Люди изучающие природу называются

Люди изучающие природу называются

Единица содержания: способы познания окружающего мира.

Цель урока

обучающий аспект:

  • знать названия естественных наук и учёных (познавательные универсальные учебные действия);
  • познакомиться с научными методами познания (наблюдение, измерение, эксперимент) (познавательные универсальные учебные действия);
  • учиться ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (познавательные универсальные учебные действия).

развивающий аспект:

  • развивать логическое мышление при выполнении заданий на соответствие иллюстрации и информации о ней (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать речь, описывая на «языке науки» иллюстрации (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятие объектов и их признаков (личностные универсальные учебные действия);
  • развивать внимание и точность при организации и контроле, оценивании результаты собственной учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать познавательный интерес к изучению закономерностей мира природы (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать ценностно-смысловое отношение к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру совместной деятельности в парной работе (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • усвоение нового материала;
  • первичная проверка усвоения;
  • итог на рефлексивной основе;
  • домашнее задание.

Ресурсы урока: презентация, ЦОР «Дневник наблюдений», тренажер, тест, измерительные приборы и лабораторное оборудование, выставка книг, видеофрагмент сказки Ю.Олеши «Три толстяка», видеофрагмент «Как работают синоптики», схема «Правила работы в группе».

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой — 4 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Урок — «Окружающий мир». Думай! Учись! Преуспевай!

Начнём мы его с повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»…

Деятельность учителя

Посмотрите видео фрагмент и послушайте:

— о ком будет повествование;

— как стал тем, кто есть.

Вопрос: Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Запись темы на доске.

Деятельность учащихся

Ответы на вопросы.

КТО? Доктор Гаспар! Учёный! КАК?

Изучил более 100 наук.

Тема урока: «Кто и как изучает окружающий мир»

2. Постановка проблемных вопросов (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое) — 6 мин.

Задача: обеспечение мотивации

Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов)

Форма работы: парная

Деятельность учителя

Только человек может изучать.

Что помогает человеку познать окружающий мир? Органы чувств.

Что бы ответить на этот вопрос, предлагаю задание:

Определите по цитате из произведения, о каком органе чувств сообщается.

Глаза, уши, нос, язык, кожа — органы чувств, которые сообщают нам сведения об окружающем мире.

Деятельность учащихся

Определяют по цитате из художественного произведения, о каком органе чувств говорится.

Если верно «+», если неверно «-».

3. Постановка целей — 20 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности

Форма работы: групповая

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Оценивание: количество правильных ответов.

Деятельность учителя

Сто наук потребовалось доктору Гаспару, чтобы познать окружающий мир.

Доктор Гаспар — учёный. Кто такой учёный?

Это специалист в какой-либо области, внесший вклад в науку.

Каких учёных, познающих окружающий мир, вы знаете?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить задание.

Правила работы: Заполните пропуски в тексте и представьте учёных.

Проверка задания: биологи, астрономы, географы, экологи.

Деление на группы по 3 человека.

Осмысление и принятие учебной задачи.

Организация работы в группе.

Представление продукта, оценивание, рефлексия по итогам работы.

План ответа:
1. Наука
2. Профессия
3. Чем занимается
4. Музей
Представление работы.
Количество правильных ответов.

Наук сейчас много больше, чем когда-то изучал доктор Гаспар.

Как ты думаешь, чем так увлечена девочка?

Можно ли наблюдать за цветами, не срывая их?

Что можно наблюдать в природе?

Наблюдать можно даже дома! Например, что происходит, когда мороженое лежит на тарелке? Когда гвоздь подносишь к магниту? Когда кипит чайник?

Наблюдение отличается от простого «смотрения». Когда человек наблюдает, он пытается понять, как меняется то, что он наблюдает, почему это происходит.

Во время наблюдений проводят измерения, используя приборы.

Дневник наблюдений

Пол Пил. «Юный ботаник».

Канадский художник Пол Пит известен замечательными портретами детей. На картине маленькая девочка разглядывает цветок. Взгляд ее внимателен. Мы не знаем, кем она стала, когда выросла. Но наверняка она выросла умным и наблюдательным человеком.

Ответы на вопросы. Рассматривание картины.

