Какие признаки осени в нашей местности в живой природе

Какие признаки осени в нашей местности в живой природе

Дети заходят в зал, здороваются между собой, с ведущим педагогом и родителями. Педагог здоровается с КАЖДЫМ ребёнком отдельно!

Малыши выбирают мягкие пуфики и присаживаются.

Педагог читает наизусть под сопровождение фоновой спокойной музыки:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

— Наступила осень. Одно из красивейших времён года. Осень бывает такой разной: то тёплая и ласковая, но ветреная и дождливая. Но это щедрое, сочное время года. А с чего начинается осень? Какие приметы говорят о наступлении осени? (Слушаем ответы и предположения детей)

— Вы абсолютно правы! Ранним утром мы всё чаще видим туманы (показать картинку). Земля, согретая солнышком за лето, отдаёт в прохладный осенний воздух своё тепло. Выйдя утром на улицу ранней осенью, вы вдохнёте необыкновенно тёплый и мягкий аромат. Ощутите на лице прохладный ветерок (послушать звук ветра, увидите, как срываются с деревьев золотые листья (прослушать звук шуршания сухих осенних листьев, услышите нежную песенку осеннего дождика (послушать шум дождя).

Педагог проговаривает текст потешки, показывая движения, а детки повторяют.

— Дует, дует ветерок (машем поднятыми вверх руками, как веточками, дуем)

— Хочет он сорвать листок (мелкие движения кистью руки сверху вниз).

— Оторвал, понёс легко,

— Далеко-далеко (машем вслед листику пока-пока).

— Мы сегодня уже так много рассказали об осени, может, мы что-то пропустили? Посмотрим на экран (видео презентация «Приметы осени. Природные явления»)

Тактильная игра на усвоение нового материала

-Осень приехала к нам с вещами. Интересно, что в её чемодане?

Дети рассматривают содержимое чемодана (осенние листья, картошка, грибы, зонтик)

— Мы сегодня уже так много рассказали об осени, может, мы что-то пропустили? Посмотрим на экран (видео презентация «Приметы осени. Природные явления»)

Тактильная игра на усвоение нового материала

-Осень приехала к нам с вещами. Интересно, что в её чемодане?

Дети рассматривают содержимое чемодана (осенние листья, картошка, грибы, зонтик)

Логика и основы математики

Приготовьте 3 цветных ведёрка или глубоких миски, а так же листья (живые или пластиковые).

Покажите детям, что сейчас все ведёрки пустые и сосчитайте листья. Например, 5 листиков. Разложите листья под ведёрки так, чтобы дети не видели, сколько листиков, куда вы положили.

— Как вы думаете, ребята, сколько листиков под красным ведёрком?

Дети делают предположения: 1-3 или 2.

— А может ли под этим ведёрком быть 7 листиков? Нет, т. к. всего у нас 5 листочков.

Открываем первое ведёрко. Под ним, например, 1 листик.

— Столько листочков ещё спрятаны под ведёрками? 4. А может ли под ведрами быть спрятано одинаковое количество листиков? Да, по 2 в каждом.

Открываем второе ведёрко, под ним 3 листочка.

— Сколько листиков под последним? 1.

Дети бегают, танцуют под весёлую музыку. Этот этап очень важен, т. к. переключает детей на другой вид деятельности, это момент, когда ребёнок может делать то, что ему хочется, то есть то, что ему необходимо сделать в этот момент.

В занятии любой темы всегда есть место кубикам со складами.

Заключительная часть. Прощалочка

Все собираются в круг, вспоминаем о чём узнали сегодня на занятии. В качестве домашнего задания, договариваемся с детьми о том, на что необходимо обратить внимание по дороге домой и на прогулках. Поём песенку прощалочку.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1 Есть хорошее правило: чтобы не упасть, надо смотреть себе под ноги. Сегодня придется это правило нарушать, потому что нам предстоит целый.

