Изображение природы в поэзии габдуллы тукая



Изображение природыв поэзии габдуллы тукая

заседании диссертационного совета Д.022.001.01 по присуждению ученой
степени доктора филологических наук при Институте языка, литературы и
искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по
адресу: 420111, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте
ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ «18» сентября 2009 г. (http://
www.iili.antat.ru/dissertascii.html). Режим доступа: свободный.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке
Казанского научного центра РАН (г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан «18» сентября 2009 г.

доктор филологических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Творчество Г. Тукая относится к активно и глубоко исследованным явлениям татарской литературы. Более всего оно изучено в его социально-философских аспектах, по его отношению к восточ­ным, русской и западноевропейским литературам. Однако поэтика его ли­рики, художественный аспект остаются недостаточно исследо­ванными об­ластями. Исследователи отмечают, что тайны творчества Тукая как великого художника безграничны, ибо он творил, находясь намного выше своей эпохи, и давал оценку общественным событиям и морали, как бы глядя из будущего. Поэтому не исчерпывается потребность в том, чтобы вновь осмысливать феномен Г. Тукая, исследовать разные грани его творчества.

Тема природы у Г. Тукая заслуживает более подробного рассмотрения. Ис­следование изображения природы в поэзии Тукая способно открыть новые широкие возможности для раскрытия красоты тукаевского стиха, глубины его социально-философского мышления, многогранности восприятия им окружающего мира, вместе с тем оно обещает быть благодатным в смысле предметного освещения тукаевской эстетики и художественного мастерства.

Проблему изображения природы в татарской литературе, в частности в поэзии Г. Тукая, можно отнести к числу недостаточно изученных. Ак­туальность данного научного исследования состоит в том, что, несмотря на большое внимание, оказываемое учёными творчеству поэта, в его насле­дии остаются неизученные стороны, которые ждут своих иссле­дователей. В частности, одним из таких «белых пятен» в творчестве Г. Тукая мы считаем от­сутствие полноценного труда, характеризующего его как поэта-пей­зажиста.

Степень изученности темы исследования.Творчество Тукая изучала целая плеяда выдающихся исследователей, начиная с Джамала Валиди, таких, как Хатиб Усманов, Гали Халит, Якуб Агишев, Ибрагим Нуруллин, Рафик Нафигов, Рустем Башкуров, Наип Лаисов, Юлдуз Нигматуллина, Талгат Галиуллин, Нурмухаммет Хисамов, Резеда Ганиева, Зуфар Рамиев, Нурфия Гафиятуллина, Диляра Абдуллина. Они раскрыли идейное содержание, художественные принципы и мировоззренческие аспекты в творчестве Тукая.

Изображение природы является неотъемлемой частью поэзии Габдуллы Тукая. И ряд исследователей отмечают это в своих работах. Однако в исто­рии татарской литературы известны и противоречивые оценки пейзажной лирики Г. Тукая. В рецензии «Новые произведения» («Йолдыз», 1911, 5 ап­ре­ля) Г. Ибрагимов писал о том, что природа как источник «красоты и изящества» у Тукая не встречается (исключение составляет, замечает Г. Иб­рагимов, лишь стихотворение «йге та хатирсе» («Летняя заря»).

Ф. Бурнаш1 отмечает, что пейзажной лирики у Г. Тукая мало, объясняя это социальными явлениями того времени. При этом критик отмечает его лучшие стихотворения, такие как «йге та хатирсе» («Летняя заря»), «Шрле» («Шурале»), «Ай белн кояш» («Луна и солнце»).

И только Г. Халит2 в 1930-е годы выделяет Г. Тукая, как пейзажиста- реа­листа, проявлявшего своё социально-политическое мировоззрение через изображение природы. Чуть позже он выделяет и романтические тенденции пейзажа в поэзии Г. Тукая. Критик отмечает, что тукаевская лирика полностью обогащена природными реалиями.

Г. Нигмати3 в 1935-м году также отмечает, что пейзажная лирика носит, прежде всего, социально-политический характер. Он выделяет особен­ность изображения природы как приём параллельности с жизнью народа. Практи­чески каждое его стихотворение, по его мнению, связано с общественным явлением.