Ж.Л. Перье. Алхимик
На картине изображен старик с седыми волосами. Наверное, он уже много лет занимается экспериментами. У него есть мастерская, в которой много разных приборов. Рассмотри предметы, которые есть в помещении. Для чего они нужны?

— Посмотрите, у меня в баночках налита обыкновенная вода, но сейчас я скажу волшебные слова – наблюдайте, что произойдет:

Ой, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
В этой банке красной.
Ой, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Ты сейчас зелёной.
Ой, вода-водица,
Друг ты мой умелый,
Стань, вода-водица,

Научное наблюдение отличается от обычного тем, что его условия наблюдатель задает сам (контролирует) и, если надо, изменяет. Научное наблюдение проводится с помощью научных приборов и называется экспериментом.

Чаще всего эксперименты проводится в специальном помещении – лаборатории.

Ход эксперимента записывают в специальный журнал – лабораторный. Для этого можно использовать и обычную тетрадь, но записи в ней делают специальные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, цель и ход эксперимента: что делали, что наблюдали, какой результат получили.

Вы ежедневно растворяете сахарный песок в воде. Проведите эксперимент…

Жак Луи Перье. «Алхимик».
Алхимиками называли людей, которые искали способ превращения обычных металлов в золото и пытались найти особое лекарство (эликсир жизни), которое бы позволяло людям жить вечно. Алхимики ставили разные эксперименты, изучали вещества, но своей цели так и достигли.
Рассматривание картины.

Фотографирование эксперимента.
Научное наблюдение.

Этап применения знаний — 5 мин.

Решение задач

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Метод: продуктивный

Форма работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Предположи, что изучают ребята.

Какие приборы помогут?

— Миша с кристаллами…

— Мария с гербарием…

Деятельность учащихся

Выполняют упражнение-классификацию
в learningApps.

Показатели РРЭ: уровень качества овладения способами (приемами, правилами и т.д.)

Оценивание: верно, неверно.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе — 3 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная

Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия по содержанию учебного материала

КТО? биологи, астрономы, географы, экологи.

КАК? наблюдения, измерения, эксперимент.

Рефлексия собственной деятельности.

Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали.

Этап информации о домашнем задании — 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

с.88-89 пересказ, опыты (учебник), упражнение в learningApps.

Готовы к его самостоятельному выполнению.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР

Источник



Профессии, связанные с природой

Если не хотите работать с людьми или до умопомрачения любите природу, вы уже наверняка знаете, кем хотите быть. На нашем телеграм-канале уже была статья о профессиях, связанных с животными.

В рамках сегодняшней статьи мы расскажем о новых специальностях, которые позволят ощутить свою значимость для мира, почувствовать себя частью природы и наслаждаться ее красотой и мощью.

Итак, предлагаем ознакомиться со списком профессий, связанных с живой и неживой природой, ее изучением и охраной.

Читайте также:  Презентация на тему как красива природа

Биолог

Здесь есть вариации. Человек может выбрать работу, связанную с растениями, животными или бактериями. Работают биологи и микробиологи, как правило, в лаборатории при минимальном контакте с окружающими. Их задача – проводить разные эксперименты, исследования и изредка выходить на открытый воздух для сбора материала и наблюдения за организмами в естественной среде обитания.

В вузе эта специальность может называться биология, биотехнология, биоинженерия.

Биологам такого плана можно рассчитывать на зарплату 40 000-60 000 рублей.

Эколог

Человек этой профессии – главный инспектор природы. В его задачи входит проверка состояния воды, воздуха, почвы и соотнесение данных с показателями нормы.

Если налицо отклонение параметров (превышение количества содержания вредных веществ в воздухе, почве или микроорганизмов в воде, эколог обязан зафиксировать данные. Но на этом работа не заканчивается. В случае отклонений главная задача эколога – разработать план о том, как вернуть показатели в пределы нормы.

Эту специальность выбирают молодые люди, которым нравится проводить время на свежем воздухе. Получить ее можно по направлениям «экология и природопользование», «агрономия», «биология».

Но рассчитывать на большие деньги (по крайней мере сразу) не стоит. Такие специалисты получат в среднем 25 000-35 000 рублей.

Овощевод/агроном

Из профессий, связанных с растениями, эти самые популярные. Быть овощеводом или агрономом не только полезно для государства, но и выгодно для себя.