«Изменения в природе весной». Презентация для детей дошкольного возраста Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Закрепление у детей потребности в двигательной.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением — туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Проект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленностиПроект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1. Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Изменения в природе осенью». 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект «Изменения в природе весной» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети младшей.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе». 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Источник



Явления живой природы осенью в окружающем нас мире

Доброго всем дня, сегодня друзья я расскажу вам какие явления живой природы осенью можно увидеть в окружающем нас мире, приведу самые распространенные примеры из мира живой природы и расскажу о сезонных явлениях.

Все, что окружает обычного человека и не создано им самим называется природой или естественной средой обитания, где большинство происходящих изменений, принято называть природными явлениями, а каждое время года, будь то зима или лето, весна или осень зовется сезоном.

Именно об одном из таких прекрасных сезонов в живой природе – сказочно чарующей лучезарной поре золотой осени и пойдет сегодня речь.

Многочисленные примеры живой природы

В самом начале я напомню вам, что же можно назвать живой природой – это, несомненно, живые объекты, которые:

  1. рождаются и дышат,
  2. питаются и растут,
  3. движутся и умирают

Живые объекты

и которые, не представляют свою жизнь без:

  • воды и пищи,
  • воздуха и тепла.

Примерами живых объектов являются многочисленные:

  1. растения, вырабатывающие органические вещества – деревья и кустарники, цветы и травы, мхи, папоротники и лианы,
  2. животные – звери и птицы, насекомые и рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, иглокожие и членистоногие, моллюски и черви, губки и простейшие,
  3. древние простейшие организмы – грибы и водоросли, лишайники, бактерии и микробы.

Окружающий мир даров осени

Осень прекрасное время года, поскольку характеризуется тем, что в этот период уже нет такой духоты и жары как летом, солнышко хоть еще и радует умеренным теплом, но дни все короче, а долгие ночи нескончаемо длинны, темнее и холоднее летних ночей.

Именно в эту прекрасную пору бабьего лета окружающий мир осени дарит нам большинство полезных овощей и вкуснейших фруктов, наливающихся питательным ароматным соком.

Пора бабьего лета

В это теплое время в садах и огородах происходит сбор урожая сочных плодовых культур:

  • яблоки и груши,
  • гранаты и инжир,
  • хурма и айва,
  • виноград и помидоры,
  • лимоны и мандарины.

На полях убирают сезонные овощи с максимальным количеством питательных веществ:

  1. картофель и кукурузу,
  2. капусту и тыкву,
  3. лук и чеснок,
  4. морковь и свеклу,
  5. кабачки и баклажаны,
  6. патиссоны и огурцы,

осуществляют сбор сезонных орехов и ягод,

содержащих максимум витаминов и микроэлементов для укрепления иммунитета:

  • кедровые и грецкие орехи,
  • буковые орешки и лесной фундук,
  • облепиха и шиповник,
  • боярышник и бузина,
  • калина и кизил,
  • барбарис и рябина,

и непременный сбор даров леса – вкуснейших калорийных грибов:

  1. белые грибы и осенние опята,
  2. красавцы подосиновики и подберезовики,
  3. разноцветные сыроежки и строгие моховики,
  4. волнистые грузди и рыжики,
  5. симпатичные лисички и маслята,
  6. пластинчатые рядовки и вешенки,
  7. тяжелые волнушки и зеленушки.

Как видите, разнообразие даров осени не просто радует, но и поражает, поэтому главной задачей трудолюбивого труженика и сборщика урожая — человека в эту прекрасную пору является грамотная обработка и закладка всего выращенного и собранного урожая на длительное хранение.

Читайте также:  Снег это какое состояние воды в природе

В это же хлопотное осеннее время происходит обрезка деревьев и кустарников с опрыскиванием от вредителей, распашка и перекапывание плодородной почвы с внесением органических удобрений, происходит посадка озимых культур и утепление многолетних растений.

Завершение всех осенних сельскохозяйственных работ трудолюбивые люди ознаменовывают проведением замечательного праздника урожая.

Праздник урожая

На многочисленных прилавках осенних базаров представлен огромный выбор недорогих натурально витаминизированных даров осени из свежих собранных овощей и фруктов, грибов и ягод, регулярное питание которыми так просто создаст устойчивый иммунитет и укрепит до следующего урожая ваше здоровье и самочувствие.

Эта чудесная пора осеннего царства вызывает позитивные эмоции и создает сказочное настроение и многих людей, видимо, поэтому это красивое и богатое время года считается идеальным для молодых любящих сердец, планирующих после окончания осенних работ, добровольное заключение брака.

Осенние явления в жизни растений

Пожалуй, самым величественным и красочным явлением, происходящим в живой природе можно назвать осенний листопад, когда растения сбрасывают не только листву, но вместе с ней – и насекомых вредителей, укрывшихся в ней. Правда, под корой деревьев еще прячутся и продолжают спать их личинки.

Процесс опадения листвы у деревьев, кустарников и травянистых растений связан с уменьшением в них полезных веществ и повышением вредных веществ, поэтому древесные и травянистые растения и освобождаются от вредных продуктов обмена.

Но некоторые питательные вещества концентрируются в корнях и корневищах, клубнях и луковицах растений, где сохраняются про запас до теплого времени года.

Это время глубокого отдыха и покоя всего живого является обязательным условием для будущего роста растения в вегетационный период его роста и развития, подготовки растений к следующему сезонному периоду зимы.

Однако невидимый рост растений полностью не останавливается, а лишь замедляется обмен веществ.

Весенний период

В этот период замедления жизнедеятельности в растении осуществляется зарождение зачатков вегетативных почек, из которых в теплый весенний период активного оживления, появляются первые склеенные зеленые листочки и бело-розовые ароматные соцветия.

Как известно для полноценной жизни растений требуется достаточное количество:

  1. дневного света,
  2. солнечного тепла
  3. и живительной влаги.

Недостаток любого из этих природных факторов вызывает в растении биологические изменения, к приостановке и дальнейшему прекращению внутри растения всех жизненных физиологических процессов. С изменением погоды и резким изменением температуры осенью:

  • жизнедеятельность растений и движение жидкостей в них прекращается, ведь световой день уменьшается,
  • солнечные лучи уже не так согревают землю,
  • а количество влаги в почве заметно уменьшается.

Зимняя спячка

Именно в этот период года жизненный цикл живых растений, находящихся в естественных природных условиях завершается и идет подготовка к встрече зимы, как и отдельные виды животных, впадая в зимнюю спячку.

Этот процесс приспособления растений вызван недостатком основных источников жизни – света, тепла и влаги.

С приходом осени листья и травы растений вступают в процесс увядания, где сильно меняются, начиная окрашиваться в различные цветовые оттенки: золотистые и желтые, красные и оранжевые, сбрасывая с себя все ненужное, поэтому цветной яркий наряд у растений сохраняется не надолго. Первыми начинают терять листву:

  1. белоствольные березы и душистые липы,
  2. остролистные клены и обыкновенные ясени,
  3. вековые дубы и колючий боярышник,
  4. стройные тополя и трепещущие осины.

Причиной таких кардинальных перемен является потеря зеленого пигмента хлорофилла, так необходимого для процесса фотосинтеза в клетках растений, а также для совокупного биоценоза всех живых организмов населяющих жизненное пространство.

Цветной ковер листьев растений покрывших землю естественным образом разлагается, что прекрасно отражается на состоянии почвы, удерживая дождевую и паводковую воду, тем самым регулируя необходимый растениям водный режим и защищая корни растений от вымерзания и дальнейшего разрушения.

Однако не все растения сбрасывают свои листья, к ним относятся некоторые хвойные и покрытосеменные растения торфяников:

  • сосна, ель и пихта,
  • брусника и багульник,
  • андромеда, вереск и кассандра,

зимующие листья, которых сохраняются в скрученном виде до появления новых весенних листочков.

Осенняя пора

Осенняя пора в живой природе ознаменовывается завораживающей волшебной красотой изумительно живописных пейзажей, раскрашенных в нереально фантастические красочно цветные тона, вызывающие безмерный восторг и неописуемое восхищение.

