Конспект занятия поздняя весна растения и животные весной



НОД "Поздняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Чинакаева Хайрия Жианшеевна

Цель: Систематизация знаний детей о живой и неживой природы поздней весной.

Образовательные: — закрепить знания детей о времени года — поздняя весна;

— закрепить знания детей о изменениях происходящих в жизни зверей и птиц весной;

— формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы

Развивающие:- активировать речь детей, развивать двигательные умения детей;

— упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

Воспитательные: — воспитывать интерес к природе, животным и птицам.

воспитывать доброе отношение к природе, животным, птицам,

— проявлять заботу о них;

— побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Методические материалы: картинки с изображением поздней весны, картинки с изображением птиц и их птенцов, картинки с изображением животных и их детенышей, листочки, карточки красного и зелёного цветов, аудиозапись (звуки весны, гром).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, дидактическая игра «Какая весна?», «Назови малышей», «Признаки весны», пальчиковая гимнастика «Музыка дождя», наблюдения на прогулке за птицами, природой, беседа с детьми о птицах и животных, рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных и птиц, заучивание стихотворений ,

Интеграция образовательных областей:

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. О каком времени вы узнаете, отгадав загадку.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Зовут меня …….(весна).

— Ребята, а вы знаете, что весны бывает три?

«Весна света», «весна воды», «весна зелёной травы». Кто догадался, что это за три весны?

Звучит фонограмма «Звуки весны»

— Как вы думаете, какой весне относится эта мелодия?

— Это «Весна зелёной травы»

— Давайте с вами сыграем в игру

Игра «Какая весна».

Ваша задача назвать как можно больше признаков поздней весны. За каждый ответ вы будете получать по одному листочку.

— Молодцы. Вы назвали много признаков поздней весны Давайте подведём итоги. Весна зелёная, поздняя, красивая, дождливая, весёлая, солнечная, радостная и т. д.

— Весна приносит с собой жизнь, движение, что- то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими красками. Весна это свет, радость, счастье, надежда на лучшее. Весна – пора обновлений.

— Ребята, как изменилась температура воздуха?

— А какие изменения произошли в жизни диких животных?

— Правильно, они выводят своих детёнышей на первые прогулки в этом году.

— А чему они их учат?

-Правильно. Посмотрите на картины и с изображением животных со своими детёнышами.

-А какие изменения происходят в жизни птиц?

-А каких перелётных птиц вы знаете? Посмотрите на картинки.

-Правильно! А почему птицы осенью улетают от нас в теплые края?

-А что позволяет вернуться обратно?

— А чем кормят своих птенцов птицы?

-А ещё у них здесь гнездовья. Родина там, где я родился. Каждая птица возвращается в родные края.

— А вы знаете, как летят птицы, каким строем?

-Журавли летят –клином, утки – косяком, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки летят – беспорядочной стаей.

-А сейчас мы поиграем с вами в иргу. За правильные ответы получите по фишке

Игра «Назови малышей»

У лисы – лисёнок

У волка – волчонок

У галки – галчонок

У медведя – медвежонок

У гуся – гусёнок

У белки – бельчонок

У зайца – зайчонок

У скворца – скворчонок

У аиста — аистёнок

-Ребята, а что это за звук?

— Правильно — это гром. А когда гремит гром?

— Правильно, давайте представим, что сейчас пойдёт весенний дождь. Мы с вами сочиним музыку дождя. Повторяйте за мной.

Динамическая пауза «Музыка дождя»

Упало 2 капли – (хлопаем 2 раза в ладоши)

Упало 3 капли – (хлопаем 3 раза в ладоши)

Упало 4 капли – (хлопаем 4 раза в ладоши)

Упало 5 капель – (хлопаем 5 раз в ладоши)

Пошёл сильный дождь – (хлопаем быстро по своим коленям)

И вот дождь стал затихать.

Упало 3 капли — (хлопаем 3 раза в ладоши)

Упало 2 капли – (хлопаем 2 раза в ладоши)

А теперь, ребята, прислушайтесь,

Сейчас упадёт последняя капля – (1тихий хлопок).

— Ребята, что происходит в природе?

-Сейчас время цветения. Какие же растения цветут в это время года?

-Наша страна так велика, что весна не может наступить в одно и тоже время. На Кавказе уже в феврале цветут подснежники, в средней полосе они появляются в апреле, а за Полярным кругом только в конце мая начинает таять снег.

Игра «Признаки весны»

(Дети поднимают карточки зелёного цвета, если называется правильный признак весны и красные карточки — неправильный признак.)

— Птицы высиживают яйца.

-Животные готовятся к спячке.

— Птицы уничтожают вредных насекомых.

-Птицы готовятся к отлёту.

-Учат птенцов летать.

-Светит яркое солнце.

-Сады стоят в цвету.

— Молодцы. Вы хорошо запомнили признаки весны. Но чтобы вся эта красота нас всегда радовала, сто нужно делать?

— Заботиться о природе – это важнейшая задача человека. Слова Родина и природа нераздельны. Природа нашей страны очень богата и прекрасна. Нужно беречь её, помогать ей, постоянно заботиться о ней.

Источник

Конспект занятия «Поздняя весна. Весенние цветы. Перелетные птицы весной»

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование синтаксической стороны речи, грамматического строя речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, речевого дыхания, мелкой моторики.

Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью пения соловья, дроздов, жужжание пчел, репродукции картин С. Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер» из альбома «Четыре времени года», ваза с букетом цветущих одуванчиков, игрушечная божья коровка, ветки березы, тополя со смолистыми листочками, ветка ивы с цветущими пуховками. Ход занятия.

1. Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин С. Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер». На столе в корзинке стоит букет цветущих одуванчиков. Звучит запись пения соловья.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Скажите, какое время года сейчас у нас на улице? (Весна). Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май) Сейчас какой месяц? (Май) скажите сейчас какая весна ранняя или поздняя? (Поздняя) Почему вы так решили? (распускаются листья на деревьях, цветут цветы, травка зеленеет, птицы прилетели, летаю насекомые)Логопед. Сегодня на занятии мы снова будем говорить о весне, потому что поздняя весна в разгаре, в природе произошли изменения. Вы много узнали о них. А для начала давайте поиграем с божьей коровкой, которая прилетела к нам в гости, чтобы послушать, чему вы научились.

Читайте также:  Образование названий семейств растений

2. Игра «Где божья коровка?» Логопед меняет местоположение божьей коровки,а дети комментируют его действия: «Божья коровка сидит на одуванчике. Божья коровка прячется под листком одуванчика.»

3. Чтение логопедом рассказа И. Соколова- Микитова «Лес ранней и поздней весною». Беседа по тексту.

Логопед. Сегодня я принесла на занятие картину С. Жуковского «Весенняя вода» и картину Н. Дубовского «Весенний вечер». Мы с вами рассмотрели и сравнили много разных картин. Вы научились составлять рассказы по ним. Сегодня вы тоже будете рассказывать о картинах, и рассказ, который я вам сейчас прочитаю, поможет вам. Послушайте, как описывает природу весной русский писатель Соколов- Микитов.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает пробуждать бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные смолистыми почками ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. На лесных полянках появились первые проталины. Кое- где на припеке начинают зацветать перелески. Пахнет смолистыми почками. Поют дрозды. Придет радостный день- зеленою дымкою покроется опушка березового леса. Над желтыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. В кустах на берегу реки звонко запел первый соловей.

Как описан в рассказе лес ранней весной? Что автор говорит о снеге, ветках берез, проталинах, первых весенних цветах (В лесу тает снег, на ветках берез набухли смолистые почки. На полянках появились первые проталины, зацветают перелески).

Чем пахнет в лесу? Что можно услышать в нем (В лесу пахнет смолистыми почками, поют дрозды)

4. Составление рассказов по картинам по плану.

Логопед. Думаю, что теперь вы без труда расскажете о том, что видите на картинах «Весенняя вода» и «Весенний вечер»,по плану:

*какой период весны изображен на картине?

*что за место изобразил художник?

*как выглядят деревья, земля, небо?

*какие звуки можно услышать в уголке, изображенном художником, какие запахи можно ощутить?

(На картине «Весенняя вода» изображена ранняя весна. В лесу только начал таять снег. Появились большие проталины. Бежит весенний ручеек. Большая поляна залита водой. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу тепло и сыро. Деревья еще голые, но на них уже набухли почки. Небо над деревьями голубое с легкими облаками. Светит солнце. От деревьев на земле лежат тени. Кажется, что пахнет смолистыми почками деревьев и раздается пение дроздов.)

(На картине «Весенний вечер» изображена поздняя весна. Художник нарисовал уголок березовой рощи ранним утром. Молодые березки покрыты нежными светло- зелеными листочками. В свежей траве ветреница, распускаются одуванчики. За березами виден овраг, наполненный водой. Солнце всходит, и все вокруг кажется розоватым. На ветке березки распевает утреннее пение соловей.)

Логопед. Вы составили чудесные рассказы. А теперь пойдем а ковер и поиграем.

5. Подвижная игра Веснянка» (музыка релаксация)

А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и медленно Припекло, припекло. поднимают руки.

И по всюду золото идут по кругу, взявшись за руки, и медленно

Разлило, разлило опускают руки.

Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону.

Все журчат, журчат. Руки на поясе.

Журавли курлыкают меняют направление движения.

И летят, летят. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.

6. Игра «узнай запах». Логопед предлагает детям закрыть глаза и подносит к их лицам по очереди ветки деревьев со смолистыми листочками. Можно растереть. Дети вдыхают, не поднимая плеч. Логопед убирает ветки. Дети открывают глаза, говорят, какой запах они почувствовали. Аналогично со следующей веткой.

7. Упражнение «Звуки весеннего леса». Логопед предлагает еще раз перечислить звуки весеннего леса описанные в рассказе Соколова- Микитова.

Логопед. Внимательно послушайте и вы будете угадывать звуки весеннего леса.

8. Пальчиковая гимнастика.

С кем дружит цветок

(Для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,

(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек дружит с пчёлами,

(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчикисложены в кулачки)

Цветочек дружит с солнышком, (поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми.

(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)

9. Упражнение «Подбери схему».

Логопед. Посмотрите на эти звуковые схемы. Подумайте к каким названиям насекомых они походят. Соедините стрелкой. Прокомментируйте, объясните свое решение. (жук, оса, муха, комар)

10. Рассказывание чистоговорки.

Логопед. А теперь давайте расскажем чистоговорку. Сделайте вдох, а на выдохе расскажите ее. Старайтесь говорить правильно и красиво. Следите за произношением звуков. (У осы – не усы, не усищи, а усики)

11. Окончание занятия.

Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» по развитию речи Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» по развитию речи. Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание,.

Конспект итогового логопедического занятия «Перелетные птицы»Конспект итогового логопедического занятия «Перелетные птицы» .

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы» Конспект логопедического занятия по теме: «Перелетные птицы» Задачи: Закреплять представления детей о перелетных птицах. Закрепить название.

Конспект музыкального занятия «Птицы Весной» Цель. Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Продолжать изучать с детьми сезонные.

Конспект открытого занятия «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Задачи по образовательным областям:.

Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы» Цель: закреплять знания и представления детей о перелётных и зимующих птицах. Задачи: Образовательная задача: — активизация словаря по теме:.

Конспект занятия «Зимующие и перелетные птицы»Конспект занятия «Зимующие и перелетные птицы» ТКонспект НОД по разделу «Ребенок и окружающий мир» ема: Перелетные и зимующие птицы Задачи: Образовательные Закрепить и расширить знания.

Читайте также:  Что такое суточная периодичность растений

Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы» Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Интеграция с другими ОО: Социально-коммуникативное, физическое,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Весна. Весенние цветы» Природа во второй младшей группе «Весна. Весенние цветы». Программное содержание: 1. Закрепить и расширить знания детей о характерных.

Конспект занятия «Журавли — птицы перелетные» Форма организации совместной деятельности: подгрупповая. Тип: Формирование новых знаний. Программные задачи: Образовательная: -Учить создавать.