Овощевод всегда знает, как получить здоровый и хороший урожай. Он грамотно подготовит почву, посеет необходимые семена и будет бережно охранять их от вредителей.

Если работа с растениями приносит вам удовольствие, а также если вы любите натуральные продукты, идите на специальность «агрономия».

Запредельных зарплат тут не ждите, всего 25 000-30 000 рублей. Зато вы научитесь грамотно обращаться с землей и узнаете, как добиться богатого урожая. А эти знания на вес золота во все времена.

Задача агронома немного другая: он следит за соблюдением правил ухода за растениями, чтобы в итоге получился богатый урожай. Справиться со своей задачей он может, только если выполнил все действия грамтно:

  • подготовил землю к посадке,
  • разработал комплекс удобрений и проследил за их отступлением,
  • правильно организовать систему хранения выращенной культуры.

Как и у овощевода, работа агронома напрямую связана с природой и проходит в открытом поле, на свежем воздухе. Получить образование по этому направлению можно на специальности «агрономия», «агроинженерия», «почвоведение».

А вот платят им чуть лучше, чем овощеводам. Средняя зарплата агронома варьируется в пределах 30 000-50 000 рублей.

Фермер

Некоторым может показаться, что фермер должен стоять в одном ряду с агрономом и овощеводом. На самом деле суть этой профессии, связанной с природой и животными, совершенно иная.

Фермер – это не просто человек, занимающийся выращиванием определенных культур или разведением животных. Это настоящий бизнесмен, который кроме особенностей выращивания/разведения должен знать основы экономики, бизнес-планирования и бюджетирования, разбираться в управлении персоналом, кредитах т.д.

Кроме того, у фермера особые отношения с землей: он либо является ее владельцем, либо арендатором и выращивает на ней определенные культуры на продажу, а также занимается разведением птиц или животных. Так что доход этого человека напрямую зависит от качества и объема реализованного товара.

Ему будет полезно любое образование из смежных сфер: как основы фермерской деятельности, так и основы предпринимательства. Получить базовые знания о выращивании культур и разведении животных можно получить на специальностях «растениевод», «животновод», «овощевод», «агроном».

Садовник/ландшафтный дизайнер

Профессии садоводства тоже стоят обособленно, ведь тут речь идет о работе с цветами. Этот человек на одну половину ботаник, на вторую – творец, создающий произведения искусств.

Основные обязанности садовода заключаются в следующем:

  • своевременный полив разных растений,
  • уничтожение сорняков,
  • формирование кроны деревьев и кустов.

Эта профессия типа «человек-природа» гарантирует стопроцентное пребывание на свежем воздухе. Получить соответствующее образование можно по специальностям «садоводство», «агрономия», «биология», «ландшафтная архитектура».

В функции ландшафтного дизайнера может дополнительно входить формирование ландшафта участка с учетом заранее подготовленного плана. То есть его нанимают в самом начале, когда сада как такового еще нет, чтобы специалист помог спланировать его и далее реализовать.

Еще в задачи ландшафтного дизайнера входит работа с садовой мебелью, обустройство садово-парковых дорожек и т.д.
Зарплата может сильно варьироваться от места, функций и нанимателя. Средние показатели в районе 20 000-30 000 рублей.

Шкипер (капитан корабля)

Если профессии, связанные с цветами и растениями, вас не прельщают, но вы любите море и стихию, обратите внимание на профессии, связанные с природой и путешествиями.

Приключения, опасность, знакомство с новыми странами и разными растительными и животными мирами – все этот можно встретить в работе капитана корабля. Правда, чтобы стать им, придется пройти путь с самого низа, от юнги и матроса, делать самую сложную работу, преодолевать трудности и в ясную погоду, и в шторм.

Настоящий мужчина сможет изучить это направление на специальности «судовождение».

Зато зарплатные ожидания тут гораздо интереснее. Если матрос может рассчитывать на 20 000-25 000 рублей, то капитану будут платить в среднем 50 000-65 000 рублей.

Географ

Среди профессий, связанных с охраной природы, довольно распространена специальность географа. Это прирожденные путешественники, которые изучают особенности живой и неживой природы в разных углах земного шара, изучают места, недоступные для других.

Географы должны изучать разные явления, уметь ориентироваться по картам и даже самостоятельно их составлять.

Получить образование в этой сфере можно по специальности «география», «картография», «геотехнологии».

Зарплатные ожидания колеблются в среднем в пределах 30 000-40 000 рублей.

Геолог

Профессия схожа с предыдущей. Но если географ изучают живую и неживую природу на поверхности земли, то геологи работают со всем, что под ней. Такой специалист изучает почвы, горные породы и т.д.

Работают они преимущественно в отдаленных уголках – в горах, под землей, в пещерах. Но после того как им удастся собрать интересный материал, с ним они отправляются в лаборатории.

Получить эту профессию, связанную с изучением природы, можно на факультетах «геологии» и «нефтегазового дела».

Платят тут по-разному. Средняя зарплата будет в районе 50 000-70 000 рублей.

Лесничий/егерь

Если вам интересна работа по охране природы, присмотритесь к лесничим и егерям. Эти специалисты контролируют устройство и использование лесного хозяйства – одного из самых ценных и богатых ресурсов многих стран бывшего СНГ.

Лесничего легко спутать с лесником, который лишь охраняет лес от незаконной вырубки, пожара и загрязнений. Егерь же занимается любыми вопросами, связанными с лесом: организацией и контролем посадки новых саженцев, а при необходимости – и созданием лесного массива в чистом поле.

Изучить это направление можно на специальности «лесное дело».

Что касается зарплаты, то наслаждаться свежим воздухом тут можно за ежемесячное вознаграждение в среднем за 40 000-50 000 рублей.

Таксатор

Это довольно необычная профессия, изучающая природу, о существовании которой многие даже и не знают. На самом деле таксатор – это человек, который тоже имеет отношение к живой природе: он занимается учетом, описанием и изучением лесных участков для лесных хозяйств.

Таксаторы работают не только на свежем воздухе, но и далеко от цивилизации. Часто они изучают непролазные дикие чащи, ходят по звериным тропам с разными геодезическими приборами – без них не обойтись. Если поручают описать давно заброшенные или ранее неизученные участки леса.

Таксатор записывает состав леса, его возраст, товарность и «удельный вес» древесины на гектар, рассчитывает средний диаметр и высоту деревьев, тип почвы, изучает подлесок и т.д. Даже современнейшая аэрофотосъемка не в состоянии выполнить всю эту работу.

Читайте также:  Примеры источников звука в живой природе

Часто таксаторы работают не одни, а в составе целой команды. В ходе вырубки деревьев они изучают все необходимые данные (объем вырубленных и растущих деревьев, прогнозируемый прирост молодняка и пр.).

Работа таксатора сложна тем, что ему приходится изучать строгую нормативную и техническую документацию, работать со сложными компьютерными программами, знать законодательство в сфере лесного хозяйства.

Изучить это направление можно на специальности «лесное дело».

А вот зарплатные ожидания будут разные в зависимости от сложности участка и региона – от 35 000 до 60 000 рублей.

Оленевод

В наш список профессий типа «человек-природа» попал этот специалист, так как мы просто не могли промолчать о такой романтической специализации. Во всем мире крайне мало ее представителей, и обычно дети продолжают традиции своих родителей и предков.

В РФ оленеводами обычно становятся парни. А вот в странах Скандинавии это как правило девушки.

Редкость профессии говорит сама за себя. Такой специалист должен обладать многими знаниям и навыками: быть зоотехником и ветеринаром, уметь формировать стадо оленей и перегонять его в нужные места, отслеживать размножение, помогать принимать роды, обучать молодых оленей ходить в упряжке, забивать оленей, освежевать тушу – снимать шкуру и разделать мясо. Немаловажно уметь оказать первую помощь и людям, которые находятся в упряжке. Тундра – довольно удаленное место, где больницы не стоят на каждом перекрестке.

Учиться на профессию можно по направлениям «зоотехник», «ветеринар».

Средняя зарплата составляет 20 000-35 000 рублей.

Водолаз

Этот специалист изучает подводный мир, а также выполняет подводно-технические работы в разном снаряжении. Речь может идти об обслуживании подводного нефтепровода, строительстве гидротехнического сооружения, расчистке дна акватории порта, ремонте кабеля, аварийно-спасательных работах и пр.

Есть также военный водолаз, в задачи которого входит охранять и защищать разные объекты, проводить диверсии на объектах противника, разведку, разминирование.

Если вам больше по душе мирная деятельность, водолазы могут проводить разные исследования, заниматься дайвингом и рекреационными погружениями.

Современные профессии в садоводстве, животноводстве, лесном хозяйстве или других местах на свежем воздухе пользуются с каждым годом все большей популярностью. Люди устают от общества, поэтому стремятся отдалиться от него, воссоединившись с природой.

Вы должны быть готовы к тому, что какую бы профессию ни выбрали, чтобы стать хорошим специалистом и получать высокую зарплату, придется хорошенько потрудиться еще на этапе обучения. И если вдруг вам что-то тяжело дается, не опускайте руки.

Рядом всегда будет сервис студенческой помощи, чтобы вы могли спокойно постигать профессию ученого, изучающего растения, почву или животных.

Источник

Естествознание, или науки о живой и неживой природе

Естествознание представляет собой комплекс наук о природе, включающий в себя сотни дисциплин. Все они направлены на познание мира. Естествознание выступает теоретической основой жизнеобеспечения человека. По объекту исследования различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Изучением живой природы занимается биология. Физика изучает явления и процессы, которые происходят в окружающем мире.

Науки, изучающие природу

Все, что существует вокруг человека и произошло без его участия, называется природой. Человек изучает ее на протяжении многих тысячелетий. Со временем знаний становилось все больше, а сами люди старались глубже постичь природу. Так начали развиваться различные естественные науки. Предметы в природе называются телами, а все, что с ними происходит — явлениями. И тех и других огромное количество, поэтому и естественных наук тоже много. Одни из них изучают вещества и явления, а другие — различные тела. Научная деятельность не только удовлетворяет любопытство, но и реализует практические цели, направленные на улучшение качества жизни человека.

Ниже рассмотрены семь базовых естественных наук, изучающих окружающую нас природу:

Астрономия

Наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав и движение в космосе. Астрономия не существует как обособленная наука. Она напрямую связана с геодезией и картографией. Древние навигационные карты составлялись на основе наблюдений за небесными телами. Астрономия имеет огромную связь с химией и биологией в вопросах происхождения химических элементов, и зарождения жизни на нашей планете. Первые научные открытия были сделаны на заре цивилизации, а изобретение телескопа произвело прорыв. Ученые открывали новые галактики, измеряли расстояния до звезд, находили на других планетах воду и лед. Такие достижения являются определяющими моментами в жизни человека. Астрономия показывает, что человек — всего лишь частица природы в огромной Вселенной. Но даже самые примитивные знания о космосе, существенно повышают нашу осведомленность и интеллектуальный уровень.

Физика

В самом широком смысле физика – это наука о природе и ее законах, о материи, ее структуре, и движении. Она изучает вещество, энергию и закономерности, определяющие эволюцию. Каждая теория описывает явления окружающего мира, а совокупность знаний представляет его физическую картину. Именно благодаря физике человек может как можно глубже понять природу и различные явления. Считается, что она выступает основой естествознания. Физика устанавливает универсальные законы, которые действительны не только на Земле, но и во Вселенной, объясняет явления природы с точки зрения фундаментальных принципов и понятий. Физика имеет непосредственную связь с астрономией, математикой, химией. Граница между этими науками достаточно условна. Различают три уровня строения материи: микромир, макромир и мегамир. Все они взаимосвязаны друг с другом и являются объектом взаимного изучения физиков, химиков, биологов и астрономов. Планета Земля и ее природа представляют макромир.

Химия

Химия изучает состав элементов, их превращения и реакции. Каждое вещество обладает уникальными свойствами. Наука тесно связана с биологией, физикой, геологией. Жизнь на Земле является цепочкой химических превращений. Организмы поглощают из окружающего мира одни вещества и выделяют другие. Изучение их жизнедеятельности и природы в целом невозможно без знаний химических процессов, которые в них происходят. Практическая химия возникла на заре цивилизации, когда люди научились использовать огонь. Гончарное производство, металлургия, изготовление лекарств, красок — постепенно химия входила в жизнь человечества. На сегодняшний день химия играет огромную роль в жизни человека. Она интегрирует с остальными науками и является одной из основ естествознания.

