Как говорить с бережным отношением к природе

Как говорить с бережным отношением к природе

Анализ современной общемировой ситуации, связанной с экологическим кризисом и ухудшением социальных и экономических условий проживания большей части человечества при бесконтрольном и неограниченном потреблении невосполнимых природных ресурсов странами "золотого миллиарда", неизбежно приводит исследователя к выводу о необходимости коренного изменения потребительского сознания современного человечества. Существующие средства массового уничтожения при безответственности политиков способны в считанные секунды прекратить саму жизнь на нашей планете. Ученые, не связанные этическими нормами, способны за деньги создавать боевые вирусы, взрывчатые и отравляющие вещества для террористов. Игнорирование биомедицинской этики беспринципными врачами уже привело мир к таким явлениям, как аборты, фетальная терапия, клонирование человека, торговля человеческими органами, эвтаназия, подделка лекарственных препаратов и многое другое, не менее опасное для каждого из нас. Но не научно-техническая революция сама по себе ответственна за происходящее. Очевидно, что перед человечеством стоят проблемы не столько физические, сколько нравственные. Именно с попрания этических норм начались указанные беды. Таким образом, проблемы личной ответственности ученого перед человечеством за результаты своего труда, вопросы экологии и разумного ограничения потребностей человека тесно связаны с нравственностью человека. Поэтому воспитательная роль средней школы в формировании у школьников подлинно гражданской, ответственной позиции неизмеримо возрастает.

Современные ученые выделяют несколько направлений модернизации образовательно-воспитательной деятельности в средней и высшей школе, и не только в сфере гуманитарной, но, прежде всего, в сфере естественнонаучной, с целью воспитания у школьников и студентов бережного отношения к природе и обществу. Например, Т.Я. Дубнищева полагает, что "экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив — недостаточным распространением в обществе научных знаний, принятием безответственных решений, бесконтрольным развитием человеческих потребностей далеко не высшего порядка в ущерб окружающей природе. Поэтому в обучении важны и современные знания, и соответствующие им ответственность и мораль. Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью времени" [1]. Другое направление преобразований предлагает И.М. Швец. Речь идет об экологизации школьной системы образования. По ее мнению, "среди школьных дисциплин в развитии тенденции экологизации особое место принадлежит естественнонаучным дисциплинам, формирующим естественнонаучное мировоззрение, стиль и способ мышления, на основе которых выстраиваются взаимоотношения человека с окружающим его миром и формируется соответствующее общественное сознание, управляющее этим процессом. Существенные изменения в связи с экологизацией претерпевают методы преподавания естественнонаучных дисциплин. В них предусматривается не только передача экологических знаний, но и выработка к ним соответствующего отношения от озабоченности до ответственности, что возможно только с помощью личностно-ориентированных методов обучения". [2] С этим утверждением перекликается позиция Е.А.Паладянц : "Переход от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной влечет пересмотр основных педагогических установок, в том числе и в формировании мировоззрения школьников. Наиболее остро этот процесс проявляется в дефиците теоретических и практических оснований воспитательной работы, восполняющийся притягательными в своей доступности примитивными ценностями, ориентированными, прежде всего, на эмоциональные переживания, не развивающие высокие нравственные идеалы молодежи". [3] Улучшение содержания образования путем интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе — исследование Ю.В.Шибановой: "Приоритетное направление современного образования на развитие личности требует новых подходов к построению содержания образования. В настоящее время идет интенсивный поиск его новой парадигмы, основные черты которой — фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. В этих условиях необходима определённая корректировка содержания естественнонаучного образования и способов его развертывания в обучении". [4]

Как мы видим, экологизация, гуманизация, лично-ориентированный подход, фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности и т.д. — средства, направленные на улучшение качества естественнонаучного школьного образования. В результате внедрения таких инновационных образовательных технологий следовало бы ожидать увидеть в школьниках и студентах формирование зрелой гражданской позиции и ответственного бережного отношения к природе и обществу. Доброе, нравственное отношение к людям и окружающему миру хотел бы видеть в своих учениках каждый педагог. Но на наш взгляд, невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным религиозно-этическим ценностям.