Осенние изменения в мире животных

Яркая осень – чудесное время отдыха всего живого на земле, подготавливающее всех и вся к холодной зиме. С наступлением осени в окружающем мире происходят существенные изменения, появляются такие признаки погодного ненастья, в виде твердых и жидких атмосферных осадков, выпадающих из облаков и из воздуха, таких как:

  1. резкая перемена климата и часто меняющейся погодой,
  2. густые туманы с похолоданием и снежный иней,
  3. сильные холодные порывы ветра и дождевые облака,
  4. жидкая грязная слякоть и промозглая ветреная непогода,
  5. снежная роса и гололедная изморось,
  6. мокрый снег и градовые частицы льда.

Сезонные миграции

Все эти погодные изменения заставляют животный мир проявлять защитную реакцию на влияние окружающей среды. Так большинство пернатых, а это 2/3 перелетных птиц, совершают регулярно сезонные миграции:

  • скворцы и соловьи,
  • ласточки и грачи,
  • лебеди и гуси,
  • дрозды и журавли,

собираются в многочисленные стаи, где усиленно кормятся и подготавливаются к длительным перелетам на новые кормовые угодья теплых стран. Сроки отлета перелетных птиц в значительной степени зависят от ухудшения погоды и появления первых заморозков.

Осенние перелеты птиц различаются по продолжительности, скорости движения и времени суток. Общая продолжительность, которых может быть в пределах нескольких месяцев, а средняя скорость, с которой они осуществляются около 30 километров в день.

По времени суток одни виды птиц, а именно мелкие насекомоядные совершают их в дневное время, другие же виды – в ночное время. Вот и летят в осеннем небе вереницы и косяки мигрирующих пернатых:

  1. птичий клин — журавлей и гусей,
  2. прямая цепочка-шеренга – гусей, уток и чирков,
  3. беспорядочно скученная стая – скворцов, куликов и дроздов, врановые и мелкие воробьиные.


Во время совершения таких длительных, порой непрерывных перемещений птицы испытывают огромное физическое напряжение, поэтому нередко совершают кратковременные остановки на богатых пропитанием местах, где с невероятной прожорливостью, активно питаются, накапливая питательный подкожный жир.

Остальные же зимующие птицы:

  • тетерева, клесты и снегири,
  • дятлы, сойки и чечетки,
  • пищухи, чижи и совы,
  • кукши, свиристели и пополни,

ведут кочевой образ жизни, питаясь в лесах дикоплодовыми остатками осеннего урожая. Некоторые виды птиц:

  1. голуби, воробьи и вороны,
  2. сороки, синицы и щеглы

концентрируются возле многочисленных городов и небольших деревень, где пернатым в холодное зимнее время легче всего прокормиться и выжить.

Многие беспозвоночные членистоногие насекомые, такие как:

  • жужжащие комары, мухи и жуки короеды,
  • крылатые бабочки, стрекозы и кузнечики,
  • трусливые пауки и трудолюбивые муравьи,
  • труженицы пчелы, божьи коровки и древесные клопы,

Членистоногие насекомые

заползают под одеревеневшую теплую кору и корни деревьев, а также в трещины старых пней, в теплый мох и опавшую листву кустарников, прячутся на зимовку в уютных щелях и расщелинах растений и в укромных сухих местах, где скручиваясь, впадают в оцепенение, резко снижая свою жизненную активность.

Холоднокровные животные с переменчивой температурой тела и несовершенной системой терморегуляции важных жизненных процессов:

  1. ящерицы и змеи,
  2. лягушки, амфибии и рептилии,

засыпают в укромных местах, так как не могут в холодное осеннее время поддерживать постоянную температуру тела из-за чего их активная жизненная деятельность прекращается.

С приближением холодов

Дикие пушные животные с приближением холодов усиленно питаются, съедая огромное количество пищи, отчего сильно прибавляют в весе и даже набирают излишний жир.

Другие интенсивно запасаются кормом, натаскивая в подземные кладовые: норы, хатки и дупла — лесные орехи и шляпочные грибы, плоды, семена и зерна растений, лесные ягоды и личинки насекомых.

У большинства животных осенняя пора это период очередной сезонной линьки, когда постепенно меняется их маскировочный камуфляж, оставаясь незаметными на охоте — цвет меха, шерсти и перьев:

  • лисы и волки,
  • олени и рыси,
  • зайцы и белки,
  • песцы и горностаи,
  • совы и ласки.

