Лабораторная работа строение растительной животной грибной клеток 10 класс

Лабораторный практикум

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
  2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
  3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.

Лабораторная работа №2

Тема: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

  1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
  2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
  3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2—3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
  4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Лабораторная работа №3 (в двух вариантах)

Тема: «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант I

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

  1. Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
  2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.
  3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
  4. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

Вариант II

Оборудование: микроскопы, предметное и покровное стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, пероксид водорода, лист элодеи.

  1. Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте несколько клеток листа.
  2. Капните на микропрепарат пероксид водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.
  3. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение?
  4. Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите ее под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы.

Лабораторная работа №4

Тема: «Морфологические особенности растений различных видов»

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

  1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
  2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Лабораторная работа №5

Тема: «Изменчивость организмов»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5—6 видов, по 2—3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

  1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
  2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
  3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.
Читайте также:  Медведь считается диким животным

Лабораторная работа №6

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания»

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: гербарные образцы растений или комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

  1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
  2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
  3. Выявите относительный характер приспособленности.
  4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

Лабораторная работа №7

Тема: «Ароморфозы, (у растений) и идиоадаптации (у насекомых )»

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

  1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение. Назовите имеющиеся у них органы.
  2. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
  3. Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
  4. Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отрядов, раскройте их эволюционное значение.

Лабораторная работа №8

Тема: «Фенотипы, местных сортов растений»

Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

Оборудование: гербарные экземпляры различных сортов растений (пшеница, рожь, ячмень и др.).

  1. Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.
  2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков). Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
  3. Раскройте причины модификационной изменчивости, ее значение.

Лабораторная работа №9 (в двух вариантах)

Тема: «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

  1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или посчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.
  2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.
  3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
  4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вариант II

  1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост 166 см.
  2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—161 см и т. д.), и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Полевая работа (может быть выполнена осенью и весной)

Тема: «Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов»

Цель: сформировать у учеников понимание, что все мы загрязняем среду, как непосредственно, так и косвенно, и все мы можем что-то сделать для уменьшения этого загрязнения.

Основная информация: качество воды в водоеме в определенной степени зависит от того, что происходит на площади водосбора; эрозия почв может вызвать помутнение воды; сбросы промышленных предприятий, коммунальных хозяйств вызывают загрязнения; свалки и мусор на берегу водоема не только портят ландшафт, но могут быть источником вредных веществ, вымываемых из отходов и попадающих в водоемы.

Источник



Лабораторная работа "Строение растительной,животной, грибной клетки"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Лозинская Лилия Федоровна

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
  2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
  3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа по теме: «Строение клетки»

Лабораторная работа по теме: «Строение клетки».

технологическая карта урока на тему: «Строение растительной, животной и грибной клеток».

урок общеметодологической направленности.

Лабораторная работа «Водный обмен растительной клетки»

Очень краткая, очень ясная, очень простая, но очень информативная лабораторная работа для 10 класса при изучении темы «Строение клетки».

контрольная работа по теме «Растительность, животный мир, природные комплексы России»

контрольная работа по теме «Растительность, животный мир, природные комплексы России» для 8 класса. Данная контрольная работа состоит из трех частей,первая часть тестова,во второй части необходимо доп.

Лабораторная работа: «Сравнение растительной, животной и грибной клеток».

Лабораторная работа: «Сравнение растительной, животной и грибной клеток».1. Результаты наблюдений фиксируйте в таблице. Рассматриваемый объектОсобенностиЧертыВыводыстроени.

Урок практикум «Особенности строения растительной, животной, грибной и бактериальной клеток, причины сходства и различия». презентация

Данный урок или учебное занятие проводится с целью повторения и систематизации знаний учащихся для подготовки к ЕГЭ. Акцент на самостоятельную работу учащихся по маршрутному листу, где учащиеся .

