Концепция фрейда о природе человека

Концепция фрейда о природе человека

Зигмунд Фрейд — выдающийся австрийский психоаналитик, разработавший уникальный метод изучения личности — психоанализ. Он первым исследовал скрытую часть психики — бессознательное, его роль в жизни человека. Философия Фрейда заложила базис для развития новых методов изучения психики и способов психологической помощи.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания — сущности человека.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания — стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

Источник



Познание мира

Теория личности Зигмунда Фрейда постоянно менялась по мере того, как он углублялся в своих идеях. Фрейд считал, что человеческая личность является продуктом битвы между нашими импульсами и нашим поиском удовольствия. Он также не оставил социальные факторы как вещи, которые могли бы регулировать эту битву.

Создание нашей личности это просто продукт. Это результат того, как люди справляются со своими внутренними конфликтами и внешними требованиями. Таким образом, чья-то личность будет определять то, как они развиваются в социальной сфере и сталкиваются со всеми своими конфликтами (внутренними или внешними).

Фрейд, австрийский врач-невролог и отец психоанализа, предложил пять моделей представления личности. Это топография, динамика, экономика, генетика и структура. Эти пять моделей пытались придать полную форму структуре, которая могла бы описать каждого из наших личностей.

Модели в теории личности Зигмунда Фрейда

Теория личности Фрейда фокусируется на структурах. Вы не должны принимать модели, которые мы собираемся объяснить, как абсолютную правду. Но они по-прежнему чрезвычайно полезны для понимания того, как работает человеческая психика. Мы собираемся объяснить их все по отдельности, но все они связаны друг с другом.

Топографическая модель

Фрейд использовал метафору айсберга, чтобы облегчить понимание трех частей ума. Вершина айсберга, часть, которую вы можете видеть, подобна сознанию. Эта часть связана со всем, что вы можете испытать в любой конкретный момент: восприятие, воспоминания, фантазии и чувства.

Затонувшая часть айсберга, которая еще может быть видна, подобна подсознательной части вашего разума. Это связано со всем, что вы можете вспомнить. Это те времена, которые вы больше не можете испытывать в настоящем, но которые вы можете перенести в сознание.

Основная часть айсберга, которая прячется под водой, похожа на бессознательное. Именно здесь ваш разум хранит все воспоминания, чувства и мысли, к которым ваш сознательный разум не может получить доступ. Он хранит вещи, которые трудно принять, или неприятны, болезненны, тревожны и, прежде всего, тревожны для вас.

Динамическая модель

Это может быть самой сложной моделью из всех моделей теории личности Фрейда. Это связано с психологической динамикой, возникающей в результате борьбы между импульсами, которые ищут безграничного удовлетворения, и защитными механизмами, которые пытаются остановить эти импульсы.

Основная цель нашей регулирующей психологической динамики — убедиться, что мы можем развиваться и адаптироваться в социальной среде. Механизмы защиты, которые исходят из этой модели: репрессия, формирование реакции, смещение, фиксация, регрессия, проекция, интроекция и сублимация. Это очень важная часть теории личности Зигмунда Фрейда.

Экономическая модель

Это связано с чем-то, что Фрейд назвал «драйвом». Вы можете думать об этом, как о энергии, которая подталкивает вас к поиску конкретной цели. Драйв — это двигатель и энергия, которая движет вами. В этом смысле Фрейд думал, что все наше поведение было мотивировано побуждениями. Он разделил их на жизненный двигатель (Эрос) и смертный двигатель (Танатос).

Наш импульс для создания, защитить себя и развивать отношения. С другой стороны, влечение к смерти связано с нашими разрушительными склонностями к себе или другим людям. Он связывает это с понятием нирваны, которое означает ничто, небытие или пустоту.

Генетическая модель

Эта модель имеет пять этапов психосексуального развития. Все это связано с поиском удовлетворения в эрогенных зонах нашего тела. Они меняются с возрастом, и Фрейд обнаружил, что не только взрослые получают удовлетворение от своих эрогенных зон, но и дети тоже. Слишком большое удовлетворение или внезапное разочарование на этих этапах может привести к развитию определенных личностей.

