Лирика о природе в творчестве рубцова

Лирика Николая Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области.

Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух техникумах (лесотехническом и горно-химическом), работал кочегаром и служил в морфлоте в звании матроса.

В 1962 году Рубцов создает свой первый, пока лишь машинописный и неофициальный стихотворный сборник – «Волны и скалы». Тогда же он поступает в Литературный институт имени Максима Горького, который заканчивает в 1969 году. Первый печатный сборник поэзии Рубцов выпускает в 1965 году под обобщающим названием «Лирика». В конце 60-х – начале 70-х годов свет увидели и другие книги его стихов: «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и последний сборник «Подорожники». Часть из этих книг была выпущена после смерти Рубцова – он умер в 1971 году в Вологде.

Николая Рубцова часто упрекали в некоторой вторичности его стихов по отношению к поэзии Есенина, Блока, Тютчева, Фета и других великих поэтов. Устав от этих замечаний, Рубцов составил стихотворный ответ критикам:

Я переписывать не стану

Из книги Тютчева и Фета,

Я даже слушать перестану

Того же Тютчева и Фета.

И я придумывать не стану

Себя особого, Рубцова,

За это верить перестану

В того же самого Рубцова,

Но я у Тютчева и Фета

Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова.

Из этих строк явственно видно, что поэт не стремится слепо подражать классикам, он ратует за преемственность подлинной поэзии: искреннюю манеру хороших стихов нужно не только перенять, но и развить, что гораздо сложнее. Для этого преемник должен жить теми же мыслями и эмоциями, что и вдохновивший его поэт прошлого. Такую общность Рубцов ощущает с Сергеем Есениным. Ему даже удается довольно точно передать обуревающие Есенина чувства в своем стихотворении «Последняя осень»:

И понял он, что вот слабеет воля,

А где покой среди больших дорог?!

Что есть друзья в тиши родного поля.

Но он от них отчаянно далек!

И в первый раз поник Сергей Есенин…

Лирику Николая Рубцова часто называют печальной и даже мрачной. Поэт действительно дал повод так думать: не последнее место в его произведениях занимала тема смерти. Но смерть в стихах Рубцова – отнюдь не разрушающая стихия и не конец пути, напротив, она предстает хранителем старины и великой истории Родины. Так, в знаменитом стихотворении «Над вечным покоем» непременным атрибутом смерти и погребения становится их «святость»:

…И так в тумане омутной воды

Стояло тихо кладбище глухое,

Таким все было смертным и святым,

Что до конца не будет мне покоя.

Земным символом сохраняющей былое «святой» смерти выступают белые ромашки на погосте, «существа уже иного мира»:

И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил во мгле родного края,

Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки, умирая…

Когда ж почую близость похорон,

Приду сюда, где белые ромашки,

Где каждый смертный свято погребен

В такой же белой горестной рубашке…

Главный мотив лирики Николая Рубцова – воспевание старой Руси, той деревенской части России, которая ближе всего к природе. Например, в стихотворении «В сибирской деревне» поселение неотделимо от окружающего его осеннего леса, едино с бурной рекой:

Здесь разве только осень

Когда в ночи глухой

Шумят вершины сосен…

Я здесь ищу жилище

Про уголок Руси,

Где желтый куст,

И лодка кверху днищем,

Забытое в грязи…

В стихотворении «Доволен я буквально всем!» Рубцов с восторгом говорит о единении с русской природой:

Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой веселый свист,

Но, превратившись, возродиться…

Современникам Николая Рубцова удалось удивительно точно подвести черту под его творчеством, запечатлев на могильной плите поэта лишь одну, но прекрасно характеризующую Рубцова строчку из его стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Едва ли можно было выразиться удачнее. Николай Рубцов войдет в литературу простым и искренним певцом своей великой Родины – более чем достойный итог для поэта.

