Контрольная работа по теме частица диктант надо ли знать природу



Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Частица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Частица». Диктант с грамматическим заданием №7 "Нужно ли заботиться о природе" к учебнику "Русский язык" под ред. Е.А.Быстровой.

Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Частица»»

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Частица»

Теоретический блок.

Задание 1. Проанализируйте ошибки, допущенные в диктанте. Выпишите слова, группируя в соответствии с правилами, подберите проверочное слово или поясните ошибку.

Образец: осмелели — смелость. Ничего – отриц.мест. без предлога приставка ни пишется слитно.

Чередование гласной в корне слова:

Правописание а/о в корнях -раст-/ -ращ-/ -рос-

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О.

-рАст-//-рАщ- // -рОс- (вырАсти– вырАщенный — вырОсли).

Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е.

-бир-а // -бер- (собИрать — забЕрёшь)

-дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)

-тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)

-жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)

-блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)

-стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)

-мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)

Правописание не/ни в отрицательных и неопределённых местоимениях:

НИ пишется, если нет ударения и если перед глаголом стоит частица НЕ.

НЕ пишется, если под ударением и если нет частицы НЕ перед глаголом.

НЕ и НИ пишутся раздельно в сочетаниях местоимения с предлогом: не у кого — ни у кого, не с кем — ни с кем.

Правописание частицы не с причастиями и глаголами:

1. с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов. невычитанная рукопись, незамеченные опечатки.

2. с причастиями, которые без не не употребляются.

ненавидевший.

1. не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова.

не возвращённая автору рукопись,

если без «не» не употребляется

ненавидеть, негодовать, нездоровится.

Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, следует изменять слово или подобрать однокоренное, чтобы ударение падало на эту гласную трава-травы.

Практическая работа.

Задание 1. Составьте предложения, используя словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму, выделите корень.

Дикор..стущие деревья, вечнозеленые р..стения, выр..сший клен, морские водор..сли.

Задание 2. Спишите слова, вставьте пропущенную букву, выделите корень. Блистать, блестеть.

Соб…раться, расст…лить, бл…стящий, заб…рать, зам…рать, приб…рет, соб…рающий, выд…раю, изб…ратели, выт…рать.

Задание 3. Спишите предложения, подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения, раскройте скобки.

1) Я окликнул хозяев – (н. ) кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там (н. ) кого не было. 2) Долго не находил я (н. ) какой дичи. 3) Я (н. ) чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н. (на) кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н. (с) кем не мог.

Задание 4. Спишите, раскрывая скобки.

(Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)избалованный родителями ребенок, (не)подготовленное выступление, (не)потускневшая от времени фотография, (не)оконченная рукопись, (не) оставит без помощи, (не) обидит слабого, (не) навидит плохую погоду, (не) унизит себя, ему (не) здоровится.

Читайте также:  Рисунки по теме защитим природу по биологии

Задание 5. Выполните морфологический разбор частиц: бы; ни; лишь; пускай.

Источник

Контрольные диктанты и тесты

Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке она прошуршала пожухлым листом. На извилистой речке и озере к рассвету она расстелила молочно-сизые туманы. Густой туман с речки добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки, края поляны. Сел туман на резные листья осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина и на тополе, клене, рябине.

Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру лужицы успели затянуться хрупким ледком. Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем.

Вот на опушке остановилось оленье стадо, прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж. Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это пробирается сквозь бурелом медведь, спешит залечь в берлогу на зиму.

  1. Выполните морфологический разбор слова на опушке.
  2. Произведите фонетический разбор слова ели.
  3. Сделайте морфемный разбор слова удивительную.
  4. Выпишите из любого простого предложения все возможные словосочетания.

Диктант №2.

Тема: “Причастие. Причастный оборот”.

Лесные звуки.

Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.

На макушке березы, покрывшейся дымом молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик.

На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.

Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель. И уж тянет свою песенку первый комар.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите все причастия из текста, выделите орфограмыы.
  2. Фонетический разбор: весною.
  3. Морфологический разбор: неповоротливый.
  4. Морфемный разбор: притаившийся, вылетевший.
  5. Определите стиль и тип текста.

Диктант №3.

Тема: Деепричастный оборот.

В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный Никольский лес.

Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился, услышав что- то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова… На берегу он увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку…

С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся.

Грамматическое задание:

  1. Фонетический разбор: огонек;
  2. Морфемный разбор: остановился, валявшегося;
  3. Морфологический разбор: спускаясь, испуганно;
  4. Синтаксический разбор: На берегу он увидел…
  5. Выпишите все причастия из текста.
  6. Определите тип и стиль речи.

Диктант

Тема: “Местоимение”

1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2) В городах приметы не нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. 4) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио. 6) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8) Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. 9) В приметах заключено много точного знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и сложные. 11) Самая простая примета – это дым костра. 12) То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

Читайте также:  Чем питается дальневосточный леопард в природе

Источник

Контрольная работа по теме частица диктант надо ли знать природу

Контрольные диктанты

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.

Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?! (160 слов)

В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.

Старинный дом был окружен огромным запущенным садом. В течение многих часов я наблюдал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!

Куда ни посмотришь, всюду благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Нельзя не восхищаться нежными нарциссами, невозможно не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся навстречу солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ярко-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.

Куда меня только не забрасывала судьба! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабываемого лета не изгладилось из памяти до сих пор. (133 слова)

Несмотря на то, что днем солнце припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-алый закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.

Читайте также:  Теория и природа издержек

Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение всего вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.

Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в этот поздний час невозможно было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.

Сумерки, все больше сгущаясь, поглощают последние краски. Ночь с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера. (123 слова)

Источник

Контрольный диктант и его анализ — Урок 6 — ЧАСТИЦА

Цель: проверить знания учеников по теме “Частица”, орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок.

Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошибку, если в третьем предложении вместо двоеточия будет поставлен другой знак препинания.

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелестела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов — ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор — мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя.

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот — и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II. Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1-й вариант — первое предложение,

2-й вариант — последнее предложение.

Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.

1-й вариант формообразующей частицы,

2-й вариант смысловой частицы.

Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, не, же. Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов ничего не встречалось.

3. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор предложения, обозначить части речи.

А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи.

Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемого, выраженного категорией состояния.

Упражнение 414: письменно.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник