Летающие рыбы и самолеты



Phoenix — первый в мире воздушный аппарат, который летает как рыба

Детище команды Эндрю Рейема из Пертского колледжа в Шотландии имеет имя «Феникс», но не относится ни к одному известному типу летательных средств. Причина тому – переменная плавучесть, аппарат способен становится и легче, и тяжелее воздуха, что резко затрудняет его классификацию. Однако это свойство позволяет ему практически не тратить энергию в полете и оставаться в воздухе сутками.

Идею позаимствовали у рыб, большинство из которых имеют плавательный пузырь. Если его наполнить воздухом, рыба получает положительную плавучесть и поднимается в толще воды. Если воздух выпустить – рыба погружается. Схожий принцип взят на вооружение водолазами, которые используют надувные жилеты для контроля над своей плавучестью при работах на разных глубинах. А шотландские инженеры адаптировали идею для полетов в атмосфере.

«Феникс» выглядит как дирижабль длиной 15 м, с широкими крыльями размахом 10,5 м. Внутри корпуса есть два отсека – в первом содержится гелий, второй сконструирован как «воздушная подушка». Гелий обеспечивает подъемную силу, а воздушная подушка может наполняться и опустошаться по команде автоматики. Воздух выходит через специальное сопло, что и создает тягу, толкающую аппарат вперед. «Феникс» движется волнообразно, постоянно набирая и теряя высоту, а рули обеспечивают ему маневрирование.

Скорость полета невелика, но аппарату требуется минимум энергии для движения. Она поступает от солнечных панелей на крыльях и расходуется в основном на работу насосов для воздушной подушки. «Феникс» может зависать в воздухе или парить на высотах до 20 км – по расчетам, это идеальная зона, где машину не потревожат ветры и она сможет получать вдоволь солнечного света. И тогда, в перспективе, подобные аппараты смогут бесконечно долго работать на высоте — для метеорологических целей, как элементы системы связи, наблюдения, и даже платформы для запуска других дирижаблей и зондов.

Источник

Парят как птицы: известно о 4 рыбах, умеющих летать

Существуют рыбы, которые имеют особенность летать. Вернее, парить над водой точно самолет. По-другому их ещё называют рыбы-авиаторы. Так как их полёт подобен взмаху плавниками, точно крыльями. Плавники у таких рыб жёстче, чем у обычных. Выныривая из водных глубин, летучая особь расправляет плавники, зафиксировав их положение. Так представители данного класса могут пролететь над водой несколько сотен метров. При наблюдении за ними издалека, можно перепутать их с кружащими в воздухе птицами. Возвращаясь в воду, плавники складываются в исходное положение.

Внешний вид

В основном родственники летучих рыб имеют небольшие размеры и пятнистый окрас. Длина их тела колеблется в диапазоне от 15 до 30 сантиметров. Средняя масса примерно достигает 200 грамм. Самые огромные варианты в длину могут достигать 50 сантиметров и иметь вес до килограмма. Тело летучих авиаторов имеет несколько приплюснутую вытянутую форму. Это позволяет им дольше держаться в воздухе во время полёта.

Плавники летучих рыб расположены по длине всего тела. В расправленном виде очень широкие. Крепятся в верхней части посередине. Это позволяет им лучше удерживать равновесие в полёте.

Отличительную особенность имеет и хвостовой плавник. Поскольку их позвоночник слегка изогнут вниз к хвосту, то нижняя часть хвостового плавника располагается немного ниже, чем обычно. Хвост летающих особей является очень активным, так как его основная роль – выполнять функцию мотора во время движения в полёте.

Не остался без отличительного описания и плавательный пузырь. У данного вида морских обитателей он тонкий, расположенный вдоль всего позвоночника. Данный факт тесно связан с тем, что при полёте тело особи должно быть острой и тонкой, как летающее копьё.

как выглядит летучая рыба

Если говорить об окрасах данного класса «летучих» рыб, то можно отметить, что верхняя их часть всегда бывает яркого цвета. Преимущественно, синий или зелёный. Именно такой цвет способен скрыть их в воде от хищных птиц. Брюшко светлое. Оно позволяет рыбам выглядеть более неприметными для хищных обитателей морских глубин, обитающих в воде.

