Конспект урока природа фета



Конспект урока литературы на тему: ‘Тема природы в лирике А. А. Фета’

образовательная: показать особенности изображения природы и человека в лирике Фета; формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи;

развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Тип урока: урок открытия нового знания (анализ поэтических текстов А.А. Фета).

1) учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной,

4) музыкальное сопровождение;

1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

— Здравствуйте, ребята. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число. Внимательно посмотрите на доску. (слайд1)

— Подумайте, что объединяет репродукции картин? (Их объединяет то, что на всех изображена природа.)

— Где ещё мы можем встретить изображение природы? (Мы можем встретить изображение природы в искусстве, литературе, в музыке).

— Как вы думаете, почему рядом с репродукциями картин находится портрет А.А. Фета?

— Как поэт может передать красоту природы?

2. Постановка проблемы:

— Ребята, как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке литературы?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Какова цель нашего урока?

Запишите в тетради тему урока и эпиграф к нему: (Слайд 2)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

— Объясните значение выделенных слов: мните, лик.

— Как вы понимаете смысл эпиграфа?

В строках лирики Фета зримо присутствует пейзаж средней полосы России. И этого было бы достаточно, чтобы имя его запечатлелось в истории нашей литературы. Но А.А. Фет ставил цель ещё более грандиозную: за полем в прямом смысле этого слова мы должны увидеть поле души человеческой.

— Но прежде, чем мы приступим к изучению произведений А.А.Фета давайте познакомимся с его биографией( слайды 3-9)

3.Изучение новой темы

1) Сообщение ученика о жизни и творчестве поэта.

2)Слово о жизни Фета в деревне

А. А. Фет родился в 1820 году, прожил 72 года, из них 31 год — на Орловщине. Умер в Москве и завещал похоронить себя на родной земле, на кладбище, где покоятся его отец и мать — это в селе Клеймёнове
Все 30 лет жизни А. А. Фета на Орловщине проведены в деревне: вначале в родительской усадьбе Новосёлки (с этими местами связаны воспоминания детства). Фет рос пытливым, мечтательным ребёнком, летом его тянуло в лес, на речку, ловить рыбу. С деревенскими ребятишками ходил по грибы, лазил по деревьям, лихо скакал на неосёдланной лошади. Деревенская жизнь развила в нём любовь к родной природе, ко всему необыкновенному. Этому способствовали сказки, которые мальчик слушал от крепостных девушек. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные песни, а то вдруг начинали припоминать разные страшные истории о чертях, ведьмах, леших, домовых, русалках. Мальчик слушал, затаив дыхание: он всё принимал за правду…
Став взрослым, он приобрел свою усадьбу — Степановку. Он энергично принялся хозяйничать, жил в деревне безвыездно, лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Навсегда остался предан прелестям деревенской жизни. Хозяином Фет оказался превосходным.
К сожалению, имение Фета уничтожила война.
Орловская земля, безбрежные просторы, перелески и рощицы, задумчивые речушки, прозрачный воздух, звёзды ночью тронули тайные струны в его душе, и этой красоте он пропел свои лучшие песни. Написал много стихотворений о природе, о явлениях природы : «Весенний дождь», «Это утро, радость эта» ,»Майская ночь», «Я пришёл к тебе с приветом…»
Учитель

Орловская земля, безбрежные просторы, перелески и рощицы, задумчивые речушки, прозрачный воздух, звёзды ночью тронули тайные струны в его душе, и этой красоте он пропел свои лучшие песни.

Обратим внимание на слайды , появляется

Изображение зимнего пейзажа(слайд 10)

3)Чтение стихотворения «Чудная картина».

(Стихотворение «Чудная картина» читает подготовленный ученик, демонстрируются слайды и звучит музыка П.И. Чайковского )

Вы услышали чтение под музыку Чайковского и увидели великолепные изображения зимнего пейзажа.

-Откройте свои учебники и ещё раз прочитайте внимательно стихотворение.