В статьях и монографических исследованиях (1940-1960 гг.) Я. Аги­шева, Р. Башкурова, Р. Ганиевой, А. Исхака, И. Нуруллина, И. Пехтелева, Г. Ха­лита4 поэзия Тукая рассматривается в общем контексте с русской лите­ратурой. Ими в основном выделяются патриотические чувства к родной земле и её природе.

В 1970–80-е годы значительный вклад внесли в литературу о Тукае монографии Р. Ганиевой, Н. Лаисова, Ю. Нигматуллиной, И. Нуруллина5 и другие работы. В них авторы глубже проникли в мир идей и образов Тукая, в том числе они рассматривают некоторые пейзажные образы поэта.

На сегодняшний день известны глубокие работы – статьи о творчестве Тукая: Д.М. Абдуллиной, Т.Н. Галиуллина, Р.К. Ганиевой, Н.М. Гафия­тул­линой, Ф.М. Мусина, З.З. Рамиева, Н.Ш. Хисамова6 и другие, где исследо­ватели частично раскрывают роль природы в поэзии Габдуллы Тукая.

Цель и задачи исследования – Целями исследования диссертации являются: определение системы природных образов, выявление основных мотивов в изображении природы Г. Тукая. На основании исследования этих моментов предполагается показать своеобразие использования природных образов в поэзии Г. Тукая. В работе также обозначается роль поэтических традиций фольклорных истоков, древнетюркских, западных и восточных литератур в становлении пейзажной лирики поэта. На основе анализа всего присутствующего в поэтической системе художника набора пейзажных элементов делается попытка раскрыть и определить систему пейзажных приоритетов Г. Тукая.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:

– выявить систему природных образов поэзии Г. Тукая;

– раскрыть глубину социально-философского мышления Г. Тукая через использование природных образов в поэзии;

– определить эстетические типы разновидностей тукаевского пейзажа;

– выявить своеобразие использования Г. Тукаем мотивов для раскрытия внутреннего мира человека;

– раскрыть отношение лирического героя к природе;

– исследовать художественную функцию пейзажной детали как важного элемента создания пейзажной картины.

Таким образом, конечная цель нашей работы состоит в выявлении кон­цепции при­роды в поэзии Габдуллы Тукая, в раскрытии использования элементов пейзажа как важнейших компонентов в создании худо­жественных образов.

Объектом исследования является поэтическое творчество Габдуллы Тукая, т.е. вся его поэзия.

Предмет исследования – мир природы, система природных образов, основные мотивы в изображении природы, пейзажная картина, эстетические разновидности тукаевского пейзажа и пейзажная деталь.

Методы исследования. В соответствии с проблематикой и характером исследования в диссертации использован метод герменевтики – теории об интерпретации смысла и раскрытии содержания художественного текста – как основы гуманитарного знания и метод системного анализа. Вспомо­гательными явились сравнительно-исторический, описательный и сопоста­вительный методы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы учёных, исследовавших понятие «пейзаж» в литературе и раскрыв­ших его основные черты, свойства и особенности: Н.Л. Вершининой, Л.О. Гинзбург, Л.Н. Дмитриевской, Т.Я. Дьяковой, А.Б. Есина, Н. Мурадалиевой, Г.Н. Храповицкой, В.Е. Хализева, М.Н. Эпштейна, А.Я. Эсалнек7. Мы также опирались на труды учёных, исследовавших творчество Г. Тукая, раз­ра­батывавших проблемы национальных литератур, и в которых частично рассматриваются особенности пейзажной лирики поэта: Р.Ш. Баш­курова, М.Х. Гайнуллина, Р.К. Ганиевой Т.Ш. Гилязова, Н.Х. Лаисова, Ф.М. Мусина, З.Г. Мухаметшина, Ю.Г. Нигматуллиной, И.З. Нуруллина, З.З. Ра­миева, М. Сафина, Ф.И. Урманчеева, Г.М. Халита, Н.Ш. Хисамова8 и др.

