Лекция для детей природа

Лекция для детей природа

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, Курс лекций, Шарапова И.А., 2017.

В основе курса «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» лежат опорные понятия и основные сведения о главнейших географических, биологических и экологических закономерностях в окружающей нас природе.
Данный курс лекций позволяет студентам и слушателям углубить биологические и экологические знания, введет в область самостоятельных поисков и творческого освоения изучаемой учебной дисциплины.

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, Курс лекций, Шарапова И.А., 2017

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ.
1. Биосфера и ее границы.
2. Понятие о биогеоценозе Земли. Структура биогеоценоза.
3. Круговорот веществ и энергии в природе.
4. Понятие о ноосфере.
5. Проблемы охраны биосферы.
1. Биосфера и ее границы

Биосфера — самая крупная, целостная, относительно устойчивая экосистема Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. Это совершенно особое явление природы: в тонком слое у поверхности Земли соприкасаются и переходят друг в друга земные оболочки нижняя часть атмосферы, гидросфера. верхняя часть литосферы, где утвердилась и существует жизнь в любых её формах и проявлениях. Определение биосферы как особой оболочки Земли и само её название были предположены австрийским ученым-геологом Э. Зюссом (1831 — 1914) в его работе «Лик Земли».

Основные положения учения о биосфере как особой оболочке Земли, населенной живыми организмами, разработаны русским ученым В. И. Вернадским (1863 — 1945). Он определил ведущую роль живого вещества в преобразовании земной поверхности и возникновение «разумной» оболочки Земли ноосферы.

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ».
1. Предмет, задачи, теоретические и методические основы теории и методики ознакомления дошкольников с природой.
2. Методы научного исследования в методике ознакомления дошкольников с природой.
3. Место методики в системе наук.
ТЕМА 2. БИОСФЕРА ЗЕМЛИ.
1. Биосфера и ее границы.
2. Понятие о биогеоценозе Земли. Структура биогеоценоза.
3. Круговорот веществ и энергии в природе.
4. Понятие о ноосфере.
5. Проблемы охраны биосферы.
ТЕМА 3. РАСТЕНИЯ.
1. Растения как часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека.
2. Понятие о фотосинтезе.
3. Строение растений.
4. Распространение плодов и семян. Размножение растений.
5. Основные таксономические единицы растительного мира. Растения местной флоры.
ТЕМА 4. ЖИВОТНЫЕ.
1. Мир животных. Его значение в природе и жизни человека
2. Основные систематические группы животных.
3. Общая характеристика подцарства Одноклеточных или Простейших.
4. Характеристика подцарства Многоклеточные. Беспозвоночные животные.
5. Общая характеристика Типа Хордовых.
6. Общая характеристика надкласса Рыбы.
7. Общая характеристика класса Земноводные.
8. Общая характеристика класса Пресмыкающихся.
9. Общая характеристика класса Птиц.
10. Общая характеристика класса Млекопитающие.
ТЕМА 5. БИОЦЕНОЗЫ БЕЛАРУСИ.
1. Понятие о биоценозах в экосистеме. Виды и особенности.
2. Пищевые цепи в сообществах организмов.
3. Лесной биоценоз.
4. Биоценоз луга.
5. Биоценоз водоема.
ТЕМА 6. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
1. Сезонные явления в природе, их причины.
2. Характеристика сезонных изменений в жизни растений.
3. Характеристика сезонных изменений в жизни животных.
ТЕМА 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ.
1. Деятельность человека, изменяющая природу.
2. Создание культурных биоценозов.
3. Охрана растений и животных. Красная книга Республики Беларусь.
4. Охраняемые территории.
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, Курс лекций, Шарапова И.А., 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник



Конспект занятия на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек — часть природы).

Читайте также:  Как можно остановить губительное влияние человека на природу

Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

Воспитатель читает стихотворения:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

-Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа,и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

-Природа — это то, что существует без помощи человека.

-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

Игра: «На что похоже»

— К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Игра: «Природа и не природа»

Руки подняли и помахали.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем —

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

-Всю природуЗемли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

-Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

Игра «Живая неживая природа»

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.)

Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос. Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему? Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных. А в группе у нас есть природа?Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

От чего в вашем доме бывает светло? (лампа). А что можно сравнить с лампой в природе? Но солнце не только светит, но и греет (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей) В природе идёт дождь. В доме есть душ. В природе – ветер. В доме – вентилятор. В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава. В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе горы и деревья. У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах. А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике. В природе дикие животные. У нас – домашние. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

Читайте также:  Что такое шум опишите природу шума

-Ребята, а человека к какой природе отнесём?

Дети: к живой природе.

-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

— А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)

-А что будет, если не будет воздуха?

-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух — прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста — музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух.

Воспитатель подводит итог занятия, что дети узнали нового, о чем была беседа и предлагает нарисовать природу (цветы, травку, солнышко, дождик.)

Беседа с детьми подготовительной группы «Неживая природа»Беседа с детьми подготовительной группы «Неживая природа» Задачи: — расширить у детей представление о многообразии неживой природы; — развивать мышление, воображение, познавательные интересы,.

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Календарный план образовательной работы на неделю «Живая и неживая природа» в подготовительной группеКалендарный план образовательной работы на неделю «Живая и неживая природа» в подготовительной группе План работы с 22 по 26 марта Тема: «Живая и неживая природа» Задачи: — Формировать умения детей отличать природные объекты от искусственных,.