4)Беседа с классом о стихотворении «Чудная картина».

-Каково лексическое значение слова «картина»?( Работа со словарём)

-Подберите синоним к слову «чудная»?

— Обратите внимание на синтаксическое построение стихотворения?

В чем его особенность? (Состоит из одного предложения)

— Какие части речи чаще всего использованы в стихотворении? Чего здесь нет? (глаголов)

— Глаголы указывают на движение, здесь их нет. Можно ли сказать, что на картине все замерло, что она статична, неподвижна?

-Почему вы так считаете, какое слово передаёт движение?

— Присутствует ли на картине человек?

-Как бы вы описали его настроение?

-Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом?

(«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, лёгкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

-Как вы думаете, почему эта картина так дорога автору? Можно ли сказать, что эта картина — воспоминание?)

-Какие художественные средства использует А.А. Фет, чтобы передать «чудную картину» зимнего вечера? (Эпитеты)

-В стихотворениях Фета всегда можно найти краски, звуки, запахи.

Какие краски вы встретили в этом стихотворении?(белый, блестящий)

— Какую иллюстрацию к этому стихотворению вы бы нарисовали?

Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

Так же как в музыке Чайковского в стихотворениях Фета мы найдём изображение природы в разное время года. Любимым временем года для Фета была весна. Весна — это обновление природы, пробуждение от зимнего сна, это чудесное пробуждение человеческих чувств.

5) Аудиозапись стихотворения

«Весенний дождь» (слайд 11)

(Звучит музыка П.И.Чайковского)

Беседа по стихотворению.

— Внимательно ещё раз прочитайте стихотворение.

-Из скольких строф состоит данное стихотворение? (три)

— Что изображает каждая строфа? (1. Солнечное утро, воробьи купаются в песке. 2.Опушка леса и надвигается завеса. 3.Липы,сад ,дождь.)

— Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня?

-Чувствуется ли присутствие человека на этой картине?

— Встретилось ли вам в стихотворении слово «дождь»? Каким словом оно заменено? Почему?

— Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин? (При помощи глаголов).

-Назовите эти глаголы? (блещет, трепещет, движется, стоит, брызнули, тянет, барабанит)

— Какие художественные средства использует автор?

— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

-Какими цветами насыщена картина, изображённая поэтом?

— Какие слышны звуки? Запахи?

Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым мёдом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит»). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его «что-то», и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

Читайте также:  Герой природы империя пазлов

5)Чтение и анализ стихотворения «Летний вечер» (слайд 11)

Летний вечер тих и ясен.

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

-Какой пейзаж вы бы нарисовали к нему?

-Какие краски играют в этом стихотворении?

-Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

— Какие художественные средства, чтобы передать усталость природы от зноя, жары использует поэт?

И вновь смена времени года, смена настроения.(Слайд12)

готовившийся по стихотворению «Задрожали листы, облетая…», читается произведение под музыку П.И.Чайковского «Октябрь», задается вопрос:

— О каком времени года идет речь в этом стихотворении? Обращаем внимание на слайд (Приложение 2)

— Какими художественными средствами поэт передаёт бурю?

— При помощи чего Фет помогает нам услышать гром?

-Как называется такой фонетический приём?

— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывает конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке -невеличке говорит он?

Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Тёплое гнёздышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в «тёплом гнёздышке». В этом смысл фетовского противопоставления.

— Придумаем название этому стихотворению.

Итак, проанализировав лирику А.А.Фета давайте отметим особенности его лирики, запишем в тетрадь

— Что на вам особенно запомнилось на сегодняшнем уроке?

— Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться после сегодняшнего урока?

6. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из самостоятельно прочитанных стихотворений А.А.Фета

Источник

Урок 23. А. А. Фет. Волшебные картины русской природы

Аллегория – иносказательное изображение явления.

Аллитерация – повтор согласных звуков.

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Ассонанс – повтор гласных звуков.

