Формирование познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста



Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к окружающей природе через игру

Цель: Показать наиболее эффективные игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

Игра — одна из форм обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. Игра даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.

Деятельность детей дошкольного возраста разнятся по видам и содержанию, а следственно, по возможности проявлять воздействие на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком появляются неодинаковые познавательные задачи, решение которых составляет органическую долю той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников реализовывается в игровой деятельности, в намерено созданных взрослыми подвижных, дидактических играх, в которых находятся всевозможные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Детские игры сформированы для социализации детей и подготовки к жизни. Поэтому они обладают связью со всеми видами деятельности человека и выступают как свойственно детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев.

— Сегодня хочу познакомить вас с играми, которые направленны на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой, которые использую в своей практике.

Игра «Шарики с загадками»

— Эти шарики не простые в них находятся разные загадки. Давайте вместе найдем на них отгадки.

Зрителям предлагается взять шарик и зачитать загадку.

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Голодная – мычит, сытая – жует,

Всем ребятам пить дает. (Корова)

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

— Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

— Когда с деревьев падает листва?

— Какие лесные обитатели зимой впадают в спячку?

— Сок, какого дерева полезен людям?

Как правило, загадки направленны на развитие таких психических процессов, как память и внимание, на закрепление отличительных особенностей и названий объектов природы. Подбирая подобные загадки для детей средней группы, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов, а детям старшей группы для решения тех же задач – предлагаются уже познавательные вопросы. Варианты игры могут меняться, например: загадываются загадки, дети находят отгадки на картинках.

Игра «Кубики с картинками»

— Прошу выйти коллег, немного побыть в роли детей. На столе перед вами кубики с картинками, одному ребенку нужно выбрать картинки на кубиках с изображением диких птиц и называть их, другому ребенку домашних. На это задание вам отводиться две минуты. Пока игроки выполняют задание, поиграем со зрителями.

Игра – раскрепощение «Дотронься до…!

— Я называю до чего нужно дотронуться, вы – выполняете. ( Дотронься до… — жёлтого, гладкого, круглого, бумажного.)

Заслушиваются ответы участников игры с кубиками.

В игре с кубиками закрепляется умение детей классифицировать и называть перелетных и зимующих птиц, варианты выполняемого задания могут меняться, например: «Дикие и домашние животные», «Хищники и травоядные» и т. г.

— Для участия в следующей игре прошу выйти двух участников .Один из вас будет изображать животное, картинку с изображением которого я покажу, другой «фотоохотник» будет фотографировать, но сделать снимок он сможет в том случае, если угадает какое животное перед ним (медведь, заяц, кенгуру, слон, обезьяна и т. д.).

Эта игра развивает у детей умения имитировать голоса, движения различных объектов живой природы, а также развивает память, внимание, наблюдательность. И просто доставляет положительные эмоции.

— А сейчас предлагаю всем зрителям принять участие в игре «Аукцион»

Не сидите, не скучайте,

Все о фруктах вспоминайте!

— На аукционе апельсины, яблоки, лимоны и т. д. Купить их можно в обмен на знания, касающиеся данного фрукта. Все новые и новые знания повышают цену на товар. Итак: апельсин (мандарин, яблоко, груша, персик, ананас, и т. д.), начальная цена – фрукт…Ваши предложения.

Игра со зрителями «Аукцион» обогащает словарный запас детей и в зависимости от тематики развивает их познавательную деятельность.

Игра «Какое время года?»

— Приглашаю принять участие в следующей игре. Играть будем в игру «Какое время года?». На столе лежат картинки с изображением времен года, я буду по очереди игрокам читать стихотворение о времени года, игрок должен определить, о каком времени года идет речь и показать соответствующую картинку.

На полянки, у тропинки

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит. (Весна)

И светла, и широка,

Наша тихая река.

С рыбками плескаться… (Лето)

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет. (Осень)

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зима)

Игра со зрителями «Самый сообразительный»

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?

Чем питается еж зимой?

Под каким кустом сидит мокрый заяц?

Цель данной игры –развитие логического мышления, сообразительности.

— Большое спасибо участникам игр. В заключении хотелось бы сказать, включая в свою работу такие простые, доступные, а главное интересные детям задания, мы сможем посеять в их душах маленькие ростки большой любви к природе нашей Земли и желание сохранить ее. И благодаря разнообразию и постоянству использования игры и игровому занимательному материалу, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность, развивается познавательный интерес.

Источник

Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста

«Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста».

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, привычки экологически грамотно взаимодействовать с природой. Ведь именно природапо праву является кладовой нашего развития: физического, интеллектуального, духовного и т. д. Во время общения с природой мир человека обогащается духовно, он становится мягче, добрее, расширяется его кругозор.

Формирование ценностного отношения к природе должно начинаться с раннего возраста и продолжатся на протяжении всей жизни человека.

Исходя из вышеизложенного я поставила перед собой

Цель: Воспитание ценностного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста через формирование начал экологической культуры.

Для реализации цели я наметила перед собой следующие задачи:

1. Сформировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливая простейшие связи между ними.

2. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Для решения выше изложенных задач определила следующие формыи методы организации детской деятельности:

Свою работу я начала с обогащения предметно-пространственной развивающей среды в группе. Создавая экологическое пространство в группе, я опиралась на опыт работы Т. А. Серебряковой, С. В.Тиманиной и придерживалась следующих требований:

1. Эмоциональная привлекательность предметов, материалов, оборудования.

2. Направленность предметно – пространственной среды на формирование активности детей в разных видах и формах деятельности.

3. Направленность на оптимальное развитие задатков и способностей каждого ребенка.

4. Обеспечение каждому ребенку свободы выбора пособий, материалов.

5. Обеспечение доступности материалов и пособий интеллектуально и физически.

6. Целесообразность предметов и материалов.

Экологическое пространство в группе я создавала с учетом возрастных особенностей детей, так как дети среднего дошкольного возраста отличаются эмоциональной отзывчивостью, активностью и любознательностью.

Для формирования элементарных представлений об основных свойствах растений – как живых организмах, способах дифференцированного ухода за комнатными растениями в уголке природыпоместила 6 комнатных растений: аспарагус, аспедистру, бальзамин, бегонию вечноцветущую, бегонию крапчатую, фикус.

Календарь природы позволил детям при помощи воспитателя и самостоятельно детально фиксировать природные явления, процессы, изменения, которые они наблюдали на прогулке.

Для усиления работы по формированию у детей навыков исследовательской деятельности в уголке природы мной была создана зона опытнической деятельности. Она включает в себя различные пособия, инструменты,обеспечивающие детям успех в экспериментирование: чашечки, тряпочки, баночки, лупы и т. п.

В уголке природы я разместила: модели, многочисленные дидактические картинки и игры экологического содержания, художественная литература о природе и ее объектах, разнообразные раскраски, альбомы, дидактический материал природоведческого характера,а так же инструментарий по уходу за растениями: лейки, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

Для творческого экспериментирования в уголке природы я поместила разнообразный природный материал: камешки, семена и т. п., сопутствующие материалы – бумагу, пластилин, карандаши и т. п.

Все оборудование в свободном доступе для детей, эстетически и гигиенически привлекательное.

Формирование основ ценносного отношение к природе у детейосуществлялось поэтапно:

1этап «Ознакомительный» — уточнение и систематизация знаний детей о мире природы и выявление умений по уходу за объектами природы.

На этом этапе я предлагала детям разнообразные игры-задания («Когда это бывает?», «Кто это?»). С детьми рассматривала дидактический материал и картины природоведческого характера, проводила беседы об увиденном в процессе наблюдений за объектами природы, создавала проблемные ситуации. Дети наблюдали за работой воспитателя в уголке природы и на огороде. Широко использовала художественное слово для восприятия красоты природы (загадки, пословицы, потешки, стихи, рассказы, сказки).

2 этап «Познавательный»формирование основ ценностного отношения к миру природы и развития познавательных умений.