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Источник

7 увлекательных экологических уроков для школьников

Актуальность экологического просвещения для школьников трудно переоценить. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Мы подготовили подборку увлекательных интерактивных экологических уроков для школьников, которые учителя могут провести в своих классах. Они не только дают полезные знания, но и учат практическим навыкам: как экономить ценные природные ресурсы, как снижать свой экологический след, как правильно обращаться с отходами и многое другое.

1. Серия уроков «Вода России» в рамках ФЦП «Вода России» — уроки о бережном отношении к водным ресурсам нашей страны (бесплатный урок, источник — экокласс.рф)

2. Урок «Спасатели планеты” — урок о полезных ресурсах нашей планеты и способах борьбы с мусором (платный урок, источник — «Центр экономии ресурсов»)

3. «Заповедный урок” — урок, посвященный 100-летию заповедной системы России (бесплатный урок, источник — экологический центр «Заповедники»)

4. Серия уроков «Разделяй с нами” — уроки о системных способах решения проблемы мусора, раздельном сборе отходов и о том, как каждый школьник может действовать уже сейчас (бесплатный урок, источник — экокласс.рф)

5. Урок «Природные зоны: где кто живет” урок о климате и обитателях 9 природных зон России (платный урок, источник — проект «Знаю Люблю»)

6. Урок «Батарейки в опасности» — урок о правильном обращении с батарейками и их утилизации (платный урок, источник — «Центр экономии ресурсов»)

7. Урок «Живая Волга» — урок о крупнейшей водной артерии Европы (бесплатный урок, источник — экокласс.рф)

Читайте также:  В каком варианте представлены только явления природы

Мы уверены: проводя экологические уроки для школьников, мы создаем лучшее будущее для наших детей и воплощаем нашу общую мечту о жизни в гармонии с природой!

Источник

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, Курс лекций, Шарапова И.А., 2017

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, Курс лекций, Шарапова И.А., 2017.

В основе курса «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» лежат опорные понятия и основные сведения о главнейших географических, биологических и экологических закономерностях в окружающей нас природе.
Данный курс лекций позволяет студентам и слушателям углубить биологические и экологические знания, введет в область самостоятельных поисков и творческого освоения изучаемой учебной дисциплины.

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, Курс лекций, Шарапова И.А., 2017

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ.
1. Биосфера и ее границы.
2. Понятие о биогеоценозе Земли. Структура биогеоценоза.
3. Круговорот веществ и энергии в природе.
4. Понятие о ноосфере.
5. Проблемы охраны биосферы.
1. Биосфера и ее границы

Биосфера — самая крупная, целостная, относительно устойчивая экосистема Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. Это совершенно особое явление природы: в тонком слое у поверхности Земли соприкасаются и переходят друг в друга земные оболочки нижняя часть атмосферы, гидросфера. верхняя часть литосферы, где утвердилась и существует жизнь в любых её формах и проявлениях. Определение биосферы как особой оболочки Земли и само её название были предположены австрийским ученым-геологом Э. Зюссом (1831 — 1914) в его работе «Лик Земли».

Основные положения учения о биосфере как особой оболочке Земли, населенной живыми организмами, разработаны русским ученым В. И. Вернадским (1863 — 1945). Он определил ведущую роль живого вещества в преобразовании земной поверхности и возникновение «разумной» оболочки Земли ноосферы.

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ».
1. Предмет, задачи, теоретические и методические основы теории и методики ознакомления дошкольников с природой.
2. Методы научного исследования в методике ознакомления дошкольников с природой.
3. Место методики в системе наук.
ТЕМА 2. БИОСФЕРА ЗЕМЛИ.
1. Биосфера и ее границы.
2. Понятие о биогеоценозе Земли. Структура биогеоценоза.
3. Круговорот веществ и энергии в природе.
4. Понятие о ноосфере.
5. Проблемы охраны биосферы.
ТЕМА 3. РАСТЕНИЯ.
1. Растения как часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека.
2. Понятие о фотосинтезе.
3. Строение растений.
4. Распространение плодов и семян. Размножение растений.
5. Основные таксономические единицы растительного мира. Растения местной флоры.
ТЕМА 4. ЖИВОТНЫЕ.
1. Мир животных. Его значение в природе и жизни человека
2. Основные систематические группы животных.
3. Общая характеристика подцарства Одноклеточных или Простейших.
4. Характеристика подцарства Многоклеточные. Беспозвоночные животные.
5. Общая характеристика Типа Хордовых.
6. Общая характеристика надкласса Рыбы.
7. Общая характеристика класса Земноводные.
8. Общая характеристика класса Пресмыкающихся.
9. Общая характеристика класса Птиц.
10. Общая характеристика класса Млекопитающие.
ТЕМА 5. БИОЦЕНОЗЫ БЕЛАРУСИ.
1. Понятие о биоценозах в экосистеме. Виды и особенности.
2. Пищевые цепи в сообществах организмов.
3. Лесной биоценоз.
4. Биоценоз луга.
5. Биоценоз водоема.
ТЕМА 6. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
1. Сезонные явления в природе, их причины.
2. Характеристика сезонных изменений в жизни растений.
3. Характеристика сезонных изменений в жизни животных.
ТЕМА 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ.
1. Деятельность человека, изменяющая природу.
2. Создание культурных биоценозов.
3. Охрана растений и животных. Красная книга Республики Беларусь.
4. Охраняемые территории.
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой, Курс лекций, Шарапова И.А., 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник