Как текучая вода в гибком зеркале природы



В. Хлебников. “Годы, люди и народы убегают навсегда…”

1916 год: идёт Первая мировая война. Население захлебывается в верноподданнических чувствах. Поэты оспаривают право точнее прочих выразить дух эпохи. Великих отечественных стихотворцев начала XX века вспоминает Владимир Аверин.

Велимир (настоящее имя — Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в Астраханской губернии «в стане монгольских исповедующих Будду кочевников, в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря».

Один из первых русских футуристов, сформулировал «законы времени», учение о «звёздном языке». В 1922 Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1916 Хлебников создаёт и возглавляет «Общество председателей земного шара».

Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды — невод, рыбы — мы,
Боги — призраки у тьмы.

«Тризна»

Гол и наг лежит строй трупов,
Песни смертные прочли.
Полк стоит, глаза потупив,
Тень от летчиков в пыли.
И когда легла дубрава
На конце глухом села,
Мы сказали: «Небу слава!»-
И сожгли своих тела.
Люди мы иль копья рока
Все в одной и той руке?
Нет, ниц вемы; нет урока,
А окопы вдалеке.
Тех, кто мертв, собрал кто жив,
Кудри мертвых вились русо.
На леса тела сложив,
Мы свершали тризну русса.
Черный дым восходит к небу,
Черный, мощный и густой.
Мы стоим, свершая требу,
Как обряд велит простой.
У холмов, у ста озер
Много пало тех, кто жили.
На суровый, дубовый костер
Мы руссов тела положили.
И от строгих мертвых тел
Дон восходит и Иртыш.
Сизый дым, клубясь, летел.
Мы стоим, хранили тишь.
И когда веков дубрава
Озарила черный дым,
Стукнув ружьями, направо
Повернули сразу мы.

Источник

Стихи Велимира Хлебникова про космос

Хлебников Велимир

Красивые стихи про космос Хлебникова Велимира: читайте популярные и неизвестные произведения Хлебникова на тему «космоса и космических тел», для взрослых и детей.

В. Хлебников стихи про космос — подтемы:

Умночий сияний межзвездных.
Умночий сияний межзвездных, Низлетев, Мне подал разверзстую книгу Досмертных письмен, что .

Богоокий говор тишин.
Богоокий говор тишин Прошила ты словом – умри! И когда я промчался звездной путиной, Мне с.

Годы, люди и народы.
Годы, люди и народы Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды – .

Гробатая явь
– Будрое дитя, мови: Когда будешь червивым мешком, Мешком туго завязанным, Полным до краев.

Еще раз, еще раз.
Еще раз, еще раз! Я для вас звезда! Горе моряку, взявшему Неверный угол своей ладьи и звез.

Звездная свайная хата
Где рой зеленых ха для двух И эль одежд во время бега, Го облаков над играми людей, Вэ тол.

Звездный язык
В ха облаков исчезли люди, Вэ черного хвоста коней Пролито к мо полка. В че дыма вся долин.

И где земного шара ла.
И где земного шара ла Золоном воздуха светла, И где стоит созвездий го, Вэ облаков, вэ зве.

И я свирел в свою свирель.
И я свирел в свою свирель, И мир хотел в свою хотель. Мне послушные свивались звезды в пла.

Как черное облако, как туча грозы.
Как черное облако, как туча грозы, Повисло дерево над садом, И моря прибоя низы Зеркальны .

Мирооси данник звездный.
Мирооси данник звездный, Я омчусь, как колесо, Пролетая в миг над бездной, Задевая краем б.

Мы желаем звездам тыкать.
Мы желаем звездам тыкать Мы устали звездам выкать Мы узнали сладость рыкать Будьте грозны.

На нем был котелок вселенной.
На нем был котелок вселенной И лихо был положен, А звезды – это пыль! Не каждый день гулял.

Ноне я, как все.
Ноне я, как все. Много муки! Горький сев. Кому кий Люб и приятен? Любим ли я? – ты? Да. – .

Ночи запах – эти звезды.
Ночи запах – эти звезды В ноздри буйные вдыхая, Где вода легла на гвозди, Говор пеной колы.

Ночной бал
Девы подковою топали О поле, о поле, о поле! Тяжкие билися тополи. Звездный насыпан курган.

Ночь в Персии
Морской берег. Небо. Звезды. Я спокоен. Я лежу. А подушка – не камень, не перья – Дырявый .

