимой информацией.
Что касается «умелых рук», думается, что птичьи гнезда, сооружаемые даже без участия конечностей как таковых, термитники, коралловые рифы — это такое же мастерство живых существ, ничуть не уступающее, а иной раз и превосходящее человеческое искусство.
Термитник — наглядное свидетельство того, что гораздо более просто организованные существа без использования подручных средств способны сооружать сложнейшие строения
Невероятным в свое время показалось сообщение о том, что дельфины не уступают человеку в разумности. Исследования мозга этих удивительных морских млекопитающих показали, что масса мозга, количество и сложность извилин этих животных не только не отстают от человеческих, но по некоторым показателями превосходят их. Чего стоит наблюдение одного из ведущих мировых специалистов по дельфинам Джона Лилли, показавшего, как его любимец Эльвар просто-напросто самостоятельно экспериментирует над своим «покровителем».
Наверное, всех приведенных фактов достаточно для отрицания любого владычества человека над природой, люди представляют собой лишь часть, причем далеко не самую совершенную, сложнейшей и глубоко взаимосвязанной системы живого и неживого.
Читайте также
Царь-голод
Царь-голод Но может, сам факт вывоза хлеба из России свидетельствует о том, что в стране было изобилие продовольствия? Откроем такой авторитетный дореволюционный источник, как «Новый энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Что же мы там обнаруживаем? Статью
II. Гор Старший, первый царь Нижнего Египта, и Сет, первый царь Верхнего Египта
II. Гор Старший, первый царь Нижнего Египта, и Сет, первый царь Верхнего Египта Из всего пантеона богов Вселенной самым древним, вероятно, был бог света и неба. Он не являлся солнцем, которое изображалось в виде диска (Ра, Атон), но был существом более всеобъемлющей
Царь Шамбалы
Царь Шамбалы 29 декабря 1885 года. Австрийский город Грац. В семье отставного военного Теодора-Рудольфа родился сын, которого назвали Роберт. Семья много путешествует: после Австрии была Эстония, потом Унгерны обосновались в России. Так Роберт стал Романом. Вскоре родители
5. «Царь-предатель»
5. «Царь-предатель» Выше упоминалось уже, что императору адресовались самые разнообразные обвинения и ругательства. Наряду с наиболее распространенным словом «дурак» и часто встречающимися («кровопивец», «пробочник», «винополец») употребляются и совершенно
Коррекция природы
Коррекция природы Время от времени люди во всем мире изобретали различные способы для сексуального возбуждения своего партнера. Наибольшей творческой выдумкой в этом отношении, судя по всему, отличалось племя по-напе на одном из Микронезийскик островов. В середине 1970-х
МЫСЛИ: Две природы человека
МЫСЛИ: Две природы человека Автор: Дмитрий ШабановПроблема счастья не заслужила статуса серьезной научной или философской темы, хотя, вероятно, важна для каждого из нас. Кто не хочет быть счастливым? У всех ли это получается? Серьезнее других относятся к проблеме
Воздействие на нас сил природы
Воздействие на нас сил природы Допуская, что все сказанное выше верно, рассмотрим некоторые силы и факторы, которые воздействуют на эту удивительно сложную машину-автомат с ее невероятно восприимчивыми и чувствительными органами, в то время как вращающийся земной шар
Китайцы – гидротехники от природы
Китайцы – гидротехники от природы Смело шагнув в будущее, Поднебесная по-новому показала миру и величие своего прошлого. Подобно Великой Китайской стене, Великий Китайский канал является одним из наиболее грандиозных сооружений древности. Это самый ранний по времени и
Лесной царь Ох
Лесной царь Ох Жила когда-то сирота в маленьком домике со своей старенькой бабушкой. Им обеим приходилось тяжело работать, чтобы заработать на хлеб. Бабушка лечила травами, девочка ходила каждый день в лес по хворост, а потом продавала его.Пришла осень. Сирота, как и
Печаль вечерней природы, или «Чем отличается человек от бобра»
Печаль вечерней природы, или «Чем отличается человек от бобра» Инвентаризация возрастных страстей со всей очевидностью показывает: 50 лет – жалобная книга природы. Выразимся потактичнее: печаль вечерней природы.Сейчас речь пойдет не о прихотях стареющего
В автоклаве матери-природы
В автоклаве матери-природы Несмотря на разнообразие нетрадиционных углеводородов, у них есть и нечто общее – все они требуют поиска способа добычи запасов, о которых давно знали, но не могли использовать в коммерческих масштабах.Горючие сланцы пока еще ждут такого
Секрет природы
Секрет природы К 1900 г. Томас Эдисон все же пришел к выводу, что электрический автомобиль предпочтительнее автомобиля на бензиновой тяге. Он заявил, что эти шумные, вонючие, покрытые копотью, ненадежные безлошадные повозки, работающие на бензине, не могут быть
Источник
Сочинение на тему: «Человек — царь природы» — тексты с аргументами
В тексте школьник должен сформулировать свою точку зрения на проблему и подтвердить ее примерами.