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

Александр Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова произвели революцию в русской драматургии и театре. Писатель создал образ героя своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях жестких идеологических ограничений показать молодежь 1960-х годов как обманутое поколение. Своих героев писатель ставит в критические ситуации, когда от них требуется жить дальше, а смысла в этом они не видят. Автор блестяще изобразил душный застой советской эпохи, когда всякая инициатива наказывалась, свобода отсутствовала, полной сил молодежи невозможно было проявить себя.

Оригинальность пьес Вампилова в том, что в их основу положен не драматический, а лирический конфликт. Это пьесы-исповеди, герои которых так ничего и не совершают, в пьесах нет трагического или остродраматического начала. Перед зрителем герой, который пытается разобраться в себе и в абсурде окружающего мира. Главное в пьесах – процесс лирического самосознания человека. Вампилов попытался показать на сцене то, что нельзя сыграть, и у него получилось.

Пьеса «Утиная охота» (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.

Главный герой пьесы – Виктор Зилов. Именно через призму его воспоминаний мы наблюдаем события пьесы. Полтора месяца из жизни Зилова – время, в которое происходит множество событий, апогеем которых становится похоронный венок от друзей вполне живому «герою своего времени», «безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу».

Авторская позиция выражается через ремарки, что традиционно для драматургии. У Вампилова они довольно распространенные, в них, как, к примеру, в случае с Ириной, делается качественный акцент: в героине главная черта – искренность. Ремарки Вампилова указывают режиссеру на однозначную интерпретацию того или иного героя, не оставляя свободы при сценической постановке. Авторское отношение к героям прослеживается и в диалогах. Здесь оценочные характеристики окружающим дает больше всех Зилов. Ему – цинику и в целом легкомысленному, непредсказуемому гражданину – многое позволено, как разрешено было во все века шутам. Не зря над Зиловым смеются и шутят даже самые близкие друзья, порой очень зло. К слову, окружение Зилова испытывает к нему какие угодно чувства, только не дружеские. Зависть, ненависть, ревность. И заслужил их Виктор ровно настолько, насколько их может заслужить каждый человек.

Когда гости спрашивают у Зилова, что он больше всего любит, Виктор не находит, что им ответить. Но друзья (как и общество, партия, государство) знают лучше нашего героя – больше всего он любит охоту. Трагикомизм ситуации подчеркивает художественная деталь (подобными деталями пестрит вся пьеса) – Зилов до конца воспоминаний не снимает, как маску, охотничьих принадлежностей. В творчестве автора лейтмотив маски появляется не впервые. В более ранних пьесах мы видим подобный прием («Старший сын», «История с метранпажем»). Герои не только одевают маски, но и надевают их: «Можно, я буду называть вас Аликом?» Вампиловские персонажи с радостью прибегают к ярлыкам, навешивание которых освобождает от мыслей и принятия решений: Вера – именно та, за кого себя выдает, а Ирина – «святая».

Утиная охота для Виктора – воплощение мечты и свободы: «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Ты еще не родился…» Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

«Утиная охота» – пьеса о ценностях поколения «оттепели», если говорить точнее, об их распаде. Трагикомичное существование вампиловских героев – Гали, Саяпиных, Кузакова, Кушака и Веры – отражает их неуверенность в себе и зыбкость, казалось бы, навсегда определенной обществом окружающей реальности. В системе характеров «Утиной охоты» нет положительных или отрицательных персонажей. Есть уверенный в себе Дима, страдающий от несправедливости бытия Зилов, вызывающая Вера и пребывающий в постоянном страхе Кушак. Есть несчастные люди, жизнь которых не сложилась и, кажется, не могла сложиться.

Вампилов – признанный мастер открытых финалов. Неоднозначно заканчивается и «Утиная охота». Смеется Зилов или плачет в последней сцене, мы так и не узнаем.

