Каково значение почвы в природе 5 класс география

Каково значение почвы в природе 5 класс география

Якимова Анжелика Юрьевна

Конспект урока географии 5 класс по ФГОС на тему «Почва — зеркало природы» в форме исследования с приложением.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Почва — зеркало природы»

Учитель: Якимова Анжелика Юрьевна, учитель высшей категории МСОШ № 2 г. Тейково Ивановской области

Учебный предмет: география

Авторы УМК: И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс. 5 класс»

Тема урока: «Почва — зеркало природы».

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах.

  1. Сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.

1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение;

2. Выяснить составные части почвы и главное свойство почв;

3. Выяснить этапы образования почвы;

1. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;

1. Воспитывать бережное отношение к почвам;

2. Воспитывать умение договариваться и работать в группе.

  1. компьютер учителя
  2. проектор
  3. интерактивная доска
  4. комплект Surface RT
  5. оборудование для опытов

Структура и ход урока.

Дидактическая структура урока

«Географию знать нужно!» —

Скажем всем сегодня дружно.

Вдох, выдох – это раз,

Улыбнёмся – это два,

Все за парты сели три.

Садитесь. Начинаем урок.

Настраиваются на работу

На протяжении нескольких уроков мы изучали оболочки Земли.

Угадайте оболочки Земли на ваших творческих работах. (Демонстрация работ через документ — камеру).

Какую из них мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера)

Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).

Какое из этих царств является создателем пищи для других?

Где растения берут себе силы для роста?

Наш урок будет посвящен почвам. Существует наука о почвах — почвоведение. Ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев изучал почвы и называл их тело природы.

На какие две группы делят все тела природы? (живые и неживые)

Возникает вопрос: почва — живое тело или неживое?

Давайте на уроке проведем исследование и ответим на этот вопрос .

Определяют проблему урока

-Какой объект мы будем исследовать, изучать?

— А знаете вы, как образуются почвы? А хотите узнать?

— А состав почвы, хотите узнать?

— А какое свойство почв самое главное, хотите узнать?

Тогда наш урок будет посвящен почвам.

В.В. Докучаев в своих трудах называл почву «зеркалом» природы.

Как можно тогда обозначить тему урока?

Тема урока: Почва – зеркало природы.

Запишите тему урока.

Определяют и записывают тему урока.

Выявление места и причин затруднения

Тема урока: Почва – зеркало природы.

Какова тогда цель нашего исследования? Что мы будем изучать? (Изучать почвы)

Что значит изучить почвы? (Изучить, что такое почва, ее состав)

Почва, как природное тело имеет свойства? Значит, что надо выяснить?

Почва возникла давно. Значит, что надо выяснить?

Отвечают на вопросы и определяют цель и задачи урока

Построение выхода из затруднения

Итак, цель нашего урока: исследовать природное тело — почвы.

  1. узнать, что такое почва;
  2. выяснить, как появились почвы на Земле;
  3. выяснить, из чего состоят почвы;
  4. выяснить главное свойство почв.

План нашего исследования на доске (карточки):

  1. Образование почв.
  2. Главное свойство почв.
  3. Состав почв
  4. Понятие почва.

Уважаемые исследователи, что нам потребуется для работы?

Определяют порядок работы на уроке, определяют источники информации и оборудование для исследования

  1. Задание первое. Образование почв.

Изучим материал учебника (пункт 2 на с. 130). Прочитайте про себя.

Теперь поработайте в парах и составьте план «Этапы образования почвы» в карту урока.

  1. Разрушение горных пород
  2. Образование слоя песка и глины
  3. Заселение организмами
  4. …………………………

Проверка по цепочке – 1 ряд. Вопрос, а с какой скоростью образуются почвы? (0,5 – 2 см за 100 лет). Зная, что почвы образуются медленно, как надо к ним относиться?

У вас остался незаполненным 4 этап. Давайте вернемся к нему позже.

Рассмотрите рисунок 151 на с 131 и скажите, а как человек использует почвы?

Верно, человек выращивает растения, чтобы собрать плоды. Плоды человек использует в качестве пищи.

Поэтому главное свойство почв – плодородие. Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной)

А что такое перегной?

прочитайте на с 130 абзац сверху.

Запишите в карту урока

1. определение гумус —

Особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов.

2 . Основное свойство почв – плодородие;

Вернемся к первому заданию. Что обязательно должно накапливаться в почве? – гумус. Какой будет 4 этап в образовании почв? – накопление гумуса

Отдохнули. Продолжаем исследование.

Мы выяснили, что в почве есть гумус. Только ли гумус?

Лабораторная работа. Нагреем почву – запах гнили, горит гумус, что осталось. Серая масса. Что это?

Не только из гумуса состоит почва. Ее состав гораздо сложнее. Изучим состав почвы, работая в четверках.

Работа в группах по 4. Темы работы групп:

1 группа — Газообразная часть

2 группа — Жидкая часть

3 группа – Живая часть

4 группа – Твёрдая часть

  1. Почемучка : открывает сайт, читает второму текст, озвучивает классу вопросы:
  1. Отвечайка: з аполняет ответы на карточке, озвучивает классу ответы.
  2. Теоретик: читает четвертому задание практической работы, озвучивает ход работы классу
  3. Практик: выполняет практическую работу, озвучивает вывод

Выступления групп и заполнение схемы в карте урока

Проверка полученной схемы по слайду презентации

Работают в парах и составляют план образования почвы.

Определяют главное свойство почв

Наблюдают демонстрационный опыт.

Работают в группах по 4 и изучают определённую часть почвы

Группы выступают перед классом с полученным результатом

Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

Личностные и познавательные УУД

Коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Что вы узнали о почвах?

Давайте теперь вернемся к проблеме:

А почвы живое тело или неживое?

Верно, особое тело, так как есть живая часть и неживая.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тема нашего урока: Почвы – зеркало природы. Что такое зеркало в быту? (отражение) Что же отразилось в почве?

А сколько в природе Земли мы знаем оболочек, а частей у почвы тоже 4. Посмотрите еще раз внимательно на части почвы.

Почвы – зеркало природы, так как ней отражаются все оболочки Земли. Выложите кластер «Части почвы» на своих планшетах.

Отвечают на вопросы, устанавливают причинно- следственные связи и делают вывод.

Включение в систему знаний и повторения

Выложите кластер на интерактивной доске.

Информация о д.з.

А почвы бывают разные. Одни дают хорошие урожаи зерна. На других превосходно растут леса.

Хотите о них узнать?

  1. параграф 26
  2. Творческое задание по выбору:

Составить выступление гида в музее почв (рисунок и мини — рассказ к нему) или сочинить продолжение сказки:

«Сказка о мечте старого камня»

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

Копируют домашнее задание на флэшкарты или отсылают себе на почту

Личностные, регулятивные УУД

Какое самое главное свойство почв? (Плодородие)

Какие два корня в слове «плодородие»?

У вас тоже на партах плоды. Если вы стали о почвах знать больше, то разместите свои плоды в корзину.

Источник



Значение почвы в жизни человека

Природа

Каково значение почвы в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение почвы в жизни человека и в природе

Почва является незаменимым элементом земной поверхности. Благодаря ей обеспечивается существование животных и растительных организмов, микроорганизмов. Интересно, что не только почва обеспечивает жизнедеятельность живым существам, но и сама она является результатом их жизнедеятельности.

Почва – это одна из планетарных оболочек, которая называется педосферой. В ней имеется специфическая смесь воды, почвенных элементов, органических компонентов и воздуха, что обеспечивает процессы разложения, переработки и трансформации химических соединений. А это обуславливает значение почвы для жизни природы и человека.

Значение почвы в природе

  • Так как в ней сконцентрировались энергетические запасы, то значение почвы для растений в том, что она обеспечивает процессы их жизнедеятельности и осуществления ими фотосинтеза. Результатом этого является образование полезных ископаемых.
  • Почва способствует взаимодействию между большим и малым круговоротами веществ, геологическим и биологическим.
  • Значение почвы для животных – она осуществляет регулирование основных биосферных процессов, а именно регуляцию продуктивности животных и плотности заселения их на планете.
  • Регулирует гидросферный и атмосферный состав.
  • Обеспечивает нормальные процессы жизнедеятельности всех земных организмов.
  • Почва имеет значение экологического характера: в качестве части биогеоценоза она берет активное участие в функциональности экосистемы.
  • Принимает участие в механизмах регулирования и функционирования гидросферы, атмосферы, биосферы, этносферы, литосферы.