Основная проблема
В сочинении «Человек — царь природы» ученик должен порассуждать на тему, какое место в мире занимают люди. Планете Земля уже несколько миллионов лет, и человечество появилось далеко не сразу. За все это время существовали разные цивилизации, и для улучшения их жизни использовались природные ресурсы.
Неоднократно люди уничтожали разные виды животных и растений. На заре своего становления человечество боялось природных явлений — дождей, гроз, снегопадов и других. Но с развитием науки пришло понимание, как меняются времена года и каковы особенности климата.
Люди нередко задавались вопросом, какое место они занимают в природе. На эту тему рассуждали писатели, поэты, философы. В древнюю эпоху считалось, что окружающим миром управляют боги, и поэтому человек — раб их воли.
С развитием культуры стало меняться восприятие проблемы. Люди все больше начали справляться с разными явлениями. Например, были разработаны аппараты для предсказания погоды, появилась возможность предупреждать о стихийных явлениях.
Ученик может обосновать, почему человек — царь природы:
- Он распоряжается ресурсами планеты.
- С помощью разных технологий выживет почти в разных точках планеты.
- Может противостоять любым животным.
В то же время разумные существа все еще бессильны перед природными катаклизмами. Некоторые из них можно предсказать, но не остановить. В истории было много разрушительных землетрясений, цунами, наводнений.
Истощение ресурсов планеты тоже приведет к глобальным катастрофам. Поэтому нельзя однозначно сказать, являются ли люди царями мира.
Несколько аргументов
В литературе неоднократно поднимался вопрос взаимоотношений человечества и окружающего мира. В работе Кира Булычева «Каникулы на Пенелопе» главные герои прибывают на новую планету. Она обладает уникальной природой, животными и быстро признается туристическим заповедником.
Но со временем на планете появляются хищники, которые нападают на людей. В итоге звери начинают разговаривать с главной героиней Алисой. Они просят ее и других людей покинуть Пенелопу, так как человеческая культура направлена на разрушение природы. Это произведение является иллюстрацией к тому, что не всегда цивилизация оказывает хорошее влияние на планету.
О губительном влиянии человеческой культуры рассказывал и писатель В. Распутин. В «Прощании с Матерой» люди жили на острове Матера в гармонии с окружающим миром. Но в то же время правительству нужно было создавать гидроэлектростанции. В итоге они утопили остров и погубили животный мир.
В книге Айтматова «Плаха» рассказывается о том, как человеческая община уничтожала животных в лесу. Баланс был нарушен, и семья волков оказалась на краю гибели. Подобный поступок привел к проблемам не только с хищниками, но и с будущим цивилизации.
А в рассказе Брэдбери «И грянул гром» причиной глобальных изменений в мире стало уничтожение бабочки. Поэтому нельзя однозначно сказать, может ли человеческая цивилизация считать себя вершиной мира.
Особенности работы
В сочинении «Человек — покоритель природы» рассуждения и размышления должны выходить на первый план. Для этого ученик должен сформулировать проблему, свою позицию и аргументировать ее примерами из литературы или жизни. В конце делается заключение, без которого работа будет считаться незавершенной.
Сочинение нельзя путать с эссе — видом творческой работы, которое имеет произвольное композиционное построение. В эссе ученик отражает субъективную позицию, его задача — побуждать читателей к размышлениям.
В сочинении же — строгая структура, школьник должен продемонстрировать свои навыки рассуждения на заданную тему.
В письменной работе есть следующие части:
- вступление со сформулированной проблемой;
- основной блок с двумя аргументами;
- заключение.
Без соблюдения этого плана сочинение не будет засчитано. Поэтому нужно внимательно писать текст и следовать структуре. Стоит также понимать, что не может быть единственно правильного варианта ответа.
Главное — продемонстрировать умение рассуждать и аргументировать свою точку зрения.
Источник
Доказательства того что человек царь природы
Рекорд нашего класса в беге на 30 метров принадлежит Андрюшину Никите– 4,9с, т.е.– 21,6 км/ч, что почти в 6 раз меньше скорости гепарда.
1 метр в секунду = 3,6 километр в час
30м:4,9с = 6 м/с = 21,6 км/ч
Среднюю скорость движения нельзя рассчитывать, как среднее арифметическое. Для расчёта средней скорости используется формула: v=(s1+s2+. +sn)/(t1+t2+. +tn), где 1. 2 . n — участки пути.
Средняя скорость нашего класса – 6,2м/с = 22,3 км/ч
Некоторые представители животного мира обладают молниеносной скоростью. Самое быстрое наземное животное – гепард, его скорость достигает 128 км/час. Второе место в скорости среди наземных животных принадлежит вилорогой антилопе, обитающей в Северной Америке. Её скорость — 98 км/ч. Многие животные хорошие пловцы. Самая быстрая рыба-парусник может развивать скорость до 109 км/ч. Самое быстрое морское млекопитающее – касатка. Она может плыть со скоростью 55,5 км/ч.