Звукопись – в стихосложении – это система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.

Лирика – это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, помогает почувствовать отношение автора к нему.

Шедевр – исключительное по своему содержанию произведение искусства, мастерство создателя.

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература. Учебник 6 класс.: часть 1, 2. – 9-е изд. Москва : Просвещение, 2019.307 с.
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе.: 6 класс. Москва : ВАКО, 2002.400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум-М., 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе: Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. Москва : Просвещение, 2016. 239 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий».
  • «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой. URL: http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (Дата обращения: 18.06.2019);
  • Раздел «Фет А.А. – русский поэт, переводчик, мемуарист, мыслитель» на проекте «Литературный форум. Союз писателей » URL: https://soyuz-pisatelei.ru/forum/40-1285-1 (Дата обращения: 18.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лирика Фета почти всегда печальна и немного меланхолична. Не исключено, что на творчество поэта повлияли жизненные невзгоды. Казалось, уже с колыбели судьба решила испытывать его.

Непростые обстоятельства появления его на свет, потом лишение собственной фамилии, которую он носил 14 лет (Шеншин), служба в армии и любовь…

Двадцативосьмилетний офицер влюбляется в дочь обрусевшего сербского генерала Марию Лазич. Встреча с этой одарённой девушкой, – она прекрасно музицировала на фортепьяно, – была главной в жизни Фета. Её талант произвёл впечатление даже на известного композитора Ференца Листа, который посвятил ей музыкальное произведение. Два года страстной и всепоглощающей любви пронеслись как 2 дня…

И внезапно его возлюбленная погибает из-за несчастного случая. От этого удара Фет так и не оправился до конца жизни…

В1858 году Фет вынужден был выйти в отставку.

В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом.

Исследователь поэзии Николай Николаевич Скатов писал: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека».

Виртуозностью Фета является умение через пейзажные зарисовки передать людские чувства, как, например, в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила. ».

Его можно разделить на две смысловые части: описание леса и рассказ о звуке рога. Такое разделение позволяет автору описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя. Жизнь героя, его переживания выходят на первый план произведения.

В осеннем лесу у «странника бедного» возникло смешанное чувство: «шумно, и жутко, и грустно…», ведь «кругом всё гудёт и колышется…». Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает «странника». Но вот приходит неожиданное спасение – «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного», и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!».

Мы чувствуем единение природы и человеческой души. Видим отражение в картинах и звуках природы выразительность едва уловимых чувств героя. В нём просыпаются чувства, волнующие душу его, чувства, в которых он ещё не может разобраться.

И природа вторит чувствам человека: таинственно кружатся листья, плотно сомкнулись ветви ели и преградили путь герою. Очарованный происходящим, лирический герой произносит: «Я ничего не пойму».

Следующее стихотворение, о котором мы сегодня поговорим, называется по первой строчке: «Учись у них – у дуба, у берёзы. », где природа преподносит пример поучительной для человека стойкости:

«Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора».

Лирический герой призывает мужественно переносить неприятности, учит смирению и стойкости в любых жизненных ситуациях. Поэт не понаслышке знает, что жизнь человека бывает тяжёлой и полной несчастий. Нам в пример он показывает жизнь дуба, которому холода и метели нанесли глубокие, незаживающие раны.

Читайте также:  Мангал на природе красноярск

Но деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья: «Они стоят, молчат. ». В этих словах слышится укор страдающему человеку: «молчи и ты!».

Но всегда за грозою следует радуга, за зимою – весна. Поэт уверяет, что боль от всех потерь излечится, жизнь наладится, станет счастливой, ведь человек способен пережить все жизненные трудности.

Именно этому он и призывает людей учиться «у дуба, у берёзы», верить, что любые трудности в жизни преодолимы, что обязательно наступят светлые моменты.

Образы дуба и берёзы в произведении являются аллегорией. Они олицетворяют людей, мужественно переносящих тяготы.