Вот этапы психосексуального развития в теории личности Зигмунда Фрейда:

  1. Оральная стадия: 0-18 месяцев. Рот — наш источник удовольствия: сосать, целовать и кусать. Закрепление на этой стадии может привести к восприимчивости. Это означает, что человек будет искать удовольствия через рот (курить, есть слишком много и т. д.). С другой стороны, внезапное разочарование здесь может привести к устной регрессивной личности. Это означает, что они будут искать удовольствия, будучи словесно агрессивными по отношению к другим людям.
  2. Анальная стадия: 18 месяцев — 4 года. Анус — наш источник удовольствия: удерживать и выталкивать. Слишком сильный контроль здесь может привести к сохраняющейся, скупой личности. В противоположном сценарии это может привести к слабой, расточительной личности.
  3. Фаллическая стадия: 4-7 лет. Наш источник удовольствия находится в наших гениталиях. Мастурбация очень распространена в этом возрасте. Там есть идентификация с нашей матерью или отцом. Это этап, на котором мы решаем наш Эдипов комплекс. Это то, что структурирует нашу личность и помогает нам принять социальные нормы.
  4. Стадия латентности: 7-12 лет. В течение этого периода Фрейд думал, что мы ослабим наше сексуальное влечение, чтобы мы могли больше учиться и лучше адаптироваться к окружающей среде.
  5. Генитальная стадия: 12 лет и далее. Эта часть, когда сексуальное влечение возникает в подростковом возрасте, особенно в отношении секса. Это также подтверждает сексуальную идентичность мужчины или женщины.
Читайте также:  Сказки о том как важно беречь природу

Структурная модель

Эта модель из теории личности Фрейда выделяется тем, что разделяет наш разум на три части. Эти три части развиваются на протяжении всего нашего детства. Каждая часть имеет свои специфические функции, которые имеют место на разных уровнях нашего сознания. Но они все еще работают вместе, чтобы сформировать единую структуру в нашей личности.

  • Идентификатор: это примитивная, инстинктивная часть нашей личности. Его единственная цель — удовлетворить все наши импульсы. Это также представляет наши самые основные потребности и желания.
  • Эго: эго развивается, когда мы становимся старше. Это своего рода посредник между идентификатором и суперэго. И это представляет способ, которым мы противостоим нашей реальности.
  • Суперэго: представляет моральные и этические идеи, которые мы получаем от нашей культуры. Это также представляет законы и нормы.

В заключение мы хотим отметить, что все модели связаны между собой. Они превращают личность в динамическую группу психологических характеристик, которые обуславливают поведение каждого в своих конкретных обстоятельствах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Основные положения Фрейда относительно природы человека

Свобода – детерминизм.Фрейд был убежденным биологическим детерминистом (Kline, 1984). Он полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности половым и агрессивным инстинктами. Это означает, что Фрейд рассматривал людей преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. Если бы это было не так, психология как строгая наука не могла бы существовать.18

Рациональность – иррациональность.С точки зрения Фрейда, люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в значительной степени находятся вне сознаваемой сферы.

Холизм – элементализм.Фрейд опирался на холистическое представление о человеке. Он был убежден в том, что понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Центральным в его теории является описание индивида на языке соотношения Оно, Я и Сверх-Я. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих трех структур психической жизни.

Конституционализм – инвайронментализм.Многие из ранних концепций Фрейда (например, психическая энергия, инстинкты, принцип удовольствия) взяты из области нейроанатомии и нейрофизиологии. Фрейд придерживался позиции конституционализма. Всемогущее Оно(Ид) в его теории составляет врожденную конституциональную основу личностной структуры и развития. Кроме того, Фрейд рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловленный процесс, характерный для любого человека, независимо от культуральных влияний. В свете этих представлений то, чем являются люди, в значительной степени представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов. Связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Изменяемость – неизменность.Фрейд был привержен положению неизменности. Вся его теория о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура личности взрослого может быть описана в терминах психосексуальной стадии, которой человек достиг или на которой произошла фиксация. Таким образом, структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

Субъективность – объективность.Согласно Фрейду, люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Рассматривая «внутренний мир» индивидуума как важную часть личности, он считал его также и причиной других явлений – объективных состояний типа психических травм, случаев подавления или вытеснения, а также универсальных человеческих побуждений. Таким образом, психоаналитическая теория утверждает, что уникальность индивидуума частично обусловлена внешними реалиями (например, родительскими установками и поведением, отношениями с братьями и сестрами, социальными нормами). Появившись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъективный смысл.