Источник



«Человек и природа в «тихой» лирике Н.М.Рубцова»

Автор: Захарченко Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Университетский казачий кадетский корпус-интернат (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области
Населённый пункт: г. Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: Реферат
Тема: «Человек и природа в «тихой» лирике Н.М.Рубцова»
Дата публикации: 25.01.2021
Раздел: среднее образование

Читайте также:  Добро пожаловать в мир природы

Тема: «Человек и природа в «тихой» лирике Н.М.Рубцова»

1. О жизни и творчестве Н.М. Рубцова

Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии»

«шестидесятников» возникает «тихая лирика». Нового движения придерживались

Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин и другие.

Они сосредоточили свое внимание на душевных состояниях человека, на нюансах

переживаний, на поисках «истоков» «корней», традиций.

Одна из ярких фигур «тихой лирики» — Николай Рубцов. За свою недолгую

жизнь он успел издать только четыре сборника.

Н. М. Рубцов (1936 г.-1971 г.)

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Елецк Архангельской

области. Когда началась война, мальчик оказался в детском доме на Вологодчине.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая не дает проходу.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

Н.М. Рубцов «Детство»

Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но

туда принимали только с пятнадцати лет. Николай вернулся и поступил в

Мечта о море не покидала будущего поэта. В 1952 году, как только Николай

получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск.

В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.

Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев,

старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды.

На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете.

После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе

рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах.

В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный

институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже

были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.), «Душа хранит» (1969 г.), «Зеленые

Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа. Любимые

образы – свет, звезда, огонек.

Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний,

жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда

они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная

характерность настроений, переживаний, размышлений. ».

2. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей»

«Звезда полей» (1964 г.) по праву считается одним из наиболее зрелых и

значительных стихотворений Рубцова.

«Звезда полей»

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Н.М. Рубцов (1964 г.)

Звезда в данном произведении выступает как традиционный символ судьбы и

вечности. Заявленный в названии центральный образ стихотворения в каждой из

четырех строф актуализируется повтором. Почему же Рубцов называет стихотворение

«Звезда полей»? Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных

образов, характеризующих художественное пространство в лирике Рубцова. Однако

образ-символ «звезда полей» несет в стихотворении также и социальную окраску.

Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается

ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.

Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова

«самой жгучей и самой смертной связью». По мере развития лирического сюжета

художественное пространство стихотворения значительно расширяется. Рубцовская

звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей

земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего

пространство опять композиционно сужается. Только на родине звезда «восходит ярче

и полней». В заключительной строке актуализируется тема малой родины:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей …

История создания стихотворения

Николай Рубцов написал стихотворение «Звезда полей» в 1964 г. На тот

момент Николай Михайлович только начал серьезно развиваться как поэт, хотя первое

стихотворение написал в 6-летнем возрасте. «Звезда полей» вошла в одноименный

сборник, изданный в 1967 г.

Рассматривая историю создания стихотворения, нужно учитывать факты

биографии автора. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении

видим северные пейзажи. Не зря, лирический герой вспоминает и о жизненных

потрясениях. Поэт пережил войну, узнал, что такое жизнь в детдоме, а также думал,

что потерял отца. Были проблемы и с учебой: Николая Михайловича отчисляли и с

техникума, и с института.

«Звезда полей» – одна из лучших пейзажных зарисовок Севера в русской

Тема стихотворения

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края.

Главные его образы – звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди

уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынью

сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь,

а все вокруг спит.

Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему

пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило,

которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к

догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она

приносит успокоение для всех «жителей земли», посылая лучи дальним городам. И

еще больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В

последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. В этом

признании выражается и главная мысль: «и счастлив я, пока на белом свете горит,

горит звезда моих полей».

В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живет

в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.

Композиция стихотворения

Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст

можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды

полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение

делится на четыре строфы.

Жанр стихотворения

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поднимается вечная тема, в

некоторых строках ощущается грусть лирического героя за Родиной. Стихотворный

размер – четырехстопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

В тексте использованы мужские и женские рифмы.

