Конспект урока особенности строения растений

Конспект урока особенности строения растений

учительучительучительучитель

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.

Ботаника — наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.

Общая характеристика

Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза, защищают почву от эрозии.

Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

Растения вырабатывают фитогормоны (вещества, способные усиливать физиологические процессы) и фитонциды (вещества, способные угнетать рост микроорганизмов или убивать их).

Отличительные признаки Царства Растения:

  1. Автотрофный (фототрофный) тип питания. Встречаются также виды с миксотрофным (насекомоядные растения) и гетеротрофным (растении-паразиты) питанием.
  2. Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды: содержит крупные вакуоли: основным запасающим веществом является крахмал.
  3. Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем. Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др
  4. Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится.
  5. Чередование гаплоидной (гаметофит) и диплоидной (спорофит) фаз развития.
  6. Практически нет специальных экскреторных органов.
  7. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.

Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными. Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.

высшие растения

Растения делят на низшие и высшие

У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники. У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые). Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).

Жизненные формы растений

жизненные формы растений

Органы растения

Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:

  • Вегетативные (поддерживают жизнедеятельность)

Систематика растений

систематика растений

Организм растения как целостная система

Растение — целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные. Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения. Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.

Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции:

  • электрофизиологическая — связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
  • гуморальная — осуществляется при помощи фитогормонов — веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.

Растениям свойственна раздражимость — способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).

Тропизмы — ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм). Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина. Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).

Настии — более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий — изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток. Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами. Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.

Значение растений:

  • источник кислорода
  • среда обитания для животных
  • источник пищи
  • источник сырья и топлива
  • участие в почвообразовании
  • участие в круговороте веществ
  • влияние на климат

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Роль растений в природе:

  1. Осуществляют фотосинтез,
  2. Являются звеном цепей питания.
  3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
  4. Принимают активное участие в формирование почв.
  5. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
  6. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

Роль растений в жизни человека: выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.

Это конспект по теме «Царство Растения». Выберите дальнейшие действия:

Источник



Конспект занятия «Строение растений»

Цель. Обобщить и расширить представления детей о строении растений о важной роли частей растения в его жизни. Познакомить с разными способами распространения растений и попадания семян в землю. Закрепить знания о необходимых условиях для развития и роста растений. Воспитывать интерес к природе.

Ход занятия.

Знаете ли вы ребята, с чего начинается растение? Знаете ли вы, как появляются на свет деревья, кусты, цветы?

Дуб вырастает из жёлудя, горох — из горошинки, мак из макового зёрнышка. Жёлудь, горошинка, зёрнышко — это семена, любое растение начинается с семени.

Исследовательская деятельность.

Рассмотрите семена разных растений (пшеницы или овса, одуванчика, клена, репейника, гороха, подсолнечника., чем они похожи, чем отличаются?

Семена разных растений не похожи друг на друга. Они различаются по форме (округлые, овальные, продолговатые, заостренные и др., по размеру, по цвету и даже по вкусу и запаху.

В каждом семени живет зародыш, из которого развивается растение. Сначала он маленький и слабенький, поэтому прячется под оболочкой (кожурой, шелухой). В такой одежде ему уютно, тепло и безопасно.

Посмотрите на пшеничное зернышко, как вы думаете, о чем оно мечтает?

В этом крошечном зерне

Как в чудесной почке,

До весенних первых дней

О чём мечтают зёрна

Пшеничные в земле?

О дождиках проворных,

О солнце и тепле?

Почему и как семена путешествуют?

Не все семена оказываются на столе у человека или в кормушке у животных. Некоторые из них падают в почву рядом с растением, другие могут очутиться за тридевять земель от того места, где они появились на свет.

По воздуху с ветром улетают далеко-далеко на белых «парашютиках» семена одуванчиков, а на легких «вертолётиках»-крылатках — плодики клёна и липы.

По воде уплывают плоды тех растений, которые растут на берегах рек и озер. Некоторые плоды «уезжают», зацепившись «крючками» и «липучками» за шерсть животных или за одежду и обувь людей.

Так или иначе, семена снова оказываются в земле. Всю зиму они спят, собирая силы. А что случится с ними весной?

Превращения семян (эксперименты)

Положите несколько горошин или семян подсолнечника в тарелочку — на губку или бумажную салфетку и смочите водой. Оставим его на окошке на несколько дней и посмотрим, что произойдет с семенами.

Почему весной или летом вырастить горох можно на открытой грядке, а осенью или зимой только дома?

Что помогают семени вырасти? (свет, тепло, вода и воздух).

Конспект занятия «Строение растений»

Части растения.

