Как друзья спасали рыбу анализ
Солнце палило так нещадно*, словно сошло с ума. Жара загнала по норам и гнёздам всё живое. Степные зверьки и птицы, которые ещё утром озабоченно копошились рядом со своими владениями, к полудню затаились, попрятались в тени, и даже степной соловей — кузнечик — перестал петь свою летнюю песню.
Горячий воздух растекался над землёю, становясь видимым, обретал причудливые формы и дразнил воображение миражом* глубокого синего озера.
Сюда, в этот знойный степной уголок, забрели из ча-
банского аула четверо мальчишек — длиннющий Мырзабёк, худой Ерббл, крепыш Кеулимжай и светлолицый толстяк Дуйсен. Они слышали не раз, что где-то здесь неподалёку есть озеро с холодной чистой водой. В такую одуряющую жару нет ничего желаннее. На головах у мальчишек — свёрнутые из рубашек чалмы, ноги босы, в руках у каждого по палке.
Обманувшись миражом, ребята со всех ног бросились к воде, но вместо озера обнаружили большую, наполовину пересохшую лужу. Поверхность её кишмя кишела мелкими рыбёшками, которые беспомощно разевали рты, изнывая от недостатка воды.
Толстяк Дуйсен, самый младший из четвёрки, радостно заявил:
— Вот здорово! Кошке рыбы принесу. — и со всего маху шлёпнул палкой по воде.
Поверхность её тут же запестрела от светлых рыбьих брю- шек.
— И моя собака рыбу любит. — протянул кто-то вслед за Дуйсеном.
— Сейчас же перестаньте! — рассерженный Мырзабек выхватил из рук Дуйсена палку и забросил её в дальние кусты. — Есть у вас хоть капля жалости? Неужели вы не видите, кого бьёте?! Они и так еле дышат, а вы ещё палками. Полюбуйся, сколько ты за раз убил! А ведь они могли добраться до большой воды и дать жизнь целой куче маленьких рыбок.
— Не мы же их без воды оставили, — попробовали оправдаться ребята.
— Что же теперь делать? — виновато спросил Ербол.
Мырзабек, соображая, отошёл в сторону, бросил взгляд
на лужу и решительно объявил:
— Соорудим канал и соединим эту лужу с озером.
— А когда рыть начнем?
— Не хватало ещё в такое пекло в земле копаться!
Выслушав всех, Мырзабек скомандовал:
— Ну, чего стоим? Айда в аул за лопатами и вёдрами! Тех рыбок, которые не сумеют сами выплыть, перетащим вместе с илом. Пошли!
. Они обливались потом, натруженные ладони нестерпимо горели, а коленки дрожали от напряжения. Особенно страдал Дуйсен: утром он проглотил натощак несколько кусочков солёного курта и теперь умирал от жажды. Мальчишки работали из последних сил, и вскоре по новому руслу устремилась, весело журча, тонкая струйка воды. Глядя на оживших рыбок, которые запрыгали над поверхностью озера, повеселели и ребята и радостно понеслись вдоль берега с громкими криками.
Тех рыбёшек, что без сил остались лежать на дне, мальчишки перетащили в озеро прямо вместе с чёрной густой жижей. Потом посбрасывали с себя одежду и с разбегу плюхнулись в воду. Усталость как рукой сняло.
. Счастливые и довольные, с лопатами и кирками* в руках, друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни.
1. Определи тему и идею рассказа.
2. Придумай к рассказу такое название, чтобы в нём была выражена основная мысль, идея произведения.
3. Найди в тексте описание полудня. С какой целью автор ввёл его? Какие образные средства использовал для описания летнего зноя?
4. Нарисуй словесные портреты героев рассказа. Кто больше всего тебе понравился и почему?
5. Прочитай последние строчки рассказа. Объясни, почему ребята были счастливые и довольные.
Источник
Как друзья спасали рыбу анализ
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока на тему «У. Канахин «Как друзья спасали рыбу»
План-конспект урока по литературному чтению.
Тема урока: У. Канахин «Как друзья спасали рыбу» .
Цель и задачи урока:
формирование представлений о творчестве У. Канахина, учить анализировать свои поступки и поступки своих товарищей, продолжить формирование умений анализировать прочитанное, находить идею произведения;
развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, речи, логического и абстрактного мышления, эстетического вкуса; воспитание чувства коллективизма.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий.
Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Повторение. Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет выразительное чтение стихотворения «Вечер».
Сообщение темы и целей урока.
— Кто из вас совершал добрые поступки? Расскажите о них.
— Представьте, что однажды ваш друг ударил палкой какого-либо зверя, бросил камень в птицу, обидел младшего. Что бы вы ему сказали?
— Послушайте рассказ У. Канахина и сравните свои ответы с поведением одного из героев. Как он поступил в подобной ситуации?
Словарная работа: мираж, чалма, канал.
Работа с произведением.
Беседа о творчестве У.Канахина.
Утебай Канахин (1923-1990) родился в Актюбинской области. Когда началась В.О.война, У. Канахин ушел на фронт. Вернулся, продолжил обучение. Вскоре вышел сборник его рассказов для детей.
1) Первичное чтение учителем.
2) Проверка восприятия.
— Понравился вам рассказ? Что запомнилось больше всего?
— Где и когда происходили события?
-Назовите главных героев рассказа.
— Сравните свои ответы с поведением Мырзабека.
3) Повторное чтение рассказа.
4) Анализ произведения.
— Какое время года описано в рассказе? Докажите словами из текста.
— Куда забрели мальчишки?
— Что они стали делать?
— Почему Мырзабек рассердился на своих друзей? Прочитайте его слова.
— Как изменилось поведение мальчиков? Понравилось ли вам решение, которое они приняли?
— Прочитайте еще раз эпизод о том, как друзья работали. Как вы думаете, что они чувствовали?
— Чем закончился рассказ? Почему мальчики были счастливые и довольные?
5) Определение идеи произведения.
6) Работа в паре.
— Разделите текст на части. Озаглавьте их. Перескажите текст по плану.
Чтение учителем стихотворения. Сравнение содержаний стихотворения и прочитанного рассказа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Береги планету-сад!
В этом воздухе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Работа с казахскими пословицами .
-Душой красив и поступками красив.
-Труд-это праздник.
-Ты пожалей и тебя пожалеют.
-Человек природе друг.
-Сей добро, посылай добро, жни добро, оделяй добром.
— Приходилось ли вам быть в такой ситуации? Оцените свои поступки.
Рисование «Дерева добрых дел».
— Каждый плод на этом дереве — это ваш добрый поступок. Я желаю вам, чтобы деревья давали богатый урожай, и вы приносили людям только радость.
Источник
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Утебай Канахин «Как друзья спасали рыбу»
Ожидаемые результаты (критерии успеха): учащиеся понимают основную мысль художественного произведения; умеют формулировать свою точку зрения на происходящее; поддерживают кумулятивную беседу; оценивают работу свою и членов своей группы.
Умеют составлять вопросы и отвечать на них; формулировать свою точку зрения на происходящее
Формируются условия для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе самостоятельного чтения; осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учащимися в группе.
Осознание учащимися насколько хорошо они усвоили текст, правильно ли выполняют задания.
Создаются условий для развития навыков самоанализа и самооценки.
Повышается интерес учащихся к групповой работе и урокам литературного чтения.
Оборудование: видеоролик с физкультминуткой, задания для каждой из групп, текст для анализа – 1 экземплеар, клей, ножницы, ватман, тетради, цветные ручки и карандаши, пословицы и поговорки о добре (вывешиваются на доске), портрет писателя.
І. ПОБУЖДЕНИЕ
1. Организационный момент.
Дети делятся на команды, выбирают спикеров ( в группах по 6 – 7 человек). Определяются названия команд. Заполняются групповые листы самооценивания (имя ученика)
А) Эмоциональный настрой: «Подари улыбку» .
Как бы Вам хотелось начать урок?
Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра, сказав заветные слова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло.
Как лучик солнышка в окно.
Я улыбнусь и ты мне тоже.
Друг другу мы сейчас поможем
2. Сообщение цели и задач урока.
— Что было задано на дом?
Сегодня мы повторим содержание рассказа, а за одно проверим, как внимательно вы умеете читать, понимаете ли вы прочитанное.
А еще сегодня вы будете не только выполнять предложенные задания, но и самостоятельно придумывать задания для других групп; оценивать свои ответы и ответы участников из других групп.
3. Слово об авторе. Утебай Канахин родился в Актюбинской области. Учился в Актюбинском институте. Когда началась Великая Отечественная Война, он ушел на фронт, после окончания войны продолжил институт, затем поступил на филфак КазГу. Выпустил сборник рассказов для детей .
4. Экологическая страничка
Из поймы Иртыша в крупные водоемы Павлодара переселено 4 млн. мальков рыб. Весной в пойме Иртыша образуются тысячи мелких озер, там рыба получает свое рождение, а уже осенью их переселяют в Иртыш и крупные озера. Если этого не делать, озера высохнут, а рыба просто погибнет.
Рыбинспекции удалось переселить в Иртыш и крупные озера 24 млн. мальков, карпа, судака и карася весом 10 – 15 граммов. Работа по переселению мальков продолжается до второй половины ноября.
5 . Повторение правил работы в группе и правил самооценивания:
Правила работы в группах
Работать единой командой
Уметь договариваться и слушать друг друга
Помогать и поддерживать друг друга
Соблюдать правило поднятой руки
В группе каждому должно найтись занятие.
Соблюдать предоставленный регламент времени.
Разговаривать тихо, не мешая другим группам.
Правила оценивания (ребята предлагают как и за что будут выставляться баллы):
Правильный и полный ответ -1 балл
Правильный не полный ответ – 0, 5 баллов
Не верный ответ – 0 баллов.
За поведение снимается 1 балл.
II РЕАЛИЗАЦИЯ
1. Работа в группах.
А) Знакомство с листами самооценивания)
Б ) Командиры групп получают задания (у каждой группы свое задание)
2. Объяснение заданий для каждой из групп:
3. Выполнение заданий (15 мин)
I Группа « …………………………….. »
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Тема рассказа: _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Основная мысль (чему учит?)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назови имена главных героев __________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Задание для другой команды :
«Две правды и одна ложь»
Верно ли, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Верно ли, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Верно ли, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________
II Группа « …………………………….. »
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. « Цветопись»: раскрась части текста в соответствии с твоим восприятием текста.
Выбери нужные цвета для показа Вашего настроения:
2 . Задание другой команде.
Составь три тонких вопроса по содержанию:
А) _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Б)________________________________________________________________________________________________________________________________________________С)_______________________________________________________________________
III Группа « …………………………….. »
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Объясни значение слов и предложений:
Натруженные ладони_______________________________________________
Натощак__________________________________________________________
Соединим лужу с озером____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Не хватало в такое пекло трудиться ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Кирка_____________________________________________________________
Солнце нещадно палило_____________________________________________
___________________________________________________________________
Степной соловей – кузнечик _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Бросились со всех ног_______________________________________________
________________________________________________________________________
2 . Задание другой команде.
Найди в тексте и прочитай отрывок, который поможет ответить на вопрос:
_______________________________________________________________________
IV Группа « …………………………….. »
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Составь синквейны к словам:
2 прил .___________________________________________
3. гл_____________________________________________
4. предложение___________________________________
5. ассоциация_____________________________________
2 прил .__________________________________________
3. гл_____________________________________________
4. предложение___________________________________
5. ассоциация____________________________________
2 прил .__________________________________________
3. гл____________________________________________
4. предложение__________________________________
5. ассоциация___________________________________
2 . Задание другой команде.
Один «Толстый» вопрос:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
V Группа « …………………………….. »
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Составь МНЕМОТАБЛИЦУ по содержанию рассказа. Перескажи текст, пользуясь таблицей.
2 . Задание другой команде.
Найди в тексте и прочитай отрывок, который поможет ответить на вопрос:
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
VI Группа « …………………………….. »
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Составь план к рассказу:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Докажи, что это рассказ .
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Задание другой команде.
Составьте 3 «тонких» вопроса:
А) ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Б) ___________________________________________________________________
С) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Групповая защита своих ответов. Вопросы для других групп (перекрёстный опрос)
Самооценивание в группе.
III РЕФЛЕКСИЯ
1. Итог и анализ урока:
— Понравился ли Вам урок?
— Что для Вас было новым? Интересным? Необычным?
— Хорошо ли вы запомнили содержание рассказа?
2. Саморефлексия.
А) . Участники групп оценивают себя по количеству и правильности ответов в группах. Подсчитываются баллы индивидуально и общее количество баллов в команде. Спикер отмечает уровень активности каждого из участников группы. Определяется команда – победитель и самые активные участники групп.