Для России такими аксиологическими ориентирами уже более тысячелетия являются идеалы Святой Руси — вечные истины православного христианства. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", в гл. XIV "Светские наука, культура, образование" говорится следующее: "Научно-технологический уровень цивилизации ныне таков, что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни. С христианской точки зрения, такие последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического развития. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями. Однако при подобной "свободе" научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни, со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями. Поэтому ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями". [5]

После 1988 года, когда Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси, стали появляться православные гимназии, открываться кафедры теологии и религиоведения, новые Духовные училища и семинарии. Наряду с церковными дисциплинами в этих учебных заведениях необходимо преподаются и светские предметы. Накоплен немалый дидактический опыт изложения не только гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин с позиций формирования у учащихся бережного отношения к человеку, нравственной ответственности ученого за результаты своего труда, ибо христиане веруют, что мир — дело рук Божиих, и мы ответим перед Богом, как мы жили в Его мире и делали. К сожалению, о широком сотрудничестве светского и религиозного образования в России говорить пока рано. Атеистически воспитанным педагогам крайне тяжело слышать о библейской картине мироздания, хотя она нисколько не противоречит современной космогонии. [6]

И все же, плодотворный диалог научного и религиозного мировоззрений и возможен, и неизбежно необходим в деле воспитания в детях лучших качеств человеческой души — любви к Богу, людям и окружающей природе. М.В.Ломоносов справедливо писал: наука и религия "в распрю прийти не могут. разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет". Эту же мысль выразил святитель Московский Филарет: "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством" [7].

[1] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания/М., ИКЦ "Маркетинг", 2001 г., с.9

[2] Швец И.М.. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург 2001, http://www.w3.org/TR/REC-html40

[3] Паладянц Е. А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 1999.

[4] Шибанова Ю. В. Дидактические основы интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ. 1999.

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. XIV. "Светские наука, культура, образование"/ Официальный сайт Русской Православной Церкви: http://www.russian-orthodox-church.org.ru

[6] Сборник "Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира". — Клин, Фонд "Христианская жизнь", 1999 г.

Источник



Воспитание бережного отношения к природе (из опыта работы)

Человек и природа… Их взаимоотношения стары как мир. Однако и сегодня человек стоит перед множеством проблем, связанных с этими взаимоотношениями, пытаясь сконструировать оптимальный вариант, который в одинаковой мере был бы полезен человеку и природе.

В наши дни отношение человека к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества. Поэтому так важно с малых лет учить детей любить природу, быть ее настоящими друзьями.

В нашей школе действует организация школьников под названием «Юные друзья природы», в которую принимают детей с первого класса. Все годы обучения в школе каждый ученик выполняет разнообразную природоохранную работу в классе, на пришкольном участке, в школьной теплице, во дворе своего дома, в ближайшем плодовоягодном питомнике «Весенний». По давно сложившейся традиции каждый класс ежегодно проводит работу по обнаружению и благоустройству родников.

Я расскажу о природоохранной деятельности младших школьников.

Начиная с первого класса стремлюсь воспитывать друзей природы. Дети учатся вести наблюдения за природой. Окна нашего класса выходят на восток, поэтому с первых дней сентября начинаем наблюдать за солнцем и небом. Уметь видеть красоту утреннего неба – это искусство. А этому надо учиться. Для меня огромная радость, когда не я, а дети обращают внимание на восходящее солнце, на быстро меняющиеся краски утренних облаков. Особенно красива зимняя заря. Любуемся несколько секунд, оторвавшись от занятий.

Читайте также:  Какие блюда можно приготовить для пикника на природе летом

Красота природы – источник добра. Дети ощущают потребность совершать добро.

На уроках литературного чтения и окружающего мира провожу беседы с детьми об изменениях в природе, о взаимосвязи всего живого на Земле, читаем и обсуждаем произведения природоведческого и природоохранного содержания. Систематически провожу экскурсии, не менее 1-2 раз в каждый сезон. Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много полезного для развития внимания и наблюдательности детей, стремления проникнуть в тайны природы.

Перед тем, как пойти на экскурсию, сообщаю ее цель, а затем требую от детей повторения памятки «Умей вести себя в лесу или на прогулке за городом». Проведение встреч с природой оказывает благотворное влияние на воспитание гуманного отношения к ней. Во время экскурсии дети наблюдают не только изменения в природе, но и обращают внимание на красоту природы в данное время года. Так, первоклассники отметили, что осень хороша своими яркими красками в ранний период, составили устный рассказ о золотой осени.

Родители, по просьбе учителя, нашли родничок. В один из сентябрьских дней, вооружившись необходимыми инструментами, дети и родители совершили коллективный поход к нему. Кипела совместная работа взрослых и детей: лопатами углубили и расширили ямку для сбора воды, сделали канавку для стока в более низкое место, выложили камнями водосборник и канавку, поставили скамейку и столик. Пока отстаивалась вода в роднике, все вместе поиграли на поляне, пообщались. Набрав родниковой воды, отправились домой. Этот поход стал началом сплочения детского и родительского коллектива, началом совместной природоохранной деятельности детей и родителей.

Рисунок 1. Дружная работа двух поколений.

Осенью и весной проводим работу по очистке и благоустройству своего родника, который находится в 10 км от города Оренбурга, у села Медовка. Место холмистое. Ключ нашел выход на поверхность земли в неглубоком овражке, которой по наклонной поверхности простирается до реки Урал.

Рисунок 2. Хорошо отдохнув у любимого родника, набрали водички домой.

Вот что написали дети в своих сочинениях по окончании похода к роднику. «Когда родничок нашли, это была тоненькая струйка, воды, вытекающая из пласта земли в неглубоком овражке. Лопатами около ключа мы выкопали широкую и глубокую ямку для сбора воды. Дно ямки выложили камушками, стены – тоже камнями, скрепленными раствором. От родника прокопали канавку для стока воды, которая ручейком побежала по оврагу, где соединилась с другими ручейками, несущими свои воды в древний могучий Урал.

Рисунок 3. Установили табличку у родника и сфотографировались на память.

Экскурсии в природу провожу и зимой, Ставлю перед учащимися цель: постараться увидеть необычное в зимнем школьном парке. Дети уже по-иному смотрят на окружающее, они очарованы удивительным сказочным миром зимнего парка, видя диковинные фигуры деревьев, запорошенных снегом. Обращаю внимание детей на то, что в это время года ветви деревьев и кустарников очень хрупки, легко ломаются, поэтому надо особенно бережно к ним относиться. Свои наблюдения дети отражают в сочинениях. Учащиеся очень любят гулять в школьном парке, и на каждой прогулке стремятся проявить посильную заботу о нем. Если видят поломанные деревья, с ободранной корой, порезы на коре, то немедленно оказывают помощь, где это возможно.

С каждым годом все больше дети узнают об объектах и явлениях природы, и законодательных актах по охране природы, развивается их любознательность, расширяется кругозор.

Работа по воспитанию бережного отношения к природе проводится не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. В классе дети ухаживают за комнатными растениями в зимнее время, а летом работают на пришкольном участке: поливают цветы на клумбах и грядках, поддерживают чистоту территории школьного двора.

В процессе воспитания у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней важную роль играют беседы. Беседа «Каждый человек – друг природы» предшествовала работе по изготовлению кормушек. Дети сами приводили примеры способов изготовления птичьих «столовых» и всю зиму подкармливали пернатых друзей. Весной дети с помощью родителей изготовили скворечники и развесили их в школьном парке и около своих домов.

Под окном школы есть дерево, за которым мы наблюдаем в течение всего года. Осенью оно яркое и пестрое. Из его опавших листьев делаем аппликации насекомых, зверей, клоунов. А весной наблюдаем за распусканием листьев и цветением. В это время у большинства детей появляются свои тайники. Они приглашают меня пойти вместе с ними домой и по дороге раскапывают около пня прошлогоднюю траву, показывают невзрачный маленький синенький цветочек, а показав, бережно прикрывают снова

Уметь заметить красивое в природе, остановиться в изумлении, а главное, сохранить, сберечь все это – вот главная цель моей работы с детьми. И я чувствую себя счастливой, если во время загородных прогулок дети, прижав пальчик к губам, чтобы не спугнуть птиц разговором, слушают их пение или, встав на колени, вдыхают запах первых весенних цветов, не срывая их.

Яркая, волнующая сказка природы отражается в сознании детей, побуждает к высоконравственным поступкам. «Через красивое – к человеческому – такова закономерность воспитания», — говорил В.А.Сухомлинский.

Глядя на то, с каким энтузиазмом дети трудятся на пришкольном участке и у любимого родничка, читая их восторженные сочинения о своей работе, хочется надеяться, что они будут не равнодушными потребителями природных богатств, а защитниками и ценителями родной природы. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша страна стала краше, зеленей, богаче, где и как можно и нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передаётся детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не пройдут бесследно.

Привожу пример урока экологии, проведенного в 3 классе.

Тема: «Будь природе другом».

  • gознакомить учащихся с проблемой сохранения редких и исчезающих животных и растений;
  • развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу;
  • воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе;
  • развивать эстетическое восприятие мира.

Оборудование:

1. Таблица – «Степь».
2. Иллюстрации с изображением животных.
3. Гербарий ковыля.
4. Два кружка – сигнала (красный и зелёный).
5. Условные знаки по теме «Береги природу».
6. Раздаточный материал – кроссворд.
7. Биологический энциклопедический словарь.
8. Красная книга Оренбургской области.

I. Организационный момент (приветствие гостей).

II. Вступительная беседа.

— Все мы – и дети и взрослые, — дети одного большого мира Природы.
— Как сохранить природу?
— Как жить с нею в согласии?
— А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?
— Именно это будет объектом нашего с вами исследования на данном уроке экологии

III. Изучение новой темы.

Начнем нашу работу с экологической разминки.

1). – Отгадайте загадки и запишите ответы в кроссворд.

  1. Он в мундире ярком,
    Шпоры для красы.
    Днем он – забияка,
    Поутру – часы.
    (Дети – Это Петух).
  2. Всю ночь летает –
    Мышей добывает.
    А станет светло –
    Спать летит в дупло.
    (Д.: Сова).
  3. Летит, пищит,
    Очень тоненько звенит,
    Случай не упустит:
    Сядет и укусит.
    (Д.: Комар).
  4. Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.
    (Д.: Бобры).
  5. ]Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зернышки клевать.
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять.
    (Д.: Снегирь).
  6. Хвост пушистый,
    Мех золотистый.
    В лесу живёт,
    В деревне кур крадёт.
    (Д.: Лиса).

— Какое слово получилось в выделенных клеточка? (Д.: Помоги).
— О чем говорит нам это волнующее слово? (Д.: О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей природе.).

2). – Давайте поговорим о разных объектах природы и сделаем выводы.

Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в нашей стране и в других странах необходима работа по охране природы. Использовать природу люди должны бережно, по-хозяйски.

Читайте также:  Косметика дом природы оптом franshiza kd ru

Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого. Поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха.

Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строят и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!

Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Использовать их нужно бережно, по-хозяйски.

Почва – верхний плодородный слой земли. Образуется почва очень медленно. Поэтому ее необходимо охранять от разрушения.

В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуется сахар и другие питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения – это значит заботиться обо всем живом на Земле.

Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывая многие дикорастущие растения становятся редкими. Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек должен бережно относиться ко всем растениям.

Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты и рыбной ловли, неправильного поведения людей в природе многие дикие животные встречаются все реже. В нашей стране охота на редких животных запрещена. Нужно беречь и те места, в которвх они живут.

Мы сейчас говорили о глобальных проблемах, которые связаны с развитием промышленности на Земле.

Но ведь мы с вами не умеем правильно обращаться с природой, необдуманными действиями наносим ей урон.

3). – Послушайте стихотворение Ладонникова «Дикарь в лесу» и сделайте вывод. (Читает П. Ксения).

Хозяйка – белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу там каждый сук
И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко!

Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви:
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе, довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.

— Скажите: как вел себя в лесу мальчик?
— Положительно или отрицательно его действия отразились на природе?

(Д.: Он поступил плохо. Нельзя было сбивать гриб, ломать орешник.)

Величава, богата, могущественна природа нашей Родины.

Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в лесу нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Об этом должен помнить каждый.

4). Игра «Береги природу».

— Давайте выполним такое задание. Разделитесь на две группы. Одна будет приводить примеры положительного, а другая – отрицательного влияния человека на природу. (Дети выполняют задание.)

5). Чтение стихотворения о бережном отношении человека к природе.

Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!

6). Работа с условными знаками «Береги природу».

— Мы смогли оценить действия человека на природу.
— А теперь рассмотрим условные знаки и помести их под сигналами: зеленым и красным.
— Что они будут означать? (Д.: зеленый – положительное влияние человека на природу, красный – отрицательное).

Дети рассматривают каждый знак, выражают свое отношение, затем аргументируют ответы.

Что еще могут сделать дети для охраны природы? (Д.: благоустройство родничков, посадка деревьев и уход за ними, уборка территории.)

7). Задание на дом: придумайте и зарисуйте свой условный знак – правило друзей природы.

8). Исследовательская работа.

— Ребята, давайте проведем исследовательскую работу с помощью различной научной литературы и опишем степное растение нашего региона КОВЫЛЬ.

(Показываю гербарий и обращаю внимание учащихся на таблицу «Степь».)

Ребята, разделитесь для работы в группах.

(Каждой группе даю карточку с заданием.)

Карточка № 1.

Найдите описание ковыля.

Карточка № 2.

Места обитания ковыля.

Карточка № 3.

Распространение ковыля на территории Оренбургской области.

Карточка № 4.

Способы размножения ковыля.

Карточка № 5.

В связи с чем сокращается численность многих видов ковыля.

Карточка № 6.

Меры охраны ковыля.

Ребята прочитайте задание и начинайте работать.

Проверка заданий. Вывод.

— Ребята при помощи научной литературы вы сами описали степное краснокнижное растение нашей области — ковыль. Аналогичным образом дома опишите любое другое растение, занесенное в Красную книгу Оренбургской области.

  1. Почему нельзя загрязнять воду?
    Д – Потому, что в ней погибают организмы.
    М – Потому, что будет некрасивый цвет воды.
  2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
    Б – Да, например комар. Он больно кусается.
    Р – Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного.
  3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?
    У – Потому, что их осталось мало и они могут совсем исчезнуть.
    Я – Потому, что их можно будет потом взять домой.
  4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
    Г – Которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
    Я – Красивые.

— Проверим, что у нас получилось? (Д.: Слово «друг».)

— А что это значит?

(Д.: Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека..)

(Под легкую музыку читается стихотворение.)

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Источник

Воспитание бережного отношении к природе: советы родителям

Формирование человека происходит в тесном соприкосновении с природой. Мы так яростно и без оглядки на последствия осваивали степи, леса и реки, что заветных уголков осталось катастрофически мало. Как тут не вспомнить Р. Рождественского с его метким замечанием о том, что осталось у нас: «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды». Чтобы сохранить оставшееся, не превратить зеленые оазисы в городе в скучную окружающую среду, необходимо научить подрастающее поколение заботиться о природных ресурсах, беречь все живое и стараться возобновить утраченное.

Основы таких знаний закладываются в семье. Если хотите, чтобы ваши дети вели себя цивилизованно на природе и в городе, посмотрите на себя со стороны. Как вы себя ведете в городских парках, куда вы деваете мусор после пикника? Быть родителями ответственно, ребенок обязательно повторит ваши действия, поэтому его нужно воспитывать правильно, желательно, положительным личным примером.

Объясните малышу, сколько пресной воды на нашей планете, покажите ему фильмы о пустынях. Жарким летом полейте вместе цветы у дома, чтобы было видно, как растениям нужна вода, как они без нее страдают, и как оживают поле полива. Только после этого заговаривайте о необходимости экономии водных ресурсов. Если вы проведете правильную подготовку и покажете причинно-следственные связи, ваш ребенок никогда больше не оставит кран открытым, а комнатные растения не будут испытывать нехватки влаги.
Чтобы привлечь детей к бережному отношению к природе, родителям рекомендуют:

  • указывать на красоту окружающего мира, покажите детям красивый закат, интересное дерево, необычный цветок, редкую бабочку;
  • приучать не рвать на прогулке цветы;
  • запрещать ломать кустарники и портить деревья (расскажите, что дерево живое и оно страдает от порезов и ожогов);
  • учить бережно относиться к птицам, насекомым и животным (не бросаться камнями в птичек, не рушить их гнезда, обходить муравейники);
  • постоянно объяснять, насколько человек зависит от природы.

Не лишним будет рассказать маленьким потребителям, сколько продуктов питания мы получаем, благодаря живой природе. Проявляйте милосердие сами и учите детей сопереживать беспомощным животным, птицам, попавшим в беду.

Рекомендации специалистов

При беседе с детьми о бережном отношении к природе старайтесь избегать лозунгов и банальных фраз. Гораздо эффективнее будет показать собственными действиями, как вы заботитесь об окружающей среде в повседневной жизни:

  • разделяйте мусор, стекло, пластик и бумагу, выбрасывайте в отдельные контейнеры;
  • не берите в супермаркетах лишние пакеты, пользуйтесь многоразовыми тканевыми или пластиковыми сумками;
  • никогда не выбрасывайте мусор на улицу или на обочину из окна машины;
  • не бросайте окурки мимо урны;
  • если на дереве или кусте завис пакет, снимите его, иначе для веток он будет как удавка.
Читайте также:  Аяты с корана про природу

Воспитывайте у детей эмпатию не только к людям, но и к живой природе. Постарайтесь описать, что чувствует куст сирени, на котором оборвали все цветы. Расскажите, как грустит птица над разоренным гнездом, как страдают звери при пожаре в лесу, как гибнут беспомощные братья наши меньшие при наводнениях.

Хорошим подспорьем при воспитании бережного отношения к природе станет совместное прочтение тематических произведений (Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», рассказов М. Пришвина).

Во время прогулок в лесу показывайте детям растения, занесенные в Красную книгу. Расскажите, что это за книга, какие растения туда вошли. Чтобы ребенок проникся мыслью о том, что нужно беречь природу, необходим эмоциональный контакт личности с элементами окружающего мира.

Будущее планеты зависит от поколений, воспитанных нашими детьми.
Помочь родителям воспитать у детей бережное отношение к окружающему миру могут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». У нас вы можете посетить групповые тренинги или индивидуальные консультации. Звоните!

Источник

Воспитание бережного отношения к природе на уроках

Анализ современной общемировой ситуации, связанной с экологическим кризисом и ухудшением социальных и экономических условий проживания большей части человечества при бесконтрольном и неограниченном потреблении невосполнимых природных ресурсов странами "золотого миллиарда", неизбежно приводит исследователя к выводу о необходимости коренного изменения потребительского сознания современного человечества. Существующие средства массового уничтожения при безответственности политиков способны в считанные секунды прекратить саму жизнь на нашей планете. Ученые, не связанные этическими нормами, способны за деньги создавать боевые вирусы, взрывчатые и отравляющие вещества для террористов. Игнорирование биомедицинской этики беспринципными врачами уже привело мир к таким явлениям, как аборты, фетальная терапия, клонирование человека, торговля человеческими органами, эвтаназия, подделка лекарственных препаратов и многое другое, не менее опасное для каждого из нас. Но не научно-техническая революция сама по себе ответственна за происходящее. Очевидно, что перед человечеством стоят проблемы не столько физические, сколько нравственные. Именно с попрания этических норм начались указанные беды. Таким образом, проблемы личной ответственности ученого перед человечеством за результаты своего труда, вопросы экологии и разумного ограничения потребностей человека тесно связаны с нравственностью человека. Поэтому воспитательная роль средней школы в формировании у школьников подлинно гражданской, ответственной позиции неизмеримо возрастает.

Современные ученые выделяют несколько направлений модернизации образовательно-воспитательной деятельности в средней и высшей школе, и не только в сфере гуманитарной, но, прежде всего, в сфере естественнонаучной, с целью воспитания у школьников и студентов бережного отношения к природе и обществу. Например, Т.Я. Дубнищева полагает, что "экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив — недостаточным распространением в обществе научных знаний, принятием безответственных решений, бесконтрольным развитием человеческих потребностей далеко не высшего порядка в ущерб окружающей природе. Поэтому в обучении важны и современные знания, и соответствующие им ответственность и мораль. Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью времени" [1]. Другое направление преобразований предлагает И.М. Швец. Речь идет об экологизации школьной системы образования. По ее мнению, "среди школьных дисциплин в развитии тенденции экологизации особое место принадлежит естественнонаучным дисциплинам, формирующим естественнонаучное мировоззрение, стиль и способ мышления, на основе которых выстраиваются взаимоотношения человека с окружающим его миром и формируется соответствующее общественное сознание, управляющее этим процессом. Существенные изменения в связи с экологизацией претерпевают методы преподавания естественнонаучных дисциплин. В них предусматривается не только передача экологических знаний, но и выработка к ним соответствующего отношения от озабоченности до ответственности, что возможно только с помощью личностно-ориентированных методов обучения". [2] С этим утверждением перекликается позиция Е.А.Паладянц : "Переход от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной влечет пересмотр основных педагогических установок, в том числе и в формировании мировоззрения школьников. Наиболее остро этот процесс проявляется в дефиците теоретических и практических оснований воспитательной работы, восполняющийся притягательными в своей доступности примитивными ценностями, ориентированными, прежде всего, на эмоциональные переживания, не развивающие высокие нравственные идеалы молодежи". [3] Улучшение содержания образования путем интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе — исследование Ю.В.Шибановой: "Приоритетное направление современного образования на развитие личности требует новых подходов к построению содержания образования. В настоящее время идет интенсивный поиск его новой парадигмы, основные черты которой — фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. В этих условиях необходима определённая корректировка содержания естественнонаучного образования и способов его развертывания в обучении". [4]

Как мы видим, экологизация, гуманизация, лично-ориентированный подход, фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности и т.д. — средства, направленные на улучшение качества естественнонаучного школьного образования. В результате внедрения таких инновационных образовательных технологий следовало бы ожидать увидеть в школьниках и студентах формирование зрелой гражданской позиции и ответственного бережного отношения к природе и обществу. Доброе, нравственное отношение к людям и окружающему миру хотел бы видеть в своих учениках каждый педагог. Но на наш взгляд, невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным религиозно-этическим ценностям.

Для России такими аксиологическими ориентирами уже более тысячелетия являются идеалы Святой Руси — вечные истины православного христианства. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", в гл. XIV "Светские наука, культура, образование" говорится следующее: "Научно-технологический уровень цивилизации ныне таков, что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни. С христианской точки зрения, такие последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического развития. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями. Однако при подобной "свободе" научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни, со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями. Поэтому ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями". [5]

После 1988 года, когда Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси, стали появляться православные гимназии, открываться кафедры теологии и религиоведения, новые Духовные училища и семинарии. Наряду с церковными дисциплинами в этих учебных заведениях необходимо преподаются и светские предметы. Накоплен немалый дидактический опыт изложения не только гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин с позиций формирования у учащихся бережного отношения к человеку, нравственной ответственности ученого за результаты своего труда, ибо христиане веруют, что мир — дело рук Божиих, и мы ответим перед Богом, как мы жили в Его мире и делали. К сожалению, о широком сотрудничестве светского и религиозного образования в России говорить пока рано. Атеистически воспитанным педагогам крайне тяжело слышать о библейской картине мироздания, хотя она нисколько не противоречит современной космогонии. [6]

И все же, плодотворный диалог научного и религиозного мировоззрений и возможен, и неизбежно необходим в деле воспитания в детях лучших качеств человеческой души — любви к Богу, людям и окружающей природе. М.В.Ломоносов справедливо писал: наука и религия "в распрю прийти не могут. разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет". Эту же мысль выразил святитель Московский Филарет: "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством" [7].

[1] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания/М., ИКЦ "Маркетинг", 2001 г., с.9

[2] Швец И.М.. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург 2001, http://www.w3.org/TR/REC-html40

[3] Паладянц Е. А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 1999.

[4] Шибанова Ю. В. Дидактические основы интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ. 1999.

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. XIV. "Светские наука, культура, образование"/ Официальный сайт Русской Православной Церкви: http://www.russian-orthodox-church.org.ru

[6] Сборник "Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира". — Клин, Фонд "Христианская жизнь", 1999 г.

Источник