Все экологические темы я разбила на блоки, в которых поставленные задачи изучались более углубленно и подробнее и интегрируются со всеми видами деятельности.

На этом этапе основным методом являлось наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии. Каждодневные наблюдения приучают детей приглядываться, подмечать ее особенности, развивая у детей наблюдательность. Наблюдения является неисчерпаемым источником эстетических восприятий и эмоционального воздействия на детей. В течение всей работы я проводила наблюдения как с одним ребенком, так и с группой детей или со всей детьми вместе; эпизодические (за дождем, снегопадом, листопадом, прилетевшей птицей и т. п.) и длительные (за рыбками в аквариуме, за комнатными растениями и т. п.). В ходе наблюдений я предлагала детям выполнять несложные трудовые поручения (полей цветок, покорми черепах, собери листочки и т. п.). Постепенно дети начинали понимать некоторые связи и отношения между объектами природы (почему осенью стало холоднее; почему растение вянет и т. п.). После многочисленных наблюдений мы с детьми ходили на экскурсии в лес, парк, зоопарк.

Читайте также:  Особенности природы камчатки рельеф

Далее я организовывала тематические занятия («Кто живет в лесу?», «Зимуш ка-зима» и т. п.). Занятия позволяли обобщить знания детей о природе. Занятия давали мне возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе, беседы, чтение художественных произведений (Е. Чарушина, В. Бианки, В. Зотова, М. Пришвина и т. п.). Рассказывая детям, беседуя с ними, читая художественную литературу о природе, я всегда использовала разнообразные дидактические картины (деревья, цветы, насекомые и т. п., сюжетные картины (Как дети спасали птиц, животные леса в разные времена года и т. п., иллюстрации к художественным произведениям, репродукции известных художников (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», К. Ф. Юон «Мартовское солнце» и т. п.).

Особое место в работе с детьми я отвела демонстрации моделей. Моделирование позволяет обеспечить успешнее усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, с детьми проводила простейшие опыты (необходимость воды для растения; почему тает снег и т. п.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, песка и т. п.). Благодаря опытам у детей развивался интерес к изучению мира природы.

На прогулках, на занятиях, в повседневной жизни мы с детьми постоянно играли в дидактические, подвижные, творческие игры природоведческого характера. С помощью игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

3 этап «Практический» — Овладение умениями ухода за живыми существами в совместной и самостоятельной деятельности детей.

На этом этапе большое значение имел труд в природе. В процессе труда детей в уголке природы и на огороде, я старалась воспитать любовь и бережное отношение к ней. У детей стал развиваться интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе. Во время труда детей в природе, я знакомила их со свойствами и качествами объектов природы. Трудясь, дети на практике усваивали зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей

Особо эффективными на данном этапе оказались следующие формыи методы работы с детьми: самостоятельное использование дидактических, настольно – печатных, подвижных, творческих игр; обращение к прошлому опыту; самостоятельное пользование художественной литературой о природе; самостоятельное рисование, лепка, аппликация, разукрашивание книжек раскрасок по теме; конструирование из бумаги животных, птиц, рыб, насекомых, цветов; самостоятельное рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций, репродукций художников.

Эффективность роботы по формированию ценностного отношения детей к природе в большей части зависит от тесного взаимодействия педагога с родителями. Я использовала в своей работе такие методы, как общие и индивидуальные консультации, рекомендации и советы экологического содержания, тематические выставки, привлечение родителей к экскурсиям с детьми в лес, выставки совместных работ из природного материала.

Родители должны вполне осознавать, что без ознакомления детей с жизнью природы, трудно обеспечить полноценное развитие ребенка. Именно в семье через наблюдения, практическую деятельность, игры, чтение у детей накапливается большой стихийный опыт о мире природы, который нуждается в дальнейшей коррекции, осмыслении.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Данная проблема позволила определить цель. Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений.

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, природе. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Bсем известно, что детство это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление.

Формирование основ культурного поведения у детей дошкольного возраста Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает.

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения.

Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста Е. В. Ульянова ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается.

Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста.Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание детей — одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Система.

Консультация «Формирование у детей дошкольного возраста основ правильного питания» «Здоровый вид лучше, чем рекомендательное письмо» — гласит французская поговорка. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических.

Отчет по самообразованию «Формирование основ краеведческого аспекта у детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию воспитателя высшей кв. категории Лярской И. Г. Тема самообразования: «Формирование основ краеведческого аспекта.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Уточнить представление детей о частях тела и их назначении. 2. Развивать умственную активность детей через понятия.

Источник

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ КАК ЗАДАЧА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой школьник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать — какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.

Развитие любознательности, потребности узнать новое — одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

Познание природы детьми раннего возраста — это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку [1].

При оказании поддержки вхождению воспитанников ДОУ в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой — сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Таким образом, формирование познавательного интереса к природе играет ведущую роль в экологическом воспитании дошкольников. Интерес с одной стороны является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой ее результатом. Воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них — к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворения. Но в большинстве случаев дети не могут самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, а потому если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы.

Интерес к природе у дошкольников проявляется:

· В стремлении познать природу (живую и неживую);

Читайте также:  Произведения о весенней природе 2 класс таблица ефросинина

· В чтении (слушании) книг о природе;

· В деятельности по защите природы;

· В изображении природы в рисовании, лепке, аппликации;

· В увлечениях, связанных с природой (изготовлении поделок, коллекционировании) [1].

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у них интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы к воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе). Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу, фенологические наблюдения, использование элементов исследовательской работы, изучение загадочных явлений природы, деятельность по оказанию помощи природе, чтение книг и просмотр видеофильмов о природе, проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней [3].

1. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова . – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Н.А. Короткова – М.: Лика-Пресс, 2007. – С.118.

3. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И. Щукина . — М.: Педагогика, 2001.

Источник

Формирование познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Прежде всего, определимся с понятием познавательного интереса. Опираясь на исследования С. С. Калугина, Ю. Н. Панихина и др. познавательный интерес к природе – это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.

В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о природе. Предмет, с которым знакомятся дети, предстает перед ними во множестве проявлений и разнообразии признаков, так как законы природы присутствуют и оказывают свое влияние на любую деятельность человека.

Поставив перед собой цель – формирование познавательных интересов, нельзя ограничиваться его интересом только к домашним и диким животным, и к растениям…, необходимо развивать интерес и к физическим явлениям. Включая ребенка в процесс поиска причины физического явления, необходимо создавать предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Почти каждый день в повседневной жизни ребенок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы. У него возникает желание узнать что-то новое, понять непонятное. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему установить простейшие закономерности, выделить объективные причины, связи и зависимости явлений окружающего нас мира.

Вопросами ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы занимались следующие педагоги: Н. А. Рыжова (автор программы «Наш дом – природа»), И.С. Фрейдкин, кандидат педагогических наук Н.А. Циванюк, Л.М. Маневцова, Н.Н. Поддьяков и другие. Л.Ф. Захаревич под активным познавательным интересом к сезонным изменениям в жизни растений понимает стремление детей к познанию не только внешних сторон предмета или явления, но и стремление к проникновению в глубину его содержания, которое внешне остается скрытым для ребенка, попытки сопоставлять, сравнивать, вычленять, обобщать, устанавливать связи и зависимости между явлениями, видеть их развитие, проявляя при этом творческий поиск, мобилизуя свою активность.

Большую роль в формировании познавательного интереса к природе у детей играет семья. Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Немалую роль в формировании познавательного интереса к природе играют различные формы работы, проводимые в дошкольном учреждении. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание отведено опытам и экспериментам. В процессе работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Следующей формой работы является экскурсия. Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности и возникновению интереса к природе.

В формировании познавательного интереса к природе особое место занимает так же дидактическая игра. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

— активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

— развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

— закрепляет знания, умения.

Можно провести такие дидактические игры как:

«Какое растение?» (Называние растений, отнесение растений к их родовому отношению).

