Легенда с явлениями природы



Мифы о сотворении земли, природы и Человека

В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а мифы — космогоническими.

Один из наиболее древних мировых космогонических мифов — о том, что мир или отдельные его части (небо, земля) возникли из мирового, или космического, яйца — известен в древнегреческой, индо-иранской, китайской и некоторых других традициях. У восточных славян почти не сохранились собственные космогонические мифы. Сюжет о мировом яйце некоторые исследователи реконструируют на основе русских сказок о трех царствах. Согласно сказке, герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир, последовательно попадает в медное, серебряное и золотое царства. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которые он по очереди сворачивает царства. Выбравшись на свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства [45].

Большинство же мифов и легенд о происхождении Земли и всего живого на ней в том виде, в каком их помнят в народе, сформировалось достаточно поздно — после того, как с христианской культурной традицией на Русь попало много книг, содержавших не каноническое вероучение, а различные теории, отринутые христианством. Такие книги называют отреченными, или апокрифическими. Таковы апокрифический Апокалипсис Иоанна Богослова, а также очень распространенные в народе книги «Беседы трех святителей», «Свиток божественных книг» и некоторые другие, в которых ощущается сильное влияние богомильской философии.

Богомильство представляет собой еретическое учение, возникшее в Болгарии на основе дуализма — религиозной идеи, признававшей существование равных по значимости доброго и злого божественных начал (Бога и Сатаны). Дуалисты были убеждены, что Сатана творил мир совместно с Богом. Это учение резко противоречило официальному христианству, считавшему, что зло появилось в мире только после и вследствие грехопадения первых людей, что Сатана — отнюдь не творец, а всего лишь отпавший ангел, чья деятельность находится целиком и полностью в Божьих руках. Способность творить принадлежит только единому Богу — именно Он является безраздельным Творцом всего сущего, а Сатана принципиально бесплоден и лишен творческого начала. Богомильское учение оказало сильное влияние на формирование народных представлений о мире не только в Болгарии, но и в Древней Руси, куда оно попало вместе с распространением канонического христианства [46].

Попав на Русь, книжные легенды перемешались с существовавшими там собственными мифологическими представлениями и элементами канонического христианского вероучения. В результате народные восточнославянские мифы о сотворении мира представляют собой сложный сплав нескольких культурных традиций, окончательно сформированный уже после принятия христианства. Какими были у восточных славян дохристианские представления на этот счет, мы можем судить только косвенно — на основе фольклорных текстов [47].

Читайте также

Почитание сил природы

Почитание сил природы Помимо высших богов, у восточных славян существовали божества рангом пониже — они властвовали над плодовитостью людей и скота, урожаем на полях, плодородием почвы. От их благосклонности древнерусский крестьянин зависел гораздо больше, чем от

Мо-цзы и его учение о сотворении мира

Мо-цзы и его учение о сотворении мира В философии Мо Ди (475—395 гг. до н. э.), более известного как Мо-цзы или Учитель Мо, соединились элементы гуманистического и утилитаристского подхода.[6]Как пишет Мо-цзы, изначально было Небо (которое рассматривалось им как антропоморфное

Легенды Мяо о сотворении мира

Легенды Мяо о сотворении мира У племени хэймяо, или черных мяо (названных так из-за темного цвета их кожи), нет письменности, но существует развитая эпическая традиция. Из поколения в поколение они передают поэтичные легенды о сотворении мира и Всемирном потопе. Во время

Источник

Лесные духи разных народов (10 фото)

Лес таинственный и опасный. Он хранит в своих дебрях немало легенд и преданий. Охотники и грибники, лесорубы и путешественники многих стран мира встречали загадочных существ и рассказывали об этом удивительные истории.

Леший

Образ Лешего очень распространен в славянской мифологии. Это существо, охраняющее лес и его обитателей, иногда помогающее людям, порой вредившее, но в целом ему было все равно до них. Леший умел принимать любой облик по желанию. Мог предстать в виде огромного деда, заросшего мхом или черным зайцем. Порой похищал девушек, заблудившихся в своем лесу. По приданию они становились его женами — Лешачихами. Терпеть не мог шумные компании, ругань и брань.

Читайте также:  Организации создания для защиты природы

Назвать Лешего отрицательным персонажем невозможно. Это в первую очередь защитник леса, а если он и причинял вред людям, то они сами были в этом виноваты. Леший мог забрать человека, если того прокляли и «послали к Лешему».