Научная новизна диссертации состоит в выявлении художественного своеобразия изображения природы, природных образов, символики, детали, пейзажной картины в поэзии Габдуллы Тукая. Данная работа, посвященная комплексному исследованию изображения природы в поэзии Габдуллы Тукая, – первая в татарском литературоведении. Глубокие философские раз­думья поэта создают характерную и неповторимую художественно-образ­ную систему, в которой прослеживается связь с природой. Это первое дис­сертационное исследование, посвященное изображению природы, эстети­ческой и художественной функции пейзажа в творчестве одного поэта, рассмотренное в контексте исторических путей, традиций и синтеза восточных и западных литератур.

Работа является новым научным исследованием как на уровне анализа темы «изображение природы» в конкретных произведениях, так и на уровне природной концепции жанровых разновидностей в творческой эволюции татарского поэта. При этом показан новаторский подход к изображению природы Тукая в свете тенденций развития пейзажной поэзии в татарской литературе начала XX века. В поэзии Тукая впервые не только последо­вательно и обобщённо раскрывается пейзаж, но и анализируется под­текстная информация самого поэта, которая заключена в природный образ или в пейзажную деталь. Исследуются природная символика, мотивы, деталь и виды пейзажа.

Читайте также:  Корни деревьев относятся к живой природе

В постановке этой методологической проблемы и конкретно-практи­че­ском использовании её теоретической разработки и состоит принципиальная новизна данного диссертационного исследования. Новизна решения этой методологической задачи заключается также в теоретической оснащённости и в художественном переосмыслении данной темы в поэзии Г. Тукая.

Осуществленный анализ дал возможность проникнуть в художественную ткань произведений, рассмотреть их тематическую разновидность и выявить пейзажную теоретическую систему. В диссертации нашли отражение такие аспекты критической мысли, которые отсутствовали или не получили развития в литературоведческой науке.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена неизученностью в полной мере пейзажного творчества Г. Тукая, несмотря на большое количество критической литературы о нём. В этой работе системному анализу подвергнута вся его поэзия с точки зрения жанра и тематики. Ценность работы определяется также тем, что в ней на совре­менном уровне развития литературоведения освещены вопросы своеобразия преломления чувства природы в лирике Г. Тукая. Аналитические и общие теоретические данные могут быть использованы в трудах, посвящённых творчеству поэта. Возможно также использование материалов диссертации при подготовке издания энциклопедии Тукая. На основе исследования возможна разработка специальных курсов по изучению творчества, в том числе пейзажного, Габдуллы Тукая в вузах республики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в выступлениях на итоговых научных конфе­рен­циях молодых учёных и аспирантов ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (2006-2008). Отдельные результаты исследования были представлены на региональных научно-практических конференциях «Язык и литература в поликультурном пространстве» (Бирск, 2007), «Современные проблемы филологии Урало-Поволжья» (Чебоксары, 2007), «Современная татарская литература и Ро­берт Миннуллин» (г. Казань, 2008), «Современная Нарспиана: итоги и перспективы» (Чебоксары, 2008), на Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы филологии народов По­волжья» (Москва, 2007, 2008), международных научно-практических конфе­ренциях «Восточные языки и культуры» (Москва, 2007), «Проблемы форми­рования евразийского мышления (паритетного евразийства)» (Уральск, 2008). По теме диссер­тации опубликовано 9 статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тема природы в творчестве Г. Тукая не является ведущей, однако пейзаж и различные природные явления, образы, связанные с ними, отчёт­ливо фигурируют в его поэзии; им отводится должное место в характерной для поэта концепции мира и человека.

2. Изображение природы у Г. Тукая является важной составной частью художественного мира поэта. Природа у поэта не просто природа, но и окружающая среда, и всё историческое существование человека на земле. С одной стороны, в философских раздумьях Тукая о природной жизни отчёт­ливо звучит и выражается мудрость народа, простота его нравственных национальных идеалов, близость к неприхотливости крестьянских масс, желание жить справедливо, спокойно, в согласии с природными законами, одинаковыми для всех. С другой стороны, на фоне кризисных, застойных и даже трагических событий общественной жизни выявляется боль лири­ческого героя, бунтаря, бросившего вызов страшным стихиям природы. Эти убеждения у поэта плавно переходят из одного произведения в другое.