Проактивность – реактивность.Фрейд в объяснении причин поведения следовал традиционной модели изучения внутреннего мирачеловека. Следовательно, только в этом смысле Фрейд может быть понят как теоретик личности, придерживающийся проактивного взгляда на природу человека. Суть проактивной позиции Фрейда четко отражена в его концепции мотивации:

причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от Ид и его инстинктов.

Гомеостаз – гетеростаз.Фрейд был убежден в том, что все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями на уровне организма. Инстинкты Оно постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Таким образом, индивидуумы, вместо того, чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения. Данный взгляд Фрейда на мотивацию определенно выражает гомеостатическую позицию. С точки зрения психодинамической теории, человек в основе своей предстает побуждаемым Оно «удовлетворителем инстинктов», никогда не ищущим условий, которые могли бы нарушить гомеостатический баланс.

Познаваемость – непознаваемость. Есть много указаний на то, что Фрейд придерживался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Например, он настаивал на том, что люди подчиняются тем же самым законам природы, что и любой живой организм. Он также рассматривал людей как биологически детерминированные организмы, глубинная мотивация которых может быть раскрыта с помощью научно обоснованных методов психоанализа. Разумеется, он никогда не рассматривал психоанализ как исчерпывающую теорию личности (Nuttin, 1956): Фрейд трактовал его как часть науки психологии и такую систему понятий, которая может во многом пролить свет на природу человека. Вероятно, благодаря изучению естественных наук, он вынес вместе с полученным образованием и отрицание обоснованности мистицизма, религии и других ненаучных взглядов и верований вместе с убежденностью в том, что разгадка природы человека доступна только научному знанию.

Заключение

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное — с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго.

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Читайте также:  Все царства живой природы картинки

Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур — совести и эгоидеала.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анальноудерживающей стадии становятся негибкими, скучными и принудительно аккуратными.

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и

моральную.Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего эго о над вигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ эго использует ряд защитных механизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание. Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом.

Теория Фрейда опирается на определенные исходные положения относительно природы человека. В психоаналитической теории нашли выражение:

• сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, иррациональности, неизменяемости, гомеостаза и познаваемости;

• умеренно выраженная приверженность положениям холизма, конституциоализма и проактивности;

• незначительная приверженность принципу субъективности.

Концепции психоанализа имеют очень много приложений в повседневной жизни. Одно из наиболее значительных — психоаналитическая терапия — использует достаточно хорошо апробированные методы: метод свободных ассоциаций, интерпретация сопротивления и анализ переноса. Все они нацелены на изучение бессознательного, что обеспечивает возможность более глубокого понимания пациентом своей личности. Эти новые знания о себе затем переносятся в повседневную жизнь с помощью метода эмоционального переучивания. Недавние изменения в практике психоанализа привели к появлению так называемой психоаналитической терапии, где возможны ограничения в продолжительности терапии, делается упор на групповую или семейную терапию и назначение медицинских препаратов в сочетании с традиционными методами психоанализа.

Список литературы:

1. Теории личности — Л. Хьелл, Д. Зиглер 2003-603с (сер Мастера психологии).

2. Теории личности и личностный рост — Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен 2002-690с.

Источник

Раздел 2 Основные положения Фрейда относительно природы человека

Можем ли мы объективно оценить поведение окружающих и причины этого поведения, сформировавшиеся в них самих и подтолкнувшие их к каким-либо действиям? Или другой вопрос: можем ли мы помочь им решить многие проблемы, если причиной этих проблем слишком часто бывают они сами со своим складом характера и взглядами на жизнь?

Никогда не задумывались, почему иногда вам внезапно становится очень грустно или тяжело на душе? Или может быть начинает хотеться что-то резко изменить в своей собственной жизни. А иногда внезапно сознание захлестывает таким счастьем, что хочется петь. Так почему это происходит? Из-за чего?

В данной работе я желаю рассмотреть теории двух противоположно мыслящих психологов. которые желали добиться высшей сути в основных положениях природы человека, а именно мы рассмотрим теории Фрейда и Адлера.

