Конспект наблюдения за объектом живой природы в подготовительной группе

Конспект ОД в подготовительной группе по ФЦКМ «Наблюдение за живым объектом на примере живых рыбок»

Цель: Расширять представления о декоративных животных.

1. Делать умозаключения о повадках животного.

1. Расширять представления детей об окружающем мире.

1. Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.

2. Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

3. Побуждать детей делать выводы.

4. Обогащать словарный запас детей, ввести слова «плавательный пузырь», «нефтяные пятна», «обтекаемое тело». Формировать лексико-грамматические категории.

1. Способствовать гуманному отношению ко всему живому.

2. Учить правильному поведению в природной среде.

3. Закладывать основы экологической культуры личности.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластиковые, воздушный шарик.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворения Э. Успенского «Рыболов», загадывание загадок о рыбах, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Ход ОД.

Воспитатель: Дети, а вы заметили, какой сегодня замечательный день! Солнышко уже проснулось и заглядывает к нам в окошко. Наверное, оно хочет пожелать нам хорошего настроения. Дети, а какое настроение у вас?

Дети: Хорошее, веселое, радостное

Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнышке, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка. Ну, и, конечно, давайте от всей души улыбнёмся друг другу. Замечательно!

– Ребята, у нас сегодня необычное занятие.

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка (золотая)

— Вы хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Дети, обратите, пожалуйста, внимание, что за книжечка у меня в руках? Как она называется?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитатель: А кто написал эту замечательную сказку?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А какая рыбка была в этой сказке?

Дети: волшебной, сказочной.

Воспитатель: Да, в этой сказке рыбка была волшебной, она могла выполнять желания, а мы с вами сегодня рассмотрим рыбку не сказочную, а настоящую, поэтому она не может выполнять ничьих желаний, а напротив, поскольку она будет жить у нас в аквариуме, мы должны учиться понимать её желания и делать так, т. е ухаживать за ней, чтобы ей и всем нашим рыбкам было хорошо и уютно в аквариуме.

Воспитатель: Дети, а вы любите аквариум?

Дети: Аквариум, как добрый волшебник притягивает к себе.

Воспитатель: А кто живет в аквариуме?

Воспитатель рассказывает детям, что родина золотой рыбки — далёкий Китай. Давным-давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники-европейцы и привезли ее в Европу для разведения в аквариумах.

Воспитатель: Сегодня на занятие я принесла новую рыбку,посмотрите на нее: нравится ли она вам?

(Воспитатель показывает детям золотую рыбку, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть).

Воспитатель: Да, рыбка очень красивая, называется она (золотая). Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесем рыб?

Дети: К живой природе.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются.

Воспитатель: Значит, к какой природе мы отнесем рыб?

Дети: к живой природе. Рыбы — животные, живые существа. Они бывают большие и маленькие.

Воспитатель: дети давайте с Вами внимательно рассмотрим тело рыбки.

Воспитатель: На сколько частей разделить тело рыбки.

Дети:Тело рыбки можно разделить как бы на три части: голову, туловище и хвост. Шеи у рыб нет.

Воспитатель: Кто знает, чем покрыто тело у рыб?

Дети: чешуёй — закрепить это слово.

Воспитатель: Какого цвета чешуя у рыбки?

Дети: блестящая, серебристая и т. д, у разных рыб она разная, в основном серебристая.

Воспитатель: А на что похожа она?

Дети: на монетки.

Воспитатель: напоминает нам одежду из серебряных монеток.

Воспитатель: Скажите, есть ли глаза у рыбки?

Какой они величины?

Как они расположены? Рыбка смотрит прямо перед собой или? иначе?Воспитатель: Да, глаза у нее маленькие, находятся по бокам головы.

А что еще у рыбки есть на голове?

Воспитатель: Какой он величины?

Воспитатель: А какая у рыбки форма тела?

Дети: овальной формы.