Фет раскрывает правду о человеке через картины природы. В его произведениях мы видим живой восторг перед радостью и чудом жизни.

Теоретический материал для углублённого изучения

Звукопись – совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, звукоподражание шороху, свисту и т.п.

Звуковой фон произведений создаётся с помощью ассонанса – (повтор гласных звуков) и аллитерации (звукописи согласными звуками). Например, в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила. » ярко слышатся и аллитерация (повтор шипящих и свистящих), и ассонанс (повтор звука [у]):

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Звуковые образы помогают понять чувства лирического героя, ассонанс и аллитерация создают музыкальность стихотворения.

Повторением сонорных звуков «р», «л», «н», «м» автор помогает нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с её ветром, шумом и непогодой:

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Сердито рвёт …

Хватает холод лютый;

Стоят, молчат; молчи и ты!

Верь весне

Переболит скорбящая.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания

Подчеркните верное. Какая вторая фамилия была у А. А. Фета?

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Вспомним непростую биографию поэта. Ведь он до14 лет жил и учился дома и считал себя сыном Шеншина и даже носил его фамилию. Но недоброжелатели донесли, его мать повенчалась с помещиком Шенщиным уже после рождения сына, и маленький Афанасий не наследник древнего рода Шеншиных, а всего лишь сын немца Фёта. Этот факт повлиял на всю его жизнь: он пытался вернуть дворянское звание и право носить фамилию. И это ему удалось!

Правильный ответ: Шеншин.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Подставьте в четверостишье пропущенные слова:

Учись у них – у дуба, у ______.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли______,

И треснула, сжимаяся, кора.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Проанализируем стихотвоерние: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны. Вспомним, что названо произведение по первым строчкам, значит, первое недостающее слово «берёзы». Следующий шаг – подбираем недостающую рифму к слову «берёзы»: « Напрасные на них застыли…» Что может застыть? Слово должно быть созвучно слову «берёзы», подбираем и подставляем:

Источник

План-конспект урока по литературе «Русская природа в пейзажной лирике А. А. Фета» (7 класс)

Образовательные:Актуализировать понятие о лирике, тропах и фигурах (эпитет, сравнение, метафора) и их роли в поэтическом тексте, выявление своеобразия лирики А.А.Фета, главной мысли стихотворений.

Развивающие: Развитие навыков выразительного чтения, творческого воображения, аналитической деятельности.

Воспитательные:Формирование чувства прекрасного, глубинного понимания единства человека и окружающей его природы, что является главным мотивом пейзажной лирики А.А.Фета.

Словарь: синтаксический параллелизм

Оборудование: карточки со стихотворениями, учебные пособия

Методы и приёмы: метод – эвристический, приёмы – беседа и слово учителя, метод – исследовательский, приёмы – анализ, микроисследование текста.

Организационный этап.Актуализация знаний учащихся.Беседа.

— Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить материал предыдущего урока.

Вопросы: 1.Что такое лирика? (Род литературы, предмет изображения которого – содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, его впечатления, чувства, эмоции)

2.Кто такой лирический герой? (Лирический герой, в таком понимании, — это образ человека, созданный в лирическом произведении, независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или, напротив, отличается от него).

3. Как бы вы охарактеризовали лирического героя Фета? (Вдумчивый, впечатлительный, чувствительный, эмоциональный, грустный)

4. Какие виды средств художественной выразительности вы знаете? (Тропы: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, перифраза; стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, эпифора; фонетические средства: аллитерация, ассонанс, рифма) Какова их роль? (Придают речи поэта особую эмоциональность, выразительность, красочность.)

