Изображения природы в средневековье



Пейзаж в средневековой живописи

Пейзаж В искусстве Северного Возрождения пейзажу отводится особое место. Холмистый ландшафт с рекой и опрятными домиками на заднем плане — романтический фон для основного изображения. Эта живописная кулиса как бы живет своей самостоятельной, независимой жизнью: по

Пейзаж с замком стен

Пейзаж с замком стен 1635–1637. Национальная галерея, ЛондонРубенс говорил: «…Как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». Действительно, все удавалось этому универсальному мастеру: он обращался к античным мифам

Пейзаж с мельницей

Пейзаж с мельницей Ок.1670. Рейксмузеум, АмстердамК XVII веку усилиями многих голландских мастеров были разработаны основные принципы реалистического пейзажа, который достиг своего расцвета в творчестве Рёйсдала. Он не только обобщил опыт предшественников, но и открыл

Пейзаж с Полифемом

Пейзаж с Полифемом 1649. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВ одном из самых прославленных пейзажей Пуссена, невеяном впечатлениями от окрестностей Рима, художник воплотил идеальный образ природы, очищенный от всего случайного, исполненный гармонии, героического

Пейзаж в древности

Пейзаж в древности I — Египет Древнеегипетский папирусный свиток с карикатурами. Британский музейЕсли не считать упомянутых выше "охотничьих картин" каменного века, начертанных на стенах пещер Везерской долины во Франции и Альтамиры близ Сантандера (Испания), — картин, в

I — Византийский пейзаж

I — Византийский пейзаж Монументальная архитектура Поразительные примеры монументального характера производят часто большее впечатление, нежели подробные исследования и тонкие доказательства. К таким "монументальным" примерам принадлежит арка Константина Великого

Пейзаж в миниатюре

Пейзаж в миниатюре Ни в чем так ярко не обнаруживается совершившаяся перемена, как в пейзаже[113]. Только что, еще в 70-х годах, мы видели условные фоны и "символическую бутафорию", и вот вдруг перед нашими глазами в крошечных картинках расстилается небо, тянутся поля, шуршат

Пейзаж начала 16 века

Пейзаж начала 16 века Иоахим Патинир, Св. Иероним в пустыне. Музей Прадо в Мадриде.Питер Брейгель — единственный вполне достойный преемник Босха. Однако, прежде чем обратиться к нему, родившемуся уже после смерти фантаста-мастера и жившему в середине XVI века, укажем вообще

Немецкий пейзаж в XV и XVI веках

Немецкий пейзаж в XV и XVI веках I — Первые мастера Введение в немецкую живопись Само собой разумеется, что к готической семье принадлежит немецкая живопись. Впрочем, сейчас же приходится задать вопрос: можно ли говорить о немецкой живописи, как о целом и едином явлении?

Влияние Дюрера на пейзаж

Влияние Дюрера на пейзаж Иначе обстоит дело с гравюрами на дереве и с картинами. Отдельные мотивы с натуры можно найти и в них, но они всегда переработаны до неузнаваемости и стилизованы: им придан какой-то подчеркнутосказочный характер. Таковы прекрасные виды

Источник

Живопись Средневековья: тенденции и веяния, картины, художники

Обычно, когда произносят словосочетание «Средние века», перед глазами встают мрачные готические замки, все темное , запущенное, унылое. Это стереотип, который почему-то выработался в сознании людей. Живопись данного периода доказывает обратное – она не только не уныла, но и очень колоритна.

Искусство Средневековья: особенности и тенденции

Средневековье представляет собой период с пятого по семнадцатый век . Сам термин возник в Италии; считалось, что время это являлось культурным упадком, Средние века постоянно сравнивали с Античностью – и сравнение было не в пользу первых.

художники средневековья

Эпоху принято подразделять на несколько периодов: раннее Средневековье (до одиннадцатого века), развитое (до пятнадцатого) и позднее (до семнадцатого века). Каждый из этих промежутков, опять же, имеет свои тенденции. Как пример – раннее Средневековье отличалось полным отказом от античных традиций, скульптура канула в небытие, процветало деревянное зодчество и так называемый звериный стиль. Человека, как правило, не изображали, а искусство было «варварским». Особое внимание уделялось цвету.

Развитое Средневековье, напротив, концентрировалось на прикладном искусстве – в моде были ковры, литье, книжные миниатюры.