Источник

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «К нам весна шагает…»

Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

Игра на внимание.
Я называются месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то – приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.
Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь.
— А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?
А сейчас “Доскажите словечко”.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
И называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)
Воспитатель предлагает детям послушать пение птиц (аудиозапись).
— Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
— Как называются эти птицы? (Перелетные)
— Почему их называют перелетными?
— А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.
— Давайте отдохнём и поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Грач, клёст, снегирь, скворец, ласточка, синичка, воробей, жаворонок, журавль.
— Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.
Воспитатель:
Солнце ласково смеётся.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
разговорчивый ручей.
— Затекли шумные ручейки в норки, берлоги. Кого они разбудили? (ответы) – показ картинок (медведь, ёжик, барсук)!
А что ещё весной просыпается? Растения.
— Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
-Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н. Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)
— Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
— Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)
У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.
Охрана растений.
— Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
— Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
Молодцы!
— А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
1. После какого времени года наступает весна?
Лето.
Зима.
Осень.
2. Как в народе называют весну?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Дети.
Сосульки.
Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледобег.
Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Соловьи.
Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.

Работа по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».
Воспитатель показывая детям картину «Весна. Большая вода». Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник И. Левитан. Он писал картины, на которых изображал родную природу: стройные березки, реки, небо. Картины И. Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах.
Сегодня мы с вами рассмотрим его картину «Весна. Большая вода».

Источник

Конспект занятия поздняя весна растения и животные весной

Лексическая тема недели.

1. Артикуляционная гимнастика: № 4, 9, 23, 18, 17. Каждое упражнение выполнять 5-8 раз.
2. Поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года. Вспомнить с ним названия весенних месяцев. Рассказать ребенку, что весна делится на раннюю и позднюю. Объясните, что сейчас идет поздняя весна. Предложите подумать и вспомнить приметы поздней весны.

Вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной. Рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки. Обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах.

3. Игра «Найди ошибку» (правильный ответ записать):
Пригрело солнце, потому что тает снег. –
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы. –
Наступила весна, потому что прилетели грачи. –
Пришла весна, потому что пробудился медведь. –

4. Игра «Кто? Что?» (ответы записать): тает (что?) –
бегут (что?) – распускаются (что?) –
зеленеет (что?) – появляются (кто?) –
цветут (что?) – прилетают (кто?) –

5. Игра «Много кого? чего?» (ответы записать): почка – много почек,
жук – лиса –
журавль – божья коровка –
подснежник – одуванчик –

6. Игра «Сосчитай до 5»: Одна сосулька, две сосульки, …, пять сосулек. Солнце, скворец, почка, листок, ручей, лужа, грач, цветок, жук, бабочка.

7. Наклеить или нарисовать совместно с ребенком картинки на тему «Поздняя весна

8.Выучить с ребенком загадку
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
(С. Маршак)

Прочитать детям.
«Весна» (И. Соколов-Микитов), «Четыре желания» (К. Ушинский).

«Двойная весна» (В. Бианки)

Тема «Перелетные птицы»
Во время прогулки рассмотреть вместе с детьми птиц и рассказать:
— названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет¬ных птиц;
— понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
— куда улетают птицы, почему;
— части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
— голоса, повадки птиц, их жилье.

Читайте также:  Модус препарат для растений

Поиграть с детьми
Игра «Назови птенцов»
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
Игра «Кто как кричит?»
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает,
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.
Игра «Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);
ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);
петух, индюк, курица, ворона (ворона);
журавль, аист, цапля, грач (грач).
Игра «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? . (У лебедя.);
. самые длинные ноги? . (У цапли, журавля.);
. самый длинный клюв? . (У цапли.).
Какие птицы лучше всех поют? . (Соловьи.);
. подражают пению других? . (Скворцы.).

«Отгадать и выучить загадку»
«На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат»

Прочитать детям. Е. Чарушин «Воробей»
Посмотреть мультфильм «Серая шейка»
Сделать с детьми птичку из любого материала.

Источник

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе»

Цель – развитие связной речи при ознакомлении с изменениями в живой и неживой природе с приходом весны.

1. Уточнить представления детей о весне, о жизни растений и животных. Показать на примерах зависимость состояния живой природы от неживой.
2. Активизировать в словаре названия весенних явлений.
3. Упражнять в употреблении предлогов, образовании названий детенышей животных.

1. Развивать умение находить смысловые несоответствия в предложении.
2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику.
3. Учить координировать речь с движениями.

1. Формировать эстетическое отношение к весенним явлениям в природе: капели, появлению сосулек, распускающимся деревьям, весенним развлечениям.
2. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, желание беречь природу.

Ход занятия

1. Организационный этап

Тает снежок,
Ожил лужок,
Снег убывает.
Когда это бывает?

Дети: Это бывает весной.

Логопед: Сегодня мы поговорим о весне и изменениях в природе с ее приходом.

2. Основной этап

Логопед: Весна – это удивительное время года. В начале – еще лежит снег, а в конце – зеленеет травка и появляются первые цветы.

Рассматривание сюжетной картинки (сосульки на крыше дома).

Логопед: Как светит солнце весной?

Дети: Солнце светит ярко.

Логопед: Что происходит со снегом?

Логопед: Что вы видите на крышах домов?

Дети:На крышах домов висят сосульки.

Логопед:Почему растаял снег?

Дети: Снег растаял, потому что стало тепло.

Логопед: Что получается из снега, когда он тает?

Дети: Снег превращается в воду.

Рассматривание сюжетной картинки (лед на реке).

Логопед: Что появилось в местах, где пригревает солнце?

Дети: Появляются первые проталины.

Логопед: Что вы видите на реке?

Дети: На реке тает лед. Плывут льдины.

Логопед: Весной стало тепло, много воды и света. Посмотрим, что происходит в живой природе.

Рассматривание сюжетной картинки (животные весной).

Логопед: Какие изменения происходят в жизни зверей весной?

Медведь просыпается после зимней спячки.

Зайцы меняют белый окрас на серый.

Логопед: Кого вы видите на деревьях?

Дети: Прилетают птицы из теплых стран.

Логопед: Почему именно весной они возвращаются из теплых стран?

Дети: Потому что стлало тепло, у них есть корм: появляются насекомые.

Логопед: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Грач, скворец, ласточка, аист, соловей.

Пальчиковая гимнастика

Галдят грачи и там и тут, («Птица»)
Летают и по веткам скачут, («Деревья»)
Весной сосульки вниз растут («Сосульки»)
И потому все время плачут («изобразить»).
Упражнение «Где скворушка?»

Логопед: Как человек помогает скворцам весной?

Дети: Он строит для них скворечники и вешает их на деревья.

Логопед: Скворцы тщательно выбирают себе будущее жилище, осматривают его, так как здесь будут жить их маленькие птенчики. Понаблюдаем за скворцом.

Скворец сидит… (на скворечнике), залетел… (под скворечник).
Скворец залетел… (в скворечник), вылетел… (из скворечника).
Скворец залетел… (за скворечник), выглянул… (из скворечника).

Игра «Кто у кого»

(детям предлагается комплект карточек со взрослыми животными и их детенышами).

Логопед: У многих животных появляются детеныши. Подберите и назовите мам и их детенышей.

У лисы (лисенок).
У зайца (зайчонок).
У медведя (медвежонок).
У ежа (ежонок).
У белки (бельчонок).
У волка (волчонок).

Динамическая пауза «Ежик и барабан»

Просмотр презентации «Изменения в жизни растений весной»

Логопед: Что появляется на деревьях?

Дети: На деревьях появляются почки, а потом – листочки.

Появляются первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха.

Многие деревья начинают цвести: береза, верба, фруктовые деревья.

Логопед: Почему начинают появляться листочки, цветы? Что способствует этому?

Дети: Солнце дарит много света и тепла, от растаявшего снега на земле много воды, поэтому растут растения.

Составление модели «Весенние изменения в природе»

Перед ребенком набор карточек, обозначающих природные явления, явления из жизни растительного и животного мира. Ему необходимо выбрать и расположить на листе карточки, относящиеся к весне.

Самостоятельная работа детей.

Викторина «Бывает – не бывает»

Дети слушают предложение и поднимают карточку: зеленую – «бывает», красную – «не бывает».

Весной речка покрывается льдом.
Весной птицы возвращаются из теплых краев.
Весной на проталинах появляются подснежники.
Весной на деревьях появляются почки.
Весной заяц меняет серый цвет на белый.
Весной солнце появляется редко, становится холодно.
Весной листья желтеют и опадают.
Весной нужно снимать скворечники и вешать кормушки.
Весной можно увидеть сосульки.

Рефлексия

Логопед: Скажите, что вы можете сделать для птиц весной?

Дети: Сделать вместе с родителями скворечник и повесить его на дерево.

Логопед: Когда снег растает, на земле лежит прошлогодняя трава и листва, много мусора. Как вы можете помочь природе, чтобы быстрее просохла земля, выросла зеленая травка?

Дети: Надо собирать граблями сухие листья и мусор?

Логопед: Молодцы! Будем беречь нашу природу! Сохранять ее! И тогда природа отблагодарит нас ярким солнцем, теплом, свежим воздухом, красивыми цветами, птичьим пеньем!

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

Источник

Конспект занятия поздняя весна растения и животные весной



Конспект занятия поздняя весна растения и животные весной

Лексическая тема недели.

1. Артикуляционная гимнастика: № 4, 9, 23, 18, 17. Каждое упражнение выполнять 5-8 раз.
2. Поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года. Вспомнить с ним названия весенних месяцев. Рассказать ребенку, что весна делится на раннюю и позднюю. Объясните, что сейчас идет поздняя весна. Предложите подумать и вспомнить приметы поздней весны.

Вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной. Рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки. Обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах.

3. Игра «Найди ошибку» (правильный ответ записать):
Пригрело солнце, потому что тает снег. –
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы. –
Наступила весна, потому что прилетели грачи. –
Пришла весна, потому что пробудился медведь. –

4. Игра «Кто? Что?» (ответы записать): тает (что?) –
бегут (что?) – распускаются (что?) –
зеленеет (что?) – появляются (кто?) –
цветут (что?) – прилетают (кто?) –

5. Игра «Много кого? чего?» (ответы записать): почка – много почек,
жук – лиса –
журавль – божья коровка –
подснежник – одуванчик –

6. Игра «Сосчитай до 5»: Одна сосулька, две сосульки, …, пять сосулек. Солнце, скворец, почка, листок, ручей, лужа, грач, цветок, жук, бабочка.

7. Наклеить или нарисовать совместно с ребенком картинки на тему «Поздняя весна

8.Выучить с ребенком загадку
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
(С. Маршак)

Прочитать детям.
«Весна» (И. Соколов-Микитов), «Четыре желания» (К. Ушинский).

«Двойная весна» (В. Бианки)

Тема «Перелетные птицы»
Во время прогулки рассмотреть вместе с детьми птиц и рассказать:
— названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет¬ных птиц;
— понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
— куда улетают птицы, почему;
— части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
— голоса, повадки птиц, их жилье.

Поиграть с детьми
Игра «Назови птенцов»
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
Игра «Кто как кричит?»
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает,
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.
Игра «Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);
ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);
петух, индюк, курица, ворона (ворона);
журавль, аист, цапля, грач (грач).
Игра «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? . (У лебедя.);
. самые длинные ноги? . (У цапли, журавля.);
. самый длинный клюв? . (У цапли.).
Какие птицы лучше всех поют? . (Соловьи.);
. подражают пению других? . (Скворцы.).

«Отгадать и выучить загадку»
«На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат»

Прочитать детям. Е. Чарушин «Воробей»
Посмотреть мультфильм «Серая шейка»
Сделать с детьми птичку из любого материала.

Источник

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Весенние изменения в природе»

Цель – развитие связной речи при ознакомлении с изменениями в живой и неживой природе с приходом весны.