Б) Учащиеся рассказывают о своей работе на уроках, сравнивают результаты своей работы на этом и предыдущих уроках. Отслеживаются личные достижения отдельных учащихся.
Источник
Помогите пожалуйста срочно Главную мысль «как друзья спасали рыбу» Канахин
Жанр:Историческая трагедия
Основная тема: царь и народ
идея: в «Борисе Годунове» великолепно изображены человеческие характеры, определенные законами жизни феодального общества. Поэт показывает различных людей: умного и мужественного Бориса, пылкого и страстного Самозванца, надменную красавицу Марину Мнишек, хитрого Шуйского, талантливого полководца Басманова. Все эти основные герои, несмотря на различие их характеров, чрезвычайно близки друг к другу. Их роднит жажда власти, стремление к господству. Заветная цель Годунова — «верховная впасть».
Главные герои: Борис Годунов, Пимен, Григорий Отрепьев, Марина Мнишек, Князь Шуйский, Юродивый,
Сюжет: Сюжетно-композиционное построение поэмы имеет свои новаторские особенности – вследствие разрыва с правилами классицизма, вместо обычных пяти действий мы наблюдаем 23 сцены, которые постоянно меняют место действия, что также является новаторской чертой авторского замысла. Новая трактовка и нарушение трех единств, типичных для трагедии классицизма (время действия, место действия и единство действия), нарушение чистоты жанра (смешение трагических, комических и бытовых сцен) позволяют назвать трагедию Пушкина удачной попыткой переворота в русской и мировой драматургии.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Примеры синквейнов, составленных детьми.
Жалел, спасал, погиб.
Красивые – всегда смелы.
Жалеет, любит, жертвует.
Может победить смерть.
Любит, ведет за собой, погибает.
Во имя других готов пожертвовать собой.
Горький сказал о Достоевском:»Больная совесть наша».Главное здесь — слово совесть .И это правда .Столько горьких откровений мы увидели в произведениях писателя .Столько глобальных проблем он поднял в своем творчестве .Одна из важных — взаимоотношения людей ,сострадание и раскаяние .Особенно ярко это показано в романе «Преступление и наказание»на примере Родиона Раскольникова .
Роман состоит из шести частей ,и только одна посвящена преступлению .а остальные пять — наказанию героя .И это не случайно .Для писателя важно было показать психологию человека .Его путь на «Голгофу «,душевные мучения и признание в содеянном .
Так почему Родион сделал явку с повинной ?.Причин несколько .Давайте разберемся .
Во — первых ,Раскольников хотел на украденные у старухи «,заедающей чужой век, деньги сотворить множество добрых дел.Но убийство произвело на него такое воздействие ,что ,спрятав деньги под камень ,наш герой ими так и не смог воспользоваться: сама мысль о кровавых деньгах ввергала его в ужас .
Во — вторых ,он почувствовал себя из — за этого «тварью дрожащей»,а ведь мнил чуть ли не Наполеоном .,право имеющим убивать и не думать о жертвах .Крах теории сверхчеловека «убил его» .Я не старуху убил .Себя убил .Так — таки и ухлопал»
В- третьих ,огромное воздействие Сони Мармеладовой сыграло решающую роль в признании Раскольникова.
В Соне Раскольников увидел человека ,способного его понять и поддержать .Только к ней и мог он обратиться .Удивителен характер Сони : робкая и смиренная ,она очень тверда в своих убеждениях . Все исступленные, оглушительные речи Раскольникова разбиваются о слова тихой и непреклонной Сони: «Это человек-то вошь. Убивать? Убивать-то право имеете?»
Именно Соня убедила Раскольникова признаться в убийстве .И пошла за ним следом ,поджидая у околотка .И мы знаем ,что Соня ,привыкшая жертвовать собой из истинной любви к людям ,поможет Родиону возродиться для новой жизни .( поедет за ним на каторгу в Сибирь ,будет смиренной и чистой ,верной и необходимой для Родиона) .
Конечно ,велика роль и Порфирия Петровича и то ,что в убийстве сознался ни в чем не повинный маляр Миколка .Все смешалось в душе Родиона .Он понял ,что жить дальше с таким душевным грузом невозможно .Совесть у него была человеческая .И слава Богу .
Человек — это звучит гордо .А сверхчеловек? Звучит надменно и высокомерно.
Источник