Олимпийский рекорд: Кто самый быстрый человек в мире? В легкой атлетике официально фиксируются рекорды в беге, начиная от 100 метров. Однако в футболе фиксируются рекорды и на коротких дистанциях, в том числе и 30 метрах. В настоящий момент абсолютным рекордсменом в беге на 30 метров является игрок дортмундской футбольной команды «Боруссии» Пьер-Эмерик Обамеянг. Он, мягко говоря, поразил общественность своей скоростью, пробежав 30 метров за 3,7 секунды. Пробежать стометровку за 9,58 секунды на скорости 36 км/час может единственный спринтер в мире – Усэйн Болт. Но стоит отметить, что Усейну Болту принадлежит много других рекордов на разные дистанции, недаром он имеет прозвище «молния».
Вывод: Человек обладает скоростью, но недостаточно большой.
1.2. Исследование № 2: прыжки в высоту
Далеко позади мы оказались и в прыжках. Лучшие прыгуны среди наземных млекопитающих — представители семейства кошачьих. Тот же гепард может прыгнуть на высоту 4,5 метра, а пума — на 4 метра. Третье место в высоте прыжка среди наземных млекопитающих принадлежит кенгуру, которые могут прыгнуть на 3 метра. Рекорд по прыжкам в высоту среди млекопитающих принадлежит дельфину-афалине, который прыгает на 6 метров вверх. Из рыб выше всех прыгает кета, может перепрыгивать препятствия высотой 3,65 метра. Однако лучшим прыгуном является блоха. Она может прыгнуть на высоту, превышающую её размеры в 150 раз.
Рекорд нашего класса по прыжкам в высоту принадлежит Бесчастному Ивану -1,25 м, что в 4,8 раза меньше прыжка дельфина.
Прыжок в высоту – один из наиболее популярных и доступных видов легкой атлетики. Являясь самостоятельным видом спорта, прыжки в высоту входят в программу всех соревнований по легкой атлетике. По данному виду легкой атлетики регистрируются мировые рекорды на протяжении уже 100 лет. Также прыжки в высоту занимают значительное место в системе физического воспитания широких слоев населения. Этот вид спорта входит в учебную программу.
Одним из главных критериев усвоения данной деятельности является прыжок на максимальный результат, исходя из нормативов учебной программы в 6 классе:
мальчики 115 110 90 см
девочки 110 100 85 см
В испытании на прыжки в высоту приняли участие 9 человек.
Олимпийский рекорд: Прыжки в высоту – удивительный вид спорта. Его еще называют жемчужиной королевы спорта – легкой атлетики. Именно прыжки в высоту отвечают призыву основателя олимпийского движения Пьера де Кубертена: «Быстрее, выше, сильнее». Мировой рекорд установила россиянка Елена Исинбаева 13 июля 2003 года. Она прыгнула на высоту 4,82 м. Ее еще называют Бубка в юбке. Красивая и обаятельная спортсменка быстро завоевала сердца поклонников легкой атлетики. Ее результаты феноменальны. Она первая в мире в 2005 году на Лондонской арене преодолела высоту 5,0 м, а в 2009 году в Цюрихе 5,06 м. Побить ее рекорд не удалось никому из женщин по сей день. Рекордсмен-шестовик Сергей Бубка. Он ворвался в мир спорта 1984 году и сразу же побил рекорд Тьерри Виньерона, прыгнув на высоту 5,85 м. Спустя 10 лет украинский спортсмен поднял мировой рекорд по прыжкам с шестом до отметки 6,14 м, а в закрытых помещениях 6,15 м. Всего же за карьеру Бубка побил 35 мировых рекордов. Только спустя 21 год в 2014 году француз Рено Лавиллени взял планку в 6,16 м и побил рекорд Бубки в закрытых помещениях.
Вывод: Человек может прыгнуть достаточно высоко, но только с шестом.
1.3. Исследование № 3: прыжки в длину.
Дальше всех из наземных млекопитающих прыгает кенгуру. Самый длинный зарегистрированный прыжок кенгуру составил 13 метров 64 сантиметра. На втором месте по прыжкам в длину африканская чернопятая антилопа импала. Она способна прыгнуть на 12 метров в длину.
Рекорд нашего класса по прыжкам в длину принадлежит Андрюшину Никите – 200см и Курлаповой Валерии – тоже 200см. Это в 7,8 раз меньше прыжка кенгуру.
В испытании на прыжки в длину приняли участие 26 человек.
Нормативы 6 класс. Прыжки в длину с места, см
Олимпийский рекорд: 347 см — именно столько составляет олимпийский рекорд прыжков в длину с места, который принадлежит американскому спортсмену Рею Юри. Ему удалось прыгнуть на 347 см в длину и на 1,65 метров в высоту. Конечно очень сложно представить, что такое прыгнуть на три с половиной метра. Для сдачи ГТО необходимо прыгнуть всего 230 см для юноши 17 лет. Поэтому чтобы научится прыгать далеко надо сдавать ГТО, заниматься спортом, развиваться и ставить собственные рекорды.
Вывод: Человек не соперник даже антилопе.
1.4. Исследование № 4: сила.