География

Наука изучает биосферу Земли, гидросферу, атмосферу и почвенный покров. Ее объектом является географическая оболочка, природные комплексы и их компоненты. Социально-экономическая география состоит из экономической, социальной, политической, культурной и исторической географии. Немаловажным аспектом дисциплины является взаимодействие природы и человека в естественной среде. Очень трудно на сегодняшний момент разграничить географию и геологию. Наука напрямую связана также с физикой и астрономией. Сегодня большая часть земной поверхности видоизменена под влиянием хозяйственной деятельности человека. География включает в себя научные и практические мероприятия по сохранению природы в целом.

Геология

Объектом изучения геологии являются недра Земли. Наука начала самостоятельно развиваться во второй половине XVIII в. Геологией называют совокупность знаний о составе, строении и эволюции природных тел, а также размещении минеральных ресурсов. Она рассказывает, как сформировалась планета и каким изменениям подвергалась за время своего существования. Современная геология не может существовать без связей с географическими и физическими дисциплинами.

Биология

Предметом исследования науки являются вымершие и ныне существующие организмы, их строение, развитие, взаимодействие, распространение и т. д. Она включает в себя ботанику, зоологию, цитологию, генетику, биохимию, анатомию и другие области знаний. Достижения биологии позволяют искоренять болезни, создавать продукты питания, существенно повышать результаты сельскохозяйственной деятельности. Благодаря изучению биологических законов человек может вести правильную природоохранную деятельность и рационально использовать ресурсы.

Экология

Экология сформировалась в начале XX столетия как часть биологии, но сегодня, как правило, рассматривается в качестве отдельной науки. Она изучает взаимодействие живых организмов и их связь с природой. Научно-технический прогресс оказал негативное влияние на окружающий мир. В результате деятельности человека были преобразованы огромные территории. Это вылилось в загрязнения внешней среды, истощения природных ресурсов и уничтожение крупных природных комплексов. Конфликт с природой грозит катастрофой. Экология призвана решить эти проблемы, не допустить гибель живых организмов и создать систему рационального природопользования.

Читайте также:  Природа познания и его структуры

Источник

Урок окружающего мира по теме "Кто и как изучает природу". 2-й класс

Единица содержания: способы познания окружающего мира.

Цель урока

обучающий аспект:

  • знать названия естественных наук и учёных (познавательные универсальные учебные действия);
  • познакомиться с научными методами познания (наблюдение, измерение, эксперимент) (познавательные универсальные учебные действия);
  • учиться ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (познавательные универсальные учебные действия).

развивающий аспект:

  • развивать логическое мышление при выполнении заданий на соответствие иллюстрации и информации о ней (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать речь, описывая на «языке науки» иллюстрации (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятие объектов и их признаков (личностные универсальные учебные действия);
  • развивать внимание и точность при организации и контроле, оценивании результаты собственной учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать познавательный интерес к изучению закономерностей мира природы (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать ценностно-смысловое отношение к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру совместной деятельности в парной работе (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • усвоение нового материала;
  • первичная проверка усвоения;
  • итог на рефлексивной основе;
  • домашнее задание.

Ресурсы урока: презентация, ЦОР «Дневник наблюдений», тренажер, тест, измерительные приборы и лабораторное оборудование, выставка книг, видеофрагмент сказки Ю.Олеши «Три толстяка», видеофрагмент «Как работают синоптики», схема «Правила работы в группе».

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой — 4 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Урок — «Окружающий мир». Думай! Учись! Преуспевай!

Начнём мы его с повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»…

Деятельность учителя

Посмотрите видео фрагмент и послушайте:

— о ком будет повествование;

— как стал тем, кто есть.

Вопрос: Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Запись темы на доске.

Деятельность учащихся

Ответы на вопросы.

КТО? Доктор Гаспар! Учёный! КАК?

Изучил более 100 наук.

Тема урока: «Кто и как изучает окружающий мир»

2. Постановка проблемных вопросов (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое) — 6 мин.

Задача: обеспечение мотивации

Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов)

Форма работы: парная

Деятельность учителя

Только человек может изучать.

Что помогает человеку познать окружающий мир? Органы чувств.

Что бы ответить на этот вопрос, предлагаю задание:

Определите по цитате из произведения, о каком органе чувств сообщается.

Глаза, уши, нос, язык, кожа — органы чувств, которые сообщают нам сведения об окружающем мире.

Деятельность учащихся

Определяют по цитате из художественного произведения, о каком органе чувств говорится.

Если верно «+», если неверно «-».

3. Постановка целей — 20 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности

Форма работы: групповая

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Оценивание: количество правильных ответов.

Деятельность учителя

Сто наук потребовалось доктору Гаспару, чтобы познать окружающий мир.

Доктор Гаспар — учёный. Кто такой учёный?

Это специалист в какой-либо области, внесший вклад в науку.

Каких учёных, познающих окружающий мир, вы знаете?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить задание.

Правила работы: Заполните пропуски в тексте и представьте учёных.

Проверка задания: биологи, астрономы, географы, экологи.

Деление на группы по 3 человека.

Осмысление и принятие учебной задачи.

Организация работы в группе.

Представление продукта, оценивание, рефлексия по итогам работы.

План ответа:
1. Наука
2. Профессия
3. Чем занимается
4. Музей
Представление работы.
Количество правильных ответов.

Наук сейчас много больше, чем когда-то изучал доктор Гаспар.

Как ты думаешь, чем так увлечена девочка?

Можно ли наблюдать за цветами, не срывая их?

Что можно наблюдать в природе?

Наблюдать можно даже дома! Например, что происходит, когда мороженое лежит на тарелке? Когда гвоздь подносишь к магниту? Когда кипит чайник?

Наблюдение отличается от простого «смотрения». Когда человек наблюдает, он пытается понять, как меняется то, что он наблюдает, почему это происходит.

Во время наблюдений проводят измерения, используя приборы.

Дневник наблюдений

Пол Пил. «Юный ботаник».

Канадский художник Пол Пит известен замечательными портретами детей. На картине маленькая девочка разглядывает цветок. Взгляд ее внимателен. Мы не знаем, кем она стала, когда выросла. Но наверняка она выросла умным и наблюдательным человеком.

Ответы на вопросы. Рассматривание картины.

Ж.Л. Перье. Алхимик
На картине изображен старик с седыми волосами. Наверное, он уже много лет занимается экспериментами. У него есть мастерская, в которой много разных приборов. Рассмотри предметы, которые есть в помещении. Для чего они нужны?

— Посмотрите, у меня в баночках налита обыкновенная вода, но сейчас я скажу волшебные слова – наблюдайте, что произойдет:

Ой, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
В этой банке красной.
Ой, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Ты сейчас зелёной.
Ой, вода-водица,
Друг ты мой умелый,
Стань, вода-водица,

Научное наблюдение отличается от обычного тем, что его условия наблюдатель задает сам (контролирует) и, если надо, изменяет. Научное наблюдение проводится с помощью научных приборов и называется экспериментом.

Чаще всего эксперименты проводится в специальном помещении – лаборатории.

Ход эксперимента записывают в специальный журнал – лабораторный. Для этого можно использовать и обычную тетрадь, но записи в ней делают специальные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, цель и ход эксперимента: что делали, что наблюдали, какой результат получили.

Вы ежедневно растворяете сахарный песок в воде. Проведите эксперимент…

Жак Луи Перье. «Алхимик».
Алхимиками называли людей, которые искали способ превращения обычных металлов в золото и пытались найти особое лекарство (эликсир жизни), которое бы позволяло людям жить вечно. Алхимики ставили разные эксперименты, изучали вещества, но своей цели так и достигли.
Рассматривание картины.

Фотографирование эксперимента.
Научное наблюдение.

Этап применения знаний — 5 мин.

Решение задач

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Метод: продуктивный

Форма работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Предположи, что изучают ребята.

Какие приборы помогут?

— Миша с кристаллами…

— Мария с гербарием…

Деятельность учащихся

Выполняют упражнение-классификацию
в learningApps.

Показатели РРЭ: уровень качества овладения способами (приемами, правилами и т.д.)

Оценивание: верно, неверно.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе — 3 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная

Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия по содержанию учебного материала

КТО? биологи, астрономы, географы, экологи.

КАК? наблюдения, измерения, эксперимент.

Рефлексия собственной деятельности.

Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали.

Этап информации о домашнем задании — 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

с.88-89 пересказ, опыты (учебник), упражнение в learningApps.

Готовы к его самостоятельному выполнению.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР

Источник