Какова концепция природы в философии

Какова концепция природы в философии

В широком философском смысле природа – это все су­щее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реаль­ность», «космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.

Специфика философского анализа природы.

Физика, химия, биология изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия же рассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого. Наука изучает природу в основном с помощью приборов и экспериментов, но ряд природных явлений оказался за пределами возможностей наблюдения. В таких вопросах, как происхождение мира, модель природного мира как целого, будущее человечества, жизнь и разум во Вселенной, наука вынуждена искать помощи у философии. Эта помощь дается в каждую эпоху в виде принципов познания и общей картины мира. Философия также ставит вопрос об отношении человека и природы.

Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии (от лат. natuга – природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских пред­ставлений о мире. В древности силы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо по­следний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя кра­соту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея бы­ла далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек творение приро­ды, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила не утратила своего значения для науки.

Современные научные теории происхождения, организации и эволюции Вселенной.

В конце XX века возникла концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов к изучению природы. В природе происходят процессы зарождения порядка из хаоса, а затем постепенной эволюции, самоорганизации этих упорядоченных систем. Например, согласно современной теории «раздувающейся» Вселенной, существует Большая Вселенная в виде вечного хаотичного электромагнитного поля, в котором возникают случайные изменения напряжения (флуктуации). В точки флуктуации стекается бесконечная энергия поля Большой Вселенной, которая превращается в бесконечные массы вещества Малых Вселенных. Часть из них может «выжить» и перейти к развитию, усложнению своей внутренней организации. В результате возникло представление об одновременном существовании большого чис­ла эволюционирующих Вселенных, одна из которых – наша Метагалактика.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграла биология. В 20-е гг. XX века в биологии на­чало формироваться новое направление эволюционного учения – уче­ние об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии. Биосфера, по Вернадскому, является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими услови­ями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь пред­стает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую кос­мическую эволюцию.

Природа как среда обитания человека. Экологические ценности современной цивилизации.

Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно вы­делить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленностии науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису –ситуации нарушения равновесия между обществом и внешней средой. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические ценности и культура.

Проблема коэволюции общества и природы.

Идея коэволюции (т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества. В связи с этим возникла проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью чело­века и сохранением целостности природной среды. Согласован­ное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве — таков путь выживания и раз­вития человечества.

Источник



Философское понимание природы.

Выражение «дикая природа» означает, что к этой части природной среды ещё не прикоснулась рука деятельности человека, не ступала его нога.

Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, человек волею своей судьбы оказался быть обречённым на присутствие и существование в нём.

И.Гёте так писал об этом: «Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». Все люди, подчёркивал немецкий мыслитель, находятся внутри её, а она пребывает в каждом из нас.

Известный немецкий философ Л.Фейербах писал: «Мы живём, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своём шаге».

Понятие природы традиционно присутствует в истории философской мысли.

Античная философия Платонрассматривал природу как мать-кормилицу, причину возникновения человека. Естественная гармония природы вызывала у него восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать её, использовать её в качестве объекта наблюдения;
Философия Средних веков религиозно-философское восприятие природы как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделённый бессмертной душой, начинает противопоставляться «низкой» греховной природе. Природа и человек противопоставляются, человек возвеличивается над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира;
Философия эпохи Возрождения появляются идеи бесконечности природы. Природа рассматривается как источник красоты, радости, вдохновения и противопоставляется разрушающей, порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества, подражать совершенству природы;
Философия Нового времени утверждается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются её законы. Формируется новый тип взаимоотношения человека и природы. Его центральная идея – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы;
Немецкая классическая философия всё более утверждается идея развития, единства и многообразия природы (И.Кант, И.Гёте), идея единства человека и природы (Ч.Дарвин и др.)
Современная философия — опирается на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надёжным союзником. Взгляд на природу как средство достижения каких-либо человеческих целей сохранялся до середины XXв. И лишь в конце века стала очевидной задача немедленно поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, и философского осмысления взаимоотношений между ними.
Читайте также:  Куб в природе рисунок

2. Проблема жизни, её конечности и бесконечности в условиях Земли.