Тапио и Миэллики

У финнов есть свои хранители леса. Тапио — удивительный дух, он покровительствовал лесным промыслам. Миэллики была его супругой. Ей охотники молились перед охотой. Их дети помогали людям, охраняли скот, который пасся в лесах.

Эти существа являлись людям обычно в виде медведей, лосей, глухарей и тетеревов. Иногда дарили волшебные подарки, но если о них кому-нибудь расскажешь, то презент исчезал.

Кодама

В Японии есть особый дух. Кодама — удивительное существо, похожее на маленький тусклый шарик, оно живет в дереве и является фактически его душой. Если такое дерево срубить, то человека ждут беды, а равновесие в природе нарушится. Кодама мог покидать свое убежище для того, чтобы присматривать за другими деревьями.

Прежде чем рубить дерево суеверные японцы долго молились и объясняли Кодама, зачем им понадобилось дерево. Более того, в уже построенном доме создавали уголок — «яфуне», где могла жить душа дерева, если вдруг она не захотела расставаться со своим бывшим домом. Японцы верили, что увидеть этот дух к добру.

Chimimoryo

В китайской мифологии нет существа, который бы выполнял функцию именно хранителя леса. Но вот в самих лесах существа проживали весьма своеобразные. Например, Чимиморё. Этот демон обитал в горах,лесах и у рек, питался исключительно трупами людей. Являлся порой в облике лесного зверя с человеческим лицом или же в виде ребенка с тёмно-красной кожей и кровавыми глазами.

Очокочи

В грузинских лесах обитал таинственный полукозёл — получеловек. Конечно, лешим его не назовешь, но упомянуть тут надо. Люди его опасались, ведь это чудовище подкарауливало охотников и нападало на них, а все из-за своей неразделенной любви к богине Ткаши-мапа, которая даровала охотникам удачу. Вот Очокочи и мстил людям, к которым богиня была более благосклонна.

Метсавайм

Классический эстонский Леший. В каждом лесу такой в наличии имеется, облик принимают в зависимости от фантазии путешественника: начиная от гнилой коряги и заканчивая волком. Помогает животным, бережет лес. Семьянин. К людям в принципе равнодушен, но вот по воскресеньям в лес ходить все же не рекомендовалось, Метсавайм мол и удачи охотника лишить, и тропинку не ту под ноги пустить.

Напеи и Гамадриады

Эти греческие красотки обитали в лесистых ущельях, оврагах или гротах, поросших лесом, на лесных полянках, в долинах, покрытых лесными зарослями. В их епархию. Напей входили цветы, кустарники и травы.

Гамадриады же, в свою очередь, отвечали за деревья. Если срубить дерево, погибнет и хранительница дерева, но перед этим она могла и проклясть, и наслать чувство вечного голода.

Зелигены

Эти духи, наверное, самые прекрасные существа в скандинавской мифологии. Зелигены охраняли леса и их обитателей. Являлись в облике прекрасных девушек в белоснежных платьях. Спасали животных, попавших в силки, прятали капканы. Но активно помогали фермерам пасти коров.

А к водоемам в старину вообще страшно было подходить.

У каждого народа, живущего по берегам рекам, прудов и озер, были свои легенды о духах, проживающих в воде. Ведь не может же быть такого, что там, кроме рыб и лягушек, никто больше не живет! Кто-то явно специально утаскивает людей под воду, не по глупости же своей они там тонут?

Источник

Легенда с явлениями природы

проекты
Russian Fox

Природа — мифологические версии происхождения реальных объектов природы.

Явления природы

Ветры — сыновья титанидов Астрея и Эос: Восточный — Эвр, Западный — Зефир, Северный — Борей, Южный — Нот.
Гром — был выкован циклопами, пришедшими на помощь Зевсу в его борьбе с титанами.
День — Гемера. Произошла от Нюкты и Эреба.
Заря — богиня Эос. Дочь титана Гипериона, сестра Гелиоса и Селены. Иногда изображалась в ярко-шафранной одежде, взлетающей на розовых крыльях и льющей из золотого сосуда на землю росу. Похищала красивых юношей для своего ложа, т.к. Афродита из ревности вселила в нее постоянное желание. От Астрея и Эос произошли звезды и ветры — северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир.
Земля — Гея. Произошла из Хаоса. От Геи произошли Небо (Уран), Горы, Море, титаны, одноглазые циклопы, сторукие и пятидесятиголовые гекатонхейры, гиганты, фурии (эринии), Тифон. Культ Геи был основным по всей Греции, но позже был вытеснен культом олимпийских богов.
Луна — богиня Селена. Покровительствует колдовству и способна вызывать любовные чары. Дочь титана Гипериона, сестра Гелиоса и Эос. Имя Селена означает «светлая». Изображалась в колеснице, запряженной круторогими быками (или лошадьми), в длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Полюбив спящего Эндимиона, бесконечно продлила его сон, чтобы вечно любоваться его красотой.
Молния — была выкована циклопами, пришедшими на помощь Зевсу в его борьбе с титанами.
Мрак — Эреб. Порожден Хаосом. Отец Эфира, Гемеры.
Небо — Уран. Произошел от Геи и одновременно являлся ее мужем. Отец титанов (шести сыновей и шести дочерей).
Ночь — Нюкта. Порождена Хаосом. В наказание Крону, свергнувшему Урана, родила смерть (Таната), раздор (Эриду), обман (Апату), уничтожение (Керу), сон с мрачными видениями (Гипноса), отомщение за преступления (Немесиду), вечный свет (Эфир), божества печали, старости, зловония, любовного ослепления. Изображалась с двумя мальчиками на руках, белым (Гипносом) и черным (Танатом) или в колеснице, запряженной черными конями.
Океан — титан, сын Урана и Геи, муж Тефиды, отец трех тысяч сыновей (речных богов) и трех тысяч дочерей (океанид — богинь ручьев и источников). Поток, окружающий обитаемый земной диск, река в которую садятся и из которой вновь появляются Солнце и звезды. На крайнем западе он омывает границы между жизнью и смертью. Добродушен и миролюбив. В борьбе Зевса с Кроном и титанами встал на сторону Зевса. По почету и славе равен Зевсу.
Радуга — богиня Ирида. Посланница Геры.
Свет — Эфир. Произошел от Нюкты и Эреба.
Солнце — титан Гелиос. Сын титана Гипериона, брат Селены (Луна) и Эос (Заря). Отец Фаэтона и гелиад. Каждое утро выезжает он на небо с берегов Океана в своей золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней. Завершив дневной путь, он спускается к водам Океана, где ждет его золотой челн, в котором он плывет назад на восток. Изображался в лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде. Особенно почитался на Родосе.
Эхо — нимфа. Не могла говорить, только отвечала на вопросы, повторяя их последние слова — это было наказанием Геры за то, что нимфа отвлекла разговором ревнивую богиню когда Зевс был в гостях у нимф. По одной из легенд умерла от неразделенной любви к Нарциссу и от нее остался лишь голос.

Читайте также:  Посвящение в друзей природы

Источник

Легенда с явлениями природы

Cамая распространенная легенда — о пяти озерах. Даже самая популярная водка в Омске, так и называется — «Пять озёр». Согласно легенде, пять озер, расположенных на севере Омской и Новосибирской областей("страна пяти озёр"), образовались тысячи лет назад в результате падения пяти огромных кусков одного метеорита. Пять озёр: Данило, Линёво, Урманное, Потаённое, Щучье. Вода в них «святая» и «живая» — не портится годами и излечивает множество болезней. Но полностью исцелится и омолодится в ней тот, кто в строгой последовательности окунется в воды каждого из пяти озер. Из последнего, пятого, он выйдет абсолютно здоровым. Примерно таким, как добрый молодец в сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Кстати, об авторе «Конька-Горбунка» местные жители не забывают. Ведь П. П. Ершов перед написанием сказки, которую высоко ценил А. С. Пушкин, жил в Омске, всего в 250 км от чудо-озер и, вероятно, слышал эту легенду. Ершов написал свою гениальную сказку в 19 лет, и позже ничего более значительного ему создать не удалось, хотя писал он много. Поэтому утверждают, что сказку Петя Ершов принял контактным путем из «тонкого мира» (он же астрал). Какие же это озера? Три озера из пяти назовет любой местный школьник: Данилово, Линево, Шайтан, а вот четвертое и пятое? Точно никто не знает. Ими могут быть находящиеся неподалеку озера Потаенное, Черное, Урманное, Индово или Бергулъ. Считается, что знают о них только избранные. Каждый ищет их сам.

