Конспект урока явления природы дождь



Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть.

Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер?

Цель урока: сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.

Задачи урока:

• расширить, уточнить представление детей о дожде и ветре;

• объяснить причины их возникновения ;

• раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека;

• объяснить причины их возникновения.

• развитие познавательного интереса к предмету;

• развитие мышления, умения выделять наиболее значимый материал;

• развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией;

• показать последствия этих явлений;

• формирование умения выполнять тест для описания подобных явлений.

• воспитывать чувство долга, ответственности в охране родной природы;

• быть внимательным, бдительным и уметь прийти на помощь в любой ситуации.

Форма проведения урока: решение пробных вопросов, выполнение творческих заданий.

Форма организации учащихся: индивидуальная, групповая и коллективная.

Тип урока: урок-исследование.

Оформление урока: УМК «Школа» России, учебник Плешакова А. А.Базовый учебник: «Окружающий мир» А. А. Плешаков. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях, «Рабочая тетрадь А. А. Плешаков для 1 класса начальной школы в 2-х частях, раздаточный материал,компьютер, проектор, экран.

Планируемый результат:дети должны научиться:

Объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек).

Должны получить возможность научиться: наблюдать за дождём и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Основные понятия Дождь, ветер, осадки, явления природы.

Межпредметные связи Литературное чтение

— основные Компьютер, проектор, презентация, учебник.

— дополнительные: у учителя – блюдце с водой, вата, свеча, стакан с водой, приготовленный за несколько дней и стоящий в тёплом месте.

У учащихся – карточки с заданиями, учебник

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Исследование оригинально по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого оно дает возможность рассмотреть изучаемый вопрос решением проблемных ситуаций. Исследование также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к уроку приобщает учащихся к чтению научно-популярной литературы, поиску и отбору нужной информации, развивает творческие способности.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

Ход урока.

— В нашем классе все друзья:

Улыбнитесь тем,кто справа,

Улыбнитесь тем,кто слева,

Улыбнитесь тем,кто сзади,

Все мы дружная семья

II Актуализация знаний

— Ну а дом всех нас и всего человечества это-…. (Земля)

-С егодня мы продолжим путешествовать. И, как легкие весенние, облачка полетим в прекрасный и загадочный мир природы.

-Работать будем в группах. Давайте сначала вспомним правила работы в группах и парах.

(Дети называют.Вывешивается таблица:

-У каждого руководителя группы есть белое облачко. А у каждого из вас есть капельки синего и серого цвета. Приклейте серые капельки те,кто считает,что уже все тайны природы вам известны, и вы все знаете.

Если же считаете,что знаете много, но еще многое предстоить открыть и узнать,приклейте капельку синего цвета.

Каждый приклеивает по 1 капельке к облаку своей группы.

(результаты вывешиваются на доске)

-Какой цвет преобладает? Мы многое уже знаем,но еще больше предстоит узнать.

-На прошлых уроках мы уже путешествовали. Где?. (В космосе)

-Обратите внимание на опорные слова на доске:

Карточки: СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, ДОЖДЬ

-Прочитайте слова хором. Разделите их на 2 группы (2 реб. у доски.Карточки: Явления природы и небесные тела)

— С какими понятиями мы уже знакомы?

-На этот раз я предлагаю попробовать свои силы в парах.

-Не забывая правила, возьмите желтый конверт с заданием. Ваша задача наклеить в пустую клетку ту картинку, которая соответствует определению и вспомнить их названия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Проверим правильность выполненного задания с помощью экрана.

-Эксперты сегодня будут… (С каждого ряда по 1 человеку. Они проверяют быстро проходя по рядам.)

-А кто такие эксперты? В словаре Ожегова,это специалист в какой-то области.

-Есть ли желающие сообщить что-то новое, о чем прочитали дополнительно? (маленькие сообщения2-3 предложения). Прикрепляю значок ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

-Я предлагаю всем вам сегодня на уроке стать исследователями.

Глазки видят все вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано.

Где окно,где ведро.

Оюведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

IV. Постановка проблемы и целеполагание

— Когда глазка исследовали кабинет, заметили ли вы что-нибудь на доске?

-У нас осталась 2-я группа слов: ДОЖДЬ и ВЕТЕР.