Каково значение почвы в жизни человека?

Своим самим существованием она обеспечивает жизнедеятельность человеку и всем остальным живым организмам. Жизнь человека неразрывно связано с почвой, стоит только вспомнить, что первыми технологиями людской цивилизации были животноводство и земледелие – наиболее эффективные способы использования ресурсов земли.

Почва создает благотворные условия для жизни растений, которые постепенно превращаются в органические остатки. Благодаря им человечество может пользоваться нефтью, углем, торфом, газом. То есть почва создает огромные резервуары энергии.

В ее состав входят необходимые минеральные элементы для функционирования организма человека. В ходе круговорота геологических и органических компонентов, они высвобождаются в атмосферу и гидросферу, становясь источником органического синтеза.

Хозяйственное значение почв в том, что она является средством для производства животноводческой и сельскохозяйственной продукции. От нее зависит наше будущее. Также грунты необходимы для создания дорог и жилищ.

Кроме того, почва обезвреживает опасные радиоактивные вещества, химические соединения, вирусные и бактериальные возбудители, которые вредны для человечества и животных.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение почвы для жизни на нашей планете.

Источник

4. Роль почвы в жизни и деятельности человека

Почве принадлежит важная роль в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Международные декларации и соглашения по проблемам природопользования – «Всемирная стратегия охраны природы», «Всемирная почвенная хартия», «Основы мировой почвенной политики» – утверждают значение почвы, как всеобщего достояния человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли. Поэтому вопросы землепользования затрагивают комплекс сложных проблем социально-экономического характера: проблемы земельной собственности, земельного законодательства, земельного права, экономической оценки земель и другие, не менее животрепещущие.

По отношению к окружающей среде и человеку почва выполняет еще одну важную роль – протекторную. Обладая способностью поглощать и удерживать в себе различные загрязняющие вещества, в том числе и радионуклиды, связывая их химическим и физическим путем, почва тем самым служит своеобразным фильтром, предотвращающим поступление этих соединений в природные воды, растения, и далее по пищевым цепям – в животные организмы и человека. Однако возможности почвы в этом отношении не безграничны, а уровень техногенного прессинга все возрастает, поэтому все чаще наблюдаются случаи опасного загрязнения почв и последующего отравления людей.
Здоровье человека в значительной степени определятся той средой, в которой он вынужден жить, и, как оказалось, почве в этом вопросе принадлежит немаловажная роль.

Ряд заболеваний, причины которых ранее были неизвестны, связан с определенными почвенными условиями: избытком или недостатком химических элементов, нарушением их соотношения. Наиболее широко известными примерами из этой области являются заболевания щитовидной железы (зоб и базедова болезнь), поражения зубной эмали (кариес и флюороз), но их список очень велик и продолжает расширяться. Так, имеются сведения о связи с особенностями почвенного покрова даже онкологических заболеваний. Последние исследования онкологами географического распространения рака желудка показали, что в Тунисе, Египте, Афганистане заболеваемость раком желудка значительно ниже, чем в Англии, Франции, США. Клинические исследования позволили предположить повышенный риск этого заболевания с недостаточным содержанием магния в пище (а первопричина — химический состав почв, на которых произрастают растения), а также нарушением соотношения в почвенном растворе между ионами Са, Mg, Mn. Но еще раньше, в 60-х годах прошлого столетия, эта закономерность была установлена на примере Ростовской области в совместной работе почвоведов (профессор В.В. Акимцев) и онкологов (профессор З.М.Митлин). Ими тогда была издана книга "Почвы и здоровье", давно ставшая букинистическим раритетом.

Такие заболевания по предложению А.П. Виноградова были названы эндемическими, а территории с аномальным содержанием химических элементов – эндемическими провинциями. В.В. Ковальский составил карту биогеохимических зон и провинций СССР, она представлена в качестве иллюстрации к этой главе. На ней он выделил районы распространения ряда заболеваний человека и животных, обусловленных свойствами почв и вод. Разгадка возникновения эндемических болезней позволила выработать меры нейтрализации этих явлений.

Почвы заселены мириадами микроорганизмов. Некоторые из них выделены из почв и используются для изготовления ценных лечебных препаратов – антибиотиков. В составе почвенной микрофлоры содержатся и патогенные формы, вызывающие тяжелые заболевания, например, возбудители столбняка (b.tetani), сибирской язвы (b.antracis), злокачественного отека (b.oedematis maligni) и некоторые другие. Ряд болезней человека и животных связан с животными, живущими только в определенных почвенных условиях. Например, грызуны и насекомые, живущие в песчаных и супесчаных почвах полупустынь и сухих степей, переносят такие болезни как туляремия, чума. Поэтому инфекционисты, паразитологи при изучении закономерностей распределения этих заболеваний сотрудничают и с почвоведами.

Таким образом, многие важные вопросы медицины и ветеринарии не могут быть решены без учета особенностей почвенного покрова. И в 1986 году в рамках Международного общества почвоведов была организована рабочая группа «Почвы и геомедицина». Это создало предпосылки для выделения особого раздела в почвоведении – медицинского.

Есть еще одна область деятельности человека, где учет свойств почв и почвенного покрова в целом совершенно необходим. Почвы обладают различными инженерно-геологическими свойствами. Долговечность деревянных, металлических и бетонных конструкций, фундаментов зданий и их стен, зависит от химического состава почвенно-грунтовых вод и от взаимодействия между материалами сооружений и почвой. Строительство дорог, аэродромов также опирается на научные положения почвоведения, так как свойства почв определяют долговечность покрытий и этих сооружений.

Надеюсь, мне удалось Вас убедить в исключительной важности, уникальности «самого преизящнейшего творения Всевышнего». Но современное состояние почвенного покрова нашей страны неудовлетворительное, и продолжает ухудшаться. Для преодоления дальнейшего развития деградации почв, в том числе знаменитого русского чернозема – национального достояния страны, необходимы меры по их защите, и, прежде всего, совершенствование земельного законодательства. Немаловажную роль должно сыграть и воспитание уважительного отношения к земле-почве, и начинать эту работу надо еще в школе. Мировое сообщество уже пришло к пониманию этого положения. В США разработан проект, одной из задач которого является объединение ученых, учителей школ и школьников для включения почвоведения в школьные программы. К сожалению, на родине почвоведения об этом пока не помышляют.

Но учиться никогда не поздно. И мы с Вами будем постигать азы этой науки не за партой, а прямо у себя на участке.

Источник

Конспект урока по географии в 5 классе «Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.»

К конспекту урока по географии « Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы».

Вопросам изучения почв своей страны и региона уделяется много внимания практиками и хозяйственниками, научными работниками и бизнесменами. С каждым годом возрастают масштабы антропогенной деятельности человека.

Почва, как поверхностный слой почвы, определяет ресурсный потенциал биосферы для потребления будущими поколениями людей. Сегодня последствия ухудшения почв уже выражаются в целом ряде глобальных, региональных и местных экологических проблем, связанных с состоянием атмосферы, гидросферы и здоровья людей.

Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Как разработчик урока, ставлю следующие цели:

1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

2. Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

1. Усвоение понятий: почва, почвоведение; выяснение состава почвы, условий образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определение почвенных горизонтов и их особенностей; сравнение видов почв и выявление сходств и различий.

2.Развитие умения сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитание умения работать в группе, бережное отношение к богатству страны — почве.

На уроке используются игровые технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации,- здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий стимулирует школьников к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность. А также совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.

В условиях введения ФГОС актуальной становится задача формирования у учащихся целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста, поэтому был выбран еще один метод- метод интеграции. Использование межпредметных связей играет роль пускового, побуждающего стимула и способствует включению учащихся в познавательную деятельность. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами познавательной активности.

Ожидаемые результаты

Основным критерием результативности деятельности в процессе проведения урока будет выступать критерий сформированности у детей правильного понимания понятий по данной теме. Основными показателями такого критерия будут служить: активизация познавательной деятельности учащихся, информированность по теме урока.

Основная часть

Авторы УМК: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин «Введение в географию. 5 класс»

1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом —
Что вы скажете о нём?

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)

2. -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о почве)

-Знаете ли вы, что такое почва?

— Знаете ли вы, как образуется почва?

— Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?

— Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?

— Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?

— Знаете ли вы кто такой Докучаев?

Свойства почвы: Опыты по определению состава почв:

Опыт №1 (группа 1)

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт №2 (группа 2)

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.

Вывод: в почве есть вода.

Опыт №3(группа 3)

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.

Опыт №4 (группа 4)

1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.

2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.

3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).

Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

— Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.

Значит главное свойство почвы – плодородие ! Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью.

Физ. минутка:

«Сказка о мечте старого камня»

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

Дети продолжают сказку : И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем”. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Теперь познакомимся с видами почв.

-Рассмотрите образцы почв.

— Что вы заметили? (Они по цвету разные)

— Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?

— Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.

V . Обобщение и закрепление полученных знаний..

1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1. водой и кислородом

2. питательными веществами

3. питательными веществами, водой и кислородом

2. Плодородие почв зависит от…

1. содержания гумуса и влажности

2. механического состава и структуры

3. содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности

3.Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1. продуктов жизнедеятельности животных

2. частей растений, попадающих в почву

3. почвенных минералов

4. Наиболее плодородные почвы России –…

5. Черноземы в основном используют под…

2. строительство промышленных объектов

3. сенокосы и пастбища

6. На черноземных почвах в основном выращивают…

1. рожь, лен–долгунец и хлопок

2. пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3. чай и цитрусовые культуры

Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.

Разработка урока продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Проблема сохранения земельных ресурсов, на которых строится сельскохозяйственная деятельность человека, действительно остается актуальной. Быстрый рост населения земного шара постоянно требует увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Эту проблему можно решить либо увеличением урожайности сельскохозяйственных культур, либо освоением новых земель.

Своевременно полученная информация может побудить учащихся задуматься о том, что среди природных ресурсов почвы занимают особое место, так как обладают естественным плодородием. Это их важнейшее свойство служит нам, людям для производства продуктов питания.

Тип урока: комбинированный

Содержание урока: проведен в рамках программы. Основной акцент сделан на активизацию работы учащихся с использованием почвенной карты мира, закреплении терминов и понятий, выявлении причинно-следственных связей между климатом и почвой. Урок построен так, чтобы весь достаточно объемный материал был охвачен на уроке.

Тестовые задания были составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки данного класса.

Мотивация: Чтобы заинтересовать учащихся, на уроке использовались:

Эмоциональный настрой; — работа в группах; — быстрый результат; — игровые технологии; — технология уровневой дифференциации; — здоровьесберегающие технологии.

Формы: На уроке присутствовали все три формы: — общеклассная (изучение нового материала), групповая ( взаимопроверка), индивидуальная (повторение изученного материала)

Средства обучения: учебник, атлас, карточки с заданиями, физическая карта.

Методы: На уроке использовались следующие методы:

— по источникам знаний : словесные, наглядные, практические.

— по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа, работа в группах

— по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизведение изученного по памяти), частично-поисковый (при формулировке и объяснении некоторых понятий), проблемный ( в течении изучения нового материала)

по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, обобщающий, сравнительный, классификационный

Дифференцированный подход: при выполнении теста, при работе в группах.

Оценки и домашнее задание: объявлены и прокомментированы.

Условия проведения урока: урок проводился в кабинете географии, в классе светло, чисто, уютно. Кабинет оформлен необходимыми картами. Температурный режим – в норме. Для ребят это привычная рабочая обстановка.

Результат: на цель вышла.

Список литературы:

1. Джахангиров А.Д. Кузьминцев В.П. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 2007.

2. Добровольский Г.В. Принципы и задачи почвенного мониторинга. Почвоведение, №11, 2004

3. Докучаев В.В. Дороже золота русский чернозем. – М.: Издательство МГУ,

3. Зверев А.Т. Экология: сборник задач и упражнений. – М.: Издательство МИИГАиК, 2006.

4. Ильин В.Б., Степанова М.Д. Относительные показатели загрязнений в системе почва-растения. – Почвоведение, 2008.

5. Качинский Н.А. Почва, ее свойства и жизнь. – М. : Наука, 2007.

6. Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. – СПб.: «Крисмас+», 2000.

7. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2005.

Источник

Земля — роль почвы в природе и жизни человека

земля

Природа наградила наш мир почвой, которая является основополагающим критерием существования всего живого на Земле. Из почвы мир получает все жизненно необходимые элементы. Именно поэтому ее нужно оберегать, удобрять и избавлять от негативных факторов.

Почва в природе

Земля почва с молодыми побегами

Почва является одной из главных составляющих педосферы — геофизической оболочки планеты.

Основной функцией почвы, как отдельного элемента в природе, является обеспечение жизни в целом. Ведь именно она дает возможность существования, роста и размножения всему живому — различным микроорганизмам, экосистемам, растениям, животным, человеку.

Почва является основой для образования всех жизненно необходимых элементов — воды и элементов минерального питания в виде химических соединений.


Пример: 1) растение в горшке с песком; 2) растение в горшке с глиной; 3) растение в горшке с почвой

Почва является не только необходимым условием для жизни на Земле, но и также следствием этой жизни.

Почва необходима для запаса энергии. Именно в ней проходят процессы фотосинтетической деятельности растительного мира. Примером такой деятельности является использование человеком огромного количества топлива, пищи и кормов, образующихся в недрах земного покрова. Уголь, газ, нефть, торф — все это следствие фотосинтетических процессов.

растение и питательные элементы через почву

Почва играет большую роль в природе. Она обеспечивает безостановочное взаимодействие геологического и малого биологического обмена веществ. Круговорот кислорода, углерода, азота осуществляется именно через нее. Через почву эти элементы поступают в корни растений, создавая необходимые условия для пищевых цепочек. Таким образом она регулирует состав атмосферы и гидросферы.

Почва регулирует различные процессы, происходящие в природе. Одним из них является биосферный процесс. Роль почвы в этом процессе — стабилизация плотности и продуктивности всего живого на Земле.

Земельные ресурсы в жизни человека

земельные ресурсы

Земельные ресурсы — земли, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Земельные ресурсы определяются по нескольким критериям. Огромную роль играет рельеф определенной местности. Он может быть удобен, не удобен или непригоден для осуществления конкретной деятельности. Равнинные территории подходят для взращивания культурных пород или определенной обработки. Горная и бугристая местность не достаточно удобна для орошения или удобрения растительных пород. А есть территории, на которых невозможно заниматься какой-либо целенаправленной деятельностью — расчлененные овраги, каменистые возвышенности, болота и другие.

Плодородие земельных ресурсов также важно для осуществления человеческой деятельности. Хороший почвенный покров сможет напитать все растения достаточным количеством необходимых веществ и элементов.

Почва и земельные ресурсы играют важную роль в жизни человека. Именно из почвы мы получаем все необходимое для жизни — пищевые ресурсы.

Земельные ресурсы помогают в осуществлении сельскохозяйственной деятельности и лесоводства. Также земля является источником строительных материалов, благодаря которым строятся современные сооружения.

Загрязнение окружающей среды почвы

загрязнение воды

Практически каждый вид деятельности человека наносит огромный вред почвенному покрову. Промышленные отходы черных и цветных металлов, отходы химической промышленности, органические химические соединения, продукты неорганической химии — все это сказывается на качестве почвы и земельных ресурсов.

Предприятие, не устанавливающие очистительные фильтры, выбрасывают в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, пыль, золу, дым, сульфаты и нитраты.

загрязнение Земли

Предприятия, занимающиеся простым органическим синтезом, оставляют отпечаток на почве. Они выбрасывают технологические отходы, которые не перерабатываются в условиях естественной среды.

Производство высокомолекулярных соединений сказывается на состоянии почвы. При осуществлении подобной деятельности в природу попадают мономеры, катализаторы, растворители, стабилизаторы, пластмасса, резина и другие вещества, загрязняющие окружающую среду почвы.

Источник

Читайте также:  Стремясь постичь тайны природы ученые всегда стремились к новому неизведанному