Картинки из библии природа



143 христианские открытки с цитатами из Библии

21 thoughts on “ 143 христианские открытки с цитатами из Библии ”

Благодарю за красоту слова Божьего!

А тут треба включить мозок:
Нехай славиться ім’я твоє.,Яке ім’я?Ким славиться?

Нехай прийде Царство твоє.,Яке царство? Куди прийде?

Нехай буде воля твоя.Яка воля.

І ще:
Бо «кожен, хто кличе ім’я Єгови, спасеться»
Рим.10:13

Всім добра , любові ,щастя.

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ СОВЕРШЕННОЕ

Да благословит Вас Господь. Мира,любви,радости. Велик наш драгоценный Господь!Прибывайте в вере и любви.

Спасибо. Божьих вам благословений.

Спасибо! Хорошие открытки с место писанием! Очень нужное, укрепляет, бодряет, вдохновляет,, дай Бог вам здоровья, радости, любви и мира! Пусть наш Господь Иисус Христос окрыляет Вас на новые подвиги, для Христа!

Спасибо. Божьих вам благословений.

Отец!Сын Единородный Иисус Христос!Святой Дух. Спасибо За Исцеление Мир!Новое Радостное Сердце!В Божией Любви!Вечная Слава! АМИНЬ

Прекрасные открытки,прекрасные слова! Так радостно на душе! Спасибо.

Очень очень красиво спасибо

Пусть Бог благословит вас

Божье слово в сочетании с красотой это Божья благодать.

Очень красивые слова….. Спасибо большое было очень приятно.

Красивые очень. спасибо большое

Добавить комментарий Отменить ответ

Найти

Авторские украшения

Рубрики

    (190) (461) (56) (613) (361) (102) (187) (122) (159)

      (80)
      (58)
      (1)
      (27)
      (25) (43)
      (20) (61)
      (65) (14)
      (44) (40)
      (1) (45) (58) (10) (18)
      (32) (28) (38)

    Топ записей

    • Христианские открытки с днем рождения! (73)
    • Христианские пожелания (150 открыток, стихи, цитаты) Часть 1
    • Христианские поздравления с днем свадьбы (14)
    • 143 христианские открытки с цитатами из Библии
    • Христианские пожелания (80) Часть 2
    • 137 Христианских открыток с цитатами из Библии
    • Цитаты и картинки о дружбе
    • Библейские кроссворды
    • 150 загадок (Библейских, логических, математических, юмористических)
    • Христианские открытки со стихами (115)

    Архивы

    Когда необходимо сделать выбор, а вы не делаете — это тоже выбор.

    Обновления Twitter

    • Страсть в определенных рамках называется творчеством kapalrain.wordpress.com/2021/03/02/121… через @wordpressdotcom2 days ago
    • Россия — не нормальная страна: Польша выступила с громким заявлением » ЦЕНЗОРУ.НЕТ — Самые Свежие Новости России Ук… twitter.com/i/web/status/1…1 week ago
    • Действительно ли мёртвые мертвы? Что происходит после смерти? plavit.wordpress.com/2021/05/26/%d0…1 week ago
    • RT @IdfRussian: Нелегко бороться с террористической организацией, которая встраивает свою военную инфраструктуру в гражданские районы. Мы… 2 weeks ago
    • Times: ХАМАС начал ракетные обстрелы Израиля из-за денег vesty.co.il/main/article/S… Footer 2 weeks ago
    • RT @IdfRussian: ХАМАС потратил последнее десятилетие на строительство террористической сети тоннелей “Метро” для осуществления террористиче… 2 weeks ago
    • RT @IdfRussian: Присмотритесь: эта фотография была сделана сразу после того, как ХАМАС совершил ракетный обстрел Израиля из жилого района в… 2 weeks ago

    Бог есть любовь: Христос умер за грехи наши, погребен был и воскрес в третий день, по Писанию. Итак, Бог повелевает покаяться.

    Источник

    Библейские картины Айвазовского

    Великий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия.

    Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

    Сотворение мира

    Библейские картины Айвазовского

    Сотворение мира. Хаос. И. К. Айвазовский. 1889 г. Холст, масло, 54×76. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

    Библейские картины Айвазовского

    «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь». Настал вечер, настало утро — первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро — второй день» (Книга Бытия, 1:1–8).Но есть еще и такой вариант. Сотворение мира. Иван Айвазовский.