3. Несмотря на то, что «чистой» пейзажной лирики у Тукая не много, можно по праву назвать его мастером пейзажной живописи. С большим мастерством он описывает суровую зиму, грустную осень, прекрасную вес­ну и утренний рассвет, беснующийся снег и царицу весну. Во всех этих мно­гочисленных, выразительных картинах родной природы отчётливо прояв­ляются гениальность и творческая манера большого, смелого художника, как реалиста, так и романтика. Этими чертами характеризуется трансфор­мация темы природы во всей поэзии Тукая.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются цели и задачи диссертации, излагаются теоретическая, методологическая базы исследования, научно-практическая значимость и апробация ре­зультатов исследования.

Первая глава «Мир природы в творчестве Габдуллы Тукая» состоит из двух параграфов. Природные образы в поэзии Г.Тукая отражают жизнен­ные тенденции эпохи начала XX века, раскрывают идеи поэта. Цельность художественного мира Г. Тукая определяется именно концептуальностью системы природных образов и мотивов, воплощающих мысль о природной картине мира. Тема природы оказывается необычайно важной в форми­ровании личности художника.

В первом параграфе «Система природных образов в поэзии Г. Тукая» рассматриваются природные образы, которые раскрывают эстетическое, социально-философское мировоззрение поэта. При анализе использовалось три аспекта: 1) социально-генетический, с помощью которого устанавли­ваются социальные потребности и причины, порождают определённое со­держание и функции образа; 2) гносеологический, через него анализируется соответствие образа действительности критериям истинности; 3) срав­ни­тель­ный, который помог рассмотреть природные образы в мировой лите­ратуре, исходя из разных эстетических категорий. А также выделяется худо­жественная изобразительность и идейно-эмоциональная направленность природных образов в поэзии Г. Тукая.

В литературоведении не существует единой классификации форм исполь­зования образов из мира природы. Поэтому мы сами условно провели клас­сификацию природных образов в поэзии Г. Тукая, опираясь на вышеуказанные аспекты. Уже в ранние произведения поэт активно вводит образы природы. Особенно он использует предметные пейзажные образы, создаваемые с помощью небесных объектов: звёзд, луны, неба, солнца, облаков и т.д.

Одним из доминирующих космогонических образов является «солнце», которое предстаёт в его поэзии в качестве метафорической пейзажной образности. Солнце – источник жизни на нашей планете, по праву занимает первое место в ряду природных символов. Всё самое важное и значительное связывалось у многих народов мира с солнцем. Г. Тукай, поэт – «солнце­пок­лонник»9. Тема свободы, национального продвижения перекликается че­рез образ «восходящего солнца». Поэта не раз волновала тема пробуждения народных масс. Вера лирического героя в жизнь и свободу нашла в образе «солнца» свою конкретную психологическую выраженность, наделённую социальным смыслом10 («Дустларга бер сз» («Одно слово друзьям» 1905), «Азатлыкка» («К свободе» 1908)).

В системе ключевых природных образов большую концептуальную на­грузку несёт образ света. Световые образы воспрянувшей и очищенной природы были весьма распространены и в русской революционной поэзии начала XX века11 (Ф. Шкулёв «Зарницы пышут и горят», А. Поморский «Не­бо выше и лазурней» и др.). Эта световая символика является традиционной и даже в какой-то степени стереотипной для предчувствий будущего, которые выражались поэзией того времени, с её призывом: «К солнцу новому иди»12.

В романтическом стихотворении «Пушкин» («Пушкину» 1906) Тукай отождествляет Пушкина с образом «солнца», порождающего свет и гармо­нию в природе своим талантом. Также сравнивая с яркостью солнца, он опи­сывает восхищение Х. Ямашевым и С. Гиззатуллиной. («Ике кояш» («Два солнца» 1909), «Хрмтле Хсен ядкяре» («Светлой памяти Хусаина» 1912)).