Средства выразительности, использованные в стихотворении

Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия

темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы,

воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: ««звезда смотрит в полынью»,

«двенадцать прозвенело», «горит над золотом осенним», «горит над зимним

серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при

помощи эпитетов: «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый»,

«восходит ярче». В некоторых строках использована антитеза, созданная на основе

контекстуальных синонимов: «звезда-мгла»; «тревожные жители» – «приветливый

Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчеркиваются при

помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные.

Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость

лирического героя, но и ночную тишину.

Тестовая работа по стихотворению М.Н. Рубцова «Звезда полей»

1. В каком жанре написано стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей»?

2. Какой стихотворный размер использовал Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда

3. «Звезда смотрит в полынью» – это:

4. Укажите способ рифмовки в стихотворении Н.М. Рубцова «Звезда полей»:

а) парная (смежная)

в) опоясывающая (кольцевая)

5. Как называется художественный приём, предполагающий повтор слова или

словосочетания в начале нескольких строф?

6. Какой синтаксический приём используется в следующей строке: «И сон окутал

родину мою…», основанный на изменении обычного порядка слов в предложении?

Какое художественно-выразительное средство используется поэтом в

словосочетаниях «звезда смотрит в полынью», «своим лучом приветливым касаясь»?

8. Какое чувство испытывает лирический герой стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда

а) счастлив, пока горит «звезда полей»

б) страдает от одиночества

в) боится изменений в судьбе

Какой художественный образ связан в сознании лирического героя с родиной в

стихотворении М.Н. Рубцова «Звезда полей»?

б) солнечный луч

10. В стихотворении Н.М. Рубцова «Звезда полей» «Сон окутал» Родину лирического

Источник

Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов"

Цели:
Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;
Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века

Читайте также:  Https www физика и природа ru

Ход урока

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов

I. Объявление темы, цели урока
Новый материал

1 слайд

1) Слово учителя
Мы возвращаемся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта Николая Рубцова.

2 слайд

3 слайд

Поэт, о котором пойдет речь, родился не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: » Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…»

Николай Рубцов — поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.

О чём пишутся его стихи? Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью.

Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

4 слайд

II. Чтение и анализ стихотворений.
«Звезда полей»

5 слайд

Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека:

Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:

Звезда – вся Земля, всё человечество:

Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её движению.
Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?

В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

  • Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе?

6 слайд

1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осен­него золота, неугасимый свет звезды.
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает сти­хотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветли­вым».
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осен­ним», «горит над зимним серебром».
5. Олицетворения: «звезда. остано­вившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие ин­тонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

  • Какое значение имеет название стихотворения?

Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старает­ся идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звез­ды — и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон роди­ны. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихо­творение положено на музыку и стало песней.

Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно вырази­тельно прочитать это стихотворение.

7 слайд

Стихотворение «Тихая моя Родина»

  • Какие образы природы создаёт поэт?
    Река, ива, соловьи
  • Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»?
  • Какие чувства выражает лирический герой?
    Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами
  • Какова интонация стихотворения?
    Торжественная, величественная.
  • Какие приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?
    Эпитеты, метафоры, олицетворения…

8 слайд

III. Особенности поэзии Н.Рубцова
1. Звуковые образы
В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря — «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».

9 слайд

2. Формы наделения природы человеческими способностями
Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит. Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.

10 слайд

3. Символические образы
Несут значения печали, горя, тоски

11 слайд

4. Формы наделения природы человеческими способностями
Дерево у него – человек, а листья – платье, опадание – разлука. С пониманием этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…

Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.

Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.

12 слайд

5.Сравнительная характеристика образов в творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова
Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза — старая матушка Русь.

13 слайд

6. Цветовая палитра
Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.

14 слайд

7. Символы стихий
В лирике Н. Рубцова мы отмечаем символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит:

15 слайд

8. Сравнение стихии ветра в творчестве Александра Блока и Николая Рубцова
В стихотворениях поэтов ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою.

16 слайд

9. Символы пространств
Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба, и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что

17 слайд

10. Природа, Вселенная, небесные святила…
Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:

Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть:

Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем:

Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями.

IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова
«В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио «Меридиан».
«Букет» в исполнении А.Барыкина.
«Звезда полей» в исполнении А.Градского.

Итог урока
Вывод: мы, современные люди, не интересуемся природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:

Читайте также:  Соприкосновение с природой всегда прекрасно бродя по лесу

Источник

Лирика Николая Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области.

Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух техникумах (лесотехническом и горно-химическом), работал кочегаром и служил в морфлоте в звании матроса.

В 1962 году Рубцов создает свой первый, пока лишь машинописный и неофициальный стихотворный сборник – «Волны и скалы». Тогда же он поступает в Литературный институт имени Максима Горького, который заканчивает в 1969 году. Первый печатный сборник поэзии Рубцов выпускает в 1965 году под обобщающим названием «Лирика». В конце 60-х – начале 70-х годов свет увидели и другие книги его стихов: «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и последний сборник «Подорожники». Часть из этих книг была выпущена после смерти Рубцова – он умер в 1971 году в Вологде.

Николая Рубцова часто упрекали в некоторой вторичности его стихов по отношению к поэзии Есенина, Блока, Тютчева, Фета и других великих поэтов. Устав от этих замечаний, Рубцов составил стихотворный ответ критикам:

Я переписывать не стану

Из книги Тютчева и Фета,

Я даже слушать перестану

Того же Тютчева и Фета.

И я придумывать не стану

Себя особого, Рубцова,

За это верить перестану

В того же самого Рубцова,

Но я у Тютчева и Фета

Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова.

Из этих строк явственно видно, что поэт не стремится слепо подражать классикам, он ратует за преемственность подлинной поэзии: искреннюю манеру хороших стихов нужно не только перенять, но и развить, что гораздо сложнее. Для этого преемник должен жить теми же мыслями и эмоциями, что и вдохновивший его поэт прошлого. Такую общность Рубцов ощущает с Сергеем Есениным. Ему даже удается довольно точно передать обуревающие Есенина чувства в своем стихотворении «Последняя осень»:

И понял он, что вот слабеет воля,

А где покой среди больших дорог?!

Что есть друзья в тиши родного поля.

Но он от них отчаянно далек!

И в первый раз поник Сергей Есенин…

Лирику Николая Рубцова часто называют печальной и даже мрачной. Поэт действительно дал повод так думать: не последнее место в его произведениях занимала тема смерти. Но смерть в стихах Рубцова – отнюдь не разрушающая стихия и не конец пути, напротив, она предстает хранителем старины и великой истории Родины. Так, в знаменитом стихотворении «Над вечным покоем» непременным атрибутом смерти и погребения становится их «святость»:

…И так в тумане омутной воды

Стояло тихо кладбище глухое,

Таким все было смертным и святым,

Что до конца не будет мне покоя.

Земным символом сохраняющей былое «святой» смерти выступают белые ромашки на погосте, «существа уже иного мира»:

И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил во мгле родного края,

Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки, умирая…

Когда ж почую близость похорон,

Приду сюда, где белые ромашки,

Где каждый смертный свято погребен

В такой же белой горестной рубашке…

Главный мотив лирики Николая Рубцова – воспевание старой Руси, той деревенской части России, которая ближе всего к природе. Например, в стихотворении «В сибирской деревне» поселение неотделимо от окружающего его осеннего леса, едино с бурной рекой:

Здесь разве только осень

Когда в ночи глухой

Шумят вершины сосен…

Я здесь ищу жилище

Про уголок Руси,

Где желтый куст,

И лодка кверху днищем,

Забытое в грязи…

В стихотворении «Доволен я буквально всем!» Рубцов с восторгом говорит о единении с русской природой:

Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой веселый свист,

Но, превратившись, возродиться…

Современникам Николая Рубцова удалось удивительно точно подвести черту под его творчеством, запечатлев на могильной плите поэта лишь одну, но прекрасно характеризующую Рубцова строчку из его стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Едва ли можно было выразиться удачнее. Николай Рубцов войдет в литературу простым и искренним певцом своей великой Родины – более чем достойный итог для поэта.