-Что вы о них знаете? (ответы детей)

-Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сегодня на урокемы постараемся разобраться : почему же идет дождь и дует ветер (Тема на доске)

-А для чего нам эти знания? Я начинаю, кто-то продолжает

УЗНАТЬ,что такое дождь и ветер

УМЕТЬ объяснять эти явления природы

V. Совместное открытие нового

— Послушайте,какие строки написала Галина Новицкая

(3 ребенка рассказывают стихотворение)

Мокнет ёжик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы,

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

В лужах скачут, песни пляшут,

И зеленым флагом машут…

— Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? (ответы детей)

— Когда летом идет дождь какое настроение у вас? (ответы детей)

— А почему веселое? (ответы детей)

Почему грустное (ответы детей)

— А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей- поливает)

— Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь (ответы детей- нет)

— А как дождик попадает на небо в тучу (предложения детей)

-Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.

-Помните, 3 дня назад мы с вами поставили стакан с водой на подоконник,т. к. там тепло. Что же произошло с водой? (Она испарилась)

-Что значит слова «испарилась»?Вставьте слово6 Испарение-это превращение ….(воды) в (пар)

Выбераем основные панятия ВОДА-ПАР. На воске прикрепляются картинки

-Что в природе нагревает воду? (Солнце)

-Кто самый внимательный: в классе мы каждый день наблюдаем за процессом испарения.Подскажу:это связано с доской

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА ОДОСКЕ И ВЛАЖНОЙ ТРЯПКЕ

-А что происходит дальше мы с вами сформулируем,если проведем следующий эксперимент.

Работаем в группах. Вспоминаем правила,мы их уже повторяли.

— Возьмите вату, плотно сожмите её Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце. А теперь пинцетом приподнимите за верхний ее край.

— Ребята что происходит с ватой?

— Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,

— Наше туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь

— Туча, туча, что несешь? Отвечает туча….(дети отвечают хором- дождь)

Вывешивается картинка ТУЧИ и КАПЛИ ДОЖДЯ

-А теперь я попрашу расставить стрелочки (1 ребенок у доски)

-У нас с вами получилась схема круговорота воды в природе.

Давайте проверим. Внимание на экран.

Показ фрагмента сопровождается рассказом учителя — Да ребята, Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.

Читайте также:  Мировой круговорот воды в природе кратко и понятно

— Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху

Лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.

Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.

Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.

Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Это ребята круговорот воды в природе.

-Вот так появляется дождь.

— Как думаете, какие дожди бывают?Страница 36 в учебнике поможет ответить на этот вопрос (ответы детей- очень сильный; мелкий; долгий)

Дождь бывает очень сильным он называется ливень.

Включить слайд (Ливень)

Ливень- это проливной дождь

Включить слайд (Дождь мелкий)

Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь

Включить слайд (Косой дождь)

Бывает Косой дождь или косохлёст

— А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево

VI I РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу»

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.

(руки поднимают вверх)

Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.

(дети раскачивают руками в разные стороны)

Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

-Кто почувствовал прилив сил может присесть.

-А из-за чего появляется косохлест? (из-за ветра)

-Что же такое ветер?

-Тогда я попрошу вас помахать перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (ветерок)

-А откуда он взялся? (заставили рукой двигаться воздух)

-Как еще мы может почувствовать ветер? (подуть друг на друга)

Но движение воздуха мы может не только почувствовать, но и увидеть.

Но этот опыт я проведу сама. Открою одновременно окно и дверь. Шарик взлетит.

Включить слайд (как возникает ветер)

Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

Карточки в парах. Один у доски

— А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.

Слова: теплый, широкий, сильный, холодный, зеленый, сырой, порывистый, слабый, сладкий

А сейчас проверим как вы справились (1реб читает слова которые подчеркнул)

Включить слайд (теплый ветер)

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

Включить слайд (ураган)

А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений

Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

– Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?

Вывод: ветер,как и дождь, может быть и другом и врагом.

VIII Итоги урока

— Вернемся к учебной задачи урока

— Как вы думаете выяснили мы причину возникновения дождя, ветра?

— Узнали что-то новое?

Рефлексия: Работа в группах

— У каждого на парте своя капелька серого и синего цвета. Если вы на этом уроке что-то открыли на уроке,приклейте синюю,если нет-то серую.

Источник

Урок 24. Почему идёт дождь, дует ветер, звенит звонок и такая разноцветная радуга?

Урок 24. Почему идёт дождь, дует ветер, звенит звонок и такая разноцветная радуга?

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почему идёт дождь?
  2. Почему дует ветер?
  3. Почему звенит звонок?
  4. Почему радуга такая разноцветная?

Глоссарий по теме:

Ливень – сильный проливной дождь.