«СИНЬ-КАМЕНЬ – легендарный валун, издревле находящийся неподалеку от села Городище под Переславль-Залесским (Ярославская область). Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. Язычники преклонялись этому черно-синему валуну (вероятно, имеется в виду глагол «поклонялись» – В.Ч.) как божеству, и поэтому по повелению руководителей христианской церкви камень закопали в землю. Спустя много лет Синь-камень показался над землей, и поклонения возобновились. Валун утопили в Плещеевом озере, однако через 80 лет он «самостоятельно выполз» из воды» (ЧЕР, с. 428-429). Пока сообщаются известные сведения.

Читайте также:  Как ты относишься к миру природы

«Некоторые современные исследователи утверждали, что Синь-камень сродни ползающим камням с американского континента и действительно может двигаться с весьма малой скоростью из-за какого-то неизвестного физического явления. Несмотря на большой интерес к этому объекту со стороны журналистов, туристов и исследователей-эзотериков, первоначально комплексных научных исследований Синь-камня не проводилось.

Среди всей толщи исторических событий, перемешанных с мифами, легендами и сказками на Северном Урале особо выделяется сказание о Полюде, Ветлане и Вишере. Для непосвященных отметим, что Полюд – это гора (529 м), которую иногда называют Полюдов Камень или Полюд-парма. Он является южной оконечностью Полюдова Кряжа, который начинается на правом берегу Вишеры у деревни Бахари (кстати, знаменитый Помяненный Камень, также является частью этого кряжа). Стоит на левом берегу Вишеры, как раз напротив Ветлана. Вишера – это одна из основных рек Северного Урала. Ветлан – камень-останец на левом берегу Вишеры, в нескольких километрах от Красновишерска, отличающийся необычайной красотой и живописностью.
Сама легенда такова (приведена по книге С.А.Торопова «По голубым дорогам Прикамья»): «Много лет назад жили два друга-богатыря. Одного звали Полюд, другого Ветлан. Высок и строен, как лиственница был Полюд. Обладал он силой великой, мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни пудовые на сотни шагов. Ветлан был меньше ростом, зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот силы и ловкости у них было поровну.
…Беда пришла нежданно-негаданно. Повстречалась богатырям красна девица. Стройная, словно березонька, очи черные горят, как звездочки, голос – что ручей журчит.
— Откуда ты, как зовут тебя, красавица?
— Вишера я, дочь уральских лесов и гор.
— Так живи с нами и дружи с нами. Мы тебя не дадим в обиду, одевать будем в меха-соболя.
Понравились ей друзья-соколы. Согласилась у них погостить Вишера, да и полюбилась им обоим. Вот Полюд и говорит:
— Будь моей женой-хозяюшкой…
И Ветлан говорит то же. Растерялась красавица: оба любы ей, оба по сердцу. Кто из них милей, не смогла решить. И схватились добры молодцы в рукопашном бою. Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно прекратить бой. Но не вняли ее мольбе добры молодцы. А разбежались они в разные стороны и через голову красы-девицы стали метать камни пудовые. Шесть дней и ночей длился страшный бой. Гром и стон стоял по горам и лесам. На седьмой день из сил выбились бойцы, кровь пролили, искалечились. Поникли их буйные головы, престали биться сердца горячие. Превратились молодцы в горы каменные. Да и Вишера чуть живая стоит. Упала она меж двух гор-камней, и свет ей стал не мил. И течет с тех пор быстрой реченькой краса Вишера. А вода в ней так и осталась слезой чистой. И стоят богатыри Полюд и Ветлан, как стражи, охраняя покой всего края». Кстати, именно эту легенду взял за основу и известный пермский писатель Алексей Иванов в своей книге «Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор». Только подал он ее более реалистично и с некоторыми непринципиальными изменениями.
Кроме этой легенды, есть еще одна, в которой Полюд (вместе с другим героем – Пелей) являлся богатырем-защитником русского народа, оберегавший от «чуди белоглазой». Так или иначе, но благодаря такой поэтической трактовке эти природные достопримечательности обретают дополнительное очарование и вызывают интерес у туристов.
Но с Полюдовым камнем связаны не только легенды, но и реальные исторические события. Некогда на его вершине жили монахи, стояла каменная часовня с избушкой. Есть там и источник, который до сих пор считается святым.
Особенно привлекателен Полюд, благодаря своей доступности. Добраться практически до самой вершины можно на автомобиле. Сам же камень стоит всего лишь в восьми километрах от Красновишерска, поэтому посещение Полюда не займет больше одного дня. По этой же причине популярен и Ветлан, т.к. до самого камня доезжают на автомобилях (в хорошую погоду), а на вершину ведет деревянная лестница.

Источник