Назовите части растения. Какая часть находится в земле? Для чего растению нужен корень? Корни забирают из земли воду и минеральные вещества без которых растение не может расти. Благодаря корням растение крепко держится в земле и не падает. У каждого растения есть главный корень и боковые корни. Главный корень расположен глубоко в земле и с каждым годом становится все толще и длиннее, а боковые корни находятся близко к поверхности.

Что растет из земли? По стволу и стеблям вода и минеральные вещества из корней попадают к листьям.

А зачем растениям нужны листья? С помощью листьев растение дышит и питается. Когда на листья попадает дневной свет, воздух и вода, то они преобразуются в необходимые для растения питательные вещества. Которые расходятся по всему растению по специальным трубочкам.

У каждого растения обязательно есть цветы, когда они отцветают, из них появляются семена. В ясные летние дни над цветущими растениями вьются бабочки, пчёлы, шмели. Почему насекомые так любят цветы? Может быть, их привлекает красота и необыкновенный аромат цветов?

Конечно. Яркие венчики лепестков и запах помогают им найти цветы, чтобы собрать нектар (сладкий цветочный сок) и пыльцу («цветочную муку»). Но насекомые не только берут у цветов еду, но и сами им помогают, опыляя растения.

Читайте также:  Питательная среда для растений мурасиге скуга

Как вы думаете, ребята, какая часть растения самая главная? Послушайте мой рассказ о том «Кто самый главный?»

Поспорили однажды корень, стебель и лист — кто из них самый главный. Корень говорит:

— Я самый главный. Я первый вырастаю из семени, я достаю воду из почвы, я удерживаю растение в земле.

— Нет, — возмутился стебелек, — если меня не будет, кто твою воду листьям и цветам передаст? А у меня есть маленькие трубочки — специальный водопровод. И ещё я держу на себе листья и цветы.

— Самый главный я, — гордо заявил лист. — Это я питаю растение. У меня есть зелёные клеточки, в которых образуется сладкая жидкость. Правда, они так малы, что обычным глазом их не разглядишь.

Каждая клеточка — это как бы целый заводик, который с утра до вечера без устали работает — из стебля берёт воду, из воздуха ловит углекислый газ и солнечный свет и с их помощью помогает вам расти.

Выслушал всех внимательно бутон и говорит: — Что вы спорите? Все вы главные, потому что жить друг без друга не можете.

Давайте дружить! Тогда и я стану красивым цветком, а цветок превратится в полезный плод.

Закивали цветочки головками, покачался в знак одобрения стебелек с листочками, миролюбиво зашевелились корни.

С тех пор корень, стебель и лист живут в мире и согласии.

Работа в тетради.

Предложить детям зарисовать растение с корнем и подписать части растения печатными буквами.

Конспект занятия «В гостях у лекарственных растений» Модель совместной деятельности: обучающая Форма проведения: учебно-игровая Цель: закрепить представления о лекарственных травах Сибири.

Конспект занятия «Вода в жизни растений, животных и людей» Цель: Обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека. Задачи: Образовательные: Уточнить представления о том, что вода.

Конспект занятия «Осень в Царстве растений» Конспект НОД по познавательному развитию «Осень в Царстве Растений». с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: 1. Формирование.

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Царство растений» Цель: Продолжать учить детей классифицировать растения по внешним признакам, по взаимоотношениям с деятельностью человека. Систематизировать.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Мир лекарственных растений» Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов); расширить знания о пользе и применении лекарственных.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Мир растений» Название работы: Познавательное развитие в средней группе Тема: «Мир растений» Автор: воспитатель Шишегова Наталья Ивановна. Место.

Конспект занятия «Пересадка комнатных растений» в средней группеКонспект занятия «Пересадка комнатных растений» в средней группе Конспект занятия «Пересадка комнатных растений» Цель занятия: Овладение первичными навыками пересадки комнатных растений. Задачи занятия:.

Конспект занятия для детей с УО «Разнообразие растений» Разнообразие растений. Растения на Земле встречаются повсюду. «Растения – зеленая одежда земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд.

Конспект занятия по рисованию комнатных растений с натуры в подготовительной группе Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Возрастная группа: подготовительная к школе. Образовательная область:.

Конспект занятия «Строение Солнечной системы» Тема: Строение солнечной системы. Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация. Цель: систематизировать знания о строении.

Источник

Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Строение растений

— А вот и сами части растений. Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.
Сценка «Спор частей растений».
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».
ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
— Кто главный?
— Какую задачу будем решать?
(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).
Изучение нового материала.
– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
1) Корень.
– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили.
• ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
• БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
• УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
• ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)
— Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)
— Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)
Использование ресурса ЦОР. Дыхание корня.
— Нужен корень растению?
— Для чего?
(На доске обозначить корень).
1) Стебель.
–Какое следующее растение вступило в спор?
— А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)
-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.
Эксперимент с веткой растения. (Заранее в подкрашенный раствор дети поставили ветку бальзамина , на стебле и листьях можно проследить движение жидкости).
— Что увидели? Какой вывод можно сделать?
— Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.
— Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
— Может растение жить без стебля?
(На доске обозначаем стебель.)
3.Листья
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
— Какая у растений листва? Покажите?
-Почему вверх тянутся листочки?
— В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара — глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.
— Важны листья для растения?
Обозначаем часть на доске.(Листья)
4. Цветок.
— Для чего создан цветок?
— Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)
— Проверим ваши предположения.
(Диск «Мир природы» Сказка про цветок — недотрогу.)
— Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)
Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)
Игра «Плод ли?»
В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)
Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.
Закрепление
1) — Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)
— Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)
— Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
— Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
— Какая часть важнее всего?
ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

Читайте также:  Лекарственные растения тысячелистник картинка

2) Работа в тетрадях.
— Проверим, как вы их запомнили.
Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.
— Какое растение изображено? (Ландыш)
— На что похожи цветки?
— Плоды — мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.
— Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.
3) Работа в группах.
1 группа
Все части растения человек использует в своей жизни.
Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.
Корень подсолнух
Стебель яблоня
Листья чай
Цветок морковь
Плод роза
Семена берёза

2 группа. Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым.
Свёкла
огурец
помидор
морковь
яблоко
редис
3 группа. Составь пословицу из слов (украшение растение земли). Объясни смысл. Растение – земли украшение
Рефлексия. Итог.
Продолжите предложения, выбрав начало словами:
— «Я узнал …»
— «Я удивился …»
— «Я хочу узнать..»
Список использованной литературы
1. Г.Е. Болдырева Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2011 .
2. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI вел, 2011.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Электронное пособие «Мир природы», 2010 г.

Источник

Конспект урока особенности строения растений

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока для 2 класса «Строение растения. Растения — живые организмы»

Урок окружающего мира во 2 классе

Разработала и провела Кошлань Виктория Валентиновна

Тема. Строение растения. Растения — живые организмы.

Цели: сформировать представление о значении каждого органа (корня, стебля, листов, цветов, плодов с семенами) для растения, об особенностях питания и дыхания растений; умение различать органы растения, называть их; формировать умение логически мыслить, правильно выражать свои мысль, осуществлять взаимоконтроль; воспитывать эстетичное восприятие растений, моральную ответственность за сохранение растительного мира.

I . Актуализация опорных знаний (Слайд №1)

Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать круг руками)

Здравствуй, небо голубое! (Поднять руки вверх, помахать кистями)

Здравствуй, вольный ветерок! (Помахать кистями перед лицом)

Здравствуй, маленький дубок! (Поднять руки вверх и покачать ими)

Мы живём в родном краю –

Всех я вас приветствую. (Пожать одной рукой другую).

— Что и кого мы поприветствовали?

— Как эти предметы можно назвать одним словом?

— Что такое природа?

— Какой бывает природа? (Слайд №2)

— Чем живые организмы отличаются от предметов неживой природы?

( Живые организмы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)

— На какие царства разделили все живые организмы? (Слайд №3)

— Что такое «Зелёное чудо Земли»?

— Какое значение имеют растения для людей?

3. Мозговой штурм

— Кто догадался, в какое царство мы отправляемся?

— В природе много растений. Что общего есть у всех растений?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

II . Сообщение темы урока (Слайд №4)

— Сегодня мы познакомимся с тем, какое строение имеют все растения. Узнаем о растениях – рекордсменах. Докажем, что растения – живые организмы.

III . Изучение нового материала

1. Практическая работа

— Как и у всякого живого организма у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений.

— Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/

— У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.

— Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.

— Яркий, благоухающий… /Цветок/.

— Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. /Плод/.

— Из него вырастает новое растение. /Семя/.

2. Сценка «Спор органов растений»

— Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

— Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

— Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»

— Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

— Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

— Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

— Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.

3. Беседа о значении органов для растения (Слайд №6)

— Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

— Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

— Кто первый начал спор? ( Корень )

— Зачем растению нужны корни?

— Давайте проверим правильно ли вы ответили. (Слайд №7)

БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

— Куда попадают вода с минеральными солями, которые корень поглощает из почвы? (В стебель )

— Рассмотрите две веточки одного растения. Одна из них стояла в подкрашенной воде, другая — в обычной.