Сила с древних времен почиталась среди мужчин. Сильные люди вели за собой армии и целые народы. Современные силачи также популярны. Они ставят рекорды и записывают свои имена в историю. Сейчас самым сильным человеком планеты считается британский спортсмен Эдди Холл. Рекорды Эдди Холла:
Приседания со штангой на плечах — 405 кг
Жим штанги от груди — 300 кг
Жим ногами — 1 т на 10 повторений
В Книге рекордов Гиннесса записан как самый сильный мальчик. Еще в дошкольном возрасте Брюс протянул «Волгу», а в восемь лет поднял 8-килограммовую гирю 300 раз. В юности силы рук хватало, чтобы разорвать книгу, в которой 700 страниц.
Любой человек может развить силовые показатели. Это вопрос времени и тренировок. Однако те, кто ставит рекорды, — это уникумы, которых одарила природа. Но даже с природным талантом, чтобы стать самым сильным человеком в истории, нужна воля и железный характер.
В нашем классе по результатам армреслинга, самым сильным стал Андрюшин Никита.
А вот насекомые по сравнению с нами обладают фантастической силой. Сильнее всех жук-носорог, который способен носить вес, в 850 раз превышающий массу его тела. На втором месте по силе – муравей, который способен носить на себе вес, в 50 раз превышающий массу его тела.
Вывод: Если бы человек был таким сильным, то в одиночку двигал бы целый состав, состоящий из 11 вагонов и локомотива.
1.5. Исследование № 5: масса тела.
По данным статистики, масса всех людей на планете суммарно составляет около 125-ти млн. тонн.
А все дикие позвоночные в мире и все домашние животные (включая милых квартирных питомцев, лошадей, крупный рогатый скот и вообще всех позвоночных животных, которые живут рядом с человеком) в сумме дают колоссальные 425 млн тонн веса.
Самое большое животное синий кит. Его масса — до 190 тонн. Самое крупное наземное млекопитающее — африканский слон, масса которого может доходить до 7 тонн.
Средняя масса учеников нашего класса – всего 49,7кг. В испытании приняли участие 18 шестиклассников.
Вывод: Человек как песчинка в море и на земле. Общая масса и домашних диких животных на планете значительно превышает массу людей.
1.6. Исследование № 6: рост.
Самым высоким наземным животным является жираф. Он может вырастать до 6 метров в высоту, что примерно приравнивается к двухэтажному зданию.
2. Африканский слон, до 4 м
3. Азиатский слон, до 3,5 м
4. Бурый медведь, 3,4 м
5. Верблюд, до 2,8 м
6. Красный кенгуру, до 2,7 м
7. Африканский страус, 2,5 м
8. Белый носорог, до 2 м
9. Восточная горилла, до 1,85 м
10. Африканский буйвол, до 1,8 м
Наш бытовой мир создан вокруг средних высот. Рост женщины в среднем 1,6 метра, в то время как мужчины имеют рост около 1,8 метра.
Средний рост ученика нашего класса – 1м 56 см.
В испытании приняли участие 18 шестиклассников.
Самые высокие люди по сей день не перестают удивлять по истине огромным ростом. К сожалению такой высокий рост негативно сказывался на здоровье таких людей, у них страдал позвоночник и сердечно-сосудистая система. Все люди, чей рост превышает 2,40 метров были занесены в книгу рекордов Гиннесса. Самым высоким человеком в мире признан Роберт Уодлоу, родом из Америки. Он достиг роста 2,72 метра.
Российский политик и бывший профессиональный боксёр, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Этот российский боксер, конечно, не является самым высоким человеком в мире, но неоспоримо является одним из гигантов России. Николай Валуев, рост составляет 2 метра 13 сантиметров.
Вывод: Даже самый высокий человек ниже жирафа.
1.7. Исследование № 7: продолжительность жизни
По продолжительности жизни мы также отстаём.
На протяжении столетий человек слагал легенды и мифы о бессмертии и существах, которые не могут умереть. Конечно, в большинстве своем это выдумки, однако на Земле все же есть вид животных, которые теоретически могут жить вечно. Имя им – бессмертные медузы. Дело в том, что они обладают уникальной способностью останавливать свой жизненный цикл и обращать его вспять. Это означает, что взрослая особь может вернуться к стадии полипа и пройти все этапы заново. Суть заключается в том, что клетка может превращаться в другой тип клетки, благодаря чему достигается биологическое бессмертие, конечно, если её никто не съест.
Самый долгоживущий представитель животного мира – морская губка, которая живет до двух тысяч лет. Самое долгоживущее наземное животное – черепаха. Индийская гигантская черепаха Адвайта прожила 255 лет.
Долгожитель — человек, отличающийся долголетием. Долгожителями считаются люди в возрасте 90 лет и старше. Жанна Луиза Кальман родилась во Франции и установила мировой рекорд как долгожитель. Согласно официальным данным женщина родилась в 1875 году и умерла в 1997-ом, не дожив до начала следующего тысячелетия лишь 3 года. Всего ее продолжительность жизни составила 122 года и чуть более 160 дней.
Возраст человека не превосходит 150 лет (по неофициальным данным).
2. Пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа.
В данном случае в нашем классе рекордсменов нет.
В большей степени у братьев наших меньших развиты слух, зрение, обоняние, осязание. Самые зоркие глаза в мире у сокола-сапсана. Он способен заметить дичь с высоты до 8 км. Глаза лошади расположены так, что её обзор составляет 350 градусов (у человека 180 градусов.) Белые медведи в брачный период могут учуять своих партнеров за 80-100 км. И ни вода, ни 50-см лед им не помеха. Уникальным слухом обладают кошки.
Животные способны воспринимать такие явления, которые для человека непостижимы. Речь идет о совершенно реальных вещах, абсолютно естественных, а не сверхъестественных. Одни животные могут слышать изображения и видеть тепловое излучение, другие наделены способностью чуять запахи на расстоянии километров, ощущать магнитное поле Земли или предчувствовать надвигающееся землетрясение. Сокол мог бы читать газету (если б умел читать) с расстояния 30 м. Лягушка видит пейзаж не таким, как мы, а пчелы в свою очередь воспринимают совершенно другую картину окружающего мира. Ночные бабочки видят совсем иные созвездия, чем мы. Летучие мыши ориентируются с помощью недоступного нашему слуху высокого звука. А глухарь поет неслышимым для нас глубоким басом. Многим видам животных грозит вымирание. Для их спасения надо детально рассмотреть условия их жизни, поведение и те органы чувств, с помощью которых они ориентируются в мире. Изучая удивительные способности животных, мы учимся намного лучше понимать и свои собственные чувства. Все, что казалось нам раньше совершенно обыденным, возвышается теперь до великого чуда природы.
Вывод: Здесь человек далёк от сравнения.
3. Математические склонности животных.
На медведя наука долго не обращала внимания – ведь эти животные-одиночки являются обладателями вторым по величине мозгом после обезьян. Американские медведи барибалы способны не только различать большие и меньшие количества, но и точное количество предметов.
Исследователи Колумбийского университета пришли к выводу в том, что шимпанзе умеют считать до пяти. Так, например, обученный счету шимпанзе вынимает из коробки и даёт экспериментатору столько палочек, сколько тот просит. В коробке осталось четыре палочки. Экспериментатор попросил пять. Подумав некоторое время, обезьянка ломает одну палочку пополам и протягивает человеку пять палочек.
К списку животных, имеющих природные математические способности, добавились и саламандры. Они активизируются, когда им предоставляют выбор между трубками, в одной из которых находится две фруктовых мушки, а в другой три, заползают туда, где их три.
А это уже не эксперимент — реальный случай из жизни. Случился он Тернополе. Жил-был дед и была него лошадь по имени Лада. Ежедневно запрягал дед Ладу в телегу и развозил на ней населению мешки с углем. Подъедет дед к загрузочной станции и ждет, пока ему восемь мешков угля не загрузят, а сам и не смотрит на грузчиков. Решили они его проучить, не доложили мешок. «Трогай» — сказали они ему, а дед им: «Вы еще не весь уголь погрузили». Удивились грузчики: «А откуда ты знаешь, ты ведь не считал?». «А за меня моя лошадушка считает», — ответил дед. И правда — лошадь каждый брошенный ей за спину в телегу мешок провожала взглядом. После восьмого мешка заржала и ударила копытом. И так повторялось каждый день.
В результате проведения множества экспериментов ученые пришли к выводу, что умеют считать не только обезьяны, но и собаки. Этот факт путем научного эксперимента доказали бразильские ученые. Оказалось, что собаки способны определять количество предметов одной цепочки, где по порядковому номеру последнего объекта можно судить об общем количестве предметов.
Исследователь Реми Шовен описывал эксперименты с сойками, которых научили считать. Эти птицы успешно справлялись с таким, например, сложным заданием. В ряд стояли коробочки с черными, белыми и зелеными крышками. Нужно было снять крышку и из черной коробочки съесть два зерна, из зеленой три, из белой четыре. Сойка шла, сдвигала крышечки, считала и ела.
В одном из экспериментов голубю предлагали еду по одному зернышку. Причем всякий раз после шести хороших зерен, ему предлагали седьмое, не пригодное в пищу. Через некоторое время голубь научился считать до шести, и когда ему клали седьмое зернышко, он даже отказывался пробовать его!
Вывод: Эти удивительные способности животных заставили нас ещё раз задуматься над тем, как мало мы о них знаем. Удивителен и разнообразен животный мир. Каждый любознательный человек может открыть в нём для себя что – то новое и неизведанное.
По результатам исследовательских работ делаем следующий вывод: человек слабее и уязвимее многих животных.
Главная отличительная особенность человека – мощный интеллект. Благодаря этому мы можем решать многие вопросы в покорении природы. Но, задача человека не только покорять, но и беречь и защищать природу, помогать всем живым существам. Человек станет истинным царём природы, если научится использовать весь свой потенциал в созидательных целях. Ведь природа и человек – звенья одной цепи.