Нельзя не отметить истинное природное предназначение солнца, согре­вающее, создающее жизнь и красоту целого мира («Кич м бген» («Вче­ра и сегодня» 1910), «..Бер д бер кнне. » («. В один день. » 1910) и др.).

Источник

Изображение природы в поэзии Габдуллы Тукая

Титульный лист Изображение природы в поэзии Габдуллы Тукая

Содержание
Введение
Глава 1. Мир природы в поэзии Габдуллы Тукая
1.1. Система природных образов в поэзии Г. Тукая
1.2. Природные образы и пейзаж как средство раскрытия мотивов поэзии Тукая
Глава 2. Поэтический «пейзажный мир» Габдуллы Тукая
2.1. Эстетические разновидности тукаевского пейзажа
2.2. Пейзажная деталь
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Сегодня поэзия Габдуллы Тукая имеет общенациональное, общенародное значение, без дешёвого пафоса, глубоко и ясно запечатлевшая все проблемы человеческого бытия, глубину насущных нравственных проблем, движения души. Именно яркостью поэтического мышления Тукая, его борьбой за свободу народа обусловлено восприятие поэта как одного из лучших представителей татарской нации, гениального художника слова. Продолжая и развивая многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной1. Татарская поэзия отражает в себе многофакторную взаимосвязь природы, окружающей среды, татарской национальной культуры и отдельного человека. Поэзия Габдуллы Тукая своими корнями глубоко уходит в традиции национальной культуры. Её особенности обусловлены прежде всего оригинальностью поэтического видения Тукая. Как известно, творчество Тукая представляет собой синтез разных поэтических традиций, и прежде всего, традиции татарской и древнетюркской поэзии2. Поэтому природа во всей полноте и жизненности, как в древних мифах, естественно входит в структуру его поэтического мира. Чем выше гений поэта, тем глубже и обширнее понимает он природу и тем с большим успехом представляет нам её в высшей связи с жизнью3.
Творчество Тукая относится к активно и глубоко исследованным явлениям татарской литературы. Более всего оно изучено в его социально-
1 История татарской литературы нового времени (XIX — начало XX в.) / Рук. автор, коллектива и науч. ред. Г. М. Халитов. — Казань: Фикер, 2003. — С. 248.
2 Хисамов, Н. Ш. Тукайны тешену юлында: «Габдулла Тукай» энциклопедик сузлек белешмвеене материаллар / Н. Ш. Хисамов. — Казан: ТаРИХ, 2003. — С. 18.
3 Белинский, В. Г. Поли. Собр. Соч. / В. Г. Белинский. М., 1953. — Т. 2. — С. 92.

Читайте также:  Приведи примеры изменений в неживой природе под влиянием деятельности человека

Источник

Презентация, доклад на тему Образ природы в творчестве Габдуллы Тукая

Образ природы в творчестве Габдуллы Тукая, предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 18 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Тукай шигъриятендә табигать сурәте

Казан шәһәре Совет районы
159 нчы лицей

Төзүче:Исмәгыйлова Гөлнур Наил кызы
I категорияле татар теле һәм
әдәбияты укытучысы

Максат һәм бурычлар :

-Тукай шигъриятендәге табигатьне сурәтләү алымнарын табарга өйрәтү һәм аларның матурлык тудырудагы ролен билгеләү;

— яңа технологияләр кулланып, табигать күренешләрен анализлауның яңа алымнары турында мәгълүмат бирү;

-бөек шагыйребез Г.Тукай әсәрләре аша табигатькә сакчыл караш тәрбияләү, аның гүзәллеге белән соклану хисләре уяту.

Җиһазлау: проектор, экран, презентация, татар теленең аңлатмалы сүзлеге, Г.Тукай шигырьләре һ.б.

Туган телебез сагында торучы, туры юл күрсәтүче йолдыз, маягыбыз ул – һичшиксез, Тукай. Тукайның үлемсез поэзиясе аша баланың эчке дөньясын баетуның нинди гади, кулай, тиз башкарыла торган ысул-алымнары бар? Бүген шул сорауларга бергәләп җавап эзләп карыйк.

