Эстетическое влияние природы на человека

Эстетическое влияние природы на человека

Трудно представить себе нравственно-эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его личности. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека,писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства».

Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно. В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее. Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В системе по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус, прививает нравственные качества. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение и для эстетического развития детей, и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь к труду. Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красе.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, ребенок должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется. Нужно учить детей «видеть» деревья, цветы,кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки, или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу — навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Главная задача в нравственно-эстетическом развитии средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

формирование эстетических и нравственных чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов, нравственных качеств и свойств.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине — это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача — последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей и нравственное поведение.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка — все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить — сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка — запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К. Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей — вот задача, которая встает перед воспитателями.

— сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, что нравственно-эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе экологического воспитания. Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.

В работе по нравственно-эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природеможет быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие — разводить рыб, ухаживать за голубями.

В природе – неисчерпаемый запас красок, звуков, форм. Этот комплекс эстетического помогает воспитателю решать сложные нравственные и эстетические задачи в единстве. Показать детям очарование скромного пейзажа, научить «не скользить» взглядом, а присматриваться, приглядываться к окружающей природе, уметь ценить ее разнообразную красоту – основа формирования нравственно-эстетических чувств детей. (19, с. 176)

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес к природе в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по нравственно — эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Эстетическое восприятие — это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Читайте также:  Образ иисуса в природе

Что касается нравственных качеств, то основное внимание следует уделить воспитанию у ребенка доброты. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны — можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные — большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т. п.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Любовь и интерес детей к природе воспитатель использует для их всестороннего развития. «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет задачи ознакомления детей с природой. «Образовательная и воспитательнаяработа детского сада теснейшим образом взаимосвязаны: знакомя детей с доступными их пониманию явлениями природы и общественной жизни, воспитатель вместе с тем формирует нравственное и эстетическое отношение к действительности. У детей воспитывают деятельную любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным».

К. Д.Ушинский отмечал: «Природа есть один из могущественнейших агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст — возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.

Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания Эстетическое воспитание занимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается.

Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка» Выступление.

Интеграция видов искусства, как средство в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста Общеизвестно, что искусство играет большую роль в эстетическом воспитании. Особенность искусства заложена самой природой творческого опыта.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей.Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей. Как обманчива погода осенью. Холодные утренники сменяются теплым солнышком к обеду, а к вечеру уже заморосил холодный промозглый дождь.

Родительское собрание в старшей группе тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка» Родительское собрание в старшей группе. Тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка». Воспитатель: Комарова Л. А. МАУДО «Детский.

Семинар «Задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей» Выдающиеся педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным.

Театральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детейТеатральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детей “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Источник



Эстетика природы

Мир природы естественное лоно жизни человека. Все, что окружает его на Земле и в обозримом Космосе актуально или потенциально способно вызывать эстетические переживания, стать объектом эстетического отношения. Между тем, сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы. Их формы, цвета, звуки и запахи изначально несут в себе возможность воздействия на человека оптически, акустически и т. п. Однако подобного рода физические, физиологические и другие их естественные свойства не тождественны их эстетической ценности. Как справедливо подметил еще Л. Фейербах, «чувством овладевает не звук как таковой, а только звук полный содержания, смысла и чувства».

В. Соловьев, определяя красоту в природе, говорил, что она есть ни что иное как «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Например, пение соловья в своей физиологической основе есть преображение полового инстинкта, но оно способно вызывать глубокое эстетическое переживание, так как оно воплощает в себе идеальное начало, идею любви.

Следовательно, эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку лишь в процессе их материально-духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Лишь включение природных предметов и явлений в общественную практику способно придать им собственно человеческое содержание, тот особый смысл и чувства, которые и составляют основу эстетического отношения.

Потребность человека в эстетическом взаимодействии с природой относится к духовным потребностям. Эстетическое созерцание – высший вид духовной деятельности, способствующий саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию личности. Общение с природой, ее созерцание укрепляет жизненные силы человека, дает положительный заряд, человек испытывает восторг, восхищение, изумление.

Красота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления и развития, отмеченных тотальной зависимостью человека от игры стихийных сил, природа оставалась как бы закрытой для эстетического переживания.

Неосвоенная и непознанная, она противостояла человеку как чуждая и неприступная сила, власти которой необходимо было подчиняться. И лишь вовлекая постепенно в сферу своего практического преобразующего воздействия самые многообразные природные предметы и явления, он утверждал таким образом свое материальное и духовное господство над ними, запечатлевал в них свои познавательные и созидательные способности. В этом процессе освоения и познания природа становилась выразителем человеческого содержания, его чувств и мыслей.

Благодаря очеловечиванию природы, ее превращению в человеческую действительность, собственно, и стало возможным не только ее узкоутилитарное, но и духовное, в том числе эстетическое освоение. Видя в преобразуемом мире свою собственную сущность, человек и по отношению к еще неосвоенным в труде природным предметам и явлениям, применяет человеческую меру, замечая в них то, что соответствует его жизненному опыту, его представлениям о красоте. Эстетическое отношение позволяет преодолевать чуждость, внеположенность природных и, в частности, космических объектов.

Красота в природе, ее содержание и критерий являются, таким образом, изначально общественными, человеческими и по своему происхождению, и по сути. Воспитанное культурой ощущение человеком красоты природы есть его универсальное свойство, в основе которого заложено родовое стремление к гармонии и целесообразности. М. Горький, имея в виду универсальность этого свойства, отметил, что «Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

Итак, красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в этих явлениях положительного человеческого содержания. Не случайно, восприятие и переживание человеком красоты природы во все исторические периоды обнаруживает свою связь с господствующими идеалами и нормами, концентрированно выражающими характерные представления людей той или иной эпохи о гармонической взаимосвязи явлений, о понимании их существенности для человека и в связи с человеком. Данное положение хорошо иллюстрируется примерами отражения природы в искусстве.

Так, например, сформировавшийся в ХVII-ХVIII вв. у придворно-аристократической части французского общества идеал «подстриженной», «украшенной» природы, нашел свое отражение в искусстве классицизма.

Позднее, руссоистский идеал естественной, гармоничной, умиротворенной природы, противостоящий искусственности и испорченности цивилизации, явился выражением эстетической позиции просветителей XVIII в. и их политического отрицания французского абсолютизма. Далее, в первой трети XIX в. характерные для романтиков настроения индивидуалистического бунтарства против «прозы» и пошлости буржуазной жизни нашли свое эстетическое выражение в их искусстве, воспевавшем идеал возвышенной дикой, буйной и необузданной природы. Русское классическое искусство XIX в., тесно связанное с гуманистическими настроениями и чувствами передовых людей, исповедовало идеал природы как свободной стихии, как цветения богатой и многообразной жизни.

Данная закономерность продолжает действовать и на протяжении XX века – века научно-технической революции. Общепризнанным является тезис о том, что развитие человечества в этот период поднялось на качественно новый уровень овладения силами природы, и использования в своих интересах. Весьма далекое от рационального подхода использование природных ресурсов, сопровождаемое при этом прогрессирующим загрязнением природной среды всевозможными вредными для человека отходами, по существу, поставили Землю на грань экологической катастрофы. Человечество должно осознать, что одностороннее использование достижений науки и техники только для производства, без достаточной заботы о самой природе, заключает в себе самые разрушительные последствия, вплоть до самоуничтожения. В русле такого осознания и понимания необходимости принципиально новых взаимоотношений человека и природы, общества и окружающей среды ныне формируется и подход к вопросу о красоте природы, ее роли в эстетической организации среды обитания современного человека. На стыке наук — экологии и традиционной эстетики возникают новые направления исследований, в частности, экзоэстетика и экологическая эстетика.

Читайте также:  Памятники природы карельского перешейка

Первое направление связано с практическим освоением космоса, с необходимостью его включения в систему нашего эстетического отношения.

Представители экологической эстетики считают свою науку частью философии окружающей среды. Данное направление достаточно широко представлено исследованиями западных ученых. Оно строится на стыке эстетической и неэстетической (моральной, религиозной, интеллектуальной и т.п.) трактовки прекрасного. Причем акцент делается на активности эстетического отношения к природе и тесной взаимосвязи с этикой, конкретными науками и общественной практикой. Знание об окружающей среде углубляет и регулирует эстетический опыт, ставит его в этические рамки.

Природа как эстетический объект, обладает самоценностью и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, однако трактуется оно как следствие нарушения жизненных процессов: заболевания животных и деревьев, разрушения в результате ураганов, пожаров и наводнений и т. п. В месте с тем, естественные жизненные процессы, включающие гибель как элемент необходимости поддержки биологической стабильности экосистемы, в целом воспринимаются как прекрасные.