Мотивационный этап: Слово учителя: «Ребята, на прошлом занятии мы говорили о биографии и творчестве одного из талантливейших поэтов 19 века — А. А. Фета. Как вы уже знаете, судьба поэта складывалась непросто, этот человек прошёл через тяжёлые невзгоды, потери, разочарования. Была в его жизни и большая любовь, закончившаяся трагически. Рассмотрев основные моменты биографии Фета, а затем, окунувшись в мир его стихов, начинаешь испытывать странное чувство. Потому что трудно связать в воображении образ практичного, делового человека, готового на многое ради достижения жизненного успеха и тонкого лирика, чьи стихи нежны, красивы, возвышенны, и, кажется, лишены всякой приземлённости. Возможно, эта двойственность характера являлась порождением испытаний, которые выпали на долю Фета. В искусстве поэт видел убежище от земных горестей. Как он сам писал, “поэзия тем еще прекрасна, что способна увести человека из мира страданий в мир высокого, единственно возможного счастья…” Поэзия, по мнению Фета, должна была не касаться ничтожных житейских вопросов, а воспевать красоту, природу и любовь.

Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о теме природы в творчестве Афанасия Фета. Мы попытаемся ответить на следующие проблемные вопросы: 1. В чём заключаются особенности фетовского поэтического видения природы? 2. Какими художественными средствами пользуется поэт, создавая свой неповторимый мир?

Мы обратимся к стихотворениям Фета, будем их читать с выражением, анализировать, делиться впечатлениями. Это очень интересно, а в дальнейшем, когда вы продолжите изучение русской поэзии, вам пригодятся ваши знания и умение работать с поэтическим материалом.»

Итак, тема нашего урока: «Русская природа в пейзажной лирике А. А. Фета»

4. Организация деятельности учащихся по созданию нового знания.

Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни, за тяготение к темам «чистого искусства». Ребята, а что такое, по-вашему – «чистое искусство»? В чём заключается его суть?(Чистое искусство» (или «искусство для искусства», направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется стремлением к независимости искусства от политики и общественных требований, обращением к темам природы , красоты, любви)

Русский пейзаж занимает особое место в поэзии Фета. Вашим домашним заданием было найти определения пейзажа и пейзажной лирики. Что же такое пейзаж?( Пейзаж — изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении) Дайте определение пейзажной лирике.( Пейзажная лирика — это словесное искусство, в котором поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.) Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии каждый пейзаж по-своему прекрасен.

Читайте также:  Полезные ископаемые существующие в природе

Некоторые исследователи творчества Фета говорят о медитативной направленности его лирики. Что такое медитация? ( Медитация (от лат. meditatio — углубленное и целенаправленное размышление) – понятие, часто встречающееся в психологической литературе. Оно означает умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности) А что мы имеем в виду, когда говорим о медитативной лирике? ( Медитативная лирика — жанрово-тематическая разновидность, родственная философской лирике. Стихотворения, относящиеся к медитативной лирике, строятся на неповторимом созерцании автора. Поэт стремится постичь сокровенные тайны бытия)

Дома вы читали стихотворения Фета. Подумайте, можно ли говорить о стихотворениях-медитациях Фета? Почему? (Можно, так как в основе стихотворений – созерцание автора, состояние сосредоточенности на впечатлениях от окружающей природы)

— Мы пришли к выводу, что фетовские стихотворения рождались в результате созерцания природы, авторского раздумья над загадками жизни, стремлением к постижению красоты мира, а значит, можно говорить о медитативном в поэзии Фета.

Организация работы учащихся по применению нового знания.Анализ стихотворений.

— А теперь мы обратимся к стихотворениям Фета. Откройте учебники.

— В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из таких стало лирическое произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…»

— Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» нам прочитает……..(выразительное чтение ученика)

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Беседа с классом.

-Какой вам представляется картина в ходе чтения стихотворения?

(Картина наступающего летнего вечера, оранжевого заката солнца, колышущегося под дуновением легкого ветерка золотого ржаного поля, над которым уже взошла пока робкая луна)

-Какие образы являются в стихотворении наиболее яркими?

(Поля, созревающей ржи и голубого бездонного неба)

-И как же эти образы соотносятся друг с другом? Как их связывает между собой поэт в стихотворении?

(Ржаное поле перед наступающей ночью, как и небо, освещенное полыхающими лучами заходящего за горизонт солнца, становятся удивительно похожими по цветовой гамме: мы видим оттенки от ярко-желтого до какого-то багрового и коричневатого)

— А сейчас мы обратимся к тексту стихотворения. Нас ждёт работа по вариантам.

Сидящие под вариантом 1 выписывают из текста слова, которые соотносятся со словом рожь, а сидящие под вариантом 2 – со словом небо. Обменяйтесь результатами работы, дополните друг друга. Сделайте общий вывод о художественном пространстве стихотворения.

(Рожь – зреет над жаркой нивой, переливы, жатва хлеба, безбрежной, ; небо – месяц, день не минул, ночи, меж заката и востока, смежает, огнедышащее око. Взор лирического героя охватывает огромное пространство от зреющей нивы до бесконечного неба, от заката до востока)

-Давайте исследуем, с помощью каких выразительных средств воссоздана поэтом картина безбрежного моря ржи.

Задание: Ученики сидящие под 1 вариантом находят эпитеты и определяют их художественно-изобразительную роль, сидящие под 2 ищут олицетворения и определяет их функцию в тексте. По окончании оба ученика делают вывод о выразительности языка стихотворения.

(Эпитеты – жаркой, прихотливый, золотые, робко, широко, безбрежной, огнедышащее; олицетворения – гонит ветер, месяц смотрит, месяц изумлен, день объятья раскинул, небо смежает…око. Художественные эпитеты передают цвет, движение и даже запахи безбрежного моря ржи, а олицетворения помогают увидеть картину вечернего заката в движении)

Заслушиваются ответы 2-3 пар.

— Прочитайте выразительно первую строфу (1 ученик).

-А теперь прочтем вторую строфу.

-Какие звуки вы услышали? (Повторяющееся -у- -л-). Что они вам напоминают? (Какое-то движение: ветра, шагов ночи, затихающего гула дня)

-Прочтите третью строфу. Заметили ли в этой строфе повтор звуков? (Звучат ж, з, ш). О чем говорит это созвучие? (Звуковые повторы позволяют почувств.

Источник

«Конспект урока литературы на тему:»Тема природы в лирике А.А.Фета»»

Поэт насыщает картину запахами (“От лип душистым мёдом тянет”), цветом (“солнце блещет”, “в золотой пыли”), звуками (капли “брызнули в стекло”, дождь по листьям “барабанит”). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его “что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.
5)Чтение и анализ стихотворения «Летний вечер» (слайд 11)
Летний вечер тих и ясен.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
Каким настроением пронизано это стихотворение?
-Какой пейзаж вы бы нарисовали к нему?
-Какие краски играют в этом стихотворении?
-Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?
— Какие художественные средства, чтобы передать усталость природы от зноя, жары использует поэт?
Учитель
И вновь смена времени года, смена настроения.(Слайд12)
готовившийся по стихотворению «Задрожали листы, облетая…», читается произведение под музыку П.И.Чайковского «Октябрь», задается вопрос:
— О каком времени года идет речь в этом стихотворении? Обращаем внимание на слайд (Приложение 2)
— Какими художественными средствами поэт передаёт бурю?
— При помощи чего Фет помогает нам услышать гром?
-Как называется такой фонетический приём?
— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывает конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке -невеличке говорит он?
Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.
— Придумаем название этому стихотворению.
Итак, проанализировав лирику А.А.Фета давайте отметим особенности его лирики, запишем в тетрадь
Запись в тетради
Метафоричность
Ассоциативность
Музыкальность, мелодичность.
5. Итог урока.
Слово учителя.
— Что на вам особенно запомнилось на сегодняшнем уроке? — Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться после сегодняшнего урока?
6. Домашнее задание.
С.226-227
Выучить наизусть одно из самостоятельно прочитанных стихотворений А.А.Фета

Источник