Греческий миф о птице

Греческий миф о птице

В самых разных мифологических традициях птица непременный символ и персонаж. Без них не обходиться творение мира, в них оборачиваются герои и боги, птицы связующее звено между верхом и низом, частями космоса, воплощение души и духа и т.д. Нередко наземные животные наделены птичьими атрибутами. Это грифон, Пегас, сфинкс, химера, сирена, горгона и т.д.

В мифологии образ древа мирового, как центра вселенной, занимает весьма значимое место. Птица всегда располагается на его вершине, причем чаще всего это наиболее царственная птица, например орел. Бывает, и с фантастическими чертами. При этом птица противопоставляется змее, как хтоническому животному. Часто встречается мотив борьбы птицы и змеи, причем первая обычно соотноситься с богом – громовержцем: Зевсом, Перуном, Индрой и т.д.

В ряде случаев образ птица-душа перекликается с птицей – вестником смерти. В одном из гимнов «Ригведы» изображается отчаянье человека при виде голубя, ходящего по очагу: человек знает, что он умрет.

Часто боги превращались в богов. Так Зевс становился лебедем, Плеяды – в голубей, Прокна – в соловья, Алкина – в зимородка. Огромное количество изображений птиц на гербах в Египте. Широко распространен культ сокол с– символ Гора. Птицей богини покровительницы Верхнего Египта считался коршун. Герой русских былин Вольга превращается в сокола, охотясь на лебедей. Часто становятся голубками или уточками сказочные девы после купания (порой из-за утраты одежды).

Источник



Стимфалийские птицы

Стимфалийские птицы — в древнегреческой мифологии хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала. Вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти. Они нападали как на людей, так и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе, либо также поедали людей.

Подвиг Геракла

Микенский царь Еврисфей велел Гераклу победить стимфалийских птиц. Это неописуемо трудное задание герою помогла выполнить Афина Паллада: она дала Гераклу два медных тимпана, выкованных Гефестом. Богиня велела установить тимпаны на горе возле гнездовья ужасных птиц и ударить в них. Оглушительный звук тимпанов должен был заставить подняться птиц в воздух, а Гераклу следовало стрелять в них из лука. Геракл напугал птиц и перестрелял их. Согласно Писандру, Геракл не перебил их, а прогнал шумом кроталов (трещоток). Выжившие в битве с Гераклом птицы покинули Грецию, улетев к берегам Чёрного моря.

Согласно Павсанию, Стимфалидами называют птиц, водящихся в Аравии. В Стимфале был храм Артемиды Стимфалийской со статуями девушек с птичьими ногами.

Аргонавты

Птицы улетели на остров Аретиаду в Понте Эвксинском (близ Керасунта) и атаковали аргонавтов, плывших мимо, но те прикрылись щитами. Когда аргонавты прибыли на остров Дию, птицы стали метать в них стрелы. По совету Финея они взяли щиты и копья и, подражая куретам, прогнали их грохотом. Либо это было на острове Арея.

Источник

Стимфалийские птицы – третий подвиг Геракла

Стимфалийские птицы

Чтобы выполнить третье поручение царя Эврисфея, Геракл должен был изгнать из окрестностей города Стимфала чудовищных птиц, нападавших на людей и скот и уничтожавших посевы.

Этих птиц выкормил сам бог войны – Арес, поэтому они были особенно свирепы и сильны. У птиц были грозные бронзовые клювы и когти, но самым страшным оружием были их металлические перья, которые чудовища могли метать в своих жертв как стрелы.

Птицы вили свои гнёзда на озере Стимфал. Когда Геракл и его товарищ Иолай достигли озера, они увидели мрачную местность, покрытую густым лесом. В центре леса находилось Стимфалийское озеро. Оно сообщалось с подземными реками страны мёртвых, поэтому производило очень гнетущее впечатление и даже навело на героев лёгкий морок.