Воспитатель: Да тело у рыбки гладкое, овальное, сжатое с боков, обтекаемое, вытянутое. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. Плавая, они поднимаются вверх, то спускаются вниз на дно аквариума.

Посмотрите внимательно, как рыбка плавает и скажите, а что ей помогает при плавании? Что находится на спине и животе рыбки?

Воспитатель: Да, это плавники. Что рыбка ими делает?

Дети: двигает, когда плывет.

Итак, плавники у рыбки хвостовые, спинные и брюшные.

Воспитатель: А что рыбка делает хвостом?

Изгибает его, двигает им, он тоже помогает плавать ей. показываю своей рукой движение рыбки)

Воспитатель: А теперь вы тоже своей рукой покажите, как рыбка плавает. (дети показывают)

— Посмотрите, куда сейчас рыбка плывет

— А теперь? К Асаду. А теперь остановилась и смотрит на нас.

Воспитатель: Как вы думаете, рыбка видит нас?

Дети: Да, у нее есть глазки

Воспитатель: Интересно, ребята! А спят ли рыбки? Есть ли у них домики?

— Вот послушайте стихотворение,может быть оно даст нам ответ на наши вопросы:

Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе

След собачий — к конуре

Белкин след ведет к дуплу

Мышкин — к дырочке в полу

Жаль, что в аквариуме, на воде

Нет следов твоих нигде

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель: Оказывается рыбки, спят, и домики есть у них. Только у рыбки домик звучит как-то непривычно «рыбье гнездо». Самый простой домик — это ямка в песке или камнях.

Рыбки быстро замечают движущиеся предметы. Посмотрите, как наша рыбка увидит и поймает корм. Золотые рыбки очень любят вот таких червячков. (показывает мотыля, бросает в воду, дети наблюдают, как рыбка хватает корм). За день одна золотая рыбка съедает 4-5 личинок.

Воспитатель: а давайте позовем нашу рыбку и легонько постучим по тазу.

(Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук).

Воспитатель: рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (Ответы детей)

Воспитатель:Раньше мы проводили опыт: в сосуд с водой мы помещали кусочек пластилина. Что вы заметили?

Дети: На пластилине появились пузырьки, это воздух.

Воспитатель: Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.

Посмотрите, как рыбки дышат, заглатывают ртом поток воды. В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.

Воспитатель: Но человек может помешать рыбам. Как?

Дети: Загрязнять реки.

Воспитатель: Что может загрязнить реку?

В емкость с водой капнуть масло растительное.

Воспитатель: Что наблюдаем?

Дети: масло покрыло поверхность воды.

Вывод: Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

Воспитатель: Что происходит с живыми организмами?

Дети: Они погибают.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы это предотвратить?

Дети: Нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек, морей, озер.

Воспитатель: Какое время года самое трудное для рыб?

Воспитатель: В морозы трудно рыбам. Как вы думаете почему?

Дети: Водоемы покрыты льдом. Кислород не проникает, через лед в воду рыбам становится, нечем дышать и они гибнут.

Воспитатель: Как помочь рыбам?

Дети: Можно сделать во льду проруби.

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно.

И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

Воспитатель: Что наблюдаем?

Дети: Плотный шарик утонул)

Воспитатель: Почему он не всплывает?

Вывод: шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

Воспитатель: Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами. (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Воспитатель: Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок.

(Воспитатель вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум).

Воспитатель: Рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

— Что еще есть, кроме воды в аквариуме? (зеленые растения, песок, камешки, ракушки). Прежде, чем положить на дно аквариума песок, камешки, ракушки я их тщательно промыла, затем посадила растения, постаралась сделать так, чтобы дно аквариума, как можно больше напоминало дно природного водоема. Это дно из жизни условий рыбок, без воды рыбки жить не могут они гибнут, существует пословица «Как рыба в воде». (когда человеку хорошо, комфортно, уютно).

Читайте также:  Создание условий для ознакомления дошкольников с природой

Поэтому, видите, какой аквариум получился красивый. Нравится вам?

— А чтобы он всегда был таким, нужно постоянно за ним ухаживать. В одно, и тоже время кормить рыбок, доливать чистую воду по мере необходимости, так как она испаряется, протирать стекла аквариума внутри и снаружи, закрывать аквариум стеклом, чтобы пыль не попадала в воду.

Воспитатель: Золотая рыбка любит жить в воде определенной температуры, любит сухой и живой корм. Ребята, вы все уже знаете, для чего в аквариуме рамочка?

Дети: это кормушка.

Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм — дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.

Воспитатель: Ребята, я насыплю в кормушку корм, легонько постучите по аквариуму. Если рыбки слышат наш стук, и в одно и то же время давать им корм, можно выработать у них привычку. На стук они будут подплывать к кормушке.

Воспитатель: Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород (включает устройство, дети наблюдают за пузырьками воздуха в воде).

Воспитатель: Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения?

Дети: Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом. Чтобы растения насыщали воду кислородом.

Воспитатель: Давайте вспомним правила ухода за обитателями аквариума, и вместе рассмотрим предметы ухода за аквариумом и его обитателями.

Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста.

В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.

Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их. И тогда люди смогут питаться экологически чистой речной и морской рыбой, а аквариумными рыбками – любоваться.

«Чудеса под Новый год». Конспект НОД по ФЦКМ для подготовительной группы в ДОУ«Чудеса под Новый год». Конспект НОД по ФЦКМ для подготовительной группы в ДОУ Задачи: 1. Познакомить со способами познания предметов: абстрагирования, сравнения, обобщение, классификация. 2. Развивать логическое.

«Радужная сказка». Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе«Радужная сказка». Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое. Задачи:.

Фотоотчёт об интегрированной НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Фрукты и овощи. Сбор урожая в Оренбуржье»Фотоотчёт об интегрированной НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Фрукты и овощи. Сбор урожая в Оренбуржье» Цель:Расширять представления детей об овощах, особенностях их произрастания и о пользе витаминов,своевременной уборке овощей и фруктов.

Конспект ФЦКМ по ознакомлению с окружающим в средней группе «Наблюдение за трудом взрослого — дворника зимой»Конспект ФЦКМ по ознакомлению с окружающим в средней группе «Наблюдение за трудом взрослого — дворника зимой» Конспект ФЦКМ по ознакомлению с окружающим в средней группе «Наблюдение за трудом взрослого — дворника зимой». ЦЕЛЬ: Обращать внимание.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка»Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» Цель:формирование представлений о народном промысле Подмосковья – «бабенской игрушке»;Задачи:- познакомить детей с изделиями русских народных.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Наш город Новосибирск»Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Наш город Новосибирск» Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе. Тема «Наш город Новосибирск» Цель: Формировать представления о родном городе,воспитание.

Конспект НОД по ФЦКМ «Зайка» в старшей группеКонспект НОД по ФЦКМ «Зайка» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников. Задачи: – развивать творческие и познавательныё способности.

Конспект прогулки «Наблюдение за живым объектом — котёнок» в разновозрастной группеКонспект прогулки «Наблюдение за живым объектом — котёнок» в разновозрастной группе Цели: 1. Учить детей распознавать живой объект кот, отвечать на вопросы воспитателя 2. способствовать появлению у детей симпатии к коту,.

Источник



Конспект осеннее экологической прогулки в подготовительной группе детского сада

Затих ветерок! И Вновь медленно на землю опускаются то желтые листочки, то красные.
• Молодцы. А теперь мы с вами поиграем игру «Как называется лист по –другому»
Лист березы – березовый
Лист дуба – дубовый
Лист липы – липовый
Лист клена – кленовый
Лист тополя – тополиный
Лист осины – осиновый
• А теперь поиграем еще в одну игру «Послушные листья». Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем лесу листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям: «Я — ветер, вы — листья. Ветер спит, и листья уснули (все приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед, закружились листья на месте; стих ветер, листья отдыхают».
• Давайте, ребята, букет соберем
И в группу на память к себе отнесем.
Прогулку мы будем свою вспоминать,
Золотыми красками осень рисовать!
• Для этого сначала мы выполним пальчиковую гимнастику «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба,
Мы соберем
В садик осенний букет отнесем.
Индивидуальная и трудовая деятельность:
• Собирать букеты мы будем по-разному. Одна группа будет собирать букет с препятствиями, а другая группа без препятствий самостоятельно.
• Прыжки через обручи на двух ногах и принести листья в корзину. Получится букет.
• Потом мы соберем все букеты и отнесем в группу.
Коллективный труд «Аппликация «Листопад»
• Сейчас мы с вами ребята, чтобы запомнить что такое листопад, мы с вами закончим нашу работу, которую начали в группе.
• Скажите, что мы использовали для создания деревьев? (природный материал листья)
• На нашей работе изображены деревья. Нам нужно доклеить деревья чтобы у нас получился лес. Как вы думаете, что нужно сделать потом, чтобы изобразить листопад? (наклеить листики на землю) .
• Где будут располагаться листья? (внизу)
• Правильно. Приступаем к работе.
• Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Итог прогулки:
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся,
Сбрасывает листья сад
Это просто-листопад.
• О каком осеннем явлении природы мы сегодня говорили на прогулке?

Рекомендации к анализу:
• характеристика возраста детей группы;
• предварительная работа к НОД, подготовка воспитателя, подготовка материала, методическая грамотность воспитателя;
• подготовка к НОД в день проведения;
• соблюдение санитарно — гигиенических и педагогических требований;
• тип НОД, цель, задачи, соответствие программным требованиям, возрасту детей;
• организация НОД, длительность, соответствие продолжительности занятия программным требованиям. Организация индивидуальной работы;
• анализ содержания НОД:
— приемы создания интереса и поддержание его в течение занятия;
— приемы сообщения задания;
— индивидуальная работа с детьми в каждой части занятия;
— характеристика вопросов к детям;
— структура наблюдения, соответствие требованиям;
— качество речи воспитателя и детей;
— здоровье – сберегающие компоненты (наличие физкультминутки, смены видов деятельности, внимание на позу и прочее);
— собеседование выбора темы НОД в системе работы по экологическому воспитанию;
— деятельность детей (интерес, активность, самостоятельность в решении поставленных вопросов, культура речевого поведения, появление отношения к природе).
2. Наличие эколого – развивающей среды в помещении ДОУ и на участке ДОУ;
• характеристика зеленой зоны ДОУ (наличие уголка природы в любой возрастной группе, соответствие содержания уголка природы требованиям);
Уголки в группе
• Экспериментальные;
• Природы;
• Выставочные.
Экологическая комната
• Комнатные растения и картотека к ним;
• Карты звездного неба;
• Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
• Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);
• Макет «Скотный двор»;
• Природный материал;
• Оборудование для ухода за живыми объектами.
Минилаборатория
• Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
• Микроскоп;
• Природный материал.
Библиотека
• Познавательная литература о природе;
• Литература по уходу за животными;
• Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
Экологический театр
• Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;
Аудиозаписи.
Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне — лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В каждом уголке природы есть два функциональных места — для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.

• характеристика объектов природы на участке ДОУ (экологическая тропа и объекты на ней);

Источник

Наблюдение на прогулке за живой природой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щемелева Анна Александровна

Задание 3. Наблюдение на прогулке за живой природой с использованием различных приемов.

Тема: Наблюдение за воробьем

Цели: формирование представлений об особенностях поведения птицы в зимнее время.

Закрепить знание о зимующей птице — воробье.

Развивать умение наблюдать за их повадками.

Читайте также:  Природа день свой отпустила

Воспитывать желания поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, объяснить, что птиц зимой нужно кормить.