1. Уточнить представления детей о весне, о жизни растений и животных. Показать на примерах зависимость состояния живой природы от неживой.
2. Активизировать в словаре названия весенних явлений.
3. Упражнять в употреблении предлогов, образовании названий детенышей животных.

1. Развивать умение находить смысловые несоответствия в предложении.
2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику.
3. Учить координировать речь с движениями.

1. Формировать эстетическое отношение к весенним явлениям в природе: капели, появлению сосулек, распускающимся деревьям, весенним развлечениям.
2. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, желание беречь природу.

Ход занятия

1. Организационный этап

Тает снежок,
Ожил лужок,
Снег убывает.
Когда это бывает?

Дети: Это бывает весной.

Логопед: Сегодня мы поговорим о весне и изменениях в природе с ее приходом.

2. Основной этап

Логопед: Весна – это удивительное время года. В начале – еще лежит снег, а в конце – зеленеет травка и появляются первые цветы.

Рассматривание сюжетной картинки (сосульки на крыше дома).

Логопед: Как светит солнце весной?

Дети: Солнце светит ярко.

Логопед: Что происходит со снегом?

Логопед: Что вы видите на крышах домов?

Дети:На крышах домов висят сосульки.

Логопед:Почему растаял снег?

Дети: Снег растаял, потому что стало тепло.

Логопед: Что получается из снега, когда он тает?

Дети: Снег превращается в воду.

Рассматривание сюжетной картинки (лед на реке).

Логопед: Что появилось в местах, где пригревает солнце?

Дети: Появляются первые проталины.

Логопед: Что вы видите на реке?

Дети: На реке тает лед. Плывут льдины.

Логопед: Весной стало тепло, много воды и света. Посмотрим, что происходит в живой природе.

Рассматривание сюжетной картинки (животные весной).

Логопед: Какие изменения происходят в жизни зверей весной?

Медведь просыпается после зимней спячки.

Зайцы меняют белый окрас на серый.

Логопед: Кого вы видите на деревьях?

Дети: Прилетают птицы из теплых стран.

Логопед: Почему именно весной они возвращаются из теплых стран?

Дети: Потому что стлало тепло, у них есть корм: появляются насекомые.

Логопед: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Грач, скворец, ласточка, аист, соловей.

Пальчиковая гимнастика

Галдят грачи и там и тут, («Птица»)
Летают и по веткам скачут, («Деревья»)
Весной сосульки вниз растут («Сосульки»)
И потому все время плачут («изобразить»).
Упражнение «Где скворушка?»

Логопед: Как человек помогает скворцам весной?

Дети: Он строит для них скворечники и вешает их на деревья.

Логопед: Скворцы тщательно выбирают себе будущее жилище, осматривают его, так как здесь будут жить их маленькие птенчики. Понаблюдаем за скворцом.

Скворец сидит… (на скворечнике), залетел… (под скворечник).
Скворец залетел… (в скворечник), вылетел… (из скворечника).
Скворец залетел… (за скворечник), выглянул… (из скворечника).

Игра «Кто у кого»

(детям предлагается комплект карточек со взрослыми животными и их детенышами).

Логопед: У многих животных появляются детеныши. Подберите и назовите мам и их детенышей.

У лисы (лисенок).
У зайца (зайчонок).
У медведя (медвежонок).
У ежа (ежонок).
У белки (бельчонок).
У волка (волчонок).

Динамическая пауза «Ежик и барабан»

Просмотр презентации «Изменения в жизни растений весной»

Логопед: Что появляется на деревьях?

Дети: На деревьях появляются почки, а потом – листочки.

Появляются первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха.

Многие деревья начинают цвести: береза, верба, фруктовые деревья.

Логопед: Почему начинают появляться листочки, цветы? Что способствует этому?

Дети: Солнце дарит много света и тепла, от растаявшего снега на земле много воды, поэтому растут растения.

Составление модели «Весенние изменения в природе»

Перед ребенком набор карточек, обозначающих природные явления, явления из жизни растительного и животного мира. Ему необходимо выбрать и расположить на листе карточки, относящиеся к весне.

Самостоятельная работа детей.

Викторина «Бывает – не бывает»

Дети слушают предложение и поднимают карточку: зеленую – «бывает», красную – «не бывает».

Весной речка покрывается льдом.
Весной птицы возвращаются из теплых краев.
Весной на проталинах появляются подснежники.
Весной на деревьях появляются почки.
Весной заяц меняет серый цвет на белый.
Весной солнце появляется редко, становится холодно.
Весной листья желтеют и опадают.
Весной нужно снимать скворечники и вешать кормушки.
Весной можно увидеть сосульки.

Читайте также:  Зачем растениям нужен янтарная кислота

Рефлексия

Логопед: Скажите, что вы можете сделать для птиц весной?

Дети: Сделать вместе с родителями скворечник и повесить его на дерево.

Логопед: Когда снег растает, на земле лежит прошлогодняя трава и листва, много мусора. Как вы можете помочь природе, чтобы быстрее просохла земля, выросла зеленая травка?

Дети: Надо собирать граблями сухие листья и мусор?

Логопед: Молодцы! Будем беречь нашу природу! Сохранять ее! И тогда природа отблагодарит нас ярким солнцем, теплом, свежим воздухом, красивыми цветами, птичьим пеньем!

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

Источник

Конспект занятия «Поздняя весна. Весенние цветы. Перелетные птицы весной»

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование синтаксической стороны речи, грамматического строя речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, речевого дыхания, мелкой моторики.

Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью пения соловья, дроздов, жужжание пчел, репродукции картин С. Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер» из альбома «Четыре времени года», ваза с букетом цветущих одуванчиков, игрушечная божья коровка, ветки березы, тополя со смолистыми листочками, ветка ивы с цветущими пуховками. Ход занятия.

1. Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин С. Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер». На столе в корзинке стоит букет цветущих одуванчиков. Звучит запись пения соловья.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Скажите, какое время года сейчас у нас на улице? (Весна). Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май) Сейчас какой месяц? (Май) скажите сейчас какая весна ранняя или поздняя? (Поздняя) Почему вы так решили? (распускаются листья на деревьях, цветут цветы, травка зеленеет, птицы прилетели, летаю насекомые)Логопед. Сегодня на занятии мы снова будем говорить о весне, потому что поздняя весна в разгаре, в природе произошли изменения. Вы много узнали о них. А для начала давайте поиграем с божьей коровкой, которая прилетела к нам в гости, чтобы послушать, чему вы научились.

2. Игра «Где божья коровка?» Логопед меняет местоположение божьей коровки,а дети комментируют его действия: «Божья коровка сидит на одуванчике. Божья коровка прячется под листком одуванчика.»

3. Чтение логопедом рассказа И. Соколова- Микитова «Лес ранней и поздней весною». Беседа по тексту.

Логопед. Сегодня я принесла на занятие картину С. Жуковского «Весенняя вода» и картину Н. Дубовского «Весенний вечер». Мы с вами рассмотрели и сравнили много разных картин. Вы научились составлять рассказы по ним. Сегодня вы тоже будете рассказывать о картинах, и рассказ, который я вам сейчас прочитаю, поможет вам. Послушайте, как описывает природу весной русский писатель Соколов- Микитов.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает пробуждать бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные смолистыми почками ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. На лесных полянках появились первые проталины. Кое- где на припеке начинают зацветать перелески. Пахнет смолистыми почками. Поют дрозды. Придет радостный день- зеленою дымкою покроется опушка березового леса. Над желтыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. В кустах на берегу реки звонко запел первый соловей.

Как описан в рассказе лес ранней весной? Что автор говорит о снеге, ветках берез, проталинах, первых весенних цветах (В лесу тает снег, на ветках берез набухли смолистые почки. На полянках появились первые проталины, зацветают перелески).

Чем пахнет в лесу? Что можно услышать в нем (В лесу пахнет смолистыми почками, поют дрозды)

4. Составление рассказов по картинам по плану.

Логопед. Думаю, что теперь вы без труда расскажете о том, что видите на картинах «Весенняя вода» и «Весенний вечер»,по плану:

*какой период весны изображен на картине?

*что за место изобразил художник?

*как выглядят деревья, земля, небо?

*какие звуки можно услышать в уголке, изображенном художником, какие запахи можно ощутить?

(На картине «Весенняя вода» изображена ранняя весна. В лесу только начал таять снег. Появились большие проталины. Бежит весенний ручеек. Большая поляна залита водой. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу тепло и сыро. Деревья еще голые, но на них уже набухли почки. Небо над деревьями голубое с легкими облаками. Светит солнце. От деревьев на земле лежат тени. Кажется, что пахнет смолистыми почками деревьев и раздается пение дроздов.)

(На картине «Весенний вечер» изображена поздняя весна. Художник нарисовал уголок березовой рощи ранним утром. Молодые березки покрыты нежными светло- зелеными листочками. В свежей траве ветреница, распускаются одуванчики. За березами виден овраг, наполненный водой. Солнце всходит, и все вокруг кажется розоватым. На ветке березки распевает утреннее пение соловей.)

Логопед. Вы составили чудесные рассказы. А теперь пойдем а ковер и поиграем.

5. Подвижная игра Веснянка» (музыка релаксация)

А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и медленно Припекло, припекло. поднимают руки.

И по всюду золото идут по кругу, взявшись за руки, и медленно

Разлило, разлило опускают руки.

Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону.

Все журчат, журчат. Руки на поясе.

Журавли курлыкают меняют направление движения.

И летят, летят. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.

6. Игра «узнай запах». Логопед предлагает детям закрыть глаза и подносит к их лицам по очереди ветки деревьев со смолистыми листочками. Можно растереть. Дети вдыхают, не поднимая плеч. Логопед убирает ветки. Дети открывают глаза, говорят, какой запах они почувствовали. Аналогично со следующей веткой.

7. Упражнение «Звуки весеннего леса». Логопед предлагает еще раз перечислить звуки весеннего леса описанные в рассказе Соколова- Микитова.

Логопед. Внимательно послушайте и вы будете угадывать звуки весеннего леса.

8. Пальчиковая гимнастика.

С кем дружит цветок

(Для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,

(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек дружит с пчёлами,

(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчикисложены в кулачки)

Цветочек дружит с солнышком, (поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми.

(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)

9. Упражнение «Подбери схему».

Логопед. Посмотрите на эти звуковые схемы. Подумайте к каким названиям насекомых они походят. Соедините стрелкой. Прокомментируйте, объясните свое решение. (жук, оса, муха, комар)

Читайте также:  Откуда растения берут азот

10. Рассказывание чистоговорки.

Логопед. А теперь давайте расскажем чистоговорку. Сделайте вдох, а на выдохе расскажите ее. Старайтесь говорить правильно и красиво. Следите за произношением звуков. (У осы – не усы, не усищи, а усики)

11. Окончание занятия.

Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» по развитию речи Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» по развитию речи. Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание,.

Конспект итогового логопедического занятия «Перелетные птицы»Конспект итогового логопедического занятия «Перелетные птицы» .

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы» Конспект логопедического занятия по теме: «Перелетные птицы» Задачи: Закреплять представления детей о перелетных птицах. Закрепить название.

Конспект музыкального занятия «Птицы Весной» Цель. Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Продолжать изучать с детьми сезонные.

Конспект открытого занятия «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Задачи по образовательным областям:.

Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы» Цель: закреплять знания и представления детей о перелётных и зимующих птицах. Задачи: Образовательная задача: — активизация словаря по теме:.

Конспект занятия «Зимующие и перелетные птицы»Конспект занятия «Зимующие и перелетные птицы» ТКонспект НОД по разделу «Ребенок и окружающий мир» ема: Перелетные и зимующие птицы Задачи: Образовательные Закрепить и расширить знания.

Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы» Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Интеграция с другими ОО: Социально-коммуникативное, физическое,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Весна. Весенние цветы» Природа во второй младшей группе «Весна. Весенние цветы». Программное содержание: 1. Закрепить и расширить знания детей о характерных.