Таким образом, можно сделать вывод: объективным источником ощущения красоты в природе всегда выступает та или иная непосредственно воспринимаемая гармоническая взаимосвязь явлений, в которой проявляется всеобщее диалектическое единство развивающейся природной действительности. Нарушение этой взаимосвязи, возникающее в результате экологического ущерба, наносимого природе человеком, либо стихийными бедствиями, способно порождать ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого.

Воспитание эстетического отношения к природе — своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду эгоистических материальных потребностей. Сегодня, как никогда, важно утвердиться людям в принципах гуманной эстетической жизни.

Источник

Как красота природы может повлиять на человека?

Бережное отношение и любовь к природе. Именно этому учат нас с рождения. У каждого человека восприятие природы свое. Для одного это просто среда жизнедеятельности, в тоже время для другого — это возможность приобрести гармонию и вдохновение, источник энергии.

Как природа влияет на человека? Вызывает ли она особенное состояние у людей? Почему? Многие авторы в своих произведениях обращаются к природе для раскрытия внутреннего мира героев.

Природа это особый гармоничный мир, который проявляет и показывает все настоящие чувства и эмоции человека. Именно поэтому этот момент находится в центре внимания автора предложенного мне текста, известного русского писателя Г.Н. Троепольского. Он поднимает важную проблему взаимоотношений человека и природы. Наверное, она в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Ведь все мы являемся частью природы и находим в ней душевный покой.

Образы русской природы вдохновляли многих великих писателей. А.С.Пушкин не раз повторял, что осень- его любимое время года. Он нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение. Она была самым продуктивным периодом в творчестве писателя, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Бесы». Немало описаний природы можно встретить и в романе «Евгений Онегин», написанном автором в наиболее творческий период его жизни, Болдинскую осень. Его любимая героиня Татьяна Ларина чувствует бесконечную близость с природой. Деревья, ручьи, цветы- это ее друзья, которым она доверяет все тайны. Перед отъездом в Москву Татьяна прощается с образом природы:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Природа раскрывает Татьяну, делает ее чувственной и искренней, наделяет богатым духовным миром.

Данная проблема также была затронута Львом Николаевичем Толстым в произведении «Война и мир». Раненный под Аустерлицем князь Андрей наблюдает над собой «высокое небо». И воинский подвиг, и продолжающийся рядом бой, и боль от тяжелого ранения- все отступает на второй план в сознании героя.

Действительно, природа это источник сил и вдохновения. Красота природы развивает у человека чувство любви к родной земле. Природа делает каждого человека благороднее, лучше, чище и милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней.

Могу сделать вывод, что красота природы значительно влияет на настроение и образ мыслей человека. Научиться видеть ее красоту в каждом дне, погрузиться в нее хотя бы на мгновение — дорогого стоит.

Слов.

82. Мой современник… Каков он?

Мой современник, прежде всего, разнообразен. В нём не найти идеалов добра, да и ошибок он избежать не может. Какие же задачи не может решить современный человек? А если и решает, то совершает много ошибок. Многие люди, иногда сами того не подозревая ограничивают свою свободу – и это их главная ошибка. Потому что всё, что дороже любых слов, любых понятий и взглядов – это жизнь и свобода. Мой современник не может решить всех проблем, не совершив ни одной ошибки, он не идеален, но его интересует будущее и современник вынужденно рискует.
Человек нынешнего поколения должен постоянно развиваться. Стоит одному человеку остановиться и всё общество начнёт деградировать. Николенька Иртеньев в произведении Л.Н.Толстого «Юность» пишет «Правила жизни». Он пытается совершить нравственный скачок, но у него не получается и Николенька забывает об этих правилах. Однако совершив большую ошибку в своей жизни, он вновь возвращается к ним, так как осознаёт важность нравственного развития в жизни молодого человека.
Конечно, раньше идеалы были другие. Да и относились к ним серьёзнее. Но и в наше время есть множество своих ценностей. И, пусть немногие современники, стараются соблюдать их вопреки всему. Сейчас молодые люди ведут себя свободнее. Хотя, так ли это? Правда ли что раньше молодёжь была лучше? Я думаю, нет. Просто всё хорошее в жизни запоминается лучше. И это, скорее всего, подходит под это описание.
Так кто же он? Главное отличие жизни современного человека – это осознание важности душевных качеств. А именно это качества он передаёт в своём облике. И не важно, что все они различны.
Мой современник – это, прежде всего, личность. Она индивидуальна и не стоит на месте. Душа современника постоянно стремиться к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не стремиться подражать кому – либо, а в первую очередь хочет проявить своё «я».

Слов.

Быть на Земле Человеком.

Ты рожден человеком,
но человеком надо стать.
Настоящий человек выражает
себя в убеждениях и чувствах,
воле и стремлениях, в отношении к людям

и к самому себе, в способности любить и
ненавидеть.
В. В. Сухомлинский
Мы все — люди Земли. Каждый из нас способен мыслить и чувствовать, любить и ненавидеть, верить и лгать. Если Бог создал Человека, дав ему жизнь, то человек стал творцом своей жизни. И сколько людей, столько и разных жизней, судеб. А жизнь человека так коротка, что прожить ее нужно как можно лучше, ярче, интереснее. Если ты замкнешься в себе, в своих чувствах, и самое страшное — будешь жить только для себя, отрекаясь от мирской суеты, не слыша людей, забыв про любовь и доброту, то ты — несчастный человек, который прожил и не узнал жизнь. Никогда не нужно предаваться покою. Человек рожден не для этого. Жизнь — это игра страстей и противоречий. И тот, кто сумеет повести игру, всегда достигнет поставленной цели. Человек рожден, чтоб “гореть”. Да, гореть в огне идей, призывая других к настоящей жизни. Несчастен тот человек, который возненавидел жизнь. И прекрасен тот, кто свободен и дарит эту свободу людям. “Жить для людей” — это не лозунг, это цель, которая должна стать, пусть не для каждого, но для большинства, смыслом жизни. “Не жалей себя — это самая гордая, самая красивая мудрость на земле”. (М. Горький) Я восхищаюсь жизнью великих людей. Имена классиков мировой литературы, художников, актеров, певцов не только вошли в историю, но и оставили свой “след” на Земле, подобно падающей звезде, которая, оставляя за собой святящийся след, дарит восхищение и загадку людям. В. Г. Белинский писал: “Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу . возбуждает деятельность”. У меня и моего поколения все еще впереди. Совсем немного, и мы вступим в новую, незнакомую жизнь. Конечно, каждый пойдет своей дорогой, но не надо забывать, что Земля одна, общая, но забота о ней — забота всего человечества. Каждый должен начать с себя. Что он сделал для людей? Какие “следы” оставил на земле? Для настоящего человека важно умение подчинять волю разуму. Только такие люди пройдут через все испытания, и только они спасут Землю. По словам П. С. Макаренко, “большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставлять себя и отказаться от чего-то, когда это нужно”, нужно стремиться жить красиво и бурно. Любить людей, быть добрым и отзывчивым, мужественным и благородным, любить мать и Родину. Эти истины живучи во все времена. Нас всех учат этому, но далеко не каждый становится настоящим человеком. Надо уметь ценить жизнь. Каждый живет на Земле один раз, и для того жизнь будет долгой, кто станет выше всех предрассудков, поймет ее смысл, и его дела не будут забыты людьми. Невозможно не вспомнить слова А. П. Чехова: “Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю. ” Так жить хотел бы каждый, но это зависит от самого человека.

Читайте также:  Примеры как природа влияет на человека егэ

Слов.

Вечный спор добра и зла.

Еще с самого детства, читая сказки на ночь, мы уже слышали про противостояние добра и зла. В самых разных сказках, легендах и историях всегда было добро и зло. И как бы зло ни боролось и ни пыталось победить, но добро всегда побеждало. Мы росли, детские сказки начали сменяться уже более взрослыми рассказами, но и там всегда находилось место противостоянию между чем-то хорошим и чем-то плохим. Но с каждым годом взросления добро все меньше и меньше брало верх над злом. И, возможно, это из-за того, что детские сказки писались с добром, и для детей там было больше добра, или, вполне вероятно, что мир так начал меняться, что зло все больше и больше занимает первые позиции.

Казалось бы, мир становится лучше. Изобретаются новые технология, разрабатываются новейшие процессы, развитие стремится вверх, но с тем самым человечность куда-то исчезает. Люди становятся какими-то бесчувственными, безразличными, грубыми. Они не замечают особой разницы между добром и злом. Многие живут по принципу то, что нужно для меня это хорошо, а все остальное плохо и, вообще, меня не касается. Есть, конечно, и добрые, заботливые, искренние люди. Но их слишком мало и они просто теряются среди подлости, предательства и зла. Противостояние, конечно, есть и будет продолжаться всегда, но добро понемногу начинает терять свои позиции.

Если бы добро жило в каждом человеке, и он мог провести черту между хорошими и плохими вещами, то шансы на победу были бы намного больше. Но иногда складывается такое впечатление, что люди не хотят понимать разницы между добром и злом. Их либо все устраивает, либо они не хотят ничего делать, что бы ни было еще хуже. Но это и есть хуже всего — ничего не делать. Безделье — это первый этап над потерей того доброго и человечного, что у вас есть. Всегда нужно что-то делать, идти вперед и стремится что-то изменить. Только тогда возможна победа над собой и злом в целом мире.

Источник

Сочинение. Каково эстетическое воздействие природы на человека?

Человек и природа. Это одна из “вечных” тем в истории отечественной и мировой литературы. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала стать чище.

В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной.

Многие поэты и писатели понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию

Одним из замечательных произведений, где показано эстетическое воздействие природы на человека, является стихотворение А. С. Пушкина “Зимнее утро”. Оно открывается риторическим восклицанием, передающим радостное настроение лирического героя: “Мороз и солнце; день чудесный!” И, действительно, благодаря поэтическому таланту А. С. Пушкина, мы попадаем в мир зимней сказки, видим картину

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Поэт создает очень зримую картину природы. В этом ему помогают цветовые эпитеты: “голубыми небесами”, “янтарным блеском”, глаголы со значением цвета: “чернеет” лес. , “зеленеет” ель. . Нам понятно состояние лирического героя, который любуется красотой зимнего утра, предает свое восхищение картиной родной природы.

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” есть эпизод “Ночь в Отрадном”. По дороге в рязанское имение сына главный герой князь Андрей Болконский останавливается на ночлег в имении Ростовых. Ночью он слышит разговор Наташи Ростовой и Сони.

Наташу восхищает красота лунной весенней ночи, она высовывается из окна, смеется, будит Соню: “Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало” . Светлый, счастливый, поэтический мир любимой героини Л. Толстого, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею передает автор в этой сцене. Восторженное состояние героини передается и князю Андрею, вызывая “неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд”, заставляет другими глазами посмотреть на окружающий мир, на самого себя. Лунная весенняя ночь в Отрадном пробуждает в душе героя желание жить, радоваться, любить.

Даже на примере двух этих произведений можно судить о том, что жизнь природы оказывает огромное влияние на человека, меняет его внутренне, делает лучше. 344 слова.

Источник

Влияние природы на духовное состояние человека

Общество является составной частью ландшафтной оболочки. Общество – это совокупность конкретных людей. Человек – часть природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связано с природой. Природа – это среда, в которой человек живет и именно оно обеспечивает его изначальные потребности.

Издавна человек использовал природу в разных целях, получая от нее выгоду и эстетическое удовольствие. Природу ценили, т.к. она давала им жизнь в прямом смысле. Кормила людей. «Земля мать моя» это очень великое высказывание, т.к. земля полностью ассоциируется с матерью-кормилицей, которая ласково и бережно выкармливает свое чадо…

Об эстетическом наслаждении человека с природой можно долго писать. Ведь природа насыщает дух гармонией. Звуки природы, как правило, влияет позитивно на духовное состояние человека; шум весеннего ручья, звука дождя, пение птиц в лесу и т.п. активно сказывается на самочувствии человека.

Жизнь человека возможна только во взаимодействии с природой. Это взаимодействие проявляется в различных формах, прежде всего в обмене веществ и энергии. Но человек – не только биологическое существо, но и общественное. Условия его жизнедеятельности зависят и от общественного окружения. Между человеком и природой есть не только биологическое, но и экономическое взаимодействие.
Человек и природа не противостоят друг другу, но было бы ошибочно утверждать, что человек и природа в гармонии друг с другом. Если бы они представляли собой гармоничное целое, то не возникали бы экологические проблемы, которые в современных условиях приобретают глобальный характер. Все в мире влияет друг на друга!

Многие философы, писатели высказывались о природе и человеке в целом, многие высказывания прославились на весь мир, например:

В озоновую дыру посмотрел ангел:
— Господи, скажи им, чтобы они опомнились!
Л. Костенко

Вот еще одно высказывание, глася о том, что не следует забывать природу, т.к. мы без нее — ничто! В прямом смысле этого слова. Человек – это природа. Неотъемлемая часть ее составляющей.

Люби природу не как символ
Души своей, Люби природу не для себя,
Люби для нее.
М. Рыльский

Многие действия человека по отношению к природе приводили к непредсказуемым последствиям и часто были не удачными. По сути, большинство проблем, связанных с окружающей средой, которые сейчас угрожают технической цивилизации, являются результатом открытий, направленных на решение других проблем и увеличения продолжительности жизни человека.

Источник