Туган авыл” җыры тыңлана.
Укытучы. Җырны тыңлаганда сезнең күңелдә нәрсә туды?

Көтелгән җавап: хис.
Сорау: Көтелгән җавап:
1. Нәрсә ул хис? Хис – дөнья вакыйгаларына күңел белән бәя бирү ул.

2 Хис туу өчен нинди Хис туу өчен сәбәп кирәк. Хисне
шартлар кирәк? тудыручы сәбәп – хиснең эчтәлеге була.
Хиснең нинди Хиснең дәрәҗәсе була, шулай ук юану
сыйфатлары бар? да хиснең бер сыйфаты.
4. Нинди хисләр була? Кайгы, шатлык, ярату, нәфрәт,
горурлык, кимсенү, соклану, мәхәббәт
хисләре.
Ә бу җырда нинди хисләр чагылыш таба? Һәр укучы күңелендә туган хисләрне әйтә. (Туган як матурлыгы белән соклану, горурлану, шатлану, тарихыбыз белән кызыксыну хисләре, тарих күз алдыннан уза).

Бик матур табигать күренеше сурәтләнгән
картина тәкъдим ителә. Беренче карашка рәсемгә
карауга укучыларда нинди хисләр туды? Картинада
нәрсәләргә сокландык ? Җаваплар тыңлана.
(Көтелгән җавап: Без рәсемгә карап, андагы матурлыкка
сокландык. Сихри күлгә, аллы – гөлле чәчәкләргә, биек тауларга, саф чиста һавага).

Димәк, матурлык ул соклану хисе тудыра.
Кеше җаны һәрвакыт матурлыкка сусап яши.
Аңа яңадан — яңа тәэсирләр, сокланулар кирәк, ә
соклану күңел юшкыннарын юа.

Источник

Звезда Тукая

Этот вечер проводится для старшеклассников. Заранее готовятся портрет Г. Тукая; плакаты с отрывками из стихотворений на русском и татарском языках, с высказываниями видных писателей и поэтов; оформляется стенд (куда помещаются фотографии, рисунки из жизни поэта; виды Казани; отрывки из произведений) и книжная выставка; подбираются музыкальные произведения.

Празднично выглядит в день вечера школьный зал: на сцене – большой портрет великого поэта, который украшен живыми цветами. По стенам зала развешаны красиво написанные плакаты. На сцене – полумрак, горят свечи. Вечер ведут учителя-ведущие, а стихи читают чтецы (старшеклассники).

На фоне музыки открывается вечер

– Тукай . Великий поэт. Великая личность. Пройдут годы, и к нему будут возвращаться все чаще и чаще. Почему? Потому что Тукай отражает национальный дух своего народа.

II-й ведущий.

Тукай не может повториться вновь. Если говорить о писателях, которые, мало прожив, успели многое сделать, то одним из них, несомненно, является Тукай. С Тукая начинается великий поворот. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов.

1-й чтец (читает стихотворение “Национальные чувства” Г. Тукая).

Вчера я слышал – кто-то напевал
Наш, кровный, светлый, ласковый мотив.
Щемил он сердце, думы напевал,
До боли близок, вечен и красив.
Срываясь, переливы в тишине
Поведали, чем жив родной народ,
В напеве том понятны были мне
Все триста лет страданий и невзгод.
Жил, столько бед претерпевая зря,
Жил, слезы проливая, горько жил,
Но, чувством кровной общности горя,
Народ в напев свои мечты вложил.
Стоял я, потрясенный глубиной
Величия страдающей души.
Вставал Великий Булгар предо мной,
Катила волны Белая в тиши.
Не снес я боли, подошел к нему,
Спросил: “Земляк, что за напев – как стон?”
Печально поглядев в ночную тьму,–
Напев мой – Аллюки, – ответил он.

(Звучит татарская народная песня “ Аллюки” на слова Г. Тукая.)

II-й ведущий.

Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Но сколько трагического уготовила ему судьба на этих недлинных дорогах! Сиротство, нищета, унижения. Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ. Когда читаешь его стихи, особенно лирику, то с первых же строк начинает звучать эта мелодия, ты слышишь музыку, воплотившую судьбу народа, его историю.