Конспект занятия «Журавли — птицы перелетные» Форма организации совместной деятельности: подгрупповая. Тип: Формирование новых знаний. Программные задачи: Образовательная: -Учить создавать.

Источник

НОД "Поздняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Чинакаева Хайрия Жианшеевна

Цель: Систематизация знаний детей о живой и неживой природы поздней весной.

Образовательные: — закрепить знания детей о времени года — поздняя весна;

— закрепить знания детей о изменениях происходящих в жизни зверей и птиц весной;

— формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы

Развивающие:- активировать речь детей, развивать двигательные умения детей;

— упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

Воспитательные: — воспитывать интерес к природе, животным и птицам.

воспитывать доброе отношение к природе, животным, птицам,

— проявлять заботу о них;

— побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Методические материалы: картинки с изображением поздней весны, картинки с изображением птиц и их птенцов, картинки с изображением животных и их детенышей, листочки, карточки красного и зелёного цветов, аудиозапись (звуки весны, гром).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, дидактическая игра «Какая весна?», «Назови малышей», «Признаки весны», пальчиковая гимнастика «Музыка дождя», наблюдения на прогулке за птицами, природой, беседа с детьми о птицах и животных, рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных и птиц, заучивание стихотворений ,

Интеграция образовательных областей:

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. О каком времени вы узнаете, отгадав загадку.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Зовут меня …….(весна).

— Ребята, а вы знаете, что весны бывает три?

«Весна света», «весна воды», «весна зелёной травы». Кто догадался, что это за три весны?

Звучит фонограмма «Звуки весны»

— Как вы думаете, какой весне относится эта мелодия?

— Это «Весна зелёной травы»

— Давайте с вами сыграем в игру

Игра «Какая весна».

Ваша задача назвать как можно больше признаков поздней весны. За каждый ответ вы будете получать по одному листочку.

— Молодцы. Вы назвали много признаков поздней весны Давайте подведём итоги. Весна зелёная, поздняя, красивая, дождливая, весёлая, солнечная, радостная и т. д.

— Весна приносит с собой жизнь, движение, что- то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими красками. Весна это свет, радость, счастье, надежда на лучшее. Весна – пора обновлений.

— Ребята, как изменилась температура воздуха?

— А какие изменения произошли в жизни диких животных?

— Правильно, они выводят своих детёнышей на первые прогулки в этом году.

— А чему они их учат?

-Правильно. Посмотрите на картины и с изображением животных со своими детёнышами.

-А какие изменения происходят в жизни птиц?

-А каких перелётных птиц вы знаете? Посмотрите на картинки.

-Правильно! А почему птицы осенью улетают от нас в теплые края?

-А что позволяет вернуться обратно?

— А чем кормят своих птенцов птицы?

-А ещё у них здесь гнездовья. Родина там, где я родился. Каждая птица возвращается в родные края.

— А вы знаете, как летят птицы, каким строем?

-Журавли летят –клином, утки – косяком, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки летят – беспорядочной стаей.

-А сейчас мы поиграем с вами в иргу. За правильные ответы получите по фишке

Игра «Назови малышей»

У лисы – лисёнок

У волка – волчонок

У галки – галчонок

У медведя – медвежонок

У гуся – гусёнок

У белки – бельчонок

У зайца – зайчонок

У скворца – скворчонок

У аиста — аистёнок

-Ребята, а что это за звук?

— Правильно — это гром. А когда гремит гром?

— Правильно, давайте представим, что сейчас пойдёт весенний дождь. Мы с вами сочиним музыку дождя. Повторяйте за мной.

Динамическая пауза «Музыка дождя»

Упало 2 капли – (хлопаем 2 раза в ладоши)

Упало 3 капли – (хлопаем 3 раза в ладоши)

Упало 4 капли – (хлопаем 4 раза в ладоши)

Упало 5 капель – (хлопаем 5 раз в ладоши)

Пошёл сильный дождь – (хлопаем быстро по своим коленям)

И вот дождь стал затихать.

Упало 3 капли — (хлопаем 3 раза в ладоши)

Упало 2 капли – (хлопаем 2 раза в ладоши)

А теперь, ребята, прислушайтесь,

Сейчас упадёт последняя капля – (1тихий хлопок).

— Ребята, что происходит в природе?

-Сейчас время цветения. Какие же растения цветут в это время года?

-Наша страна так велика, что весна не может наступить в одно и тоже время. На Кавказе уже в феврале цветут подснежники, в средней полосе они появляются в апреле, а за Полярным кругом только в конце мая начинает таять снег.

Игра «Признаки весны»

(Дети поднимают карточки зелёного цвета, если называется правильный признак весны и красные карточки — неправильный признак.)

— Птицы высиживают яйца.

-Животные готовятся к спячке.

— Птицы уничтожают вредных насекомых.

-Птицы готовятся к отлёту.

-Учат птенцов летать.

-Светит яркое солнце.

-Сады стоят в цвету.

— Молодцы. Вы хорошо запомнили признаки весны. Но чтобы вся эта красота нас всегда радовала, сто нужно делать?

— Заботиться о природе – это важнейшая задача человека. Слова Родина и природа нераздельны. Природа нашей страны очень богата и прекрасна. Нужно беречь её, помогать ей, постоянно заботиться о ней.

Источник

Конспект НОД «Весна. Изменения в природе»

«Весна. Изменения в природе».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепить представления об изменениях в природе весной.

образовательная:

• Обогащение и активизация словаря (первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей животных и птиц).

• Развитие связной речи, использование в речи развернутых предложений.

• Закрепление навыков произносительной стороны речи

Образовательная:

• Закреплять навыки ориентировки в пространстве.

• Закрепление примет весны, названия весенних месяцев.

• Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.

Читайте также:  Образование названий семейств растений

• Развивать память, связную речь.

• Развивать учебные навыки: умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, развитие внимания, мышления.

• Развивать у детей способность активного общения с взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации. Вызвать у детей интерес к окружающему.

Воспитательная.

• Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

• Воспитывать инициативность, самостоятельность.

