К г паустовский люди и природа в рассказе заячьи лапы



Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Котова Ирина Олеговна

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Цели урока : привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.

Предметные: обучать доказательству своей точки зрения, выражению своего отношения, навыкам анализа художественного произведения; понятию роли художественной детали в тексте.

Личностные: воспитывать культуру общения, умение работать в группе, любовь к внимательному чтению литературы; чувства благодарности.

Метапредметные: развивать умение учащихся критически мыслить, действия контроля и оценки учащимися друг друга, развивать логическое мышление.

Продолжительность урока – 45 минут.

Материально-техническое обеспечение урока : конверт, распечатки с пословицами

Тип урока : урок изучения нового материала.

К уроку учащиеся должны прочитать рассказ.

(Жирным шрифтом выделено то, что делает учитель).

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

1. Вызов . Составление кластера.

— Любите ли вы читать рассказы о животных?

— К.Г.Паустовский писал и о животных, и о людях, для взрослых и для детей, много писал о природе, о ее общей с человеком жизни.

Учащиеся делятся на 3 группы (по колонкам) и получают по конверту (во всех конвертах вырезанные дед, мальчик, заяц) с заданием расположить имеющиеся в конверте картинки по степени значимости в рассказе и обосновать свое мнение. После обсуждения отвечает одни человек от группы у доски, прикрепляя на доску картинки магнитами (герои могут расположиться по-разному: дед – мальчик – заяц; заяц – мальчик — дед и т.д.). Дети доказывают значимость персонажей, обращаясь к содержанию рассказа.

Итак, мы убедились, что все герои очень важны, и неоднозначность ваших мнений только лишнее тому подтверждение. Поэтому будет логично расположить всех наших героев в одной части кластера – в центральной нижней. Обратим внимание: вместе, в одном ряду оказались люди и представитель животного мира – заяц, часть природы. Попытайтесь сформулировать, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке – о связи человека и природы.

— А теперь определите, что связало героев, назовите эпизоды из рассказа, условные названия этих эпизодов заполнят кластер. Дети заполняют верхнюю часть кластера.

3 группы учащихся (те же три колонки) получают распечатанные пословицы и загадки с заданием: проанализируйте, какие качества зайца отмечает народная мудрость.

1) В гору бегом, а с горы кувырком. (Загадка)

2) Без собаки зайца не поймаешь. (Пословица)

1) Не дорог конь, дорог заяц. (Пословица)

2) Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублев. (Пословица)

1) Вор что заяц: и тени своей боится. (Пословица)

2) Длинные уши, большие глаза, короткий хвост. (Загадка)

Выступление групп. (1 группа – быстрота, стремительность; 2 группа – то же самое + неуловимость; 3 группа – трусость).

Обратимся к названию. Рассказ можно было бы назвать и именем дедушки, и именем мальчика, но называется рассказ «Заячьи лапы».

Составим схему. Первый овал заполните в соответствии с содержанием пословиц: для чего нужны зайцу лапы в первую очередь?

Чтобы заполнить последний овал, обратитесь к тексту рассказа и выпишите слова Вани о том, что случилось с заячьими лапами.

«Заячьи лапы» — это яркая художественная деталь, и название рассказа не содержит указания на героизм зайца. Заяц невольно спас человека. Природа не столь разумна, как человек, она не творит сознательно зло или добро. На это способен человек.

— Что сделали люди? (Дедушка понял, что у зайца обожжены лапы и сделал свои выводы: поступил как человек благодарный, разумный. Мальчик Ваня ищет врача, не отступает, проявляет настойчивость и целеустремленность).

Обратимся к описаниям природы в рассказе. Многие из вас, когда читают произведения, пропускают или читают невнимательно описания природы. Сегодня при составлении схемы мы попытаемся убедиться, насколько важно быть внимательным ко всему, что нас окружает.

— Как вы думаете, зачем в произведении нужны описания природы?

(предположения детей можно поместить на отдельную часть доски: передать красоту, сопутствовать душевному состоянию человека…).

Вместе с ребятами пронумеруем эпизоды-описания природы, и учащиеся каждой группы попытаются заполнить пустые части. С одной стороны (слева) – ключевые слова из описания, с другой – функции этих пейзажей.

После окончания работы в группах совместно составляем «фишбоун» на доске.

Источник

Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского "Заячьи лапы". 5-й класс

Цель: формировать умение анализировать художественное произведение.

Задачи: показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К.Г.Паустовского видеть необычное в обычном;
определить роль природы и человека в рассказе;
воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.

I. Актуализация прежних знаний.

Паустовский – писатель, без произведений которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе. Каждый его рассказ заставляет обратить внимание на мелочи, без которых не получилась бы общая картина. Мир героев Паустовского – это мир простых безвестных тружеников и умельцев, любовно украшающих родную землю. Это люди доброжелательные, глубоко мирные, очень “домашние”, понятные и близкие, люди труда, с их устоявшимся бытом и его знакомыми подробностями

Читайте также:  Крем для ног каштановый лаборатория природы состав

II. “Заячьи лапы”. Сюжет и композиция рассказа.

Выразительное чтение.

Ученики читают текст рассказа “Заячьи лапы”. Осмысление восприятие рассказа:
–Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься?
–Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

Осмысленное существование, благородные общественные жизненные цели соответственно формируют их внутреннее существо, их душевный склад, черты их характера. Сердца их открыты навстречу друг другу, склонны к дружбе, к привязанности, им враждебны жестокость и пошлость, они бережны и чутки к чужому горю.

Анализ композиции рассказа.

Коллективное составление плана рассказа, выделяя границы эпизодов. Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.
– Восстановите порядок событий.
Цифрами справа обозначим расположение эпизодов в реальном времени (фабула).

1. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи. 2
2. Ваня несет зайца домой. 3
3. Дед и Ваня ищут Карла Петровича. 4
4. Разговор Карла Петровича с дедом. 5
5. “Беседа о зайце” и письма профессора. 6
6. Рассказчик в гостях у деда Лариона. 7
7. История спасения деда от пожара. 1
8. Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца. 8

– Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

Вывод: автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

III.Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.
Перечитаем последние строки рассказа:
“– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
– Чем же ты провинился?
– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все”.
– Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него–выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.

Фактический уровень: До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

Философский уровень: Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мир оказывается, так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты.

Объяснение домашнего задания.

Паустовский – мастер показывать необычное в обычном. Отметим в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется эта особенность писательской манеры Паустовского: “Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах”. Подчеркнем, что поэт сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов.

Домашнее задание.

Отметить в тексте рассказа “Заячьи лапы” строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.
Написать сочинение на тему “Природа и человек в произведениях К.Г.Паустовского”.

Источник

Природа и человек в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» класс: 4

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение.

— воспитывать у детей чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.

— Анализ композиции произведения, выборочное чтение рассказа, характеристика героев рассказа, Анализ художественных средств описания картин природы.

— Формировать эмоционально — ценностное отношение к содержанию литературного произведения,

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Используемые приёмы: приёмы развития критического мышления (кластер, толстые и тонкие вопросы, синквейн.)

Человек должен жить в сфере добра,

эта сфера добра создастся им самим.

Она создаётся из его добрых дел,

добрых чувств, памяти на добро.

I. Актуализация знаний. Стадия «Вызов».

Читайте также:  Тропическая природа в россии

— Добрый день! Ребята, сегодня в нашем классе много гостей. Давайте их поприветствуем ( поворачиваются ) и подарим им кусочек нашей души и улыбки. Я думаю они с удовольствием проведут время вместе с нами и порадуются нашим успехам..

Прочитайте тему нашего урока

(Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)

Дома вы прочитали этот рассказ.

— Какие эпизоды вызвали у вас интерес?

— Что удивило вас?

— Что заставило задуматься? Поделитесь своими чувствами.

(ученики делятся своими впечатлениями)

Какой вывод мы сделаем?

— Давайте вместе попробуем найти проблему.

(связь человека и природы, отношение людей друг к другу, людская доброта и отзывчивость)

— Как вы поняли, что такое сфера добра? (добрые дела, добрые чувства, память на добро).

Что же такое «доброта»?

Давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение):

«Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным»

— Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

— В каких жизненных ситуациях проявляются данные чувства? (Дети приводят примеры)

— Когда человек может проявлять заботу?соучастие? Расскажите.

II. Стадия «Осмысление»

Итак, рассмотрим образ человека в рассказе.

— Давайте попробуем составить словесный портрет героев, используя понятия, которые мы вынесли в кластер;

— Назовите героев этого произведения ( на доске переворачиваем карточки)

— Кто может дать характеристику героям? ( дети выходят к доске, выбирают карточку и дают характеристику героям произведения)

Примерная схема образов произведения:

Кричит, но Доброта,

помогает найти доктора душевность

сострадание, милосердие Равнодушен к людям и животным

раздражённый, но добрый;

помогает вылечить зайца;

Вопросы учителя: приём «Толстый и тонкий вопросы».

— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

(О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают! )

— Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?

— Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.

— Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар — это стихийное бедствие?

Подтвердите свои слова текстом.

(«Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Смерть настигала деда, хватала его за плечи. «)

Расскажите о роли человека в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»

— Ребята, как вы понимаете слово «Природа» Какие ассоциации у вас возникают при произношении данного слова?

Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа — страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

Не зря в народе говорят: Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев.

— Перед вами текст. Прочитайте его вслух.

— Можно ли данный текст назвать статьёй? Почему?

— А теперь возьмите ручку или простой карандаш. Прочтите текст про себя и сделайте необходимые пометки.

* это новое для меня

! это меня удивило

Что нового вы узнали из текста?

III. Стадия «Рефлексия».

— Составьте синквейны, относящиеся к теме урока.

1 вариант по теме «Природа», 2 вариант — по теме «Человек».

Слушает, учится, сопереживает

Человек должен слышать голос природы

Щедрая, не всегда спокойная

Дарит, приходит на помощь, не помнит зла

Дети читают свои синквейны. Коллективное обсуждение.

Какие ассоциации у вас возникают при слове лес?

— Какая опасность грозит лесу?

— Как вы представляете себе пожар в лесу?

— Назовите основные правила поведения в лесу во время пожара ?

Стадия «Подведение итогов»

— Вернёмся к кластеру.

— Какие добрые дела мы должны совершить, чтобы природа ответила нам тем же? ( Мы должны заботиться о природе, помогать и сопереживать ей).

— Зачем Паустовский рассказывает нам историю о зайце?

( Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным)

— В чем заключается главная мысль?

(Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным)

Источник

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ»

Если рассматривать сюжет данного рассказа, тов сюжете произведения лежит история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен. Конфликт в произведении скрытый: мы видим внутренние переживание в душе деда Лариона – с одной стороны он рад и благодарен зайцу за его спасение, но с другой он чувствует огромное сожаление и вину за простреленное ухо животного. В композиции рассказа выделяются все структурные элементы. В экспозиции повествуется, как Ваня Малявин принес маленького зайца с прожженными лапами к местному ветеринару, но тот отказался его лечить и выгнал их вон. Развитие действий: по рекомендации бабки Анисьи, Ваня и дед Ларион отправились в город на поиски Карла Петровича, но после того как они его нашли, тот наотрез отказывается лечить зайца, ссылаясь на то, что он специалист по детским болезням, который не практикует уже больше 3 лет. В конце концов, поддавшись, уговорам деда Лариона, и выслушав его историю про зайца, он соглашается. В итоге лесного жителя благополучно вылечили. В кульминации Ларион Малявин рассказывает историю о том лесном пожаре и героическом поступке зайца. Развязка же помогает нам понять о том, какую вину испытывает дед Ларион перед зайцем.

Читайте также:  Рисуем правила поведения на природе

Анализ внутренней формы произведения: Повествование безличное, ведется от лица повествователя. Основным приемом создания образа персонажа является характеристика героев через их действия и поступки в системе сюжета. Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Представляется нам, как добрый и отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности. («Что ребенок, что заяц – все одно, — упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Этот заяц, можно сказать спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»). Если рассмотреть характер поступков Вани Малявина, внука деда Лариона, то можно увидеть, что он добрый, отзывчивый и заботливый мальчик, который также чувствует ответственность и благодарность перед зайцем. («Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел. Заяц молчал.- Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь? Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»). Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом, и рваным левым ухом.

Также на протяжении всего рассказа мы видим второстепенных персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе о помощи, например, ветеринар, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабка Анисья, которая дает совет, отправится в город на поиске Карла Петровича. Также не стоит забывать аптекаря, который помогает найти дом с Карлом Петровичем. И самого Карла Петровича, который оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца. Образы персонажей эпические, т.к. автор последовательно описывает героев и их поступки.

Пейзаж в этом произведении имеет особое место, на протяжении всего рассказа мы можем его условно разделить на два типа: это горячая неслыханная жара с жарким ураганом, которая создает иллюзию пожара над городом. И второй тип пейзажа – это осень: холодные созвездия, шум сухого тростника и непроглядные октябрьские ночи, в которых приятно выпить чай, дождаться далекого и нерешительного рассвета и обсудить прошедшие события. Пейзаж помогает нам лучше прочувствовать атмосферу рассказа и окунуться в его события вместе с героями.

Также мы видим, что автор нарушил хронологический порядок рассказа, чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.

Константин Паустовский хотел нам сказать о том, что даже на зло природа может ответить нам добром ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня.), что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей (Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"Заяц вывел деда из огня.) Человек, должен относиться бережно к природе и к ее лесным жителям. Человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе.

Мне кажется, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем вы видим прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие — это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности, это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц, это живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет, ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. И в заключение можно сказать что, на мой взгляд, подобный рассказ будет всегда актуален, ведь тема, ответственности человека перед природой не изживет себя никогда.

Источник