В эпоху п озднего Средневековья стали господствовать романский и готический стили, в частности, преобладали они в архитектуре, которая и являлась основным видом искусства в данный период.

Вообще же, общепринятой считается следующая периодизация искусства Средневековья: кельтское, раннехристианское, искусство периода переселения народов, византийское, дороманское , романское искусство и готическое. Далее более подробно остановимся на жанрах, стилях, приемах и сюжетах средневековой живописи. Вспомним и знаменитых мастеров.

Живопись эпохи Средневековья

В разные периоды Средневековья на первый план выступали разные виды искусства – то скульптура, то архитектура. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. С течением времени и под влиянием изменений в обществе менялась и она, вследствие чего картины становились более реалистичными, а у художников появлялись новые приемы , темы и перспективы для творчества. Так, например , несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья . На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.

живопись средневековья

С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен — это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Как правило, каждая картина имела своего заказчика, и заказы эти совершались исключительно с какой-то целью – полотна покупали для знатных домов, для церквей и так далее. Характерно, что многие художники Средневековья не подписывали свои работы – это было для них обычным ремеслом, таким же, как производство булочек для пекаря. Зато живописцы того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на того, кто будет смотреть на полотно; игнорировать реальные размеры – для придания большего эффекта; изображать разные временные промежутки с одним и тем же героем на картине.

Читайте также:  Самые тонкие нити в природе

Иконопись

Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье . Эти картины, вернее, иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Характерной особенностью иконописи стала деформация туловища – это делалось для того, чтобы оказать большее эмоциональное впечатление на зрителей.

Византийское искусство

Говоря о культуре Средневековья, нельзя не сказать хотя бы пары слов о живописи в Византии в Средние века. Это было единственное место, где оставались верны старым добрым традициям эллинистического искусства. Византийская культура ухитрялась гармонично соединять зрелищность и спиритуализм ( » дух превыше тела » ), который пришел к ней с Востока. Под влиянием Византии впоследствии формировались и культуры многих других стран – в частности, России.

Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. На полотнах, как правило, в полный рост изображались человеческие фигуры – в центре Иисус Христос или Богоматерь, различные святые, за ними и рядом – остальное их окружение. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Особенностью изображения персонажей на картинах была их схематичность вкупе со значительностью. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя.

Зато византийцы очень трепетно следовали одному из правил средневековой живописи – все фигуры, которые присутствовали на их полотнах , для большей наглядности изображены отнюдь не в реальных размерах и с нарушением пропорций: то с очень крупной головой и огромными глазами, то с удлиненной шеей и вытянутым туловищем, то с отсутствием конечностей и так далее . Характерно, что с натуры художники не писали. Среди преобладающих сюжетов в византийской живописи можно выделить распятую на кресте фигуру – символ страданий, фигуру женщины с раскинутыми руками – символ матери, фигуру с нимбом – символ святости, фигуру ангела с крыльями – символ чистоты и непорочности.

Стили

Основным стилем живописи в начале Средневековья в Западной Европе принято считать романский. Чуть позже появился готический стиль. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Как уже упоминалось выше, это было так называемое варварское искусство, имевшее мало общего с культурой античных времен . Люди боялись природы, обожествляли ее , что нашло отражение и в живописи – изображений природы, как и человека, в искусстве раннего Средневековья крайне мало. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Так продолжалось вплоть до восьмого века, когда постепенно в орнамент стали вплетаться изображения Христа и человеческой фигуры в принципе.

Романский стиль, появившийся вслед за этим, доминировал в искусстве Средневековья на протяжении трех веков подряд. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Основными тенденциями, по которым сразу можно отличить романский стиль, были узкие окна в зданиях, старинная фреска и витражи – яркие пятна на темных стенах. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее . Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. То же самое прослеживалось и в живописи.

средневековая живопись

Очень популярным в то время было создание миниатюр, которое берет начало во Франции. Оно отличается появлением новых реалистичных деталей – например, различных животных, насекомых или птиц. Плавные легкие линии, мягкость в изображении черт лица – все это характерно для искусства того периода.

