Личный дневник о природе

Личный дневник о природе

У многих из нас дневник наблюдений за природой ассоциируется с чем-то серым, скучным и добровольно-принудительным. Преподаватели включают заполнение дневника природы в школьную программу из лучших побуждений. Но, к сожалению, в действительности это редко помогает привить ребёнку любовь к природе. Таблички, шаблоны, списки – всё это не даёт простора фантазии и делает процесс затянутым и неинтересным.

Так для чего он всё-таки нужен?

Само по себе наблюдение за природой – процесс занятный и полезный. Он не только помогает научиться анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, но и развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного. Другой вопрос – как организовать это наблюдение? В школе на уроках географии или окружающего мира детям либо выдают уже готовые рабочие тетради, либо просят их самих сделать из обычной тетради журнал наблюдений.

В обоих случаях шаг вправо, шаг влево – расстрел. Мало кто из преподавателей способен оценить эскиз одуванчика на полях тетради или заложенный между страницами лепесток. И их тоже можно понять – учителям приходятся проверять сотни тетрадей, процесс этот доходит до автоматизма, и порой сил на то, чтобы найти среди рисунков нужную информацию уже не находится.

Тем, кто не хочет, чтобы для их детей строгое заполнение журнала природы в школе превратилось в каждодневную каторгу, мы предлагаем заняться этим вопросом заранее. Здесь мы собрали несколько эффективных способов, как вести свой собственный дневник наблюдений и сделать его ярким и необычным.

1. С чего начать?

Возьмите ребёнка с собой на прогулку или дачу, исследуйте ближайший парк или лес, поищите что-нибудь интересное – листочки необычной формы, красивые цветы, камни с узорами мха. Потом сядьте на скамейку или расстелите на земле плед и попытайтесь в тишине понаблюдать за тем, что происходит вокруг: куда бегут муравьи, как хлопает крылышками бабочка, чем пахнет трава и т.п. Выберите тот процесс, которому ребёнок уделит больше всего внимания, и изучите его детальнее. Так вы сможете понять, в каком направлении двигаться дальше – возможно, бабочки и стрекозы ему нравятся больше, чем деревья и цветы.

2. Что нужно для журнала наблюдений?

Положите в рюкзак небольшую тетрадь в твёрдом переплёте, пару карандашей, фотоаппарат и небольшой конверт. Вы можете прямо на месте начать рисовать вместе с ребёнком эскизы или сделать несколько фотографий на будущее, а также собрать несколько интересных листочков или соцветий в конверт. Предложите ребёнку поразмышлять и ответить на вопросы. Например, «На что эти цветы похожи? Где они растут? Чем отличаются от других?»

3. Что потом?

По возвращении домой всё, на что у вас не нашлось ответов, можно поискать в книгах или интернете. Тут главное не переусердствовать и вовремя остановиться. Если ребёнок не проявляет большого интереса – нет смысла его заставлять специально что-то искать или изучать. Внимательно относитесь к его увлечениям и склонностям.

4. Как заинтересовать ребёнка?

Как и в любом другом занятии, дети всегда берут пример со старших. И самый верный способ увлечь чем-то – показать свою собственную заинтересованность в процессе. Видя, с каким удовольствием вы сами рассматриваете лепестки и стебельки – ребёнок не сможет удержаться и рано или поздно захочет узнать, что же вы так внимательно изучаете.

5. Что можно включить в журнал наблюдений?

Советские дневники природы разбивались по временам года. Такое деление можно взять за основу и для вашего журнала. Если первая ваша натуралистическая экскурсия состоялась весной – начните с весны. Посвятите одну страничку описанию погоды. Пусть данные о температуре появятся на фоне нарисованного ребёнком пейзажа, а на свободном месте под ним можно попросить его описать впечатления, которое он получил за день (тепло, солнечно, ветрено и т.п.).

На следующей странице он может написать, что интересного он заметил, что показалось ему необычным, что запомнилось. Выделяйте по странице на каждое растение. Короткие рассказы можно сопровождать вклеенными фотографиями, рисунками, собственноручно добытыми «артефактами» или интересными фактами.

6. Чем полезно ведение журнала?

· Можно нарисовать в журнале своеобразную карту местности. Это поможет натренировать топографическую память и внимательность. Попытайтесь по памяти воспроизвести, где был муравейник, а где тот большой камень с ящерицей.

· К тому же, сделанный на месте эскиз той самой ящерицы заставит обратить внимание на детали строения её тела, пропорции, расположение ноздрей и форму лап.