    Библейские картины Айвазовского

    1864 г. Холст, масло. 196×233. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Военно-морской флот СССР и РоссииСотворение мира. Хаос. И. К. Айвазовский. 1889 г. Холст, масло, 54×76. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

    Сотворение мира. ХаосБиблейские картины Айвазовского

    За границу, в Италию, АЙВАЗОВСКИЙ поехал в 1840 году. Первым его итальянским городом стала Венеция. Здесь на острове святого Лазаря жил его старший брат Габриэл, занимавший видное положение в конгрегации мхитаристов. Это религиозное братство, существующее и поныне, основал в начале XVIII века армянский просветитель Мхитар Себастаци, сделавший его центром по изучению национальной истории и культуры, чтобы ознакомить с ними европейцев. Это была «маленькая Армения» близ Венеции. В богатой библиотеке конгрегации, художник читал средневековые армянские манускрипты, украшенные красочными миниатюрами. Только здесь, в Италии, молодой художник впервые хорошо познакомился и проникся культурой и историей своего многострадального народа, рассеянного по всему свету. После, он не раз в своей жизни будет приезжать на остров святого Лазаря.
    Италия, ее природа, искусство стали для него образцом красоты. Он работал с огромным воодушевлением и создал около пятидесяти больших картин. И Италия ответила ему взаимностью. Его выставки вызвали большой фурор. Особенного восторга удостоилась картина «Хаос. Сотворение мира» , навеянная стихом из Книги Бытия:
    «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие, I, 2)
    На полотне с необычайной выразительностью передан мрак, постепенно вытесняемый светом. Николай Гоголь, с которым Айвазовский познакомился в Италии, писал ему: «Твой «Хаос» вызвал в Ватикане хаос» . Папа Григорий XVI пожелал купить картину. Но Айвазовский ему ее подарил.
    В начале XX века папа Леон XIII подарил полотно армянской конгрегации мхитаристов в Венеции. Там она и находится по сей день.

    Всемирный потоп

    Библейские картины Айвазовского

    «Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).

    Айвазовского не прошел мимо и главного «морского» сюжета Библии — всемирного потопа. В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году и находится в собрании Русского музея. Картина попала в собрание Русского музея, потому что ее в свое время высокого оценили два императора Александр II и Александр III. Первый из них приобрел ее на выставке в Академии художеств для Эрмитажа, а второй передал в собрание созданного им Русского музея.

    Сошествие Ноя с горы Арарат

    Библейские картины Айвазовского

    Сошествие Ноя с горы Арарат. Иван Айвазовский. 1870-е. Холст, масло. Музей Армянской патриархии, Стамбул Родон

    Библейские картины Айвазовского

    «В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи — и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы — все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19).Сошествие Ноя с Арарата. Иван Айвазовский. 1889 г. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван, Армения alt=»Библейские картины Айвазовского» width=»620″ height=»auto»/>Сошествие Ноя с Арарата. Иван Айвазовский. 1897 г. Рисунок выполнен для книги «Братская помощь в Турции армянам» (составитель Г. Джаншиев)

    Переход евреев через Красное море

    Библейские картины Айвазовского

    «И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).

    Хождение по водам

    Библейские картины Айвазовского

    Библейские картины Айвазовского

    «Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).Есть несколько вариантов. «Хождение Христа по водам» — был один из любимых сюжетов Айвазовского, к которому художник в течение жизни возвращался не один раз (кстати, один из вариантов этой картины Айвазовский подарил св.Иоанну Кронштадтскому).

    Предательство ИудыБиблейские картины Айвазовского

    КрещениеБиблейские картины Айвазовского

    Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

    Библейские картины Айвазовского

    Мой скромный список не претендует на полноту, но достаточен для знакомства с творчеством Айвазовского в жанре Библейской живописи. Конечно, сейчас уже невозможно увидеть те многие картины, судьба которых остаётся неизвестной, или наоборот, известно, что они потеряны навсегда. Поэтому любой список будет всегда оставаться неполным. Часто только благодаря людям, не оставшимся равнодушными, мы можем сейчас любоваться произведениями искусства прошлого. Так происходило и с картинами Айвазовского. Вот судьба картины “Сошествие Ноя с Арарата”, подаренной новонахичеванской школе. Шла гражданская война, школа была превращена в казарму, ее попеременно занимали то красные, то белые. Картиной закрыли пролом в двери, потом она исчезла. Ее похитил (а точнее спас) Мартирос Сарьян, бывший ученик этой школы. В 1921 году вместе с другими собранными им произведениями армянского искусства Сарьян привез “Сошествие Ноя” в Ереван.Две картины. Крещение армянского народа иБогоматерь с младенцем