Приемы

В эпоху раннего Средневековья не знали, что такое перспектива. Если взглянуть на картины того периода, можно увидеть, что персонажи все будто выстроены в одну линию. Для того чтобы подчеркнуть главенство какой-то фигуры над остальными, живописцы просто-напросто делали ее большей по размеру (иногда – значительно большей). Такой прием позволял уловить, «кто в доме хозяин», однако лишал возможности уделить внимание второстепенным вещам. Именно поэтому живопись раннего Средневековья схематична.

живопись в византии в средние века

Чуть позже стали разрабатывать и перспективу – под влиянием возникшей необходимости реальной передачи вещей и объемов . В течение долгих лет мастера обучались этой технике, которая более-менее сложилась к эпохе господства готического стиля.

Сюжеты

Как уже не раз упоминалось, основной тематикой живописи Средневековья была религия. Часто изображались Рождество Христово, Мадонна с младенцем Христом, распятие Христа. Помимо этого, пользовались популярностью мрачные сюжеты о грядущей каре человечества, наступающем Апокалипсисе, фантастические мотивы.

Итальянцы

Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Она была простой, тяжелой и очень прочной. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Она сильно отличалась от византийской – во многом благодаря стараниям известного мастера Джотто ди Бондоне . Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив абсолютно новый способ изображения пространства. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Люди, изображенные Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми – до него такого никому не удавалось.

Читайте также:  Великий план преобразования природы ссср

искусство средневековья

После пятнадцатого века итальянская живопись Средневековья переживает настоящий расцвет. Появились такие знаменитые мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти и многие другие.

Фресковая живопись

Фрески пользовались огромной популярностью в Италии, как уже говорилось, во времена Джотто. Но распространены они были и в других странах, и в другие периоды. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». В современном мире принято считать фресками любую настенную живопись, на самом деле это далеко не так. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того, их работа затягивалась на определенное время, потому что важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой . Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла.

Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы.

Фламандцы

Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием , оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Речь идет об изобретении масляных красок. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой живописцы пользовались до этого. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах – цвета играли совершенно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, абсолютно затмевали все прежние достижения.

Доподлинно неизвестно, кто именно является изобретателем масляных красок. Зачастую их возникновение приписывают, пожалуй, самому знаменитому мастеру фламандской школы – Яну ван Эйку. Хотя еще до него достаточной популярностью пользовался Робер Кампен , который, собственно, и считается основоположником фламандской живописи. Тем не менее именно благодаря ван Эйку масляные краски получили столь глобальное распространение по всей Европе.

Выдающиеся художники

Живопись Средневековья подарила миру множество замечательных имен . Уже упомянут выше Ян ван Эйк — прекрасный портретист, чьи работы отличаются от прочих интересной игрой света и тени. Характерной особенностью его полотен являются тщательно прописанные самые мелкие детали. Еще один фламандец, Рогир ван дер Вейден , не был так внимателен к мелочам, однако он выписывал очень четкие контуры и акцентировал внимание на красочных, ярких оттенках.

Источник

Пейзаж в средневековой живописи
I — Византия и средневековье

По истечении «опасного» 1000-го года европейское искусство окрыляется духом новой бодрости. Вскоре, в зависимости от глубоких политических пертурбаций, вызванных норманнскими завоевателями, возникает, во Франции, Италии и в Англии одновременно, «романский стиль», южные формы которого выдают свое происхождение от римско-византийского искусства, тогда как северные уже вынашивают в зачатке порыв ввысь, своеобразную способность в мертвых формах выражать молитву, — черты, ставшие затем самой сутью следующей фазы искусства — «готики». Живопись идет в это время рука об руку со скульптурой. Оба искусства играют подчиненную роль при «главном» художестве — при архитектуре, поэтому они тесно соединены с декоративностью, с орнаментом. Эта связь проявляется в миниатюрах, продолжающих служить для нас, после гибели других памятников, лучшим источником ознакомления с начертательным искусством того времени. Впрочем, с половины XII века мы можем иметь довольно полное представление и о монументальной живописи — по расписанным окнам, которые дошли до нас в значительном количестве даже из той дальней эпохи. Изобретение этой прекрасной техники принадлежит Франции и, по всей вероятности, относится еще к X веку Стекольная живопись сослужила затем огромную службу всему северо-западному искусству Европы, приучив его к красочной яркости и к величественной простоте 8 .

Пейзаж и в это время еще не играет самостоятельной роли. Символические схемы продолжают по-прежнему заменять его. Но иногда эти схемы становятся более свободными, и кое-какая личная наблюдательность художников все же робко пробивается, несмотря на принятую систему условностей и на всю «школьность», требовавшую от живописи или возможно более близкой копии с образцов (все еще византийских), или каллиграфической виртуозности и непременно наглядной иллюстрации к тексту. Эта, часто совершенно условная, символическая наглядность восполняла все недочеты и недосказанности. Допустить, чтоб картина или миниатюра могла говорить сама за себя, противоречило бы всей психологии того времени подчиненной одной церковной дисциплине. Поэтому с особой радостью отмечаешь в произведениях несомненно гениально одаренных личностей (группировавшихся по-прежнему в монашеских общежитиях) искры чего-то нового, более свободного и живого. Это новое сказывается то в какой-то своеобразной, судорожной, даже «гениально-неряшливой» скорописи фигур, сцен и символов, в каком-то «припадочном» нагромождении деталей, то в попытках заменить словесный рассказ графикой. Примерами первого рода являются миниатюры в «Евангелиях» бамбергского собора, в «Мисселе Роберта Жюмиежского», в Апокалипсисе Сен-Севера; примером же летописи в картинах служит так называемая «Tapisserie de Bayeux», многосаженная вышивка по полотну, рисующая главные перипетии завоевания Англии норманнами 9 .

В интересующей нас сейчас области оживление средневековой живописи сказывается в иных непосредственных заимствованиях форм природы (флоры и фауны), в виртуозной, зачастую, сложности и в мастерстве разработки уже существовавших орнаментальных мотивов растительного характера. В более свободной и правильной трактовке архитектурных частей, как то: обрамлений канонов или изображений отдельных зданий, целых городов (напр., Небесного Иерусалима во фреске Шварцрейндорфа) и проч. Вспомним, что одновременно подобные явления (лишь с некоторыми оттенками) наблюдаются и в византийской живописи. С XII века наблюдается большее разнообразие форм и приемов изображения животных, явлений природы или зданий. Но странное дело: там это разнообразие не сближает искусство с природой, а, напротив того, скорее еще больше удаляет его от нее. Как мы видели, самыми характерными примерами этого оживления византийской живописи являются уже знакомые нам мозаики Св. Марка в Венеции, особенно сцены книги Бытия в куполах нарфикса, принадлежащие к XII веку, и мозаики в константинопольской церкви Кахрие Джами. К ним надо еще прибавить ряд архитектурных и условно-пейзажных фонов в сицилийских мозаиках XII века.

Читайте также:  Значение природы в патриотизме

3 — зарождеие пейзажа

8 Первое достоверное свидетельство о расписных стеклах с сюжетами относится ко времени епископа реймсского Адальберона (969-988), украсившего собор «fenestris diversas continentibus historias». Монах Феофил (XI века), автор известного руководства для всевозможных художеств, обозначает искусство росписи стекла как французское.

9 Одиноким предвестником этого оживающего (с самого начала XI века) творчества является знаменитый псалтырь, ныне хранящийся в Утрехте и относящийся еще ко времени карловингов. Среди подражательного, робкого, в большинстве случаев беспомощного искусства тогдашних придворных и монастырских миниатюристов рисунки этой удивительной книги поражают своей бурностью и страстностью. Образы, по-видимому, осаждают художника, и он не успевает всех их запечатлеть в соразмеренной строгой методе. Чувствуется во всем спешка, однако не спешка неряшливости, а лихорадочность переполненного вдохновением воображения. Крайне интересна в этих графических комментариях к сочинениям песнопевца Давида и сторона «декорационная». Допустим, что и здесь художник не в силах освободиться от той условной схематичности, которую мы наблюдаем в «Россанском кодексе», в «Ротуле Иисуса Навина» и других поздних римских памятниках христианской книжной иллюстрации: сцены группируются одна над другой, а место действия обозначено в символическом упрощении. Однако в целом ряде рисунков мы встречаем почти убедительные в своей правдивости пейзажи, то издалека напоминающие легкие импровизации на помпейских фресках, то даже свидетельствующие о непосредственном наблюдении натуры. Такова декорация сложной сцены, иллюстрирующей XXVI псалом (род монастыря среди гор), или рисунки к CXI и к CXXXIII псалмам, как бы копирующие, но с видимым намерением передать глубину архитектуры, подобные тем, которые встречаются на равенских мозаиках; наконец, городские стены в сцене Рождества Христова (пс. LXXXVI) и круглая часовня в сцене Рождения Предтечи (Cantum Zachariae). К особенностям рисунков Утрехтского псалтыря принадлежат жизненные изображения животных: коз (пс. XXII), лошади с жеребенком (пс. LXXII), льва и львицы (пс. XVI) и проч. Напротив того, деревья переданы слишком условно, в виде каких-то грибков или зонтиков. Любопытно еще отметить присутствие древних олицетворений сил природы: земли (tellus), солнца, луны, тритонов, речных божеств, Аида. Существует ряд копий с утрехтского экземпляра, и нельзя быть вполне уверенным, является ли именно этот экземпляр первоисточником всех прочих. Были сделаны попытки связать эти рисунки с одновременно обнаруженным на Востоке оживлением и «демократизацией» монастырской миниатюры. Однако совершенно особый «почерк» рисунков Утрехтского псалтыря и весь стиль их не оставляют сомнения, что перед нами произведение западного искусства, всего вероятнее полная переработка более древних оригиналов. Написана рукопись псалтыря в двадцатых или тридцатых годах IX века в монастыре Hautviller скрибами т. н. реймсской школы.