Ситничек – мельчайший дождь, словно мокрая пыль

Косохлёст – косой дождь.

Ветер – это воздух, который движется

Эхо – звук, отраженный от какого–либо препятствия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 23 -26
  2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. – С. 12-15, 44 -46

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вода испаряется в большом количестве непрерывно. Она испаряется с поверхности земли, рек, морей, океанов, озёр. А что же происходит в небе с той водой?

Высоко в небе холоднее намного, чем на поверхности земли. Пар, который поднимается высоко в воздух, превращается в капельки. Эти капельки образуют облако. Затем они соединяются, становятся крупнее. Вот так образуется туча. А что такое туча? Туча — это густое, тёмное облако. И состоит она из этих капелек воды, которые очень тяжёлые. Нижний край тучи становится тяжелее, которые не могут держаться в воздухе. Они начинают падать на землю. Эти падающие капли мы называем дождём.

Дождь бывает разный. Как вы думаете, почему? Когда говорят «льёт как из ведра» — это ливень. А когда мелкий дождь, как из сита – это ситничек. Косохлёст – это косой дождь. Интересное явление природы можно наблюдать, когда светит солнце и идет дождь. Все вы любите бегать летом по лужам под теплым летним дождем, как под душем. Пахнет дождем и свежестью. Но вот дождь стихает. Появляется яркое солнце, а капли дождя продолжают еще капать. И в этот момент на небе появляется удивительно красивая дуга – радуга. «Райская дуга» — называли её в старину и верили, что она несет счастье. Так и пошло с тех пор РА ДУГА. Причина этого явления – солнечный свет и дождик. Солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так появляется радуга. В радуге всего семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

А вы задумывались, кто гонит облака на небе? Конечно, это ветер. Вспомните героя из сказки А.С. Пушкина, который обращается ветру: «Ветер, ветер, ты могуч. Ты гоняешь стаи туч».

Ветер – это воздух, который движется. Почему же он в движении? Это происходит потому, что солнце в разных местах по-разному нагревает Землю. Земля нагревает воздух. Теплый воздух обычно легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на место тёплого воздуха. Так возникает ветер. Ветры все одинаковые? Нет. Ветер всегда дует с определенной силой, может быть слабее или сильнее.

И дождь, и ветер приносят огромную пользу всему живому на Земле. Без дождя растения и животные погибнут, так как вода – одна из самых важных условий жизни. Ветер переносит пыльцу растений, опыляет их. А ещё ветер приводит механизмы в движение, очищает воздух от копоти и пыли. Приносит холода и тепло.

Но вода и ветер могут быть и врагами нашими. Бури, наводнения, цунами, ураганы, тайфуны, смерчи разрушают дома, губят посевы, сады, заносят песком земли, превращая их в пустыню. «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя» — так описывал А.С. Пушкин зимний вечер, прислушиваясь к звукам за окном.

Звуки в природе разнообразны. Вспомните, как звенит колокольчик, гудит паровоз, сигналит автомобиль… А какими разными голосами просыпается лес весной и летним ранним утром. Пение птиц, жужжание пчел, стрекотание кузнечиков, шум воды. Мы слышим разные звуки. Звуки возникают из-за колебания и дрожания предметов, которые передаются по воздуху. А уши наши как приборы, которые улавливают звуки. Уши нужно беречь, так как они боятся сильного шума, резких громких звуков. Нельзя ковырять в ушах острыми предметами. А если появилась боль в ушах, обязательно нужно идти на прием к врачу.

Читайте также:  Какую пользу приносит утка природе

Как образуется эхо? А образуется оно, когда звук бежит невидимой волной и встречает на своем пути препятствие, он возвращается обратно. Вот и получается мы крикнем: «браат», а эхо нам: «аат», крикнем «мама», а эхо нам отвечает «аама». Кому из вас доводилось услышать эхо?

Существует красивая и печальная древнегреческая легенда, объясняющая, что такое эхо. Согласно этой легенде, эхо – это голос говорливой девушки по имени Эхо, которая так надоела богине Гере своим непрестанным «щебетаньем», что та разрешила ей только повторять услышанные от кого-либо фразы. Однажды девушка Эхо безответно влюбилась в красавца Нарцисса и, страдая от неразделённой любви, растворилась в воздухе, а её повторяющий голос остался. Его мы и слышим.

Источник

Урок окружающего мира. 1-й класс. Тема: "Явление природы"

Разработка урока по образовательной системе “Начальная школа ХХI века”.