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

Александр Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова произвели революцию в русской драматургии и театре. Писатель создал образ героя своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях жестких идеологических ограничений показать молодежь 1960-х годов как обманутое поколение. Своих героев писатель ставит в критические ситуации, когда от них требуется жить дальше, а смысла в этом они не видят. Автор блестяще изобразил душный застой советской эпохи, когда всякая инициатива наказывалась, свобода отсутствовала, полной сил молодежи невозможно было проявить себя.

Оригинальность пьес Вампилова в том, что в их основу положен не драматический, а лирический конфликт. Это пьесы-исповеди, герои которых так ничего и не совершают, в пьесах нет трагического или остродраматического начала. Перед зрителем герой, который пытается разобраться в себе и в абсурде окружающего мира. Главное в пьесах – процесс лирического самосознания человека. Вампилов попытался показать на сцене то, что нельзя сыграть, и у него получилось.

Пьеса «Утиная охота» (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.

Главный герой пьесы – Виктор Зилов. Именно через призму его воспоминаний мы наблюдаем события пьесы. Полтора месяца из жизни Зилова – время, в которое происходит множество событий, апогеем которых становится похоронный венок от друзей вполне живому «герою своего времени», «безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу».

Авторская позиция выражается через ремарки, что традиционно для драматургии. У Вампилова они довольно распространенные, в них, как, к примеру, в случае с Ириной, делается качественный акцент: в героине главная черта – искренность. Ремарки Вампилова указывают режиссеру на однозначную интерпретацию того или иного героя, не оставляя свободы при сценической постановке. Авторское отношение к героям прослеживается и в диалогах. Здесь оценочные характеристики окружающим дает больше всех Зилов. Ему – цинику и в целом легкомысленному, непредсказуемому гражданину – многое позволено, как разрешено было во все века шутам. Не зря над Зиловым смеются и шутят даже самые близкие друзья, порой очень зло. К слову, окружение Зилова испытывает к нему какие угодно чувства, только не дружеские. Зависть, ненависть, ревность. И заслужил их Виктор ровно настолько, насколько их может заслужить каждый человек.

Когда гости спрашивают у Зилова, что он больше всего любит, Виктор не находит, что им ответить. Но друзья (как и общество, партия, государство) знают лучше нашего героя – больше всего он любит охоту. Трагикомизм ситуации подчеркивает художественная деталь (подобными деталями пестрит вся пьеса) – Зилов до конца воспоминаний не снимает, как маску, охотничьих принадлежностей. В творчестве автора лейтмотив маски появляется не впервые. В более ранних пьесах мы видим подобный прием («Старший сын», «История с метранпажем»). Герои не только одевают маски, но и надевают их: «Можно, я буду называть вас Аликом?» Вампиловские персонажи с радостью прибегают к ярлыкам, навешивание которых освобождает от мыслей и принятия решений: Вера – именно та, за кого себя выдает, а Ирина – «святая».

Утиная охота для Виктора – воплощение мечты и свободы: «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Ты еще не родился…» Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

«Утиная охота» – пьеса о ценностях поколения «оттепели», если говорить точнее, об их распаде. Трагикомичное существование вампиловских героев – Гали, Саяпиных, Кузакова, Кушака и Веры – отражает их неуверенность в себе и зыбкость, казалось бы, навсегда определенной обществом окружающей реальности. В системе характеров «Утиной охоты» нет положительных или отрицательных персонажей. Есть уверенный в себе Дима, страдающий от несправедливости бытия Зилов, вызывающая Вера и пребывающий в постоянном страхе Кушак. Есть несчастные люди, жизнь которых не сложилась и, кажется, не могла сложиться.

Вампилов – признанный мастер открытых финалов. Неоднозначно заканчивается и «Утиная охота». Смеется Зилов или плачет в последней сцене, мы так и не узнаем.

Источник