Летнюю темную цветовую окраску меняют на зимнюю — светлую окраску, усиливая плотный подшерсток и густой подпушек меха и перьев, которые с каждым днем становятся длиннее и жестче, обильнее и теплее.

Именно осенью происходят удивительные метаморфозы, связанные с глубоким преобразованием живого организма, от чего он сильно меняется. Так отсутствие постоянной кормовой базы заставляет отдельных млекопитающих животных:

  1. бурых медведей и обыкновенных барсуков,
  2. летучих мышей и полосатых бурундуков,
  3. обыкновенных ежей и многочисленных грызунов – суслики и сурки, хомяки и сони,
Читайте также:  Юрский период живая природа

усиленно питаться и накапливать максимальный вес, необходимый им в период зимней спячки, где накопленная жировая прослойка постепенно расходуется на длительный обогрев и скудное резервное питание.

Осенью у многих животных – лосей и кабанов, медведей и рысей начинается брачный период, чтобы уже ранней весной появились на свет новорожденные малыши, ведь осенние мотивы пробуждают самые прекрасные искренние чувства любви и созерцания природы.

Вот мы и познакомились с вами с чудесно завораживающими явлениями живой природы осени.

А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие замечательные явления живой природы осенью можно наблюдать в окружающем нас мире. Уверена, что и вам приходилось их наблюдать в дикой природе, где вы восхищались их красотой и разнообразием, напишите о ваших чувствах в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник

В гости к осени

Урок 6: В гости к осени

slide11

Перейти

slide15

Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com

slmob1

Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам

slmob2

Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com

План урока:

В гости к осени

Каждое время года по-своему красиво и уникально:

  • Зима радует человека снежным покровом, атмосферой новогодних праздников и катанием на санках;
  • Весна – пением птиц, комфортной температурой и цветением деревьев;
  • Лето – ягодами, фруктами и тёплым морем.

1uihjk
Разнообразие времен года источник

Однако одним из самых необычных периодов является осень – одно из четырёх времён года, а также переходный сезон между летом и зимой. В это время:

  • Опадают разноцветные листья;
  • Птицы летят на юг;
  • Животные готовятся к спячке;
  • Температура воздуха постепенно понижается.

2jghj
Картина «времена года – осень» Джузеппе Арчимбольдо источник

Время года осень

Осень – красивое время года, особенность которого заключается в ярких красках окружающего мира. Осенью мир живой и неживой природы преображается.

Так, например, один раз в год люди наблюдают удивительное явление – листопад. Листья теряют зелёный цвет, приобретая различные яркие оттенки. Этот процесс происходит из-за того, что питательные вещества исчерпываются и образуются пигменты желтого, красного и оранжевого цветов.

3jhjk
источник

Какие есть осенние месяцы

Осень складывается из трёх «этапов», каждый из которых имеет свои отличительные особенности:

  • Сентябрь;
  • Октябрь;
  • Ноябрь.

4mjhk
источник

Месяц сентябрь

5mgjk
источник

Сентябрь – первый осенний месяц. В это время:

  • Проливаются первые дожди;
  • Небо все чаще бывает пасмурным;
  • Трава и листья на деревьях меняют свой цвет с привычного ярко-зелёного на золотистый;
  • Поспевают ягоды (ежевика, брусника), а также яблоки.

Однако холода, характерные для поздней осени, ещё не наступают. Земля сохраняет летнее тепло и сухость, по-прежнему светит солнце и летают птицы.

Также для сентября характерно «бабье лето». Это – период, когда летние жара и сухость затягиваются. Средняя продолжительность «бабьего лета» – две недели. Иногда этот срок составляет тридцать дней, а порой – полтора месяца, в зависимости от местоположения территории.

6nhjf
источник

Месяц октябрь

Это – самый яркий осенний месяц. Именно в октябре:

  • Желтеют и опадают листья;
  • Животные и люди готовят запасы к зиме;
  • Небо становится ярко-голубого цвета;
  • Птицы поднимаются в стаи и летят на юг;
  • Лягушки копают норки в земле.