Количество крыльев и скорость

Летучие особи бывают нескольких видов. Главное отличие каждого вида — это количество плавников. Выделяют следующие:

  1. Двукрылые. Такому виду рыб с крыльями свойственно иметь два крыловидных плавника.
  2. Четырехкрылые. Вместе с грудными они имеют ещё и брюшные плавники. С помощью таких плавников они умеют развивать в полёте высокую скорость и пролетать длинную дистанцию.
  3. «Примитивные». Те, которые имеют только грудные коротенькие плавники.

В начале полёта крылатая особь хвостом отталкивается от воды, расправляя в этот момент свои плавники. Дальности полёта целиком и полностью зависит от вида особи. Чем длиннее и больше плавники, тем дальше может пролететь особь-авиатор.

Подобно птицам, эти авиаторы легко умеют преодолевать порывы ветра. Чаще всего длина дистанции в полёте может составлять около 50 метров. Известны и более длинные дистанции. К примеру, рекордная дистанция равна 500 метрам.

Скорость полёта тоже во многом зависит от размера и вида летающей особи. Отталкивая хвостом и балансируя плавниками, особь может преодолеть в высоту около 5 метров. Затем этот «самолет» потихоньку опускается в воду. Максимальная скорость движения в полёте может достигнуть 85 км/ч. Такие представители семейства «летучих» способны запрыгнуть на палубу любого судна.

Читайте также:  Веллингтон рецепт с рыбой

Самые распространённые названия

Определенные морские рыбы умеют летать. Они являются представителями разных видов и заметно отличаются друг от друга внешне, потому рассматривать их надо отдельно.

Рыба-нетопырь

Существует ещё одно название представителя этого класса — рыба-летучая мышь или рыба-лопата. Все эти имена она получила благодаря строению своего тела, которое имеет округлую форму и является абсолютно плоским. Живёт данный вид «летунов» в глубинах Красного моря. Окрас у данного вида «летучих» несколько замысловатый, пятнистый: всё тело ярко-серебристого цвета с тёмными полосками. Обитают они небольшими стаями.

рыба нетопырь имеет интересный окрас

Японская летучая рыба

По-другому называется длиннокрыл дальневосточный. Его можно рассмотреть на фото. Его тело имеет интересную длинную вытянутую форму. Спина имеет тёмно-синий окрас, а брюшко – светлое. Плавники достаточно длинные. В длину такие рыбы достигают 35-40 сантиметров. Данный вид рыб-самолётов водится в Японском море недалеко от острова Хоккайдо. Нерестится вдоль берегов в период с апреля по октябрь. Длиннокрыл дальневосточный – промысловая рыба, занимающая почётное место не только на местной кухне, но и экспортируется в другие страны.

Японская летучая рыба

Атлантическая летучая рыба

По-другому называется северная летучая рыба. Относится к единственному виду семейства «летунов», способных заплывать в моря Европы. Выглядит практически также, как и остальные представители японских «летунов». Однако, имеет свои отличительные черты: она имеет очень развитые грудные и брюшные плавники, окрашенные в светло-серые тона и имеющие поперечную белую полоску. Нерестится в период с мая по июль. Атлантическая летучая рыба преимущественно выбирает тепло, поэтому в северные холодные моря заплывает только в тёплые летние месяцы.

Атлантическая летучая рыба.

Летучая рыба-моряк

Относится к самому редкому виду «летучих». Из-за формы хвоста получила название «стрижехвост». Тело её по форме такое же, как и остальных авиаторов. Голова имеет тупую форму, по размерам в 4 раза меньше, чем тело. Грудные плавники совсем маленькие и короткие. Важно отметить, что «стрижехвоста» удалось поймать лишь единожды. Именно поэтому интересные факты описания о ней в основном отсутствует.

рыба

Образ жизни и питание

Где же обитает летучая рыба? Живут представители семейства «летучих», преимущественно, в морях, реже – в океанах. В основном, выбирая тропические и субтропические водоёмы с температурой воды не ниже двадцати градусов.

Рыбы-самолёты не могут заранее запланировать полёт. Поэтому данные морские жители всегда водятся возле поверхности воды параллельно ей, чтобы в любой момент иметь возможность вспорхнуть в воздух. В воздухе рыба с крыльями может продержаться от нескольких секунд до 1 минуты, сделав за это время 50-60 взмахов «крыльями». Отрывов от воды всегда несколько. Чаще всего это напоминает бросок гальки-блинчика. Рыба-самолёт, планируя полёт, взлетает, опускается на водную поверхность, снова отталкивается и так далее.

