Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой



Презентация на тему Викторина По сказке-были Кладовая солнца

Презентация на тему Викторина По сказке-были Кладовая солнца из раздела Детские презентации. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

ВИКТОРИНА
ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ
«КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Вперёд! К открытиям!

Михаил
Михайлович
Пришвин

Назовите автора сказки-были

золотая курочка и мужичок-в-мешочке

С кем автор сравнивает Настю и Митрашу?

Веселкины
Хозяйство: корова, тёлка, коза, овцы, куры и поросёнок

Назовите фамилию ребят. Какое у них было хозяйство?

Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша?

Они всем помогали, были дружны и сами справлялись со своим хозяйством.

Почему детей уважали и любили?

Они поссорились, выбирая
дорогу: Настя хотела идти
широкой проторённой,
а Митраша – прямиком
по компасу.

Почему дети разошлись в лесу?

Она попала
на ягодное
место

Отчего Настя забыла про брата?

С помощью Травки, которую он подманил к себе ласково, а потом ухватился за лапы, и она его выволокла.

Как Митраша выбрался из болота?

Об этом предмете Митраша говорил так:
«Он верней друга». Что это?

Ружьё, компас, топор, манки

Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»?

«Здравствуйте!
Доброе утро!»

Какие слова пытались выговорить все птицы в лесу?

Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа?

Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой?

Собака Травка
после смерти
хозяина.

Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки?

Кто такой Серый помещик?

Ёлочки, хилые, слабые, скрюченные.

Что за старушки обитали на болоте?

Лось, волк, змея, заяц

Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу?

Волк и лиса
на зайца

Кто из зверей на кого охотился?

Как звали Травку дети?

Перезимовавшая
самая
сладкая

Какая клюква самая-самая хорошая?

Палестинка
место, где росло много клюквы; урожайное место
2. Холмы-борины
холмы, покрытые высоким бором
3. «Собака скололась»
потеряла след, ходит по кругу
4. Слепая елань
елань — самое топкое место; слепая, потому что хитро замаскировалась
5. «Кладовая солнца»
болото с запасами торфа

Объясни значение слов и выражений:

Геологи, изучавшие Блудово болото и жившие временно в той же деревне, что и дети.

Кто рассказывает нам всю эту историю?

Он пишет о несметных богатствах , хранящихся даже в таком страшном месте, как Блудово болото.
В природе нет ничего вредного, всё в ней соразмерно.

Источник

Тест по сказке – были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

Нажмите, чтобы узнать подробности

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1.Жанр произведения:

2. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе

б) взаимоотношения между людьми

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

3. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

а) богатых залежах торфа на болоте

б) душевном богатстве людей

в) богатом растительном и животном мире лесов

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

а) Митраши и Насти

в) жителей деревни

5. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны

б) во время Великой Отечественной войны

6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство

б) бесспорное первенство сестры

в) преимущество брата

7. Сколько лет Митраше?

а) десять с хвостиком

б) девять с хвостиком

в) восемь с хвостиком

8. Митраша младше сестры

9. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «мужичок в мешочке»

б) «мальчик с пальчик»

10. По весне дети стали собираться в лес:

в) за сладкой клюквой

11. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

12.Митраша взял в лес:

а) сумку с компасом и двустволку

б) топор, сумку с компасом и двустволку

в) топор, сумку с компасом

13. Что такое «палестинка»?

б) место, где росло много клюквы

в) место, где росла клюква

14. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой?

а) тетерев и ворон

б) ворон и ворона

в) тетерев и глухарь

15. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

в) внешне она никак не отличалась от остального болота

16. Дети в лесу поссорились из-за того, что каждый хотел идти по — своему. Как хотел идти Митраша? а) прямиком по компасу б) широкой проторенной дороге в) как ходили все жители села

17. Какие два семени принёс ветер в «Блудово болото»?