В целях познания природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, наука использует следующие понятия:

Географическая среда это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, та часть природы, которая оказалась вовлечённой в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Она либо стимулирует развитие общества (наличие естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труднопреодолимые горные массивы). Влияние конкретной географической среды на историческое развитие конкретного народа неоспоримо. Климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов;
Окружающая среда это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и её недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу;
Биосфера это сфера действия всего живого,(«оболочка Земли, наполненная жизнью»), целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животный мир. Биосфера зародилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Компоненты биосферы: — литосфера ( с греч. – каменная оболочка) – верхняя твёрдая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли): — создаёт твёрдую основу поверхности; — содержит в себе полезные ископаемые; — имеет особый органический слой – почву, создающую условия для жизни растительных организмов; — атмосфера – газопаровая оболочка вокруг Земли: — защищает Землю от влияния открытого Космоса; — предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создаёт благоприятный температурный режим; — содержит азот (около 80%) – вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) – вещество необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду; — гидросфера – водная оболочка Земли. Вода покрывает около 70% земной поверхности: — благодаря ей осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов; — вода является составной частью растительных и животных организмов (80% организма человека составляет вода); — вода является средой обитания подводных растений и животных и рыб; — существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем перешла на сушу. Жизнь – это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны следующие процессы:обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение; наследственность; борьба организмов между собой; естественный отбор наиболее приспособленных к существованию; способность создавать порядок из хаоса. Большой вклад в изучение биосферы внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие учёные. Жизнь – это постоянное обновление окружающего мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Смерть в природе уступает дорогу новой жизни, и тем самым она как бы «оправдывает» себя, своё право на существование.
Искусственная среда обитания «вторая природа» — всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера, которая включает многочисленные и разнообразные орудия труда, технику и машины, здания и др. С развитием общества роль данной среды для человека возрастает. Однако динамика роста объёмов искусственной среды обитания, её влияния на окружающую природу настораживают. Объём техномассы (всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов);
«Ноосфера» «сфера разума» — термин был введён в оборот в XXв. (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский). Под ней понимается качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она – закономерная ступень в развитии биосферы. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества. На этом этапе потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео — и биосферы. Биосфера и цивилизация должны представлять собой не разнородные и противоречивые части, а составляющие единого целого, одного организма, дополняющие и помогающие друг другу.

Природа и общество.

Несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, человечество является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего – без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Всё материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что даёт природа. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – всё это взято человеком из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства.

Поэтому природа – это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях, люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи, первопричины, зависимости общества от природы – насущная необходимость.

Зависимость материально производства и жизни общества от природы накладывает определённые ограничения на деятельность человека.

В последние годы популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания.

Организмы – это всё живое на нашей планете, а среда обитания – это то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Экология провозглашает принцип органического единства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др.

Социальная экология исследует отношения в системе «общество – природа» и в настоящее время является актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия деятельности человека в окружающей среде.

Значение природы для человека и общества: природа – это наша мать («рождающее начало»): — в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь, эфир), из которых якобы произошёл и состоит мир; — породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил; — разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в её лоне. «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть», — К.Маркс. -человек – органическая часть природы, и этот тезис является основой современной философии и науки.
природа – источник всех потребительских благ, «питающее начало»: — пища, одежда, жильё, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые – всё это получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека; — природа – источник физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.); — природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда; — истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей.
природа выступает как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения: -природа – гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице; — образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства; — общение с природой облагораживает человека, развивает в нём лучшие качества – чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.
Читайте также:  Красивая природа подмосковья куда съездить

Природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Домом для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.

Взаимоотношения между обществом и природой в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.