Чаще всего летающие рыбы взлетают неподалёку от кораблей.

Чем питается летучая рыба

Летучие рыбы нельзя отнести к классу «хищников». Предпочитают питаться планктоном, находящимся в верхней толще воды. Согласно своим биоритмам, планктон в течение суток может опускаться в разные толщи воды. Именно поэтому авиаторы планируют обитать в тех местах, куда унесло планктон, собираясь вокруг небольшими группками.

Основным источником питания является зоопланктон. Однако в пищу употребляются и другие водные продукты: микроскопические водоросли, личинки других морских обитателей, мелкие ракообразные, такие как криль и раки, моллюски.

Представители семейства «летучих» способны глотать мелкие организмы. Им приходится постоянно делиться пищей с другими конкурентами. Такими как анчоус, косяк, сайра и макрелещук.

Источник

Летающая рыбка: интересные факты о полётах крылатых рыб

Несмотря на многочисленные научные исследования, необходимо признать, что даже в XXI веке наша планета изучена не до конца. Особенно относится это к Мировому океану, в котором до сих пор находят обитателей, неизвестных науке. Кроме того, в его недрах живёт множество удивительных существ. Одно из них — летающая рыба. Конечно, известна она давно, но от этого не стала менее интересной.

Да-да, это летающая рыба, известна она собственно очень давно

Общее описание вида

Летающие или двукрыловые рыбы относятся к семейству морских рыб, отряд сарганообразные, состоящий из 52 видов, 8 родов. По-научному летающая рыба называется Exocoetidae. Главная отличительная черта этих рыбок — увеличенные грудные плавники, которые помогают особям выпрыгивать из воды и совершать планирующий полёт. Длина тела колеблется от 20 до 50 сантиметров, цвет — голубоватый, спина более тёмная. Грудные плавники, в зависимости от вида, могут быть зелёными, коричневыми, синими, бесцветными, с полосами или пятнами.

Живут рыбы, которые умеют летать, в районе жарких субтропиков или тропиков, предпочитают воду с температурой не менее 20 градусов тепла. Некоторые виды встречаются только в прибрежной зоне, другие — в открытом океане. Плавают маленькими стайками на небольшой глубине. Питаются моллюсками, планктоном, небольшими ракообразными, личинками.

В тёмное время суток летающих рыбок привлекают различные источники света, поэтому нередки случаи, когда они подлетают к судовым огням и сильно ударяются о борт корабля или даже залетают на палубу.

Как осуществляется полёт

Способность к полёту развилась у рыб как инструмент спасения от хищников, причём у разных родов это способность выражена неодинаково. У видов с короткими грудными плавниками полёт не столь совершенен, как у их «длиннокрылых» собратьев. Кроме того, развитие происходило в двух направлениях, в результате чего существует различие рыб по плавникам:

  • Двукрылые. Они используют только грудные плавники.
  • Четырёхкрылые. Эти пользуются ещё и брюшными плавниками, так как они хорошо развиты.

Эволюция отразилась и на остальном строении тела. Например, верхняя лопасть хвостового плавника значительно меньше по размеру, чем нижняя, а воздушный пузырь чрезвычайно развит и продолжается под позвоночником до хвоста.

Процесс полёта следующий: сначала рыба развивает значительную скорость в воде, затем выскакивает на поверхность под углом около сорока градусов и какое-то время планирует по воздуху, расправив грудные плавники и ускоряясь за счёт колебательных движений нижней части хвостового плавника, опущенного в воду. Пребывая в воде, особь развивает скорость примерно 30 километров в час, во время полёта — до 70 километров в час. Летит она примерно 10 секунд, после чего постепенно снижается к воде.

Читайте также:  Рецепты рыба под соусом тартар

Высота полёта летучих рыб достигает 5 метров, а дальность — 50 метров. Иногда, попав на восходящий поток воздуха, рыбки могут пролететь более 300 метров.

