Функции листа растения испарение воды

Зависимость интенсивности испарения от площади поверхности листа.
проект по биологии (6 класс) на тему

Раднаева Сэсэгма Ринчиновна

Лист является важнейшим органом растений, и выполняет много функций: фотосинтез – образование органических веществ из неорганических на свету, запасание веществ, газообмен, вегетативное размножение, испарение.

В данной работе рассматривается только одна из функций – испарение воды листьями, что защищает растение от перегревания, удаляет избыток воды и ненужных веществ.

данную тему считаю актуальной, так как данные, полученные по результатам работы, можно использовать при ведении огорода, в садоводстве, в комнатном цветоводстве.

Цель данной работы — доказать, что между площадью листа и интенсивностью испарения есть зависимость.

Скачать:

Вложение Размер
referat_zavisimost_intensivnosti_ispareniya_ot_ploshchadi_poverhnosti_lista.docx 28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образовательное учреждение

«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

671632, Республика Бурятия, Курумканский район , с.Улюнхан, ул.Новая,1,тел./факс/8(30149)91524

Районная научно- практическая конференция

учащихся 5-6 классов

Номинация : биология – растительный мир

История родного края

«Зависимость интенсивности испарения от площади поверхности листа»

автор: Бадлуева Сэлмэг,

ученица 6 класса

МБОУ «Улюнханская СОШ»

Дом. адрес: с.Улюнхан, ул.Новая, 11

Руководитель: Раднаева С.Р,

учитель биологии и химии

МБОУ «Улюнханская СОШ»

2. Общая характеристика листа и его функции……………………………..4

Список использованной литературы………………………………………….7

Лист является важнейшим органом растений, и выполняет много функций: фотосинтез – образование органических веществ из неорганических на свету, запасание веществ, газообмен, вегетативное размножение, испарение.

В данной работе рассматривается только одна из функций – испарение воды листьями, что защищает растение от перегревания, удаляет избыток воды и ненужных веществ.

Выбранную тему исследовательской работы «Зависимость интенсивности испарения от площади поверхности листа» считаю актуальной, так как данные, полученные по результатам работы, можно использовать при ведении огорода, в садоводстве, в комнатном цветоводстве.

Цель моей работы: доказать, что между площадью листа и интенсивностью испарения есть зависимость.

Задачи работы: раскрыть роль устьиц в процессе испарения, произвести опыты по испарению воды листьями различных растений, произвести математические расчеты.

Гипотеза: чем больше площадь листа растения, тем интенсивнее идет испарение.

Объект исследования: испарение воды листьями.

Предмет исследования: листья растений бегония королевская, традесканция приречная, пеларгония зональная.

Для достижения данной цели работы выполнены задачи: изучена литература, проведены опыты, произведен расчет.

  1. Общая характеристика листа и его функции

Лист один из основных органов высших растений, занимающий боковое положение на стебле.

Лист наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дать клеткам, содержащим специализированный пигмент хлорофилл в хлоропластах, получить доступ к солнечному свету. Лист также является органом дыхания, испарения и гуттации (выделения капель воды) растения. Листья могут задерживать на себе воду и питательные вещества, а у некоторых растений выполняют и другие функции.

  • фотосинтез (от греч. фото — свет и синуйт — синтез, совмещение, помещение вместе) — процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений);
  • газообмен — основная форма диссимиляции у человека, животных, растений и многих микроорганизмов. При дыхании богатые химической энергией вещества, принадлежащие организму, окисляются до бедных энергией конечных продуктов (диоксида углерода и воды), используя для этого молекулярный кислород.У организмов, имеющих большие площади поверхности, контактирующие с внешней средой, дыхание может происходить за счёт диффузии газов непосредственно к клеткам через поры (например, в листьях растений, у полостных животных).
  • транспирация (от лат. trans и лат. spiro — дышу, выдыхаю) — это испарение воды растением. Вода испаряется с поверхности листьев через клеточные стенки эпидермальных клеток и покровные слои (кутикулярная транспирация) и через устьица (устьичная транспирация).В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Это приводит к усилению поглощения клетками листа воды из сосудов ксилемы и передвижению воды по ксилеме из корней в листья. Таким образом, верхний концевой двигатель, участвующий в транспорте воды вверх по растению, обусловлен транспирацией листьев.Транспирация спасает растение от перегрева. Температура сильно транспирирующего листа может примерно на 7 С° быть ниже температуры нетранспирирующего завядшего листа. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
  • вегетативное размножение — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.У высших растений происходит либо как распадение материнской особи на две и более дочерние особи (например, при отмирании ползучих побегов или корневищ, отделении корневых отпрысков), либо как отделение от материнской особи зачатков дочерних (например, клубни, луковицы, выводковые почки).У некоторых растений могут укореняться отделившиеся от материнского растения побеги (у ивовых) или листья
  • защита растения (чешуи, колючки, прикрепление к опоре усиками);
  • запас питательных веществ и воды.