— Почему веточка, которая стояла в подкрашенной воде, стала внутри такого же самого цвета, как вода?

— Какую работу выполняет стебель? (Вода от корня движется по стеблю). Это первый способ питания.

— Кто вторым вступил в спор? (Листья)

— Рассмотрите листья. Какой они бывают формы, размера?

— Растения-хищники — не такая уж редкость на планете, их более ста видов. В районах с умеренным климатом легче всего встретить росянку круглолистную и альдрованду пузырчатую.

Это совсем небольшое растение можно найти на торфяных болотах. Его листья, собранные в розетку, покрыты красноватыми ловчими волосками-щупальцами с красной головкой наверху. Она выделяет липкую жидкостей поэтому вся поверхность листа как будто покрыта росой. В центре листа волосики короткие, по краям — более длинные. Мухи, муравьи, привлеченные блеском капелек, попадают на лист и прилипают к нему. Жертва мечется, бьется и при этом задевает соседние волоски. Они тянутся к насекомому и обволакивают его своей слизью. Край листа начинает медленно загибаться и накрывает свою добычу, которая здесь же и переваривается. Жидкость, выделяемая волосками, по своему составу похожа на желудочный сок животных. Переваренные насекомые теми же железками всасываются внутрь растения.

— Мухоловка – одно из самых известных хищных растений. Цветы-хищники появились из-за того, что некоторым видам растений не хватало питательных веществ, получаемых корнями из почвы. Они научились ловить насекомых, и получать необходимое питание, переваривая их.

— Вспомните, какую основную функцию выполняют листья растений? (Листьми растения дышат, в них образуются питательные вещества – это второй способ питания )

4. Просмотр фильма «Питание растений»

5. Беседа по содержанию фильма

— Назовите первый способ питания растений.

— Назовите второй способ питания растений. (Под действием солнечной энергии растения сами образовывают питательные вещества – сахар и крахмал – в своих листках из воды и углекислого газа.)

— Как в листья поступает вода?

— Откуда листья получают углекислый газ?

— Зачем растениям сахар и крахмал?

— Куда они попадают из листьев и где накапливаются?

— Главное в процессе питания растений то, что они запасают солнечную энергию, а потом передают её людям и животным вместе с плодами, листьями, стеблями. Употребляя эти органы в пищу, животные и люди получают питательные вещества и солнечную энергию.

6. Работа с учебником ( с. 110, 1 – ый абзац) «Дыхание растений»

— Прочитайте первый абзац.

— Какой процесс происходит в органах растений, как и во всех живых организмах?

— Какими органами дышат растения?

— Что поглощают растения при дыхании?

7. Продолжение беседы о значении органов для растения

— Вспомните следующую часть растений. (Цветы)

Читайте также:  Повреждения растений от ветра

— Зачем цветы нужны растению? ( Для размножения)

— С помощью ветра или насекомых – опылителей цветки опыляются пыльцой. На их месте образуются плоды с семенами.

8. Просмотр фильма «Распускание цветов» (Музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»)

9. Продолжение беседы о значении органов для растения

— Назовите оставшуюся часть растения? (Плоды)

— Где образуются плоды, для чего они нужны? (Органы размножения растений. Способствуют распространению растений)

— В плодах содержится семя. Это не отдельный орган растения, а часть плода.

— Какую роль играет семя? (Размножение растений)

10. Знакомство с растениями – рекордсмены. (Сообщения детей)

1) У арбуза корень достигает глубины 10 – 18 метров.

Общая длина корней тыквы – 25 километров,

у ржи – 64 километра.

2) Стебли сосны и ели достигают высоты 50 метров,

североамериканской секвойи – 100 – 110 метров,

ротанговой пальмы – 400 метров.

3) В нашей флоре самые большие листья у лопуха.

Лист виктории амазонской имеет в диаметре 2 метра. Он плавает на воде и выдерживает груз до 50 килограммов.

Длина листьев пальмы рафии, растущей в Америке – 30 метров.

4) Самый маленький цветок у ряски бескорневой – не больше головки иглы.

Самые большие цветы у раффлезии – 1 метр, весит до 6 килограммов.

На взрослой яблоне до 100 тысяч цветков.

5) Самые большие плоды у сейшельской пальмы – вес до 30 килограммов.

Плод ы хлебного дерева достигают 1 метра в длину, весом до 20 килограммов.

6) У подорожника до 14 тысяч семян, лебеды – до 100 тысяч.