    Неоднократно будучи в Константинополе, Иван Константинович тесно общался с армянской общиной и духовенством этого города. Впоследствии он написал несколько картин на Библейские темы для церквей в Турции. К нему также часто обращались и с вопросами о строительстве и благоустройстве храмов. Хотя Айвазовский не был архитектором, он откликался на просьбы и проектировал культовые сооружения. В Матеадаране (Институт древних рукописей расположенный в Ереване) сохранился документ – письмо попечителя церквей и монастырей Таврической губернии от 4 января 1846 года католикосу всех армян Нерсесу Аштаракеци: «Получил от господина Айвазовского созданный им план церкви Святого Геворга. Имею честь вручить его Вам, Ваше Преосвященство, и просить от имени армянской общины Феодосии познакомиться с ним и возвратить с распоряжением о начале строительства этой же весной….Питаю надежду на то, что до отъезда господина Айвазовского, им будет выполнен проект церкви в Карасубазаре» (Белогорск). Известно, что в Крыму по чертежам Айвазовского построено несколько храмов и часовен. В Феодосийской галерее хранятся чертежи одной из армянских церквей, созданные рукой художника. Подобные проекты он осуществлял и впоследствии. Благоустройство и художественное оформление культовых сооружений тоже входило в сферу деятельности Айвазовского. Иван Константинович отдал много сил реконструкции одного из древнейших памятников армянской архитектуры – феодосийского храма Святого Саркиса.Библейские картины Айвазовского
    Апостолы Павел и Петр и Хождение по водам.
    На общественные средства были произведены реставрационные работы, а художественное оформление церкви осуществил сам Айвазовский. В подарок храму он написал несколько картин на Библейские темы, в том числе «Образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду» (нынешнее местонахождение неизвестно). Об этом свидетельствовала надпись на мраморной доске, с внутренней стороны стены: «Храм Св. Саркиса восстановлен из руин с божественным умением в 1888 году усердием и старанием верховного архимандрита Хорена Степаняна, которому содействовал художник Айвазовский, армянской национальности, даривший великолепные картины благочестивому армянскому народу Феодосии», (памятная доска не сохранилась).Библейские картины АйвазовскогоТайная вечеряБиблейские картины Айвазовского
    Моление о чаше.
    Айвазовский создал ряд портретов религиозных деятелей, как своих современников, так и исторических персонажей связанных с христианством. Можно ещё добавить, что свои произведения для культовых сооружений художник отдавал в подарок.Библейские картины АйвазовскогоФеодосийская картинная галерея.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Источник

    ПРИРОДА (NATURE)

    Мы не воспринимаем Библию как «книгу по природоведению», тем не менее, вопрос, несомненно, можно поставить именно так. Библейский мир со всеми происходящими в нем человеческими делами преимущественно природный. Читатели Библии от начала до конца видят мир неба и моря, дождя и ветра, гор и полей. За исключением сюжетных линий и характерных персонажей, ни к одной теме в этом словаре не относится столько статей, как к теме природы. В число основных библейских архетипов природы (не считая второстепенных) входят буря, вода, горы, деревья, дождь, жатва, животные, засуха, звезды, зерно, луна, море, облака, овцы, пастбища, погода, птицы, пустыня, пшеница, равнина, растения, река, сельская местность, рыбы, сад, солнце, трава, снег, фрукты и цветы.

    Артистизм и романтика природы. Природа представляет собой источник художественной красоты, и образы, которые библейские авторы связывают с ней, часто носят отпечаток мира искусства. В рассказе о сотворении мира природа показана произведением Божьей творческой деятельности, во многом сходной с тем, как художник наполняет холст пейзажами и образами. В самом рассказе о сотворении оценка различных сторон природы, что они «хороши», служит косвенным подтверждением их красоты как объектов художественного созерцания и восхищения сначала в глазах Бога, а затем людей. Псалмопевец говорит о небесах как о деле перстов Божьих ( Пс. 8:4 ), а персонифицированная Премудрость заявляет, что горы были «водружены» ( Притч.8:25 ). Другие библейские авторы при описании художественных достоинств природы пользуются архитектурными метафорами: у земли есть основания ( Иов 38:4 ; Пс. 101:26; 103:5 ; Притч.8:29 ; Ис. 48:13 ) и краеугольный камень ( Иов 38:6 ), а ее создание было задумано и совершено Богом с использованием таких строительных инструментов, как мера, шнур, разметка и весы ( Иов 38:5–6 ; Притч.8:27–29 ; Ис. 40:12 ).

    Предназначение художественной красоты – доставлять удовольствие, поэтому в Библии с природой связаны образы восхищения. Деревья в раю были «приятными на вид» ( Быт. 2:9 ). Высшими примерами красоты природы показаны бесподобные зеленые пажити и тихие воды в Пс. 22:2–3 . В Пс. 18 поэт придает обыденному характер чуда, связывая восход солнца с возбуждением и радостью во время свадьбы или бега ( Пс. 18:6 ). Хотя в Пс. 103 отношение к природе в основном утилитарное, поэт включает в него радостные образы пения птиц ( Пс. 103:12 ), «вина, которое веселит сердце человека», и «елея, от которого блистает лицо его» ( Пс. 103:15 ). В этом же псалме заявляется, что Бог создал море отчасти как спортивную площадку, на которой может «играть» левиафан ( Пс. 103:26 ; в NIV «резвиться»; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). По словам голоса из бури в Иове 38:7, сотворение Богом земли сопровождалось общим ликованием утренних звезд и радостными восклицаниями сынов Божиих.

    Красоту природы выражает также суть показанного Иисусом образа «полевых лилий», превосходящих великолепие одежды Соломона ( Мф. 6:28–29 ). Имеет значение и побуждение Иисуса «смотреть» на полевые лилии – отчасти это призыв к эстетическому созерцанию красоты природы.