Раздел 1 Основные положения природы человека

Основные положения о природе человека можно представить в виде следующих полярных понятий:

1. Свобода
2. Рациональность
3. Холизм
4. Конституционализм
5. Изменяемость
6. Субъективность
7. Проактивность
8. Гомеостаз
9. Познаваемость
1. Детерминизм
2. Иррациональность
3. Элементализм
4. Инвайронментализм
5. Неизменность
6. Объективность
7. Реактивность
8. Гетеростаз
9. Непознаваемость

Вышеперечисленные положения представляют собой относительно постоянные биполярные шкалы, и любой персонолог может обозначить свою позицию в виде определенной точки между этими крайними полюсами.

Свобода-детерминизм.Один из самых главных вопросов, имеющих отношение к человеческой природе, касается той степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением. В какой степени участвует субъективно переживаемое чувство свободы в принятии решений конкретными людьми? Пример свободы — Карл Роджерс. Пример детерминизма – Скиннер. Свободо-ориентированные теории рассматривают людей изначально ответственными за собственные действия и способными преодолевать влияние различных факторов своего окружения. Детерминистски-ориентированные теории личности описывают поведение человека как контролируемое, теми или иными факторами и объясняется их природа.

Рациональность-иррациональность.Если теоретик придерживается рациональности, он предполагает, что человеческий разум — чрезвычайно могучая сила, то его теория личности будет описывать поведение, в значительной степени управляемое когнитивными процессами. Данная теория будет касаться характера, разнообразия и развития этих когнитивных процессов. Пример – Келли. Если же теоретик придерживается иррациональности, то его теория будет описывать поведение как изначально побуждаемое иррациональными силами, которые личность частично или тотально не осознает. Пример – З. Фрейд.

Конституционализм — инвайронментализм.Проблема «природа или воспитание» обсуждалась в разных ракурсах с древнейших времен. Теоретик, склоняющийся к конституционализму, будет рассматривать личность человека как продукт внутренних физических сил, а не как результат влияния внешних факторов (например, Джейн и Джон очень агрессивны, потому что у них сильное ид или потому что агрессия — наследуемая черта). Даже если теоретик признает определенные внешние влияния на поведение, в его личностных концепциях будут, тем не менее, отражены положения о конституциональной предрасположенности. Пример – Гиппократ, Гален, Кеттел, Айзенк. Напротив, теоретик, придерживающийся инвайронментализма, будет рассматривать природу человека как в гораздо большей степени подвластную прихотям окружающей среды (например, Джейн и Джон очень агрессивны, потому что таким был их прошлый опыт научения — по существу, их сделало такими окружение). Персонолог, склоняющийся к инвайронментализму, будет выстраивать свои доводы с этих позиций и, вдобавок, сфокусируется на процессах научения, посредством которых среда влияет на развитие личности.

Почти все современные психологи по данному положению занимают интеракционистскую позицию, т. е. поведение человека рассматривается неизменно как итог взаимодействия конституции и окружающей среды.

Изменяемость-неизменность.Положение изменяемости — неизменности выливается в вопрос: сколько фундаментальных изменений может претерпеть личность в течение жизни? Даже в русле одной и той же широкой традиции в персонологии можно обнаружить разногласия между учеными по этой проблеме. Например, и Фрейд и Эриксон, представляющие психодинамическую традицию в теории личности, основательно расходятся по этому основному положению.

Персонологи, убежденные в изменяемости человеческой личности, могут по-разному обнаруживать это в своих теориях. Например, их теории могут:

• содержать концепцию стадийного развития на протяжении всей жизни индивидуума;

• быть сфокусированы на силах, вызывающих изменения в поведении;

• содержать гипотезы, объясняющие, как людям удается не соприкасаться со своим прошлым;

• ставить акцент на дальнейших перспективах развития личности.

Персонологи, склоняющиеся к положению неизменности, скорее всего, утвердят его в виде теории о некоторых неизменных структурах, составляющих ядро личности и определяющих поведение индивидуума на всем протяжении его жизни. Они подчеркнут уместность подобных структур; выделят конституциональные или средовые факторы, ответственные за их становление, а также способ, посредством которого эти структуры с необходимостью характеризуют поведение индивида в течение жизни.

Субъективность-объективность.Теория, созданная персонологом, тяготеющим к субъективности, будет касаться природы субъективного опыта индивидуума. По сути, теоретик такого типа, скорее всего, будет считать наиболее важной частью психологии изучение человеческого опыта. И наоборот, персонолог, тяготеющий к объективности, с наибольшей вероятностью создаст теорию, касающуюся объективных поведенческих реакций и закономерных взаимосвязей поведения с измеряемыми факторами окружающей среды. Такому теоретику психология представляется истинной наукой о поведении, а субъективным переживаниям индивидуума как таковым в ней будет уделено очень мало внимания. Пример субъективности – Карл Роджерс. Пример объективности – Скиннер.