Для октября в средней полосе России характерно такое явление как «Золотая осень». В эту пору природа пестрит яркими красками: листья на деревьях и земле становятся позолоченными, контрастируя с ярко-голубым небом.

7hhjg
Пейзаж И. Левитана «Золотая осень» источник

Месяц ноябрь

Погода поздней осенью не отличается яркостью. В этом месяце Земля идёт на «покой»:

  • Опавшие листья становятся темно-коричневого цвета;
  • Все чаще идут дожди и грады;
  • Появляются туманы, которые иногда остаются до вечера;
  • Животные меняют летнюю шубку на зимнюю;
  • Лужи покрывает тонкий слой льда;

В некоторых регионах в конце ноября выпадает снег. Вся живая и неживая природа готовится к наступающей холодной зиме.

8khjui
источник

Названия осенних месяцев происходят от латинских слов:

  • Название «сентябрь» пошло от латинского слова «septembe», что означает «седьмой месяц в году»;
  • Октябрь – от «octo» (восьмой месяц в году);
  • Ноябрь – «november» (девятый месяц в году).

Названия осенних месяцев в языках народов

В старину и по сей день название каждого месяца имеет своё особенное значение:

  • Так, например, в Белоруссии сентябрь называется Верасень, так как в этом месяце цветёт вереск – вечнозеленый кустарник;
  • Октябрь – Кастрычник. Название этого месяца произошло от наименования лугового растения – кострицы. Из высушенных его корней раньше делали пряжу и вязали тёплую одежду;
  • Ноябрь – Листапад, так как в этом месяце заканчивается опадание листьев.

Погода осенью

Осень – самое яркое и прекрасное время года. В этот период температура воздуха меняется, вследствие чего происходят перемены в погоде в целом.

Поздней осенью природа меняется в неблагоприятную сторону. В заключительном этапе сезона на реках образуются льдины, которые движутся по течению. Это явление также бывает весной и называется ледоходом.

9njkg
источник

  • Меняется направление ветра;

Движущиеся потоки воздуха становятся сильнее и порывистее. Северо-западный ветер приносит осадки и холода, характерные для осени.

Осенью ненастья в погоде учащаются. Холодный порывистый ветер приносит неблагоприятные явления: усиливаются дожди, появляется иней (застывшая роса), выпадает снег.

10jhkjk
источник

Гололедом называется слой льда, который образуется на деревьях, земле, зданиях и проводах во время заморозок и после дождя.

11njhkhj
источник

Осенние изменения в живой и неживой природе

Осень – переходный период между жарким летом и холодной зимой. Именно в это время года все объекты живой и неживой природы готовятся к затяжным заморозкам.

Основные явления неживой природы осенью

Из-за отдаления земли от солнца температура воздуха осенью понижается. Небесное светило находится не высоко над горизонтом, а дни становятся заметно короче, чем летом. Ясных дней почти нет, облачно и пасмурно.

12yiklисточник

13kjlhjисточник

Несмотря на то, что снег ещё не выпадал, на земле, траве и крышах домов образуется небольшой ледяной покров, который называется инеем.

Также осенью выпадает дождь и снег, на землю спускается туман, оставляя после себя влагу – росу.

14nhghj
источник

Наблюдения за неживой природой осенью показывают, что изменения окружающей среды происходят не случайно: она словно создаёт благоприятные условия для живых организмов.

Так, осенние холода приходят на Землю постепенно, что помогает животным и растениям приспособиться к текущим условиям и подготовиться к будущим холодам.

Явления живой природы в осеннюю пору

Осенью мир живой природы преображается. Человек наблюдает чудесную картину: деревья и земля словно покрыты золотом, в небе кружат стаи перелетных птиц, а некоторые культуры дают свои плоды.

15mjhk
источник

Несмотря на то, что в ноябре наступает «затишье» (листья полностью опадают, учащаются дожди и туманы, а птицы улетают на юг), природа в этом месяце по-своему красива и уникальна.

  • Сезонная спячка животных

Животные и растения чувствуют наступление осенних холодов и заранее начинают готовиться к приближающейся зиме. Для этого медведи, ежи, барсуки, летучие мыши, белки, еноты и другие лесные жители впадают в спячку.