Вначале провели опыт, доказывающий, что испарение идет именно через листья, а не с поверхности воды. Для этого в 3 стакана налили воду, во второй стакан добавили растительное масло. В 3-ий – положили черенок растения и также добавили растительное масло. В первом стакане вода испарилась, во втором- нет, так как помешало масло, в третьем вода испарилась. Таким образом мы видим, что лист испаряет воду.

Затем провели само исследование.

Для этого взяли листья с 3 растений с разными размерами:

  • маленькие листья (традесканция приречная),
  • средние (пеларгония зональная),
  • крупный лист (бегония королевская)

и опустили в колбу с водой объемом 50мл.

Отметили уровень воды.

Чтобы исключить испарение с поверхности воды , залили растительное масло.

Через 20 дней сделали отметку, что произошло испарение во всех трех колбах.

Измерили объем испарившейся воды по мерной колбе.

Затем вычислили примерные значения площади листьев . Для этого листья положили на лист бумаги, обвели контуры карандашом, по контурам нарисовали прямоугольник, с помощью линейки измерили длину сторон и вычислили площади листьев.

Источник



Испарение воды листьями

Растения постоянно испаряют воду. Делают они это в основном листьями. Вода в листья поступает по стеблям из корней, которые всасывают ее из почвы.

Испарение воды листьями имеет следующее значение:

Благодаря испарению вода из корней поднимается вверх. Можно сказать, листья действуют как насос. Кроме испарения, воду толкает вверх и корневое давление. Вода в листьях не только испаряется, она нужна для многих биохимических процессов в клетках, в том числе для фотосинтеза.

При испарении вместе с водой в стебель и листья поднимаются растворенные минеральные вещества. Эти вещества были поглощены корнями вместе с водой. Далее с током воды они перемещаются вверх и используются в клетках в различных химических реакциях, обеспечивающих жизнедеятельность растения.

В результате испарения происходит охлаждение листьев. Дело в том, что вода обладает большой теплоемкостью (можно сказать, забирает тепло). Когда капельки воды испаряются с поверхности листа, то уносят с собой излишки тепла и, следовательно, предохраняют растение от перегрева. Это особенно важно днем, когда в листьях происходит фотосинтез под палящими лучами Солнца, отчего листья могут сильно нагреваться.

Испарение воды листьями можно увидеть, поставив разные опыты. Например, если одеть на ветку растения стеклянную емкость, то через некоторое время на ее стенках можно увидеть капельки воды. Если же ветку растения поставить в воду, а на воду сверху налить масла (чтобы она не испарялась), то объем воды будет уменьшаться. Это свидетельствует о том, что вода поглощается корнями и далее испаряется листьями.

В листьях водяной пар выходит из клеток в межклетники. Из них через устьица пар испаряется с поверхности листа. Открываясь и закрываясь, устьица регулируют испарение воды листьями. Как известно, у большинства растений устьица находятся на нижней поверхности листа. Следовательно, у большинства растений вода в основном испаряется на нижней поверхности листовой пластинки.

Количество воды, которое испаряют растения, зависит от многих факторов. В любом случае это почти всегда достаточно большое количество в пересчета на массу тела растения. Так, например, капуста испаряет за сутки около одного литра воды. На интенсивность испарения влияют возраст растения (молодые испаряют больше), в тени оно растет или нет (в тени испарение меньше), дует ветер или нет (в ветреную погоду испарение больше), достаточно воды в почве или нет.

При достаточном количестве воды у растения устьица в листьях могут быть открыты и днем, и ночью. У ряда растений устьица открываются только днем. Если же воды в почве недостаточно, то растения закрывают устьица даже днем. Листья некоторых растений могут скручиваться при ярком освещении, в результате испарение также уменьшается.

У растений, произрастающих в теплых влажных местообитаниях (например, тропиках), обычно крупные листовые пластинки. Поэтому такие растения испаряют большие объемы воды. Но поскольку воды в окружающей среде достаточно, это не является проблемой. Другое дело — растения засушливых мест обитания (например, полупустынь и пустынь). У них листья либо мелкие, либо видоизменены в колючки (кактус) или мясистые образования, накапливающие воду про запас (алоэ). В любом случае такие листья испаряют мало воды.

Источник

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

1. Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения.

2. Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

3. Воспитывать коммуникативные качества личности через включение учащихся в групповую работу. Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле..

Преобладающие методы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Звучит музыка Вивальди «Весна». Вступление учителя:

Ребята, в этой музыке Вивальди вы слышите пробуждение природы. Послушайте, как пробуждаются ото сна растения, как тянут они свои нежные листочки к солнцу.

Неразрывна связь зеленых растений с солнцем. И высокое дерево и маленькая травинка- все тянут вверх листья, как ладони рук, к лучам горячего солнца.

Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а листья на дереве свежие и сочные. Клетки листа всегда наполнены водой, поступающей из корня по сосудам.

Приложите листик к щеке – вы почувствуете, что он прохладный.

Учащиеся высказывают свои предположения, на основе которых учитель подводит к мысли, что: Идет процесс испарения.

Учитель: Задача наша на сегодняшний урок:

1. Познакомиться с этим интереснейшим явлением в жизни растений.
2. Закрепить ранее полученные знания по строению растения, по другим сопутствующим процессам: таким как фотосинтез и дыхание.
3. Работать вам предстоит в группе, поэтому выучитесь общаться, помогать друг другу, совместно принимать решения.

Чтобы познакомиться с процессом испарения, мы отправимся с вами в путешествие. Оно у нас пойдет по станциям. Так как проследить мы должны будем путь воды в растении, то и наградой за правильные ответы и задания будут символичные капельки.

Перед каждой дорогой необходимо размяться. Наша сегодняшняя разминка пройдет по терминам:

ДЫХАНИЕ. ФОТОСИНТЕЗ. КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ. АВТОТРОФЫ

МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. ПОЧВА. ПЛОДОРОДИЕ. ОРГАНИЧЕСКИЕ УДОБРЕНИЯ.

По одному человеку от команды: работа по написанию биологических терминов.

(Карточки с пропущенными буквами: ФОТ-СИНТ —, А-Т-ТРОФЫ,

М-Н-РАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ, М-Л-ОРАЦ-Я.

Заполнить схему по сравнению процессов фотосинтеза и дыхания. Или по 2 человека от команды выполняют тест

Выпиши цифры вопросов и напиши напротив них буквы правильных ответов для процесса

1Вариант 2 Вариант.
ФОТОСИНТЕЗА. ДЫХАНИЯ
  1. Где ( в клетках какой ткани) происходит данный процесс?
  2. При каком условии?
  3. Какие вещества являются исходными в данном процессе?
  4. Каковы конечные продукты данного процесса?
  5. Что происходит с энергией в данном процессе?

А. В любых живых клетках.

Б. В клетках фотосинтезирующей ткани.

В. Углекислый газ и вода.

Г. Органические вещества и кислород.

Е. Постоянно, пока жива клетка.

Ж. Глюкоза, переходящая в крахмал и выделяется кислород.

З. Энергия запасается.

И. Энергия выделяется.

Первая наша станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

Мы с вами попытаемся доказать, что процесс испарения идет в растении, выясним, какие органы в этом участвуют. В каждой группе есть ребята, которые проводили домашние опыты, о них они нам сейчас и расскажут. Напоминаю план описания опыта: Что делали? Что наблюдали? К какому выводу пришли.

  1. Опыт №1. За 2 дня до урока срезать острым ножом хорошо облиственную ветку какого – либо комнатного растения и поместить её в бутылку или колбу почти до краев наполненную водой комнатной температуры. Важно при этом, чтобы нижний конец ветки был довольно глубоко погружен в воду и чтобы ветка имела устойчивое положение. Уровень воды отметить ниткой или другой меткой. На поверхность воды налить слой масла, чтобы защитить от испарения. Прибор с растением взвесить и данные записать. Повторное взвешивание провести перед уроком. А также отметить произошедшие изменения.
  2. Опыт № 2. Для опыта взять растение с низко расположенными листьями и предварительно полить его теплой водой. Лист или ветку поместить в колбу или стеклянную баночку (на 200мл.) Уже через 2 часа на стенках баночки появятся капельки воды, которые затем стекают на нижнюю стенку.
  3. Опыт № 3. Взять две ветки комнатного растения примерно одинаковой величины. Но с одной из веток предварительно убрать все листья. Поместить ветки в пробирки и сверху залить маслом.