  1. В начале прогулки воспитатель загадывает детям загадку:

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

  1. Чтение стихотворения В. Мирясова

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

С. Есенина «Поет зима — аукает»:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица-весна.

  1. Воспитатель проводит беседу с детьми и задает вопросы:

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую.

— Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)

— Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

— Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)

— Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)

— Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птицам тепло.)

— Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, так они защищаются от мороза.)

— Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

— Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц.

Давайте проведем эксперимент и посмотрим, какой же корм воробьи охотнее поедают? В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

— Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

— Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

— Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

  1. Исследовательская деятельность.

Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы птиц. Определить какие птицы оставили свои следы. Найти следы воробья. Рассмотреть, как птицы передвигались, в каком направлении.

Если воробьи прячутся под крышу, будет мороз и метель;

Воробьи тихо сидят на деревьях – пойдет снег без ветра;

Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу;

Если воробьи задорно чирикают – чувствуют прибавку света.

  1. Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь»
  1. Развернутая положительная оценка

Тема: Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей.

Цель : рассмотрение и сравнение воробья и синицы.

Познакомить детей с особенностями строения, образа жизни воробья и синицы.

Развивать умение наблюдать за их повадками.

Воспитывать доброжелательного отношения к братьям нашим меньшим.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

  1. В ходе беседы с детьми воспитатель задает вопросы детям:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

— Что общего у воробья и синички? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)

— Чем отличается воробей от синички? У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.

— Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.

— Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

Синица — птица насекомоядная, но она не улетает в теплые края. Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.

А воробьи любят соседство с людьми. Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.

— Приносят ли пользу эти птицы? Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Воробьи поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.

  1. Практическая деятельность:

Предложить детям покормить птиц.

— Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

Источник

Наблюдения за изменениями в природе «Весна — красна!»

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Конспект наблюдения на тему «Весна – красна!»

(Наблюдения за изменениями в природе ранней весной в подготовительной группе)

Цели : Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи :

Образовательные : Учить детей сравнивать, пополнять речевой запас (наст), делать простейшие выводы.

Развивающие : Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление.

Воспитательные : Воспитывать у детей любовь к природе и наблюдательности.

Предварительная работа :

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов, народных игр о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход:

Игровая ситуация.

Воспитатель :Ребята, посмотрите, что это на дереве, конверт! Интересно от кого это письмо. (открывает конверт, читает)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

Ответы детей : Время года весна!

Воспитатель : Это письмо от Весны! Интересно, что она нам пишет…«Дорогие ребята! Зиме очень понравилось в нашем Ханты-Мансийском автономном округе, и она не торопится уходить, но ведь пришла моя пора. Помогите, найдите как можно больше весенних примет и тогда она уйдет!»

Воспитатель : Ребята, предлагаю вспомнить, какие весенние месяцы вы знаете?

Ответы детей :Март, апрель, май.

Воспитатель :А какой сейчас месяц? (март) Правильно!

Воспитатель :Почему март называют «утром года»?

Ответы детей :День стал длиннее, солнце светит ярче, становится теплее, солнце поднимается выше.

Воспитатель :Сравним, что изменилось по сравнению с февралем.

Ответы детей : Снег тает на солнце, рыхлый, грязный, на крышах сосульки.

Воспитатель :Сейчас снег мокрый, а сверху он покрыт ледяной корочкой-настом. Что такое наст?(ледяная корка).

Воспитатель :Зима никак не хочет уходить она злится, Влада Т. и Лиза С. расскажут стихотворение Федора Тютчева.

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Воспитатель : Как вы думаете, почему

Читайте также:  Уголок природы в средней группе на год

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Воспитатель :В марте солнце пригревает и начинается период снеготаяния. (Взять снег в руки и показать, как он тает от тепла)появляются проталинки, дни становятся длиннее. Снег питает землю водой и растет травка, на деревьях и кустах появляются первые листочки.

Воспитатель :Но кто же еще нам предвещает приход весны?

Ответы детей :Прилетают перелетные птицы.

А каких вы знаете перелетных птиц?