Осенью у этих животных замедляется обмен веществ, они усиленно питаются, тем самым откладывают «запасы» в виде жира. Этот процесс помогает им выжить зимой, так как на протяжении трёх месяцев в организм животных не поступают питательные вещества.

Также перед сезонной спячкой животные находят подходящее место с необходимыми для выживания условиями (комфортная температура, отсутствие света и безопасное местоположение). Обычно ими являются дупла, берлоги и норы.

Читайте также:  Эссе по обществу про природу

16bhgj
источник

  • Изменение окраски шубки животных

Некоторые царства и классы живой природы (такие, как млекопитающие, деревья, кустарники) имеют свойство менять свой цвет в переходный сезон (осенью и весной). Так, например, окрас шубки зайца, песца и ласки меняется с серого на белый, а белки – с рыжего на серо-коричневый.

17bfgh
источник

  • Созревание ягод, овощей, зелени и фруктов

Помимо красочного пейзажа, природа радует человека и сезонными продуктами.

— Так, из овощей осенью созревают баклажан, кабачок, капуста, перец и морковь;

— Из фруктов – арбуз, виноград, груши, персики и яблоки;

— Из ягод – рябина, клюква, голубчика, брусника, боярышник и калина;

— Из зелени – шпинат, шалфей и другие.

18njgjk
источник

  • Изменение цвета листьев и их опадение

В сентябре деревья покрыты легкой позолотой, в октябре (в период «золотой осени») они принимают яркие оттенки. В ноябре же человек наблюдает слой темно-коричневых листьев на земле. Верхушки деревьев «оголяются», полностью избавляясь от летней «одежды».

19bjghj
источник

Связь между неживой и живой природой осенью заметна: температура и изменение климата «предупреждают» животных и растения о скором наступлении похолоданий. Они, в свою очередь, используют ресурсы неживой природы в качестве места для ночевки (берлоги, опавшие листья и норы).

20nhjk
источник

Перелетные птицы

21bghjg
источник

Особой приметой в неживой природе осенью является перемещение птиц из северных краев в южные. Некоторые из них приспособлены к выживанию в холодной среде:

  • Снегирь;
  • Синица;
  • Поползень;
  • Чиж;
  • Щегол.

Зимуют также распространённые в России виды птиц:

  • Голуби;
  • Воробьи;
  • Вороны;
  • Грачи;
  • Дятлы.

22hhj
источник

Каждую осень группы перелетных птиц собираются в стаи и летят на юг. Дело в том, что многие виды пернатых покрываются пухом, который защищает их от заморозок. Однако некоторые виды птиц не имеют этого покрова, поэтому не приспосабливаются к холодам. Такими видами птиц являются:

  • Зяблики;
  • Трясогузки;
  • Дрозды;
  • Пеночки;
  • Ласточки;
  • Чибисы;
  • Лесные коньки;
  • Жаворонки;
  • Славки черноголовые.

23nhg
источник

Фото перелетных птиц, летящих на юг

Иногда большие стаи зимующих перелетных птиц «рисуют» в небе различные фигуры. Такое явление называется мурмурацией.

24nghj
источник

Наблюдения за изменениями в живой природе и погоды осенью всегда интересны и полезны для вдохновения и познания окружающего мира. Пейзажи, характерные для этого сезона не оставляли равнодушными многих известных поэтов и писателей.

  • Так, Александр Сергеевич Пушкин, известный российский поэт, считал, что осень – лучшее время года. Он посвятил ей множество стихотворений (например, «Осень», «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора, очей очарованье. » и другие);
  • Описывая такое время года как осень, Иван Тургенев отмечал, что она похожа на «прочитанную. книгу». По мнению писателя, в ней таится грусть, воспоминания об ушедших временах и добрая тоска;
  • Иван Бунин также считал осень удивительным временем года. Этому сезону посвящены стихотворения «Осень», «Октябрьский рассвет», «Листопад» и другие.

25vhfg
Александр Сергеевич Пушкин в осеннем парке источник

Источник

Признаки осени, природные явления и изменения в неживой природе

Дети заходят в зал, здороваются между собой, с ведущим педагогом и родителями. Педагог здоровается с КАЖДЫМ ребёнком отдельно!

Малыши выбирают мягкие пуфики и присаживаются.

Педагог читает наизусть под сопровождение фоновой спокойной музыки:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

— Наступила осень. Одно из красивейших времён года. Осень бывает такой разной: то тёплая и ласковая, но ветреная и дождливая. Но это щедрое, сочное время года. А с чего начинается осень? Какие приметы говорят о наступлении осени? (Слушаем ответы и предположения детей)

— Вы абсолютно правы! Ранним утром мы всё чаще видим туманы (показать картинку). Земля, согретая солнышком за лето, отдаёт в прохладный осенний воздух своё тепло. Выйдя утром на улицу ранней осенью, вы вдохнёте необыкновенно тёплый и мягкий аромат. Ощутите на лице прохладный ветерок (послушать звук ветра, увидите, как срываются с деревьев золотые листья (прослушать звук шуршания сухих осенних листьев, услышите нежную песенку осеннего дождика (послушать шум дождя).

Педагог проговаривает текст потешки, показывая движения, а детки повторяют.

— Дует, дует ветерок (машем поднятыми вверх руками, как веточками, дуем)

— Хочет он сорвать листок (мелкие движения кистью руки сверху вниз).

— Оторвал, понёс легко,

— Далеко-далеко (машем вслед листику пока-пока).

— Мы сегодня уже так много рассказали об осени, может, мы что-то пропустили? Посмотрим на экран (видео презентация «Приметы осени. Природные явления»)

Тактильная игра на усвоение нового материала

-Осень приехала к нам с вещами. Интересно, что в её чемодане?

Дети рассматривают содержимое чемодана (осенние листья, картошка, грибы, зонтик)

— Мы сегодня уже так много рассказали об осени, может, мы что-то пропустили? Посмотрим на экран (видео презентация «Приметы осени. Природные явления»)

Тактильная игра на усвоение нового материала

-Осень приехала к нам с вещами. Интересно, что в её чемодане?

Дети рассматривают содержимое чемодана (осенние листья, картошка, грибы, зонтик)

Логика и основы математики

Приготовьте 3 цветных ведёрка или глубоких миски, а так же листья (живые или пластиковые).

Покажите детям, что сейчас все ведёрки пустые и сосчитайте листья. Например, 5 листиков. Разложите листья под ведёрки так, чтобы дети не видели, сколько листиков, куда вы положили.

— Как вы думаете, ребята, сколько листиков под красным ведёрком?

Дети делают предположения: 1-3 или 2.

— А может ли под этим ведёрком быть 7 листиков? Нет, т. к. всего у нас 5 листочков.

Открываем первое ведёрко. Под ним, например, 1 листик.

— Столько листочков ещё спрятаны под ведёрками? 4. А может ли под ведрами быть спрятано одинаковое количество листиков? Да, по 2 в каждом.

Открываем второе ведёрко, под ним 3 листочка.

— Сколько листиков под последним? 1.

Дети бегают, танцуют под весёлую музыку. Этот этап очень важен, т. к. переключает детей на другой вид деятельности, это момент, когда ребёнок может делать то, что ему хочется, то есть то, что ему необходимо сделать в этот момент.

В занятии любой темы всегда есть место кубикам со складами.

Заключительная часть. Прощалочка

Все собираются в круг, вспоминаем о чём узнали сегодня на занятии. В качестве домашнего задания, договариваемся с детьми о том, на что необходимо обратить внимание по дороге домой и на прогулках. Поём песенку прощалочку.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1 Есть хорошее правило: чтобы не упасть, надо смотреть себе под ноги. Сегодня придется это правило нарушать, потому что нам предстоит целый.

«Изменения в природе весной». Презентация для детей дошкольного возраста Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Закрепление у детей потребности в двигательной.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением — туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Проект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленностиПроект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1. Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Изменения в природе осенью». 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект «Изменения в природе весной» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети младшей.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе». 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Источник