2-й чтец (читает стихотворение “Родной земле” Г. Тукая).

Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, возвратился я к тебе.
Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня,
Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,
Пусть томили униженья юность горькую мою, –
Времена те миновали, птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.
Хоть твои хлестали волны, челн мой не пошел на дно,
Хоть твое палило пламя, не сожгло меня оно.
И поэтому я понял, край мой, истину одну,
Что душа равно приемлет и огонь твой, и волну.
Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума,
И собаки, и бараны – вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.

Тукай пришел в литературу одухотворенный великими идеями гуманизма и демократизма. Сегодня мы с гордостью говорим, что Тукай учился у русских поэтов. Огромное значение для него имела встреча с Пушкиным, подружившись с которым, он уже не расставался с ним всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина. Он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию. Пушкин был для Тукая не просто наставником. В его отношении к русскому поэту мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и нежность, свойственную только натурам поэтическим.

Читайте также:  Работа и природа человека герцберг

3-й чтец (читает стихотворение “Пушкину”).

Себе ты равных не имел, поэт вольнолюбивый!
Всегда душе моей близки твоей души порывы.
Деревья, камни – все вокруг, тебя услышав,
пляшет.
Коснется слуха звонкий стих – на сердце
радость ляжет.
Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья.
Бог столько сил в тебя вложил, исполнил
вдохновенья!
Моя душа не знает тьмы: ты жизнь в нее вселяешь,
Как солнце – мир, – так душу ты стихами озаряешь!
Я наизусть твердить готов твои произведенья,
Вкушать плоды твоих садов, влюбляться в их
цветенье.
От деревца до деревца я теми брел садами
И восхищаться без конца твоими соловьями.
Душе ты – радость, взору – свет, так будь в
веках прославлен,
Пусть будет памятник, поэт, тебе в сердцах
поставлен!
Идти повсюду за тобой – мой долг, мое стремленье,
А то, что ты веры ты другой, имеет ли значенье?
Моя душа близка твоей, но так различны силы!
О если бы такой талант судьба мне подарила!

II-й ведущий.

Пушкина и Тукая роднит разнообразие поэтических мотивов, интерес ко всем явлениям жизни. Это любовь к Родине, родным просторам, свободолюбивые настроения, революционные порывы, тонкое и глубокое понимание природы, восторженное отношение к женщине.

Мне поэзия – отрада, ей всем сердцем предан я,
Ведь с красавицей своею навсегда расстался я.
И во имя этой боли все сердечней и нежней
По ночам стихи слагаю о своей неверной я.
У нее другой любимый – острый нож в груди моей,
Не слезами – кровью сердца эти строки создал я.
О изменница, злодейка, как была ты хороша
В день, когда, беды не чуя, был тобой обманут я!
Но несчастной страстью этой вдохновляется душа,
И пером своим все лучше оттого владею я.
Изменив, дала ты повод для насмешек надо мной.
День и ночь в огне разлуки от тоски сгораю я.
Для меня погасли звезды и померк весь свет
дневной,–
В этот мир и в мир грядущий потерял надежду я.
Но люблю свои страданья, излечиться не спешу,
Мне по сердцу вздохи горя, наслаждаюсь ими я.
Будет много разговоров, если тайну разглашу,
Потому любимой имя никому не выдам я.
(Г. Тукай. “После разлуки”)

Многие стихи поэта глубоко драматичны, они сильны внутренними, личными переживаниями, чувством невозвратной утраты.

II-й ведущий.

Ты мертва, но любовь моя в сердце не гаснет еще,
Ты мне дружбу и нежность в душе оставляешь еще.
Знай, что смерть твою, друг мой, считаю я смертью
своей.
Только вижу твой образ и голос твой слышу еще.
Я тобой был, ты – мною, и не было ближе друзей.
Все ушло без следа. Лишь любовь существует еще.
(Г. Тукай. “Надпись на могильном камне”).

А природа была одной из самых излюбленных тем в его поэзии. Для Тукая природа родного края всегда возвышенна и прекрасна, исполнена внутренней радости и света. Настроение ее изменчиво и непостижимо. От простых и ясных картин поэт переводит разговор на сложные вопросы бытия.