Читайте также:  Птицы лесов парков и степей

а) сосны и берёзы

18. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев

б) предупредить детей о грозящей беде

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду

19. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

а) стона деревьев

б) раскатов грома

20. Кто такой Серый помещик?

21. Собирая клюкву, Настя испугалась:

22. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко

23. Как звали лесника?

24. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

б) собака Травка

25. Правда Антипыча – это правда борьбы людей:

в) за полезные ископаемые

26. За кем охотился Серый Помещик?

27. Настя всю свою клюкву

а) отдала больным детям

б) отдала соседям

в) заготовила впрок

Ответы: 1в 2в 3а 4б 5б 6а 7а 8а 9а 10в 11в 12б 13б 14а 15в 16а 17б 18б 19а 20б 21в 22а 23в 24б 25б 26а 27а

Источник

Тест по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Новик Надежда Григорьевна

Тест по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1.Жанр произведения:

2. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе

б) взаимоотношения между людьми

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

3. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

а) богатых залежах торфа на болоте

б) душевном богатстве людей

в) богатом растительном и животном мире лесов

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

а) Митраши и Насти

в) жителей деревни

5. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны

б) во время Великой Отечественной войны

6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство

б) бесспорное первенство сестры

в) преимущество брата

7. Сколько лет Митраше?

а) десять с хвостиком

б) девять с хвостиком

в) восемь с хвостиком

8. Митраша младше сестры

9. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «мужичок в мешочке»

б) «мальчик с пальчик»

10. По весне дети стали собираться в лес:

в) за сладкой клюквой

11. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

12.Митраша взял в лес:

а) сумку с компасом и двустволку

б) топор, сумку с компасом и двустволку

в) топор, сумку с компасом

13. Что такое «палестинка»?

б) место, где росло много клюквы

в) место, где росла клюква

14. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой?

а) тетерев и ворон

б) ворон и ворона

в) тетерев и глухарь

15. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

в) внешне она никак не отличалась от остального болота

16. Дети в лесу поссорились из-за того, что каждый хотел идти по — своему. Как хотел идти Митраша?
а) прямиком по компасу
б) широкой проторенной дороге
в) как ходили все жители села

17. Какие два семени принёс ветер в «Блудово болото»?

а) сосны и берёзы

18. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев

б) предупредить детей о грозящей беде

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду

19. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

а) стона деревьев

б) раскатов грома

20. Кто такой Серый помещик?

21. Собирая клюкву, Настя испугалась:

22. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко

23. Как звали лесника?

24. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

б) собака Травка

25. Правда Антипыча – это правда борьбы людей:

в) за полезные ископаемые

26. За кем охотился Серый Помещик?

27. Настя всю свою клюкву

а) отдала больным детям

б) отдала соседям

в) заготовила впрок

Ответы: 1в 2в 3а 4б 5б 6а 7а 8а 9а 10в 11в 12б 13б 14а 15в 16а 17б 18б 19а 20б 21в 22а 23в 24б 25б 26а 27а

Свидетельство участника экспертной комиссии

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Рецензия на методическую разработку

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также:  Самая необычная кормушка для птиц

Источник

Урок-игра по литературе: М.М. Пришвин "Кладовая солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведу выдержки из выступлений писателей-натуралистов.

1. «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садовод­ства. Из года в год повсеместно мы создаем пылевые пустыни и поощряем эрозию, сводя леса на нет и подвергая луга чересчур интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами одно из наших глав­ных достояний — воду, плодимся. Мы настолько оторвались от при­роды, что возомнили себя богами. Такое мировоззрение никогда не приносило добра.

Спрашивая: «Какая мне от этого животного (леса, птицы, бабоч­ки и т.д.) польза?» — вы требуете, чтобы оно доказало свое право на жизнь, хотя сами еще не оправдали своего существования. Их будущее, само их существование — в наших руках.» (Д. Даррелл)

7. «Животные — не меньшие братья наши и не бедные родствен­ники; они — иные народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий.» (Г. Бестно)

• С начала современного летоисчисления полностью уничтоже­но, стерто с лица земли около 350 видов животных. Из них больше половины за последние 200 лет. Птицы, рыбы, насекомые и расте­ния гибли не сотнями, а тысячами.