    В наиболее концентрированном виде образы красоты природы присутствуют в Песни песней. Любовная поэзия наполнена красотами природы в расчете, по-видимому, на то, что наши чувства к природе перерастут в романтические. Пасторальный мир Песни – это мир с образами виноградников в цвету, цветов, пастбищ, весеннего распускания растительности, плодоносных смоковниц и пышных садов – всего по-настоящему прекрасного, с идеальными возлюбленными в идеальном цветущем саду и на фоне плодоносного пейзажа.

    Утилитарные образы. К. С. Льюис характеризует восхищение евреями природой как одновременно «утилитарное и поэтическое». В Библии функциональное отношение к природе преобладает над чисто эстетическим. Тем самым ветхозаветные авторы демонстрируют свою принадлежность к народу крестьян: люди «рассматривали Природу с точки зрения садовников и крестьян». Наиболее ясный пример – Пс. 103 , где природа показана пригодной для разных надобностей (иными словами, полезной). Поэт размышляет, как различные силы природы способствуют поддержанию существования творения – вода для животных, деревья для птиц, трава для скота, растения для возделывания человеком и так далее.

    Аналогичный взгляд прослеживается в пасторальной истории Книги Руфь, где целью жатвы показано обеспечение общины питанием. Деревья в раю были не только «приятными на вид», но и «хорошими для пищи» ( Быт. 2:9 ). В аграрном обществе, в котором почти каждый зависел от земли и природы, нельзя было позволить себе роскошь абстрактного любования природой. За исключением царской беседки в Песни песней, в Библии даже сады показаны местами не прогулок, а занятия земледелием – неоднократно говорится, что люди разводят сады и едят плоды из них ( Ам. 9:14 ; ср. Иер. 29:5 ).

    Из этого проистекают два конкретных образа природы. Первый – постоянная забота о посевах и урожаях. Второй – наблюдение за погодой, а не любование пейзажем ( Пс. 64:10–14; 103:10–18 , где Бог как вселенский садовник и смотритель орошает Свое творение). По словам Льюиса, псалмопевцы показывают нам как бы «вкусовые качества погоды – почти как плода, который можно попробовать».

    Природа исполняет также роль нравственного учителя. Иисус побуждал нас смотреть на полевые лилии не только из-за их красоты, но и для того, чтобы усвоить наглядный урок бессмысленности заботиться о физических потребностях в пище и одежде ( Мф. 6:28–31 ). В Ветхом Завете мудрец советует ленивому «пойти к муравью», чтобы получить урок трудолюбия, исходящего от внутренней мотивации ( Притч.6:6–8 ).

    Величие. В оценке красоты природы веками существовало два основных подхода. Самый распространенный из них часто называют «живописным». Библейские образы природы тяготеют к другому подходу, известному как «величие». Библейское воображение склонно видеть громадные и грозные образы природы. Так, есть песнь о грозе ( Пс. 28 ), но не о закате солнца. В богоявлениях псалмов ( Пс. 17:8–16; 76:17– 19; 96:2–5 ) показаны образы колыхающейся земли, содрогающихся гор, густой тьмы, града, грома и молний. Известный образ величественной природы в Библии включает в себя описание бегемота (по-видимому, гиппопотама) и левиафана (приукрашенного или мифического крокодила), рассказ о которых голос из бури использует, чтобы принудить Иова к молчанию и смирению ( Иов 40:10–27 ).

    Образы природы в Библии чаще грозные, а не спокойные. Например, в Библии природа склонна к таким крайним проявлениям, как засуха и наводнение. Когда псалмопевцу необходимо показать образы ужаса, в котором верующие уповают на Бога, его воображение обращается к образам бурных вод и землетрясений ( Пс. 45:3–4 ). В псалмах больше упоминаний о горах и небе, чем о цветах и садах. Ту же тенденцию мы видим в перечне природных явлений, которые Бог представляет Иову ( Иов 38 – 39 ).

    Величие природы легко становится образом таинственности. Опять же, здесь, в первую очередь, можно привести примеры вопросов, которые Бог задает Иову, чтобы принудить его к смиренному молчанию. Вопросы Бога в Иов 38 – 39 пробуждают двоякое чувство человеческой ограниченности – недостаток человеческих знаний о том, как природные существа делают то, что они делают, и физическая незначительность и слабость человека по сравнению с таинственной силой, которой обладают многие создания. Даже происхождение природы – тайна для человеческого ума ( Иов 38:4–7 ).

    Невинность и падение. Некоторые образы природы в Библии представляют собой взаимодополняющие противоположности, одна из которых – невинность и падшее состояние природы. Идеологическими рамками этого образа служит существование до и после грехопадения. Только что сотворенный мир ( Быт. 1 ) и Едемский сад – высшие библейские образы невинности природы. Здесь природа показана мирной и дающей пропитание как Божье обеспечение потребностей человеческого рода (см. АДАМ). Невинная природа вновь появляется в пророчествах о «золотом веке» восстановленного народа, у которого пустыни превратятся в сад ( Ис. 51:3 ) и который будет разводить сады и есть плоды их ( Иер. 29:5 ). В отличие от неистовства падшей природы, «волк будет жить вместе с ягненком» и «корова будет пастись с медведицею» ( Ис. 11:6–9 ). В тысячелетнем царстве «вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» ( Ис. 55:13 ). Итак, природа предстает одним из основных образов невинности и искупления. Даже в своем падшем состоянии она выглядит объектом укрепляющего душу созерцания; показательным примером в Библии служит Исаак, вышедший вечером «в поле поразмыслить», что стало прелюдией его первой встречи со своей женой Ревеккой ( Быт. 24:63 ).