Процесс размножения особей

Время нереста наступает весной. Размножаются рыбки методом откладывания икры на водоросли, плавающие птичьи перья или другой мусор. Виды, обитающие в открытом океане, нерестятся прямо в воду. Обычно в период нереста стайка рыб собирается в одном месте и кружит над ним, выпуская икру. Вода при этом окрашивается в зеленоватый цвет. Диаметр икринок около 6−7 мм, цвет — оранжево-красноватый.

Икра летучей рыбы

Характерное время размножения – весна

Появившиеся мальки всплывают к поверхности воды, питаются планктоном. Молодые особи отличаются от взрослых ярким окрасом и короткими плавниками.

Несмотря на то что летучек в больших количествах вылавливают люди, а также на них охотятся морские хищники и птицы, в настоящее время популяции ничего не угрожает. Ведь одна особь женского пола способна отложить около 25 тысяч икринок на период одного нереста.

Промысловая ценность летающих рыб

У крылатых рыб вкусное мясо, поэтому они являются объектом промышленного и кустарного рыболовства.

промысловое значение летучих рыб

Существует ряд методов ловли данной рыбки

Применяются следующие методы ловли:

  • На полинезийских островах их ловят с помощью крючковых снастей и сачков. В ночное время используют сети, привлекая в них рыбу светом фонарей.
  • На Филиппинах применяют кошельковый невод и ловушку из сетки, причём во время лова несколько загонщиков на лодках пугают стаю, направляя её к ловушкам.
  • В Индии промысловая добыча проводится во время нереста. Рыболовы мастерят искусственные нерестилища из ветвей, которые буксируются за плавсредством и у которых собираются стаи рыб.

Промышленный лов осуществляется во Вьетнаме, Индонезии, Китае. Но самый большой промысел ведётся в Японии, где крылатые рыбы составляют половину всего улова. Кроме мяса, во многих странах большой популярностью пользуется и икра, известная под названием «тобико». И икра, и мясо являются полезными диетическими продуктами и отличаются отменным вкусом.

Это основная информация о том, кто такие крылатые рыбы. Природа и эволюция создали поистине удивительных существ, которые живут в воде, но при этом умеют летать. Их существование доказывает, что фауна Земли весьма интересна и разнообразна.

В данном видео вы подробнее узнаете о летучей рыбке:

Источник

Летающий батут: как СССР и США разрабатывали надувные самолеты

В 1950-х годах, в разгар холодной войны СССР и США задумались над способами перехвата бомбардировщиков в районе Арктики. Конструкторы начали разработку специальных катапульт для истребителей-перехватчиков. Эти устройства должны были обеспечить взлет боевых машин практически с места, без аэродрома — их на Севере не хватало. А для посадки самолетов американские инженеры придумали гигантский надувной мат. Все старты с помощью катапульт прошли успешно, а вот во время пробной посадки на надувную полосу истребитель получил сильные повреждения, и от этой идеи отказались. Помимо надувных посадочных полос американцы разрабатывали самолеты из резины и нейлона. Для каких целей их планировали использовать? И чем завершился этот проект? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Помощь горным десантникам

Советский конструктор Павел Гроховский вошел в историю как создатель первого хлопчатобумажного парашюта, но немногие знают, что в 1930-х годах он разрабатывал надувной самолет. По замыслу, такие летательные аппараты были бы незаменимы для десантников в горах. Гроховский сконструировал резиновый планер, который смог подняться в воздух. Правда, его летные характеристики были не на высоте.

Читайте также:  Совместимость мужчина рыба змея женщина водолей змея

«Потому что у него было маленькое внутреннее давление. Он был сделан по принципу обычного самолета, то есть фюзеляж, хвост, крылья. Все нежесткое, все «играло». В итоге, когда летчики пытались его пилотировать, зачастую он просто не управлялся», — рассказывает преподаватель МАИ Юрий Швед.

Трехмерная конструкция

Параллельно с Гроховским над созданием надувного самолета работал и американец Тейлор МакДэниел. Однако его проект также не удался. Тогда просто не было подходящего материала, который позволил бы сделать такой летательный аппарат прочным. Чтобы резиновое крыло могло сопротивляться потокам воздуха, его оболочка должна выдерживать высокое давление — почти как в автомобильной шине. Подходящий материал разработали в США в начале 1950-х. Он состоял из двух слоев сверхпрочной прорезиненной ткани, соединенных сеткой из нейлоновых нитей. Такая оболочка выдерживала давление в несколько атмосфер. Надувное крыло из этого волокна было твердым и сохраняло форму даже под действием массы человека.