Ну, тащися, сивка.
Ну, тащися, сивка Шара земного. Айда, понемногу. Я запряг тебя Сохой звездною, Я стегаю те.

О, единица.
О, единица! Подслушай говор звезд И крикни мой завет. «Вот моя охота, – лапу положив, Она .

Отказ
Мне гораздо приятнее Смотреть на звезды, Чем подписывать Смертный приговор. Мне гораздо пр.

Очи Перуна.
«Очи Перуна» Я продырявил в рогоже столетий. Вылез. Увидел. Звезды кругом. Правительства в.

Памяти И. В. И-а
И на путь меж звезд морозных Полечу я не с молитвой, Полечу я мертвый, грозный С окровавле.

Пи бешеного бега.
Пи бешеного бега И ка для путника в изнеженной осанке, Са пламени, зо месяца кривого и сот.

Подушка – камень.
Подушка – камень, Терновник – полог, Прибоя моря простыня, А звезд ряды – ночное одеяло! Ш.

Словес сломивший скорлупу.
Словес сломивший скорлупу Птенец людей взлетел на воздух И чисел улицы толпу Он увидал на .

Сыновеет ночей синева.
Сыновеет ночей синева, Веет во всё любимое, И кто-то томительно звал, Про горести вечера д.

Тебе поем, Родун.
Тебе поем, Родун! Тебе поем, Бывун! Тебе поем, Радуя! Научи нас, Лесовой, Разучи нас волхв.

Той
В сторону меры зачет! Это – простой котелок, В котором идет звездочет Звездный постичь уго.

Хороший работник часов.
Хороший работник часов, Я разобрал часы человечества. Стрелку судьбой поставил верно. Звез.

Царское Село
Где выходили цари, Чтоб выть зимой Над крышами дворцов, Подняв головы к звездам, И ползал .

Цыгане звезд.
Цыгане звезд Раскинули свой стан. Где круглых башен стадо? Они упали в Дагестан. И принял .

Я верю.
Я верю: Где роем звезд расстрел небес, Как грудь последнего Романова, Бродяга дум и друг п.

Ночь, полная созвездий.
Ночь, полная созвездий, Какой судьбы, каких известий Ты широко сияешь, книга, Свободы или .

Утраты, утраты, утраты.
Утраты, утраты, утраты. До утра, до утра, всю ночь. День темен и томит, А ночь ярка свои.

Други, оба молодые.
Други, оба молодые, Оба взглядами лихие, Вы оба моих брата, Но один из вас мой деверь. О, .

Лунный свет
Син, сын сини, Сей сонные сени и силы На сёла и сад. Чураясь дня, чаруй Чарой голубого вин.

Лунный свет и белая ограда.
Лунный свет и белая ограда И тополя, как стаи парусов. Сюда ночной приходит лада С калитки.

Бег могучий, бег трескучий.
Бег могучий, бег трескучий – Прямо к солнцу черный бык, Смотрит тучей, сыплет кучей Черных.

Больше падежей.
Больше падежей Искусственных Умерших солнц. Больше волыпи в мертвые очи. Это изник Узник с.

Весеннего Корана.
Весеннего Корана Веселый богослов, Мой тополь спозаранок Ждал утренних послов. Как солнца .

Когда умирают кони – дышат.
Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гасну.

Читайте также:  Любовь к природе это и есть любовь к стране

Мрачное
Когда себе я надоем, Я брошусь в солнце золотое, Крыло шумящее од ем, Порок смешаю и свято.

Солнца лучи в черном глазу.
Солнца лучи в черном глазу У быка И на крыле синей мухи, Свадебной капли чертой Мелькнувше.

Старый, желтый.
Старый, желтый, Мохнатый лев С глазами старого знакомого Кривым ножом Кому-то угрожал холо.

Там, где солнце чистоганом.
Там, где солнце чистоганом Светит доброму и злому, Я одна с моим цыганом Делю время и соло.

Татлин, тайновидец лопастей.
Татлин, тайновидец лопастей И винта певец суровый, Из отряда солнцеловов. Паутинный дол сн.

Усопшие деды и пращуры.
Усопшие деды и пращуры, Вы солнце любили, как шкуру лосиную оводы. На прадедов падали морд.

Шествие осеней Пятигорска
1 Опустило солнце осеннее Свой золотой и теплый посох, И золотые черепа растений Застряли .

Помимо закона тяготения.
Помимо закона тяготения Найти общий строй времени Яровчатых солнечных гусель, Основную мел.

Я славлю лёт его насилий.
Я славлю лёт его насилий, Тех крыл, что в даль меня носили, – Свод синезначимой свободы – .

Суэ
На небо восходит Суа. С востока приходят с улыбкой Суэ. Бледнея шатаются, нашей земли Не м.

Вечер. Тени.
Вечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе – бег оленя, В каждом взоре .

В руках забытое письмо коснело.
В руках забытое письмо коснело. Небо закатное краснело. О, открыватель истин томный! Кру.

Зеленнядины трав.
Зеленнядины трав В взор упадут, Пролив ручей отрав Неясной песнью дуд. Поют, поют кузнечик.

Перед закатом в Кисловодск.
К. А. Виноградовой Перед закатом в Кисловодск Я помню лик, суровый и угрюмый, Запрятан в в.

Богу
Заря слепотствует немливо. Моря яротствуют стыдливо. Дитя лепотствует стеня. И я яротствую.

Всё озаря.
Всё озаря Всходит заря. О, этот меч воинствующего утра. И восхищенные орлы. И смерти чуд.

Обед
Со смехом стаканы – глаза! Бьется игра мировая! Жизни и смерти жмурки и прятки. Смерть за .

Разин
Я Разин со знаменем Лобачевского логов. Во головах свеча, боль; мене ман, засни заря, ПУТЬ.

Усадьба ночью, чингисхань.
Усадьба ночью, чингисхань! Шумите, синие березы. Заря ночная, заратустрь! А небо синее, мо.

Война в мышеловке
1 Вы помните? я щеткам сапожным Малую Медведицу повелел отставить от ног подошвы, Гривенни.

Вы помните? я щеткам сапожным.
Вы помните? я щеткам сапожным Малую Медведицу повелел отставить от ног подошвы, Гривенник .

Желанье-смеяние прыщавою стать.
Желанье-смеяние прыщавою стать Пленило-венило довещную рать. Смеялись-желали довещные рати.

Мирно величавый вид.
Мирно величавый вид Открыл служения зла наймит. Осетр, согнутый в три погибели, Качал всел.

Небо в блистаньях левеет.
Небо в блистаньях левеет. Свет надлюбвянный веет. Вселенночеств очи в очах Тихих яростных .

Источник

В. Хлебников

Велимир (Виктор) Хлебников (1885-1922) родился под Астраханью, отец орнитолог, юноша учился в Казанском университете, потом в Петербургском. Часто печатался в коллективных сборниках футуристов, «будутляне» – слово Хлебникова. Служил в армии в 1916 году, в апреле 1921 года в составе Красной Армии был в Иране. В 1921 вернулся в Москву, болел, умер в селе под Новгородом. Имя Хлебникова связано с группой кубофутуристов, но его творчество намного шире, разнообразнее, он известен и как пророк, он предсказал развал Российского государства в 1917 году. Автор «Доски Судьбы», в ней он доказал, что исторические события повторяются через определенные промежутки времени (365, 317, 48). Его философский диалог – «Учитель и ученик» – объясняет всю историю человечества в соответствии с открытым им «основным законом времени», путем математических вычислений. Произведения Хлебникова обычно делят на стихотворения, поэмы, прозу, драму и так называемые «сверхповести», но жанровое определение многих текстов является спорным, у него много таких произведений, которые критики называют «смешанными жанровыми образованиями».

Особенность лирики Хлебникова – его способность сочетать вещественное, материальное, с абстрактным, с высшими категориями бытия:

Жилец – бывун не в этом мире

Я близко вечность мог узнать.

Она живет с друзьями в мире,

Она слывет безумья мать.

Самое знаменитое стихотворение Хлебникова «Заклятье смехом» (1908), которое сам поэт считал наиболее важным:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют

О, засмейтесь усмеяльно!

После 1909 года словотворчество играет менее важную роль в его произведениях, увеличивается длина текста, расширается набор стихотворных форм. Более поздние стихи, особенно написанные в период Гражданской войны легче для восприятия, чем ранние – «Отказ» (1922).

Мне гораздо приятнее

Смотреть на звезды,

Мне гораздо приятнее

Слушать голоса цветом,

Шепчущих: «Это он» –

Когда я прохожу по саду,

Чем видеть темные ружья

Вот почему я никогда,

Нет, никогда не буду

В стихах Хлебникова встречается тема природы, его лирический герой внимательный наблюдатель окружающего мира, – частое начало стихотворения – «я видел», в них много наименований растений, животных, особенно птиц, у него сочетание точности в изображении природы и свободы изображения:

Весны пословицы и скороговорки

По книгам зимним проползли,

Глазами синими увидел зоркий

Записки стыдесной земли.

Сквозь полет золотистого мячика

Прямо в сеть тополевых тенёт (тень)

В эти дни золотая мать-мачеха

Золотой черепашкой ползет.

Образность, способы художественной смыслопередачи обычно не противоречат законам русского языка, но они не были подготовлены русскими поэтическими традициями, были непривычны:

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Стая легких времирей.

Поюны – те, кто поет, времири – снегири и время – стая легких времирей ассоциируется со свободным миром птиц.

Хлебников отмечает, что «в этом стихе отражено мое понимание мира. Я полагаю, что Звезды – «доски грядущих законов», позволяющие постичь время, путь земли, путь человечества».

Годы, люди и народы

Как текучая вода

В гибком зеркале природы

Звезды – невод, рыбы – мы

Боги – призраки у тьмы.

Хлебников написал около пятидесяти поэм, они разнообразны по форме и содержанию. В целом поэмы наиболее доступны для читателя, в них отображен мир его фантазий, во многих чувствуется влияние русской поэзии 18 и 19 веков. Источники поэмы «Внучка Мануши» – «Руслан и Людмила» Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Гоголя и др. Содержание можно передать: героиня поэмы – Людмила, дочь киевского князя Владимира, пересекает время и пространство, оказывается в Петербурге начала ХХ века, попадает на женские Бестужевские курсы, приходит в ужас от занятий «училиц», она организует бунт, девушки сжигают учебники.

Поэма «Журавль» – использует сюжет, часто освещаемый футуристами – «восстание вещей». Действие происходит в Петербурге, где неодушевленные предметы (мосты, здания, рельсы, вагоны) вдруг приходят в движение и объединяются вокруг журавля – это строительный кран, они поклоняются ему как божеству, люди тоже молятся чудовищу и приносят ему жертвоприношения. Поэма кончается неожиданно:

Но однажды он поднялся и улетел вдаль

Больше его не видели.

Некоторые поэмы ориентированы на «примитивизм», стремление увидеть мир глазами первобытного человека, герои – Лесная дева, Вила и Леший, Шаман и Венера, «Повесть каменного века. И и Э». Особое место занимает поэма «Хаджи-Тархан» (1913), посвященная Астрахани, это соединение разных образов: и отдельных мест города, и его окрестностей, и описание исторических событий – восстание Разина. Хлебников выстраивает свою концепцию исторического своеобразия России как места встречи Запада и Востока (евразийство). Поэт откликается и на события гражданской войны и революции. В стихотворении «Ночной обыск» действие происходит после Октября. Отряд матросов обыскивает квартиру, находят молодого офицера Владимира, расстреливают его в присутствии матери. Потом матросы устраивают попойку в квартире, она заканчивается фатально: мать Владимира поджигает квартиру, предварительно заперев железную дверь.

Читайте также:  Сосновый бор как памятник природы

Самая необычная поэма называется «Ладомир» (1920, 1922), название – неологизм с приблизительным значением – будущая мировая гармония. Автор описывает будущее человечества так, как это представляется поэту: много сцен, изображающих страдания народа в прошлом, сцены революционного насилия в 20-ые годы. Первоначальное название «Восстание», много реминисценций из «Медного всадника» Пушкина. «Столицы взвились на дыбы, Огранив копытами долы / Живые шествуют. » поэт верит, что после революции наступит пора братского единения народов: «Язык любви над миром носится / Война сделала человека слепым – «Я видел поезда слепцов». Философичность и гротескность, гиперболичность условных персонажей, собирательные образы (Барыня, старуха) – отличительные черты этой поэмы.