Ответы детей :грачи, утки, скворцы, дикие гуси.

Воспитатель :Молодцы! А вы знаете, какие птицы прилетают первыми? Это грачи, затем прилетают скворцы, а потом утки, гуси, журавли. Расскажите, пожалуйста, а куда они улетали от нас? (ответы детей) Правильно! А вот еще один вопрос, а почему они улетают от нас? (ответы детей)

Воспитатель :Какие же вы молодцы, все вы знаете.

Воспитатель : С давних времен люди наблюдали за прилетом птиц и появились приметы. Предлагаю вспомнить приметы о весне

Дети : Летит скворец — зиме конец;

— Видишь скворца, знай, весна у крыльца!

— Одновременный прилёт птиц — к дружной весне;

— Вороны купаются ранней весной — к теплу;

— Воробьи купаются в луже — к теплу;

— Если с крыш висят длинные сосульки то и весна будет длинной.

— Пришёл марток – надевай двое порток!

Воспитатель :С давних времен устраивали праздники и звали весну, чтобы она поскорее пришла, вот и мы сейчас давайте встанем в хоровод и позовем весну, чтобы быстрее снег растаял и солнышко стало жарче греть. И зима к нам не вернулась, ушла дальше на север.

Календарная народная игра «Идет матушка Весна»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хочешь гуляй,

Сколько хочешь гуляй, только не зевай!

Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн — голосование за «Приз зрительских симпатий». (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации)
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ >>>

1,2,3 МЕСТО в выставке — конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)

16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.

Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.

Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.

Источник

Конспект занятия «Наблюдение за живой природой» (вторая младшая группа)

Цель – помочь детям преодолеть адаптационные трудности. Задачи прогулочного занятия:

1. Обучающие – учить детей наблюдать и проявлять заботу о птицах (дать общие представления о строении: у птички две лапки, два крыла, на голове клюв; о размере (маленькая), передвижении (летает, прыгает.); в подвижной игре учить бегать в разном направлении, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу собираться.

2. Развивающие – развивать пассивный и активный словарь детей, умение называть собственные действия животных.

Посмотрите, ребятки, кто к нам прилетел! Это птички. Этих птичек зовут воробышки. Как птички прыгают? Давайте попрыгаем на двух ногах. А как летают птички? Давайте мы тоже полетаем. «Птички машут крыльями»

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

-Киньте крошек воробью-

Я вам песенку спою,

Дети вспоминают, как поют, чирикают воробьи.

У птичек есть две лапки, два крыла, есть клюв: они клюют крошки, зернышки. (Насыпать крошки хлеба, зёрнышки и накормить птичек.) Дети, покажите, как клюют птички. Птички маленькие. Какие птички? Покажите. Дети соединяют ладошки, показывают, какая маленькая птичка. А какие детки? Наши детки большие. Дети поднимают руки вверх. Вот какие мы большие. Птичек обижать нельзя, их можно кормить, смотреть на них, прыгать, «летать» вместе с ними, чирикать. Предложить поиграть в игру, где все дети будут воробышками.

Подвижная игра (большой подвижности) «Воробушки – пташки».

На одной стороне площадки положить обручи — это «гнездышки», в них сидят «воробушки».

В гнездышке воробушки живут Педагог-воробей показывает движения

И утром рано все встают. в соответствии с текстом.

-Так весело поют.

Довольно в гнездышках сидеть,

Пора на солнышко лететь.

И крылышки согреть.

Вот возле домика есть сад,

Летите крошечки искать,

Будь осторожен, воробей, Крадется кошка из дверей.

Педагог-кошка гонится за воробьями, но не ловит их. Все в гнездышки скорей.

«Воробушки» могут не только «зернышки клевать», но и пить водичку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но как только появляется «кошка», они «улетают». Игру повторить несколько раз.

Конспект занятия «Наблюдение за неживой природой»

Цель – развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. Задачи занятия:

1. образовательные – активизировать в речи слова обозначающие название фруктов и их признаки; продолжать учить чётко произносить в словах гласные и согласные звуки; упражнять детей в группировке предметов по одному признаку(цвету, форме); учить детей при раскрашивании штриховать в одном направлении, не выходя за контур рисунка; закрепить знание у детей вкусовых признаков фруктов.

2. Воспитательные – воспитывать у детей интерес к занятиям, вызвать эмоциональный отзыв от выполненной работы; поощрять индивидуальные, хоровые ответы детей.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, макеты фруктов и овощей, натуральные кусочки фруктов, бумага, фломастеры, игрушка еж, картинка осени.

Предварительная работа: Рассматривание фруктов, овощей. Организация наблюдений за неживой природой.

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте

-А это еще не все гости. Посмотрите кто еще к нам пришел?

Еж лесной колючий я

Праздник осени настал

Хорошо что я узнал

Я к ребятам так спешил

Меня дождик намочил

Но тропинку я нашел

Даже вовремя пришел

Кто же это ребята?

-Давайте поздороваемся и познакомимся. Здравствуй ежик, меня зовут …

— Что ты ежик такой грустный? Ребята, ежик мне рассказал, что по дороге к нам он все перепутал, и овощи и фрукты, а еще не может отгадать загадки. Поможем ежику? Да

Загадывай ежик нам загадки, а мы будем их отгадывать.

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Правильно ребята это Яблоко, давайте вместе повторим. Вика скажи яблоко, Артем скажи Яблоко и т.д. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

Повесить на доску картинку яблока, и предложить детям рассказать какое оно.

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки.(апельсин)

Правильно ребята это Апельсин, давайте вместе повторим. Вика скажи Апельсин, Артем скажи Апельсин и т.д. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

А в середине сладко. (слива)

Правильно ребята это Слива, давайте вместе повторим. Вика скажи слива, Артем скажи Слива и т.д. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

— Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. А как одним словом назвать яблоко, апельсин, сливу? Что это? (фрукты). (хоровое и индивидуальные ответы детей)

— Где растут фруктовые деревья? (в саду)

— Ребята, а фрукты с деревьев люди срывают в какое время года? Когда они поспевают? Осенью?

А как еще узнать, по каким признакам можно определить, что наступила осень? Листья пожелтели, стало холодно.

Осень по тропинке

С дождиком шагает,

Клены и рябинки

Под ноги прохожим.

Мы стали говорить об осени и немного замёрзли, я предлагаю согреться и поиграть в игру «овощи-фрукты». Давайте ребятки вспомним, как правильно нужно играть в эту игру? Кто нам подскажет? (отвечает кто-либо из детей), затем дети играют.

-А вы любите фрукты?- да

-Какие фрукты вы любите больше всего, а почему?

-А теперь давайте узнаем, умеете ли вы фрукты определять на вкус?

У воспитателя на тарелке под салфеткой приготовлены кусочки апельсина, груши, яблока. Дети закрывают глаза, на вкус определяют, какой фрукт им достался.

-Мы уточнили, что фрукты отличаются на вкус, а еще чем они отличаются? (форма, цвет, размер).

— У меня в руках яблоко, какое? Красное, желтое, большое, маленькое. А что ещё бывает круглым? Мяч, арбуз. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

-А теперь давайте поможем ежику разобраться, где же овощи, а где фрукты?

На столе вперемешку лежат фрукты и овощи, рядом корзинки. Раскладываем по корзинкам овощи и фрукты. Проверяем правильность.

-Молодцы ребята. Ну ежик мы тебе помогли? Запомнил ты ежик, где растут фрукты? На дереве. Правильно ребята ответил ежик? Да.

А давайте ребята ежику сделаем подарки, разукрасим яблочки и подарим ежику.

Молодцы ребята, ежик говорит, что ему понравилось у нас, и обещает вернуться к нам еще раз. Давайте скажем ежику до свидания. До свидания ежик.

Источник