Методические рекомендации при птиц

Методические рекомендации к проведению Дня птиц

Основу этого раздела составляет частичная перепечатка работы А. А. Соколовой «Методические рекомендации к проведению Дня Птиц (для студентов, учителей биологии, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы и пионервожатых». — Курган: Курганский пединститут, 1990.

В данных методических рекомендациях рассказывается о многолетнем опыте организации и проведения Дня Птиц на естественно-географическом факультете Курганского педагогического института, во Дворце пионеров и школьников г. Кургана, школах области.

Главное в нашей работе — вооружить студентов — будущих учителей школы — разнообразными формами и методами внеклассной работы, среди которых особое место отводится Дню Птиц как одной из комплексных форм внеклассной работы, призванной решать вопросы нравственного, краеведческо-экологического, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Ежегодно в первую субботу апреля в нашей стране отмечается День Птиц. Птицы — наши друзья. Они повсюду и всегда рядом с человеком. Наиболее раннее упоминание о старинном русском обычае — развешивании скворечников — относится к 1774 году. Впервые День Птиц организовали в Москве в апреле 1918 года Председатель Сокольнического райсовета рабочих и солдатских депутатов И. В. Русаков и старейший орнитолог страны П. П. Смолин.

Дальнейшую работу по пропаганде и организации Дня Птиц проводил известный орнитолог профессор К.Н.Благосклонов. С 1956 года по инициативе газеты «Пионерская правда» День Птиц стал традиционным для многих школьных коллективов и внешкольных учреждений. Он может быть самостоятельным праздником или частью Недели биологии.
Организация Дня Птиц в Институте

Основную работу по подготовке и проведению Дня Птиц на нашем факультете осуществляют члены зоологического кружка и совет зоологического музея кафедры зоологии. Для этого создается Совет тематического дня, который состоит в основном из студентов младших курсов. На заседании Совета первоначально решаются вопросы о сроках и форме проведения Дня Птиц, его предметном оформлении, определяются задания учебным курсам и вырабатывается сценарий праздника.

Анализ анкет студентов по итогам педагогической практики в школах Курганской области показал, что в основном эти праздники проводятся однообразно. На нашем факультете в последние годы День Птиц проводится весной регулярно, накоплен определенный опыт, разработаны несколько новых форм проведения праздника: птичий слет, пресс-конференция, птичий кроссворд, птичий КВН, дискотеки «Расскажите, птицы» и «Мир людей и птиц», устный журнал «Приветствуем пернатых», «научная» конференция в защиту птиц и др. Каждая из названных форм требует особого подхода и к разработке, и к проведению Дня Птиц. Независимо от формы проведения праздника, особое внимание обращается на активизацию деятельности всех студентов, продумываются задания поискового, исследовательского характера для учебных групп в целом. Например: «Птицы Красной книги Курганской области», «Грач в Кургане», «Гнездование городской ласточки в Кургане», «Гнездовая биология скворца и полевого воробья на агробиостанции института», «Миграция птиц» и т. д.

Особый вклад в разработку, подготовку и проведение Дня Птиц вносят рефераты, доклады и курсовые работы студентов, выполненные по учебному плану, но представляющие интерес для практического использования. В них сконцентрированы итоги поисковой и исследовательской работы, подобран и систематизирован большой фактический материал о жизни и деятельности птиц родного края.

Выделяются группы студентов для оформления зала, фойе, где будет проводиться День Птиц. В разные годы традиционно используются обновляемые лозунги, плакаты, газеты. Существенно меняется другая наглядность: бумажные силуэты стай летящих голубей в Год Мира, стаи сорок и других птиц, приносящих весть о весне и празднике. Здесь может проявиться выдумка и фантазия организаторов, их творческая мысль. Заранее вывешиваются объявления о празднике, проводятся разнообразные конкурсы: стенных газет, плакатов, знатоков и друзей пернатых; студенты выпускают листовки, сообщающие о подготовке к празднику.

Ко Дню Птиц следует приурочить выставку курсовых работ, рефератов, отчетов по полевой практике, выставку книг о птицах, а также книжек-малышек, изготовленных студентами. В зоомузее факультета студенты старших курсов — члены зоологического кружка — проводят экскурсии для студентов младших курсов, а также для школьников города и области.

Если организаторы избрали «Птичий слет» как форму проведения Дня Птиц, то идет разработка заданий по изготовлению масок, костюмов, содержательная подготовка команд-стай, изготовление бутафории, в том числе эмблем для участников, членов жюри, болельщиков, а также различных жетонов и медалей для победителей конкурсов. Одна из аудиторий факультета превращается в пункт подготовки этого мероприятия. Особая ценность праздника видится в том, что студенты в процессе подготовки получают дополнительные сведения о птицах, самостоятельно работают с литературой, периодической печатью. Кроме того, развивается их общественная активность.

Особенности подготовки и проведения праздника в школе

В каждой школе подготовка и проведение Дня Птиц — коллективное, совместное дело Совета школы, кружка юных биологов или клуба друзей пернатых. Они — организаторы этого тематического дня, являющегося итогом Недели биологии. Для подготовки и проведения Дня Птиц создается Совет дела или инициативная группа. Под руководством преподавателя биологии организаторы Дня Птиц продумывают вопросы его подготовки и проведения, Включения каждого классного коллектива в эту большую познавательную и общественно-полезную деятельность. В Неделю биологии любители природы действуют совместно с другими творческими объединениями в школе.

Клуб интересных встреч приглашает ученых, лесничих, представителей общества охраны природы. Члены литературного кружка подбирают художественную литературу, стихи о птицах и о природе родного края. Хоровой коллектив разучивает песни. Драматический готовит постановки, отрывки из спектаклей, скетчи, инсценирует басни и сказки. Кружки юных художников подводят итоги конкурса на лучший рисунок о птицах и природе родного края. Кружок «умелые руки» оформляет выставку искусственных гнездовий и кормушек для птиц. Найдется дело и для юных фотографов: фотовыставка, фотоконкурс, фотовикторина — дело их рук.

Члены кружка юных художников продумывают эмблему праздника или объявляют конкурс на лучшую эмблему, готовят жетоны, рисунки силуэтов птиц. Интересной может быть выставка репродукций произведений изобразительного искусства о природе.

В школьной библиотеке должна быть развернута выставка книг и периодической печати о птицах, природе, природоохранной работе. Среди учащихся школы много коллекционеров марок, открыток, спичечных этикеток, конвертов, значков. Они могут оформить выставки и провести экскурсии, сопровождая их рассказом об истории экспонатов. Юных техников можно привлечь к изготовлению слайдов, диафильмов, что будет способствовать развитию их общественной активности и оснащению учебного процесса, обогащению кабинета биологии необходимым фактическим материалом.

По классам проводятся походы, экскурсии в природу, музеи, а также беседы о пользе птиц, встречи, викторины, конкурсы. Надо предусмотреть изготовление гнездовий, кормушек, вывешивание их в школьном саду, парке, сквере, близлежащем лесу. К этой работе должны быть привлечены учителя труда — под их руководством работают ребята. Они оформляют стенд о том, как правильно изготовить и укрепить гнездовье.