• Вызывать положительные эмоции в беседах об окружающей природе.

• Вызывать у детей желание заботиться о природе. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о весенних признаках.

• Наблюдения на прогулках;

• Рассматривание картин и иллюстраций о весне;

Образовательные области:

Методические приемы: вопросы, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры, чтение стихов.

• проектор, видеокассета «Времена года», музыкаприроды для детей – «Сказки венского леса»;

• конверт с карточками на каждого ребенка сизображением силуэта бабочки для раскрашивания, цветные карандаши.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим об одном из времен года. А о каком, вы должны догадаться сами. Итак, слушаем внимательно.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь со снежной встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Какое это время года?

(Далее идут вопросы по предложенной теме:

— Как вы догадались, что это весна?

О каких приметах говорится в стихотворении? (Ответы детей)

А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из видеофильма «Времена года» весне).

Какие приметы весны вы заметили в отрывке видеофильма?

А какое время года сейчас?

Почему вы так думаете)

Дети, а давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Весной становиться много солнечного света и тепла. Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы.

— Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: Правильно. Начало весны — март, середина весны – апрель, и конец весны – май.

Вот у этих весенних месяцев мы с вами и побываем в гостях.

И первым у кого мы побываем в гостях это март, начало весны. (Рассматривание иллюстраций- месяц март)

Воспитатель задаёт вопрос: — Что, происходит в природе ранней весной?

Дети: снег темнеет, тает, бегут ручьи, на крышах появляются сосульки, на реках ледоход, появляются проталинки

Дидактическая игра «Когда что происходит».

— Зима ушла, а весна – (пришла)

— Зимой медведь спит, а весной — (просыпается)

— Зима холодная, а весна (тёплая)

— Зимой солнце светит, а весной (греет)

— Зимой снег выпадает, а весной (тает)

— Зимой заяц белый, а весной (серый)

— Зимой дни короткие, а весной (длинные)

— Зимой деревья спят, а весной (просыпаются).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили. Попрощаемся с мартом и отправимся в гости к апрелю. (Рассматривание иллюстраций с апрелем)

Воспитатель: Какие изменения в природе происходят в середине весны?

Дети: Снег совсем растаял, на реках ледоход, на деревьях набухают почки, просыпаются звери после зимней спячки, прилетают перелётные птицы, распускаются первые весенние цветы.

Наши первые цветы распускают лепестки, (руки в стороны)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Дуют на руки, и они качаются)

Наши первые цветы закрывают лепестки. (Ладошками закрывают глаза)

Тихо засыпают, головой качают. (Головой качают и приседают)

(Выполняют движения согласно тексту.)

Воспитатель: Попрощаемся с апрелем и отправимся в гости к последнему месяцу – маю. (Слайды)

Назовите изменения, которые происходят в природе в конце весны?

Дети: На деревья распустились почки, цветут сады и цветы, растёт травка, ведётся работа в саду и огороде, становиться тепло.

Воспитатель: в жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают слайды с изображениями животных и птиц)

Воспитатель рассказывает:весной у животных появляются детеныши. Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на легкую. Выходят из своих нор, а медведь из берлоги; весной звери выводят своих детенышей. Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.)

Воспитатель: Дети, а весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок».

На доске мы видим картинки разных весенних цветов. Вы мне сами их назовете

(В ходе игры воспитатель объясняет детям названия цветов – первоцвет, мать-и-мачеха. Рассказывает детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.)

Первым вылез из землицы

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Воспитатель. Эти неприхотливые трогательные цветы с белыми цветками-колокольчиками одними из первых появляются ранней весной. Цветут подснежники около месяца, хорошо переносят перепады температур и не боятся ранневесенних морозов.

Мать и мачеха

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок

Воспитатель: Как только сходит снег, по берегам рек и ручьев, обрывам, вдоль дорог везде у нас появляются мелкие желтовато-золотистого цвета цветы мать и мачехи это многолетнее растение, они не образуют густых зарослей.

Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный. (тюльпан)
Воспитатель.Тюльпаны любимые цветы всех женщин, они так же прекрасны, цветут всеми цветами радуги. Расцветают — эти цветы ранней весной, к празднику 8 Марта мы дарим прекрасные букеты нашим любимым мамочкам.

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

Воспитатель. Ландыш – очень привлекательный, но в тоже время скромный цветок. Цветы его крохотного размера, нежно-белого цвета. Очень трудно оторвать взгляд от такой красоты! Запах у ландыша очень тонкий и нежный. Этот цветок пленяет своей красотой и ароматом.

Ландыш цветет всего несколько дней. Нельзя собирать эти первоцветы. Редкие весенние цветы лучше не трогать: они так красивы! А еще ландыши занесены в Красную книгу.
Осенью на месте цветков у ландыша появляются оранжевые ягодки, похожие на горошинки. Относиться к этим ягодам нужно осторожно, так как они ядовиты!

Ландыш – не только красивый лесной цветок, но и лекарственное растение. Из него готовят лекарства от разных болезней.
Берегите первоцветы!

Нарцисс Это многолетнее растение с огромным разнообразием сортов.. Цветет с марта по июнь, в зависимости от вида.

— Но не только цветы появляются весной.

Давайте поищем, кто спрятался у нас под цветочками. Как вы думаете?

Воспитатель проводит беседу о насекомых:

• Каких насекомых мы уже видели на улице?

• Какие насекомые скоро появятся?

Правильно ребята, с наступлением тепла весной появятся такие насекомые как бабочка, муха, муравей, божья коровка, гусеница, таракан, комар, паук, кузнечик, стрекоза, майский жук, пчела.

Воспитатель: А еще я вам приготовила задание(карточки с изображением силуэта бабочки, которые нужно раскрасить)У меня есть бабочки, но они скучные, не яркие. Помогите мне их разукрасить, согласны?

Дети приступают к рисованию. В процессе рисования звучит мелодия музыка природы для детей «Сказки венского леса»

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами побывали в гостях у весны и вспомнили все изменения в природе, которые происходят весной, и можем с ней попрощаться. Будем встречать следующее время года лето.

Источник