IV . Закрепление изученного материала

1. Составление схемы

— Расположите органы растений в той последовательности, в которой они появляются при прорастании семени. (1 – корень)

— Почему семя мы записали в овале? (Это не отдельный орган)

— Как на схеме показать, что растение – целостный организм? (Соединить прямоугольники стрелками)

— Растение начинает своё развитие из семени и заканчивает своё развитие образованием семени.

– Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой – либо части?

(Все части растения важны, они составляют единый организм.)

2. Игра «Да или нет».

— Корень впитывает из почвы воду?

— В стебле образовываются питательные вещества?

— Семя — это отдельный орган растения?

— Семена защищают плод от повреждений?

— Стебель проводит воду от корня ко всем органам?

— Из листвы образовывается плод?

3. Отгадывание загадок и определение частей растений, употребляемых в пищу человеком.

– К нам в гости пришла Осень . Давайте заглянем к ней в корзинку и определим, какую часть растений мы употребляем в пищу?

(Девочка-осень загадывает загадки, показывает овощи-отгадки)

Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая. (Свекла – корнеплод)

Круглые зеленые на дереве растут

Как бочок краснеет, тут их и сорвут

Сладкие и спелые соберут в корзинку

Все на вид красивые, прямо как с картинки.

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Всех до слез доведу. (Лук – видоизмененный побег)

В сарафанчик свой зелёный,

Завила оборки густо.

Узнаёшь её. (Капуста – листья)

V .Обобщение и систематизация знаний

1. Составление таблицы «Значение органов растения»

— Поработайте в группах. Соедините название органа растения с его значением для растения.

2. Обобщающая беседа

— Назовите органы растений?

— Как питаются растения?

— Почему растения не могут жить без солнечного света?

— Докажите, что растения – живые организмы.

— Докажите, что растения – источник питательных веществ и кислорода на Земле.

— Как вы понимаете выражение: «Охранять растения – беречь жизнь на Земле»

— Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства?

3. Экологическая игра. (Работа в группах)

I группа – “Потребители”

II группа – “Юные хранители природы”

III группа – “Эксперты”

На доске рисунок ландыша.

— Что это за растение?

— команды должны дать ответ на вопрос: Хорошо или плохо нарвать букет ландышей.

Цветы завянут богатство

подарить букеты беречь

пахнут вред в лесу

красиво исчезнут правила поведения

уют пустой не нанести природе

Потребители: «Нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить. Они хорошо пахнут. Уютно, когда они стоят дома».

Юные хранители природы: «Нарвать букет плохо, цветы быстро завянут и их выбросят. Если будешь рвать большие букеты – нанесёшь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет пустым, некрасивым».

Эксперты: «Леса – богатство нашего края! Их надо беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения, в нём, чтобы не нанести вред природе».

— Ребята, а вы знаете, почему мы заговорили о ландыше? Люди рвут их не задумываясь. А ведь, чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семя попадёт в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте об этом.

— Если мы сохраним красоту зелёных растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь в природе всё взаимосвязано.

Источник

Конспект урока по биологии на тему "Покрытосеменные (цветковые) растения". 5-й класс

Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли); мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Растения», дидактический раздаточный материал

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Этап урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»).

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

– Что изучали на прошлом уроке?

– Выберите иллюстрации голосеменных растений (остались изображения цветковых растений).

Беседа с учителем.

Ф

И

И

Познавательные:

  • умение структурировать знания,
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Как их отличить от других организмов? Ответьте по предложенному плану:

  • размер
  • особенности строения
  • многообразие
  • место обитания
  • размножение

– Каково значение голосеменных в природе и для человека?

Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры «Суд над хвойными».

1 группа – обвинители называют вымершие растения

2 группа – защитники указывают на положительную роль современных голосеменных

3 группа – судьи выносят решение

– Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

Отстаивание своей точки зрения

Ф

Г

П

Коммуникативные:

  • управление поведением партнёра; контроль;
  • коррекция, оценка действий партнёра.

– Что оказалось лишним? По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану:

  • особенности строения
  • многообразие
  • место обитания

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом)

И

Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи,
  • планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

– Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях, мхах, папоротниках по предложенному плану?

– Каких знаний не хватает?

– Что хотели бы узнать?

– Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные:

  • умение структурировать знания;
  • постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

– Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения)

– Предположите тему урока.

– Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Реализация построечного проекта

1) Отличительные особенности растений от других организмов

– Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах. Сделайте записи в тетради.

Маршрутный лист №1

Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.

  1. Определите преобладающий цвет растений. Он зависит от присутствия пигмента хлорофилла, который находится в хлоропластах клеток растений.
  2. Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.

2) Изучение многообразие растений

Что изучает систематика?

На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные.

Источник