По прошествии суток можно будет увидеть, что уровень воды в пробирке с облиственной веткой понизился значительно больше, чем с веткой безлистной.

Опыт № 4. Значение кожицы в защите от испарения.

Взять два яблока, одно немного крупнее другого; с крупного срезают всю покрывающую его кожицу, другое оставляют с неповрежденной кожицей. Сначала взвешивают целое яблоко и массу его записывают.

Затем на место гирь кладут очищенное яблоко и, постепенно срезая у него излишек мякоти, уравновешивают с целым. По истечении суток яблоки повторно взвешивают и вычисляют, сколько воды они потеряли.

Каждая группа пробует объяснить результаты опыта.

С помощью опытов мы доказали, что испарение воды происходит. Но как попала вода в листья?

Следующая наша станция «АНАТОМИЧЕСКАЯ» Мы проследим путь капельки воды от корня и до листа.

Команды заполняют схему с её последующей защитой.

Всасывание воды происходит__________________________
Орган, зона, название клеток и их строение
Вода с ___________ веществами передвигается из корня в лист
По_____________________________________________________
Ткань, название клеток, особенности их строения
По _____________ _____________________________ зоне корня,
По _______________________________________________стебля
Название клеток, какого слоя
По _______________________________________________ листа
Каким клеткам, какой части листа

В теме «Лист» вы уже узнали, что через устьица идет испарение воды листьями. А сегодня мы узнаем, как это происходит.

Следующая станция «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»

Рассказ учителя о процессе испарения (а учащиеся должны заполнить упражнение № 126 стр. 51 рабочей тетради).

Листья испаряют воду в большом количестве. Так за день береза испаряет 6 ведер. Леса различных пород деревьев испаряют в течение лета с 1га различное количество воды: еловый-2240т, березовый-1200т, сосновый-470т.

  1. Это помогает охладить листья в жаркий солнечный день и не дать им перегреться. (показываю опыт с сухой и сырой поверхностью.)
  2. Мы знаем , что поступлению воды в стебель и листья способствует корневое давление, но и испарение также помогает этому процессу (обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами по стеблю)
  3. Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом скорее образуются облака. В лесу накапливается влага. От этого в жаркие дни прохладно.

Но растения произрастают в зонах с разным климатом. Какие же приспособления выработались у них? Это выяснить нам поможет станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» Каждая из групп получила задание выяснить такие приспособления. Примерное содержание выступлений учащихся:

1
ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ- ГИДАТОФИТЫ.

У таких водных растений, как элодея, рдесты, водяные лютики листовые пластинки как правило тонкие, часто рассеченные. Поглощение и выделение воды у них происходит через всю поверхность тела. Поэтому устьица у них отсутствуют.

2
НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ, НО ЖИВУЩИЕ В УСЛОВИЯХ
ПОВЫШЕННОЙ ВЛАЖНОСТИ.

Из-за высокой влажности воздуха (например, у растений, растущих под пологом тропического леса) испарение воды листьями оказывается затруднено. Для улучшения водного обмена, на листьях развиваются особые водяные устьица, выделяющие капельно-жидкую воду. Выделение капельно-жидкой воды носит название-ГУТТАЦИЯ. При высокой влажности её можно наблюдать и у растений других экологических групп.

3 СУККУЛЕНТЫ — это растения сухих мест обитания, которые способны накапливать влагу в разных органах. Например, в стебле (так делают кактусы) или в листьях ( у алое и агавы). Поверхностный слой у листьев и стеблей этих растений имеет толстую кожицу, часто покрытую мощным восковым налетом или густое опушение. Устьица, у этих растений погруженные, открываются в щель, где задерживаются водяные пары. Днем они закрываются.

4.СКЛЕРОФИТЫ- растения также засушливых мест обитания. Но это наоборот растения сухие на вид, способные (благодаря глубоко уходящим корням) всасывать влагу из глубинных слоев почвы. Листья у них мелкие, часто в виде иголок или же свернуты в трубочку. Свернутые в трубочку листья имеют внутри влажную камеру. Испарение идет через погруженные в бороздки устьица внутри этой камеры, что снижает потери влаги.

Учитель подводит итоги: ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ИСПАРЕНИЮ.

Если рассмотреть под микроскопом нижнюю поверхность листа, то можно увидеть на нем маленькие отверстия устьица. На каждом листе устьиц невероятно много. Например, на 1кв. см. листа у пшеницы 1500устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты несколько миллионов.

Устьица ничтожно малы и составляют лишь один процент от площади листа. Но они могут испарять столько же воды, как если бы она испарялась с открытой поверхности.

Активное испарение идет в то время, когда лист работает с максимальной нагрузкой, а растение хорошо обеспечено водой. Тогда через каждое устьице в одну секунду может выходить наружу такое количество молекул воды, что для его подсчета нужна цифра с 15 нулями.

Приспособления к увеличению испарения (характерно при большой влажности, когда тепло и нет ветра.):

-вода может собираться каплями по краям листа,
-бывают выпуклые клетки кожицы листа, которые как лупы, собирают скудный свет.
-бывает, что листья и стебель покрыты выростами, увеличивающими испаряющую поверхность.
-увеличение количества устьиц на листьях.

Приспособления к уменьшению перегревания, переохлаждения и испарения:

-листопад.
-поворот листа к свету ребром (у эвкалипта).
-опушение на нижней стороне листовой пластинки (коровяк, вьюнок, полынь.)
-способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку.
-восковой налет на листьях.

Последняя станция «Игровая»

Мера «Что? Где? Когда?»

Решение проблемных ситуаций:

1. У большинства растений устричные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки?

2. Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

3.Под некоторыми тропическими деревьями (например, эвкалиптом) невозможно укрыться в солнечный день, так как они не дают тени. Какое защитное приспособление выработалось у них, чтобы защититься от перегрева?

4. Лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья. Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции?

Задание: прочитать статью «Листопад» на стр. 160-161 и статью «Осенняя окраска листьев» на стр. 161.

В качестве закрепления — Игра «Найди ошибку»

  1. Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья и кустарники сбрасывают листву.
    (Кустарнички брусники, вереска и клюквы остаются вечнозелеными. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду и сохраняются под снегом.)
  2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно)
  3. Людмила Сергеевна узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах.
    Была уже осень и Л.С. заготовила опавшие листья. «Какая беда. Ведь в них такие же вещества, как и в зеленых» — рассуждала женщина.
    (Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена)
  4. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» — спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?

Подведение итогов урока:

  • Лучшая команда:
  • Самый активный ученик:

Руководители групп зачитывают оценки.

Домашнее задание: параграф 36, упражнение №127, Опыт на странице161 учебника.

Источник

Зависимость интенсивности испарения от площади поверхности листа.
проект по биологии (6 класс) на тему

Раднаева Сэсэгма Ринчиновна

Лист является важнейшим органом растений, и выполняет много функций: фотосинтез – образование органических веществ из неорганических на свету, запасание веществ, газообмен, вегетативное размножение, испарение.

В данной работе рассматривается только одна из функций – испарение воды листьями, что защищает растение от перегревания, удаляет избыток воды и ненужных веществ.

данную тему считаю актуальной, так как данные, полученные по результатам работы, можно использовать при ведении огорода, в садоводстве, в комнатном цветоводстве.

Цель данной работы — доказать, что между площадью листа и интенсивностью испарения есть зависимость.

Скачать:

Вложение Размер
referat_zavisimost_intensivnosti_ispareniya_ot_ploshchadi_poverhnosti_lista.docx 28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образовательное учреждение

«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

671632, Республика Бурятия, Курумканский район , с.Улюнхан, ул.Новая,1,тел./факс/8(30149)91524

Районная научно- практическая конференция

учащихся 5-6 классов

Номинация : биология – растительный мир

История родного края

«Зависимость интенсивности испарения от площади поверхности листа»

автор: Бадлуева Сэлмэг,

ученица 6 класса

МБОУ «Улюнханская СОШ»

Дом. адрес: с.Улюнхан, ул.Новая, 11

Руководитель: Раднаева С.Р,

учитель биологии и химии

МБОУ «Улюнханская СОШ»

2. Общая характеристика листа и его функции……………………………..4

Список использованной литературы………………………………………….7

Лист является важнейшим органом растений, и выполняет много функций: фотосинтез – образование органических веществ из неорганических на свету, запасание веществ, газообмен, вегетативное размножение, испарение.

В данной работе рассматривается только одна из функций – испарение воды листьями, что защищает растение от перегревания, удаляет избыток воды и ненужных веществ.

Выбранную тему исследовательской работы «Зависимость интенсивности испарения от площади поверхности листа» считаю актуальной, так как данные, полученные по результатам работы, можно использовать при ведении огорода, в садоводстве, в комнатном цветоводстве.

Цель моей работы: доказать, что между площадью листа и интенсивностью испарения есть зависимость.

Задачи работы: раскрыть роль устьиц в процессе испарения, произвести опыты по испарению воды листьями различных растений, произвести математические расчеты.

Гипотеза: чем больше площадь листа растения, тем интенсивнее идет испарение.

Объект исследования: испарение воды листьями.

Предмет исследования: листья растений бегония королевская, традесканция приречная, пеларгония зональная.

Для достижения данной цели работы выполнены задачи: изучена литература, проведены опыты, произведен расчет.

  1. Общая характеристика листа и его функции

Лист один из основных органов высших растений, занимающий боковое положение на стебле.

Лист наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дать клеткам, содержащим специализированный пигмент хлорофилл в хлоропластах, получить доступ к солнечному свету. Лист также является органом дыхания, испарения и гуттации (выделения капель воды) растения. Листья могут задерживать на себе воду и питательные вещества, а у некоторых растений выполняют и другие функции.

  • фотосинтез (от греч. фото — свет и синуйт — синтез, совмещение, помещение вместе) — процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений);
  • газообмен — основная форма диссимиляции у человека, животных, растений и многих микроорганизмов. При дыхании богатые химической энергией вещества, принадлежащие организму, окисляются до бедных энергией конечных продуктов (диоксида углерода и воды), используя для этого молекулярный кислород.У организмов, имеющих большие площади поверхности, контактирующие с внешней средой, дыхание может происходить за счёт диффузии газов непосредственно к клеткам через поры (например, в листьях растений, у полостных животных).
  • транспирация (от лат. trans и лат. spiro — дышу, выдыхаю) — это испарение воды растением. Вода испаряется с поверхности листьев через клеточные стенки эпидермальных клеток и покровные слои (кутикулярная транспирация) и через устьица (устьичная транспирация).В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Это приводит к усилению поглощения клетками листа воды из сосудов ксилемы и передвижению воды по ксилеме из корней в листья. Таким образом, верхний концевой двигатель, участвующий в транспорте воды вверх по растению, обусловлен транспирацией листьев.Транспирация спасает растение от перегрева. Температура сильно транспирирующего листа может примерно на 7 С° быть ниже температуры нетранспирирующего завядшего листа. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
  • вегетативное размножение — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.У высших растений происходит либо как распадение материнской особи на две и более дочерние особи (например, при отмирании ползучих побегов или корневищ, отделении корневых отпрысков), либо как отделение от материнской особи зачатков дочерних (например, клубни, луковицы, выводковые почки).У некоторых растений могут укореняться отделившиеся от материнского растения побеги (у ивовых) или листья
  • защита растения (чешуи, колючки, прикрепление к опоре усиками);
  • запас питательных веществ и воды.

Вначале провели опыт, доказывающий, что испарение идет именно через листья, а не с поверхности воды. Для этого в 3 стакана налили воду, во второй стакан добавили растительное масло. В 3-ий – положили черенок растения и также добавили растительное масло. В первом стакане вода испарилась, во втором- нет, так как помешало масло, в третьем вода испарилась. Таким образом мы видим, что лист испаряет воду.

Затем провели само исследование.

Для этого взяли листья с 3 растений с разными размерами:

  • маленькие листья (традесканция приречная),
  • средние (пеларгония зональная),
  • крупный лист (бегония королевская)

и опустили в колбу с водой объемом 50мл.

Отметили уровень воды.

Чтобы исключить испарение с поверхности воды , залили растительное масло.

Через 20 дней сделали отметку, что произошло испарение во всех трех колбах.

Измерили объем испарившейся воды по мерной колбе.

Затем вычислили примерные значения площади листьев . Для этого листья положили на лист бумаги, обвели контуры карандашом, по контурам нарисовали прямоугольник, с помощью линейки измерили длину сторон и вычислили площади листьев.

Источник

Читайте также:  Какими могут быть почки растений