«Помогите животным найти свой дом» (Уточнение значения «дикие, домашние животные», размещение животных по домам).

«Что растет в саду?» (Соотнесение картинок с соответствующими изображениями растений с местом их произрастания)

Таким образом, интерес представляет собой явление, которое имеет большое количество значений. Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

Источник

Формирование позновательного интереса у детей к природе среднего дошкольного возраста

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его… Читать ещё >

Формирование позновательного интереса у детей к природе среднего дошкольного возраста ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
    • 1. 1. Понятие познавательного интереса в психолого — педагогической литературе
    • 1. 2. Особенности развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
    • 1. 3. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе
    • 2. 1. Разнообразие методов формирования познавательного интереса в практике дошкольных учреждений
    • 2. 2. Выявление эффективности работы по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой

    Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре, веткам, семенам. Зимой легко можно показать детям ветки, ствол, а у некоторых деревьев и почки. Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». В процессе беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами. После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев, описывают их, а затем пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка, почка, семена. В качестве наглядных пособий можно использовать сделанные детьми заранее рисунки разных веток [2].

    Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно проводить различные опыты, элементарное экспериментирование.

    Таким образом, используется значительное разнообразие методов формирования познавательного интереса у детей дошкольного учреждения.

    2. Выявление эффективности работы по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой

    Диагностическая работа по выявлению особенностей формирования познавательного интереса содержит задания, направленные на изучение знаний экологического характера и проявления интереса к природе у дошкольников.

    В процессе диагностической работы рекомендуется использовать задания по методикам Л. М. Маневцевой , П. Г. Саморуковой , С. Н. Николаевой . Материалы для проведения констатирующего эксперимента могут быть следующими (на примере знаний о растениях и интереса дошкольников к ним):

    — картинки с изображением растений цветника, огорода, луга, поля;

    — схемы строений дерева и цветка.

    — картинки с изображением стадии роста и развития гороха (фасоли);

    Цель: определить знание растений у детей среднего дошкольного возраста.

    1. Детям предлагается назвать растения.

    Инструкция: «А ты знаешь, какие растения растут в нашем крае (городе)?».

    2. Ребенку предлагается по картинкам разложить растения на две группы: растущие в родном крае и не растущие в родном крае.

    Картинки с изображением растений: ель, ромашка, клевер, кактус, клен, верблюжья колючка, лопух, сирень, пальма.

    Инструкция: разложи, пожалуйста, картинки на две группы. В одну положи все картинки с растениями, которые растут в нашем крае, а в другую — те, которые в нашем крае не растут.

    Цель: выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.

    Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «собрать растение». Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.

    Вопросы и задания:

    1. Назови это растение.

    3.Разложи картинки с изображением роста растения. Игра «Что сначала, что потом?» (горох, фасоль)

    4. Что нужно делать для того, чтобы растения хорошо росли?

    5.Что бывает с растениями (огорода, леса и др.) зимой, весной, летом, осенью.

    7. Почему это происходит?

    8. Относятся ли растения к живым существам?

    9. Какие комнатные растения ты знаешь?

    10. Какие деревья ты знаешь?

    Организовать игру «Путаница».

    а) разложи растение правильно;

    б) почему части растения следует разложить именно так, а не по-другому?

    в) зачем растению листья, стебли, корни, ветки, плоды Задание IV

    Детям предлагаются картинки с изображениями растений расположить их по группам: «травы», «деревья», «кустарники» и подобрать к ним соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

    Оценка результатов диагностической деятельности по каждому заданию содержит как качественные, так и количественные показатели.

    13 — 15 баллов давалось, если:

    • Ребенок определяет растения родного края без затруднений. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

    • Без труда выделяет группы предлагаемых растений, подбирает к ним модели, знает основные составные части растения.

    • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

    • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

    • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

    8 — 12 баллов давалось, если:

    • Ребенок не может определить некоторые растения родного края, иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов, затрудняется в определении модели, путает некоторые составные части растения.

    • В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

    • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

    • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

    • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

    • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

    5 — 7 баллов давалось, если:

    • Ребенок с трудом может группировать растения родного края, затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы, путает составные части растения.

    • Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

    • Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

    • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы [https://referat.bookap.info, 9].

    • В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

    Таким образом, в процессе диагностики можно изучить особенности формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста к природе, ее явлениям и предметам.

    Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

    Экологические знания воспитывают интерес у дошкольников к природе, формируют эмоционально — положительное отношение к ней, реализуют потребность дошкольника в природоохранной деятельности. Воспитание интереса дошкольников к получению экологических знаний осуществляется посредством разнообразных видов деятельности детей в природе. Это наблюдение, экспериментирование, практическая работа.

    В качестве путей формирования познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста важно рассматривать игру, наблюдение, экспериментирование, творческую деятельность.

    Список литературы

    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 2003

    Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. — М., 1978

    Демина Л. «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 7. — С. 9 — 19

    Козлова С. А., Куликов Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000

    Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению.// Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник. научных трудов /Под ред. Логиновой В. И. — Л.: Образование, 1991

    Логинова Г. П., Андрющенко Д. В. Диагностика психического развития детей 4−5 лет. — М.: МГППУ; ЦПМСС «Малыш», 2004

    Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М.: Просвещение, 1983.

    Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Наука, 1984

    Марковская Л. Н. Уголок природы в детском саду / Л. Н. Марковская . — М.: Просвещение, 1989.

    Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1992.

    Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова . — Минск, 2005

    Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами. // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 1. — С. 26 — 31

    Мурашов А. А. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников // Педагогика. — 1997. — № 3. — с. 45 — 52

    Мутик М. Экологическая поделка // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 68

    Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2002

    Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 5. — С. 36 — 43

    Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 7. — С. 36

    Николаева С. Н. Эколог в детском саду // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 7. — С. 34 — 38

    Новоселова С.Л., Обухова Л. Ф. , Парамонова Л. А. , Тарасова К. В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3

    Павлова А. Игры как средство экологического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — с. 37−41.

    Полякова А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. /Под ред. Л. В. Занкова . М., «Педагогика», 1978. — 144 с.

    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006

    Савина Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу.— Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича , 1989.— 67с Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина . -М.: Просвещение, 1982.

    Талызина Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1998.

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2005.

    Федосеева П. Г. Организация деятельности уголка природы. Младшая группа. — М.: Корифей, 2008. — 96 с.

    Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. /Авт.-сост. Л. Г. Киреева , С. В. Бережнова . — Волгоград: Учитель, 2008. — 271 с.

    Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979

    Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова , В.П. 3инченко. — М.: Педагогика, 1989

    Комплекс игр, направленных на формирование познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста.

    Стимульный материал: разрезанные карточки с изображением частей растения.

    Цель: формирование знаний о строении растений.

    — сложи правильно, как бывает? (предварительно перепутано расположение частей)

    — можно ли сложить так?

    — назови, что это? (указать на ту или иную часть растения)

    2. Игра «Опиши, мы отгадаем».

    Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам.

    Задание: описать предметы и найти их по описанию.

    Игровые действия: загадывание и отгадывание загадок о растениях.

    Правила: дать описания подробно, четко в принятой последовательности.

    Ход игры: водящий выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из растений. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета.

    3. Игра «Угадай, что где растет»

    Цель: Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения, развивать внимание, сообразительность, память.

    Ход игры: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу.

    Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, лес.

    Правила: Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

    4. Игра «Что где растет»

    Правила и ход игры. Игра по типу лото. Играют 4−5 человек. У каждого — большая картинка, на которой нарисован, например огород, сад или поле.

    Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней. Эту картинку берет тот, у которого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.

    5. Игра «Детки на ветке»

    Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

    Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев, кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Такую игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение круглого года.

    Интерес — специфическая направленность личности на познание чего — нибудь нового.

    Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

    Познавательный интерес к природе — направленность личности на явления природы, ее предметы и закономерности.

    Источник