При работе над проектом нам пришлось столкнуться с различного вида спортивными испытаниями и математическими заданиями. Это вычисление среднего арифметического. Это применение математических формул. Это нахождение скорости. Без решения всех этих задач невозможно произвести расчеты, а значит, и получить нужные результаты, которые позволят ответить на поставленный вопрос.
Также мы выяснили, что для учеников 6 класса важно всестороннее, последовательное развитие организма, который обязательно должен вырасти крепким, выносливым, сильным и ловким, а главное еще и здоровым и закаленным. От регулярных занятий спортом повышается активность, на высоком уровне поддерживаются механизмы, отвечающие за обмен веществ и обеспечение запаса энергии. Физические нагрузки повышают: выносливость; силу мышц; гибкость; координацию движений; совершенствуют работы дыхательной и прочих систем организма; улучшают обмен веществ.
Результат работы по проекту — выпуск стенгазеты. Это интересная творческая работа, которая не по силам одному человеку. Нужны знания в нескольких областях. И поэтом мы, объединяя свои познания, умения решили попробовать выпустить тематическую информационную стенгазету с познавательной информацией «Человек- царь или часть природы?». Эта идея, как способ распространения и передачи информации по теме проекта для родителей, учителей, учеников и гостей школы. Газета получилась яркая, интересная. И состоит из результатов наших исследований.
Проект помог охватить большой круг учебных тем, предоставил возможность применить знания в новых ситуациях. В простой и интересной форме показал, что какую бы идею, носящую практическую направленность, мы ни пытались воплотить в жизнь, без точных знаний не обойтись.
Список литературы
Аксенова М. Большая детская энциклопедия. Математика. Том 11.М: Аванта +, 2011.-624с.
Г.П. Богданов, Г.Б. Мейксон «Оценка техники движений на уроках физической культуры», М., «Просвещение», 1973 год.
Газина, О. М. Экологическая азбука для детей: жизнь морей и океанов. – Москва, 2000.
Моррис Р. Тайны живой природы.- М.: Росмэн, 2004
Паркер С., Астон К. Природа вокруг нас. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга, 2008. — 64 c.
Источник
Старший по планете: как человек взял на себя ответственность за природу
«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача», — цитата из трудов селекционера Ивана Мичурина хоть и приводилась автором лишь в узком смысле развития плодоводства, стала популярной в советском государстве в широком смысле. Но она сгодилась бы и на роль мирового кредо на завершающем этапе колониальной эпохи. Мичуринская формулировка — своего рода вершина процесса самовольного воцарения человека в мире, девиз «царя природы».
«Воцарялся» человек долго и трудно. Первой эмоцией, которую наши далекие предки испытывали по отношению к природным силам, был, по всей видимости, благоговейный ужас: природа могла нанести ущерб в любой момент. Пожары, наводнения, дикие звери — все это заставляло человека страдать, испытывая страх и беспомощность.
В самой глубокой древности человек обожествлял непосредственно злаки, дававшие ему пропитание; однако впоследствии понадобилось объяснение тому, что людям приходится, по сути, «убивать» и съедать божество. Земледельческие культы эволюционировали, отделив «духа растения» от его «тела»; так стихийная сущность природы начала отделяться от материальной.
Страх перед стихией сохраняется в каком-то смысле до сих пор: даже современные писатели в жанре фэнтези, выдумывая свои пантеоны, непременно включают в них природную силу, будь то энты у Толкина, древовидцы у Мартина или Грут во вселенной Marvel.
В материальном же смысле природа стала пониматься как неодушевленная часть сотворенного мира, одушевленной частью которого был человек. Когда люди с развитием ремесел и земледелия убедились, что окружающий мир, оказывается, вполне поддается переделке, самым простым объяснением стала идея предназначенности природы в дар человеку, каковым даром человек волен распоряжаться: «Растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое ради людей», — бесхитростно заключает Аристотель.
Более конкретно эта мысль разъяснена у Платона в «Тимее»: сотворенный человек неизбежно должен был погибнуть от огня и воздуха, поэтому в помощь ему боги создали растения — «породы растительного царства произрастили они, мощные, нам, менее сильным, для пропитания».
Хищническая вырубка лесов и опустошение полей и выпасов — не изобретение новейшего времени. Оказавшись в пустынях современной Сирии или Ирака, трудно поверить в то, что некогда эти земли были так называемым плодородным полумесяцем, мировой колыбелью земледелия и скотоводства. Леса и поля, составлявшие богатства Шумера и Вавилона, были попросту сведены на нет за долгие столетия руками людей. Наиболее распространенное объяснение гибели цивилизации майя тоже сводится к вырубке индейцами джунглей и, как следствие, разрушению экосистемы. При взгляде на скалы Греции сложно представить их покрытыми строевым лесом, исчезавшим уже на глазах современников: «Среди наших гор есть такие, которые ныне взращивают разве только пчел, а ведь целы еще крыши из кровельных деревьев, срубленных в этих горах для самых больших строений», — сокрушался Платон.
Кстати, уже в античную эпоху люди задумывались о последствиях вторжения в природу. В «Анналах» Тацита сохранился рассказ о том, как в римском сенате слушался проект отвода от Тибра питающих его рек и озер для уменьшения его разливов. Представители муниципиев и колоний — флорентийцы, риетинцы и жители Интерамны — воспротивились, утверждая, что тогда вода из этих водоемов заболотит «плодороднейшие земли Италии», и вообще, «природа, определившая рекам их устья и течение, истоки и разливы, достаточно позаботилась о делах человеческих». Сенат решил оставить все как есть.
Леса тем не менее продолжали вырубаться быстрыми темпами; довольно скоро древесину для римских построек пришлось возить из дальних провинций. Граждане если и беспокоились, то не об абстрактной экологии, а о собственных нуждах. Не стоит забывать, что, разрушая, человек одновременно и создавал — прокладывал системы ирригации, облагораживал культурные растения, выводил новые породы скота, высаживал сады, поля и виноградники.
Некоторые современные исследователи высказывают сомнения в степени антропогенного воздействия человека античной эпохи на природу. Но так или иначе, «царем природы» человек еще не стал — скорее, «уверенным пользователем». В центре мироздания все-таки находились боги, человек как бы пользовался их дарами as is, в том естественном виде, в каком они были предоставлены, и не отвечая за последствия.
Царь по доверенности
С укоренением христианства оформилось понимание природы как вспомогательного ресурса для человека: сотворив человека, Бог, согласно Писанию, поручил ему «наполнять землю и обладать ею» и владычествовать над рыбами, птицами, над скотом и вообще «над всею землею». Это было уже похоже на «царство», но все же по доверенности. Но перед тем как чем-то владеть, это что-то нужно сначала завоевать. А затем выяснить, кто конкретно чем владеет.
Для средневекового крестьянина лес был скорее враждебной средой. Дремучие заросли Центральной и Западной Европы являлись своего рода «антимиром» для упорядоченной жизни в освоенном пространстве. Признаки такого отношения можно повсеместно встретить опять же в фольклоре — лес всегда является обиталищем чудовищ, колдунов и великанов, несущих смертельную угрозу. Сложно почувствовать себя «царем» в такой обстановке.
Леса в процессе колонизации пространства безжалостно сводились и корчевались. Северянам, кроме стройматериала, лес был очень нужен и на дрова. Но стали появляться и первые признаки целенаправленной охраны окружающей среды. Уже в конце VII века Карл Великий в «Капитулярии о поместьях» указывает, «чтобы леса и заповедные чащи наши хорошо охранялись; и если где окажется удобное место для расчистки, расчищали бы, не давая полям зарастать лесом; а где должны быть леса, никак не допускать вырубать и губить их; зверей же в заповедных чащах наших тщательно блюсти».
С развитием горнорудного дела о лесах приходилось заботиться все сильнее — горнякам требовалось больше леса. Огромное количество ресурсов требовалось растущим городам. В европейских государствах стали появляться многочисленные уложения, регулирующие пользование лесами, и правила лесовосстановления. Эти уложения помимо прочего служили и делу обоснования феодальной власти — и уже тогда популярной стала аргументация о грядущем дефиците дерева (конечно, находились те, кто в него не верил).
Экология влияла на политику с древних времен, подчас неявным образом. Даже то, что в Европе общество исторически тяготело к демократическим, республиканским формам правления, а в Азии — к деспотическим, а не наоборот, по одной из версий объясняется тем, что европейский крестьянин располагал естественным орошением полей и, следовательно, не так зависел от властей в обеспечении пропитанием; в засушливых же местностях Востока урожай обеспечивали ирригационные системы, а их обустройство требовало участия центральной власти. Безусловно, это не единственный фактор, но тем не менее.
Не стали исключением и Средние века. Постоянные споры за пользование природными ресурсами приводили к конфликтам. Крестьяне поднимали восстания, требуя передачи в общинное пользование лесов, пашен и права на охоту и рыбную ловлю. Монархи запрещали вырубку леса, так как он был необходим для постройки флотов. Города, в свою очередь, спорили с феодалами, заставляя монархов вводить запреты на сведение лесов в своих окрестностях. Противоречащие взгляды на использование ресурсов имели гильдии. Все эти общественно-политические склоки не только выковывали социальные связи, но и невольно способствовали сохранению определенного баланса отношений человека и природы. И в то же время неумолимо подводили к мысли об ограниченности ресурсов.
«Новое время» принесло бурную индустриализацию. «Век дерева» сменился «веком угля» — в первое время в добыче каменного угля видели выход из экологического кризиса, залог спасения лесов, предсказания о дефиците которых уже вызывали панику. Далеко не сразу удалось понять, что уголь в отличие от древесины — ресурс невозобновляемый.
В этот момент и стало оформляться «царское» отношение к природе.
Картезианская философия обосновала уникальность человека и его неравнозначность природе — с точки зрения рационалиста той эпохи природа была чем-то вроде механизма, который можно разбирать, не мучаясь этическими вопросами, и даже нужно, поскольку миссия человека состоит в облагораживании и упорядочении мира.
Парадоксально, но в данном случае наука помогла обосновать религиозный тезис.