Проза . Среди них важна повесть «Ка» (1915). Как считают критики, «самое странное, фантастическое и загадочное явление во всей русской прозе». Повесть изображает приключения героя, имеющего автобиографические черты Хлебникова и «тени его души» – Ка. Этот двойник может свободно перемещаться во времени, из России времен Первой мировой войны в глубокое прошлое (Древний Египет) и будущее (2222), посещает разные государства и т. д. Текст насыщен именами божеств, исторических деятелей, есть даже фараон Аменхотеп, есть и любовная линия – это восточная легенда о несчастной любви Лейли и Меджнун (Низами).

«Сверхповести» – эксперимент Хлебникова в области жанра – создание им нового типа произведений Хлебников объясняет их необходимость: «Рассказ есть зодчество из слов. Зодчество из рассказов есть сверхповесть. Глыбой художнику служит не слово, а рассказ первого порядка». «Дети Выдры» – текст из нескольких произведений, 6 частей, 6 парусов – это и прозаические отрывки, эпическая поэма, философские рассуждения. Герои – брат и сестра, дети мифологической Выдры, они свободно перемещаются в пространстве, в разные эпохи, встречаются с разными персонажами, сами могут менять облик. В пятом парусе Хлебников описывает гибель океанского парохода («Титаник») высмеивает теории К. Маркса, Ч. Дарвина, видимо, текст дошел до нас в неполном виде. Хлебников прославляет героизм сына Выдры. «Зангези» (1920, 1922) – крупнейшая сверхповесть, она состоит из 21 «плоскости» – герой поэт-пророк по имени Зангези, который каждое утро читает проповеди или среди людей или в лесу. Зангези – выражает мысли самого Хлебникова, когда говорит о времени, о языке. Его имя представляет контаминацию названий двух великих рек – Замбези в Африке и Ганга в Азии. Ученики называют учителя Чангарой. Зангези можно считать проповедником в духе индийских гуру, он хочет сорвать с глаз слушателей покрывало Майи (обмана мечты). Зангези ощущает свое одиночество, безразличие людей к его проповеди.

Хлебников считает, что: «Словотворчество – враг книжного окаменения языка. Словотворчество не нарушает законов языка». У писателя сочетание архаической и общеславянской лексики с народной речью, вульгаризмов с поэтизмами. Хлебников изменил представление о семантических закономерностях языка, показал скрытые возможности в русском языке.

Источник

Великий будетлянин Велимир Хлебников.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Горохова Татьяна Владимировна

1 Ведущий. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий «на длинноногую задумчивую птицу» человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами у него мешок из большущей холщовой наволочки.

2 Ведущий. Кто он? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей? Он растерянно смотрит по сторонам своими «первобытными, мудрыми и светлыми» глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.

Учитель. Этот человек – Велимир Хлебников, поэт и философ, который исходил и изъездил тысячи вёрст в поисках правды, размышляя о смысле жизни, о мироздании и назначении человека.

Хлебников. Годы, люди и народы

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы

Звёзды – невод, рыбы – мы,

Боги – призраки у тьмы.

1 Ведущий. Больной, измученный приступами малярии, без денег, полуголодный провёл Хлебников зиму и весну последнего года своей жизни в Москве, думая только об одном – «об издании поэмы – исповеди «Зангези» и «книги книг «Доски судьбы». Он впервые спешил и торопил других. «Доски судьбы», философское учение о законах времени, которое может осчастливить человечество, он хотел подержать в руках, полюбоваться пахнущей типографскими красками обложкой, показать друзьям.

2 Ведущий. Он торопился, потому что предчувствовал близкую смерть. Ему оставалось жить несколько месяцев.

Хлебников. Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

Учитель. Перенесёмся в 1908 год и представим Хлебникова, студента Казанского университета, естественного отделения физико-математического факультета, увлекающегося историей, поэзией, философией и наукой о языке.

Из воспоминаний современников.

1 Современник. «Был он застенчив, скромен, знакомств почти не поддерживал … и мы были, вероятно, единственным семейством, в котором он чувствовал себя просто. Приходил он ежедневно, садился в углу , и бывало так, что за вечер не произносил ни одного слова; сидит. Потирает руки. Улыбается, слушает. Слыл он чудаком..» (Из воспоминаний Дамперова).

2 Современник. «У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. ГД он жил, не знаю … Писал Хлебников постоянно и написанное запихивал в наволочку или терял … Читать свои вещи вслух совсем не мог, ему делалось нестерпимо скучно. Он начинал и в середине «стих способен был сказать» и так далее … (Вспоминала хорошо знавшая поэта Лилия Юрьевна Брик. Это строчки из её письма.)