В период подготовки к празднику ребята подбирают пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни и скороговорки о птицах. Много творчества и выдумки проявят ребята в изготовлении масок, макетов птиц, поделок из природного материала, которые могут быть представлены на выставке «Природа и фантазия», «Природа и творчество».

Развитию познавательной и общественно-полезной активности учащихся будет способствовать подготовка радиопередач по школьному радио, так как необходимо подобрать материал, взять интервью, продумать музыкальные заставки, озвучить радиопередачу голосами птиц и т. д.

Одним из центральных моментов подготовки к празднику является разработка сценария. Для его составления необходимо выбрать форму проведения, отобрать необходимый познавательный материал, продумать музыкальное оформление, подобрать технические средства, выбрать интересные кинокадры, сделать эскиз оформления помещения.

Чтобы праздник заинтересовал ребят, Совет дела выбирает лучший материал, который был представлен на классных выставках. Сценарий праздника должен быть творчеством самих ребят, и здесь на помощь приходит конкурс на лучшее предложение в план проведения праздника. Очень важно, чтобы как можно больше ребят приняло участие в его разработке. Нужны ведущие, чтецы, затейники, действующие лица, представляющие птиц, кинодемонстраторы. Каждому нужно найти дело и определить его роль. В период подготовки праздника необходимо уделить большое внимание информационному освещению всех дел: это листки новостей, стенгазеты, листовки, сообщения по радио.

При подготовке и проведении праздника важно помочь организаторам определить их роль, активную позицию. В День праздника каждый должен отвечать за порученное дело. Одни — за встречу гостей, другие — за музыкальную часть, технические средства и т. д. Многое зависит от находчивости ведущих, чтецов, затейников. Активность участников можно повысить введением пропуска на праздники: каждый из них подбирает пословицу, поговорку, скороговорку или делает книжку-малышку о птицах родного края и др.
Формы проведения Дня Птиц

Опыт работы зоологического кружка и Совета музея Курганского пединститута по проведению Дня Птиц со студентами естественно-географического факультета показывает реальную возможность существенно разнообразить формы проведения этого традиционного мероприятия. Трудности и одновременно повышенный интерес к проведению праздника заключались именно в том, что каждый раз здесь реализовывался творческий подход и к выбору формы, и к методике проведения — чтобы избежать трафарета, шаблона в его организации.

Активное участие в этом традиционном празднике готовит студентов к практической работе в школе по руководству детским коллективом.

Остановимся на отдельных формах проведения праздника. День Птиц начинается с торжественной части, на которой все заслушивают одно или несколько сообщений: «Все о птицах», «Самые, самые обыкновенные», «Все ли вы знаете о птицах?» и т. д. Во второй части праздника проводим либо птичий слет, либо птичий карнавал.

Птичий слет предполагает соревнование птичьих стай. Птичьи стаи формируются заранее. Они выбирают вожака, продумывают название стаи, эмблему, девиз, выполняют задания организаторов праздника, готовят номера художественной самодеятельности (песни, стихи, скетчи, танцы, пантомимы и т. д.).

Во время состязания птичьи стаи соревнуются в знании жизни и деятельности птиц, а также в знании стихов, сказок, называют басни, где упоминаются птицы, участвуют в эстафетах, играх, узнают силуэты птиц, исполняют песни, отгадывают загадки, читают сочинения «Мои любимые птицы». Заканчиваются соревнования показом номеров художественной самодеятельности, которые подготовили стаи. Остальные гости птичьего слета участвуют в викторинах о птицах «Знаете ли вы, что?», в конкурсе песен о птицах. Победителям вручают призы.

Птичий карнавал предполагает подготовку каждого. Заранее на видном месте — на стенде — вывешиваются эскизы костюмов, масок. Несколько человек могут объединиться и подготовить для исполнения в лицах отрывки из литературных произведений о птицах, из рассказов, басен, пьес, песен и т. д. На карнавале звучит музыка о Родине, о птицах, записи птичьих голосов. Ведущие карнавала — тоже в карнавальных костюмах. Они организуют карнавальное шествие, игры, конкурсы, выявляют желающих обыграть свой костюм, защитить название той или иной птицы.

Старшеклассники для ребят младшего школьного возраста могут организовать заседание «Клуба Почемучек», текстовый и иллюстративный материал для которого рекомендуем найти на страницах журнала «Юный натуралист».

Пресс-конференция «Охрана птиц — дело каждого» проводится в виде деловой игры, на которую приглашаются «журналисты» различных отечественных и зарубежных газет. Своих «представителей» могут направить на пресс-конференцию также редакции любых журналов. «Журналисты» должны заранее просмотреть подшивки газет, журналов, выбрать интересные и познавательные вопросы. На вопросы «журналистов» могут отвечать «ученые», которых также играют ребята-школьники. «Корреспонденты иностранных газет и журналов» готовят вопросы на английском и немецком языках, и поэтому вместе с ними действуют «переводчики».

Часто перед устроителями праздника встает вопрос — как поднять настроение у всех присутствующих с тем, чтобы не было деления на ведущих и зрителей, организаторов и наблюдателей. Тогда на помощь приходит форма такого массового мероприятия как разгадывание кроссвордов, которые мы назвали «птичьими». Организаторами птичьих кроссвордов просмотрена обширная литература по зоологии с целью отыскания вопросов к викторине, сбора загадок, пословиц, поговорок о птицах, отбора самого интересного для составления кроссвордов. Каждый кроссворд следует начертить на большом листе бумаги и представить его участникам, где все присутствующие имеют равную возможность ответить на поставленные вопросы.

Важно привлекать организаторов не только к участию в подготовке и проведении праздника, но и к анализу его итогов, выявлению положительного и отрицательного во время его проведения.
Примеры конкурсов и состязаний на Днях Птиц (отобраны составителями).

Состязание «Закончи пословицы и поговорки».

Ведущие зачитывают начало пословиц и поговорок, надо правильно их закончить.

* Всякая птица. в своей стае хороша.
* Всякая птица . своим клювом сыта.
* Цыплят . по осени считают.
* Грач на горе. весна на дворе.
* Сорока на хвосте . весть принесла.
* Человек без Родины . что соловей без песни.
* Хвалилась синица. что море зажжет.
* Всяк кулик . в своем болоте велик.
* Любит кукушка . чужие годы считать.
* Сова не высиживает. орла.
* Сова спит, а. кур видит.

Состязание «Обыкновенные птицы».