    Но в саду природа пала вместе с человеком. Самыми известными образами изменения статуса природы служат «терние и волчцы», ставшие проклятием земли ( Быт. 3:18 ). Еще один библейский образ падшей природы – хищные животные: пустыня, через которую проходили израильтяне, была «великой и страшной», населенной «змеями, василисками, скорпионами» и изобиловавшей «местами сухими, на которых нет воды» ( Втор. 8:15 ). В выразительной персонификации Павла «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8:22 ).

    Падшее состояние природы выражается также в ее тенденции к разложению. В Библии природа представлена не только мощной, но и хрупкой. Самый распространенный образ, которым библейские авторы пользуются в этом отношении, – «трава полевая», всегда изображаемая в Библии на грани погибели (напр., Пс. 89:6 ; Мф. 6:30 ). Изменения присущи самой природе земли ( Пс. 45:3 , здесь, вероятно, имеется в виду эрозия земли), и Павел пишет, что творение подвержено «суете» и «рабству тлению» ( Рим. 8:20–21 ).

    Еще одна особенность падшего состояния природы заключается в ее разрушительной силе. Положительная сторона этого выражается в демонстрации силы и славы Бога ( Пс. 28 ). Негативная же сторона проявляется в том, что люди уязвимы перед лицом разбушевавшейся природы. Яркий пример тому – наводнение, уносящее людей ( Пс. 68:3, 16; 87:18; 123:4 ). Соответственно, один из выразительных образов Божьих искупительных дел в жизни человека – спасение его из вод ( Пс. 17:17; 68:15; 143:7 ). Пророческое видение времени, когда хищники «не будут делать зла и вреда» ( Ис. 11:9 ), напоминает нам, что животные в падшем мире часто символизируют ужас.

    Порядок и неукротимая энергия. Еще одно противопоставление, которому в Библии придается большое значение, заключается в наличии порядка, расчета и контроля, с одной стороны, и неукротимой энергии, излишеств, крайностей и даже хаоса – с другой. Природа как выражение строгого порядка – даже иерархии бытия – показана в Пс. 148 , где поэт как бы спускается по ступенькам природы от «небес» до «земли» и «всех народов». Понятие порядка лежит в основе образа, в котором Бог «затворил море воротами» и «утвердил ему Мое определение», сказав: «Доселе дойдешь, и не перейдешь» ( Иов 38:8, 10–11 ). Еще один памятный образ упорядоченности и расчета в природе – дневное движение солнца. Взаимосвязанный механизм, изображенный в Пс. 103:10–18 , при всем своем разнообразии раскрывает порядок в природе и власть над ней. Дневной цикл и другие библейские «времена» основываются на предсказуемом природном цикле «сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы, дня и ночи» ( Быт. 8:22 ).

    Но с другой стороны, мы видим в природе некоторые излишества и чрезмерную энергию, которые угрожают потрясти заложенную в ней цель. Само многообразие природных явлений, за которыми надзирает Бог ( Иов 38 – 39 ), создает образ бьющей через край природной энергии. Еще один пример – кишащие живностью воды в рассказе о сотворении мира ( Быт. 1:20–21 ). В библейских картинах природы ничто не остается неподвижным: вода течет, пар поднимается, молнии сверкают, море вздымается. Когда Бог орошает землю, Он делает это «обильно» ( Пс. 64:10; 103:16 ). В распоряжении Бога не просто снег и град – у Него их целые «хранилища» ( Иов 38:22 ). В библейском воображении пажити могут быть такими пышными, что начинает «течь пустыня» ( Пс. 64:13 RSV), и урожай винограда тоже столь обильный, что горы и холмы источают сок ( Ам. 9:13 ), а жатва такая богатая, что жнецы встречаются с людьми, засевающими урожай будущего года ( Ам. 9:13 ).

    Мифические образы природы. Примитивное воображение склонно изображать природу в мифическом виде с чертами персонифицированного божества. В Библии есть похожие образы, но они основываются, скорее, на поэтической вольности, чем на действительных представлениях. В Пс. 18:2–5 природа говорит «голосом» Бога. Бог поэтически изображается Богом бури в Пс. 17:8–16; 28; 76:17–19 . В Пс. 138:15 образ таинственного роста зародыша в материнской утробе заимствован из мифа окружающих народов, что все живые существа зародились в центре земли. В Пс. 103 служение природы Богу метафорически изображается как облачение Бога светом, использование Богом облаков как колесницы и ветра как Своих посланников ( Пс. 103:2–4 ); в результате природе придается смысл божественной жизни и цели. Далее в Пс. 103 показана изумительная картина Божьего обеспечения природы всем необходимым средствами самой природы, создающей впечатление природы как единого всеобъемлющего организма наподобие мифического существа.