Неожиданно все небо черной мглой заволокло.
Снег беснуется, кружится и ложится тяжело,
Снег в лицо мне бьет нещадно, залепил глаза и рот,
Каждый кустик серым волком на пути моем встает.
Мрак и вьюгу побеждая, льется лунный свет вокруг,
Но луна сама боится и опять тускнеет вдруг.
Из каких земель далеких, из каких далеких стран
На безмолвную дорогу налетел такой буран?
Может, сказочные джинны с Каф-горы спустились
вниз?
Или мягкие перины у аллаха порвались?
В небе носятся снежинки, – белый пух из тех перин.
На земле же суетится, их поймать пытаясь, джинн.
Я ворчу . С усмешкой смотрит на меня с небес луна.
Так богач глядит на бедных из высокого окна.
(Г.Тукай “Буран”)

II-й ведущий.

Любя русскую литературу, глубоко почитая Пушкина, Габдулла Тукай оставался истинным патриотом. Но своей родиной он считал не только Татарстан, но и всю Россию. Во множестве стихотворений он пел о своей искренней любви к России.

Наш след не померкнет на русской земле.
Мы – образ России в зеркальном стекле.
В ладу жили и пели мы с русскими встарь,
Свидетельством – нравы, привычки, словарь.
Мы с русским народом сроднились давно,
Во всех испытаньях стоим заодно.
Такого родства временам не избыть, –
Нас крепко связала истории нить!
Как тигры, смелы мы в тревогах войны,
Как лошади, трудимся в мирные дни.
На счастье – с народом любым наравне –
Имеем мы право в родимой стране!
(Г. Тукай. “На русской земле”).

А с каким вдохновением и тревогой он пишет о татарах, о желании счастья им!

Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастье татар дороже жизни,
Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкою состарен,
Я сам татарин, истинный татарин.
Я дал народу обещаний много.
Исполню ль их – известно только богу.
(Г. Тукай. “Самому себе”)

Звучит татарская народная мелодия.

II-й ведущий.

Тукай – тонкий лирик. Он высоко ценил народное творчество. “Народ велик, он могуч, он страстен, он музыкален, он писатель, он поэт”, – говорил Тукай. Он полной пригоршней черпает вдохновение из родных песен и языка, где богатство народной души отразилось наиболее ярко. Поэтому поэт в адрес своего родного языка произносит благодарные слова:

О язык родной, певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я? что сумел я уберечь?
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.
Сказки бабушки я начал подрастая, понимать.
О язык мой, ты – опора в испытаньях бытия,
С детства близкий и понятный, радость и печаль моя.
О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:
– Сохрани отца и маму, не оставь, всевышний, нас.
(Г. Тукай. “Родной язык.)

Тукай высоко ценил долг поэта, который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с нее. И для него до конца творчества самыми яркими путеводными звездами остаются имена русских поэтов.

Пушкин, Лермонтов – два солнца – высоко вознесены.
Я ж свет отражаю, наподобие луны.
Пушкин, ты неподражаем, в повторенье толку нет.
Повтори я стих корана, был бы я тогда поэт?
И Жуковский – мой учитель. Я поднялся в
вышину,
Эй, завистник, пес голодный, что ж ты лаешь на
луну!
(Г.Тукай. “Отрывок”)

II-й ведущий.

Таким мы видим гениального татарского поэта. Удивительная судьба! Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно он переводил Пушкина, Лермонтова, Кольцова, а теперь самого Тукая так же любовно и бережно переводят русские поэты. Он переведен на многие языки мира.

Говоря о современной татарской литературе, нельзя не вспомнить о Тукае. Он органически вошел в сегодняшний день, он идет на завоевание грядущих высот.

Пиши, но помни об одном; не увлекайся славой ты!
Одежды прочной не сыскав, очутишься в дырявой
ты.
Не говори: коль славы нет, как отзовется голос
мой?
Пойми: откроешь в мир окно душою чистой,
правой ты.
(Г. Тукай. “Слава”)

Источник