Источник

Пейзаж в средневековой живописи.

6.

Византия и средневековье

7.

Пейзаж в Итальянском треченто.

8. Художники Сиены:

Симоне Мартини; Амброджо.

9. Наследники Джотто: Упадок сиенской живописи; Таддео Гадди.

10. Фрески Флоренции:

Франческо да Вольтерра.

11. Первые пейзажи:

12. Мастера Вероны:

13. Пейзаж в северной готике. Нидерланды.

Влияние итальянской живописи;

Пейзаж в миниатюре;

14. Туринский часослов:

15. Братья ван Эйк:

17. Роже ван-дер Вейден:

18. Нидерланды 15 век:

Петрус Кристус; Гус; Гертхен.

20. Прорыв в пейзажной живописи: 1 —

Предвестники великих мастеров: Босха и Брейгеля.

21. Пейзажисты начала 16 века:

Иоахим Патинир;Питер Эртсен;

22. Брейгель (Старший):

23. Наследники Брейгеля:

Французский и испанский пейзаж в XV в

24. Влияние нидерландского искусства;

25. Художники франции: 15 век: Ангеран Шарантон.

26. Испанские пейзажисты: Луис Дальмау; Фернандо Галлего.

Немецкий пейзаж в XV и XVI веках.

27. Первые мастера. Кёльнская школа: Стефан Лохнер.

28. Мозер, Мульдшер, Лохнер:

30. Развитие школы Кёлна:

31. Предвестники Дюрера: Художники нюрнбергской школы; Южная и Западная школы; Мастера Ульма; Бернгард Штригель.

32. Михаель Пахер.

33. Гравюры Шонгауера:

34. Альбрехт Дюрер:

35. Немецкий пейзаж

36.Тосканский пейзаж в начале кватроченто

37. Дон Лоренцо Монако:

38. Анжелико Беато:

39. Становление Итальянской живописи: 1 — Формирование Итальянской живописи 15 века; Брунелески и Донателло.

40. Джентиле из Фабиано

42. Учелло и Костаньо

44. Сиенская школа:

45. Доменико и Пьеро:

46. Современники Великих: 1 — Бокатти и Бонфильи.

47.Живопись кватроченто на севере Италии

49. Беллини — Антонио Виварини.

50. Скварчионе и влияние готики

51. Андреа Монтенья Мантенья — ученик Сквачионе; 2 — Монтенья — фрески; 3 — Монтенья — воинственные сюжеты.

52. Скварчионисты — Пациоло, Дзоппо, Бонно; 2 — "Жестокие" художники.

53. Школа Падуи: Тура; Косса; Эрколе ди Роберти.

54. Венецианская школа: Бартоломео Виварини; Карло Кривелли; Себастиани.

56.

57. Последователи Белини: 1 — Марко Базаити; 2 — Чима из Конелиано; 3 — Якопо деи Барбари.

58. Дженитлье Беллини

59. Антонелло да Мессина:

60. Веронская школа живописи: "Святой Себастьян" Либерале;

61. Художники Виченца: Бартоломео Монтанья; Джованни Буонконсильо; Боккаччио Боккачино.

Источник