«Они ткали не просто ткань, а изделие целиком. Нити в структуре профиля не просто образовывали поверхность, они образовывали связи между верхней и нижней поверхностями. Вот такое хитрое плетение в трехмерную конструкцию», — делится Юрий Швед.

Инфлатоплан для сбитых летчиков

По такому принципу в середине 1950-х в США создали инфлатоплан — экспериментальный надувной самолет. По задумке Пентагона, контейнеры со сложенными летательными аппаратами должны были сбрасывать на парашютах в труднодоступную местность для эвакуации разведчиков или сбитых летчиков с вражеской территории. Все, что от них требовалось — надуть инфлатоплан и улететь.

«В сложенном виде самолет представлял собой брезентовый цилиндр, в котором был уложен резиновый корпус транспортного средства. Мотор находился отдельно. И когда цилиндр раскрывали, надувался самолет с шестиметровыми крыльями на одного человека», — говорит авиаконструктор Александр Бегак.

В сложенном виде инфлатоплан занимал объем чуть больше кубометра. Он почти полностью состоял из прорезиненной ткани. Металлическими были только двигатель, бак и элементы управления. Топлива хватало, чтобы пролететь около 600 километров. Самолет надувался всего за пять минут. Компрессор работал от двигателя и поддерживал необходимое давление в камере, поэтому инфлатоплан мог продолжать полет даже с простреленной обшивкой.

Трагедия с испытателем

Первый экспериментальный инфлатоплан поднялся в воздух 13 февраля 1956 года. Поначалу испытания шли успешно, но вскоре произошла трагедия. Во время одного из полетов аппарат попал в зону турбулентности. Пилот попытался выровнять курс, но лопнул трос управления. Крылья стали сильно изгибаться, в какой-то момент одно из них буквально сложилось пополам и попало в винт, и его тут же разодрало. Во всей конструкции упало давление, второе крыло мгновенно потеряло твердость. Алюминиевая законцовка на нем полетела в кабину, попав прямо в шлем пилоту.

В тот день за штурвалом был летчик-испытатель по фамилии Уоллес. По одной из версий, от удара пилот потерял сознание и выпал из кабины. Парашют не раскрылся, и Уоллес погиб. До выяснения причин трагедии программу испытания надувных самолетов приостановили. А в 1973 году Пентагон закрыл проект из-за совокупности недостатков.

«Небесный крюк»

Вдобавок, к тому времени американцы придумали более простой способ эвакуации по воздуху — так называемый «небесный крюк». Система представляла собой небольшой аэростат с подвеской для груза и соединительным тросом. А самолет со специальной вилкой на носу подхватывал эту конструкцию и уносил за собой. Метод оказался безопасным для людей и позволял эвакуироваться из леса и даже с поверхности воды. Продемонстрировали свою эффективность и вертолеты. Однако конструкторы не оставляли попыток создать надувной самолет. Британцы попробовали наладить выпуск резинового планера, который разгонялся с помощью велосипеда. А в 1960-х даже испытывали дельтолет, прикрепляя надувное крыло к коляске с двигателем в 38 лошадиных сил.

Покорители космоса

К идее надувных самолетов вернулись в XX веке. Оказалось, они незаменимы для исследования Венеры. Атмосфера этой планеты настолько плотная, что давление на поверхности такое же, как на Земле на глубине 900 метров под водой, а температура — 400 градусов Цельсия. Космические зонды, достигшие поверхности Венеры, продержались там недолго. Зато на высоте 50 километров условия сопоставимы с поверхностью Земли.

«И здесь возможность использовать крыло с маленькой нагрузкой, но большой площадью может быть нам на пользу. Например, разместить на крыле фотоэлементы большой площади. Таким образом, крыло может питать электродвигатель и позволит ему долго летать», — утверждает Юрий Швед.

Американцы уже разработали проект надувного дрона для исследования ближайшей к Земле планеты. Это сверхлегкий беспилотник с воздушным винтом и размахом крыльев 46 метров. По словам разработчиков, аппарат рассчитан на год эксплуатации на Венере.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Источник