Читайте также:  Перелетные птицы конспект для доу

Сначала Геракл хотел перестрелять всех птиц из лука, но это было довольно сложно: птиц было слишком много, а перемещаться по болотистой местности ни пешком, ни в лодке было невозможно. Каким-то образом надо было прогнать птиц из густой чащи, служившей им укрытием. Тогда на помощь героям пришла Афина Паллада. Богиня принесла две трещотки, выкованные Гефестом, и посоветовала Гераклу встать на холме, который возвышался над лесом.

Геракл с Иолаем взошли на холм и подняли при помощи трещоток шум. Испуганные птицы покинули свои гнёзда, с криками начали носиться над лесом и сыпать свои смертоносные перья. Геракл и Иолай оставались на вершине холма, поэтому перья в них не попадали. Теперь, когда птицы вылетели из своего укрытия, ничто не мешало перестрелять их по одной из луков. Оставшихся в живых птиц удалось навсегда отогнать от Стимфала звуками всё тех же трещоток.

Птицы полетели к Чёрному морю. Некоторые древнегреческие авторы описывали дальнейшее нападение стимфалийских птиц на корабль аргонавтов. Путешественники спаслись от них, закрывшись щитами. Позже, когда аргонавты вышли на острове Дие, птицы снова попытались их атаковать, но герои прогнали чудовищ, подняв шум. Позже перья стимфалийских птиц использовала для своей ворожбы колдунья Медея.

Стимфалийские птицы: современные трактовки мифа

Город Стимфал – настоящий греческий город, расположенный рядом с одноимённым озером. Озеро периодически заболачивалось, от него начинали исходить зловонные испарения, а ходить вдоль топких берегов становилось просто опасно. Неудивительно, что древние греки стали ассоциировать озеро Стимфал с чем-то зловещим и демоническим.

По одной из версий предания о Геракле, птицы были дочерьми озера Стимфал и нимфы Орнаты («Птицы»). Облик же стимфалийских птиц несколько отличался от традиционного: это были существа в виде девушек с птичьими ногами. Любопытно, что в Стимфале существовал храм Артемиды, крыша которого была украшена похожими созданиями.

Многие историки и орнитологи пытались найти прототип стимфалийских птиц в мире живой природы. В трудах одного древнегреческого автора нашлось утверждение, что птицы-стимфалиды живут в аравийских пустынях. При этом стимфалиды описывались как крайне свирепые, но вполне реальные существа без металлических клювов и волшебных перьев. Некоторые считают, что в мифе про Геракла могли описываться:

  • колпицы – крупные болотные птицы с необычным клювом;
  • страусы, довольно распространённые в пустынных районах.

В более широком смысле современные исследователи трактуют миф о Геракле и стимфалийских птицах как борьбу разумного героя – сына верховного бога – и первобытного хаоса. Геракл одерживает победу над хтоническим злом не столько за счёт силы и ловкости, сколько благодаря хитрости и уму.

Источник

Прокна и Филомела – трагедия греческих сестёр, ставших птицами

Легенда о Прокне и Филомеле была популярна не только в Древней Греции. Через много столетий, по завершению периода Средневековья, о мифе снова вспоминают поэты и художники. Трагическая судьба одной из сестёр не оставила равнодушными творческих людей, что постарались донести её в своей интерпретации.

Великие русские поэты, И.А.Крылов, А.А.Дельвиг, В.А.Жуковский, упоминали в своих творениях предание о Прокне и филомеле либо и вовсе посвящали ему свои драматические творения. На мой взгляд, история эта является одной из самых динамичных и неординарных среди древнегреческих преданий и, конечно, заслуживает внимания. Что же произошло в жизни сестёр? Происхождение какой птицы греки связывали с мифом о Прокне и Филомеле?

Просьба Прокны

Прокна и Филомела были двумя сёстрами, дочерьми афинского царя Пандиона. Первая из девушек была старше, её выдали замуж первой, однако о семейном счастье Прокна могла лишь мечтать.

Её муж, фракийский правитель Терей, имел суровый нрав, был жестоким и грубым человеком. На протяжении долгих лет он запрещал жене видеться со своей семьей, приехать хотя бы однажды на родину.

Читайте также:  Как нарисовать сказочную птицу пошагово

Когда сыну Прокны и Терея, Итису, пошёл шестой год, женщина принялась молить мужа разрешить ей повидать своих родных. Терей был категорически против поездки жены, но не возражал, чтобы она пригласила в гости младшую сестру, Филомелу.

Терей даже дал согласие отплыть к Афинам и забрать оттуда сестру супруги, чтобы она провела некоторое время в его доме. Прокна была счастлива. Тогда она и представить не могла, что совершила роковой поступок.

Преступление Терея

Терей отправился за Филомелой, но, увидев её на берегу, потерял разум от страсти. Девушка была прекрасна, словно морская нимфа, и с момента первой встречи фракийский царь мечтал обладать ей. Он с лёгкостью уговорил отца Филомелы отпустить её к сестре.

Морское путешествие прошло легко и благополучно, а во время пути по суше Терей начал воплощать в жизнь коварный план. Перед Филомелой он разыграл сцену, будто получил известие о смерти Прокны. Не теряя времени даром, он убедил Филомелу стать его женой.

Не помня себя от горя из-за потери сестры, девушка в отчаянии согласилась. Однако вскоре до Филомелы стали доходить новости о её сестре. Она быстро разоблачила Терея. Филомела стала угрожать своему мужу-обманщику, что расскажет всему миру о его гнусном поступке.

Такой позор был способен уничтожить Терея, но он был более жестоким и коварным, чем предполагала сестра Прокны. Чтобы Филомела не промолвила и слова, он приказал своим соратникам отрезать ей язык, после чего увёз женщину в дом, затерянный в лесу, и оставил там.

История, сотканная из нитей

Вернувшись к Прокне, Терей сказал, что сестра умерла в Афинах. Скорбящая Прокна поверила, она не могла и подумать того, что произошло н саом деле. Тем временем Филомела, лишённая возможности сказать, закричать, позвать на помощь, пыталась придумать, как она может сообщить о своей беде.

Отправить посыльного она не могла – Терей следил за всеми, с кем общалась Филомела, поэтому женщина решила воспользоваться иным средством. Искусная мастерица, она выткала прекрасный ковёр, на котором изобразила в подробностях всю трагедию своей судьбы.

Старухе, что прислуживала ей, Филомела объяснила на жестах, что изделие необходимо доставить Прокне, что ещё носила траурные одежды в память о гибели сестры. Когда царица увидела ковёр, созданный её сестрой, потрясение и ужас нахлынули на неё.

Изделие, выполненное с мастерством и ловкостью, точно передавало все события, произошедшие с Филомелой. В мгновение Прокна осознала всё. Приказав старухе указать ей путь к дому в чаще, она отправилась к сестре и освободила её.

Месть Прокны за Филомелу

Увидев Прокну и поняв, что теперь страдания окончены, Филомела принялась горько рыдать. “Сейчас не время для слёз, – задумчиво произнесла Прокна. – Необходимо отомстить Терею за его деяние”. В тот миг в её мыслях уже созрел страшный план мести. Отправившись в комнату сына, она в очередной раз отметила его сходство с отцом. Взмахнув рукой с кинжалом, прокна заколола ребёнка.

Когда вернулся Терей, жена угостила его сытным ужином. Вкус блюда был необычным, но голодный Терей расправился со всеми яствами. Когда он спросил жену, что за мясо она использовала для ужина, она ответила, что приготовила блюда из сына Терея.

Вероятно, царь убил бы жену и её сестру, но он, словно окаменевший, не мог двинуться с места. Две женщины сумели убежать из дворца, но неподалёку от Даулиса Терей сумел догнать их.

Тогда Прокна и Филомела взмолились богам, чтобы те спасли их. Бессмертные жители Олимпа с сочувствием отнеслись к трагедии сестёр. Они превратили их в птиц, избавив навсегда от преследования Терея.

Читайте также:  Отделы тела позвоночника птиц

Прокна стала соловьём, в песне которого можно услышать имя сына, “Итис”. Филомела же превратилась в ласточку, что, в отличие от многих птиц, не исполняет звонких трелей, ведь “лишена” голоса. А вот сам Терей, как рассказывают некоторые пересказы предания, был обращён в ястреба, безжалостного хищника с безобразным клювом.

Легенда о Прокне и Филомеле рассказывает нам о древних и бесконечно жестоких временах. На мой взгляд, единственный человек, заслуживающий сочувствия – Филомела. Поступок Прокны, как и преступление её мужа, не имеет ничего общего с человечностью и моральными принципами – как древности, так и современности. Особенно интересным миф делают его главные символы, птицы. Это предание позволяет взглянуть на мир, природу глазами жителей Древней Греции.

Источник

Топ-10: Необычные птицы из мировой мифологии

Человечество издавна восхищается птицами из-за их загадочности, сезонных исчезновений, способности летать и возможности отправиться туда, куда мы просто не могли попасть в течение очень длительного периода времени. Все знают о некоторых мифологических птицах, таких как феникс, например, но в мировой мифологии существуют птицы, которые намного более странные, чем феникс.

10. Бенну (Benu)

Птица Бенну была египетской версией более известного нам феникса. В египетской мифологии сотворения мира, птица Бенну пролетела над поверхностью хаоса, приземлилась, и испустила крик, который нарушил изначальную первобытную тишину. По преданию именно этот крик решил, что будет в этом мире и чего не будет. Традиционно, птица Бенну напоминает цаплю, но она обладает огненно-оранжевым оперением и иногда человеческой головой. Её часто ассоциировали с богом египетского солнца, причём настолько часто, что образ птицы Бенну стал обозначать самого бога солнца, который часто изображался в короне.

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения. Первоначальная птица Бенну, которая сотворила мир, была рождена из пламени в кроне дерева Персея, которое росло на вершине обелиска. Более поздние рассказы наделяют птицу Бенну ещё большим количеством характеристик, присущих фениксу — Геродот (Herodotus) рассказывает историю о птице Бенну, которая жила на протяжении 500 лет, прежде чем загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь богу солнца.

9. Анзуд (Anzu)

Анзуд это древняя шумерская птица с телом орла и головой льва. Она была настолько огромной, что единственным деревом, достаточно большим, чтобы выдержать её гнездо было дерево, которое опиралось на семь верховий реки бога солнца, Уту (Utu). Полёт Анзуда был способен поднять огромные песчаные и пыльные бури, её крик заставлял весь мир сотрясаться и даже боги считали её почти непобедимой угрозой.

Согласно легенде, гигантская птица украла Скрижали Судеб (Tablet of Destinies), которые наделили её силами богов и властью над миром смертных. Энлил (Enlil), сын того бога, у которого Анзуда украла скрижали, был отправлен в первобытный, частично сотворённый мир, чтобы остановить её и вернуть власть богам, напустив потоки воды вместе с ветрами и бурями, которые формируют мир. Намного позже ассирийским царям приписывали убийство гигантской птицы, что позволило создать великие истории об эпических сражениях, и написать о смертных правителях этой области.

Оригинальные рассказы об Анзуде являются одними из старейших известных «боевых мифов», в которых на героя возложена задача отправиться на поиски, и сразиться с грозным противником. Эпос об Анзуде и Энлиле относится к периоду до 1200 года до нашей эры. Анзуд также отображается в гораздо более позднем фольклоре Израиля, где ему приносятся жертвоприношения, чтобы его успокоить.

Источник