Строение Грибной клетки

Источник

Урок биологии в 10-м классе по теме "Сходство и различие в строении клеток растений, животных, бактерий и грибов"

Оборудование: микропрепараты: растительная клетка, вольвокс, инфузория туфелька, чешуя лука, эвглена зеленая, животная клетка. Микроскопы, цифровой микроскоп, компьютер, мультимедиа. Таблицы: “Растительная клетка”, “Животная клетка”, “Бактериальная клетка”, “Грибы”.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

— На прошлом уроке вы познакомились с особенностями строения прокариотических и эукариотических клеток, нашли сходство и различия в их строении.

Давайте обсудим следующие вопросы.

1. Работа по карточкам.

(Карточки раздаются 4 учащимся)

В чем особенность ДНК прокариот?

Чем в клетке бактерий заменены отсутствующие органоиды?

В чем биологическое значение спорообразования?

Что общего в строении клеток эукариот и прокариот?

2. Фронтальная работа.

(Класс делится на 3 варианта. Учитель читает текст, на экране этот текст дублируется)

1 вариант. Выпишите организмы, ведущие паразитический способ питания.
2 вариант. Выпишите организмы, ведущие сапрофитный способ питания.
3 вариант. Выпишите организмы – хемосинтетики.

1 – возбудители тифа,
2 – молочнокислые бактерии,
3 – гнилостные бактерии,
4 – серобактерии,
5 – железобактерии,
6 – возбудители ангины,
7 – холерный вибрион,
8 – азотобактерии,
9 – уксуснокислые бактерии,
10 – возбудители чумы.

Поверка выполнения задания.

(Устные ответы обучающихся)

На экране вы видите микропрепараты. Ваша задача — определить их название, к какому Царству они относятся.

На экране проецируются через цифровой микроскоп микропрепараты:

(1 – растительной клетки, 2 – вольвокса, 3 – инфузории туфельки, 4 – чешуи лука, 5 – эвглены зеленой, 6 – животной клетки, 7 – сенной палочки, 8 – дрожжей)

Поверка выполнения задания.

(Устные ответы обучающихся)

— Мы вспомнили особенности строения клеток прокариот и эукариот, нашли сходство и различия в их строении. Выяснили, что все живое состоит из клеток.

III. Изучение нового материала.

— Перечислите основные положения современной клеточной теории.

(Устные ответы обучающихся)

— На уроке мы остановимся на одном из них. Как вы думаете, на каком из них?

(Устные ответы обучающихся)

Верно. Тема урока “Сходство и различие в строении клеток растений, животных, бактерий и грибов”.

Сегодня на уроке вам необходимо сравнить строение растительной, грибной, бактериальной и животной клетки.

У вас на столах лежат инструкции по выполнению лабораторной работы.

“Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки, рассмотрите их под микроскопом.
  2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
  3. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного
  4. (клетки эпителиальной ткани).
  5. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
  6. Сравните между собой эти клетки. Ответьте в выводе на следующие вопросы:
  7. В чем заключается сходство и различие этих клеток?
  8. Каковы причины сходства и различия.

Поверка выполнения задания.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Слово учителя

— Перед вами лежат задания для каждой группы. На эту работу вам отводится 5 минут.

Задание 1. Найдите сходства и отличия в строении у растительной и животной клетки.
Задание 2. О чем свидетельствует сходство в строении клеток различных организмов?
Задание 3. О чем свидетельствует различие в строении клеток различных организмов?
Задание 4. Докажите, что клетка является основной структурной и функциональной единицей живого.

Источник

помогите пожалуйста,лабораторная работа по биологии «строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток

1.Причина сходства растительных и животных клеток — общность происхождения жизни.

Общее в строении растительных и животных клеток: клетка живая, растет, делится. протекает обмен веществ.
И в растительных, и в животных клетках имеется ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи.

Различия между растительными и животными клетками возникли из-за разных путей развития, питания, возможности самостоятельного движения у животных и относительной неподвижности растений.

Клеточная стенка у растений есть ( из целлюлозы )
у животных — нет. Клеточная стенка придает растениям дополнительную жесткость и защищает от потерь воды.

Вакуоль есть у растений, у животных — нет.

Хлоропласты есть только у растений, в которых образуются органические вещества из неорганических с поглощением энергии. Животные потребляют готовые органические вещества, которые получают с пищей.

2.опрос неточный. Различия клеток выполняющих одни и те же функции у разных организмов, например нейроны моллюсков и нейроны позвоночных, или вообще чем могут отличаться любые клетки от любых или что вообще определяет фенотип клетки?

Фенотип клетки определяется её происхождением и наследственной информацией в ней заключённой. При этом один и тот же ген может привести образованию разных продуктов в бактериальной и в эукариотической клетке к примеру.

Вообще любые клетки от любых отличаются выполоняемой функцией и опять же происхождением, т.е. они несут оппределённый эволюционный груз.

Разный фенотип клеток выполняющих одну и ту же функцию обусловлен во многом именно эволюционным грузом.

Живые организму не могут меняться как попало. Их возможность к изменчивости определяется структурой их генома и уже пройденным эволюционным путём. Например бесчелюстные (миноги) никогда не смогут иметь челюстей (даже если в этом будет потребность), потому что в них зачаток челюстей развился в жаберную решётку, а не в жаберные дуги.

То же самое, если некий организм изобрёл некий полезный белок, то только его потомки будут иметь этот белок, а конкуренты нет, и будут вынуждены искать другие способы. Поэтому зачастую одни и те же технические решения живые организмы реализуют абсолютно разными способами.

Источник

Отчёт по лабараторным работам по биологии за 1 семестр

1)Сравнить клетки между собой, зарисовать их, обозначить их органоиды и не органоиды.

Животная клетка: Растительная клетка:

1) Плазматическая мембрана 1)Клеточная стенка

2) Пиноцетозные пузырьки 2) Плазматическая мембрана

3) Цитоплазма 3)Ядро

4) Ядро 4)Ядерный сок

5) Ядрышко 5)Хромосомы

6) Ядерный сок 6)Цитоплазма

7) Хромосомы 7)Клеточный центр

8) Клеточный центр 8)ЭПС

9) ЭПС 9)Рибосомы

10) Рибосомы 10)Вакуоль с клеточным соком

11) Аппарат Гольджи 11)Хлоропласты

12) Лизосомы 12)Включения

13) Митохондрии 13)Поры

14) Включения

Подчёркнутые – это не органоиды.

2)Сходства и различия занесите в предлагаемую таблицу:

2)Цитоплазма

3)Ядерный сок

4)Клеточный центр

8)Плазматическая мембрана

1)Клеточная стенка

3)Вакуоль с кл. соком

1)Аппарат Гольджи

2)Пиноцетозные пуз.

Растительная и животная клетки в основном похожи друг на друга, различны они только теми частями, которые отвечают за питание клетки.

В чём причина сходства и различия растительной и животной клетки: Причина сходства в том, что обе клетки живые, а различия в том, что они питаются по- разному.

Попытайтесь объяснить, как шла эволюция растительной и животной клеток: Мне кажется, что в процессе эволюции клетки старались выжить и приспособиться к окружающей среде и разделились на живую и растительную клетку.

Практическая работа №3

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Сформировать умение и навыки по определению фенотипа и генотипа.

Оборудование:

карточки с заданием.

1)Определить свой генотип и фенотип по данным признакам: А — тёмный цвет волос, а – светлый цвет волос. Запишите первую схему скрещивания по цвету волос.

2)Запишите схему скрещивания по цвету глаз. А – карие, а – зелёные.

Задача№2:

А – серебристо чёрный, а – платиновый

Здесь в потомстве произошла изменчивость, поэтому из 30 детей 14 платиновых.

Лабораторная работа №5

Построение вариационного ряда и прямой, изменчивость.

Познакомить

учащегося со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости данного признака.

Оборудование:

1)Измерить рост каждого учащегося в группе, округлить цифры.

2)Количество учащихся с повторяющимся ростом, полученные данные запишите в таблицу.

3)Постройте вариационный ряд роста учащихся, а так же вариационную кривую, откладывая по горизонтали рост в сантиметрах, а по вертикали количество повторов с данным ростом.

Источник