    Персонификация природы создает такое впечатление и в других местах. Холмы и долины «одеваются хлебами», «восклицают и поют» ( Пс. 64:13–14 RSV). Реки «рукоплещут», и горы «ликуют вместе» ( Пс. 97:8 ). В грядущем тысячелетнем царстве горы и холмы «будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» ( Ис. 55:12 ; см. МУЗЫКА).

    Природа как Божий инструмент. Библейские образы природы придерживаются строго теоцентрического взгляда. Мы редко теряем из виду факт, что природа – Божье творение как по своему происхождению, так и в дальнейшем. Псалмы хвалы, например, представляют собой вариацию на тему сотворения мира ( Быт. 1 ), и в них подчеркивается, что его создал Бог. В то время как романтическая традиция XIX века безразлично относилась к тому, как появилась природа, происхождение природы было поистине навязчивой идеей авторов Библии. Псалмы хвалы казались бы неполными, если бы в них не отмечался факт, что «словом Господа сотворены небеса» ( Пс. 32:6 ) или что Бог сотворил «небо и землю, море и все, что в них» ( Пс. 145:6 ).

    Поддержание творения – тоже одна из важнейших библейских тем, связанных с Божьим Провидением. В Пс. 146 продолжающаяся повсюду жизнь природы показана результатом Божьих дел. Кульминацией этой темы служат слова в Пс. 103 , что «все они ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время» ( Пс. 103:27 ). Когда Бог открывает Свою руку, творения «насыщаются благом», а когда Бог сокрывает Свое лицо, они «умирают» ( Пс. 103:28–29 ; ср. Пс. 144:15–16 ). Короче, природа в Библии изображается полностью зависимой.

    Важное логическое следствие заключается в том, что люди в Библии столь же зависимы, как и природа. Они – часть природы. В ступенчатой картине природы в Пс. 148 мы видим и людей наряду с горами, холмами и снегом. Суть выражается в формулировке в Пс. 35:7 : «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!». Таким образом, интерес библейских поэтов распространяется на стороны природы, которые безразличны человеку или даже открыто враждебны ему (напр., бури и молнии).

    Власть Бога над силами природы – еще один образ служения природы Богу. Реки «возвышают волны свои», но «паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь» ( Пс. 92:3–4 ). В нескольких из Своих известных чудес Иисус успокоил Галилейское море. В песне бури ( Пс.28 ), пародии на хананейскую поэзию, основанную на мифе о Ваале, Бог восседает на престоле над потопом ( Пс. 28:10 ). Бог владычествует над яростью моря ( Пс. 88:10 ) и превращает «скалу в озеро воды» ( Пс. 113:8 ). Бог «превращает реки в пустыню» и «землю плодородную – в солончатую» ( Пс. 106:33–34 ). В общем, природа в Библии изображается подчиненной Богу. Природа служит также инструментом Божьего заветного благословения и суда. Не следует забывать, что Бог заключил завет и с самой природой. После потопа Бог установил завет не только с Ноем, но и «со всею душою живою» ( Быт. 9:8–17 ), а в грядущем тысячелетнем царстве Бог заключит «союз с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» ( Ос. 2:18 ).

    На всем протяжении Ветхого Завета плодородие природы понимается как Божье благословение людей за соблюдение завета, а засуха – как наказание за непослушание. Моисей установил основные правила перед вхождением народа в обетованную землю: Он даст «земле вашей дождь в свое время» и «траву на поле твоем для скота твоего», но если люди проявят неповиновение, Бог «заключит. небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» ( Втор. 11:14–15, 17 ). Один из самых распространенных образов в пророчествах о Божьем суде – использование Богом природных катаклизмов для наказания своевольного народа (сжатое описание см. в Ам. 4:6–10 ). Даже в повествовательных местах отсутствие дождя может быть Божьим средством наказания народа ( 3Цар. 17:1 ), а сильный дождь – средством военного поражения ( Суд. 5:4, 20–21 ).

    Природа изображается также как откровение Бога людям. Лейтмотивом звучит заявление Павла, что «вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ). Самый памятный образ прославления природы как откровения показан псалмопевцем в картине небесных тел как «голоса» и «слов», раздающихся «по всей земле» и «до пределов вселенной» ( Пс. 18:2–5 ).

    Прежде всего природа есть инструмент Божьего Провидения в мире – в двойном смысле обеспечения творения необходимым и водительства в истории народов и отдельных людей. В псалмах хвалы неоднократно говорится о проявлении заботы через природу как об одном из основных дел Бога. В Пс. 146:8–9 , например, свидетельством Божьей благожелательной заботы показан факт, что Он «приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву; дает скоту пищу его». Молясь о Божьем обеспечении своего народа, царь просит, чтобы житницы были полны и чтобы плодились овцы и скот ( Пс. 143:13–14 ). В качестве образа всеобъемлющего обеспечения Бога Иисус выбирает образ, связанный с природой: Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ).

    Заключение. Природа в Библии многогранна, и она раскрепощает воображение библейских авторов. Она одновременно артистична и полезна, живописна и величественна. В ней может выражаться невинность и падшее состояние, порядок и точный расчет и бьющая через край энергия и избыток. Природа служит Богу – в Провидении, в благословении и суде, в раскрытии Божьей природы.

    См. также: БУРЯ, ВОДА, ГОРА, ДЕРЕВО, ДОЖДЬ, ЖАТВА, ЗВЕЗДЫ, ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД, ЗЕРНО, ЛУНА, МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, МОРЕ, ОБЛАКО, ОВЦА, ПАСТБИЩЕ, ПЛОД, ПОГОДА, ПСАЛМЫ О ПРИРОДЕ, ПТИЦЫ, ПУСТЫНЯ, ПШЕНИЦА, РАВНИНА, РАСТЕНИЯ, РЕКА, РЫБА, САД, СНЕГ, СОЛНЦЕ, СТРАНА, СУХОСТЬ, ТВОРЕНИЕ, ТРАВА, ЦВЕТЫ.

    Библиография: С.S. Lewis, «Natures» /Reflections on the Psalms (New York: Harcourt Brace & World, 1958) chap. 8.

    Источник

    Природа в Библии: Ту-Бишват

    На первый взгляд библейский «пейзаж» лаконичен и даже суров. Горы, скалы, пустыни с редкими источниками.

    При внимательном чтении текста Библии в нем можно обнаружить более яркие картины. «И сказал Бог…Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке…». Как радуга из облака, так в библейском повествовании возникают образы природы.

    1-я глава книги Бытие, название которой с иврита переводится как «В начале», повествует о порядке сотворения Богом физического мира. Отделив день от ночи, а сушу от воды в первые два дня творения, на третий день Бог сотворил растения. Таким образом, флора появилась на земле раньше, чем были сотворены светила, животные и человек, а согласно некоторым комментариям, – и раньше ангелов. Только свет и вода необходимы для появления растительности – здесь Библия не противоречит более поздним открытиям естественных наук. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий».

    Зелень и влага — неизменно рядом в библейском тексте. Из Эдемского сада вытекают четыре реки. Это универсальный символ блага и совершенного миро устройства, которым человек мог бы пользоваться вечно, если бы не его грехопадение. Но и в реальном, не райском мире посылаемая Господом влага питает зелень, позволяя, тем самым, человеку жить в изобилии: «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее; поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук… на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью… и долины покрываются хлебом, восклицают и поют».

    Зелень Бог отдаёт в пищу животным и человеку, сотворённым в пятый и шестой дни творения, a небесные светила предназначает не только «для управления днем и… управления ночью», но и для указания людям «знамений, и времен, и дней, и годов». Природный мир сразу получает порядок своего существования. И поскольку порядок этот установлен Творцом, Ему одному он и подвластен. Господь управляет всеми элементами сотворенного мира и при ослушании человека насылает на него в качестве кары природные стихии.

    Согрешившее человечество было почти уничтожено потопом; на Содом и Гоморру обрушились молнии и ядовитый серный ливень; многие из десяти казней, постигших нечестивых египтян, носили, как повествует книга Исход, характер стихийных бедствий: затмение, град, пыльная буря. «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошел – и мрак под ногами Его… И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя, мрак вод, облаков воздушных. …И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева твоего».

    Библейский словарь богат названиями деревьев: тамариск и смоковница, олива и кедр, акация и фисташковое дерево, орех и кипарис, мирт и ива, финиковая пальма и таинственное дерево гофер, из которого Ной изготовил ковчег. Роль растений подчеркивается их связью с историями патриархов и законодателей. У дубравы Мамре Господь являет себя Аврааму, чтобы сообщить о наследнике – Исааке, а на горе Мориа Господь подменил овном Исаака, которого Авраам должен был принести в жертву. Моисей слышит голос Господа из горящего куста – неопалимой купины.

    Еврейские мудрецы задают вопрос: почему именно из куста говорил Бог с Моисеем? И отвечают: ибо каждое место, каждый куст может избрать Господь временным пристанищем, и не должен человек смотреть даже на растение как на нечто низменное и незначительное. Иначе среди предписаний, полученных Моисеем на горе Синай и переданных народу, не было бы законов, касающихся деревьев: «Когда придете в землю, которую Господь Бог даст вам, и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его… три года… не должно есть»; «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление…».

    Библейская книга Песнь песней особенно насыщена сравнениями, взятыми из мира природы. Здесь смешаны краски, ароматы и звуки, а Земля Израиля предстает во всём весеннем великолепии. «Вот, зима уже прошла, дождь миновал, перестал; Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; Смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние»; «Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки». Глаза возлюбленной сравниваются с голубицами, стан – с пальмой, ланиты – с половинками граната, а вся она – с благоуханным садом, полным плодовых деревьев и ароматических трав – нарда, шафрана, аира и корицы. Она же, обращаясь к другу, говорит: «Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических». Или: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами».

    Животные играют в библейском повествовании также значительную роль – ведь они были сотворены раньше человека. Поэтому Библия учит, что обязанность человека — заботиться о животных. Адаму Бог доверяет дать животным имена, Ною – спасти представителей каждого вида от потопа. И только после того, как человек выполняет эту задачу, он получает право употреблять мясо животных в пищу. Тем не менее, образ зверолова в Библии остается малопривлекательным: это жестокий царь Нимрод, ставший, согласно позднейшему преданию, врагом и ненавистником праведника Авраама; или отличающийся диким нравом и отсутствием благочестия Эсав. Писание всегда отдаёт предпочтение не зверолову, а пастуху, заботящемуся о своем стаде, — кроткому Авелю или патриарху Иакову. Библейский закон запрещает жестокость к животным: «Когда увидишь осла брата твоего или вола его, упадших на пути, не оставляй их, но подними их…»; «Не паши на воле и осле вместе» – ведь эти животные обладают разной выносливостью, и общая упряжка мучительна для более слабого. Заповедь соблюдать день субботний, входящая в Декалог, распространяется не только на людей, но и на рабочий скот – ему тоже полагается субботний отдых.

    Большое впечатление производят также многочисленные описания гор и холмов в Библии. В древнем Ханаане существовал обычай поклоняться местным божествам – баалам – на возвышенностях. Дух единобожия, пронизывающий Тору и книги пророков, проявляется и в том, что важные для еврейской священной истории события связаны чаще всего не с такими возвышенностями, а с настоящими горами. Авраам призван Господом взойти на гору Мориа для главного испытания – жертвоприношения Исаака. Гора Сион, символизирующая Иерусалим и Храм, воспевается пророками как самое святое на земле место – гора Господня. Из любого места Земли Израиля сюда нужно не просто прийти пешком, но, по словам Писания, подняться. На горе Кармель пророк Илия посрамляет божков-баалов и их жрецов. На горе Синай Моисей получает скрижали Завета и с ними – все Божественное учение. Противопоставление природных возвышенностей и гор символизирует духовную высоту истинной веры по отношению к язычеству. Конечно, не случайно в библейских описаниях природы и ее явлений заложена такая глубокая символика, ведь перед нами не просто повествование, а послание человеку – о нем самом, о его мире и его Боге. И не случайно, что в Израиле существует уникальный заповедник библейской флоры Неот Кедумим («Краса древности»), где воссозданы сотни видов упоминающихся в Библии растений.

    В послебиблейские времена был установлен специальный праздник Ту-Бишват — Новый год деревьев. В дословном переводе с иврита Ту-Бишват — это 15-й день месяца шват. В это время после зимних дождей в Земле Израиля на деревьях появляются листья и зацветает миндаль. В библейские времена, когда ещё существовал Храм, израильтяне приносили часть плодов своего урожая в жертву Богу. Тора учит: в первые три года после посадки дерева нельзя есть плодов с него. Всё, что созреет в четвёртый год, следует отвезти в Иерусалим и съесть их там — для восхваления Господа. И только начиная с пятого года урожай можно употреблять в пищу обычным порядком.

    Запомнить, когда, в какой день какого месяца было посажено каждое дерево, просто невозможно. Поэтому было решено сажать деревья в 15-й день месяца шват. К этому времени в Израиле почва успевает пропитаться дождевой влагой, зима уже близится к концу, по-весеннему начинает припекать солнце. Природа выглядит обновлённой и праздничной. И сегодня в этот день израильтяне сажают тысячи новых деревьев.

    Раби Ицхак Лурия Ашкенази, выдающийся каббалист города Цфат, установил обычай есть в праздник Ту-Бишват фрукты Страны Израиля. Постепенно этот обычай оформился в некоторое подобие пасхального седера, а поскольку в этот день не читают Таханун, то вскоре сложилось и своего рода Агада для этого праздника. У многих в этот день принято есть 50 видов различных фруктов.

    В день праздника стол украшен лучшими фруктами Страны Израиля, особенно теми, которыми она славится издавна — финиками, пшеницей и ячменем, гранатами, смоквами, оливками и виноградом. В этот день над плодом, который евреи ещё не ели в этом году, произносится благословение. Атмосфера праздника укрепляет молодое поколение в любви к своей стране и её природе.

    Исторически праздник Ту-Бишват вышел за рамки заповедей, связанных с земледелием, и стал днём Страны Израиля, праздником природы Эрец-Исраэль. Если день разрушения Храма, 9-е авва, можно считать символом опустошения Земли Израиля, то Ту-Бишват стал символом возрождения и расцвета страны, символом красоты её природы. В Талмуде написано: «Почему Израиль уподоблен оливе? — Для того, чтобы ты понял: как олива даёт масло только под прессом, так и Израиль возвращается на путь добра только под влиянием страданий».

    Источник

    Читайте также:  О природе в жизни человека егэ русский язык