Читайте также:  Монолог на тему человек и природа

Проактивность-реактивность.Суть проактивного взгляда выражена в убеждении, что истоки всех форм поведения находятся внутри самой личности. Люди скорее совершают поступки и действуют, чем реагируют. Поведение человека обусловлено внутренними факторами. Пример, Маслоу.

С позиций реактивности поведение интерпретируется в основном как реакция на стимулы из внешнего мира. Действительные причины поведения рассматриваются в этом случае в качестве исключительно внешних по отношению к субъекту. Истоки поведения человека лежат в окружающей среде, в которой это поведение проявляется. Положение реактивности ясно выразил Скиннер.

Гомеостаз-гетеростаз.Положение гомеостаз — гетеростаз в своей основе имеет отношение к мотивации человека. Движет ли индивидуумом, прежде всего (или исключительно) необходимость уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего равновесия (гомеостаз)? Или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию (гетеростаз)? Пример гомеостаза — Джон Доллард и Нил Миллер. Пример гетеростаза — Маслоу и Роджерс.

Познаваемость-непознаваемость.Уильям Джеймс писал: «Наша наука — это капля, наше неведение — море». В этом суть проблемы познаваемости — непознаваемости в отношении природы человека. Является ли человек, в конечном счете, полностью познаваемым наукой или в его природе есть нечто, превосходящее потенциал научного познания? Очевидно, что в настоящее время персонологи не знают о человеке всего, и вопрос состоит только в том, смогут ли они достичь этого когда-нибудь в будущем. Например, сторонник детерминизма и объективности будет рассматривать человеческую личность как доступную научному познанию; психологи-бихевиористы. Пример непознаваемости — феноменологическая теория Роджерса.

Раздел 2 Основные положения Фрейда относительно природы человека

Объединяющая идея состоит в том, что все теоретики, личности придерживаются определенных исходных (основных) положений о природе человека. К тому же эти положения, которые невозможно подтвердить или опровергнуть, помогают устанавливать основные черты различия и сходства между существующими теоретическими направлениями. Теперь, когда мы рассмотрели ключевые концепции психоаналитической теории, проанализируем позицию Фрейда по этим девяти положениям, перечисленным в главе 1.Его позиция по соответствующим положениям выглядит следующим образом (таб. 1).

Источник

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Основные идеи

психоанализ по фрейду

Психоанализ – это устранение проблем психологического характера. Основатель этой теории Зигмунд Фрейд.

Основными положениями психоанализа по Фрейду являются:

  • Конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу, страху, депрессии и другим расстройствам психики.
  • На основе иррациональных бессознательных влечений формируется поведение человека, его опыт и знания.
  • Человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания.
  • Можно нейтрализовать влияние бессознательного через осознание его. Психоанализ по Фрейду – это терапия, которая предполагает решение проблемы.

Главная идея психоанализа – человеку нужна интерпретация, чтобы осознать свои мотивы поведения. Классический психоанализ по Фрейду – это когда пациент на приеме у психоаналитика озвучивает все свои страхи, мысли, сны и ассоциации. Основная задача специалиста по психоанализу – анализ услышанного.

4 принципа психоанализа

Психоанализом называют терапию, которая базируется на четырех незыблемых принципах:

  1. Детерминизм. Не бывает случайных проявлений психики. Для выявления связи между ситуациями из прошлого и сегодняшним опытом применяются специальные методы исследования, например, анализ сновидений. Сегодняшние чувства человека, его мысли и импульсы, нужно рассматривать как причинно-следственные взаимодействия, определенные ранним опытом из детства.
  2. Топография. Психологические элементы надо оценивать по критериям доступности. Удаление из сознания некоторых психологических элементов – вытеснение, говорит о том, что психика приложила свои усилия, чтобы не осознавать их.
  3. Динамика. Импульсы агрессии и сексуальности являются элементами биологического наследия. Эти импульсы сильно отличаются от инстинктов самосохранения. Влечение – это состояние нервного возбуждения. Это ответ организма на стимулы, которые направляют психику к действию, то есть снятию этого напряжения.
  4. Генетика. Черты личности человека, характеризуют его конфликты и невротические симптомы, связанные с его фантазиями и желаниями из детства. Детские переживания всегда будут преследовать человека на протяжении всей его жизни.