3 Современник. « Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был всегда молчалив и страшно рассеян. Помню, обедая у меня, он задумался и поднёс ко рту коробку со спичками вместо хлеба и тут же начал высказывать замечательные мысли о новом слове … В эти минуты высшей рассеянности он был глубоко собран внутренне. Его огромный лоб производил впечатление горы. Работал целыми днями в Публичной библиотеке, забывая есть и пить и возвращался измученный, серый от усталости и голода, в глубокой сосредоточенности.» (Вспоминал художник Юрий Анненков).

Учитель. Эти воспоминания относятся к 1915 году. Таким Хлебников оставался до конца жизни. Великий чудак, предметом наблюдения которого были судьбы народов и цивилизации, законы развития истории, связь чисел с силами природы и многое другое, что должно было позволить «заглянуть в будущее», помочь преобразовать жизнь всего человечества.

Хлебников. Я не смотрел на жизнь отдельных людей, но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность.

Если я обращу человечество в часы,

и покажу, как стрелка столетия движется,

неужели из нашей времён полосы

не вылетит война, как ненужная птица?

Там, где род людей себе нажил почечуй,

Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,

Я вам расскажу, что я из будущего чую

Мои зачеловеческие сны.

Читайте также:  Традиционное общество взаимодействие с природой

Я знаю, что вы – правоверные волки,

Пятёркой ваших выстрелов пожимаю свои,

Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,

Этой чудесной швеи?

Я затоплю моей силой, мысли потопом

Постройки существующих правительств,

Сказочно выросший Китеж

Открою глупости старой холопам…

1 Ведущий. Идеальный мир представляется Хлебникову великим содружеством народов. В первобытном обществе, в языческой культуре видел поэт проявление общечеловеческих ценностей, лишённых классовых, национальных и исторических предрассудков.

2 Ведущий. Отсюда – глубокий интерес Велимира Хлебникова к славянской истории, мифологии, фольклору, унаследованный им от матери – Екатерины Николаевны Вербицкой – историка по образованию, родословная которой велась от запорожских казаков. Киевская Русь, Смутное время, Запорожская Сечь так или иначе отразились в его поэзии.

Чтец. Кубок печенежский.

Чу, последний, догоняя,

Воин, дальнего вождя,

Крикнул: «Дам, о князь, коня я,

Лишь беги от стрел дождя!»

Святослав, суров, окликнул

Белым сумраком главы,

Длинный меч из ножен вынул

И сказал: «Иду на вы!»

1 Ведущий. Необыкновенной образностью и выразительностью, непреходящей свежестью и правдивостью привлекал поэта славянский фольклор. Народные песни, сказки, заговоры, заклинания стали источником его вдохновения. Читая хлебниковское стихотворение «Кому сказатеньки…» невольно вспоминаешь сказку о царевне – лягушке.

Чтец. Кому сказатеньки,

Как важно жила барынька?

Нет, не важная барыня.

А, так сказать, лягушечка:

Толста, низка и в сарафане,

И дружбу вела большевитую

С сосновыми князьями

И зеркальные топила

Где она весной ступила

Дева ветреной воды.

Музыкальная инсценировка «Ночь в Галиции».

(русалки, витязь, ведьмы)

2 Ведущий. Большой знаток славянской мифологии, поэт вошёл в историю русской литературы как непревзойдённый экспериментатор.

1 Ведущий. Попытка создать особый, «заумный» мир принадлежал прежде всего художникам – футуристам, чьё творчество, несомненно, наложило отпечаток на поэзию Хлебникова.

2 Ведущий. Программным стихотворением Хлебникова – экспериментатора является «Заклятие смехом» — произведение, похожее на языческий заговор, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.

Чтец. «Заклятие смехом».

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешниц надсмеяльных –

Смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно,

Смех надсмейных смеячей!

1 Ведущий. Желая быть понятным теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором даёт ключ к своим произведениям.

Хлебников. Ещё раз, ещё раз

Где моряку, взявшему

Неверный угол сердца ко мне:

Вы разобьётесь о камни

И камни будут надсмехаться

Как вы надсмехались

2 Ведущий. Импрессионист по натуре, Велимир Хлебников создаёт картину первозданной природы, наполненную светом и воздухом, яркими и чистыми, как краски, звуками, свободу выбора, присущую только миру пернатых.

1 Ведущий. Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени. Связь между народами и континентами, единый, чем – то похожий на птичий «всеземлянский» язык.

Чтец. Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней

Где, как морок старых дней,

Стаи легких времирей.

Стаи легких времирей.

Ты поюнна и вабна

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюнны

Славу лёгких времирей!

2 Ведущий. Интерес к миру пернатых зародился у поэта ещё в раннем детстве. Его отец, Владимир Александрович, был учёным – орнитологом. Он был одним из организаторов Астраханского заповедника, автором ряда научных работ. От него у Хлебникова тонкое понимание природы птиц, знание их повадок, умение различать по голосам.

1 Ведущий. В «сверхповести» «Зангези» есть глава, в которой мастерски воспроизводится щебет птиц, их утренние песни. Безусловно, это звукоподражание, имитация. Но у какого ещё поэта можно встретить подобное? У кого так органически вплетается звукоподражание в структуру поэтического текста?

2 Ведущий. Сильно звучат в творчестве поэта и социальные мотивы. В годы революции по инициативе Хлебникова был создан союз Председателей зелёного шара. Поэты и учёные должны быть во главе народов мира, а не правительства, которые научились только угнетать и подавлять, считал он.

1 Ведущий. В 1919 году, в самый разгар Гражданской войны, власть в Харькове, где оказался поэт Хлебников, неоднократно переходила из рук в руки. Убийства, грабежи, аресты, голод, белый и красный террор, гибель беззащитных людей. Поэт был свидетелем этих кровавых событий. Он сам подвергался аресту, несколько месяцев скрывался от мобилизации в белую армию, болел тифом и голодал, но писал стихи.

Чтец. Русь, ты вся поцелуй на морозе!

Синеют ночные дорози.

Синею молнией слиты уста,

Синеют вместе тот и та.

Ночами молния взлетает,

Порой из ласки пары уст

И шубы вдруг проворно

Обегает, синея, молния без чувств,

А ночь блестит умно и чёрно.

2 Ведущий. Кочуя летом 1921 года из Баку в Персию и обратно (вместе с Красной Армией), работая то плакатным текстовиком, то сторожем при тех же плакатах, Хлебников пишет поэмы о революции: «Ночь перед Советами», «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск».

1 Ведущий. Лучше всего расскажут о Хлебникове времён Гражданской войны стихи поэта Михаила Кульчицкого, написанные в 1940 году (подражание Хлебникову). К человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова:

Чтец. В глубине Украины,

На заброшенной станции,

от немецкого снаряда,

Возле умершей матери –

чёрной и длинной

У колючей ограды.

В привокзальном сквере

Она ела веточки и цветы,

И в глазах её, тоненьких

Возник бродяга из темноты.

В золу от костра,

Розовую, даже голубую.

Где сдваивались красные

Из серой тюремной наволочки

Он вытряхнул бумаг охапку тугую.

А когда девочка прижалась

К овалу тёплого света

Человек ушёл – привычно устало,

А огонь стихи начал листать.

Но он, просвистанный,

Словно пулями роща,

в сумасшедший дом,

Как сжёг для ребёнка свой

Учитель. В 1922 году Велимира Хлебникова не стало. Проповедник свободы и равенства, он жил вольно, как птица, сообразно с законами природы. Не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа!

И сегодня в память об этом одиноком мечтателе, истинном гуманисте и правдолюбце мы с вами дадим свободу этой птице. Которую кто – то по неразумению запер в клетке.

Стихотворение «Птица в клетке».

(Учитель подходит с клеткой к окну и выпускает птицу).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое зрение поэта. Велимир Хлебников (Урок в 11 классе)

Я человек увлекающийся. Недавно увлеклась созданием мультимедийных презентаций и их использованием в проектной, учебной и внеурочной деятельности. Начинала, как водится, с презентаций иллюстративных.

Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи.

Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова

а.1) Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х.

Велимир Хлебников

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Творчество Велимира Хлебникова». В презентации есть интересные биографические данные, теоретический материал и некоторые из его произведений.

Презентация «Велимир Хлебников»

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Творчество Велимира Хлебникова». В презентации есть интересные биографические данные, теоретический материал и некоторые из его произведений.

Презентация «Велимир Хлебников»

Презентация ученицы "Велимир Хлебников&quot.

Велимир Хлебников. Жизнь и творчество

Источник