· Также в процессе рисования природы развивается чувство прекрасного . Ребёнок учится различать оттенки, сочетать цвета и наслаждаться их гармонией.

· А письменные описания природы помогут научиться чётко формулировать свои мысли и подбирать правильные слова. Попробуйте сыграть с ребёнком в игру: во время прогулки выберите один цветок, попросите ребёнка выписать в журнал то, как он выглядит – а дома предложите ему нарисовать его по своему собственному описанию. Потом сравните результат с фотографией того же цветка. Так ребёнок поймёт, каких данных ему не хватило и в следующий раз точнее опишет тот или иной предмет.

Надеемся, теперь вы и сами убедились в том, что вести дневник наблюдений за природой не только полезно, но и интересно. Ценить и любить окружающий мир проще, когда ты в полной мере представляешь, какой он. А получить представление о каждой его детали как раз можно, занимаясь наблюдениями.

Начать можно уже сейчас. И первым шагом к ведению своего журнала наблюдений за природой может стать заполнение нашего «Летнего альбома» Юлии Савенковой. В нём вы найдёте множество отличных идей летнего досуга, мастер-классов и пошаговых уроков рисования для юного натуралиста.

Читайте также:  Как сделать боке на природе

Источник



Ведём дневник наблюдения за природой

Детям разного возраста устанавливаем посильные для них задачи.
Младшеклассники легко справятся с ежедневным фиксированием температуры воздуха; выпадающих осадков; даты посева цветов и овощных культур; даты всходов, цветения, завязи и роста плодов. Эта информация, накопленная за несколько лет, пригодится и взрослым для более точного определения времени посадки, чтобы уберечь свой труд от весенних заморозков, но и не упустить возможность более ранней высадки растений. По детским записям можно составить собственный огородный календарь, учитывающий условия данной местности и здешнего климата, поскольку в продаваемых подобных календарях прописаны среднестатистические показатели, не всегда совпадающие с вашими.

Старшеклассникам по плечу более сложные задачи. Если у вас на участке есть не только огород, но и живность, дети могут вести наблюдения за развитием, например, поросят, телят; вести статистику «производства» куриных яиц. Поле их наблюдений может быть шире собственного подворья. Можно наблюдать изменения на полях, в лесах, окружающих вашу дачу. Звёздными ночами, которых почти не бывает в заполненных промышленным смогом городах, можно вести наблюдения за Вселенной.

Как оформить дневник наблюдения

Нужно помочь детям в оформлении дневника. Оно будет зависеть от поставленных перед ребёнком задач. Отталкиваясь от количества поставленных задач, определяем количество граф таблицы наблюдения, количество строк для описания одного наблюдения.
Оставляем свободное место для рисунков ребёнка; вырезанных из журналов картинок; засушенных собственноручно фрагментов растений; фотографий, заимствованных или собственных.

Вспомогательные приборы для наблюдений

* Компас. Чтобы наблюдения ребёнка были осознанными, необходимо научить его ориентироваться в пространстве. Покупаем в спортивном магазине компас, объясняем как им пользоваться (заодно и сами учимся, ведь не каждому в детстве пришлось подержать в руках такой простой и умный прибор). Попутно можно рассказать известные со школьной скамьи элементарные признаки определения сторон света в лесу (по густоте листвы и веток деревьев, например), в поле; в солнечную и пасмурную погоду; среди белого дня и звёздной ночью.
* Лупа. Для наблюдения за насекомыми, цветами и листьями очень пригодится обычная лупа. Можно иметь несколько луп с разной кратностью увеличения. Только научите ребёнка правильно пользоваться лупой, ни в коем случае не оставлять её без присмотра на дачной территории во избежание пожара. Ведь ласковое солнышко может превратиться в поджигателя, встретив на своём пути беспризорное увеличительное стекло.
* Микроскоп. Если позволяет бюджет семьи, приобретите микроскоп. Он расширит возможности наблюдений за интереснейшим микромиром. Жизнь началась с микроскопических созданий. Интересно понаблюдать за своими «предками».
* Бинокль. Лупа и микроскоп помогают окунуться в микромир. Чтобы объять макромир потребуется бинокль. Его можно будет использовать не только для наблюдений за природой, но и в играх, например, по поиску «клада», заранее приготовленного взрослыми. Клад надо искать по нарисованной ими же карте сокровищ. В этой игре пригодится и компас, умение им пользоваться.
* Подзорная труба. Для наблюдения за Вселенной желательно приобрести хотя бы не слишком мощную подзорную трубу. Чем больше будет кратность линзы трубы, тем глубже ребёнок сможет проникнуть в тайны мироздания.

Источник

Дневник наблюдений за природой

В советских школах ученикам младших классов нужно было вести "Дневник наблюдений за природой". Это, после прописей, была самая первая ТПО (тетрадь с печатной основой) тех времен. Сегодня во многих школах учителя не придают большого значения ведению таких дневников. И это плохо. Ведь наблюдать за природой очень интересно.

Для учеников ведение такого дневника — это своеобразный проект, даже, можно сказать, целая научная работа. Ведение записей не предполагает помощь родителей, маленький человек все делает сам. И это здорово!

Первая страница Дневника наблюдений

Ведение Дневника наблюдений организует ученика, заставляет его обратить внимание на природу, взглянуть по-новому на приметы погоды, учит определять температуру по термометру, узнавать какой сегодня ветер и что несут в себе облака. Изучая приметы погоды и заполняя дневник, ребенок будет понимать, что происходит с растениями и животными при сменах времен года и изменениях погодных условий. Все эти наблюдения и записи научат маленького человека организованности, помогут сопоставлять факты и выводить закономерности. Это важно и познавательно!

ЧТО ТАКОЕ ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Календарь погоды

Итак, Дневник наблюдений — это тетрадь, где школьник будет записывать свои наблюдения за природой, делиться своими впечатлениями, делать опыты, выводы и зарисовки.

Я предлагаю не пользоваться готовыми печатными Дневниками наблюдений, а завести свой дневник. В этом случае маленькому исследователю не придется слепо следовать отпечатанным указаниям, и он не будет ограничен выделенным на страницах местом.

Свой дневник ребенок должен заполнять сам и сам решать, сколько места он потратит на запись, рисунок или вывод. Это творческий труд.

Лучше всего, по-моему, использовать для дневника альбом для рисования или большой блокнот с плотными листами. Это позволит наклеить на страницы листья разных деревьев, нарисовать картинку или даже написать маленький отчет.

Блокнот для дневника наблюдений

Можно начать вести такой дневник с начала календарного года (1 января) или с начала учебного года (1 сентября). Здесь нет большой разницы. Часто начало учебного года больше организует ученика.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Собирать сведения про погоду — интересное и увлекательное дело, которое помогает глубже проникать в тайны природы. Для этого я предлагаю школьнику вести свой дневник наблюдений. С чего же начать?

  1. Обложка.
    Чтобы тетрадка не потерялась и не запачкалась (а пользоваться ей нужно будет почти каждый день и иногда на природе), поместим дневник в подходящую обложку и напишем большими буквами "ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ". Можно указать свою фамилию (если хочется) и обязательно год, ведь в следующем году погода будет другая 🙂
    Для ребенка будет занимательно через несколько лет открыть тетрадку и посмотреть, что было в этот день, какая стояла погода.
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунок или попросить ребенка написать на ней (как в настоящем личном дневнике) для чего он и что туда будет записываться.
  3. Наблюдения
    Со следующей страницы начинаются наблюдения. Ставим число, месяц, год (если дневник начат с сентября) как в ежедневнике. Размечать каждую страничку сразу не стоит, ведь не известно сколько будет надписей в определенный день. Все зависит от настроения. Иногда будет всего лишь пару строк, а в другой день и двух страниц будет мало.

Итак поставили число — рядом записываем какая в этот день погода. Тут пригодятся условные обозначения. Ребенок может придумать их сам или воспользоваться уже готовыми.
Условные знаки погоды

Задания для Дневника наблюдений

Кроме всего вышеперечисленного, я хочу предложить еще задания, с которыми будет интереснее и веселее заполнять тетрадь. Эти вопросы разграничены по месяцам, но выполнить их можно в любой подходящий день. Ведь природа порой преподносит сюрпризы. Так снег может выпасть только в январе, или отлет птиц начнется раньше срока.

ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

Собери опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины. Высуши и вклей в дневник.
Запиши, когда забагрянили осиновые листья. Наблюдай за образованием птичьих стай, — запиши день отлета птиц на зимовку.
Отметь день, когда созрели плоды боярышника, облепихи, клюквы и других растений. Запиши как меняется поведение птиц и зверей в дни непогоды.
Запиши день, когда увидел первый лед на лужах.

ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

Отметь начало массовою отлета птиц; какой формы стаи гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
Когда созрели плоды рябины? Отметь в дневнике дни с первыми заморозками.
Когда появились наши зимние гости — снегири и свиристели?

ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

Запиши все ли растения сбросили листья к зиме. Зарисуй веточки нескольких деревьев. Отметь когда озеро, пруд или река покрылись льдом.
Подготовь зимние кормушки для пернатых друзей. Отметь какие птицы прилетают к кормушке.

ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

Запиши какое чаще всего небо, какими оно покрыто облаками. Отличается ли зимнее небо от осеннего?
Поймай на рукавичку или рукав пальто снежинку. Рассмотри ее. Зарисуй снежинку в тетради. Посмотри как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где его больше? Зарисуй.

ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

Отметь дни с самыми сильными морозами. Не забывай подкармливать птиц — следи, чтобы в кормушках вовремя появлялся корм для пернатых друзей.

ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

Отметь самые холодные дни и дни оттепелей. Запиши как ведут себя птицы и звери в разную погоду. Какие птицы чаще прилетают к твоей кормушке? В какое время дня их больше всего?

ЗАДАНИЕ НА МАРТ

Записывай в свой дневник когда начался ледоход, сколько дней он длился. Голоса каких перелетных птиц ты слышал? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвела ива и черемуха? Как ведут себя скворцы возле домика, который ты для них смастерил?

Сделай наблюдение — повесь термометр на солнечном месте и запиши его показатели. Перевесь термометр в тень и через некоторое время также запиши какую он показал температуру. Сравни показатели, сделай вывод.

ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

Запиши когда зацвели подснежники. Укажи их правильное название.
Если знаешь, напиши когда зацвели: мать-и-мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
Отметь когда растаял последний снег на поле и в лесу.
Отметь месяц в котором было много ручейков.

ЗАДАНИЕ НА МАЙ

Когда была первая гроза? Когда листья на берёзе развернулись? Когда впервые встретил майских жуков? Когда в первый раз куковала кукушка? Когда услышал первое кваканье лягушки?

Напиши, что ты видел во время прогулки по лесу или парку.

ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

Понаблюдай за цветами. Когда они раскрывают свои венчики? Ты помнишь, что делают эти цветы в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 5 дня. А как ведут себя другие цветы?
Отметь день, когда можно было купаться в пруду или на озере, реке.
Отметь день, когда расцвел шиповник — это начало лета!

ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

Был ли ты в поле, на лугу, в лесу, на речке или озере? Запиши, что видел и какие знакомые растения встретил. Опиши 1-2 незнакомых тебе растения. Сфотографируй их или зарисуй. Дома выясни как они называются.

Собери во время цветения немного чабреца, ромашки, душицы. Чай с ними зимой очень вкусен.

ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

Лето такое щедрое на разные события, невозможно за всем уследить. Но не печалься: лучше иметь меньше записей в дневнике, но, чтобы они были более детальные. Проследи за появлением плодов и семян у растений. Отметь период массового вылета мух жигалок и слепней. Не пропусти прощальных трелей соловья и последнего кукования кукушки.

В конце года можно пролистать дневник и составить табличку, из которой станет ясно сколько дней в году была хорошая или плохая погода. Таблица погоды за год

Сегодня в продаже имеются большие плакаты наблюдений за погодой на каждый месяц. Такой календарь погоды можно закрепить на стенд в классе и отмечать погоду там каждый день. А в конце года вместе со всем классом проанализировать, что получилось.

Источник

Зачем вести дневник наблюдений за природой?

У многих из нас дневник наблюдений за природой ассоциируется с чем-то серым, скучным и добровольно-принудительным. Преподаватели включают заполнение дневника природы в школьную программу из лучших побуждений. Но, к сожалению, в действительности это редко помогает привить ребёнку любовь к природе. Таблички, шаблоны, списки – всё это не даёт простора фантазии и делает процесс затянутым и неинтересным.

Так для чего он всё-таки нужен?

Само по себе наблюдение за природой – процесс занятный и полезный. Он не только помогает научиться анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, но и развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного. Другой вопрос – как организовать это наблюдение? В школе на уроках географии или окружающего мира детям либо выдают уже готовые рабочие тетради, либо просят их самих сделать из обычной тетради журнал наблюдений.

В обоих случаях шаг вправо, шаг влево – расстрел. Мало кто из преподавателей способен оценить эскиз одуванчика на полях тетради или заложенный между страницами лепесток. И их тоже можно понять – учителям приходятся проверять сотни тетрадей, процесс этот доходит до автоматизма, и порой сил на то, чтобы найти среди рисунков нужную информацию уже не находится.