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема урока: Явления природы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

  1. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
  2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога “Радуги и Солнца”; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности

– Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
– О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)

II. Актуализация опорных знаний (2 мин)

Слайд 2. Учитель читает загадку:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

– Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

III. Постановка учебной задачи. (1 мин)

– Какую цель ставим? (узнать о явлениях природы.)

– Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

– А как вы понимаете слово “явление”?

– Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)

IV. ”Открытие” нового знания (14 мин)

1. Ученица читает в толковом словаре Ожегова толкование слова “явление”.

“Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.”

– Итак, мы начинаем наше путешествие.

2. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
– Как догадались?
– Итак, вы готовы представить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

3. Видеоролик “Золотая осень”

Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) Слайд3
– Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
– А чем же огорчит нас осень?
– Что бывает осенью часто? (Дождь) Слайд 4

Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.

“Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь”.

4. Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5

– Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?

Учитель показывает свинец.

– Сравните свинец и небо.

– Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

– Почему небо называют свинцовым?

– А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6

– Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

5. – А мы продолжаем своё путешествие.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой. Слайд 7

О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы? Снегопад.

А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

Как называется такое явление? Иней. Слайд 8, 9.

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз

Кто знает загадку об этом явлении?

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10

Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?
– Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке
. (Снежинка.) Слайд 11

– Что особенно красиво при снегопаде?

– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.

6. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.

Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это. Весна. Слайд 12

– Какие же явления характерны для весны?

7. Работа по учебнику.

Найдите и выберите явления природы в учебнике с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята
? (Лето) Слайд 15

Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.

– Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Найдите картинки и пометьте желтыми фишками явления, относящие к лету.

Назовите эти явления.

(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

Физминутка выполняется под музыку. (Капитошка)

8. Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

– О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

– А кто знает загадки о радуге?

Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.
Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.

Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

“Райская дуга” назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

– А вы знаете, когда возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.

– Сколько цветов у радуги? Перечислите.

V. Первичное закрепление (8 мин)

1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

Выберите самостоятельно задание, которое вам понравилось и выполните его. (под музыку)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 мин)

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы. Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление.(Фронтальная проверка) Слайд 20

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

– Наше путешествие по временам года закончилось.

– О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?

Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

– Достигли ли поставленных целей?

– Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

– У вас на партах лежат карточки “настроения” – солнышко и тучка.

Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “солнышко”, если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “тучка”.

Источник

Конспект занятия «Дождь»

Дети надеются всегда получать от взрослых исчерпывающие ответы на свои многочисленные вопросы.

Когда ребенок видит дождь, на улице, на картинке или в мультике, у него может возникнуть вопрос: Почему идет дождь? Откуда он берется в облаках? Как образуется? Почему падает с неба?

Конспект занятия «Дождь».

Цель: расширить и уточнить представления детей о дожде как атмосферном явлении.

-расширять и уточнять представления детей о дожде;

-развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение делать выводы;

-воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;

-воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность

-формировать интерес у обучающихся к изучению природных явлений.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Все готовы к занятию? У всех хорошее настроение? Начинаем занятие.

Основная часть.

«Ребята, о чем пойдет речь сегодня на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку»:

Без пути и без дороги

Ходит парень длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.(Дождь)

— Послушайте отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».

Дождик, дождик, что ты льешь?

Льешь и дни и ночи.

Ждали мы тебя, но все ж

Надоел ты очень!

В гнездах птенчики пищат,

Плачут окон стекла,

Невозможно выйти в сад –

Вся земля промокла.

— Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое?

Почему грустное настроение?

— Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?

-А как дождик попадает в тучу?

— Если налить в стакан воды и поставили в теплое место. Что произойдёт с водой?

-То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.

— Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называемдождем.

-Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.(Педагог показывает опыт).

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

«Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

Туча, туча, что несешь?

Отвечает туча.

Вот так появляется дождь.

«Что же такое туча?

Из чего состоят тучи? Почему они падают землю и что из них образуется?

Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?

Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями»

Рисунки с видами дождей:

ливень(сильный дождь);

ситничек(самый мелкий дождик);

косой или косохлест (дождь с сильным порывом ветра);

слепой или грибной (небольшой летний дождик, который длится короткое время и во время которого тучи не успевают закрыть небо);

грозовой(дождь, сопровождаемый грозой);

обложной дождь (идет в наступление по всему небу, может затянуться на несколько дней).

-Почему так назвали дожди?

-Какие из названных дождей вы наблюдали?

-Отгадайте, о каком дожде идет речь?

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

-Правильно. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим.

Источник