Для защиты от наводнений горожане принялись, в частности, строить дамбы и изменять русла рек. Крупнейшим проектом стало исправление русла Рейна в Германии в XIX веке — реку фактически превратили в канал ради увеличения пахотных земель и улучшения судоходства (лишь потом оказалось, что это вызвало новые проблемы). Инженеры-гидротехники занимались спрямлением Дуная, причинявшего немало бед жителям Вены во время наводнений. «Кто слышал скрежет землечерпалок, кто пережил волнения ночных защитительных работ на плотинах и моменты триумфа при успехе дела. тот сделается на всю жизнь горячим защитником подобных предприятий, обуздывающих грозные силы природы на благо человека», — патетически восклицал геолог Эдуард Зюсс, защищая идею в венском парламенте, и эта цитата хорошо отражает восхищение прогрессоров собственными возможностями.
Однако дым от фабричных труб тревожил людей, стали заметно ухудшаться условия их жизни. Уже в XVII веке над Лондоном висел знаменитый смог — визитная карточка города на протяжении столетий. Современники отмечали рост заболеваний от ядовитых свинцовых и серных паров, а также химических сбросов в водоемы. Все это не могло не вызвать реакции — в XVII–XVIII веках стали появлялись авторы, такие как Джон Ивлин, резко обличавшие индустриализацию и требовавшие возврата к консервативным технологиям. Томас Мальтус сочиняет теорию убывающей плодородности и грозит человечеству вымиранием от нехватки пищи, а Иоганн Гёте следует романтическому культу природы. «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти», — рассуждает поэт.
«Лесной романтизм» стал, надо сказать, одним из истоков немецкого национализма — впрочем, и в других странах, формировавших национальную идентичность, фактор родной природы играл значительную роль, что также способствовало ее охране. Стоит заметить, что именно в нацистской Германии было принято мощное законодательство о защите окружающей среды — а по другую сторону океана, в США, скудная по сравнению со Старым Светом история заставляла американцев поднимать на щит природу. Американские экологические движения появились раньше и были шире, нежели европейские, именно там была написана «Молчаливая весна» Рэйчел Карсон — книга, которая стала для экоцентристов второй половины XX века чем-то вроде «Коммунистического манифеста» Маркса.
Бесконечно игнорировать предостережения скептиков было нельзя, в XIX веке терпеть многие вещи становилось просто невозможно — жизнь в чаду перенаселенных городов напоминала ад. Пожалуй, можно сказать, что именно стремление к чистоте и гигиене легло в основу готовности человека пойти на уступки природе — власти начали ограничивать выбросы и строить очистные сооружения. Но хотя «царь природы» постепенно, как и в политике, переходил к своего рода «конституционной монархии», добровольно соглашался на ограничения власти, все же развитие требовало жертв, а наука объясняла еще далеко не все причинно-следственные связи — к примеру, до начала XX века считалось, что высокая труба завода экологически безвредна, так как дым развеивается где-то высоко в воздухе.
Какое-то время экологические кризисы удавалось разрешать, создавать иллюзию разрешения или вовсе игнорировать. Продолжающийся бурный рост науки и промышленности приводил к частой смене эпох — на смену углю приходил бум гидроэнергетики, затем электричество, нефть, атом. Каждый раз казалось, что новая технология закроет старые экологические проблемы. На практике же это приводило к интенсификации производства — чем проще человеку доставалась энергия, тем активнее он ее добывал и тратил.
Экспоненциальный рост добычи и потребления невозобновляемых ресурсов продолжался всю первую половину XX века, эпоху самой нещадной переэксплуатации природы. В СССР, где исчезли вообще все факторы сдерживания, коммунисты и вовсе не стеснялись в методах — «мичуринский» подход вкупе с желанием наверстать отставание от Запада вдохновлял их на аграрные мегапроекты, уничтожившие Аральское море, масштабную индустриализацию без оглядки на экологию и еще в 1970-х строить планы поворота сибирских рек в Среднюю Азию.
Так продолжалось до середины столетия, когда эпоха дешевой нефти привела к производству огромного количества товаров и, как следствие, такого же количества отходов. Это следует признать одним из важных факторов появления экологического сознания, но не менее важными стали еще две причины: появление ядерного оружия, заставившее мир испытывать недоверие к атомной энергетике и бояться радиоактивных осадков, а также распространение рака — когда выяснилось, что многие канцерогены содержатся именно в химических выбросах. Соединившись, эти фобии привели просто к массовому психозу и одновременно росту популярности экологических теорий, которые вскоре оформились в целое научное направление.
В 1972 году ООН проводит конференцию по защите окружающей среды, с которой можно отсчитывать современную мировую политику в этом направлении.
Тысячу лет готовившись провозгласить себя «царем природы», человек буквально за пару столетий понял, что тиранический стиль правления ни к чему хорошему не приводит, и поспешил сдать назад. Тем не менее этот путь, очевидно, должен был быть пройден именно в такой последовательности — это касается и тех регионов мира, которые пока отстают от передовых образцов.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Источник