• Международная Красная книга содержит названия более 500 (теперь уже и больше: это данные 1980-х гг.) видов, которым угро­жает полное исчезновение.

• За последние 200 лет безвозвратно утрачена почти половина существовавших на планете лесных массивов. А это кислород!

• Ежегодно в результате обычных морских перевозок, аварий и незаконного слива в море и океаны попадает около 600 тысяч тонн нефти — это 10 000 железнодорожных цистерн.

• Ежегодно от заболеваний, вызванных загрязнением воды, уми­рает свыше 5 млн человек, среди них 4 млн детей.

• Единственный контролер нашего с вами отношения к природе — наша человеческая совесть. Все мы — от малой былинки до человека — имеем равные права на существование.

Участие в уничтожении природы — начинается с безобидного, но бессмыслен­ного уничтожения бабочек, птиц, с калечения деревьев и захламления близлежащего сквера. Нельзя решить экологическую проблему одним взмахом руки. Но никогда не следует думать: «Это будет нескоро! Это не я виноват!»

Это уже происходит. На наших с вами глазах. И мы виноваты. Никто не требует от нас «великих подвигов», но не забывайте хотя бы об элементарной доброте, чистоплотности и порядочности, взаи­модействуя с природой.

Вопросы командам

1. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (Курочка и мужичок-в-мешочке.)

2. Назовите фамилию ребят. Какое у ребят было хозяйство? (Веселкины, их хозяйство: корова, телка, коза, овцы, куры и поросенок.)

3. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? (Бондарное.)

4. Почему детей любили и уважали? (Они всем помогали, справ­лялись со своим хозяйством и были очень дружны.)

5. Какая самая-самая хорошая клюква? (Перезимовавшая самая сладкая.)

Первое задание «черный ящик».

• В ящике находится изделие юного умельца Митраши. (Какой-нибудь предмет деревянной посуды.)

• В ящике то, о чем говорит Митраша: «Он верней друга.» (Компас).

• В ящике то, из-за чего Травка выбрала Настин след. (Хлеб.)

6. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? (Ру­жье, компас, топор, манки.)

7. Что такое «палестинка»? Каково происхождение этого слова? (Палестинка в данном рассказе место, где росло много клюквы, во­обще -урожайное место; произошло от Палестины«земли обе­тованной, благодатной, богоданной».)

8. Откуда в болоте холмы-борины? (Когда-то это было древнее море, сохранились возвышенности — холмы, покрытые высоким бо­ром, холмы были песчаные.)

9. Какое слово пытались выговорить все птицы в лесу? («Здрав­ствуйте/Доброе утро!»)

10. О каких птицах рассказывает нам автор? (О выпи, глухаре, тетереве, вороне, сороке, дрозде, журавле, куропатке, крякве, сне­гире.)

11. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа? (Ель и сосна.)

12. Отчего дети разошлись в лесу? (Они поссорились, выбирая дорогу: Настя хотела идти широкой проторенной, а Митраша -прямиком по компасу.)

13. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися бра­том и сестрой? (Тетерев и ворон.)

14. Что случилось после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи и подул сильный ветер, словно природа была недовольна.)

Читайте также:  Птицы которые питаются обезьянами

15. Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина.)

Второе задание конкурс загадок. Его можно провести по-разному: предложить ребятам самим загадывать друг другу загадки о животных, растениях, рыбах и т.д., если же они затрудняются, то ведущий сам может загадывать загадки.

Варианты загадок:

Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (Осина.)

Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина.)

Сама холодная, а людей жжет. (Крапива.)

Стоят в поле сестрички — желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)

Мягок, а не пух. Зелен, а не трава. (Мох.)