Тем, кто не хочет, чтобы для их детей строгое заполнение журнала природы в школе превратилось в каждодневную каторгу, мы предлагаем заняться этим вопросом заранее. Здесь мы собрали несколько эффективных способов, как вести свой собственный дневник наблюдений и сделать его ярким и необычным.

1. С чего начать?

Возьмите ребёнка с собой на прогулку или дачу, исследуйте ближайший парк или лес, поищите что-нибудь интересное – листочки необычной формы, красивые цветы, камни с узорами мха. Потом сядьте на скамейку или расстелите на земле плед и попытайтесь в тишине понаблюдать за тем, что происходит вокруг: куда бегут муравьи, как хлопает крылышками бабочка, чем пахнет трава и т.п. Выберите тот процесс, которому ребёнок уделит больше всего внимания, и изучите его детальнее. Так вы сможете понять, в каком направлении двигаться дальше – возможно, бабочки и стрекозы ему нравятся больше, чем деревья и цветы.

2. Что нужно для журнала наблюдений?

Положите в рюкзак небольшую тетрадь в твёрдом переплёте, пару карандашей, фотоаппарат и небольшой конверт. Вы можете прямо на месте начать рисовать вместе с ребёнком эскизы или сделать несколько фотографий на будущее, а также собрать несколько интересных листочков или соцветий в конверт. Предложите ребёнку поразмышлять и ответить на вопросы. Например, «На что эти цветы похожи? Где они растут? Чем отличаются от других?»

3. Что потом?

По возвращении домой всё, на что у вас не нашлось ответов, можно поискать в книгах или интернете. Тут главное не переусердствовать и вовремя остановиться. Если ребёнок не проявляет большого интереса – нет смысла его заставлять специально что-то искать или изучать. Внимательно относитесь к его увлечениям и склонностям.

4. Как заинтересовать ребёнка?

Как и в любом другом занятии, дети всегда берут пример со старших. И самый верный способ увлечь чем-то – показать свою собственную заинтересованность в процессе. Видя, с каким удовольствием вы сами рассматриваете лепестки и стебельки – ребёнок не сможет удержаться и рано или поздно захочет узнать, что же вы так внимательно изучаете.

5. Что можно включить в журнал наблюдений?

Советские дневники природы разбивались по временам года. Такое деление можно взять за основу и для вашего журнала. Если первая ваша натуралистическая экскурсия состоялась весной – начните с весны. Посвятите одну страничку описанию погоды. Пусть данные о температуре появятся на фоне нарисованного ребёнком пейзажа, а на свободном месте под ним можно попросить его описать впечатления, которое он получил за день (тепло, солнечно, ветрено и т.п.).

На следующей странице он может написать, что интересного он заметил, что показалось ему необычным, что запомнилось. Выделяйте по странице на каждое растение. Короткие рассказы можно сопровождать вклеенными фотографиями, рисунками, собственноручно добытыми «артефактами» или интересными фактами.

6. Чем полезно ведение журнала?

· Можно нарисовать в журнале своеобразную карту местности. Это поможет натренировать топографическую память и внимательность. Попытайтесь по памяти воспроизвести, где был муравейник, а где тот большой камень с ящерицей.

· К тому же, сделанный на месте эскиз той самой ящерицы заставит обратить внимание на детали строения её тела, пропорции, расположение ноздрей и форму лап.

· Также в процессе рисования природы развивается чувство прекрасного . Ребёнок учится различать оттенки, сочетать цвета и наслаждаться их гармонией.

· А письменные описания природы помогут научиться чётко формулировать свои мысли и подбирать правильные слова. Попробуйте сыграть с ребёнком в игру: во время прогулки выберите один цветок, попросите ребёнка выписать в журнал то, как он выглядит – а дома предложите ему нарисовать его по своему собственному описанию. Потом сравните результат с фотографией того же цветка. Так ребёнок поймёт, каких данных ему не хватило и в следующий раз точнее опишет тот или иной предмет.

Надеемся, теперь вы и сами убедились в том, что вести дневник наблюдений за природой не только полезно, но и интересно. Ценить и любить окружающий мир проще, когда ты в полной мере представляешь, какой он. А получить представление о каждой его детали как раз можно, занимаясь наблюдениями.

Начать можно уже сейчас. И первым шагом к ведению своего журнала наблюдений за природой может стать заполнение нашего «Летнего альбома» Юлии Савенковой. В нём вы найдёте множество отличных идей летнего досуга, мастер-классов и пошаговых уроков рисования для юного натуралиста.

Источник