Каждая стая по очереди называет имена «обыкновенных» птиц (гага, горлица, горихвостка, дубонос, овсянка, кукушка, поползень, пустельга, сверчок, чечевица, чечетка, пищуха, каменка и т. д.).
Состязание «Узнай голоса птиц».
Звучит пение птиц в грамзаписи (зяблика, соловья, зарянки, жаворонка, чибиса, пеночки-трещотки и т. д.). Стаи должны узнать птиц по голосам и рассказать о них.
Состязание «Знаете ли вы птиц в литературе».
Многие писатели посвятили свои произведения птицам. Назовите эти произведения.
Конкурс веселых художников.
Собирают по 5 человек от двух команд болельщиков. На двух досках или листах бумаги каждый по заданию ведущего рисует какую-нибудь хорошо знакомую птицу. Поскольку она хорошо всем известна, нарисовать ее надо с завязанными глазами. Рисуют под команду ведущего — сначала конечности, затем туловище, глаза, хвост, клюв, крылья, «украшения», ноги и т. д.
Конкурс «Почему мы их так называем».
Ребятам предлагается объяснить названия таких птиц как трясогузка, козодой, глухарь, птица-секретарь, лысуха, кукушка, дятел, зяблик.
Конкурс «Что ни шаг, то птица».
На каждый шаг необходимо называть птиц, не повторяясь.
Конкурс «Напоите птенца».
В центре зала на стол ставятся два стакана с водой, а около каждой «стаи» — по стулу со стаканом, который сверху листом бумаги оформлен в виде клюва птенца. По команде ведущего члены стаи носят ложками воду и поят птенца. Кто быстрее и больше принесет птенцу воды — тот и победитель.
Конкурс «Птичья эстафета».
Каждая «стая» по очереди называет птиц так, чтобы следующее название начиналось с буквы, на которую заканчивается предыдущее. Например: сорока–аист–турухтан–носорог–гусь–синица и т. д.
Конкурс «Веселая гимнастика».
Выбирается режиссер. По его команде стаи болельщиков изображают повадки птиц (кто точнее и дружнее). Например, просят изобразить цаплю, аиста, дятла, воробья, турухтана, голубя, журавля и т. д.

Конкурс «Давайте споем».
По очереди исполняются по куплету песни о птицах.

Конкурс «Сделай сам».
Изготовьте эмблему «Знаток птиц» и подарите ее сопернику.

Конкурс «Знаток сказок о птицах».
Капитаны команд по очереди называют сказки.

Конкурс «Знаток русского языка».
Объяснить, почему сложились такие поговорки о птицах:

* Седой как лунь.
* Как с гуся вода.
* Вышел сухим из воды.
* Глухая тетеря.
* Заладил как дятел.
* Забился как сыч.

Читайте также:  Назовите самые большие мышцы птиц

«Подготовьте выступление на тему „День Птиц в 2100 году“ по форме известных телепередач („В Мире животных“, „Утренняя почта“, „Клуб кинопутешественников“ и т. п.)».

Источник



Методические рекомендации «Перелетные птицы»

Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы — это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно — лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед — до рыбешек птицам не добраться.

Аисты улетают вереницей — верёвочкой.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком

Ласточки и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы.

А кукушки улетают поодиночке.

А весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.

Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.

Обогащение и уточнение словаря:

Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий, дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки,части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.

Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.

Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края, белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка, проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк, лебединая (песня…Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?

У птиц есть голова, туловище, шея, две лапки, крылья и хвост. На голове — клюв и глаза. Тело покрыто пухом и перьями.

Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

Назвать перелетных птиц:лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка.

Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.

Игра «Ответь на вопросы»

Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)

Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е.насекомоядные: скворцы, соловьи,ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)

А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).

Как улетают цапли, утки? (шеренгой)

Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)

Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)

Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)

Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)

У каких птиц на лапках перепонки?

У каких птиц длинные ноги?

У каких птиц длинный клюв?

Какие птицы питаются лягушками?

Какая птица живет в скворечнике?

У какой птицы хвостик похож на ножницы?

У какой птицы длинная шея?

Игра «Кто как кричит?»

Утка: «Кря – кря» — крякает

Кукушка: «Ку – ку» — …

Журавль: «Курлы – курлы» — …

Игра «Подбери слова-действия»

1 вариант: Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала…залетела; влетела; прилетела.

Подбери слова-действия (не менее трех действий):

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)

Утка (крякает).

Игра «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков):

Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)

Аист какой?-(белый, большой, красивый)

Грач какой?-(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-(маленький, голосистый)

Игра «Как улетают птицывозьми много пуговиц и разложи их так,как улетают:

гуси, утки, лебеди — вереницей;

ласточки, грачи, скворцы — вереницей;

Игра «Птицы улетают на юг — кто и когда?»

Взрослый называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы, затем последовательно убираются)

Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Конец сентября – аисты, кукушки.

Середина октября – цапли.

Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.

Игра «Чем питаются птицы (полный ответ)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

1523ad8aefb6fa347e2f9d9dce779313bfb11b84-1.jpgИгра «Какая – чем?»

Какая у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?

У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.

У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.

У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.

Игра «Чем мы угостим?». Взрослый называет птицу, а ребёнок должен сказать, чем она питается.

Угощу … грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком,

ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.

ИГРА «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую.

Конспект НОД познание «Перелетные птицы» с презентациейКонспект НОД познание «Перелетные птицы» с презентацией Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: формирование у детей знаний о перелетных птицах. Задачи: учить детей по характерным.

Лэпбук «Перелетные птицы»Лэпбук «Перелетные птицы» Последовала Вашему примеру и решила собрать первый лепбук, что из этого получилось увидите и надеюсь дадите рекомендации и оценки данному.

Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья»Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.

Методическое пособие. «Птицы перелетные и зимующие» Содержание Введение Пояснительная записка Задачи методического пособия ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ПТИЦЫ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ» ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА:.

Проект в средней группе «Перелетные птицы»Проект в средней группе «Перелетные птицы» Проект в средней группе «Солнышко» МКДОУ № 196 «Перелетные птицы» Авторы : воспитатели :Ожева Н. Н,Прилепко Е. А. Описание проекта: краткосрочный,.

Рекомендации для родителей по теме «Перелетные птицы» Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости сайта. В настоящее время мы все перешли на удаленную форму работы, но остаемся на связи с родителями.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.

Источник

Методические рекомендации при птиц

Организация мониторинга заносов и распространения гриппа птиц в природных условиях на территории Российской Федерации

Дата введения: с момента утверждения

1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г.Онищенко, Е.Б.Ежлова, Г.Ф.Лазикова); ФГУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора (И.Г.Дроздов, А.Н.Сергеев, А.П.Агафонов, А.М.Шестопалов, Е.А.Ставский, А.Ю.Алексеев, О.К.Демина, Е.Б.Шеметова, А.А.Сергеев, Ю.В.Туманов, В.А.Терновой); ФГУЗ ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора (Г.А.Шипулин, А.Т.Подколзин, С.Б.Яцышина); ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора (А.В.Топорков, С.А.Щербакова, Н.В.Попов, В.П.Топорков, А.А.Слудский, И.Н.Шарова, М.Н.Ляпин, А.Н.Матросов, В.Н.Чекашов, Т.Ю.Красовская); ГУ НИИ гриппа РАМН (О.И.Киселев, Л.М.Цыбалова, Т.Г.Лобова).

2. РЕКОМЕНДОВАНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Комиссией по государственному санитарно-гигиеническому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 26 декабря 2008 г. N 01/15701-8-34

4. ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН методических рекомендаций "Организация мониторинга заносов и распространения гриппа птиц в природных условиях на территории Российской Федерации" от 17.11.06 N 0100/12294-06-34.

Список сокращений

ВГПА — вирус гриппа птиц типа А

Биобезопасность — биологическая безопасность

ИФА — иммуноферментный анализ

МФА — метод иммунофлуоресцирующих антител

ОТ-ПЦР — метод обратной транскрипции — полимеразной цепной реакции

РТГА — реакция торможения гемагглютинации

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

1. Область применения

1.2. Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других организаций независимо от организационно-правовой формы собственности.

2. Общие положения

2.1. Целью введения настоящих методических рекомендаций является регламентация мероприятий по эпизоотологическому мониторингу за гриппом птиц в природных условиях. Комплекс мероприятий по мониторингу включает в себя организацию сбора, хранения и транспортирования материала, проведение лабораторных исследований, а также обеспечение биологической безопасности проводимых работ. Основной задачей мероприятий по мониторингу за гриппом птиц является выявление заносов возбудителя и распространения этой инфекции в популяциях диких животных околоводного комплекса с целью проведения адекватных противоэпидемических и профилактических мероприятий среди людей.

2.2. Организация и проведение мероприятий по эпизоотологическому мониторингу гриппа птиц в природных условиях на территории Российской Федерации осуществляется органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во взаимодействии с органами и учреждениями Минсельхоза и Россельхознадзора.

2.3. Объем, характер и направленность проведения профилактических мероприятий среди людей определяются результатами эпизоотологического обследования и прогнозом эпизоотической и эпидемической ситуации по гриппу птиц в конкретных субъектах Российской Федерации.

2.4. Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, на территории которых обнаружены эпизоотии гриппа птиц, совместно с органами исполнительной власти субъектов, органами Россельхознадзора, МЧС и другими заинтересованными службами и ведомствами планируют проведение мероприятий, направленных на предупреждение распространения вируса среди домашней птицы, на птицефабриках и среди людей, а также направленных на минимизацию последствий от возможных вспышек, если они уже возникли, и их подавление. Комплексный план профилактических мероприятий по гриппу птиц составляют управления Роспотребнадзора совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Россельхознадзором и другими заинтересованными службами и ведомствами сроком не менее чем на 2 года с ежегодным корректированием.

2.5. Прогноз эпидемиологической и эпизоотологической ситуации по гриппу птиц на территории Российской Федерации составляется научно-методическим центром по референс-диагностике и изучению высокопатогенных штаммов вируса гриппа — НМЦГ (ФГУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора). Прогноз составляется на основе предоставляемых в НМЦГ заключений об эпидемиологической и эпизоотологической обстановке по гриппу птиц в России (1-2 раза в год), подготовленных Центром экологии и эпидемиологии гриппа — ЦЭЭГ (ГУ НИИ вирусологии им. Д.И.Ивановского РАМН) и Федеральным Центром по гриппу — ФЦГ (ГУ НИИ гриппа РАМН). Эти заключения формируются на основе представляемой в адрес ЦЭЭГ и ФЦГ информации от курируемых ими соответствующих учреждений (противочумные станции и опорные базы, определенные Приказом Роспотребнадзора от 31.03.05 N 373). Сформулированный обобщенный прогноз и заключения об эпидемиологической и эпизоотологической обстановке в России направляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данные прогноза эпидемиологической и эпизоотологической ситуации по гриппу птиц на территории Российской Федерации передаются в ВОЗ, на информационный сайт НМЦГ, в Национальные центры по гриппу стран СНГ и учреждения-разработчики (ЦЭЭГ и ФЦГ) после согласования с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2.6. Консультативно-методическая и практическая помощь управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по вопросам профилактики и проведения противоэпидемических мероприятий среди людей на территориях, пораженных эпизоотией гриппа птиц, осуществляется НМЦГ, ЦЭЭГ и ФЦГ, Противочумным центром, региональными центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I-II групп патогенности и Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, созданных на базе противочумных учреждений.

3. Обоснование необходимости осуществления мониторинга за гриппом птиц

Необходимость проведения мониторинга за гриппом птиц определяется реальной опасностью заносов возбудителя этого заболевания перелетными птицами и формирования очагов инфекции во многих регионах Российской Федерации, а также возникновения эпизоотий среди домашних птиц и потенциальная способность вируса гриппа птиц вызывать заражение человека.

С 1997 г. отмечаются эпизоотии среди диких и домашних птиц, вызванных высокопатогенными вирусами гриппа А субтипа H5N1, способными вызывать также тяжелые заболевания среди людей с высокой летальностью. В последние годы происходит расширение ареала вируса гриппа птиц, увеличение видового спектра носителей, повышение вирулентности циркулирующих штаммов. Способность выживать в окружающей среде в течение длительного времени, особенно при низких температурах, обусловливает расширение ареала распространения вируса и необходимость проведения мероприятий по мониторингу на обширных территориях Российской Федерации.

Случаи передачи вируса гриппа А субтипа H5N1 от человека к человеку не зарегистрированы, хотя семейные очаги заболеваний отмечались неоднократно. Однако совместная циркуляция штаммов вирусов гриппа человека и птиц повышает вероятность события реассортации и возникновения пандемичного варианта вируса гриппа.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) контролирует обстановку по птичьему гриппу, решая в первую очередь проблемы профилактики эпизоотических вспышек среди домашних животных. Вместе с тем эпизоотологический мониторинг гриппа птиц в природных биотопах в настоящее время проводится в недостаточном объеме.

4. Организация эпизоотологического мониторинга за гриппом птиц в природных условиях

4.1. Эпизоотологические и эпидемиологические особенности гриппа птиц

Вирусы гриппа, которые принадлежат к семейству Orthomyxoviridae, классифицируются как А, В и С на основании антигенных различий в их нуклеопротеиновом (NP) и матричном (M1) белках. Из трех известных типов вирус гриппа А является наиболее патогенным и инфицирует разнообразные виды животных, включая свиней, лошадей, морских млекопитающих и птиц, периодически вызывая пандемии в человеческой популяции. Дальнейшее разделение вируса гриппа А на субтипы основано на антигенных свойствах двух поверхностных гликопротеинов: гемагглютинина (Н) и нейраминидазы (N). В настоящее время известны 16 вариантов гемагглютининов (H1-Н16) и 9 вариантов нейраминидаз (N1-N9). Только вирусы гриппа А вызывают инфекции птиц. Все известные на сегодняшний день комбинации из гемагглютининов (H1-Н16) и нейраминидаз (N1-N9) гриппа были изолированы от птиц. Вирусы гриппа А, инфицирующие домашнюю птицу, могут быть разделены на две группы на основе их патогенности. Высоковирулентные вирусы вызывают "птичью чуму" — высокопатогенный грипп птицы (highly pathogenic avian influenza — HPAI), при которой смертность достигает 100%. Эти вирусы ограничены Н5, Н7 и Н9 субтипами, хотя не все штаммы этих субтипов вызывают HPAI. Все другие субтипы вируса, вызывающие более слабую форму респираторного заболевания, обозначаются как низкопатогенный грипп птицы (LPAI). Впервые вирус высокопатогенного гриппа птиц субтипа H5N1 был выделен от цыпленка в 1959 г. в Шотландии.

Читайте также:  Самое полезное мясо птицы для человека

Вирусы гриппа птиц обладают высокой изменчивостью и способностью к мутациям, что приводит к постоянному возникновению новых штаммов вируса, в том числе обладающих повышенной вирулентностью. Важной особенностью вируса гриппа птиц субтипа H5N1 является способность выживать в окружающей среде в течение длительных периодов времени, особенно при низких температурах (например, в загрязненной пометом воде). В воде вирус может выживать до 4 дней при 22 °С и более 30 дней при температурах 4-6 °С, в фекалиях — в течение 35 дней при температуре 0 °С. Длительная сохранность вируса в объектах внешней среды обусловливает расширение ареала распространения вируса и необходимость проведения мероприятий по мониторингу на большем количестве территорий Российской Федерации.

Основной путь передачи инфекции в природе — фекально-оральный. Вирусы в организме птиц локализуются в верхних дыхательных путях и кишечнике. Большое количество вирусов содержится в фекалиях инфицированных птиц, сохраняясь там до 3 месяцев. У птиц зарегистрирована также трансовариальная передача вирусов (птенцы вылупляются из яиц уже больными). Есть предположение о возможности трансмиссивного пути передачи вируса эктопаразитами птиц (комарами, пухоедами).

Основные носители вируса гриппа птиц в природе — дикие птицы околоводного комплекса (в основном представители отряда гусеобразных, ржанкообразных, чайкообразных и аистообразных). Зарегистрировано более 100 видов птиц из 15 отрядов, спонтанно зараженных этой инфекцией. У диких птиц, вирус, хотя и сохраняется в верхних дыхательных путях и легких, может не вызывать манифестных форм заболевания. Инфекция протекает как бессимптомпо, так и со слабо выраженными одним (чаще энтеритом) или несколькими клиническими признаками. Больные птицы могут длительно выделять с экскретами большое количество активного возбудителя в окружающую среду, что приводит к заражению восприимчивых животных. Носителями могут стать и птицы антропогенного комплекса (сороки, вороны, грачи, скворцы, воробьи), транспортирующие вирусы на птичий двор, где кормятся вместе с курами. Вирусы гриппа птиц обнаружены также у млекопитающих — свиней, лошадей, северных оленей, тюленей, моржей, китов, кошек, тигров, норок и грызунов.

Из домашних птиц основная роль в качестве носителей вируса H5N1 принадлежит уткам и гусям, которые зачастую сами не болеют или переносят инфекцию в легкой форме, но выделяют вирус в окружающую среду в большом количестве. Куры, особенно их молодняк и несушки, очень чувствительны к гриппу птиц. Именно в их популяциях возникают массовые эпизоотии, приводящие к 100% гибели поголовья. Болеют также индюки, перепелки, куропатки, бойцовские петухи, павлины, цесарки, страусы и попугаи.

Инкубационный период болезни у птиц длится 1-7 дней. Клиническими признаками болезни являются вялость, снижение яйценоскости, отказ от пищи, взъерошенность перьев, истечения из носовой и ротовой полостей, понос, синюшность гребня и сережек, раздутие и подкожное кровоизлияния шпор, судороги и паралич. Смерть наступает очень быстро, зачастую в течение первых суток после инфицирования. Чаще всего заболевают птицы на личных подворьях и фермах с открытым выпасом птицы. Крупные животноводческие хозяйства, где соблюдается режим закрытого содержания, поражаются гораздо реже.

Устойчивые природные очаги гриппа птиц находятся в странах Юго-Восточной Азии, где вирус инфекции способен циркулировать круглогодично в популяциях местных и зимующих перелетных птиц, скапливающихся на водоемах. Мигрирующие с юга на север дикие птицы, совершающие дальние перемещения на места постоянных гнездовий (чайки, кулики, аистообразные и воробьиные), заносят вирус на водоемы, где происходит заражение оседлых видов.

В настоящее время на территории России, Китая, Монголии, Казахстана, Азербайджана, Украины, Турции, Египта, Ирака, Румынии и других стран Евразии вдоль пролетных трасс мигрирующих птиц сформировались и функционируют заносные природные очаги, откуда возможна дальнейшая экспансия гриппа птиц субтипа H5N1 на территорию России и сопредельных государств.

Первая документированная передача вируса гриппа птиц людям зарегистрирована в 1996 г., а передача субтипа H5N1 — в Гонконге в 1997 г., когда из 18 заболевших 6 человек погибли. В настоящее время заболевание у человека, вызванное вирусом гриппа птиц — субтип H5N1, официально зарегистрировано в 13 странах — Азербайджан, Камбоджа, Китай, Джибути, Египет, Индонезия, Ирак, Лаос, Нигерия, Таиланд, Турция, Вьетнам, Мианмар.

Основной путь заражения людей вирусом гриппа птиц — при контактах с зараженной птицей, при разделке тушек больной птицы.

Длительность инкубационного периода при гриппе A (H5N1) составляет обычно 2-3 дня с колебаниями от 1 до 7 дней. Заболевание начинается остро — с озноба, миалгии, возможны боли в горле, ринорея. В странах Юго-Восточной Азии более чем у половины больных отмечалась водянистая диарея при отсутствии слизи и крови в фекалиях, в четверти случаев повторная рвота. Повышение температуры тела является одним из ранних и постоянных симптомов. Уже в первые часы болезни температура превышает 38 °С и часто достигает высоких и гиперпиретических значений. В разгар заболевания (на 2-3-й день болезни) характерно поражение нижнего отдела дыхательных путей (нижний респираторный синдром) с возможным развитием первичной вирусной пневмонии: кашель, одышка и дисфония. Кашель обычно влажный, в мокроте нередко отмечается примесь крови. Аускультативно-жесткое дыхание, хрипы. На рентгенограмме грудной клетки в ранние сроки находят неспецифические изменения в легких — диффузные, мультифокальные или отдельные инфильтраты, которые способны к быстрому распространению и слиянию. В некоторых случаях могут быть обнаружены сегментарные или долевые уплотнения. Прогрессирование заболевания сопровождается развитием дыхательной недостаточности и острого респираторного дистресс-синдрома.

В периферической крови больных определяется:

лимфопения; средний уровень 0,7х10/л (от 0,25 до 1,1х10/л при нижней границе нормы 1,2х10/л);

тромбоцитопения; средний уровень 75,5х10/л (от 45,0 до 174,0х10/л при нижней границе нормы 180,0х10/л).

Проявлениями пантропизма вируса, развивающегося в процессе интоксикации, может быть поражение печени и почек, более чем у 30% больных развивается острая почечная недостаточность. При биохимическом исследовании крови, как правило, выявляется повышение активности трансаминаз, нередко наблюдается креатининемия.

Дети младшего возраста переносят заболевание в тяжелой форме. К основным синдромам у них возможно присоединение симптомов энцефалита. В этом случае симптоматика дополняется сильной головной болью, рвотой, нарушением сознания и тошнотой.

4.2. Цель и задачи эпизоотологического мониторинга за гриппом птиц в природных условиях

Основной целью эпизоотологического мониторинга за гриппом птиц является своевременное выявление случаев заноса вируса гриппа птиц в природные биотопы и отслеживание особенностей распространения этой инфекции среди диких животных околоводного комплекса.

Для обеспечения цели необходимо решить следующие задачи:

выбрать географические точки для мониторинга с составлением кадастра водоемов, где скапливается большое количество птиц лимнофильного комплекса для отдыха, гнездования и кормежки;

организовать выездные мобильные бригады для сбора проб материала на исследование;

установить видовой состав, численность, особенности размещения потенциальных носителей ВГП в биотопах околоводного комплекса;

осуществлять сбор проб полевого материала для лабораторного исследования на наличие вируса гриппа птиц, обработку и оперативный анализ полученных результатов;

изучить эпизоотологический статус отдельных видов и групп птиц и других животных околоводных биоценозов;

изучить параметры эпизоотического процесса в очагах гриппа птиц (сезонные особенности, площади эпизоотии, видовой спектр зараженных животных и др.);

оценить степень опасности инфицирования различных типов водоемов, располагающихся в непосредственной близости от сельских населенных пунктов и крупных птицеводческих хозяйств;

составить список населенных пунктов, где возможно заражение домашних животных гриппом птиц от диких околоводных птиц;

разработать мероприятия по предупреждению эпизоотических вспышек и заболеваний людей;

проводить санитарно-просветительную и разъяснительную работу среди местного населения;

Источник

Рекомендации при организации птичника

Основные рекомендации при организации птичника или птицефермы следующие:

1. Размер построек и технология содержания зависят от намерений и возможностей хозяина:

– производить продукцию круглый год или только в теплый сезон;

– от наличия земли для выгулов;

– от обеспеченности кормами.

2. Используемое оборудование и инвентарь должны соответствовать виду птицы, ее возрасту и продуктивности.

3. Обогрев птичника требуется при круглогодичном содержании и выращивании птицы.

4. Птичник следует строить на сухом месте с низким уровнем грунтовых вод.

5. Нельзя строить птичник рядом с крольчатником или свинарником.

6. Нельзя строить птичник на глинистой почве или в местах с высоким уровнем грунтовых вод.

7. Нельзя организовывать выгул на песчаной почве.

При нарушении пунктов 5 и 6 птица чаще болеет, а песчаная почва вытаптывается, и выгул становится запыленным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5.1.2. Общие рекомендации по организации

5.1.2. Общие рекомендации по организации Готовясь к перспективному контакту следует учитывать, что:— в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как слишком жаркая или влажная погода заметно притупляет интеллект;— встречи "на море" ввиду особого воздействия

Общие рекомендации

Общие рекомендации Для того, чтобы предупредить или своевременно устранить те или иные неисправности следует произвести контрольный осмотр автомобиля в пути. Как правило, в дороге техническое состояние автомобиля проверяется по показаниям контрольно-измерительных

Полезные рекомендации

Полезные рекомендации 1. Тональное средство наносите только на чистую кожу. И лучше пользоваться при этом кистью или спонжем – так тон ляжет ровнее и будет дольше держаться.* * *2. Во время нанесения тонального средства обратите особое внимание на носогубные складки и

Общие рекомендации

Общие рекомендации Ловить налима, где попало – пустое занятие. Главное – найти налимью стоянку или «тропу». На это уходят, как правило, не одни сутки. Задавшись такой целью в конкретных местах, засветло выставляют заякоренные поставушки, подпуски, донки по открытой воде,

Общие рекомендации

Общие рекомендации Необходимо сразу оговориться, что рыбу крупнее 1,5 кг в малых реках поймать удается крайне редко. Исключение составляет голавль, который способен достичь внушительных размеров в небольшой (ширина 5–7 м), но глубокой речке. Чаще всего рыболов остается

Оборудование птичника

Оборудование птичника Помещения для содержания гусей оборудуют необходимым инвентарем. Правильно изготовленный инвентарь способствует экономному расходованию кормов и облегчает работу по уходу за гусями.К оборудованию птичника относятся кормушки, поилки, гнезда,

Практические рекомендации по организации разумного образа жизни

Практические рекомендации по организации разумного образа жизни Человечество уже многие века стремится к долголетию, выискивая всевозможные способы продлить себе жизнь. Но в гонке на выживание, в которую втягивает человечество наш стремительный стрессовый век,

Каким должен быть микроклимат птичника

Каким должен быть микроклимат птичника Птица может жить и давать продукцию при самых разных условиях содержания и в различных природно-климатических зонах. Но рассчитывать на хорошую продуктивность можно только при соблюдении оптимальных норм микроклимата –

Рекомендации водителей

Рекомендации водителей У гаишников есть слабое место — они суеверны. В их среде распостранены легенды о водителях с жутким глазом — проклянет тебя, и кранты. Поэтому если каждый из водителей, проезжая мимо инспектора ГАИ, перекрывшего дорогу, просто скажет (или даже

Источник

Методические рекомендации при птиц

Биологический кружок ВООП: главная страница раздела

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

[ sp Красивая, образованная, ухоженная, стройная леди. ] : ml об :

ПРОГРАММА ЗИМНИХ УЧЕТОВ ПТИЦ РОССИИ

СБОРНИКИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЗИМНИХ УЧЕТОВ ПТИЦ:

МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗИМНЕГО УЧЕТА ПТИЦ

Как проводится учет

В программы «Parus» используется широко известная российским орнитологам методика маршрутного учета, разработанная Ю. С. Равкиным (1967). Можно пользоваться и модификацией, предложенной Е. С. Равкиным и Н. Г. Челинцевым (1990).

Те, кто не имеет опыта учетной работы, могут использовать упрощенный вариант методики, предлагаемый в программе «Евроазиатский Рождественский учет». Он отличается тем, что расстояние от учетчика до птицы в момент обнаружения не оценивают, все остальное — то же самое.

Суть метода заключается в следующем. Учетчик движется по маршруту и отмечает всех птиц, которых видит или слышит. Для каждой встречи при этом указывают: вид птицы, число встреченных особей и расстояние от учетчика до птицы в момент обнаружения (если используется упрощенный метод, расстояние можно опустить). Кроме того, отмечают время начала и конца учета и пройденное расстояние.

Обычная процедура учета выглядит так. Дойдя до места начала учета, учетчик записывает в полевом дневнике дату, место проведения учета и особенности погоды. Затем «открывает учет» — пишет название биотопа и время начала. После этого движется по маршруту и регистрирует встречи птиц до тех пор, пока не кончится соответствующий биотоп и не начнется другой. Тогда учетчик записывает время окончания учета и пройденное расстояние в первом биотопе — «закрывает учет» и «открывает» его в следующем биотопе. И так для каждого отрезка маршрута. Запись учета при этом может выглядеть так:

Костромская область, Мантуровский район, окр. д. Халбуж
2.01.2002
Погода: t -15°C, облачность 0,5, слабый ветер, глубина снега 40 см, слабая кухта

Поля-перелески
Начало учета: 9 час. 00 мин.

чечетка 3с 30 м
ворон 1л 150 м

Конец учета: 9 час. 15 мин. Пройдено 0,5 км

Смешанный лес
Начало учета: 9 час. 15 мин.

пухляк 4с 20 м; 2с 70 м
пищуха 1с 20 м
большой пестрый дятел 1с 100 м; 1с 70 м
клест-еловик 5л 50 м;

Конец учета: 10 час. 30 мин. Пройдено 2,5 км

При разделении птиц на сидящих и летящих надо помнить, что летящей считается та птица, которая проходит транзитом над местообитанием, где вы ведете учет, и для которой вы не отмечаете ни момента взлета, ни посадки. Если вы видели то или другое, считается, что птица сидела. Так, практически никогда не отмечаются летящими синицы, корольки, пищухи и т. п., чрезвычайно редко — дятлы.

Основные требования к учетчику

Он должен уметь определять птиц не только по виду, но и по голосу. А что делать, если вдруг непонятно, чей крик или писк вы услышали? Юннатам обычно говорят в таких случаях: "ноги в руки, и беги смотреть, пока не увидишь". Поэтому на учете весьма желательно иметь бинокль. Если увидеть все же не удалось, приходится запоминать, записывать и потом пытаться определить при повторных встречах.

Большинство зимующих видов, входящих в синичьи стаи, пищат похоже друг на друга — так, что по писку не удается определить, кто это. Поэтому очень часто даже опытным учетчикам приходится ходить за стаями и смотреть, кто входит в их состав и в каком количестве. Очень полезно иметь манок или уметь свистеть «по синичьи»: посвистишь — и синицы начинают кричать своими видоспецифичными позывками, так что сразу понятно, кто тут есть. Очень хорошо подходит для этих целей манок на рябчика. Но откликаются птицы не всегда: в пасмурную погоду и особенно после полудня «разговорить» их обычно не удается. Поэтому учет лучше вести в первой половине дня.

Ну, а если вы слышали писк, но не смогли разобраться в видовой принадлежности птицы (как любят говорить юннаты: «мы побежали, а она улетела»)? Тогда приходится писать: синица неопр. — 2с 20 м, пестрый дятел неопр., и так далее. При обработке данных все такие случаи распределяются между встречами известных видов пропорционально их числу.

Только ни в коем случае не пытайтесь распределять их прямо на учете! Это делается на самой последней стадии обработки данных (надо так и присылать свои данные, с указанными неопределенными птицами). Такие полуопределенные встречи всегда бывают даже у самых опытных учетчиков, главное, чтобы их было не слишком много. Часто, например, не удается различить чечеток и чижей, и появляется запись «чиж/чечетка». Если «полуопределенных» встреч нет совсем, то, возможно, учетчик их просто не фиксирует или слишком доверяет своим впечатлениям, путая при определении птиц достоверные факты с «мне кажется». Ну, а если вам не удается определить треть встреченных птиц или более? Это значит, что за учет приниматься еще рано, надо сначала просто походить и поучиться определять птиц.

Для того, чтобы вычислить плотность населения птиц (количество особей, приходящееся на единицу площади) необходимо знать не только длину маршрута, но и ширину полосы, в которой велся учет. Для пересчета данных учета на площадь используются данные о расстоянии, на котором обнаружены птицы. Это расстояние зависит от целого ряда факторов — вида птицы, погоды, опыта и индивидуальных особенностей учетчика и т. д.

При определении расстояния до птицы могут возникнуть трудности, поэтому сначала от этого лучше отказаться. Во-первых, не надо определять расстояние по интенсивности звука — она может значительно меняться в зависимости от погоды, состояния птиц и т. п. Надо, услышав птицу, вначале прикинуть, где она сидит (где-то вон в тех елках), а потом уже писать расстояние до ее местонахождения. Чтобы правильно определять расстояние на глаз, надо тренироваться: определять на глаз, потом подсчитывать шагами. Это обычно делается вне учета. Часто начинающие учетчики пишут расстояние до птицы не в момент ее обнаружения, а в тот момент, когда они смогли ее определить. Это — грубейшая ошибка. Если вы слышите писк стаи, а затем идете посмотреть, кто в ней, надо писать то расстояние, с которого вы ее в первый раз услышали!

При обработке данных учета по методу, предложенному Ю. С. Равкиным, птицы распределяются по зонам дальностей обнаружения: обнаруженные близко (1) — до 25 м, недалеко (2) — от 26 до 100, далеко (3) — от 101 до 300 и очень далеко (4) — более 300 м. Поэтому в учетах можно писать, вместо расстояния, зону обнаружения.

Как проложить учетные маршруты и какова их длина

По правилам работы программ зимних учетов, учеты проводятся раздельно в основных типах местообитаний. Обычно выделяются основные типы леса, открытые пространства и застроенные территории (поселки, города).

Среди лесов выделяются следующие: темнохвойные — еловые, пихтово-еловые; светлохвойные — сосновые и березово-сосновые; смешанные — леса, включающие ель, сосну и лиственные породы; мелколиственные — осиново-березовые (обычно вторичные на месте вырубленных хвойных); ольховые — по низинам, поймам рек и ручьев; широколиственные — из дуба, ясеня, липы и т. п. или лиственные, включающие широколиственные и мелколиственные деревья. В поймах крупных рек в качестве отдельного биотопа обычно можно выделить еще ивняки или ивняки, чередующиеся с лугами (в виде единого биотопа — луга-ивняки).

Учеты во взрослых лесах проводятся отдельно от молодых (высота деревьев в которых не превышает 5–7 м), т. к. птиц в молодняках обычно значительно меньше.

Среди открытых биотопов зимой целесообразно различать сельскохозяйственные земли (поля, луга), болота и вырубки. Застроенные территории можно делить по характеру застройки — на многоэтажные и малоэтажные.

Учеты в лесопарках проводятся отдельно от «диких» массивов леса, т. к. соседство застроенных территорий и посещение людей оказывают на птичье население значительное влияние.

Учеты в конкретном типе биотопа имеет смысл проводить в том случае, если его площадь достаточно велика — такова, чтобы по его отрезкам можно было бы, например, проложить постоянный маршрут протяженностью не менее 3 км. Сами отрезки также должны быть не слишком короткими. Так, если, например, участки сосновых посадок протяженностью около 100 м чередуются с такими же пятнами соснового и березово-соснового леса, то такую мозаику лучше объединить в один биотоп — «сосново-березовый лес».

Обычно на одном ключевом участке в лесной зоне можно выделить 3–6 основных типов лесных местообитаний. Чрезвычайно нежелательно проводить учет только в одном типе леса, даже если он представляется самым характерным. Такой учет вряд ли позволит получить характеристику населения птиц ключевого участка. Исключением могут быть малолесные территории (например, в лесостепной зоне), где набор лесных местообитаний ограничен.

Учеты можно проводить как на постоянных маршрутах, так и на разовых. Так, в заповедниках учеты обычно проводятся на постоянных маршрутах, охватывающих основные типы биотопов. Очень удобно, когда маршруты кольцевые, и длина каждого составляет 7–10 км — столько может пройти с учетом достаточно подготовленный наблюдатель за день.

Во время экспедиций кружка Дарвиновского музея учеты ведутся на разовых маршрутах, но каждый год примерно в одних и тех же лесных массивах.

Для прокладки маршрутов и ориентирования можно использовать любые крупномасштабные карты: туристские, лесные и т. п. Нужно только иметь в виду, что типы леса, выделяемые при лесной таксации, часто не совпадают с местообитаниями птиц. У лесников другие задачи, и их выделы гораздо более дробные; например, «смешанный лес» они разделят в зависимости от преобладающей породы на сосновые, еловые и березовые участки.

В лесах учетчики обычно передвигаются по просекам и лесным дорогам. Нежелательно проводить учеты по просекам шириной более 50 м. Если учетчик идет вдоль границы биотопа, можно проводить учет «на одну сторону», при этом пройденное расстояние уменьшается вдвое. Так, если вы ведете учет по границе соснового леса и зарастающей вырубки и прошли 1 км, то 0,5 км приходится на вырубку, 0,5 км — на сосняк. Птицы при этом записываются раздельно для двух разных местообитаний.

Если учет ведется на разовых маршрутах, приходится постоянно отмерять длину отрезка в каждом типе местообитания. Это делается путем подсчета шагов. Шаги считать лучше парами — под одну ногу. Обычно в 100 м укладывается 65–75 пар шагов. Число своих пар шагов можно узнать, проведя подсчет на отрезке известной длины. Наш опыт показал, что отмерять расстояние, считая шаги, можно и на лыжах, если только лыжня не слишком накатана.

Сколько километров надо пройти с учетом в каждом местообитании? В программы зимних учетов принят «необходимый минимум» — 20 км. В свое время в некоторых методических рекомендациях по программы «Евроазиатский рождественский учет»; предлагалось ограничиться 10 км учетного маршрута. Опыт обработки данных показал, что этого явно недостаточно. Даже если на ключевой территории пройдено 20 км в одном типе леса, и больше данных нет, это мало что позволяет сказать о состоянии населения птиц. Значительно более реальное представление о птичьем населении можно получить, если за зиму на ключевой территории пройдено с учетом не менее 60 км — по 20 км в 3 основных типах биотопов, или более. Учитывая, что за день можно свободно пройти с учетом 6–10 км, это совсем немного — менее 10 маршрутных человеко-дней за зиму.

Очень большое значение имеет скорость, с которой учетчик движется по маршруту. Она не должна быть меньше 1 и больше 3 км/час. Если идти слишком медленно, численность птиц получится завышенной, при большой скорости, наоборот, значительное количество птиц оказывается пропущено.

Рассматривая изменения населения птиц с конца осени до начала весны, можно выделить период осенних кочевок, период зимней стабилизации и период весенних кочевок. Период зимней стабилизации продолжается на большей части лесной зоны с середины декабря по середину — конец февраля. Поэтому зимние учеты можно проводить в течение всего этого времени, распределив норму учета более ли менее равномерно (скажем, по 5 км каждые 2 недели с 15 декабря по 15 февраля). Другой вариант — можно провести учеты в середине зимы — в январе, например, во время школьных или студенческих каникул («Рождественский учет»). Нежелательно приурочивать все учетные работы к началу или концу зимы.

Что касается времени суток, то учеты лучше проводить в первой половине дня — с рассвета до 14–15 часов. Теоретически зимний учет можно проводить в течение всего светлого времени суток, но во второй половине дня голосовая активность птиц снижается, и определить их становится значительно труднее.

Нельзя вести учет птиц при плохой погоде — сильном ветре и снегопаде.

Некоторые дополнительные замечания для начинающих учетчиков

Удобнее всего вести учет, когда в состав маршрутной группы входят два человека — один ведет записи, другой считает шаги. Через каждые 500 м они меняются ролями.

В маршрутной группе не должно быть больше 4 человек!

Нельзя совмещать учет с экскурсией, когда по маршруту идет группа большего размера, и ведется рассказ и показ птиц! Это два разных мероприятия!

Если на учете вы пользуетесь манком, то использовать его можно только для определения птиц, но не для их обнаружения! Нельзя идти во время учета по лесу, посвистывая и ожидая, когда птицы вам ответят — при таком учете данные о численности будут сильно завышены.

Очень мешает во время учета шуршащая одежда, звенящая в кармане мелочь и т. п. Нельзя вести учет в шапке с опущенными ушами или в платке (но можно, если очень холодно, надеть на голову широкий капюшон, не закрывающий плотно уши). Если вы идете на лыжах по обледеневшему скрипящему снегу, придется каждые 50 м на несколько секунд останавливаться и прислушиваться. Поэтому для учета надо тепло одеваться — не так, как для лыжной прогулки, когда можно бежать бегом.

Обработка материалов учета

По окончании периода учетов или экспедиции все данные по каждому местообитанию переносятся по отдельности в сводные таблицы — «выборки», созданные на базе программы Excel. Их можно скачать с нашего сайта в двух форматах — для зимнего сезона и для гнездового сезона. В эти таблицы переносятся все данные учетов, а также информация о месте и сроках проведения учетов, погоде, учетном километраже, характере растительности и составе учетчиков. В файлах содержатся также инструкции и списки видов птиц России. При вводе данных учётов автоматически рассчитывается плотность населения видов и суммарная плотность населения птиц. Таблицы заполняются по раздельности на каждое обследованное местообитание.

При желании (или отсутствии компьютера или программы Excel) можно рассчитать плотность населения птиц вручную (на калькуляторе). Для каждого отдельно взятого вида такой расчет проводится по формуле:

N = (n1 х 40) + (n2 х 10) + (n3 х 3) + n4 / L

где N — плотность населения данного вида в особях на 1 квадратный километр, n1, n2. n3 и n4 — число особей, зарегистрированных во время учетов соответственно на расстояниях 0–25 м, 25–100 м, 100–300 м, 4 — 300–1000 м; 40, 10, 3 — коэффициенты, «расширяющие» полосу учета до 1 км; L — расстояние, пройденное с учетом в километрах. Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учета в часах, умноженное на 30 (средняя скорость полета птиц).

Для расчета численности видов при учете без оценки дальности обнаружения используются специальные коэффициенты, рассчитанные по данным, собранным с 1986 по 1995 г. Эти коэффициенты специфичны для видов, подзон и местообитаний. Они опубликованы во всех сборниках с результатами зимних учетов птиц (приведены на странице "Результаты зимних учетов птиц России").

Результаты учетов высылаются в виде заполненных бланков «выборки» на адрес координатора программы зимних учетов Екатерины Сергеевны Преображенской — voop21@rambler.ru .

Высылая результаты учетов, пожалуйста, убедитесь, что в бланках выборки содержится информация о географических координатах учетной территории и ее характеристиках. Не забудьте также указать свои контактные данные (ФИО и электронную почту, если хотите — телефон и почтовый адрес).

Источник