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк.)

Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)

Посередь деревьев кузницы куют. (Дятлы.)

Не птица, а летает. (Летучая мышь, белка-летяга, рыба.)

Желанный гость с далекого края под окном живет. (Ласточка.)

Вьется веревка, на конце головка. (Змея.)

Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (Кукушка, ромашка.)

Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед. (Вишня.)

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая черне­ет. (Смородина.)

Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет. (Паук и паутина.)

Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет. (Белка.)

Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. (Еж.)

16. Кто такой Серый Помещик? (Волк.)

17. Что означают слова: «Собака скололась»? (Собака потеряла след, ходит по кругу.)

18. Что и почему автор назвал «Кладовой солнца»? (Болото с запасами торфагорячее солнце было матерью каждой травинки, каждой ягодки; они, умирая, сохраняли солнечное богатство под водой, и торф достается человеку в наследство от солнца.)

19. «Земля стала как гамак». О чем пишет автор? (Тонкий слой корней, и трясина под ними.)

20. Что за старушки обитали на болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные.)

21. Как на болоте можно определить, где проходит тропа челове­ческая? (Тропа человеческая там, где густо растет трава белоус; человек, проходя, спускает воду в собственный след, и по обочине тропы, где становится посуше, трава белоус разрастается и ука­зывает путь.)

22. Как называлась елань, в которую попал Митраша? Как он туда попал? Что это такое? (Елань — самое топкое место, «омут в болоте»; «слепая» — потому что обычно ее видно, а эта хитро за­маскировалась»; Митраша шел напрямик через болото по компасу, елань он не распознал.)

23. Как ведет себя Митраша, оказавшись в болоте? (Тут же кла­дет ружье плашмя, опирается на него руками и головой и переста­ет двигаться; сначала он кричал, но перестал, понимая, что еще хуже себе делает.)

24. Отчего Настя про брата забыла? (Она попала на ягодное место.)

25. Какие еще дикие ягоды вы знаете? (Выигрывает команда, которая назвала ягоду последней.)

26. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу? (Лось, волк, змея, заяц.)

27. Кто из зверей на кого охотился? (Волк и лиса на зайца, волк на собаку.)

Третье задание конкурс «Кто больше?». Команды по очереди называют рыб, зверей, растения и т.д. Проигрывает та команда, ко­торая остановилась.

28. Как Митраша выбрался из болота? (С помощью Травки, ко­торую он подманил к себе ласково, а потом ухватился за лапы, и она его выволокла.)

29. Как называли Травку дети? (Старым именем Затравка.)

30. Какую правду шепнул Антипыч перед смертью Травке? (Гео­логи спрашивали у старика: «Ты старше нас, где правда?» — «Знаю, — отвечал Антипыч,соберусь помирать — вас не будет тут, я Травке своей перескажу». Речь шла просто о любви ко всему живому.)

31. Как окончил свою жизнь Серый Помещик? (Его случайно, стреляя почти в упор, убил Митраша, а собирался выстрелить в зайца.)

Четвертое задание — конкурс «Отгадай-ка». Ребятам предлага­ется рассмотреть веточки разных растений и отгадать их названия.

32. Почему Травка пошла с детьми? (Она решила, что это ее новый «Антипыч», хозяин.)

33. Кто рассказывает нам всю эту историю? (Геологи, изучав­шие Блудово болото и сжившие временно в той же деревне, что и дети.)

34. Как были использованы ягоды? (Настя отдала их в детдом эвакуированным из Ленинграда.)

35. Какой смысл, по-вашему, М.М. Пришвин вкладывает в название повести? (Он пишет о несметных богатствах, храня­щиеся даже в таких местах, как страшное Блудово болото. Нет в природе ничего «вредного, злого, глупого», все в ней соразмер­но.)

36. Какие черты характера нравятся вам в Насте и Митраше?

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре

Источник