Собирательская (присваивающая) цивилизация: — самый ранний период в истории человечества, когда человек не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к её стихиям и капризам. Следы его деятельности были практически незаметны и носили локальный характер; — но человек уже обрёл первую власть над силами природы, сумел создать простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём; — однако природа всё ещё воспринималась человеком как таинственная и часто враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и ранних религиях;
Аграрная (земледельческая) цивилизация: природа ещё противостояла человеку как внешняя и слепая сила; — космоцентризм требовал от человека жить в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека; — но масштабы практической деятельности человека значительно расширились, появилось земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий; — формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как чему-то низшему, объекту практической деятельности; — в Средние века христианство уже провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету;
Промышленная (индустриальная) цивилизация: завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека; — всё больше утверждалась претензия человека, как «венца» природы, на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов; — природа стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы не следует ждать милостей, и поэтому её надо подвергать настойчивому штурму; — формировалась психология покорения природы, а на саму природу стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко любым путём; — в итоге сложился «системно – преобразовательный» тип природоиспользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды;
Постиндустриальная цивилизация: — человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив её в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчёта; — к такой ситуации привели бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также сама психология «пользования» природой; — произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу, что чревато катастрофическими последствиями; — позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему якобы «всё дозволено». Между человеком и природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть; — природа со своей стороны «отомстила» человеку, преступившему рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис, который наряду с гонкой ядерных и иных вооружений стал самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании. Оказалось, что за каждую победу человека над окружающей природой она «мстит» в форме тех или иных негативных последствий для своего покорителя.

Т.о., история взаимоотношений между обществом и природой свидетельствует о наличии отчётливой тенденции – нарастающей экспансии (вторжения) человека в природную среду. Человек стремится к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой. Эта тенденция, если её не остановить, может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.

Источник

Понятие природы. Философия природы и ее проблемное поле

Природа – это интуитивно ясное и в то же время трудно опре­деляемое в силу его многозначности понятие. В предельно широ­ком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное мно­гообразие его конкретных проявлений. Очевидно, что в этом смыс­ле понятие природы совпадает в своем содержании с такими науч­ными и философскими категориями, как “бытие”, “Универсум”, “реальность”, ’Вселенная”, “космос”, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

Правда, развивающееся естествознание внесло свои коррективы, указав на факт не всегда оправданного отожде­ствления данных понятий. Например, в естествознании космос является синонимом астрономического понятия “Вселенная”, раз­личающего ближний (доступный освоению космическими аппа­ратами) и дальний (мир звезд и галактик) космос.

В современной культуре наряду с понятием “природа” исполь­зуется категория “образ природы” (в естествознании ее аналогом выступает понятие – “картина природы”, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конк­ретной науке). В образах зафиксирован “лик” самой природы, в котором она являет себя человечеству.

Образ природы задает ис­ходные параметры описания и объяснения природного мира, он увязывает в единое целое вырабатываемые в обществе представ­ления о природной среде и способах ее освоения. Поэтому такой образ – не просто мозаика взглядов и ценностей, а целостное обра­зование, вырастающее на некоем едином духовном стержне куль­туры. В нем фиксируются представления о значимости и ценнос­ти природной среды для жизни общества и отдельного человека, о характере социоприродных отношений и возможных моделях вза­имодействия человека и природы.

Философское осмысление отношений человека с природной средой имеет довольно давнюю традицию, что нашло отражение в названиях учений о природе. Древнегреческих мыслителей, осу­ществлявших поиск субстанциональных оснований природы (фю ­сис) и изучение естественных свойств вещей, называли фисиологами, а их учение – фисиологией.

Правда, в учебной литературе опускаются содержательные нюансы словоупотребления, и поэто­му наиболее распространенным термином является натурфилосо­фия как эквивалент первому. В то же время разведение этих назва­ний имеет принципиальное значение, так как каждое из них ука­зывает на греческий или латинский источник понятия природы, что свидетельствует о доминировании философского либо есте­ственнонаучного подхода при формировании концепций приро­ды.

Например, у Лукреция природа предстает как рождающая творческая фюсис, поэтому и первоначала он именует “семенами”, что восходит к Анаксагору и сохраняет греческую философскую традицию. Напротив, у Демокрита и Эпикура превалирует есте­ственнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты.

Читайте также:  Бережное отношение к природе иллюстрации

Более того, появление термина “натурфилософия” (philosophia naturalis) связывают со школой стоиков и ее позднеримским представителем Сенекой, разделив­шим философию на три части: нравственную (вносит порядок в душу), естественную (исследует природу вещей) и ту, что посвя­щена человеческому разуму (испытывает свойства слов, их распо­ложение, виды доказательств). Философ исследует сущность и причины природы, то есть исходит из понимания природы как це­лого, в то время как ученые только описывают и высчитывают ее “число и меру”. В системе философии, согласно стоикам, именно физика учит о природе и она составляет основу натурфилософии, что приводило к совпадению их предметов.

Физика вплоть до И. Ньютона называлась “натуральной фило­софией”, что нашло отражение в названии его работы – “Матема­тические начала натуральной философии”. В ней излагались фун­даментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания дости­гает вершин “философия природы” (натурфилософия), ориенти­рующаяся на фундаментальную науку как свой эталон. Задачей ученого является соответственно познание законов природы от­дельных вещей, установление причинно-следственных отношений с помощью натурного эксперимента.

В отличие от натурфилософии философия природы разраба­тывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие:

  • процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;
  • их богат­ство и разнообразие способствуют реализации этих ценностей;
  • люди не обладают правом на снижение природного разнообра­зия, за исключением случаев удовлетворения естественных по­требностей;
  • современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;
  • необходимо изменить по­литику и повлиять на базисные экономические, технологические, идеологические структуры социума и т. д.

Такая философия природы строится на переживании челове­ком встречи с внутренним “я” природы, в котором он сможет обре­сти гармонию в жизни и осуществить подлинные отношения со всеми существами, достигая блага для всех. Философия природы исследует отношения человека к природе, опираясь на онтологи­ческие, психологические, этические, экологические и другие прин­ципы, учитывающие внутреннюю ценность человека и природы как единого целого. В этой связи имеет смысл обратить внимание и на достаточно близкую к философии природы область исследо­ваний под названием экология, в поле зрения которой также нахо­дится природа и деятельность человека.

Несмотря на то, что природа является связующим элементом философии природы и экологии, предметы их различаются. Все таки основным объектом экологической проблематики является экологическая система, которая представляет собой совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных вещественно-энергетическим взаимодействием. Философия природы рассматривает проблему социоприродного взаимодействия в бо­лее широком контексте, изначально встраивая человека в струк­туры природного мира.

Источник

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

В широком философском смысле природа – это все су­щее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реаль­ность», «космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.

Специфика философского анализа природы.

Физика, химия, биология изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия же рассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого. Наука изучает природу в основном с помощью приборов и экспериментов, но ряд природных явлений оказался за пределами возможностей наблюдения. В таких вопросах, как происхождение мира, модель природного мира как целого, будущее человечества, жизнь и разум во Вселенной, наука вынуждена искать помощи у философии. Эта помощь дается в каждую эпоху в виде принципов познания и общей картины мира. Философия также ставит вопрос об отношении человека и природы.

Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии (от лат. natuга – природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских пред­ставлений о мире. В древности силы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо по­следний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя кра­соту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея бы­ла далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек творение приро­ды, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила не утратила своего значения для науки.

Современные научные теории происхождения, организации и эволюции Вселенной.

В конце XX века возникла концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов к изучению природы. В природе происходят процессы зарождения порядка из хаоса, а затем постепенной эволюции, самоорганизации этих упорядоченных систем. Например, согласно современной теории «раздувающейся» Вселенной, существует Большая Вселенная в виде вечного хаотичного электромагнитного поля, в котором возникают случайные изменения напряжения (флуктуации). В точки флуктуации стекается бесконечная энергия поля Большой Вселенной, которая превращается в бесконечные массы вещества Малых Вселенных. Часть из них может «выжить» и перейти к развитию, усложнению своей внутренней организации. В результате возникло представление об одновременном существовании большого чис­ла эволюционирующих Вселенных, одна из которых – наша Метагалактика.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграла биология. В 20-е гг. XX века в биологии на­чало формироваться новое направление эволюционного учения – уче­ние об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии. Биосфера, по Вернадскому, является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими услови­ями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь пред­стает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую кос­мическую эволюцию.

Природа как среда обитания человека. Экологические ценности современной цивилизации.

Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно вы­делить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленностии науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису –ситуации нарушения равновесия между обществом и внешней средой. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические ценности и культура.

Проблема коэволюции общества и природы.

Идея коэволюции (т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества. В связи с этим возникла проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью чело­века и сохранением целостности природной среды. Согласован­ное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве — таков путь выживания и раз­вития человечества.

Источник