Сознание, подсознание и бессознательное

Фрейда выделяет две структуры психики. Каждая из структур имеет три слоя и они отличаются между собой.

Для начала разберем слои первой структуры:

  1. Это наши тайные желания, которые вытесняются нашими воспоминаниями, животными инстинктами и аморальными влечениями, то есть бессознательное.
  2. Подсознательное – это уровень психики, на котором человек помнит, что происходит с ним сейчас и может вспомнить, что происходило с ним в прошлом.
  3. Сознательное – это наши эмоции, чувства, планы и мысли здесь и сейчас.

Это первая структура психики по Зигмунду Фрейду.

структура психики по фрейду

Сознание, подсознание и бессознательное

Существует также другая структура психики или метод свободных ассоциаций. В ней также выделяют 3 элемента.

3 уровня психики – оно, я и сверх-Я

Психика имеет 3 уровня:

  1. ОНО. Это инстинкт и влечение, доставшиеся нам от животных. Это наши воспоминания, желания и вытесненные потребности. Все что здесь происходит, мы не можем контролировать. Оно может напомнить о себе через эмоции, сны и т.д.
  2. Я — наша осознанность. Это опыт, знания, убеждения, мысли, все что у нас накопилось в течение жизни. Мы их может контролировать, понимать и управлять ими.
  3. Сверх-Я или наша совесть. Это наши знания о хорошем и плохом, как нужно вести себя в обществе.

Часто низший и высший уровень конфликтуют между собой, а средний пытается их примирить. Всю свою жизнь мы пытаемся найти баланс между инстинктами, моральными ценностями, нормами и запретами. Не всегда удается выдерживать баланс, иногда нас мотает из крайности в крайность. Это опасно. Могут развиться неврозы, комплексы и иные психологические проблемы.

Важно! Нельзя подавлять свои желания это может привести к комплексам в будущем. Фрустрация – это переживание из-за невозможности удовлетворить свои потребности. Помогает избежать фрустрации только сублимация.

зигмунд фрейд психоанализ

Мы убегаем от своих воспоминаний

Семь защитных механизмов

По мнению психоаналитика психологические проблемы человека связаны в первую очередь с конфликтом социального и животного в человеке. Когда человек, постоянно подавляет аморальные желания, по меркам современного общества он может заболеть, стать агрессивным, раздражительным. Всего этого можно избежать. Просто нужно направить негативные мысли в нужное русло. Например, заняться спортом, творчеством, общественной активностью и т.д. Это сублимация – перенос сексуальной энергии в другую деятельность. Кроме сублимации, существует еще семь защитных механизмов: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, инверсия и регрессия.

Механизмы психологической защиты – это набор неосознанных реакций, которые защищают человека от переживаний и негатива. Они помогают поддержать психическое равновесие. Если часто обращаться к этим защитным механизмам может наступить нежелательный эффект, то есть деформация личности, которая будет препятствовать социализации. Иногда защитные механизмы могут давать сбой.

защита психики по фрейду

Наши воспоминания

Главная цель психоанализа — это расширение знаний о самом себе. Для этого надо вскрыть механизмы поведения, которые их определили. Человек должен полностью изменить свою жизнь, чтобы она стала более полноценной и комфортной. Если у вас:

  1. есть конфликт, который вы не можете решить;
  2. постоянно повторяете одни и те же ошибки;
  3. вас мучает страх, неуверенность в себе, тревога;
  4. не можете долго найти себе пару;
  5. наступил кризис;
  6. мир кажется серым и унылым;

Тогда вам нужна помощь специалиста. Не надо бояться слова – психоаналитик. Оно совсем не страшное. Это такой же специалист, как терапевт или хирург. Он вам поможет разобраться с вашими проблемами. Он занимается глубоким психоанализом. Он вас выслушает. Для него это важно. Только вы сами знаете, что у вас болит. А ему нужно вас услышать и сообщить вам о понимании вашей проблемы.

Психоанализ – это научная, философская концепция, которая описывает разные связи и законы психического развития людей. Не надо запускать этот процесс и мир заиграет разноцветными красками, принося удовлетворенность и покой.

Источник